Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
О философских разработках догмы права↑ Стр 1 из 31Следующая ⇒ Содержание книги
Поиск на нашем сайте
1. О «философском видении» догмы права. Достойно внимания то обстоятельство, что в ряде случаев (хотя далеко не всегда) само по се- бе применение фундаментальных философских категорий к фактиче- ским материалам, охватываемых догмой права (и уже обработанных
ни людей, обладающего значительной социальной силой и, значит, потенциальными возможностями в решении трудных жизненных проблем. На первый взгляд такой поворот в развитии советского правоведения никак не вы- текал из общего состояния юридической науки в советском обществе. В действительно- сти же процессы движения правовой мысли и в таких неблагоприятных условиях оказа- лись более сложными, многоплановыми, в чем-то даже перекликающимися с крупны- ми сдвигами в мировой правовой культуре, происходящими в 1950–1960 гг. «Деловые проработки» в юриспруденции, потребовавшие обстоятельного исследования правовой материи, стали постепенно приоткрывать ее многообразие, ее «секреты» – механизмен- ные и структурные особенности. Те особенности, которые характеризуют правовую ма- терию как сферу строгих и точных реальностей, объективированных интеллектуальных ценностей, предполагающих не произвольное манипулирование законами и юридиче- ской практикой, а следование «законам законов». Как это ни парадоксально, на такую направленность развития правовой мысли, являющейся предосновой правового романтизма, в какой-то мере работали и негатив- ные стороны советского правоведения, когда дает о себе знать сама логика права. Даже дежурные обязательные славословия по поводу мнимых достоинств социалистическо- го права, та (как ясно теперь) воображаемая, виртуальная реальность будто бы «самого лучшего в мире права», – все это заставляло вести упорный поиск тех проявлений гу- манизма и демократии, которые имеют отношение к праву, будто бы торжествующему в обществе социализма и светлого коммунистического будущего. И конечно же, ключевую, до сих пор недооцененную роль в развитии позитивных процессов советского правоведения сыграло то обстоятельство, что в конце 1930-х гг. в результате немыслимых изгибов политической жизни советского тоталитаризма в науку и преподавание юридических знаний вернулись дореволюционные правоведы (в частно- сти, такие видные цивилисты и специалисты в области теории юридической догматики, как А.В. Венедиктов, М.М. Агарков, Е.А. Флейшиц, В.К. Райхер, Б.Б. Черепахин и др., во многом проводившие в своих трудах, кстати сказать, идеи И.А. Покровского с характер- ным для него акцентом на философской значимости правовых категорий). И что имен- но через них в 1940–1960-е гг. благотворное влияние отечественной и мировой право- вой культуры стало все более – даже в условиях сталинских и неосталинских, андропов- ско-брежневских порядков – сказываться на состоянии советской юридической науки. Отмеченные позитивные процессы в советском правоведении, явившиеся основой пра- вового романтизма, стали своего рода предзнаменованием, неким приуготовлением к гряду- щим, неотвратимо наступающим переменам. Можно даже предположить, что историческая судьба России, как и в дореволюционное (до Октября 1917 г.) время, через этот, казалось бы, нелогичный феномен – правовой романтизм – подала некий знак о возможной перспек- тиве благотворных перемен. Перемен не путем революционного насилия, а путем права. И вообще, достойно особого внимания то обстоятельство, что тот маячок свободы, который со смертью Сталина засветил в измученном тоталитаризмом обществе, преимущественно и в наиболее отчетливом, зримом виде предстал перед людьми и историей в облике права. Глава первая. Аналитическая юриспруденция
аналитической юриспруденцией), приводит к новому видению права. К тому, что благодаря этим категориям право как бы обретает новый облик, позволяющий раскрыть его существенные характеристики. К числу категорий философского порядка, расширяющих научные представления о догме права, относятся: а) свойства права; б) право как нормативная система; в) структура права; г) «механизменные» ха- рактеристики. 