Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Особенности философского подхода в области праваСодержание книги
Поиск на нашем сайте
1. Вершина юридических знаний. По своему месту и значимости в об- ществоведении философия права представляет собой наиболее высо- кую по науковедческому уровню ступень теоретического осмысления права, в известном смысле вершину знаний о праве1. Наиболее общим образом философию права можно охарактеризо- вать как область знаний о праве в жизни людей, в человеческом бытии, призванную дать м и р о в о з з р е н ч е с к о е объяснение права, его с м ы с л и п р е д н а з н а ч е н и е для людей, каждого человека, обосновать его под углом зрения сути человеческого бытия, сущест- вующей в нем системы ценностей. Именно тогда с общефилософской точки зрения удается, как отмечает А.И. Покровский, показать «биение в них (правовых проблемах. – С.А.) живого общечеловеческого духа, ввести их в круг идейных интересов всякого мыслящего гражданина»2. Таким образом, решающее значение в философии права как верши- ны юридических знаний имеет ее «мировоззренческий стержень» – ми- ровоззренческое понимание права (по Гегелю – «мыслящая себя идея права», «разумность права»), постижение выраженных в праве ценно-
1 По мнению Д.А. Керимова, «предмет философии права можно охарактеризо- вать как разработку логики, диалектики и теории познания правового бытия» (Кери- мов Д.А. Предмет философии права // Государство и право. 1994. № 7). В другой работе Д.А. Керимов видит перспективы философского осмысления права под углом зрения о всеобщих диалектических законах и категориях (Керимов Д.А. Основы философии права. М., 1992). С несколько иных позиций рассматривает философию права В.С. Нерсесянц. Ис- ходя из того, что предметом этой высшей духовной формы познания является «право в его различении и соотношении с законом» (Нерсесянц В.С. Философия права: Учеб- ник для вузов. С. 10 и сл.), он именно под этим углом зрения характеризует основные проблемы философии права. 2 Покровский И.А. Основные проблемы гражданского права. С. 35. Часть третья. Философско-правовые проблемы
стей и само право как важнейшую социальную ценность. И поэтому по итоговым своим выводам философия права нацелена на постижение «мирозданческой тайны» права, а отсюда стремится высветить корен- ную проблему жизни общества – определение места и предназначения права в развитии и судьбе общества, человечества, каждого человека. По своему содержанию философия права не есть просто интегри- рованная сфера знаний (как это утверждал автор этих строк в пред- шествующих работах), охватывающая как философию – по своим основам, так и правоведение – по своему содержанию. Использова- ние философских данных – общая черта методологии правовой тео- рии: такое использование приводит к позитивным результатам на всех ступенях общетеоретических знаний. Но если в аналитической юриспруденции философские разработки дают эффект «философ- ского возвышения» догматического материала, а затем философские данные открывают путь к пониманию особой логики права и в этой связи определяют новые подходы в теории, то здесь, на завершаю- щей фазе теоретического осмысления права, раскрываются его не- посредственно философские характеристики, смысл и предназначе- ние права в жизни людей. Таким образом, философия права как составная часть правоведе- ния – это завершающее звено целостной системы общетеоретических правовых знаний, где реализуются и развиваются на философском уров- не данные предшествующих ступеней, в особенности – данные о специ- фической логике права, и на этой основе разрабатывается собственная философско-правовая проблематика. 2. «Угол зрения» в философии права. При рассмотрении проблем теории права уже отмечалось, что при переходе от одного уровня тео- рии («аналитической» ступени», юридической догматики) к ступени более высокого порядка («инструментальной» – собственной логи- ке права) вырисовывается свой «угол зрения», высвечиваются новые грани права, в итоге происходит обогащение всей суммы общетеоре- тических знаний. Подобное же развитие общетеоретической проблематики проис- ходит и при переходе на новую ступень – на уровень философии пра- ва. Так, по вопросу системы права углубление теоретических знаний позволяет не только зафиксировать сам факт деления известных ком- плексов юридических норм на отрасли права (аналитическая юрис- пруденция) и не только определить закономерные связи между ними (теория права инструментального уровня), но и в контексте философ- ско-правовой проблематики увидеть, что общие зоны права, право Глава десятая. Философия права в общей системе юридических знаний
