Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Парадоксы либерального развития. Основная идея

Поиск

 

1. Тяжкие реалии. Уготованная Историей миссия права в современ- ную эпоху и те впечатляющие рубежи, которых оно уже достигло в ны- нешнее время, сталкиваются с иными, противостоящими им реалия- ми, тенденциями и направлениями в общественной жизни. Эти реалии и тенденции в ряде случаев оказываются настолько значительными, что они таят в себе опасность грозных последствий – тяжкой беды для людей, для самой, казалось бы, вполне благополучной, оптимистич- ной перспективы общественного развития. Да не только опасность – но и уже саму беду, ее очевидные знаки, приметы, тяжкие проявления. В этой связи – замечание более общего характера, о чем под не- сколько иным углом зрения уже говорилось при освещении прав че-

ловека [III.15.3].

Было бы ошибочным рассматривать переход человечества от тра- диционных к либеральным цивилизациям в качестве некоего обще- го и непрерывного потока позитивных перемен, осложняемого лишь некоторыми «издержками».

1 Покровский И.А. Основные проблемы гражданского права. С. 85.


Часть третья. Философско-правовые проблемы

 

Действительные процессы, происходящие в современном мире, намного сложнее. Исторически закономерный переход тех или иных стран, народов к демократии, к правовому гражданскому обществу не только бывает порой очень длительным, но и в этой связи характе- ризуется тем, что в реальной жизни сохраняются, а порой вновь и вновь реанимируются, утверждают свою жизнеспособность, адекватность су- ществующим экономическим, социальным, этическим отношениям социальные структуры и порядки, типичные для традиционных циви- лизаций. В ряде случаев – рудименты весьма древних эпох, феодаль- ного или раннекапиталистического строя, да притом нередко в таких своеобразных социальных и политических вариантах авторитарного или тоталитарного типов, когда они прикрываются внешне современ- ными, казалось бы, передовыми юридическими институтами.

И вот здесь (после позитивных оценок экономического и социально- го развития, происходящего в современную эпоху) пора сказать о слож- ности, противоречивости самого процесса перехода человечества к по- следовательно демократическим, либеральным цивилизациям, о нали- чии в этом процессе «теневых» сторон, условий и факторов, которые могут привести к новым трудностям и бедам, – того, что условно можно назвать «негативами либерализма», его побочными продуктами.

Суть вопроса вот в чем. Наряду с тем поистине великим, порой фан- тастически грандиозным, что принесла новая эпоха, раскрепостив че- ловеческую активность и силу Разума (и что стало основой взрывной модернизации общества), эта же эпоха породила – пусть и в виде воз- можности, потенции, но все же породила – явления негативного ха- рактера. Это и восприятие людьми свободы как состояния вольницы, и настрой на несвязанность поведения внешними ограничителями, и неодолимая тяга ко все более изощренному ненасытному потреби- тельству, и новый всплеск магии власти, и простор для вспышек эт- нических и сепаратистских страстей. Да и многое другое, что сопря- жено с отрицательными сторонами человеческого разума [III.12.1].

Отсюда – нарастающие стремления овладеть путем насилия соб- ственностью и властью. Нередко – так, что архаичные, тиранические институты оказываются «зараженными» все новыми соблазнами, по- рывами к достижению все более и более изощренных благ современ- ного потребительского общества (часто переходящими грань норм мо- рали, да и простого здравого смысла, здорового образа жизни). И тут же – разочарования в институтах политической демократии, парла- ментаризма, системы свободных выборов, при помощи которых (а ча- ще под прикрытием которых) в ряде стран устанавливались диктатор-


Глава шестнадцатая. Право в нашей жизни, в судьбе людей

 

ские, тиранические режимы власти, поддерживались авторитарные политические структуры. Словом, в мире заговорили (по выражению одного из современных мыслителей) о грядущей анархии.

Особо сложными и трагичными эти обстоятельства дали о себе знать в тех странах, в которых радикальные силы вознамерились в ускорен- ных темпах, чуть ли не одним прыжком перескочить из одной крайно- сти в другую – от тоталитарного строя (да к тому же азиатско-византий- ского образца) к передовому гражданскому обществу с развитой рыноч- ной экономикой. Что, увы, в силу ряда причин и произошло в России, когда в тяжелейшей схватке за власть в 1991–1992 гг. был взят курс на

«кардинальные рыночные реформы».

