Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Часть 2: История философии. Основные школы и направления↑ ⇐ ПредыдущаяСтр 3 из 3 Содержание книги
Поиск на нашем сайте
XIX – XX вв. (2 часа)
План семинарского занятия:
1. Марксизм (К. Маркс, Ф. Энгельс). 2. Позитивизм (О. Конт, Дж.С. Милль, Э. Мах, Р. Авенариус). 3. Неопозитивизм (Б. Рассел, Л. Витгенштейн, М.Шлик). 4. Постпозитивизм (К.Поппер, Т. Кун). 5. Философия жизни (А. Шопенгауэр, Ф. Ницше, О. Шпенглер). 6. Экзистенциализм (М. Хайдеггер, Ж.П. Сартр, К. Ясперс). 7. Неотомизм (Э. Жильсон, Ж. Маритен). 8. Герменевтика (Г.Г. Гадамер). 9. Постмодернизм (М. Фуко, Ж. Деррида). 10. Иррационализм (Шопенгауэр, Ницше, Шеллинг, Кьеркегор, Дильтей, 11. Структурализм (К. Леви-Строс, М. Фуко, Ж. Лакан). 12. Прагматизм (Ч. Пирс).
Методические рекомендации для подготовки к семинарскому занятию
Для описания и характеристики каждого из предложенных направлений философии необходимо, во-первых, указать на исторические условия зарождения и развития того или иного направления, взаимосвязь с происходящими событиями. Во-вторых, следует обозначить круг проблем, решаемых в данном направлении, основных вопросов. В-третьих, следует попытаться дать комплексную характеристику направления, представить в сжатом виде основные идеи, выводы. Также следует выделить течения внутри данного направления, их представителей и основные мысли. В заключении необходимо оценить вклад и значение идей данного направления для последующего развития философии. Выясните особенности развития научно-технического прогресса ХХ века и его проявление в философии. Дайте общую характеристику состоянию и развитию современных философских идей, выявите своеобразие философских направлений. Изучите философские идеи основных представителей данного периода, обратите внимание на трактовку онтологических и гносеологических проблем, решение проблемы человека в философии. Раскройте содержание экзистенциальной философии, выявите особенности христианского и атеистического направлений, объясните причины зарождения данного направления. Обратите внимание на изменение интереса к современной религиозной философии. Особое внимание обратите на развитие аналитической философии в ХХ веке, типы рациональности. Раскройте общее и особенное в трактовке основных философских проблем, обратите внимание на то, что в философии меняются акценты – на второй план уходит основной вопрос философии, особое внимание – проблеме языка. Изучите взгляды представителей «второго» и «третьего» позитивизма, покажите связь с прагматизмом, инструментализмом, герменевтикой и другими. Сущность иррационализма наиболее ярко показана в философском наследии А. Шопенгауэра («воля к жизни») и Ф. Ницше, («воля к власти»). Как философия экзистенциализма решала вопросы, связанные с бытием человека в мире: проблема времени, проблемы жизни и смерти, свободы, выбора и ответственности, гармонии и дисгармонии человеческого существования. Постмодернизм как номинализм и апология случая, отказ от «большой истории».