2. Свойства права. Использование при характеристике догмы пра- ва категории «свойство» – это не просто новое обозначение того, что в аналитической юриспруденции обычно понимается в качестве «при- знаков права». Использование категории «свойство» означает, что право, как и всякое иное объективное явление социальной действи- тельности, имеет «свои», органически ему присущие объективные ха- рактеристики. Именно они, свойства права, и выделяют его из других социальных явлений и институтов, даже тех, которые также обозна- чаются словом «право». И они же, эти свойства, как раз и раскрывают особенности позитивного права как такого явления, которое, появив- шись на свет, выступает в качестве мощного социального регулятора. Более того, обозначение качественных характеристик права в каче- стве свойств (а не просто «признаков») позволяет, наряду с упорядочени- ем представлений о догме права, расширить угол зрения о праве вообще. Здесь особого внимания заслуживает качество равновесности – то за- ложенное в праве начало, которое выражено в формуле «равная мера». Эта «равная мера», или «правовое равенство»1, «пропорциональность», не сводимые к одной лишь нормативности, означает нацеленность пра- ва на то, чтобы утвердить в жизни людей принцип эквивалентности, равного несения при равных условиях бремени ответственности, прио- ритета договорного метода во взаимоотношениях субъектов, состяза- тельности и в других юридических категориях – всего того, что под не- сколько иным углом зрения охватывается понятием «справедливость». Насколько это качество права можно признать для него исконным, органичным? Э.Ю. Соловьев, ссылаясь на Канта, пишет: «В «Метафи- зике нравов» Кант наталкивается на реальность простейших правоот- ношений, на феномен эквивалентности, «равновесности», известный практике правового регулирования конфликтов с самых древних вре- мен. И в заслугу ему как аналитику правового сознания надо поставить то, что он в общем-то достаточно ясно видит внеэтичность данного фе- номена (запомним это существенное суждение философа. – С.А.). «Рав-
1 См.: Нерсесянц В.С. Философия права: Учебник для вузов. М., 1997. С. 490. Часть первая. Догма права
новесность» понимается им скорее как правило чистого разума, привле- ченного к решению пруденциальных проблем, а не как принцип разума практического»1. С этой точки зрения едва ли можно признать оправ- данной традиционную для философии права попытку все же связать такого рода «внеэтичный феномен» с его обоснованием с позиций мо- рали2. В действительности, соотношение между рассматриваемыми ка- тегориями здесь иное, в принципе обратное общепринятому: исконное для права качество равновесности можно рассматривать в виде предпо- сылки, во многом определяющей моральный принцип справедливости. Точно так же, как свойство «равновесности», характеристика яв- лений догмы права под философским углом зрения позволяет значи- тельно расширить представления о социальном значении права и по другим проблемам. Наиболее существенная из них (имеющая существенное значение для всего последующего материала этой книги) – это свойство права как регулятора, способного достигнуть максимальную, предельную определен- ность в содержании поведения всех субъектов. А отсюда – определенность регулирования общественных процессов и одновременно прочность, на- дежность устанавливаемых при помощи права общественных отношений. В выделении такой значимости права, основанной на существенной, уникальной силе его свойств, заслуга во многом принадлежит выдаю- щемуся русскому правоведу-мыслителю, цивилисту И.А. Покровскому. В своем прекрасном труде, опубликованном летом 1917 г., за несколько месяцев до Октябрьского большевистского переворота, – какой жутко тревожный, чуть ли не мистический знак! – наш отечественный право- вед, раскрывая миссию права перед всесильной властью, в первую оче- редь обратил внимание на то, что «одно из первых и самых существенных требований, которые предъявляются к праву развивающейся человече- ской личностью, является требование о п р е д е л е н н о с т и право- вых норм» (этого, добавлю, прерывая суждения автора, нет в традицион- ном обществе: там «неопределенность» регулирования на руку власти). «Но дело, – продолжает И.А. Покровский, – решительно меня- ется с того момента, когда возникает потребность в большей личной
1 Соловьев Э.Ю. Указ. соч. С. 188. 2 Автор, продолжая приведенную в тексте мысль, пишет: «Одновременно Кант до- гадывается о том, что правоотношения могут получить развитие и достигнуть чисто- ты лишь при наличии правового порядка. Последний же поддается достаточно убеди- тельному моральному обоснованию» (там же). Но дело-то как раз в том, что в данном случае – поскольку речь идет о равновесности – никакого «морального обоснования» и не требуется. Глава первая. Аналитическая юриспруденция