2. Соблазн «простого решения». Думается, именно с позиций ре- альных процессов, связанных с переходом права в новое состояние и с «негативами либерализма», и следует рассматривать одну из клю- чевых и сложнейших проблем нынешнего времени – проблему путей и способов преодоления трудностей и бед, с которыми встретилось человечество в современную эпоху.

К сожалению, в обстановке усиливающейся остроты этих «проблем эпохи» в практических делах ряда стран и в общественном мнении воз- рождается былой расчет на власть как таковую, ее силу – силу бюрокра- тического, полицейского аппарата, вооруженных сил всей системы силовых ведомств и спецслужб. И отсюда – известное возвеличивание власти как первостепенной социальной ценности (когда во имя дела, его успеха, во имя экономических и политических расчетов можно пренебречь ины- ми «формальностями», правами некой «отдельной личности»). Имен- но с властью, с ее сильными и решительными акциями связываются в представлениях многих людей решение острых проблем нашей дей- ствительности, сам образ «крепкой государственности»1. В особенности

1 Ведь и впрямь выход из Великой депрессии начала 1930-х гг. сообразно знамени- тому новому курсу Рузвельта был найден в ряде решительных государственных мер по упорядочению экономических процессов. И уже совсем показалось поучительным «им- перативное государственное регулирование» экономических и социальных процессов в предвоенное и военное время. Затем – усиление и расширение социальной деятель- ности государства, в особенности в послевоенных условиях. Что ни говори, при всех очевидных и в то время минусах коммунизма есть все же – как это под напором масси- рованной пропаганды казалось в 1930–1940-е гг. – великолепный опыт СССР, создав- шего на твердой государственной основе коллективное сельское хозяйство, передовую индустрию, гигантский современный промышленный потенциал и решивший в неве- роятно сложных условиях войны экономические проблемы. Это факты, получившие широкую известность во всем мире!

Как тут не признать основательными теоретические выкладки Кейнса и его сто- ронников о необходимости усиления экономической и социальной деятельности го-


Часть третья. Философско-правовые проблемы

 

в странах (таких, как Россия), где стремление в быстрых темпах достиг- нуть «капиталистического рая», а затем и преодоление новых трудно- стей и бед, порожденных «кардинальными реформами», стало чуть ли не всеми реформаторами, объявившими себя «либералами», сопрягаться с властью авторитарного, пиночетовского типа. Линия тем более объяс- нимая, что она один в один согласуется с укоренившимися в обществе царистскими и большевистскими нравами и догмами.

В этом отношении происходит даже своеобразная реанимация взглядов и убеждений из прошлых времен, из идеологии тоталитар- ных режимов, далеких от ценностей и идеалов демократического раз- вития и верховенства гуманистического права, но таких, которые соз- дают впечатление о легкости и быстроте достижения некоего желан- ного образца – безупречного «порядка и дисциплины». Или же – что не менее страшно и пагубно – быстрого формирования рыночной эко- номики «по-пиночетовски», силовыми методами.

Что ж, нынешнее состояние общества, да и общие требования де- мократического развития нуждаются в надежной эффективной госу- дарственности. Крепкая, эффективная государственность необходима и при переходе от тоталитарного строя к строю современного граждан- ского общества. Необходима в том числе и для обеспечения функцио- нирования действенной юридической системы, включая решитель- ную борьбу с насилием, преступностью, особенно организованной преступностью, мафией, терроризмом.