Рекомендуемая литература: 1. Алексеев, П.В. История философии / П. В. Алексеев. – М.: Проспект, 2005. – С. 3-43. Канке, В.А. Философия. Исторический и систематический курс: учебник для вузов / В. А. Канке. – М.: Логос, 2002. – С. 78-100. 2. Кессиди, Ф.Х. «Загадка» бурного расцвета греческой философии / Ф. Х. Кессиди // История философии. – 2007. – №8. – С. 91-96. 3. Лавриненко В.Н. Философия: учебник для бакалавров / В.Н. Лавриненко, Г.И. Иконникова, В.П. Ратников, В.В. Юдин; под ред. В.Н. Лавриненко. – М.:Издательство Юрайт, 2013. – 575 с. 4. Миголатьев, А.А. Ведущие течения современной западной философии / А. А. Миголатьев // Социально-гуманитарные знания. – 2002. – №1. – С. 90-107. 5. Радугин, А.А. Философия: Курс лекций: учебное пособие для вузов / А. А. Радугин. – 2-е изд. – М.: Наука, 2001. – С. 31-81. 6. Чесноков, Г.Д. От средневековой схоластики к «естественной философии» Нового времени / Г. Д. Чесноков // Социально-гуманитарные знания. – 2008. – №4. – С. 29-42. Семинарское занятие 2 Тема: Познание и его методы (4 часа) Часть 1. Понятие, сущность, способы познания (2 часа) План семинарского занятия:
1. Сущность и смысл познания. Принципы познания 2. Сциентизм, скептицизм и агностицизм. 3. Типы познания (житейское, научное, практическое, художественное). 4. Понятие истины. Истина и заблуждение. Критерии истины. 5. Мышление, его сущность и основные формы. 6. Рациональное и чувственное познание, их взаимосвязь и особенности проявления в познавательной деятельности. 7. Творчество как феномен познания и деятельности человека. Сущность творчества, его основные формы.
Методические рекомендации для подготовки к семинарскому занятию Важнейшим вопросом для теории познания является следующий: что такое знание, каково его строение и как оно возникает? Необходимо обратить внимание на то, что в научном знании в отличие от других форм знания (религия, искусство, мораль, право) критерий рационального осознания мира занимает центральное место, а понятие выступает как основная форма рационального познания. Необходимо раскрыть понятие «истина» и выяснении ее отличия от веры, мнения и вненаучного знания. В истории философии истина понимается как соответствие знаний предмету познания, а предмета познания своему понятию. Необходимо затронуть проблему критериев истины и роль заблуждений, веры, мнений в поисках истины.
Рекомендуемая литература: 1. Голубинцев, В.Д. Философия науки / В. Д. Голубинцев. – Ростов н/Д.: Феникс, 2007. – С. 513-533. 2. Кохановский, В.П. Философия и методология науки: Учебник для высших учебных заведений / В. П. Кохановский. – Ростов н/Д.: Феникс, 1999. – С. 5-10; 44-47. 3. Лавриненко В.Н. Философия: учебник для бакалавров / В.Н. Лавриненко, Г.И. Иконникова, В.П. Ратников, В.В. Юдин; под ред. В.Н. Лавриненко. – М.:Издательство Юрайт, 2013. – 575 с. 4. Степин, В.С. Философия науки / В. С. Степин. – М.: Гардарики, 2006. – С. 15-27.
Часть 2. Научное познание (2 часа)
План семинарского занятия:
1. Наука как познание, знание и социальный институт. 2. Специфика научного познания. 3. Структура научного познания 4. Методология науки. 5. Эволюция науки. Научные революции и смена научных картин мира. 6. Ценности, нормы и идеалы современной науки. 7. Научное и техническое знание. 8. Научно-технический прогресс, его социальные и гуманитарные последствия. 9. Эвристика. Эвристические методы, понятие, виды, сфера применения.
Методические рекомендации для подготовки к семинарскому занятию
Студенты должны обратить внимание на то, что наука является сложным явлением: научно-познавательной деятельностью, системой теоретических знаний, возникшей в ее результате и социальным институтом, субъектом познания, сложившимся в ходе познавательной деятельности. Студенты должны указать на принципиальные отличия научно-познавательной деятельности от других видов познания: обыденного, религиозного, философского, эстетически-художественного. Показать какие уровни включает научное познание, охарактеризовать их. Студент должен подробно охарактеризовать формы научного знания, их связь с уровнями научного познания. В завершение темы необходимо показать двойственный процесс влияния науки на общество и общества на науку и различные философско-мировоззренческие позиции, отражающие этот противоречивый процесс: сциентизм – антисциентизм; интернализм – экстернализм. Рекомендуемая литература: 1. Голубинцев, В.Д. Философия науки / В. Д. Голубинцев. – Ростов н/Д.: Феникс, 2007. – С. 513-533. 2. Кохановский, В.П. Философия и методология науки: Учебник для высших учебных заведений / В. П. Кохановский. – Ростов н/Д.: Феникс, 1999. – С. 5-10; 44-47. 3. Лавриненко В.Н. Философия: учебник для бакалавров / В.Н. Лавриненко, Г.И. Иконникова, В.П. Ратников, В.В. Юдин; под ред. В.Н. Лавриненко. – М.:Издательство Юрайт, 2013. – 575 с. 4. Степин, В.С. Философия науки / В. С. Степин. – М.: Гардарики, 2006. – С. 15-27.