публичное и право частное, образуют вместе с тем «чистые» основы права в целом [III.13.3]. Еще более заметные метаморфозы происходят при рассмотрении на философском уровне соотношения права и власти. Здесь, на фило- софском уровне, право и власть не только предстают в качестве рав- новеликих социальных институтов [II.6.3], но как бы меняются места- ми. Если на ступени юридической догматики явный приоритет имеет государственная власть, а с точки зрения юридической логики право и власть выступают в качестве однопорядковых явлений, то на «фи- лософской» ступени правовые начала уже раскрываются как своеоб- разная основа иных общественных явлений, в том числе и власти (что является решающей характеристикой в понимании категории «право- вое государство»). Нечто близкое, и к тому же прямо-таки строго по диалектическому закону «отрицание отрицания», происходит при рассмотрении про- блемы о праве и морали. Мораль на уровне догматической юриспру- денции как бы возвышается над догмой права (и право в целом подчас вообще трактуется всего лишь как «минимум морали»), а при освеще- нии логики права его собственное развитие отдифференцируется, «вы- свобождается» из-под влияния морали и других социальных регулято- ров и предстает в собственной плоти как равновеликий с упомянуты- ми феномен. В области же философии права мораль «возвращается» в качестве высших моральных принципов и идеалов, которые вновь, но теперь на новом, более высоком витке возвышаются над правом – определяют его ценность. В данной части книги при характеристике права под философским углом зрения, в этих и во многих других общетеоретических пробле- мах «открываются» новые грани, подчас парадоксальные и в чем-то противоположные тем, которые были зафиксированы на уровне ана- литической юриспруденции и даже на уровне инструментальной тео- рии (своеобразной юридической логики). Какие новые грани? Не будем торопиться. О некоторых из них в об- щем виде уже сказано. Развернутый же разговор об этом впереди. Сей- час важно отметить лишь то, что полное знание о праве, с учетом, разу- меется, развития правоведения в данное время, может быть достигнуто только при всестороннем теоретическом осмыслении этого сложно- го явления в жизни людей на всех ступенях теоретических знаний – под тем углом зрения, который обусловлен обоими уровнями теории права (аналитической и инструментальной теорией), и при том под- ходе к юридической материи, который вытекает из философии права. Часть третья. Философско-правовые проблемы
Весьма важно при этом то, что «завершающая», философская сту- пень теории позволяет поставить точки над i – ответить на вопросы, обозначенные ранее как «тайна права» [II.9.3], решить которые тео- рия права как таковая (даже на уровне инструментальной концепции) не в состоянии. 3. «Философское правопонимание» и особенности предмета фило- софии права. Своеобразие проблематики на уровне философии пра- ва – все то, что может быть названо философским правопониманием, во многом сопряжено со спецификой предмета этой области юриди- ческих знаний. На ступени первичных юридических знаний (аналитической юрис- пруденции, когда общая теория сводится в основном к выведенным за скобки данным отраслевых дисциплин) предмет правопонимания ограничивается главным образом догмой права – формализованны- ми данными о законах, юридических нормах, правовых отношениях, которые необходимы и достаточны для практической юриспруден- ции. В теории права более высокого порядка – теории инструменталь- ной – понимание права опирается не только на догму права, но и на весь юридический инструментарий – на весь обширный и многооб- разный комплекс правовых средств, что и позволяет увидеть во всей полноте «свою» своеобразную логику права. Здесь же, в философии права, предмет правопонимания еще более расширяет свои границы. Ибо оставаясь в рамках одной только право- вой материи (юридической догмы или даже всего арсенала правовых средств), принципиально невозможно раскрыть мировоззренческое значение права, его смысл, его историческое назначение1. В чем же заключается такое «расширение границ» предмета фило- софского правопонимания? 