Вместе с тем нужно отдавать ясный отчет в том, что само по себе разбухание и возвеличивание власти как таковой, ее выходы за рам- ки социально оправданного порога [II.5.3], а тем более «вторжение власти» в экономическую и социальную жизнь возвращает общество к пройденным фазам развития, к общественным порядкам, построен- ным на доминировании власти с ее пороками и коварством и отсюда – со всеми отрицательными последствиями для общественного развития, прогресса общества, его будущего, судьбы. И что это направление со- циального развития (наиболее остро и зловеще проявившееся как раз в коммунизме и фашистских режимах) противоречит общим тенден-

сударства даже для свободного общества! И вообще – обоснованность взглядов о «со- циальном государстве», признание целесообразности всестороннего государственного планирования народно-хозяйственной жизни! Недаром именно в то время, в послево- енные годы, получила распространение среди передовых умов не только склонность от- корректировать либеральные взгляды идеями «консенсуса», вплоть до теории «социали- стического либерализма», но и концепция конвергенции, предполагающая соединить преимущества социализма (плановую экономику) и достижения западного общества (политические свободы).


Глава шестнадцатая. Право в нашей жизни, в судьбе людей

 

циям развития человеческой цивилизации, необходимости модерни- зации общества на основе демократии, переходу в ходе этого процесса социальных систем к правовому гражданскому обществу.

Да и в практическом отношении «вторжение власти» в экономиче- скую и социальную жизнь, даже социально оправданное, смягченное общим государственным регулированием и облагороженное правом (и тем более выбивающееся за необходимые «меру» и «пределы» и с существенными огрехами по вопросам права), неизбежно сопряжено со многими отрицательными явлениями. Прежде всего с безудерж- ным ростом чиновничьего аппарата, бюрократии, приоритетом сило- вых ведомств и спецслужб, расширением и ужесточением властно-им- перативных начал в жизни общества, тенденциями к доминированию командно-административного управления. А значит, с укоренением бюрократических сторон функционирования аппарата, стремлением к чиновничьему всемогуществу, дальнейшими порывами к вмеша- тельству во все и вся и, как показывает жизненная практика, с ростом злоупотреблений властью, коррупцией, мздоимством.

И это все не только не устраняет существующие ныне трудности и беды, но и в совокупности с другими ранее отмеченными негатив- ными факторами делает реальной перспективу «грядущей анархии».

В этих невероятно сложных исторических условиях существуют и даже набирают силу не только реалии и тенденции, противостоящие глобальной линии на возвышение права в современную эпоху (в сек- торах и рудиментах «старого», в тех или иных «издержках»), но и фе- номен, который является прямым антиподом права, более того – его исконным, кровным врагом, антагонистом, преодоление которого ста- ло судьбой права. Речь идет о подлинной беде и проклятии человече- ства – о насилии, произволе. Особенно насилии, которое часто оказы- вается в самом центре негативных процессов современности. О про- изволе, направленном против человека как личности, его достоинства, высокого статуса, свободы, и отсюда – о не знающих преград и сдер- жек покорении, сокрушении человека или даже целого сообщества людей, силовом низведении человека, группы людей, сообщества до безропотно покорных исполнителей воли насильника – невольников, рабов или крепостных, и по логике вещей – об оправдании возмож- ности (без каких-либо правосудных процедур) уничтожения человека. Конечно же, все эти отрицательные явления далеко не во всем пред- ставляют собой «негативы либерализма» (хотя так или иначе с ними состыковываются, перекрещиваются). Здесь перед нами феномены особого рода, о которых ранее уже упоминалось. Это наиболее жесто-


Часть третья. Философско-правовые проблемы

 

кие проявления насилия, выраженные в терроризме, которые требуют особого рассмотрения (что и будет сделано в п. 4 настоящей главы).

3. Основная идея. «Умерение» свободы через свободу же. Как же быть? И вот здесь, отдавая отчет в губительности легких, простых и бы- стрых решений, в особенности тех, которые реализуются непосред- ственно через силу власти, н е о б х о д и м о в е р н у т ь с я к п р а - в у, к пониманию его природы, особенностей и логики его «материи», его уникальных функций и возможностей в решении острых жизнен- ных проблем. И в этой связи – видеть драматизм современного соци- ального развития, основанного на либеральных ценностях и идеалах, когда нарастающие беды и трудности нынешней эпохи сопряжены

с упомянутыми ранее «негативами либерализма».