Семинарское занятие 3 Тема: Человек в историческом процессе (4 часа) Часть 1. Типология истории (2 часа)
План семинарского занятия:
1. Развитие общества как исторический процесс. Понятие социальных связей и роль 2. Социальная типология истории. 3. Формационная и цивилизационная концепции общественного развития. 4. Насилие и ненасилие в истории. 5. Возникновение и развитие унитарно-стадиального понимания истории. 6. Возникновение и развитие плюрально-циклического взгляда на историю в XX веке 7. Концепции зависимости, или зависимого развития. 8. Возникновение и развитие идеи исторической эстафеты и глобально-стадиального понимания истории.
Методические рекомендации для подготовки к семинарскому занятию Представьте имеющие концепции исторического процесса в истории философской мысли. Раскройте понятия: формация, цивилизация, исторический прогресс. Изучите концепции Кондорсе, Вико, Руссо. Маркса, Шпенглера. Тойнби и др., выявите общее и особенное. Особое внимание обратите на полемику по вопросу сути исторического процесса.
Дайте понятие истории. Обратите внимание на вариативность конкретных исторических процессов (прогресс, регресс, цикл, забегание, отставание, отклонение, тупиковые варианты). Представьте общество как историческое событие, общество как развивающаюся систему (социальные аспекты самоорганизации открытых систем). Раскройте основные концепции философии истории (материалистическое понимание истории). Охарактеризуйте объективные и субъективные аспекты истории. Проблема объективных законов общественного развития (необходимость в историческом процессе). Какую роль играют стимулы и потенциалы общественного развития: закон возрастания человеческих потребностей. Покажите единство и многообразие исторического процесса. Раскройте проблему типизации исторического процесса (О.Шпенглер, К.Маркс, А.Тойнби, М.Вебер). Представьте модели исторического объяснения (К.Гемпель, Г.Нагель, У.Дрейк). Формационная и цивилизационная модели истории. Динамика общественного процесса (Н.Бердяев, Н.Данилевский). Проблема «конца истории». Принцип детерминизма и понятие социального прогресса (Дж.Вико, Ж.А.Кондорсе, Ж.-Ж.Руссо). Фатализм и волюнтаризм в истории. Движущие силы развития общества (народы, классы, нации).
Рекомендуемая литература:
1. Арон Р. Философия истории // Философия и общество. 1997.- № 1. 2. Бутенко А. П. Философия истории и 20-е столетие // Философия и общество. 1997.- № 5. 3. Лавриненко В.Н. Философия: учебник для бакалавров / В.Н. Лавриненко, Г.И. Иконникова, В.П. Ратников, В.В. Юдин; под ред. В.Н. Лавриненко. – М.:Издательство Юрайт, 2013. – 575 с. 4. Очерк русской философии истории. Антология. М., 1996. 5. Панарин А.С. Смысл истории // Вопросы философии. 1999.- № 9. 6. Семёнов Ю.И. Всемирная история как единый процесс развития человечества во времени и пространстве // Философия и общество. 1997.- № 1. 7. Тойнби А.Дж. Постижение истории. М., 1991. 8. Шпет Г.Г. Философия и история // Вестник Московского университета. Философия. 1994.- № 3. 9. Ясперс К. Смысл и назначение истории. М., 1994. 10. Философия истории. Учебник / под ред. А.С.Панарина. М., 1999. Часть 2. Роль личности в истории (2 часа) План семинарского занятия:
1. Личность как социальный субъект и субъект истории. 2. Человек и исторический процесс. Диалектика объективного и субъективного в истории. 3. Историческая закономерность и сознательная деятельность людей. 4. Основные формы общественно-исторических изменений. 5. Личность и массы в истории. 6. Провиденциализм и детерминизм. 7. Классическая и неклассическая концепции ответственности человека. Проблема соотношения свободы и ответственности личности. Методические рекомендации для подготовки к семинарскому занятию Определите роль личности в истории. Насколько человеческие интересы способны определять направление исторического процесса? Соотнесите стихийное и сознательное. История и утопическое сознание. Современные проблемы антропосоциогенеза (основные гипотезы начала истории человека и общества). Концепция «двух скачков». Раскройте диалектику взаимоотношения личности и общества в историческом процессе.
