Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Правовое регулирование: категории динамики праваСодержание книги
Поиск на нашем сайте
1. Правовое регулирование. Определяющей категорией под углом зрения общей (инструментальной) теории права является, как мы ви- дели, понятие «правовое средство» в том основательном значении, ко- торое ему принадлежит как универсальному, фундаментальному поня- тию [II.7.1]. И именно оно, понятие «правовое средство» в указанном значении, позволило существенно расширить и углубить фактиче- скую основу теории, по ряду существенных пунктов по-новому по- дойти к характеристике правовых явлений – и с точки зрения требо- ваний (императивов) цивилизации, и с точки зрения ряда их важных особенностей как объективной реальности. В предшествующей (седьмой) главе указанные особенности рас- сматривались в отношении позитивного права, взятого в с т а т и к е, что открывает возможность охарактеризовать материю права. Теперь настало время обратиться к этим особенностям со сторо- ны д и н а м и к и права. С той стороны, когда право рассматривает- ся в действии, в движении, сообразно заложенным в нем потенциям Часть вторая. Теория права. Новые подходы
и закономерностям, что и позволяет увидеть наиболее существенные стороны логики права. Основной научной категорией, через которую реализуется такая научная перспектива, является понятие «правовое регулирование». Это понятие – не просто несколько иной словесный вариант выра- жения «право – регулятор», а особая категория, основательная и «тео- ретически насыщенная», возглавляющая специфический понятий- ный ряд. В него, этот понятийный ряд, входят еще такие понятия, как «механизм правового регулирования», «тип регулирования», «право- вой режим», «метод регулирования», другие динамические структуры, что при философских разработках догмы права напрашивается уже на уровне аналитической юриспруденции. Категория «правовое регулирование» имеет основополагающее, клю- чевое значение для правоведения. На ее основе оказывается возмож- ным, не отрываясь от юридической почвы и в полной мере используя исходные данные аналитической юриспруденции, еще в одном пунк- те – вслед за освещением правовых средств в статике – перейти рубеж сугубо юридической догматики, столь необходимой в области юриди- ческих знаний и все же узкой по своим теоретическим потенциям. Существо открывающегося здесь «нового угла зрения» на право за- ключается в том, что понятие правовое регулирование: во-первых, выражает напряженную динамику права, реализую- щую его силу, энергию, целеустремленную на достижение правово- го результата (в конечном счете – на решение жизненных ситуаций, «требующих права»); во-вторых, осуществляется при помощи системы средств, обра- зующих не просто комплексы, многоэлементные образования, а «це- почки», последовательно связанные звенья – структуры в динамике. Словом, правовое регулирование, в отличие от иных форм пра- вового воздействия (также весьма существенных, ключевых – таких, как духовное), всегда осуществляется посредством своего «динами- ческого инструментария» – особого, свойственного только праву ме- ханизма, всего комплекса динамических систем и структур, призван- ных юридически гарантировать достижение правовых задач в рамках определенных типов, моделей юридического воздействия на общест- венные отношения. 2. Механизм правового регулирования. Отличительная черта пра- вового регулирования состоит в том, что оно имеет свой, специфиче- ский механизм. Наиболее общим образом механизм правового регу- лирования может быть определен как взятая в единстве система пра- Глава восьмая. Правовое регулирование
вовых средств, при помощи которой обеспечивается результативное правовое воздействие на общественные отношения. Как и понятие правового регулирования, понятие его механизма в рамках правоведения представляет собой важную общетеоретиче- скую категорию, которая характерна как раз для инструментальной (притом в динамическом ракурсе) трактовки права. Эта категория по- зволяет не только собрать вместе явления правовой действительно- сти, связанные с нормативно-правовой регуляцией, решением жиз- ненных ситуаций (нормы, правоотношения, юридические акты и др.), и обрисовать их как целостность (это достигается и при помощи по- нятия «правовая система»), но и представить их в работающем и при- том в системном виде, т.е. в виде динамической структуры. А отсюда – высветить специфические функции, которые выполняют те или иные юридические «инструменты» в правовой системе; их особенности как правовых средств, показать их связь между собой, их взаимодействие. Главное же – это то, что здесь перед нами одно из важнейших про- явлений логики права. Именно потому, что позитивное право пред- ставляет собой область долженствования и одновременно возмож- ностей, «заряженных» необходимостью их реального претворения в жизнь, выстраивается последовательная цепь правовых средств, при- званных шаг за шагом, с неумолимой неуклонностью осуществить та- кого рода необходимость. Эта цепь, начальным звеном которой явля- ются юридические нормы, вполне закономерно в силу самой логики права завершается актами реализации, когда возможности (субъек- тивные права) и обязанности, выраженные в позитивном праве, ста- новятся фактами реальной жизни. Механизм правового регулирования охватывает комплекс фраг- ментов правовой действительности – правовых средств, находящих- ся в последовательной цепи, обеспечивающей в конечном итоге ре- шение жизненных ситуаций на основе права. 