С распределением общего бюджета времени в часах 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

С распределением общего бюджета времени в часах



Задание

по дисциплине «ФИЛОСОФИЯ»

С распределением общего бюджета времени в часах

студентам очной формы обучения

По направлениям: «Государственное муниципальное управление», «Менеджмент»

срок обучения 4 года (на базе среднего полного (общего) образования)

по учебному плану 2013 г.

  1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ О ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ

Контроль за успеваемостью студента на протяжении периода изучения по дисциплины осуществляется в ходе:

- текущего контроля освоения тем и посещаемости учебных занятий;

- итогового контроля (промежуточной аттестации) освоения дисциплины.

Успешность изучения дисциплины и активность студента оценивается суммой баллов, набранных студентом в ходе контроля освоения дисциплины, в соответствии с программой дисциплины. Совокупность баллов определяет индивидуальный рейтинг по дисциплине.

Элементы оценивания работы студента представлены в таблице 1.

Таблица 1

Формирование рейтинговой оценки по дисциплине «ФИЛОСОФИЯ»

для 1 курса (1 семестр) (Рд)

Характеристика вида учебной работы Балл(ы) за одно занятие, вид учебной работы Общая сумма баллов за семестр (блок)
1. Посещение учебных занятий    
Посещение лекционных занятий 0,4 6,8
Посещение практических занятий 0,4 3,5
2. Работа на учебных занятиях    
Работа на практических занятиях, качество ответов студента   25,5
3. Самостоятельная работа    
Самостоятельная творческая работа (24 задания из рабочей тетради)    
4. Текущий контроль    
Тесты    
Первый рубежный контроль (контрольная работа)    
Сумма баллов по результатам текущей работы студента    
9. Промежуточная аттестация    
Экзамен    
ИТОГО    
Премиальные баллы (задания из рабочей тетради)    

Дополнительные «премиальные» баллы за написание рефератов, участие в олимпиадах, научных студенческих конференциях и т.п. аннулируются, если результат на экзамене не превышает 25 баллов.

Результаты текущей успеваемости доводятся преподавателем до студентов заблаговременно. Студенты имеют право повысить результаты текущей успеваемости прохождением промежуточной аттестации по данной учебной дисциплине.

Студент допускается к экзамену, набрав не менее 50 баллов по результатам текущего контроля.

Шкала оценок для прохождения промежуточной аттестации (экзамен)

 

Оценка ECTS
Название Сумма баллов Числовой эквивалент Буквенное обозначение
отлично 91-100   А
очень хорошо 84-90   В
хорошо 74-83   С
удовлетворительно 68-73   D
посредственно 61-67   Е
неудовлетворительно 0-60   Fx (6oлee 30)
  F

 

Содержание разделов и тем дисциплины

Раздел 1. Онтологические и гносеологические проблемы современного миропонимания

Тема 1.1. Философия как мировоззрение и культура мышления

Предмет философии. Своеобразие философского познания. Философия как рефлексия, ее роль в самоопределении личности. Философия и мировоззрение, место философских знаний в системе научного знания. Основные функции философии. Место и роль философии в развитии культуры мышления, анализа основных проблем экономики и управления.

Место и роль философии в развитии духовной культуры общества. Феномен философской культуры. Философское и обыденное сознание. Значение философской культуры для осмысления социальных и экономических процессов в современном обществе.

Раздел 2. Философские аспекты целостного подхода к изучению общества и личности

Семинарские занятия

Семинарское занятие 1

Тема: Главные направления и школы в истории философской мысли (4 часа)

Семинарское занятие 2

Тема: Познание и его методы (4 часа)

Часть 1. Понятие, сущность, способы познания (2 часа)

План семинарского занятия:

 

1. Сущность и смысл познания. Принципы познания

2. Сциентизм, скептицизм и агностицизм.

3. Типы познания (житейское, научное, практическое, художественное).

4. Понятие истины. Истина и заблуждение. Критерии истины.

5. Мышление, его сущность и основные формы.

6. Рациональное и чувственное познание, их взаимосвязь и особенности проявления в познавательной деятельности.

7. Творчество как феномен познания и деятельности человека. Сущность творчества, его основные формы.