И вот г л а в н ы й в ы в о д из всего предшествующего изложения. У человечества нет иного пути и иного способа решения глобальных про- блем и трудностей, грозящих тяжкими последствиями для человеческо- го рода, как поставить в самый центр жизни людей современное право. Только оно, право, способно противостоять вполне возможной ка- тастрофе, которая грозит человечеству в обстановке «грядущей анар- хии», «вольницы» ненасытного и изощренного потребительства, при- том, увы, в условиях, казалось бы, близкого всеобщего процветания. И если принять во внимание изложенные ранее данные, ясен ответ на возникающий в связи с приведенными утверждениями вопрос почему? Да по той простой причине, что именно праву (и никакому иному социальному институту) «дано» быть гарантированным носителем сво- боды людей, определителем ее границ, а главное – способом переключения в творческую, созидательную активность. Иного пути и иного способа упорядочить свободу, отсекая от нее «негативы либерализма», – упоря- дочить через свободу же! – в природе, в арсенале социальной действи- тельности просто нет. А право в высших своих значениях как будто бы специально (а быть может, и не «как будто»), представляя собой явле- ние Разума, приспособлено для решения задач как раз того времени, когда реализуются ценности и идеалы свободы и когда, увы, появля- ются на свет и грозят людям тяжкими последствиями «негативы либе- рализма» и вдобавок к ним еще негативы нашего человеческого бытия.

4. Сверхзадача. Но есть один пункт в острых проблемах современ- ности, решение которого в принципе созвучно только что сформули- рованным положениям (а под известным углом зрения может быть так- же интерпретировано в качестве «негативов либерализма»), однако по своей остроте и «нерешаемости» он нуждается в особом подходе, а глав- ное – в новом преодолении упомянутых ранее «простых решений».


Глава шестнадцатая. Право в нашей жизни, в судьбе людей

 

К великому огорчению, последний век второго тысячелетия отличил- ся не только поразительным взлетом человеческого духа и интеллекта, но и одновременно абсолютно противоположным – взрывом насилия.

Причем таким «взрывом», который, помимо иных симптомов, выра- зился в небывало остром проявлении насилия – в терроризме. И пусть, повторю, такого рода «проявления» имеют исторические корни в самом факте существования в прошлом тиранических режимов власти (в том числе коммунистического, нашего отечественного, к счастью, с вели- кими муками преодоленного), феномен терроризма нашел ныне себе опору в неких идеологических предпосылках, в ряде случаев приобрел фанатичный характер, вплоть до того, что его исполнителями стали фа- натики-смертники и перед нами по сути дела оказываются акты войны (впрочем, «война» и «террор» – явления однопорядковые). Не случай- но поэтому само выражение «террорист» приобрело крайне одиозное значение, предполагающее только одну реакцию – уничтожение но- сителя террора (потому-то, замечу кстати, в годы сталинского террора былых товарищей по партии, обреченных на смерть, неизменно име- новали не только «врагами народа», но и «террористами» – знак того, что ничего иного, кроме смерти, среди карательных мер ему не видать). Создается впечатление, что Провидение на самом рубеже нового тысячелетия решило, скажу жестко и грубо, ткнуть нас носом в такую тяжкую прозу жизни, которую мы в череде обыденных дел не видим (а если видим, то главным образом скандальные подробности и поли- тические характеристики), но в которой, однако, отчетливо просмат- ривается что-то глубокое и основательное – трудное, порой драмати- ческое, не во всем еще утвердившееся становление основополагаю- щих ценностей современной цивилизации, связанных помимо всего

иного с противостоянием между правом и насилием.

Конечно, акты терроризма могут быть и взрывами отчаяния лю- дей, загнанных в угол, и порывами истинного безумия в обстанов- ке нескончаемых бед, и примкнувшими к этому проявлениями чисто бандитского разгула. И конечно же, на все это нельзя закрывать гла- за, все это требует тщательного научного разбора, неотложных реше- ний – это же беда и забота всего человечества.