энергии и в большей личной инициативе, тогда определенность права становится непременным условием этих последних, с т а н о в и т с я в о п р о с о м с а м о й л и ч н о с т и. Индивид, поставленный ли- цом к лицу с обществом, государством, имеет право требовать, чтобы ему было этим последним точно указано, чего от него хотят и какие рамки ему ставят. Логически это право на определенность правовых норм, – заключает автор, – есть одно из самых неотъемлемых прав че- ловеческой личности, какое только себе можно представить; без него, в сущности, вообще ни о каком «праве» не может быть речи»1. Эти суждения русского правоведа необходимо иметь в виду при рассмотрении ряда проблем теории права. Причем к процитирован- ным суждениям надо добавить и мысль И.А. Покровского о том, что вторым требованием развивающейся личности к правопорядку явля- ется требование его прочности и что «...они оба – только две стороны одной и той же естественной и «неотъемлемой» потребности индиви- да иметь свое ясное и определенное место в жизни целого социально- го организма»2. Сейчас же обратим внимание на то, что перед нами, по Покровскому, – ключевые, решающие свойства права, причем та- кие, без которых «ни о каком «праве» не может быть речи» вообще. Указанные выше свойства позитивного права дают возможность в той или иной степени устранить из общественной жизни произвол и своеволие, в какой-то мере гарантировать стабильность, социальный мир, исключать хаос в людском поведении, произвол в отношении лич- ности. Благодаря этим свойствам проявилась глубинная сущность пра- ва, «а именно то, что оно является инструментом, средством, механиз- мом или нормативно-регулятивной системой защиты личности от про- извола любых других лиц, групп и общества, или государства в целом»3. Если исходить только из рассмотренных свойств права (не затра- гивая все другое), то и тогда станут очевидными преимущества и при- влекательность того строя жизненных отношений, который можно назвать правовым порядком. И с этих же позиций (при умозаключени- ях «от противного») представляется резко негативным характер того поведения, которое является внеправовым, т.е. такого, которое носит доправовой характер или является внеправовым с фактической сторо- ны – выбивается из области цивилизационных отношений, противо- стоит им как нечто противоположное, с ними несовместное (война, 1 Покровский И.А. Указ. соч. С. 89. 2 Там же. С. 106. 3 Семитко А.П. Развитие правовой культуры как правовой прогресс. Екатерин- бург, 1996. С. 114. Часть первая. Догма права
террор, чиновничья вседозволенность – очевидные примеры такого внеправового поведения). С учетом приведенных положений об особенностях права как ин- ституционного образования и о его свойствах раскрывается глубина мысли знаменитого русского правоведа П.И. Новгородцева, пола- гающего, что право есть то начало, которое «постепенно осуществля- ется в истории»1. 3. Право – нормативная система. Использование философских дан- ных в отношении материалов, охватываемых понятием «догма права», не ограничивается тем, что «срабатывают» философские категории, такие как «свойства». Наиболее существенное, что дают философские разработки в от- ношении догмы права, заключается в том, что под углом зрения но- вейших философских представлений (теории систем) право предста- ет в виде нормативной системы, т.е. явления социальной действитель- ности, которое существует и функционирует по законам целостного органического образования – законам системы. Да притом системы, имеющей нормативный характер и находящейся, как и «положено» любым системам, в сложных (системных) связях со всем комплексом социальных образований. Все это позволяет здесь, на аналитическом, атомистическом уров- не, углубить наши представления о праве, и прежде всего о функциях права, выступающего главным образом в качестве непрерывно дейст- вующего механизма воспроизводства общих условий существования об- щества, его устойчивости, стабильности, упорядоченности 2. Рассмотрение права с указанных позиций дает возможность уви- деть в нем социальное образование, обеспечивающее такую непрерыв- ную динамику функционирования общества, при которой достигается постоянное и стабильное воспроизводство и, следовательно, сохранение и утверждение (своего рода «увековечение») выраженных в праве соци- альных ценностей, условий и механизмов функционирования общества. Здесь, и притом с немалым познавательным результатом, можно воспользоваться предложенной И.П. Малиновой трактовкой общест- венных отношений через категорию субструктуры (суперструктуры)3. Используя более точную научную интерпретацию положений об об- щественных отношениях, И.П. Малинова обратила внимание на то, что категория субструктуры (суперструктуры) (Unterbau) позволяет рас- 1 Новгородцев П.И. Об общественном идеале. М., 1991. С. 538. 2 См.: Ершов Ю.Г. Философия права (материалы лекций). Екатеринбург, 1995. С. 33. 3 См.: Малинова И.П. Философия правотворчества. Екатеринбург, 1996. С. 106, 110. Глава первая. Аналитическая юриспруденция