1 Представляется важным одновременно заметить, что особенности предмета юри- дических знаний на различных ступенях теоретического освоения права (вслед за осо- бенностями трактовок права непосредственно в философии или под углом зрения той или иной идеологии) объясняют также столь различные, притом по-своему верные, определения права в науке, принципиальную невозможность сведения их в одну-един- ственную дефиницию. Во всяком случае, нужно с необходимой строгостью разграничивать, с одной сто- роны, рабочие, операциональные определения права как системы общеобязательных норм, необходимые и достаточные в области практической юриспруденции, а с другой – определения, призванные в сфере теории права отразить особенности самобытной, уни- кальной юридической материи или же на философском уровне высветить смысл и пред- назначение права в жизни людей, человеческого сообщества. Здесь уже в дефинициях на первое место выступают характеристики, указывающие на то, что право выражает начала свободы, справедливости и т.д. Глава десятая. Философия права в общей системе юридических знаний
Сначала вот о каком моменте принципиальной важности. Как бы широко ни рассматривался предмет юридических знаний и сколь бы велика ни была потребность «выхода» за границы самой юри- дической материи, и на уровне философии права, рассматриваемой в качестве отрасли юридических знаний, должна сохраниться п о ч - в а п р а в а. Не парадокс ли? Выйти за границы юридической материи и в то же время оставаться на почве права, в пределах правовой проблематики! Все ли корректно в такой постановке вопроса? Да, все вполне корректно. Дело в том, что наряду с пониманием права в строго юридическом значении (т.е. в значении критерия юридической правомерности, ос- новы и своего рода социального знака того, кто и на что имеет или не имеет субъективные юридические права), категория «право» мо- жет трактоваться и в широком значении. О таком широком значении права в предшествующем изложении ранее уже упоминалось (в частности, при характеристике сложных процессов формирования позитивного права – II.6.1). Теперь наста- ло время сказать об этом более обстоятельно. Итак, что это за «широ- кое» значение права? Суть вопроса в том, что хотя слово «право» используется в несколь- ких смыслах, подчас довольно отдаленных друг от друга плоскостях («право» как закон, моральное право, обычное право, корпоративное право, право, диктуемое здравым смыслом, «интеллектуальное право» и т.д.), оно используется везде так, что позволяет оценивать поведе- ние лица с позиции, имеет или не имеет оно обоснованную, оправдан- ную возможность поступать определенным образом. И вот, несмотря на разнообразие, отдаленность областей жизни, где используется слово «право», то общее, что характерно для данно- го слова (иметь или не иметь обоснованную, оправданную возмож- ность поступать определенным образом), выявляет нечто глубинное, существенно важное, сокровенное для права – то, что таится в самой сути права во всех его значениях, в том числе и права в строго юри- дическом смысле. Это глубинное, сокровенное состоит в том, что право при самом широком его понимании означает признаваемую в данном обществе о б - о с н о в а н н о с т ь, о п р а в д а н н о с т ь статуса и определен- ного поведения людей, в первую очередь обоснованность, оправданность с в о б о д ы (возможности) такого поведения. Причем обоснованность, оправданность, которые так или иначе признаны в обществе, в его прак- Часть третья. Философско-правовые проблемы
тической жизни. Иначе говоря, о праве (в самом широком и одновре- менно самом основательном смысле этого слова) можно говорить там, где для определенного поведения и поступков, их возможности реаль- но существует, утвердилось и реализуется в жизненной практике д о - с т а т о ч н о е о с н о в а н и е 1. Такое глубокое содержание, скрытое в слове «право», схвачено са- мой надежной и основательной копилкой человеческой мудрости – принятым словоупотреблением (в том числе и строго юридическим значением слова «право»), причем (и это в высшей степени знамена- тельно) с самых древнейших времен, во всех языках мира. Хотелось бы привлечь внимание к такой широкой (самой широкой) трактовке категории «право». Именно она, смею сказать, во многих случаях является ключом при решении сложных философско-право- вых проблем. Широкое понимание рассматриваемой категории позво- ляет охватить весь спектр явлений действительности, обозначаемых термином «право» (в особенности – что принципиально важно – ес- тественное право, причем в его соотнесении с позитивным правом). И в этой связи позволяет при «выходе за границы» правовой материи оставаться все же «на почве права»2.