 

Методические рекомендации для подготовки к семинарскому занятию

Важнейшим вопросом для теории познания является следующий: что такое знание, каково его строение и как оно возникает? Необходимо обратить внимание на то, что в научном знании в отличие от других форм знания (религия, искусство, мораль, право) критерий рационального осознания мира занимает центральное место, а понятие выступает как основная форма рационального познания.

Необходимо раскрыть понятие «истина» и выяснении ее отличия от веры, мнения и вненаучного знания. В истории философии истина понимается как соответствие знаний предмету познания, а предмета познания своему понятию. Необходимо затронуть проблему критериев истины и роль заблуждений, веры, мнений в поисках истины.

 

Рекомендуемая литература:

1. Голубинцев, В.Д. Философия науки / В. Д. Голубинцев. – Ростов н/Д.: Феникс, 2007. – С. 513-533.

2. Кохановский, В.П. Философия и методология науки: Учебник для высших учебных заведений / В. П. Кохановский. – Ростов н/Д.: Феникс, 1999. – С. 5-10; 44-47.

3. Лавриненко В.Н. Философия: учебник для бакалавров / В.Н. Лавриненко, Г.И. Иконникова, В.П. Ратников, В.В. Юдин; под ред. В.Н. Лавриненко. – М.:Издательство Юрайт, 2013. – 575 с.

4. Степин, В.С. Философия науки / В. С. Степин. – М.: Гардарики, 2006. – С. 15-27.

 

 

Часть 2. Научное познание (2 часа)

 

План семинарского занятия:

 

1. Наука как познание, знание и социальный институт.

2. Специфика научного познания.

3. Структура научного познания

4. Методология науки.

5. Эволюция науки. Научные революции и смена научных картин мира.

6. Ценности, нормы и идеалы современной науки.

7. Научное и техническое знание.

8. Научно-технический прогресс, его социальные и гуманитарные последствия.

9. Эвристика. Эвристические методы, понятие, виды, сфера применения.

 

Методические рекомендации для подготовки к семинарскому занятию

 

Студенты должны обратить внимание на то, что наука является сложным явлением: научно-познавательной деятельностью, системой теоретических знаний, возникшей в ее результате и социальным институтом, субъектом познания, сложившимся в ходе познавательной деятельности.

Студенты должны указать на принципиальные отличия научно-познавательной деятельности от других видов познания: обыденного, религиозного, философского, эстетически-художественного. Показать какие уровни включает научное познание, охарактеризовать их.

Студент должен подробно охарактеризовать формы научного знания, их связь с уровнями научного познания.

В завершение темы необходимо показать двойственный процесс влияния науки на общество и общества на науку и различные философско-мировоззренческие позиции, отражающие этот противоречивый процесс: сциентизм – антисциентизм; интернализм – экстернализм.

Рекомендуемая литература:

1. Голубинцев, В.Д. Философия науки / В. Д. Голубинцев. – Ростов н/Д.: Феникс, 2007. – С. 513-533.

2. Кохановский, В.П. Философия и методология науки: Учебник для высших учебных заведений / В. П. Кохановский. – Ростов н/Д.: Феникс, 1999. – С. 5-10; 44-47.

3. Лавриненко В.Н. Философия: учебник для бакалавров / В.Н. Лавриненко, Г.И. Иконникова, В.П. Ратников, В.В. Юдин; под ред. В.Н. Лавриненко. – М.:Издательство Юрайт, 2013. – 575 с.

4. Степин, В.С. Философия науки / В. С. Степин. – М.: Гардарики, 2006. – С. 15-27.

 

Семинарское занятие 3

Тема: Человек в историческом процессе (4 часа)

Часть 1. Типология истории (2 часа)

 

План семинарского занятия:

 

1. Развитие общества как исторический процесс. Понятие социальных связей и роль
человека в их формировании.

2. Социальная типология истории.

3. Формационная и цивилизационная концепции общественного развития.

4. Насилие и ненасилие в истории.

5. Возникновение и развитие унитарно-стадиального понимания истории.

6. Возникновение и развитие плюрально-циклического взгляда на историю в XX веке

7. Концепции зависимости, или зависимого развития.