сматривать право как такую сферу, «которая обладает особым свой- ством мета-(или супер-) структурирования массива наличных обще- ственных отношений. Более того, – продолжает автор, – само право существует в форме структурно упорядоченного сектора, сферы со- циального пространства, в котором все многообразие общественных отношений представлено (отражено) в особом ракурсе, под специфи- ческим углом зрения – в инвариантах санкционированной юридиче- ской нормативности»1. Во многом такой подход к праву, когда оно рассматривается в каче- стве «регулятора», связан с утвердившимися в современной науке пред- ставлениями о том, что социальные системы отличаются (или должны отличаться) устойчивостью, непрерывностью существования и действия во времени, и с вытекающей отсюда необходимостью наличия в со- циальных системах, в том числе и в обществе в целом, особых меха- низмов, призванных реализовать и поддерживать устойчивость и не- прерывность функционирования в заданных параметрах общества. Под рассматриваемым углом зрения существуют достаточные ос- нования полагать, что право, наряду с другими институтами человече- ской культуры, и есть такого рода механизм. Ведь свойства права – его всеобщность, общеобязательная нормативность, способность строго фиксировать по содержанию возможное и должное поведение людей, а также способность наиболее мощно, силой государственного прину- ждения обеспечивать такое поведение – как бы специально приспо- соблены для того, чтобы сложившиеся в обществе отношения надеж- но сохранялись такими, «как они есть» (а если и совершенствовались, развивались, то только в контексте такой «данности»). И чтобы они в стабильном и устойчивом виде функционировали непрерывно во времени, всегда, «вечно». Причем эта миссия права затрагивает важ- нейшие, определяющие параметры общества, его экономических, со- циальных, политических основ, его особенности с информационно- организационной стороны, реальности заложенных в нем программ, непрерывность их действия. В воспроизводстве данной системы, понятно, велик вклад и дру- гих подразделений культуры. Но в человеческой культуре нет ино- го инструмента, кроме права, который бы обеспечивал это воспро-
1 Малинова И.П. Указ. соч. С. 110. «С этой точки зрения, – говорится в книге, – та- кие понятия, как «правовое поле», «правовое пространство», «правовая среда», «право- вая сфера» и т.д., являются своего рода метафорами, выражающими суть: обществен- ные отношения объективируются в праве не непосредственно, а системно опосредуясь всей его структурной целостностью» (Там же). Часть первая. Догма права
изводство не только с информационно-организационной стороны, нои на всеобщей, твердой, постоянной, непрерывно функциони- рующей основе, важнейшим компонентом которой является та или иная мера активности участников общественных отношений. Сло- вом, по принципу всеохватного и непрерывно действующего соци- ального устройства, рассчитанного на разумных существ – людей. И благодаря именно праву, рассматриваемому преимущественно (вразвитых юридических структурах) в единстве с законом, дости- гается такое положение вещей, когда данная общественная систе- ма, не меняя своих качеств и особенностей, непрерывно работает – «крутится» и «крутится» в заданном режиме своего информационно- организационного построения. В принципе эта миссия права в обществе уникальна и – что немало- важно – (пусть только в принципе) не имеет политического и тем бо- лее идеологического содержания. В этой плоскости оценка роли права на «регулятивном уровне» во многом сводится к функциям, по кантов- ским определениям, «механического устройства» – такого «устрой- ства», «которое, подобно гражданскому организму, сможет сохранять- ся автоматически»1. Впрочем, в реальной жизни рассматриваемая особенность права все же так или иначе приобретает определенное политико-социаль- ное и духовное содержание. Тем более что по своей сути она имеет как стабилизирующее, так и консервативное (и не только в строго научном смысле) значение. А