Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Право и высокие духовные ценностиСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
1. Мораль – основа оценки права. Характеристика права как це- ли связана с его общественным признанием, которое основывается на морали. Хотя в ходе общественного развития происходит высвобождение (отдифференциация) правовых средств от иных средств регуляции, и прежде всего от моральных императивов [II.5.3], моральные кри- терии остаются основой оценки права. И как это ни парадоксально, именно через моральные идеалы и ценности происходит обществен- ное признание права. Ведь мораль не только регулятор; она одновременно выступает в ка- честве высоких духовных идеалов и ценностей. А это уже не только ка- Часть третья. Философско-правовые проблемы
тегории общечеловеческого и высокого, трансцендентного духовно- го мира, законы духовной свободы, но и в этой связи – принципы, призванные придавать надлежащий духовный ранг, духовный статус тем или иным явлениям. В том числе в области внешних отношений, внешней свободы. И самое знаменательное здесь заключается в том, что мораль, кото- рая в немалой степени отторгается правом на уровне регуляции внеш- них отношений (такова уж логика права!), дает праву максимально вы- сокую социальную оценку, придает ему высокую духовную значимость. Такой эффект достигается на основе особой категории, выражаю- щей моральную оценку права, – правового долга. 2. Категория «правовой долг». Приведу сначала выдержку из сочи- нения Канта «К вечному миру», а затем в ходе разбора суждений фи- лософа попытаюсь обосновать мысль о том, что именно через кате- горию «правовой долг» реализуется высшая моральная оценка права. Вот что пишет Кант: «И любовь к человеку, и уважение к праву лю- дей есть долг; первое, однако, только обусловленный, второе же, на- против – безусловный, абсолютно повелевающий долг; и тот, кто за- хочет отдаться приятному чувству благосклонности, должен внача- ле полностью убедиться, что он не нарушил этого долга». И вслед за тем: «Политика легко соглашается с моралью в первом смысле (с эти- кой), когда речь идет о том, чтобы подчинить право людей произволу их правителей, но с моралью во втором значении (как учением о пра- ве), перед которой ей следовало бы преклонить колени, она находит целесообразным не входить в соглашение, предпочитая оспаривать всю ее реальность и всякий долг истолковывать лишь как благоволе- ние». И здесь, замечает Кант, дает о себе знать «коварство боящейся света политики»1. Необходимо сразу же заметить, что, по Канту, уважение к праву для людей не просто долг, а долг безусловный, абсолютно повелеваю- щий. Более того, Кант довольно жестко противопоставляет его дол- гу «любить человека» – одному из центральных постулатов христи- анской религии, рассматривает его в качестве лишь «обусловленно- го долга», словом, возвышает долг людей в плоскости права (в другом месте он прямо называет его «правовым долгом»2) даже над важней- шим и поистине великим религиозным началом, относящимся к са- мой сути христианства.
1 Кант И. Сочинения на немецком и русском языках. Т. 1. С. 475. 2 Там же. С. 455. Глава шестнадцатая. Право в нашей жизни, в судьбе людей
Почему же именно правовой долг имеет безусловный, абсолютно повелевающий характер? Тем более в условиях, когда происходит и за- кономерно нарастает разъединение морали и права1. И вот здесь обретает глубокий смысл то обстоятельство, что кон- струирование понятия «правовой долг» оказывается возможным и оправданным только в гражданском обществе – в том обществе, где в силу природы и логики его экономической, политической и ду- ховной жизни право, раскрывая смысл последовательно демократи- ческой, либеральной цивилизации, становится целью общественной жизни. В том обществе, в котором право возвышается над властью (по- литикой), ставит в центр общественной жизни человека, его достоин- ство, высший статус и неотъемлемые права. И именно тогда в сфере морали право и реализуется в долге, имеющем безусловный, абсолют- но повелевающий характер. Выходит, мораль, выраженная