8. Возникновение и развитие идеи исторической эстафеты и глобально-стадиального понимания истории.

 

Методические рекомендации для подготовки к семинарскому занятию

Представьте имеющие концепции исторического процесса в истории философской мысли. Раскройте понятия: формация, цивилизация, исторический прогресс. Изучите концепции Кондорсе, Вико, Руссо. Маркса, Шпенглера. Тойнби и др., выявите общее и особенное. Особое внимание обратите на полемику по вопросу сути исторического процесса.

 

Дайте понятие истории. Обратите внимание на вариативность конкретных исторических процессов (прогресс, регресс, цикл, забегание, отставание, отклонение, тупиковые варианты). Представьте общество как историческое событие, общество как развивающаюся систему (социальные аспекты самоорганизации открытых систем). Раскройте основные концепции философии истории (материалистическое понимание истории). Охарактеризуйте объективные и субъективные аспекты истории. Проблема объективных законов общественного развития (необходимость в историческом процессе). Какую роль играют стимулы и потенциалы общественного развития: закон возрастания человеческих потребностей. Покажите единство и многообразие исторического процесса. Раскройте проблему типизации исторического процесса (О.Шпенглер, К.Маркс, А.Тойнби, М.Вебер). Представьте модели исторического объяснения (К.Гемпель, Г.Нагель, У.Дрейк). Формационная и цивилизационная модели истории. Динамика общественного процесса (Н.Бердяев, Н.Данилевский). Проблема «конца истории». Принцип детерминизма и понятие социального прогресса (Дж.Вико, Ж.А.Кондорсе, Ж.-Ж.Руссо). Фатализм и волюнтаризм в истории. Движущие силы развития общества (народы, классы, нации).

 

Рекомендуемая литература:

 

1. Арон Р. Философия истории // Философия и общество. 1997.- № 1.

2. Бутенко А. П. Философия истории и 20-е столетие // Философия и общество. 1997.- № 5.

3. Лавриненко В.Н. Философия: учебник для бакалавров / В.Н. Лавриненко, Г.И. Иконникова, В.П. Ратников, В.В. Юдин; под ред. В.Н. Лавриненко. – М.:Издательство Юрайт, 2013. – 575 с.

4. Очерк русской философии истории. Антология. М., 1996.

5. Панарин А.С. Смысл истории // Вопросы философии. 1999.- № 9.

6. Семёнов Ю.И. Всемирная история как единый процесс развития человечества во времени и пространстве // Философия и общество. 1997.- № 1.

7. Тойнби А.Дж. Постижение истории. М., 1991.

8. Шпет Г.Г. Философия и история // Вестник Московского университета. Философия. 1994.- № 3.

9. Ясперс К. Смысл и назначение истории. М., 1994.

10. Философия истории. Учебник / под ред. А.С.Панарина. М., 1999.

Часть 2. Роль личности в истории (2 часа)

План семинарского занятия:

 

1. Личность как социальный субъект и субъект истории.

2. Человек и исторический процесс. Диалектика объективного и субъективного в истории.

3. Историческая закономерность и сознательная деятельность людей.

4. Основные формы общественно-исторических изменений.

5. Личность и массы в истории.

6. Провиденциализм и детерминизм.

7. Классическая и неклассическая концепции ответственности человека. Проблема соотношения свободы и ответственности личности.

Методические рекомендации для подготовки к семинарскому занятию

Определите роль личности в истории. Насколько человеческие интересы способны определять направление исторического процесса?

Соотнесите стихийное и сознательное. История и утопическое сознание. Современные проблемы антропосоциогенеза (основные гипотезы начала истории человека и общества). Концепция «двух скачков».

Раскройте диалектику взаимоотношения личности и общества в историческом процессе.

 

Рекомендуемая литература:

 

1. Арон Р. Философия истории // Философия и общество. 1997.- № 1.

2. Бутенко А. П. Философия истории и 20-е столетие // Философия и общество. 1997.- № 5.

3. Лавриненко В.Н. Философия: учебник для бакалавров / В.Н. Лавриненко, Г.И. Иконникова, В.П. Ратников, В.В. Юдин; под ред. В.Н. Лавриненко. – М.:Издательство Юрайт, 2013. – 575 с.