Рекомендуемая литература:
1. Арон Р. Философия истории // Философия и общество. 1997.- № 1. 2. Бутенко А. П. Философия истории и 20-е столетие // Философия и общество. 1997.- № 5. 3. Лавриненко В.Н. Философия: учебник для бакалавров / В.Н. Лавриненко, Г.И. Иконникова, В.П. Ратников, В.В. Юдин; под ред. В.Н. Лавриненко. – М.:Издательство Юрайт, 2013. – 575 с. 4. Очерк русской философии истории. Антология. М., 1996. 5. Панарин А.С. Смысл истории // Вопросы философии. 1999.- № 9. 6. Семёнов Ю.И. Всемирная история как единый процесс развития человечества во времени и пространстве // Философия и общество. 1997.- № 1. 7. Тойнби А.Дж. Постижение истории. М., 1991. 8. Шпет Г.Г. Философия и история // Вестник Московского университета. Философия. 1994.- № 3. 9. Ясперс К. Смысл и назначение истории. М., 1994. 10. Философия истории. Учебник / под ред. А.С.Панарина. М., 1999. Семинарское занятие 4 Тема: Культура и цивилизация (5 часов) Часть 1. Культура и цивилизация. Философия культуры (3 часа)
План семинарского занятия:
1. Философия как самосознание культуры. Универсалии культуры. 2. Философия культуры И. Хейзинги. 3. Постмодернистская ситуация в культуре XX века. 4. Трагедия культуры в философии жизни Г. Зиммеля и И О. Шпенглера. 6. Проблема культуры в философии экзистенциализма. 8. Философия культуры А. Швейцера. Методические рекомендации для подготовки к семинарскому занятию
Раскройте понятие культуры, исходя из различных подходов (археологический, антропологический, символически-знаковый, аксиологический и др.) соотнесите с понятием цивилизация, обратите внимание на дискуссию по вопросу национального и общечеловеческого в культуре. Дайте определение понятий: человек, общество, культура. Определите предмет философии культуры и культурологии как наук о культуре. Феномен культуры как предмет научных исследований (антропология, социология, религиоведение, этнология, история, мифология). Основные направления философии культуры (натурализм, антропологизм, социоцентризм, теоцентризм). Проблема понимания сущности культуры. Многообразие дефиниций понятия «культура». Культура и цивилизация: тождество и различие содержания понятий. Глобализация мира и проблема диалога культур. Деятельная субстанция культуры. Человек как субъект и объект культуры. Возделывание и культ как исходные предпосылки культуры. Культура как одухотворённая деятельность. Аксиология культуры (культура как ценность и ценности культуры). Понятие артефактов культуры (культура в актах опредмечивания и распредмечивания). Искусство и художественная культура. Культура и техника в условиях постиндустриального (информационного общества). Понятие культуры в аспекте социальной синергетики.
Рекомендуемая литература:
1. Воронкова Л.П. Из классификации культурологических учений: теология культуры // Вестник Московского университета. Философия. 1997.- № 1. 2. Гуревич П.С. Философия культуры. М., 1994. 3. Гутман Б.Л. Западная философия культуры 20-го века. Тверь, 1997. 4. Киселёва М.С. Становление исторической типологии культуры // Вестник Московского университета. Философия. 1993.- № 4. 5. Кононенко Б.И. Сущность культуры: закономерности её функционирования и развития. М., 1995. 6. Кузнецова Т.В. Проблема культуры в европейской философской традиции (немарксистские течения) // Вестник Московского университета. Философия. 1996.- № 6. 7. Михайлов Ф.Т. Философия как основание культурологии // Философские науки. 1997.- № 3- 4. 8. Стёпин В.С. Культура // Вопросы философии. 1999.- № 8. 9. Туровский М.Б. Философские основания культурологии. М., 1997. 10. Цивилизация. Культура. Личность. М., 1999. Часть 2. Культура и цивилизация. Типология культур (2 часа)
План семинарского занятия:
1. Понятие и типы цивилизаций. 2. Цивилизация как социокультурное образование. 3. Функциональный анализ культуры.