1 Не может не привлечь к себе внимания то обстоятельство, что широкая трактовка права (перекликающаяся с суждениями авторов, обосновывающими право через кате- горию «свобода») находится в одной плоскости с характеристиками самой философии, призванной дать объяснение, обоснование всему сущему. Отмечая эту одноплановость, которая, быть может, станет со временем предметом такого осмысления, которое приве- дет к выработке высокозначных выводов, надо сразу же указать на существующие здесь принципиальные различия: во-первых, философия раскрывает с интеллектуальной, ми- ровоззренческой стороны основания сущего – явлений, процессов, тогда как назначение права давать социально оправдывающее основание поведению людей, поступкам с точки зрения должного. И во-вторых, философия призвана мировоззренчески объяснять дей- ствительность, тогда как право уже «дает» основание и оправдание действиям и поступ- кам в практической жизни. Кажется, никто не обратил внимания на то, что знаменитые слова Маркса о том, что философы, дескать, призваны не объяснять мир, а изменять его, стали исходной предпосылкой для того, чтобы идеологические постулаты марксиз- ма превратились в действующее революционное право – непосредственное основание для любых, в сущности, акций в отношении общества и людей. 2 Помимо всего иного, этот «ключ» открывает путь к тому, чтобы рассматривать юридические вопросы – а это и есть основательный философский подход! – под углом зрения того, что позитивное право определяет и обеспечивает обоснованность, оправ- данность поведения людей, их статуса и поступков (всего, что охватывается формулой «имею право») с глубоких «мирозданческих» позиций. А отсюда помимо всего иного увидеть исходные основы развития философско-правовой мысли, в том числе ее по- лярных по сути направлений: и того, которое выражает основную и оптимистическую линию развития цивилизации, и, увы, также и того направления, которое стало выра- жением негативного, тупикового пути развития человечества. Глава десятая. Философия права в общей системе юридических знаний
4. Два пути. Со времен античности, когда позитивное право обосо- билось в самостоятельный и высокозначимый социальный регулятор, обозначились два пути объяснения обоснованности, оправданности поведения людей, определяемых позитивным правом, а отсюда – по- нимания смысла и предназначения права в жизни людей. Это: – этическое (религиозно-этическое) обоснование действующих зако- ноположений и юридической практики; – оправдание законов, правосудия через особую категорию – ес- тественное право. П е р в ы й из указанных путей – это, казалось бы, вполне органич- ное направление духовного обоснования права, его смысла и предна- значения, особенно в условиях начальных традиционных, застойных цивилизаций (когда долгие века и тысячелетия господствовали ци- вилизации традиционного типа, где доминируют власть и ритуаль- ная идеология – церковная, ныне в основном – партийная). Имен- но в этике с того времени и до наших дней находит достаточное осно- вание и поддержку характерная для права во всех его разновидностях категория справедливости – соразмерности, меры, а также сама воз- можность принуждения людей к соблюдению единых правил, норм. Этическое обоснование права, лежащее в основе идеологии пра- ва, по ряду исходных сторон имеет общечеловеческое значение. Оно в том или ином виде характерно для всех исторических эпох и стран, в принципе для всех мировоззренческих и идеологических систем. На первых фазах развития цивилизации и в не меньшей степени в теократических, иных религиозных обществах (Средневековья и ны- нешнего времени) этическая интерпретация права нашла свое вопло- щение в религиозных представлениях, придавших такой интерпрета- ции значение веры, святости, непогрешимости, порой непререкаемой догмы. Ряд юридических систем традиционных восточных обществ, в том числе мусульманского права, традиционно-индусского, китай- ского права, в значительной мере вообще, как мы видели [II.5.2], сли- лись с религиозно-этическими верованиями, с господствующими ре- лигиозно-философскими представлениями, да и в целом оказались неотделимыми (и внешне слабо отдифференцированными) от инсти- тутов духовной жизни данной традиционной цивилизации; в совре- менных условиях – от партийных догм. Религиозно-этическое обоснование действующих законов, пра- восудных учреждений и их решений совпало, как это нередко бывает в истории, с потребностями власти, господствующих политических сил. Такое обоснование с этих позиций выразилось в определенной Часть третья. Философско-правовые проблемы