4. Очерк русской философии истории. Антология. М., 1996.

5. Панарин А.С. Смысл истории // Вопросы философии. 1999.- № 9.

6. Семёнов Ю.И. Всемирная история как единый процесс развития человечества во времени и пространстве // Философия и общество. 1997.- № 1.

7. Тойнби А.Дж. Постижение истории. М., 1991.

8. Шпет Г.Г. Философия и история // Вестник Московского университета. Философия. 1994.- № 3.

9. Ясперс К. Смысл и назначение истории. М., 1994.

10. Философия истории. Учебник / под ред. А.С.Панарина. М., 1999.

Семинарское занятие 4

Тема: Культура и цивилизация (5 часов)

Часть 1. Культура и цивилизация. Философия культуры (3 часа)

 

План семинарского занятия:

 

1. Философия как самосознание культуры. Универсалии культуры.

2. Философия культуры И. Хейзинги.

3. Постмодернистская ситуация в культуре XX века.

4. Трагедия культуры в философии жизни Г. Зиммеля и И О. Шпенглера.
5. Метод «идеальных типов» в философии культуры М. Вебера.

6. Проблема культуры в философии экзистенциализма.
7. Философия культуры Х.-Г. Гадамера.

8. Философия культуры А. Швейцера.

Методические рекомендации для подготовки к семинарскому занятию

 

Раскройте понятие культуры, исходя из различных подходов (археологический, антропологический, символически-знаковый, аксиологический и др.) соотнесите с понятием цивилизация, обратите внимание на дискуссию по вопросу национального и общечеловеческого в культуре.

Дайте определение понятий: человек, общество, культура. Определите предмет философии культуры и культурологии как наук о культуре. Феномен культуры как предмет научных исследований (антропология, социология, религиоведение, этнология, история, мифология). Основные направления философии культуры (натурализм, антропологизм, социоцентризм, теоцентризм). Проблема понимания сущности культуры. Многообразие дефиниций понятия «культура». Культура и цивилизация: тождество и различие содержания понятий. Глобализация мира и проблема диалога культур. Деятельная субстанция культуры. Человек как субъект и объект культуры. Возделывание и культ как исходные предпосылки культуры. Культура как одухотворённая деятельность. Аксиология культуры (культура как ценность и ценности культуры). Понятие артефактов культуры (культура в актах опредмечивания и распредмечивания). Искусство и художественная культура. Культура и техника в условиях постиндустриального (информационного общества). Понятие культуры в аспекте социальной синергетики.

 

Рекомендуемая литература:

 

1. Воронкова Л.П. Из классификации культурологических учений: теология культуры // Вестник Московского университета. Философия. 1997.- № 1.

2. Гуревич П.С. Философия культуры. М., 1994.

3. Гутман Б.Л. Западная философия культуры 20-го века. Тверь, 1997.

4. Киселёва М.С. Становление исторической типологии культуры // Вестник Московского университета. Философия. 1993.- № 4.

5. Кононенко Б.И. Сущность культуры: закономерности её функционирования и развития. М., 1995.

6. Кузнецова Т.В. Проблема культуры в европейской философской традиции (немарксистские течения) // Вестник Московского университета. Философия. 1996.- № 6.

7. Михайлов Ф.Т. Философия как основание культурологии // Философские науки. 1997.- № 3- 4.

8. Стёпин В.С. Культура // Вопросы философии. 1999.- № 8.

9. Туровский М.Б. Философские основания культурологии. М., 1997.

10. Цивилизация. Культура. Личность. М., 1999.

Часть 2. Культура и цивилизация. Типология культур (2 часа)

 

План семинарского занятия:

 

1. Понятие и типы цивилизаций.

2. Цивилизация как социокультурное образование.

3. Функциональный анализ культуры.
4. Теория локальных цивилизаций А. Тойнби.
5. Интеграционная теория культуры П. Сорокина.

 

Методические рекомендации для подготовки к семинарскому занятию

 

Существует множество понятий цивилизации, необходимо привести некоторые их них и объяснить, в чем сущность цивилизации при той или иной точке зрения. Изложить разнообразные подходы к типологии цивилизаций.