Но террористические события, происшедшие в сентябре 2001 г. на американской земле, продолжающаяся и обострившаяся вакханалия террора на Ближнем Востоке, в Израиле, других регионах (и даже, ка- залось бы, на этом фоне «безобидные» хулиганствующие выступления то тут, то там, но обязательно на публике, антиглобалистов) имеют бо- лее глубокие основания. Это не столкновение «двух цивилизаций» (по-


Часть третья. Философско-правовые проблемы

 

нимание в чем-то верное, но все же упрощенное), а тот факт, что в об- становке сохраняющихся на нашей земле экономических и социаль- ных трудностей для обездоленных и радикальных людей не оказалось иных способов реакции на мощное развитие передовых демократиче- ских стран, их достижений на пути экономического и демократическо- го либерального развития. Под влиянием ряда факторов (в том числе ошибок и просчетов, гордыни и величия ряда развитых стран Запада, Севера) в радикальных кругах, подогретых фанатизмом ответвлений некоторых восточных философий, возник фанатичный безоглядный настрой на оправданность неких силовых действий в отношении «за- рвавшихся» экономически передовых западных стран.

Все это – порывы и эмоции внешнего плана. Что ни на йоту не устра- няет ужас и неправедность содеянного. Того, что, по большому счету, разрушает человеческую цивилизацию, ее ценности и идеалы. Да так, что знаком и символом такого разрушения стал терроризм (тем более что в памяти нашей неизменно остаются венцы насилия – носители самого страшного, государственного, терроризма – тоталитарные ре- жимы и выпестованные ими последователи).

Отсюда возникла и приобрела характер своего рода «сверхзадача», в особенности после варварских актов немыслимого террора на аме- риканской земле в сентябре 2001 г., стремление (которое пробрело в США, ряде других стран статус государственной политики и установ- ки высшего порядка) тотального уничтожения терроризма.

5. Неотложные проблемы. Коварство «простых решений». Нацелен- ность на решительное искоренение терроризма представляется безусловно оправданной, жизненно необходимой. Быть может, именно упомянутые чудовищные его акты позволят нам «стряхнуть» настроения успокоенно- сти и благодушия и настроят на твердую и последовательную полити- ку, от которой, по всем данным, зависит будущее и судьба человечества.

Два момента представляются здесь в высшей степени важными.

В о - п е р в ы х, теракты в Нью-Йорке в сентябре 2001 г. – один из самых неприкрытых, циничных актов расправы над самым святым, что образует саму основу прав человека, такое уничтожение «символов капитализма», при котором «между прочим» лишаются жизни тыся- чи людей. Потрясающий симбиоз средневекового варварства и фаши- ствующего тоталитаризма! И потому они – несомненная основа, ес- ли позволительно так сказать, для вселенского, божественного возмез- дия (наверное, такое возмездие в нынешних условиях только и может быть оправданно). Это предопределяет необходимость объединения сил великих демократических держав – таких как США, Великобри-


Глава шестнадцатая. Право в нашей жизни, в судьбе людей

 

тания, Россия, ряда стран Востока (терпимых, как принято считать, к насилию) – для того, чтобы в конце концов искоренить из жизни общества главное проклятие господства силы, насилия – терроризм. А такое искоренение означает самое главное, что, быть может, и зна- менует собой одну из величайших вершин цивилизационного разви- тия в данном отношении – решительную победу права над насилием! В о - в т о р ы х, необходимость безотлагательных мер, таких как резкое повышение уровня безопасности на авиалиниях, активизация поиска очагов подготовки террористов-смертников, мобилизация всех сил для выявления тех факторов и условий, которые способствуют ро- сту числа террористов, финансовых потоков, их поддерживающих, и т.д. Помимо всего иного здесь крайне важно понять неизбежность терроризма в нынешних драматических условиях, когда целые наро- ды не видят выхода из тяжелейшего экономического и социального положения, считают себя изгоями, а в ряде случаев и действительно

оказываются загнанными в угол.

Но вот пункт, требующий повышенного внимания.