значит, позволяет не только сохранять в жизни людей устойчивые, проверенные жизнью, твердые начала, но и, увы, «увековечивать» отжившие или изначально неразумные порядки и ре- жимы, становиться труднопреодолимой преградой на пути прогрес- сивного развития общества. Конечно, признание за правом значения механизма воспроизвод- ства данного социального строя – это еще не до конца проработанная в науке проблема2. Тут нужна тщательная проверка и научная отработ- ка как самой этой идеи, так и выводов теоретического и практическо- го порядка, из нее вытекающих (в том числе определение социаль- ной ценности права, стратегии законодательства). Но проблема явно назрела; в литературе уже высказан на этот счет ряд заслуживающих внимания положений. 1 Малинова И.П. Указ. соч. С. 105. 2 Здесь наряду со значением права на «регулятивном уровне» в качестве стабили- зирующего и консервативного фактора раскрывается также еще одна его характеристи- ка, требующая внимания науки, – его роль как своего рода прогностического института. Глава первая. Аналитическая юриспруденция
Интересную трактовку воспроизводства в социальной сфере дает М.К. Мамардашвили. Он полагает, что, по Канту, например, вся про- блема просвещения есть проблема «самоподдержания разума». И сразу поясняет – «самоподдержания онтологических абстракций порядка. И в этом смысле истина не есть проблема соответствия или адеквации (что относится к знанию, к знаково-логическим структурам знания), но проблема воспроизводства, или самоподдержания, некоторого по- рядка»1. Нет ли оснований с подобных же позиций рассматривать так- же и право? Если подобные основания существуют (а препятствий для этого, на мой взгляд, нет), то право с таких позиций предстает в ка- честве онтологической абстракции порядка. По всем данным – кон- структивная идея, достойная обстоятельной проработки. Весьма плодотворным направлением углубления представлений о праве как нормативной системы являются идеи синергетики, обосно- вывающей на данных естественных наук (таких, в частности, как радио- физика и квантовая электроника) наличие в системах самой различной природы спонтанных процессов, приводящих ко все большей самоорга- низации системы, ее большей упорядоченности, ее качественному раз- витию. Подчеркнутая в литературе значимость в такого рода процессах позитивного права2не сводится, надо полагать, только к нормативным особенностям права. По-видимому, решающую роль играет здесь такое уникальное качество права, относящееся именно к самоорганизации общества, как его способность быть носителем и гарантом социально оправданной, цивилизованной свободы людей, формой перевода актив- ности людей в созидательное, творческое дело (качество, которое, как мы увидим в третьей части работы, позволяет охарактеризовать особен- ности права как цели общества в перспективе его развития – III.16.1). Существует еще одна сторона уточняющей характеристики права как нормативной системы, его функции по воспроизводству социаль- ной системы. Позитивное право – это не только, как мы увидим в по- следующем [III.11.2], «выражение» глубоких природно-социальных ос- нов жизнедеятельности людей. Оно во многом потому «и есть» такого рода выражение, что призвано утверждать эти основы в обществе, т.е. обеспечивать реализацию принципов цикличности, кругооборота от- ношений и процессов, их непрерывного постоянства во всем общест- венном организме, притом в условиях разумной творческой деятель- 1 Мамардашвили М. Кантианские вариации. М., 1997. С. 286. 2 См.: Ветютнев Ю.Ю. Самоорганизация в гражданском обществе и ее правовые результаты // Интеллигенция и проблемы формирования гражданского общества в Рос- сии. Екатеринбург, 2000. С. 30–31. Часть первая. Догма права
ности индивидов. Реализацию той объективной потребности, в ответ на которую во многом и сложилось позитивное право с рядом уни- кальных свойств, выраженных во всеобщности, общеобязательной нормативности, возможности строгой определенности по содержа- нию, высокой обеспеченности, государственной гарантированности. В связи с необходимостью обеспечения нормативных начал в жизни общества и само право предстает в виде нормативной регулирующей си- стемы (в том числе и с точки зрения «нормы» как естественного, «здоро- вого», вполне удовлетворительного положения дел в людском сообще- стве), имеющей глубокие социально-природные основания и уникальное правовое содержание, смысл и назначение которого в полной мере рас- крывается в условиях современного правового гражданского общества. 