Для ответа на второй вопрос необходимо проанализировать соотношение понятий «культура» и «цивилизация», привести различные точки зрения.

Функциональный анализ культуры предполагает анализ функций культуры, их значение и реализацию в современном мире.

Наибольший интерес среди типологии культур вызывает теория локальных цивилизаций А. Тойнби. Требуется раскрыть содержание этой теории, указать сущность локальной цивилизации, их исторические виды и особенности.

Интеграционная теория культуры П. Сорокина показывает различие в культурах исторических обществ, демонстрируя при этом линейный подход к исторической смене культур, сопровождающийся кризисными явлениями. Следует раскрыть содержание этих кризисных явлений и характеристики всех выявленных Сорокиным исторических типов культур.

 

Рекомендуемая литература:

1. Воронкова Л.П. Из классификации культурологических учений: теология культуры // Вестник Московского университета. Философия. 1997.- № 1.

2. Гуревич П.С. Философия культуры. М., 1994.

3. Гутман Б.Л. Западная философия культуры 20-го века. Тверь, 1997.

4. Киселёва М.С. Становление исторической типологии культуры // Вестник Московского университета. Философия. 1993.- № 4.

5. Кононенко Б.И. Сущность культуры: закономерности её функционирования и развития. М., 1995.

6. Кузнецова Т.В. Проблема культуры в европейской философской традиции (немарксистские течения) // Вестник Московского университета. Философия. 1996.- № 6.

7. Михайлов Ф.Т. Философия как основание культурологии // Философские науки. 1997.- № 3- 4.

8. Стёпин В.С. Культура // Вопросы философии. 1999.- № 8.

9. Туровский М.Б. Философские основания культурологии. М., 1997.

10. Цивилизация. Культура. Личность. М., 1999.

 

Вопросы к экзамену

1. Мировоззрение, его структура. Исторические типы мировоззрения. Философское мировоззрение.

2. Философия, ее предмет исследования, круг проблем. Специфика философского познания. Философия в системе культуры. Функции философии.

3. Древнегреческая натурфилософия VI-IV вв.

4. Проблема человека и общества в классической и эллинистической философии.

5. Философия средневековья: проблемы соотношения веры и разума, сущности и существования. Реалисты и номиналисты.

6. Философская мысль эпохи Возрождения.

7. Основные направления и проблемы в философии Нового времени и немецкая классическая философия.

8. Европейская философия ХIХ в.: основные школы и направления,

9. Западная философия ХХ в.: основные направления, проблемы.

10. Русская философия. Традиции, особенности и основные этапы русской философии.

11. Категория бытия, ее смысл и специфика. Основные формы бытия.

12. Формирование философского понятия материя. Уровни организации материи.

13. Движение как способ существования материи. Формы движения. Движение и развитие. Движение и покой.

14. Пространство и время как неотъемлемые свойства материи. Атрибутивная и субстанциональная концепции пространства и времени.

15. Диалектика, ее сущность и альтернативные концепции связей, изменений и развития. Исторические типы диалектики.

16. Категории, принципы и законы диалектики.

17. Различные подходы к проблеме происхождения человека (креационизм, эволюционизм, космизм, трудовая теория Энгельса).

18. Проблема смысла жизни, смерти и бессмертия.

19. Многомерность человека: Личность, индивид, индивидуальность.

20. Проблема судьбы в учениях прошлого и настоящего.

21. Общество как саморазвивающаяся, многофункциональная система.

22. Основные сферы общественной жизни.

23. Направленность и движущие силы исторического процесса. Личность в истории.

24. Формационная и цивилизационная концепции исторического развития.

25. Диалектика общества и природы.

26. Проблема свободы и необходимости, свободы и ответственности.

27. Социально-историческая природа ценностей.

28. Глобальные проблемы современности.

29. Структура и функции сознания.

30. Отражение как всеобщие свойство материи. Отражение в живой и неживой природе. Отражение и информация.

31. Сознание и мозг. Мышление и язык.

32. Общественное и индивидуальное сознание, их взаимосвязь. Формы общественного сознания.

33. Диалектика сознательного и бессознательного в человеке.