При самых негативных социальных оценках, при всем эмоцио- нальном и моральном потрясении, вызванном указанными теракта- ми (и аналогичными, близкими по характеру терактами в Израиле), эти теракты сами по себе в современных условиях не могут служить поводом для «возмездия» в практическом отношении, не считая, разуме- ется, безотлагательного и решительного применения полицейских мер и мер самозащиты, предусмотренных для данных ситуаций законом. При отсутствии для каждого случая надлежащего правового основа- ния, подтвержденного в правосудном порядке в соответствии с действую- щими процедурами, не легитимируют при отсутствии иных предусмот- ренных правом оснований применение к той или иной стране методов войны, которые неизбежно влекут за собой жертвы среди мирного насе- ления, убийства невинных людей, насильственное перемещение людей (беженцы), материальные разрушения, нарушения экологической сре- ды. Да что там говорить, когда в высших официальных кругах прямо при- знается некая оправданность при осуществлении указанных операций невинных жертв! Как это и произошло в Афганистане. И как это чуть ли не с прямого заморского «благословения» осуществляется в Израиле. Вызывает горькое сожаление то, что в деятельности ведущих демо- кратических государств задача уничтожения терроризма как своего ро- да глобальное, вселенское предназначение человечества, призванного заменить насилие правом, «опустилась» до обычных актов войны, да к тому же с немалым привкусом нравов колониальных войн. При этом,


Часть третья. Философско-правовые проблемы

 

несмотря на все оговорки и разъяснения, остается впечатление, что

«международный терроризм» неизменно трактуется так, что он имеет

«восточную окраску», характеризуется будто бы неизбежными для ря- да культур элементами фанатизма восточного образца.

В этой связи жгучую тревогу вызывает то обстоятельство, что стра- ны, осуществляющие ныне военные акции в Афганистане (и готовые, опять-таки во имя борьбы с терроризмом, распространить их и на дру- гие восточные государства), – это страны передовой демократической цивилизации, своего рода эталоны правового развития в условиях пе- рехода человечества к цивилизациям либерального типа: США, Вели- кобритания, Канада, ряд других стран, близких по уровню цивилиза- ционного развития. Именно им самой Историей было предназначено задавать планку правового развития, которая соответствует современ- ной эпохе, тенденциям перехода к цивилизациям либеральных типов. Особую горечь в этой связи вызывает то обстоятельство, что в США, ряде других стран уже подготовлены (вступили в действие) норматив- ные акты, которые вопреки Конституции существенно нарушают пра- ва человека (особенности личной неприкосновенности, личной жизни каждого человека). Вплоть до того, что по одному из проектов (чуть ли не президентскому) США вознамерились учредить особые трибуналы по вопросам терроризма, осуществляющие свою деятельность в отно-

шении иностранных граждан.

При этом следует иметь в виду, что весьма коварной оказалась здесь сама формула «возмездие». Объявление же беспощадной борьбы с меж- дународным терроризмом с акцентом на возмездие, на возможность и оправданность применения методов войны против всех, кто укры- вает «террористов» (объявляемых таковыми без суда и следствия), ис- торически возвращает нас далеко назад, в хаос варварства, в доправо- вое состояние, когда основой расправы, реакцией на правонарушение становится месть (возмездие) или знак порочности – такой, как при- надлежность к разряду неверных.

6. Драма права. Вопросы права в современных условиях отлича- ются не только своей остротой (во многом сопряженной с противо- стоянием права и насилия), но и тем, что в нынешнее время проис- ходит драма права.

Эта драма – читатель, надеюсь, увидит – истинная драма! – не сво- дится лишь к тому, что само право во многих странах и регионах про- должает существовать в отсталых, нередко весьма архаичных формах, еще нередко доминируют примитивные, а порой прямо реакционные юридические порядки, взгляды и представления, процесс утвержде-


Глава шестнадцатая. Право в нашей жизни, в судьбе людей

 

ния права в высших его значениях идет с трудом, и он к тому же в ос- новном затронул страны с утвердившимся демократическим режи- мом, развитой юридической культурой.

Суть истинной драмы права – в другом. В том, что юридические фор- мы и принципы в своих высших значениях (т.е. как права человека) мо- гут стать предпосылкой и даже опорой для явлений антиправового харак- тера и – что особенно прискорбно – для новых витков спирали наси- лия, нарушений основных прав и свобод человека. Такое же значение могут приобрести некоторые принципы и знаки, связанные с деятельно- стью государства («право нации на государственное самоопределение»). По ряду существенных моментов действия стран НАТО, выразив- шиеся в начавшихся с весны 1999 г. систематических бомбардировках Югославии, ее военных и стратегических гражданских объектов, име- ют в принципе те же «оправдательные» основания, что и в деле Пино- чета (задержанного на английской земле для привлечения к ответст- венности за нарушение прав человека); и они являются реакцией на нарушения основных прав и свобод человека в югославской провин- ции Косово, на происходящие в этой провинции военные акции юго- славской регулярной армии против «сепаратистов» и «террористов»,

вылившиеся в этнические чистки.