4. Структура права. Использование в отношении явлений догмы права философских категорий (в особенности таких, как «структура») позволяют в чем-то «перевернуть мир» – по-новому взглянуть на, ка- залось бы, привычные явления из области юридической догматики. Вот пример. Отрасли права в сфере юридической догматики рас- сматриваются обычно в одной плоскости, как равнозначные обшир- ные «совокупности норм», отличающиеся по предмету и методу ре- гулирования. Между тем при более или менее развитой нормативной системе отрасли права представляют собой сложный, спаянный жесткими за- кономерными связями организм, отличающийся многоуровневым ха- рактером, иерархическими зависимостями. Наиболее общим образом отрасли права в современных достаточ- но развитых юридических системах (в частности, и в российской) под- разделяются на три группы: а) профилирующие (базовые); б) специальные; в) комплексные. Вместе с тем какой бы сложной, многозвенной по своей структуре ни была система права, в ней неизменно незыблемым, устойчивым, стабиль- ным остается комплекс профилирующих (базовых) отраслей, к которому применительно к праву нашей страны, сложившемуся к нынешнему вре- мени, относятся семь (не более, но и не менее) подразделений – консти- туционное право, затем три материальные отрасли – административное право, гражданское право, уголовное право, а также три процессуальные отрасли (гражданское процессуальное, административно-процессуаль- ное, уголовно-процессуальное). Они образуют с юридической стороны ведущую часть правовой системы, ее неразрушимое ядро. Глава первая. Аналитическая юриспруденция
В соответствии с профилирующими отраслями формируются и функ- ционируют на базе собственных «предметов» (видов общественных от- ношений) специальные отрасли – трудовое право, земельное право, се- мейное право, финансовое право, право социального обеспечения. Отличительные особенности профилирующих (базовых) отраслей, раскрывающие их значение в качестве ядра системы права, заключа- ются в том, что они концентрируют главные (генеральные) юридиче- ские режимы – режимы качественно своеобразные, исходные по спе- цифике правового регулирования и потому предопределяющие основ- ные типовые особенности юридического инструментария. В связи с этим фундаментальные (базовые) отрасли: 1) исчерпывающе концентрируют генеральные юридические ре- жимы, групповые методы правового регулирования; 2) отличаются юридической чистотой, яркой контрастностью, юри- дической несовместимостью по отношению друг к другу, что исклю- чает возможность взаимного субсидиарного применения входящих в данные отрасли норм; 3) являются юридически первичными, т.е. содержат исходный пра- вовой материал, который затем так или иначе используется при фор- мировании правовых режимов других отраслей, и вследствие этого выступают в качестве заглавных подразделений целых групп отрас- лей права (например, гражданское право – заглавной частью группы отраслей цивилистического профиля); 4) в своей совокупности, как и положено ядру целостной системы, имеют стройную, законченную архитектонику, четкие закономерные зависимости, иерархические связи. На последний из указанных моментов хотелось бы обратить осо- бое внимание. Здесь, в самом ядре правовой системы, следует прежде всего особо выделить своего рода юридическую первооснову – кон- ституционное право. Затем – еще две группы отраслей. Прежде всего – т р и материальные отрасли. Именно три, не бо- лее и не менее. С одной стороны, административное и гражданское право – две профилирующие отрасли регулятивного плана (две, пото- му что они как раз выражают две определяющие сферы – публичное и частное право и сообразно этому воплощают в своих юридических режимах в наиболее чистом виде первичные по своему значению ме- тоды – централизованное и диспозитивное регулирование), а с дру- гой стороны, профилирующую отрасль, нацеленную в основном на выполнение охранительных задач, – уголовное право. В последнем случае – ту единственную отрасль, выделившуюся из правоохра- Часть первая. Догма права