34. Познание мира как философская проблема. Структура познания. Виды познания. Возможности познания мира и агностицизм.

35. Диалектика рационального и иррационального в познании.

36. Творчество как феномен познания и деятельности человека.

37. Проблема истины в истории философии. Объективность истины, диалектика абсолютной и относительной истины. Практика как критерий истины.

38. Наука как социальный феномен, ее основные функции

39. Уровни и методы научного познания. Формы научного знания.

40. Научные революции.

41. Наука и общество.

42. Мифологическая, религиозная, философская и научная картина мира, их специфика.

Список рекомендуемых источников:

 

 

Основная литература (с грифом):
  1. Безлепкин, Николай Иванович (проф., д-р философ. наук; 1950-). Философия [Электронный ресурс]: электронное учебное пособие для вузов: рекомендовано методсоветом ВУЗа / Н. И. Безлепкин, В. А. Микляев; С.-Петерб. акад. упр. и экон. - Электрон. текстовые дан. - СПб.: Изд-во СПбАУЭ, 2008.
  1. Бучило, Н.Ф. Философия: электронное учебное пособие для дистанц. технологии обучения [электронный ресурс] / Н.Ф. Бучило. - электрон. текстов. дан. - М.: КноРус, 2010. - 1 электрон. опт. диск (CD-ROM), 12 см. - Систем. требования: IBM – совместимый РС; 64 Мб RAM, ОС Windows 9х, 2000, NT, ХР. - Загл. с этикетки диска.
3. Лавриненко В.Н. Философия: учебник для бакалавров / В.Н. Лавриненко, Г.И. Иконникова, В.П. Ратников, В.В. Юдин; под ред. В.Н. Лавриненко. – М.:Издательство Юрайт, 2013. – 575 с.
  1. Чукуров, Андрей Юрьевич. Философия [Электронный ресурс]: электронное учебно-методическое пособие / А. Ю. Чукуров; С.-Петерб. акад. упр. и экон. - Электрон. текстовые дан. - СПб.: Изд-во СПбАУЭ, 2007.
Дополнительная литература:
  1. Философия: учебник / под общ. ред. В.В. Миронова. - М.: НОРМА, 2005. - 928 с. Гриф УМО
  1. Спиркин А.Г. Философия: Учебное пособие для вузов. - 2-е изд.- М.: Гардарика, 2002.-736 с. Гриф МО
  1. Захаров, М. Л. Концепция "гелиотараксии" в философии и истории А. Л. Чижевского [Электронный ресурс]: научное издание / М. Л. Захаров; С.-Петерб. акад. упр. и экон. - Электрон. текстовые дан. - СПб.: Изд-во СПбАУЭ, 2009.

Организация самостоятельной работы студентов

Организация СРС ориентируется на активные методы овладения знаниями, развитие творческих способностей студентов, переход от поточного к индивидуализированному обучению, с учетом потребностей и возможностей личности.

Самостоятельная работа реализуется:

непосредственно в процессе аудиторных занятий - на лекциях, практических и семинарских занятиях;

в контакте с преподавателем вне рамок расписания - на консультациях по учебным вопросам, в ходе творческих контактов, при ликвидации задолженностей, при выполнении индивидуальных заданий и т.д.;

в электронной образовательной среде СПбУУЭ;

в библиотеке, дома, в общежитии, на кафедре при выполнении студентом учебных и научных задач.

Самостоятельная работа студентов предполагает следующие виды отчетности:

подготовку и написание докладов, сообщений, рефератов, эссе и других письменных работ на заданные темы,

выполнение домашних заданий в виде рабочей тетради по философии;

поиск и отбор информации по отдельным разделам курса в сети Интернет;

текущее и итоговое тестирование он-лайн.

Задания для самостоятельной работы выдаются в начале семестра, определяются сроки их выполнения. Задания для самостоятельной работы состоят из обязательной и факультативной частей, порогового и продвинутого уровня.

Обязательная часть самостоятельной работы по философии заключается в заполнении рабочей тетради, состоящей из 24 заданий. Рабочую тетрадь следует заполнить в электронной форме. Каждое задание оценивается в 1 балл.

Рабочая тетрадь содержит также факультативные задания, которые оцениваются в 2 балла каждое.