3. Основные звенья механизма правового регулирования. В механиз- ме правового регулирования как динамичной структуре выделяются т р и основных звена: 1) юридические нормы – основа правового регулирования, когда на уровне позитивного права закрепляются в абстрактном виде ти- пизированные возможности и необходимость определенного поведе- ния субъектов; 2) правовые отношения, субъективные права и юридические обя- занности, переводящие при наличии конкретных жизненных обстоя- тельств (юридических фактов) абстрактные возможности и необходи- Часть вторая. Теория права. Новые подходы
мость на плоскость конкретных, адресных субъективных юридических прав и обязанностей и, следовательно, переключающие правовую энер- гию юридических норм на уровень конкретных субъектов – носите- лей прав и обязанностей; 3) акты реализации прав и обязанностей, в соответствии с которыми наступает запрограммированный в позитивном праве результат в жиз- ни общества, фактически разрешается жизненная ситуация (дело). Это трехзвенное построение механизма правового регулирования имеет универсальный характер: оно характерно для права «вообще», для правовых систем всех юридических типов. Наиболее точно и стро- го оно может быть прослежено в национальных системах романо-гер- манской правовой семьи. Для прецедентного права основа правового регулирования (юридические нормы) в той или иной мере, нередко – изначально, формируется при решении юридического дела. В тра- диционных (неотдифференцированных) системах основу правового регулирования непосредственно определяют также идеологические, в том числе религиозные и философские, императивы. Но как бы то ни было, при всех модификациях и «семейном своеобразии» право- вого регулирования трехзвенная схема его основных элементов оста- ется неизменной, она выражает своего рода «онтологическую логику» воздействия права на социальную жизнь. К процессу правового регулирования на заключительной его ста- дии (а в ряде случаев и при возникновении правоотношений) может присоединиться и особое звено – индивидуальные предписания – ак- ты применения права. 4. Применение права. Это властная индивидуально-правовая деятель- ность, которая направлена на решение юридических дел (жизненных ситуаций, «требующих права») и в результате которой в ткань правовой системы включаются новые элементы – властные индивидуальные пред- писания. Типичный пример – судебное решение со строго установлен- ным порядком и сроком его исполнения в условиях, когда существуют властные учреждения, способные реализовать решение суда. Обеспечивая проведение в жизнь юридических норм, подкрепляя их общую властность своей (для данного конкретного жизненного случая) адресной властностью, индивидуальные предписания обладают необ- ходимой юридической силой. Именно в данном качестве они не только выполняют правообеспечительную функцию, но и могут в процессе ее реализации осуществлять поднормативное регулирование общественных отношений, которое в зависимости от конкретных социальных, полити- ческих условий способно либо обогатить право, либо деформировать его. Глава восьмая. Правовое регулирование
Применение права – это второй по значению после правотворче- ства, а при известных социальных и правовых условиях (при преце- дентном праве) и не менее важный фактор, столь существенно влияю- щий на правовое регулирование, притом влияющий в самом ходе, в процессе воздействия права на общественные отношения (хотя не бу- дем упускать из поля зрения тот негативный эффект, который может наступить в случаях произвольной индивидуальной регуляции, пусть даже и такой, которая формально опирается на те или иные положе- ния закона). Применение права – показатель одной из особенностей логики права. Логика права в своей «заряженности» на достижение резуль- тата, на превращение в реальность выраженного в позитивном праве «должного» и «возможного», по своему источнику в немалой степени коренится в силе государственной власти. Но эта сила в материи пра- ва приобретает юридический характер, она прежде всего и выражается в тех особенностях средств юридического регулирования, которые за- кономерно предполагают воплощение норм права в правоотношениях, а этих последних – в актах их реализации. Тут дает о себе знать извест- ный автоматизм действия права, существование своего рода юридиче- ской энергии. Но все же при определенных обстоятельствах государ- ственная власть как бы вновь «вторгается» в процесс правового регу- лирования, что и обусловливает необходимость особого («четвертого») звена механизма правового регулирования – включение в механизм правового регулирования индивидуальных юридических предписаний. Весьма своеобразным в этом случае становится соотношение меж- ду такими явлениями, как правотворчество и правоприменение. Если органы правотворчества закладывают в правовую систему общие про- граммы поведения участников общественных отношений, то органы применения права в оптимальном случае продолжают «дело», нача- тое правотворчеством. Они призваны обеспечить проведение в жизнь юридических норм, выраженных в них общих программ поведения, конкретизированное их воплощение в реальных жизненных процес- сах с учетом особенностей той или иной конкретной ситуации. В системах общего, прецедентного права правотворчество и пра- воприменение в известной степени совмещаются (юридические нор- мы вырабатываются при решении юридических дел). И все же и тут с достаточной отчетливостью обособляются, с одной стороны, уже существующие юридические нормы, т.е. выработанные на практике прецеденты, содержащиеся в них идеи, правовые начала, а с другой – их применение при решении данного юридического дела. Часть вторая. Теория права. Новые подходы