Но есть здесь, по моим представлениям, и предвестники другой беды. Большой беды. Причем, обнажая ситуацию, взглянем на нее уже не с по- зиции требований о защите прав человека, а опираясь на категории, не- посредственно обращенные в прошлое. Речь идет о том, что взвинтивший почти все американское население настрой на «возмездие» после траги- ческих сентябрьских событий 2001 г., оказался в немалой степени поня- тым в самом прямом стародавнем значении, если угодно в обыденном, прямом, воинственном смысле. В смысле – идти войной на виновни- ков или «причастных» (пусть только предполагаемых «подозреваемых»).

И вот не прошло одного-двух месяцев после трагических событий в США, как на одну из восточных стран – Афганистан, господствую- щая элита которой признается главным покровителем международных террористов (и к тому же не выдает США «главного подозреваемого»), оказалась под ударами сверхмощной авиации, ракетной техники, на- растающими наземными ударами с гигантскими разрушениями, люд- скими потерями, десятками тысяч беженцев.

И хотя в данном случае международная поддержка совершаемых во- енных акций со стороны мирового сообщества является значительной (и даже найдены некие правовые основания подобных акций в Уставе и в пункте о «самообороне», в резолюциях ООН, впрочем без совершен-


Часть третья. Философско-правовые проблемы

 

но необходимой для данного случая конкретизации), все равно, к прио- ритету военных действий склонились страны, принадлежащие к числу демократически развитых. Причем вершителями судеб в происходящих событиях стали не действующие законные порядки, а непосредствен- но ведущие державы мира – США, Великобритания, их союзники по НАТО. Присоединилась к этому и Россия, а также другие государства.

И что же получается сейчас?

До последнего времени – пусть и с трудом, с зигзагами, многовеко- выми остановками, «поворотами назад» – шло медленное восхождение человечества к праву. Шаг за шагом человечество отвоевывало у насилия одну позицию за другой. За последние десятилетия, век-другой это разви- тие приобрело более целеустремленный и решительный характер. Уже ка- залось вот-вот – и право как одно из величайших свершений человече- ства, его Разума будет наконец-то всецело торжествовать в жизни людей. Более того, именно на последние годы приходится одно из самых значительных достижений в правовом развитии (из тех, о которых можно мыслить вообще) – неотъемлемые права человека стали обре- тать непосредственно юридическое значение, основы всего государ-

ственно-юридического построения общества.

И вдруг – сброс.

У самой, казалось бы, вершины правового развития человечества стали происходить события, не просто отбрасывающие нас назад, в прошлое, но отбрасывающие общество в такое прошлое, в котором рядом находится бездна, где по-прежнему господствует насилие. При- том в ряде случаев коварство (или издевка?) ситуации состояло в том, что неким поводом для такого насилия, «сброса к краю бездны» ста- ло наиболее высокое достижение гуманитарного развития – возвы- шение неотъемлемых прав человека, придание им непосредственно юридического значения. Речь здесь идет о Югославии, куда «в ответ» на массовые нарушения прав человека в провинции Косово, где ре- гулярная югославская армия с использованием тяжелого вооружения начала «наводить порядок», страны НАТО, не считаясь с действую- щими нормами о применении силы в международных отношениях, обрушили мощные ракетные и авиационные удары (увы, и здесь про- мелькнули некоторые симптомы колониальных войн).