Одним из видов СРС является написание творческой работы по заданной либо по согласованной с преподавателем теме. Творческая работа (эссе) представляет собой оригинальное произведение объемом до 10 страниц текста (до 3000 знаков), посвященное какой-либо философской проблеме. Творческая работа не является рефератом и не должна носить описательный характер, большое место в ней должно быть уделено аргументированному представлению своей точки зрения студентами, критической оценке рассматриваемого материала и проблематики, что должно способствовать раскрытию творческих и аналитических способностей.

Научный доклад является результатом самостоятельной работы студентов и подводит итоги углубленного изучения специальной литературы. Тема доклада согласуется с преподавателем. Текст доклада должен содержать введение, содержательно-аналитическую часть, список использованной литературы и источников.

Во Введении обосновывается актуальность темы, ее значе­ние, дается краткий обзор использованной литературы.

В содержательно-аналитической части раскрывается суть основных подходов и концепций по данной проблеме.

В Заключении студент делает общие выводы по работе. Следует показать ключевые аспекты рассматриваемой проблемы, выявить возможность применения полученных знаний.

Письменный доклад не должен превышать 12-15 страниц формата А4 через 1,5 интервала 14-м кеглем.

Докладчик получает 3 балла, если помимо обоснования актуальности проблемы, анализа позиций авторов изученных работ студент провел сравнительный анализ ситуации, высказал свою точку зрения на проблему, аргументировал и обосновал ее, сделал убедительные философско-методологические выводы.

Доклад оценивается двумя баллами, когда в нем обоснована ак­туальность темы и раскрыто основное содержание проблемы, но при этом допущены погрешности в освещении темы и небрежность в оформлении текста.

Доклад оценивается 1 баллом, если в нем обоснована актуальность проблемы, раскрыты точки зрения авторов изученных работ, но не определено собственное отношение к проблеме, не сделаны убедительные и глубокие выводы, изучено недостаточное количество источников.

Составной частью учебного процесса является подготовка реферата.Она предполагает достижение более масштабных и глубоких теоретических целей в сравнении с докладом. Подготовка реферата способствует углублению, систематизации и закреплению полученных студентами теоретических знаний, умений самостоятельно применять их для решения задач, предусмотренных программой курса, дает навык работы с перво­источниками, научной и периодической литературой, включая статистические материалы.

Подготовка реферата является одной из форм самостоятельной работы студента. В результате творческого подхода на основе глубокого изучения литературы студент должен продемонстрировать свое понимание избранной темы, умение самостоятельно раскрыть ее, выделив главное, сделать обоснованные выводы.

Кафедрой разрабатывается тематика рефератов, причем студенты могут вносить свои предложения по уточнению темы или предложить преподавателю подготовить реферат по инициативной теме.

Выбрав тему, студент подбирает литературу, пользуясь предметными и систематическими каталогами библиотек. При изучении литературы главное внимание надо уделить прежде всего тем главам, параграфам книг или тем статьям, которые непосредственно связаны с планом реферата.

При этом студенту следует обратить внимание на расхождения и особенности трактовок одних и тех же вопросов разными авторами. Знакомясь с литературой, необходимо брать на заметку и технические приемы анализа (форм, методов группировки данных), которые использует автор для доказательства своих положений.

В работе по сбору, изучению и обработке материала можно использовать все источники, относящиеся к теме: учебники, монографии, статьи, сборники схем, материалы социологических исследований, научно-практических конференций, решения органов власти.

При подготовке реферата по философии может возникнуть необходимость обращения к материалам по истории. Найти опубликованные ранее и неопубликованные архивные документы помогут специальные справочники и указатели опубликованных работ.

Особое внимание необходимо обращать на ведение выписок. Рекомендуется делать их в тетради, на отдельных листках или на карточках. Записи лучше вести с одной стороны, что позволит последовательно использовать их в ходе оформления работы. Собранный материал необходимо систематизировать, распределить в соответствии с рабочим планом, который представляет собой перечень основных вопросов содержания реферата. Он может быть как простым, так и развернутым, многоуровневым, когда каждый вопрос детализируется, расчленяется на составные части. План раскрывает внутреннюю структуру работы, он должен быть строго выдержан логически, поэтому составление его - ответственный этап в подготовке реферата.