Методические рекомендации для подготовки к семинарскому занятию
Существует множество понятий цивилизации, необходимо привести некоторые их них и объяснить, в чем сущность цивилизации при той или иной точке зрения. Изложить разнообразные подходы к типологии цивилизаций. Для ответа на второй вопрос необходимо проанализировать соотношение понятий «культура» и «цивилизация», привести различные точки зрения. Функциональный анализ культуры предполагает анализ функций культуры, их значение и реализацию в современном мире. Наибольший интерес среди типологии культур вызывает теория локальных цивилизаций А. Тойнби. Требуется раскрыть содержание этой теории, указать сущность локальной цивилизации, их исторические виды и особенности. Интеграционная теория культуры П. Сорокина показывает различие в культурах исторических обществ, демонстрируя при этом линейный подход к исторической смене культур, сопровождающийся кризисными явлениями. Следует раскрыть содержание этих кризисных явлений и характеристики всех выявленных Сорокиным исторических типов культур.
Рекомендуемая литература: 1. Воронкова Л.П. Из классификации культурологических учений: теология культуры // Вестник Московского университета. Философия. 1997.- № 1. 2. Гуревич П.С. Философия культуры. М., 1994. 3. Гутман Б.Л. Западная философия культуры 20-го века. Тверь, 1997. 4. Киселёва М.С. Становление исторической типологии культуры // Вестник Московского университета. Философия. 1993.- № 4. 5. Кононенко Б.И. Сущность культуры: закономерности её функционирования и развития. М., 1995. 6. Кузнецова Т.В. Проблема культуры в европейской философской традиции (немарксистские течения) // Вестник Московского университета. Философия. 1996.- № 6. 7. Михайлов Ф.Т. Философия как основание культурологии // Философские науки. 1997.- № 3- 4. 8. Стёпин В.С. Культура // Вопросы философии. 1999.- № 8. 9. Туровский М.Б. Философские основания культурологии. М., 1997. 10. Цивилизация. Культура. Личность. М., 1999.
Вопросы к экзамену 1. Мировоззрение, его структура. Исторические типы мировоззрения. Философское мировоззрение. 2. Философия, ее предмет исследования, круг проблем. Специфика философского познания. Философия в системе культуры. Функции философии. 3. Древнегреческая натурфилософия VI-IV вв. 4. Проблема человека и общества в классической и эллинистической философии. 5. Философия средневековья: проблемы соотношения веры и разума, сущности и существования. Реалисты и номиналисты. 6. Философская мысль эпохи Возрождения. 7. Основные направления и проблемы в философии Нового времени и немецкая классическая философия. 8. Европейская философия ХIХ в.: основные школы и направления, 9. Западная философия ХХ в.: основные направления, проблемы. 10. Русская философия. Традиции, особенности и основные этапы русской философии. 11. Категория бытия, ее смысл и специфика. Основные формы бытия. 12. Формирование философского понятия материя. Уровни организации материи. 13. Движение как способ существования материи. Формы движения. Движение и развитие. Движение и покой. 14. Пространство и время как неотъемлемые свойства материи. Атрибутивная и субстанциональная концепции пространства и времени. 15. Диалектика, ее сущность и альтернативные концепции связей, изменений и развития. Исторические типы диалектики. 16. Категории, принципы и законы диалектики. 17. Различные подходы к проблеме происхождения человека (креационизм, эволюционизм, космизм, трудовая теория Энгельса). 18. Проблема смысла жизни, смерти и бессмертия. 19. Многомерность человека: Личность, индивид, индивидуальность. 20. Проблема судьбы в учениях прошлого и настоящего. 21. Общество как саморазвивающаяся, многофункциональная система. 22. Основные сферы общественной жизни. 23. Направленность и движущие силы исторического процесса. Личность в истории. 24. Формационная и цивилизационная концепции исторического развития. 25. Диалектика общества и природы. 26. Проблема свободы и необходимости, свободы и ответственности. 27. Социально-историческая природа ценностей. 28. Глобальные проблемы современности. 29. Структура и функции сознания. 30. Отражение как всеобщие свойство материи. Отражение в живой и неживой природе. Отражение и информация. 