в правовом долге, в безусловном и ка- тегорическом уважении права людей, есть мораль гражданского обще- ства – высшая мораль, мораль-максима. Но долгие века в человеческом сообществе в условиях традицион- ных цивилизаций, в которых доминировали власть и ритуальные рели- гии, господствующее положение имела адекватная им традиционная мораль, в которой первое место занимают власть (политика) и ритуаль- ная религия, во многом подчиняющие себе и поглощающие и право. И стало быть, мораль, открывающая путь к тому, чтобы – по словам Канта – подчинить право людей произволу их правителей, когда гос- подствует с точки зрения современных представлений «право власти». И когда Кант вполне справедливо говорит о том, что «политика дол- жна преклонить колени перед правом человека»2, речь идет не о праве вообще, а именно о праве человека. И не менее примечательно то обстоятельство, что это строгое, не- двусмысленно определенное выражение в отношении политики (вла- сти) – «преклонить колени» – Кант слово в слово применяет и в от-
1 Отметив происшедшее в Европе «разведение» морали и права как факт, свидетель- ствующий о преодолении моральной нетерпимости (выступавшей в качестве духовной санкции насилия), А.А. Гусейнов считает, что такое «разведение» выразилось в «воз- ведении права в мораль государства» (Гусейнов А.А. Моральная демагогия как форма апологии насилия. Материалы конференции «Российско-германский диалог: насилие в посттоталитарных обществах» // Вопросы философии. 1995. № 5. С. 12). Последнее из приведенных суждений требует, на мой взгляд, известных корректив. Оно, думает- ся, приобретет положительное ценностное звучание, если «моралью государства» ста- нет не вообще право, а право человека. 2 Кант И. Сочинения на немецком и русском языках. Т. 1. С. 461. Часть третья. Философско-правовые проблемы
ношении морали, выраженной в правовом долге, в «учении о праве»1. Красноречива и такая деталь: с точки зрения Канта (вполне обосно- ванной, последовательной), политика, а значит, и власть «легко согла- шается с моралью», когда она освещает подчинение права людей про- изволу их правителей. А вот перед правом человека и моралью, выра- жающейся в правовом долге (моралью гражданского общества), власть, политика сникают, тушуются, робеют, понимая, что это большая, мо- гучая, по логике общества доминирующая сила – явление ей, власти, органически чуждое, претендующее на первенство. Потому-то в от- ношении «такой морали» (или «учения о праве») политика не спешит «преклонять колени», а переводит дело в иную плоскость – «находит целесообразным не входить в соглашение, предпочитая оспаривать всю ее реальность и всякий долг истолковывать как благоволение»2, когда, по Канту, и раскрывается коварство «боящейся света политики». В другом месте, в комментарии древнеримской формулы «fiat iustitia, pereiat mundus» (пусть погибнет мир, но торжествует правосудие) Кант об- ращает внимание на такую грань соотношения права и морали, связанную с правовым долгом. Он пишет, что политические максимы должны ис- ходить «из чистого понятия правового долга (из долженствования, прин- цип которого дан a priori чистым разумом)»3. Подчеркивая таким образом приоритет правовых категорий по отношению к политическим, он пояс- няет суть правового долга через моральное понятие «долженствование», но такое долженствование, основу которого образует принцип, данный a priori чистым разумом. То есть принцип чистого права, высоких чистых правовых начал, безусловного уважения права человека. А теперь такое соображение. Одна из проблем жизни человеческого общества начиная с глубокой древности и до наших дней – это проблема взаимоотношений политики (власти) и морали, моральность политики. Сам по себе «спор» морали и политики бесперспективен: полити- ка и мораль имеют свои основания общественной значимости, свои особые ниши бытия и могут каждая в «своей» сфере с немалым успе- хом отстаивать «свой приоритет» (увы, не считаясь – ибо при этом нет ущерба – с соседствующей сферой). Но этот «спор» находит удовлетворительное решение, как толь- ко в него включается право, притом именно право человека как цель общества. В таких условиях мораль, призванная придавать священ- ный характер праву, занимает должное высокое место по отношению 1 Кант И. Сочинения на немецком и русском языках. Т. 1. С. 475. 2 Там же. 3 Там же. С. 457. Глава шестнадцатая. Право в нашей жизни, в судьбе людей