правовой идеологии и имело в основном апологетический характер: оно безупречно, без какой-либо аргументации оправдывает и даже воз- величивает любое угодное власти (и церкви) законодательное, адми- нистративное или судебное решение; или же дает безусловное основа- ние для его блокирования, уточнения, корректировки, либо отмены во имя верности догме. И с этой точки зрения инквизиционный процесс, средневековые юридические порядки, православное оправдание им- перского своеволия – вся юридическая практика и действительность той поры представляют собой соединенный продукт и политических реалий соответствующих традиционных цивилизаций, и религиозно- этических верований тогдашних эпох (к тому же, как будет отмечено дальше, с привлечением в условиях Средневековья духовного потен- циала естественного права). Универсальное, хотя в действительности ограниченное, значение для права общих этических (религиозно-этических) начал привело к то- му, что постепенно утвердилось и со временем стало общезначимым, очевидным мнение о приоритете этики над правом, в частности о том, что право представляет собой всего-навсего некий «минимум морали». И еще такой существенный момент. Отмечая в этике и в религии значение некоторого «общего знаменателя» для понимания и объяс- нения смысла и предназначения права, нужно принимать во внима- ние, что этические, в том числе религиозно-этические (ныне подчас – партийные) верования, обосновывающие юридические установления и порядки теократических обществ, стали предпосылкой для идеоло- гии права – той ориентации духовно-интеллектуального объяснения права, когда оно «выводится» из метаюридических категорий, миро- воззренческих систем, партийных догм и связывается с политико- властными реалиями данного времени. К этому нужно добавить, что такого рода духовно-интеллектуальные формы так и остаются в пре- делах этики, религии, партийных догм, не образовывая особых, само- стоятельных ветвей знаний, особых наук. В т о р о й путь духовно-интеллектуального освящения права, объ- яснения его смысла и предназначения, ставший на все последующие времена основным направлением основательного и конструктивно- го его понимания или, во всяком случае, подходов к такому понима- нию, – это объяснение действующих законов и правосудия через катего- рию естественного права. Это, как со временем оказалось, и есть един- ственно конструктивный путь философского понимания права. И именно с него в следующей главе этой части книги и начнется освещение фи- лософско-правовых проблем. Глава десятая. Философия права в общей системе юридических знаний
Таким образом, как на начальных, так и на последующих фазах духовно-интеллектуального постижения права можно отчетливо раз- личить два общих, если угодно, – два генеральных пути такого по- стижения, которые, порой перекрещиваясь и совпадая, представля- ют все же разноплоскостные и в этом отношении полярные ориента- ции в понимании и обосновании права, его смысла и исторического предназначения. Помимо всего иного нужно отметить, что именно данные пути ду- ховно-интеллектуального освящения права позволяют уточнить осо- бенности научного рассмотрения права, нередко обозначаемые одним понятием – «философия права», а на деле, при известной общности, во многом представляющие различные направления научной и при- кладной мысли – философию и идеологию.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-27; просмотров: 311; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.23.103.216 (0.013 с.) |