31. Сознание и мозг. Мышление и язык. 32. Общественное и индивидуальное сознание, их взаимосвязь. Формы общественного сознания. 33. Диалектика сознательного и бессознательного в человеке. 34. Познание мира как философская проблема. Структура познания. Виды познания. Возможности познания мира и агностицизм. 35. Диалектика рационального и иррационального в познании. 36. Творчество как феномен познания и деятельности человека. 37. Проблема истины в истории философии. Объективность истины, диалектика абсолютной и относительной истины. Практика как критерий истины. 38. Наука как социальный феномен, ее основные функции 39. Уровни и методы научного познания. Формы научного знания. 40. Научные революции. 41. Наука и общество. 42. Мифологическая, религиозная, философская и научная картина мира, их специфика. Список рекомендуемых источников:
Организация самостоятельной работы студентов Организация СРС ориентируется на активные методы овладения знаниями, развитие творческих способностей студентов, переход от поточного к индивидуализированному обучению, с учетом потребностей и возможностей личности. Самостоятельная работа реализуется: непосредственно в процессе аудиторных занятий - на лекциях, практических и семинарских занятиях; в контакте с преподавателем вне рамок расписания - на консультациях по учебным вопросам, в ходе творческих контактов, при ликвидации задолженностей, при выполнении индивидуальных заданий и т.д.; в электронной образовательной среде СПбУУЭ; в библиотеке, дома, в общежитии, на кафедре при выполнении студентом учебных и научных задач. Самостоятельная работа студентов предполагает следующие виды отчетности: подготовку и написание докладов, сообщений, рефератов, эссе и других письменных работ на заданные темы, выполнение домашних заданий в виде рабочей тетради по философии; поиск и отбор информации по отдельным разделам курса в сети Интернет; текущее и итоговое тестирование он-лайн. Задания для самостоятельной работы выдаются в начале семестра, определяются сроки их выполнения. Задания для самостоятельной работы состоят из обязательной и факультативной частей, порогового и продвинутого уровня. Обязательная часть самостоятельной работы по философии заключается в заполнении рабочей тетради, состоящей из 24 заданий. Рабочую тетрадь следует заполнить в электронной форме. Каждое задание оценивается в 1 балл. Рабочая тетрадь содержит также факультативные задания, которые оцениваются в 2 балла каждое. Одним из видов СРС является написание творческой работы по заданной либо по согласованной с преподавателем теме. Творческая работа (эссе) представляет собой оригинальное произведение объемом до 10 страниц текста (до 3000 знаков), посвященное какой-либо философской проблеме. Творческая работа не является рефератом и не должна носить описательный характер, большое место в ней должно быть уделено аргументированному представлению своей точки зрения студентами, критической оценке рассматриваемого материала и проблематики, что должно способствовать раскрытию творческих и аналитических способностей. Научный доклад является результатом самостоятельной работы студентов и подводит итоги углубленного изучения специальной литературы. Тема доклада согласуется с преподавателем. Текст доклада должен содержать введение, содержательно-аналитическую часть, список использованной литературы и источников. Во Введении обосновывается актуальность темы, ее значение, дается краткий обзор использованной литературы. В содержательно-аналитической части раскрывается суть основных подходов и концепций по данной проблеме. В Заключении студент делает общие выводы по работе. Следует показать ключевые аспекты рассматриваемой проблемы, выявить возможность применения полученных знаний. Письменный доклад не должен превышать 12-15 страниц формата А4 через 1,5 интервала 14-м кеглем. Докладчик получает 3 балла, если помимо обоснования актуальности проблемы, анализа позиций авторов изученных работ студент провел сравнительный анализ ситуации, высказал свою точку зрения на проблему, аргументировал и обосновал ее, сделал убедительные философско-методологические выводы. Доклад оценивается двумя баллами, когда в нем обоснована актуальность темы и раскрыто основное содержание проблемы, но при этом допущены погрешности в освещении темы и небрежность в оформлении текста. Доклад оценивается 1 баллом, если в нем обоснована актуальность проблемы, раскрыты точки зрения авторов изученных работ, но не определено собственное отношение к проблеме, не сделаны убедительные и глубокие выводы, изучено недостаточное количество источников. Составной частью учебного процесса является подготовка реферата.Она предполагает достижение более масштабных и глубоких теоретических целей в сравнении с докладом. Подготовка реферата способствует углублению, систематизации и закреплению полученных студентами теоретических знаний, умений самостоятельно применять их для решения задач, предусмотренных программой курса, дает навык работы с первоисточниками, научной и периодической литературой, включая статистические материалы. Подготовка реферата является одной из форм самостоятельной работы студента. В результате творческого подхода на основе глубокого изучения литературы студент должен продемонстрировать свое понимание избранной темы, умение самостоятельно раскрыть ее, выделив главное, сделать обоснованные выводы. Кафедрой разрабатывается тематика рефератов, причем студенты могут вносить свои предложения по уточнению темы или предложить преподавателю подготовить реферат по инициативной теме. Выбрав тему, студент подбирает литературу, пользуясь предметными и систематическими каталогами библиотек. При изучении литературы главное внимание надо уделить прежде всего тем главам, параграфам книг или тем статьям, которые непосредственно связаны с планом реферата. При этом студенту следует обратить внимание на расхождения и особенности трактовок одних и тех же вопросов разными авторами. Знакомясь с литературой, необходимо брать на заметку и технические приемы анализа (форм, методов группировки данных), которые использует автор для доказательства своих положений. В работе по сбору, изучению и обработке материала можно использовать все источники, относящиеся к теме: учебники, монографии, статьи, сборники схем, материалы социологических исследований, научно-практических конференций, решения органов власти. При подготовке реферата по философии может возникнуть необходимость обращения к материалам по истории. Найти опубликованные ранее и неопубликованные архивные документы помогут специальные справочники и указатели опубликованных работ. Особое внимание необходимо обращать на ведение выписок. Рекомендуется делать их в тетради, на отдельных листках или на карточках. Записи лучше вести с одной стороны, что позволит последовательно использовать их в ходе оформления работы. Собранный материал необходимо систематизировать, распределить в соответствии с рабочим планом, который представляет собой перечень основных вопросов содержания реферата. Он может быть как простым, так и развернутым, многоуровневым, когда каждый вопрос детализируется, расчленяется на составные части. План раскрывает внутреннюю структуру работы, он должен быть строго выдержан логически, поэтому составление его - ответственный этап в подготовке реферата. Обычный развернутый план представляет детальный перечень согласующихся между собой вопросов и подвопросов, а если необходимо, то еще пунктов и подпунктов к ним. Это «каркас» реферата, который затем наполняется соответствующим содержанием. Если при подборе материала студент вышел за пределы установленного объема, необходимы правка и сокращение. Для этого следует внимательно прочитать текст, убрать малозначащие фразы и недостаточно убедительные доказательства, пространные обороты речи заменить более сжатыми. В то же время сокращения не должны искажать содержание работы. Помогает в работе использование различных словарей, прежде всего по философии, и др. Важным элементом реферата является список литературы, который составляется по следующей схеме: фамилия и инициалы автора (несколько авторов перечисляются в том порядке, в каком даны на титульном листе книги); полное название произведения (учебника, монографии, статьи, сборника статей, документов) с прописной буквы без кавычек; номер тома, если многотомное издание, место и год издания. Методика написания рефератов требует: последовательности работы над текстом; соблюдения правил оформления, использования источников и научно-справочного аппарата, литературного редактирования. Реферат должен включать: 1) титульный лист; 