к власти, к политике. И тогда, по словам Канта, «истинная политика не может сделать шага, заранее не воздав должного морали». И тогда в любых жизненных перипетиях «право человека должно считаться священным, каких бы жертв ни стоило это господствующей власти»1. Достоин упоминания еще один штрих, характеризующий мораль- ность власти, политики. И вновь толчок к размышлениям по данно- му вопросу дают идеи Канта о праве. Для Канта, как и многих других мыслителей эпохи Просвещения, были очевидными негативные сто- роны, коварство и тяготы власти. И вытекающая отсюда необходи- мость умирения власти и даже – коль скоро речь идет о правителе как «наместнике Бога» – смирения в его душе. И вот при обосновании такой необходимости (когда философом и бы- ла высказана мысль о праве как о «самом святом из того, что есть у Бога на земле», о чем речь впереди) Кант говорит о наиболее тяжкой миссии для правителя – блюсти право людей2. Да, верно, «наиболее тяжкой» во все времена и особенно ныне, когда «права людей» выдвинулись в са- мый центр жизни общества и когда «соблюдение прав стало для многих правителей вовсе не «миссией», а некой обременительной повинностью. Отсюда – предположение. Не в этой ли миссии – блюсти право лю- дей, когда недопустимо даже «чем-либо задеть» со стороны правителя эту святыню – надо видеть высшее предназначение государственной вла- сти в обществе? Если это предположение справедливо, то оно может служить еще одним подтверждением того высокого предназначения права, когда «природа неодолимо хочет, чтобы право получило в кон- це концов верховную власть»3.
1 Кант И. Сочинения на немецком и русском языках. Т. 1. С. 461. 2 Там же. С. 383. 3 Там же. С. 419. И еще один знаменательный момент, выражающий жесткую по- зицию в отношении людей, попирающих неотъемлемые права человека. По обосно- ванному утверждению Канта, нарушение прав человека – явление отвратительное. Такое нарушение, по его словам, «есть зло и им остается, в особенности, в преднаме- ренном взаимном нарушении самых священных человеческих прав», «которое нельзя не ненавидеть«(с. 333). Но какой должна быть реакция на подобное нарушение прав человека? В свою оче- редь причинить нарушителям зло? Нет, говорит Кант, признание нарушения прав че- ловека явлением отвратительным «не означает причинять людям зло, это значит к а к м о ж н о м е н ь ш е и м е т ь с н и м и д е л а (разрядка моя. – С.А.)» (там же). Да, именно так. Именно с такой философской, истинно человеческой, глубоко мо- ральной стороны должна быть реакция на нарушителей священных прав человека. Как можно меньше иметь «с ними», такого рода правителями, дело! С правителями, несущи- ми бремя власти, которая по самому своему назначению призвана утверждать и охра- нять права людей как незыблемую святыню. Часть третья. Философско-правовые проблемы
3. Общепринятые формулы и оценка высокого смыслового значения. В настоящее время прочно вошли в обиход, и на научном и на пуб- лицистическом уровне, такие формулы, относящиеся к современно- му развитому гражданскому обществу, как «верховенство права» или «правление права». Формулы, в которых и содержится лестная для приверженцев права оценка этого социального института. И все же наиболее яркое и точное, на мой взгляд, определение цен- ности права выражено в кантовском положении о том, что право чело- века является самым святым из того, что есть у Бога на земле. Вовсе не случайно в сочинениях Канта, затрагивающих вопросы права, неизменно присутствует слово «святое». Оно уже прозвучало в лекциях 1780–1782 гг., прочитанных в Кенигсбергском университе- те. «Наш долг, – говорил Кант, – состоит в том, чтобы глубоко уважать право других и как святыню чтить его»1. В последующих своих работах философ в ряде случаев использует указанное определение также в от- ношении субъективных прав – прав отдельных личностей, общностей и даже всего человечества (Кант утверждает, например, что отказ от просвещения тем более для последующих поколений означает нару- шение и попрание священных прав человечества). Вместе с тем такую возвышенную характеристику Кант со временем все более распростра- няет на в с ю п р а в о в у ю м а т е р и ю, на объективное право. Это относится и к обобщающему положению о том, что «право человека должно считаться священным»2. А главное – к тому приве- денному выше положению, которое представляет собой оценку наи- более высокого смыслового значения, – к положению о праве как са- мом святом из того, что есть у Бога на земле3. Эту оценку наиболее высокого смыслового значения не следует по- нимать в ортодоксально-религиозной интерпретации. Тема Бога по- явилась у позднего Канта вообще как «тема согласованности множе- ства частных и разнообразных, разнородных законов; согласованно- сти, которая может быть приписана лишь воспроизводству некоторой производящей основы всех этих законов»4. С таких позиций, возможно, есть основания утверждать и то, что ссылка на Бога при характеристике ценности права позволяет придать человеку как разумному существу и праву человека значение своего рода «представителя» или носителя ценностей «производящей осно- 1 Кант И. Сочинения на немецком и русском языках. Т. 1. С. 271. 2 Там же. С. 141, 461. 3 Там же. С. 383. 4 Мамардашвили М. Указ. соч. С. 151. Глава шестнадцатая. Право в нашей жизни, в судьбе людей
вы» духовного мира людей в области внешних, практических отноше- ний. Весьма примечательно также и то, что в приведенном выше по- ложении Кант столь возвышенно оценивает право в сопоставлении со «священностью» власти, правителя. Он утверждает, что есть известный резон в суждениях, в соответствии с которыми «правитель – намест- ник Бога». Почему? Да потому, что такого рода, казалось бы, славо- словные суждения должны вызывать «в его душе смирение», так как – внимание! – вообще-то он, правитель, «взял на себя миссию слишком тяжелую для одного человека, а именно взялся блюсти право людей (самое святое из того, что есть у Бога на земле) и ему постоянно сле- дует опасаться чем-либо задеть эту зеницу Господа»1. (Да-да, именно так – «зеницу Господа»!) В какой-то мере такое терминологическое обозначение ценности права, отражая особенности общепринятой лексики конца XVIII в., имеет в кантовских суждениях сугубо светское, мирское значение. Оно под этим углом зрения призвано выразить отношение к праву – стать определяющей категорией, ключевым звеном правосознания лю- дей в гражданском обществе. Ведь по сложившемуся с конца поздне- го Средневековья (и до наших дней) словоупотреблению нет другого словесного символа, другого терминологического обозначения, кроме слова «святое», которое бы выражало высшее, самое высокое отноше- ние к тому или иному предмету. Отношение предельно уважительное, почтительное, не допускающее никаких исключений. (Показательно, что в России даже в первые годы после Октябрьского переворота, ко- гда открыто провозглашался и проводился в жизнь откровенно атеи- стический режим диктатуры пролетариата, Ленин говорил о том, что нужно «свято» соблюдать законы и предписания советской власти.) Главное же, что предопределило столь возвышенное отношение Кан- та к праву, – это, надо еще раз сказать, сама суть философских воззрений Канта, его философских идей о праве, его смысле. Идей, посвященных не только праву как звену «замысла» природы, в частности, тому, что от- носится к глубинным, природным корням права, той «путеводной ни- ти природы», которая «таинственным образом связана с мудростью»2. Решающее значение и в данном отношении имеют философские пред- ставления Канта о внутреннем духовном мире человека, находящемся «по ту сторону» представлений о природе, когда – кстати будет замече- но – он в связи с характеристикой прирожденных, необходимо принад-
1 Кант И. Сочинения на немецком и русском языках. Т. 1. С. 383. 2 Там же. С. 107.