Отмечая признанное науковедческое и политико-правовое значе- ние общего понятия «применение права», воплощающего в себе идею законности и в не меньшей мере логику права, нужно учитывать и дру- гое. Данное понятие имеет и отрицательную сторону: охватывая «на равных» индивидуально-правовую деятельность всех властных субъек- тов, оно затеняет на данном участке правовой действительности пра- восудие, которое играет в области права юридически основательную, качественно своеобразную, незаменимую роль. Сравним под данным углом зрения, казалось бы, однопорядковую деятельность, осуществляемую учреждениями исполнительной вла- сти (административное применение), и применение права учрежде- ниями правосудия (судебное применение). Суть вопроса здесь состо- ит в том, что властные органы, относящиеся к исполнительной ветви власти, должны действовать строго на основании норм действующего права. Применение права – это основанные на государственно-власт- ных прерогативах «исполнительные» действия компетентных органов по претворению юридических норм в жизнь. И хотя тут есть сущест- венные особенности в зависимости от своеобразия правовых систем (прежде всего речь идет о системах общего, прецедентного права ан- глосаксонской группы), все же в любом случае орган, применяющий право, имеет дело с догмой права – с реально существующими, дей- ствующими юридическими нормами писаного права, установленны- ми или принятыми (санкционированными) государством. Другое дело, по убеждению автора этих строк, судебное примене- ние – функции учреждений правосудия по решению юридических дел. Они тоже действуют на основании закона, иных источников. Но их дея- тельность не сковывается жестким прокрустовым ложем одного лишь применения права в точном («механическом») значении этого понятия. Правосудие – это не механическое претворение в жизнь писаных юри- дических предписаний, а само живое право, право в жизни. Поэтому ор- ганы правосудия призваны прежде всего утверждать дух права, глубокие правовые начала. В соответствии с таким своим предназначением они обязаны руководствоваться в своей деятельности основополагающими принципами права, выраженными в действующем законодательстве (особенно в сложных жизненных случаях, в коллизионных ситуациях)1.
1 Правоприменительная деятельность – это организационное выражение примене- ния права, представляющее собой систему разнородных правоприменительных действий основного и вспомогательного характера, выраженных в правоприменительных актах. Уместно отметить, что при теоретическом осмыслении правоприменительных ак- тов следует учитывать смысловые различия, которые существуют между понятиями «ре- Глава восьмая. Правовое регулирование
Вот почему с рассматриваемых позиций есть основания утвер- ждать, что правосудие выполняет функции по созиданию права. При- чем не только в юридических системах общего, прецедентного права. Б. Кистяковский справедливо отмечает: «В современном конститу- ционном государстве суд есть прежде всего хранитель действующего права; но затем, применяя право, он продолжает быть и созидателем нового права»1. Такой подход к пониманию места правосудия в механизме право- вого регулирования имеет еще большую весомость в юридических си- стемах общего, прецедентного права, где само существование и раз- витие позитивного права осуществляется путем «обоснования от пре- цедента к прецеденту». В предшествующем изложении, когда речь шла о живом праве и о «законе» в нормативной системе (притом в отношении право- вых систем всех юридических типов – II.7.7), было уже отмечено, что именно правосозидательная деятельность учреждений право- судия является одной из важнейших тенденций правового развития современной эпохи. 5. «Глубинный» слой механизма правового регулирования. Наряду с непосредственно инструментальной стороной есть и более глубо- кий слой механизма правового регулирования, где раскрываются ис-