нительной сферы (другие правоохранительные институты остают- ся в пределах регулятивных отраслей), которая концентрирует наи- более жесткие меры государственно-правового воздействия – реак- цию государства в целом на общественно опасные правонарушения (преступления). От трех этих профилирующих материальных отраслей права (гражданского, административного, уголовного) идут генетические, функциональные и структурные связи к соответствующим т р е м (опять-таки трем, не более, но и не менее) процессуальным отраслям – гражданскому процессуальному, административно-процессуальному, уголовно-процессуальному праву. Забегая вперед, нужно уже сейчас сказать, что перед нами строгая логика права – одно из ярких проявлений присущих праву специфи- ческих закономерностей, того, что при всем многообразии отраслевых юридических режимов существует ядро правовой системы, а в нем – начальные, исходные элементы юридического инструментария (регу- лятивные и охранительные механизмы; централизованный и диспо- зитивный методы; материальное и процессуальное). И все это полу- чает первичное и исчерпывающее воплощение в отраслях указанного «ядра», в профилирующих (базовых) отраслях. Делая ударение на профилирующих (базовых) отраслях, своеоб- разии характерных для них юридических режимов, нужно видеть и то, что немалой юридической спецификой отличаются подраз- деления следующих «этажей» системы права – специальных и даже комплексных отраслей (например, морского права, а также отраслей, опосредствующих «новые слои социальности», таких как предпри- нимательское право, при корректных, впрочем, трактовках послед- него – III.11.3). И в заключение краткой характеристики структуры права важно обратить внимание и на то, что многоуровневость структуры раз- витой юридической системы – показатель ее совершенства, регу- лирующих возможностей, социальной ценности. Структура права выражает здесь многообразие и многоплановость методов и прие- мов юридического регулирования, способность правовой системы многосторонне, различными способами воздействовать на обще- ственную жизнь. 5. «Механизменные» характеристики. Наряду с использованием в правоведении философских категорий и положений о системах (а от- сюда – системным, структурным и функциональным анализом пра- ва), в отношении юридической догмы оказались весьма плодотвор- Глава первая. Аналитическая юриспруденция
ными – во многом в связи с освещением функций права – «механиз- менные» интерпретации правовых явлений. Вот один из примеров. При более внимательном анализе, казалось бы, простых, самых тривиальных правовых категорий, традиционно относящихся к догме права, – «юридическая норма», «правоотноше- ние», «исполнение обязанности», «применение права», оказалось, что они не только обобщают фактические данные, но и находятся между собой в тесной зависимости. Причем такой, которая образует последовательную цепь элемен- тов, представляющих собой особую конструкцию большой значимо- сти – механизм правового регулирования. В результате не только «по- явилась на свет» новая категория права весьма высокого науковедче- ского порядка (механизм правового регулирования), но и выяснилось, что наряду с понятием «юридическая норма» существуют другие явле- ния высокого ранга, охватывающие весь спектр юридических реалий и образующие элементы механизма правового регулирования (причем эти реалии уже при первых попытках их научного истолкования были обозначены как «правовые средства»). Философские данные позволили правоведам увидеть, что и иные традиционные правовые явления и формулы нередко свидетельству- ют о сложных правовых построениях, связях и соотношениях. Так, оказалось, что некие, на первый взгляд, казалось бы, экстравагант- ные формулы чуть ли не юридико-казуистического порядка («до- зволено все, кроме прямо запрещенного» и «запрещено все, кро- ме прямо дозволенного») на самом деле выражают сложные типы юридического регулирования, которые в свою очередь ведут к по- ниманию весьма сложного арсенала правовых средств и многооб- разных механизмов воздействия права на поведение людей, на всю жизнь общества. И еще один существенный момент. В связи с «механизменными» характеристиками права оказалась вполне оправданной сама поста- новка вопроса о ю р и д и ч е с к и х м е х а н и з м а х решения тех или иных задач в обществе. А такая постановка вопроса по своей су- ти означает, что речь должна идти о действенных и оптимальных пра- вовых средствах решения задачи. Проблема, следовательно, перево- дится на уровень субстанциональных правовых явлений, а в научном аспекте, как увидим, – новых подходов в теории права, когда на пер- вый план выступает юридический инструментарий, комплексы пра- вовых средств, с наиболее развитыми их разновидностями – юриди- ческими конструкциями [II]. Часть первая. Догма права
Глава вторая
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-27; просмотров: 319; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.206.166 (0.019 с.) |