Часть третья. Философско-правовые проблемы
лежащих человеку и неотчуждаемых прав говорит о том, что здесь чело- век выступает «гражданином сверхчувственного мира»1. Именно в таком ключе Кант пишет о том, что «человечество в нашем лице должно быть для нас самым святым, так как человек есть субъект морального закона, стало быть, субъект того, что само по себе свято»2. А теперь в краткой, наиболее сжатой характеристике суть пробле- мы – ответ на вопросы, относящиеся к приведенному выше кантов- скому положению, – почему «у Бога» и почему «самое святое»? Потому отвечу предельно кратко, что человек, с у в е р е н н а я л и ч н о с т ь, – существо, наделенное разумом, – это и есть самое ве- ликое, самое «божественное», выражение или воплощение на земле само- го Бога (хотя у человека немало и того, что имеет и «бесовской», тем- ный характер – из мира зла и дурного). Такое божественное, по нашим конфессиональным доминантам – христианское понимание личности как раз, надо полагать, и было обосновано Н.А. Бердяевым3– одним из крупных философских умов последнего столетия. И вот само-то по- ложение человека, разумного существа, человека как личности может быть «дано» – закреплено и охраняемо – именно правом, правом человека. Таким образом, дело не только в том, что именно через право на ци- вилизованных началах реально утверждается самое великое благо для человека – свобода, и притом – в современных цивилизационных зна- чениях (хотя эта миссия права достойна достаточно высоких оценок). Наиболее существенное заключается в том, что на основе права инди- вид становится личностью – факт, действительно относящийся к разря- ду «святых», а институт, обеспечивающий его наступление и поддержа- ние, право, – «самое святое» из того, что есть на нашей грешной земле у разумных начал нашего бытия, которые могут быть названы «Богом». И тут в обоснование приведенных положений представляется важ- ным обратиться к одной из определяющих особенностей права человека, вытекающей из идей другого мыслителя, взятых за основу в этой кни- ге, – И.А. Покровского. Именно потому, что человеческие права, лежа- щие в основе права современного гражданского общества, раскрывают- ся как право на индивидуальность каждой человеческой личности, надо отдавать себе отчет в том, что на земле нет иных социальных институтов и средств – кроме объективного права, – которые были бы способны
1 Кант И. Сочинения на немецком и русском языках. Т. 1. С. 375. 2 Там же. Т. 3. С. 645. 3 Н.А. Бердяев пишет: «Идея Бога есть величайшая человеческая идея. Идея чело- века есть величайшая Божья идея. Человек ждет рождения в нем Бога» (Бердяев Н.А. Указ. соч. С. 195). Глава шестнадцатая. Право в нашей жизни, в судьбе людей
реализовать, претворить на деле эту наиболее высокую гуманитарную цель сообщества разумных и потому свободных существ – людей, цель, состоящую в конституировании и возвышении личности, реализации ее индивидуальности. А это и предполагает, что именно право как объ- ективированное бытие разума – именно под только что указанным уг- лом зрения – приобретает качество основного звена решения жизнен- ных проблем людей. И оно в данном отношении не может не быть са- мым святым из всего того, что есть у Бога на земле. 4. Трансцендентная сторона вопроса. При рассмотрении права с точ- ки зрения высоких духовных ценностей есть и такая сторона вопро- са, которая требует дополнительных характеристик. Это – понимание места и роли права в жизни и в судьбе людей – права с точки зрения категорий, находящихся «по ту сторону» представлений о природе, выраженных в духовном мире человека, – трансцендентальных идей чистого разума: свободы, бессмертия, Бога. То есть того внутреннего духовного мира человека, в котором господствуют идеалы и высшие начала морали, начала добра и совести, вины и раскаяния, светлые начала разума, формируется нравственная личность и «в своей транс- цендентальности, человек выступает как разумное, разумно действую- щее, нравственное, свободное существо»1. При всей (вполне оправданной) сложности такого подхода к дей- ствительности, трудностях его восприятия традиционным мышлением надо отдавать ясный отчет в том, что без учета глубоких духовных ос- нов нашей жизни, находящихся «по ту сторону» представлений о при- роде, идеи свободы личности, ее прирожденных неотъемлемых прав, личной ответственности и личной вины лишаются каких-либо осно- ваний. И значит, отпадает возможность самой постановки вопроса о праве как об объективированном бытии разума и тем более о праве человека, праве в высоком духовном человеческом значении, способ- ном возвыситься над властью, стать целью и под углом зрения высо- ких духовных, нравственных начал. Вместе с тем здесь, наряду с допустимой, думается, гипотезой о, возможно, трансцендентных, сверхчувственных корнях самого фе- номена права [II.11.2], требуется известный разворот аргументации, перевод ее в иную плоскость, к учету того факта, что позитивное пра- во охватывает внешние, практические отношения, область прозаиче- ских, грубых, эгоистических интересов и страстей. Но эти фактиче-