Обычный развернутый план представляет детальный перечень согласующихся между собой вопросов и подвопросов, а если необходимо, то еще пунктов и подпунктов к ним. Это «каркас» реферата, который затем наполняется соответствующим содержанием.

Если при подборе материала студент вышел за пределы ус­тановленного объема, необходимы правка и сокращение. Для этого следует внимательно прочитать текст, убрать малозначащие фразы и недостаточно убедительные доказательства, пространные обороты речи заменить более сжатыми. В то же время сокращения не должны искажать содержание работы. Помогает в работе использование различных словарей, прежде всего по философии, и др.

Важным элементом реферата является список литературы, который составляется по следующей схеме:

фамилия и инициалы автора (несколько авторов перечисляются в том порядке, в каком даны на титульном листе книги);

полное название произведения (учебника, монографии, статьи, сборника статей, документов) с прописной буквы без кавычек;

номер тома, если многотомное издание, место и год издания.

Методика написания рефератов требует: последовательности работы над текстом; соблюдения правил оформления, использования источников и научно-справочного аппарата, литературного редактирования.

Реферат должен включать:

1) титульный лист;

2) план реферата;

3) основной текст (введение, основные вопросы, заключение);

4) список использованной литературы.

Одним из важных элементов написания реферата является корректное оформление источников. Автор реферата должен продемонстрировать умение пользоваться источниками и грамотно оформлять научно-справочный материал. Все важнейшие положения в реферате студент должен излагать своими словами. Однако нередко обоснование того или иного положения делается с помощью цитат. При этом необходимо уяснить основные требования оформления цитат и сносок. Они заключаются в сле­дующем:

— цитата берется из первоисточника; текст ее переносится точно, с сохранением имеющейся пунктуации;

— цитируемые слова заключаются в кавычки;

— к цитате дается сноска, содержащая указание на источник и оформляемая в соответствии со стандартом.

Автор цитируемых слов и произведений, из которых они взяты, может быть указан по окончании цитаты на одной строке с нею в скобках или в подстрочных примечаниях-сносках. Правила написания справочных сносок являются обязательными при оформлении рефератов.

Написание реферата начинается с Введения. В нем обосновывается актуальность рассматриваемой темы, дается оценка качества и полноты собранного материала, использованных источников, формулируются цели и задачи работы. Примерный объем Введения 1,5 — 2 страницы.

Основная часть работы излагается последовательно, а все элементы реферата должны быть органически связаны между собой и подчинены раскрытию темы. На основную часть отводится около 80% всего объема работы. В реферате могут рассматриваться два или три вопроса, в зависимости от построения плана.

При раскрытии темы в ходе изложения содержания реферата студент должен на основе вдумчивого изучения истории философии, современных философских проблем продемонстрировать владение материалом, показать значение исходных теоретических и методических положений, охарактеризовать сложившийся положительный или отрицательный опыт, тенденции и нерешенные проблемы.

Завершением реферата является Заключение. Оно содержит краткие выводы, отражающие степень и качество выполнения поставленной автором задачи. Выводы, сделанные после раскрытия каждого вопроса основной части, не должны повторяться в Заключении. Выводы и обобщения Заключения должны синтезировать все ранее сделанное и иметь общий характер. Объем Заключения, как правило, не должен превышать 1-2 страницы.

Работа должна быть объемом около 15 страниц компьютерного текста, напечатанного через 1,5 интервала 34-м кеглем на бумаге формата А4, с полями. Подготовленный реферат сшивается по левому краю.

Реферат проверяется руководителем.

Рефераты оцениваются аналогично докладам.

Приступая к изучению дисциплины студенту необходимо зарегистрироваться в СДО «Гиперметод», записаться на дистанционный курс. Тем самым, открывается доступ к электронным учебным ресурсам: ЭУП, различным материалам, базе тестов. Обучающийся может получить оперативную консультацию он-лайн преподавателя, задать ему вопросы и получить ответы, обсудить проблемные темы учебной дисциплины.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-12; просмотров: 140; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.166.98 (0.18 с.)