Когда же в сентябре 2001 г. на американской земле произошла вак- ханалия террора и тысячи людей превратились в пыль, сгорели в ад- ском пламени зла, то наряду с братством людей, поклявшихся покон- чить с наиболее отвратительным порождением насилия – террориз- мом, вновь, пусть и в ином обличье, вырвалось прошлое – настрой на


Глава шестнадцатая. Право в нашей жизни, в судьбе людей

 

военное возмездие. Настрой на то, чтобы покарать «причастные» стра- ны, как-то (порой на уровне «может быть», «наверное») причастные к ужасу происшедшего террора. И значит – на то, чтобы мы вновь ока- зались в обстановке правового варварства. Допустимости права войны. Военного возмездия. Вновь на переднем крае оказалось право силы.

Мне порой кажется, что сейчас, когда происходят конкретные во- енные операции против такой страны, как Афганистан, по принци- пам «военного возмездия» (с добавлениями насчет «баз» и «лагерей»), организаторы этого бесчеловечного безумия радостно потирают руки. Задуманное во многом удалось. В результате идущих военных опера- ций возмездия, осуществляемых демократическими странами (этими эталонами соблюдения права), величественное, казалось бы уж воз- веденное по основным очертаниям здание современного Права ока- залось если не «рассыпавшимся», то во всяком случае сотрясенным, с поврежденными стенами и фундаментом. А вокруг оказался все тот же бушующий океан насилия. Словом, как раз – то, что и потребно тоталитаризму как явлению международного порядка.

А отсюда – не будет ли слишком дерзким преувеличением утверждать, что в жесточайшей вселенской схватке борьбы между насилием и правом победу на данном этапе человеческого развития вопреки, казалось бы, не- умолимым историческим тенденциям и ожиданиям все же о д е р ж и - в а е т насилие, право силы? И это – в историческую эпоху, когда по всем данным происходит исторический процесс перехода человече- ства к цивилизациям либерального типа!

Не почувствовали ли мы все это? Недаром же само слово «право» в последнее время стало больше ходячим штампом, чем реальным вы- ражением великих человеческих ценностей? Да и произносим мы это слово что-то все реже и реже.

7. Право победит! И все же право победит! В этой связи пора сказать главное.

В борьбе с международным терроризмом (с насилием в его проти- востоянии с правом) должны быть выделены меры стратегического порядка. Это меры двоякого порядка.

Во-первых, было бы оправданным – коль скоро провозглашена война международному терроризму – немедленно объявить (лучше всего через тотчас же собранную Ассамблею ООН) международный терроризм таким же деянием, как преступления против человечно- сти, равным геноциду; с установлением для всех государств обязан- ности немедленного задержания по документам Интерпола любого лица, подозреваемого в терроризме (с введением на случай наруше-


Часть третья. Философско-правовые проблемы

 

ния этой обязанности соответствующих надзорных комиссий и жест- ких экономических санкций, а главное – включением в этот процесс юрисдикционных органов, судов).

И во-вторых, со стратегической стороны первостепенное значение в борьбе с международным терроризмом должно быть придано п р а в у, формированию единой международной «антитеррористической» пра- вовой хартии. Введение в жизнь надлежаще санкционированной и обя- зательной для всех государств целостной системы правовых ценностей, принципов, юридических механизмов и конструкций, навсегда исклю- чающих терроризм как наиболее грубое и нетерпимое проявление наси- лия из жизни людей. Прежде всего такого насилия, которое относится к деятельности государственной власти – государственному терроризму. Выработка и введение в жизнь такой единой «антитеррористиче- ской» правовой хартии, которая вслед за международными пактами о правах человека призвана занять определяющее место во всех нацио- нальных системах права, окажутся возможными с юридической сторо- ны только при соединении (вполне допустимом по концептуальным и содержательным основаниям) юридических ценностей греко-рим- ской правовой культуры, с одной стороны, и философско-правовых

основ достижений культуры Востока – с другой.

Пройдет год-другой. Минут десятилетия. Многие детали дела Пино- чета, конфликта в Югославии, терактов в США, других странах в чем-то забудутся, сами эти случаи в той или иной мере уйдут в историю, будут перекрыты другими событиями. Но, на мой взгляд, основные идеи и глу- бокие человеческие ценности, которые, как выясняется, вытекают из указанных жизненных ситуаций, останутся с людьми навсегда, станут непреложными постулатами человеческого



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-27; просмотров: 198; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.103.33 (0.015 с.)