1 Ойзерман Т.И. К характеристике трансцендентального идеализма И. Канта: мета- физика свободы // Вопросы философии. 1996. № 6. С. 67. Часть третья. Философско-правовые проблемы
ские, суровые и жесткие особенности сферы внешних, практических отношений людей не только не устраняют, но как раз предопределя- ют то обстоятельство, что именно право является – как это ни пара- доксально – образованием, наиболее близким к духовному миру че- ловека, адекватным, совместимым с ним. Ибо именно право в земной, прозаической жизни призвано быть носителем чистого разума, выступать в качестве права человека. И по- этому именно право (при реализации заложенных в нем потенций) должно не только быть прочной и твердой опорой для активности, творчества, самостоятельной деятельности людей на земле, в сфере внешних отношений, но и «сделать» человека центром людского сооб- щества – личностью, и в этой связи о п о р о й (именно опорой, не более и не менее того) для утверждения во взаимоотношениях между людьми высоких духовных, моральных начал, идеалов, ценностей. В сфере внешних, практических отношений иной сравнимой по со- циальной силе, энергетике и органике опоры для утверждения и реа- лизации духовных, моральных ценностей человека среди социальных образований не существует. Именно отсюда раскрывается уникальное значение права, состоящее в том, что при помощи права оказывается возможным распространять высокие проявления разума, трансцен- дентальные ценности – духовные, моральные начала, идеалы – на об- ласть внешних, практических отношений. То есть создавать условия, быть стартовым пунктом, опорой для того, чтобы «возвращать» их лю- дям в сфере отношений, наполненных антагонизмами, конфликтами, страстями, суровыми и трудными буднями. При этом возвращать эти человеческие ценности не в виде одного лишь милосердия, блажен- ной любви, сострадания, других категорий патерналистского созна- ния и традиционных порядков, а в виде свободы человека, выражен- ной в субъективных правах и охраняемой законом. При этом следует учесть обстоятельство, на которое обратил внима- ние М. Мамардашвили. «Декарт и Кант (а также некоторые философы XX в., например Шпенглер), – говорит он, – понимали идеальное, иде- ал не как нечто существующее в оценочном отношении человека, а как реальное явление, событие». И отсюда – «проблема ценностей у Канта – это не проблема веры человека в идеалы, высшие ценности. Речь у него идет о другом – об участии человека с его усилием в реальной жизни, от- личной от нашей, в реальной жизни некоторых онтологических абстрак- ций порядка или так называемых высших, или совершенных объектов»1.
1 Мамардашвили М. Указ. соч. С. 276, 277. Глава шестнадцатая. Право в нашей жизни, в судьбе людей
И здесь вновь следует сказать о «перекличке» идей Канта и И.А. По- кровского. Приведу в этой связи ранее уже упомянутую мысль русского правоведа: «Борьба личности за свои права является… борьбой за сво- бодное целеполагание, за нравственную свободу. Человек хочет сво- бодно искать Бога и его правды, ибо только свободно признанный Бог есть Бог; принудительно навязанным может быть только идол»1. Одна лишь авторская корректива к сказанному: человек как существо ра- зумное и моральное и есть выражение Бога на земле (или «носителя», или «представителя» Его сущности – дело не в словах, а в самой сути того великого и человеческого, о чем идет речь). Итак, возьмем еще на заметку то обстоятельство, что только тогда, когда человек утверждается как личность и существуют надежные сред- ства и механизмы обеспечения прочности и надежности его высокого статуса и неотъемлемых прав, только тогда становится в полной мере воз- можным реальное осуществление великих духовных и высоких мораль- ных начал – совести, добра, веры. И только тогда, надо добавить, реаль- но могут быть осуществлены начала свободы человека, его творческий потенциал, созидательная активность, самобытная индивидуальность. А значит, реализуются и основные идеалы современной цивилизации.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-27; просмотров: 431; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.254.229 (0.012 с.) |