2) план реферата; 3) основной текст (введение, основные вопросы, заключение); 4) список использованной литературы. Одним из важных элементов написания реферата является корректное оформление источников. Автор реферата должен продемонстрировать умение пользоваться источниками и грамотно оформлять научно-справочный материал. Все важнейшие положения в реферате студент должен излагать своими словами. Однако нередко обоснование того или иного положения делается с помощью цитат. При этом необходимо уяснить основные требования оформления цитат и сносок. Они заключаются в следующем: — цитата берется из первоисточника; текст ее переносится точно, с сохранением имеющейся пунктуации; — цитируемые слова заключаются в кавычки; — к цитате дается сноска, содержащая указание на источник и оформляемая в соответствии со стандартом. Автор цитируемых слов и произведений, из которых они взяты, может быть указан по окончании цитаты на одной строке с нею в скобках или в подстрочных примечаниях-сносках. Правила написания справочных сносок являются обязательными при оформлении рефератов. Написание реферата начинается с Введения. В нем обосновывается актуальность рассматриваемой темы, дается оценка качества и полноты собранного материала, использованных источников, формулируются цели и задачи работы. Примерный объем Введения 1,5 — 2 страницы. Основная часть работы излагается последовательно, а все элементы реферата должны быть органически связаны между собой и подчинены раскрытию темы. На основную часть отводится около 80% всего объема работы. В реферате могут рассматриваться два или три вопроса, в зависимости от построения плана. При раскрытии темы в ходе изложения содержания реферата студент должен на основе вдумчивого изучения истории философии, современных философских проблем продемонстрировать владение материалом, показать значение исходных теоретических и методических положений, охарактеризовать сложившийся положительный или отрицательный опыт, тенденции и нерешенные проблемы. Завершением реферата является Заключение. Оно содержит краткие выводы, отражающие степень и качество выполнения поставленной автором задачи. Выводы, сделанные после раскрытия каждого вопроса основной части, не должны повторяться в Заключении. Выводы и обобщения Заключения должны синтезировать все ранее сделанное и иметь общий характер. Объем Заключения, как правило, не должен превышать 1-2 страницы. Работа должна быть объемом около 15 страниц компьютерного текста, напечатанного через 1,5 интервала 34-м кеглем на бумаге формата А4, с полями. Подготовленный реферат сшивается по левому краю. Реферат проверяется руководителем. Рефераты оцениваются аналогично докладам. Приступая к изучению дисциплины студенту необходимо зарегистрироваться в СДО «Гиперметод», записаться на дистанционный курс. Тем самым, открывается доступ к электронным учебным ресурсам: ЭУП, различным материалам, базе тестов. Обучающийся может получить оперативную консультацию он-лайн преподавателя, задать ему вопросы и получить ответы, обсудить проблемные темы учебной дисциплины. Серьезную помощь в СРС оказывает постоянная работа с электронным учебным пособием по дисциплине, доступным в полнотекстовом формате в Электронной библиотеке СПБУУЭ. ЭУП «Философия» содержит списки основной и дополнительной литературы по курсу, в том числе и имеющейся в библиотеке ВУЗа, кроме того, приведены ссылки на рекомендуемые ресурсы Интернет. В процессе изучения дисциплины необходимо обратить внимание на самоконтроль знаний. С этой целью каждый студент после изучения каждой отдельной темы и затем всего курса по учебнику и дополнительной литературе должен проверить уровень своих знаний с помощью контрольных вопросов, которые помещены как в конце каждой темы, так и в завершение работы с ЭУП. Важной составляющей самостоятельной работы является подготовка реферата, научного сообщения к семинарским занятиям. Реферат требует глубокого изучения первоисточников, умения связывать их теоретические положения с современностью, проводить глубокий анализ, делать практические выводы, наконец, учит вести дискуссии. Доклады для семинарски
|
||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-12; просмотров: 195; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.223.30 (0.012 с.) |