шение юридического дела», «индивидуальное государственно-властное предписание» и «акт применения». Если первое из указанных понятий охватывает завершающее пра- воприменительное действие, второе указывает на результат правоприменения, то тре- тье выражает результат решения юридического дела, рассматриваемый в единстве с его внешней, документальной формой, т.е. является актом-документом. Достойно особого внимания то, что соотношение между понятиями «решение юри- дического дела», «индивидуальное государственно-властное предписание», «акт приме- нения» в принципе такое же, как и соотношение между понятиями «правотворческое решение», «юридическая норма» и «нормативный юридический акт». Характер зависимости, «сцепления» между правотворческим решением, юриди- ческой нормой, нормативным актом, с одной стороны, и между решением юридиче- ского дела, индивидуальным государственно-властным велением и актом примене- ния – с другой, является практически одинаковым. Не свидетельствует ли это о том, что и тот и другой ряд правовых явлений подчинен некоторым общим закономерно- стям, словом, единой логике права? Положительный ответ на этот вопрос, думается, связан не только с тем, что в обоих случаях (и только в этих случаях) перед нами вы- ражение активной государственной деятельности в сфере правового регулирования, направленной, в частности, на правовое (в одном случае – нормативное, а в другом – индивидуальное) регулирование общественных отношений, но и с тем, что такого ро- да деятельность объективируется в праве как институционном образовании со всей присущей ему спецификой. 1 Кистяковский Б.А. В защиту права // Вехи: Сборник статей о русской интелли- генции. М., 1990. С. 125. Часть вторая. Теория права. Новые подходы
ходные юридические начала и «пружины» правового регулирования и – что еще более существенно – юридический инструментарий на- прямую связывается с еще более важными, чем говорилось ранее, сто- ронами логики права. Речь здесь идет о правовых явлениях, образующих рассмотрен- ный в предшествующем изложении глубокий слой материи права, – о «троице» (позитивных обязываниях, дозволениях и запретах). Наиболее значимы здесь общие дозволения и общие запреты (та- кие, например, как право заключать любые не запрещенные зако- ном договоры или запрет на свободный оборот всех наркотических средств). Здесь перед нами вообще весьма своеобразные юридические явле- ния. Довольно любопытный факт: внешняя объективизация общих до- зволений и общих запретов как специфических юридических феноме- нов выражается при их формулировании не в них самих, а в их «другой стороне», в их противоположности. Они, общие дозволения и общие запреты, как бы проявляются в исключениях из «общего» в отношении общих дозволений (т.е., например, в самом том факте, что некоторые разновидности сделок запрещены законом), а в отношении общих за- претов – в факте существования дозволений-исключений (т.е., напри- мер, в самом факте разрешенных коммерческих операций по обороту наркотических средств). И если при формулировании неких правил, претендующих на ста- тус «общих дозволений» или «общих запретов», такого рода «исклю- чений» нет, то едва ли могут быть найдены основания для признания их в качестве правовых явлений или, во всяком случае, явлений, от- вечающих всем требованиям права, его сути. Ибо тогда (при отсут- ствии упомянутой «противоположности» – исключений) социальное регулирование не имеет необходимой определенности, не «выходит» во всех случаях, в том числе при запретах, на права субъектов, и в ко- нечном итоге и с социальной, и с юридической стороны не препят- ствует – как «положено» праву – произволу. Да и вообще в этом слу- чае отсутствует глубинная связка права – «дозволение-запрет», кон- ститутивное значение которой хотя и очевидно, но в полной мере еще не понято и не осмыслено наукой. Вот почему, надо заметить попутно, представляется неоправдан- ной сама постановка вопроса об «общих обязанностях», если, разу- меется, рассматривать право с точки зрения его исконной природы, его реализации в демократическом обществе, а не иметь в виду юри- дические системы, построенные на «праве сильного» или «праве вла- Глава восьмая. Правовое регулирование
сти»1. Если же исходить из основательного понимания связки «дозво- ление-запрет», да к тому же учитывать отмеченные еще Кантом раз- личия между исключениями и условиями в сфере общих дозволений и запретов, то наряду с иными выводами раскрывается ряд сущест- венных сторон права и перспективы правового развития – утвержде- ния в обществе дозволительного права. В частности, можно признать вполне обоснованной мысль о том, что общие запреты могут вполне совмещаться с природой дозволительного права. И это происходит как раз тогда, когда противостоящее общему запрету дозволение высту- пает не в виде одного из исключений («разрешения»; вспомним об- щую схему разрешительного типа регулирования – «запрещено все, кроме разрешенного законом»), а в виде ограничивающего условия. 1 Действительно, возникает вопрос: коль скоро существуют общие дозволения и об- щие запреты, то что же препятствует тому, чтобы и в отношении третьего способа право- вого регулирования – позитивных обязываний – не применять понятие «общее» в ука- занном выше смысле? На первый взгляд, обоснованность постановки этого вопроса подкрепляется тем, что в законодательстве можно встретить такие случаи регулирова- ния, которые характеризуются значительной степенью общеобязательности, общности по отношению к субъектам. К ним относятся, например, порядок досмотра таможен- ными органами багажа граждан, пересекающих границу страны, общий порядок пас- портного режима. Причем здесь может быть применена формула, на первый взгляд ана- логичная той, которая распространяется на общие дозволения и общие запреты, «все, кроме» (именно «все», а не «всё»). Тем не менее достаточных оснований для выделения «общих обязываний», которые могли бы стать в один ряд с рассматриваемыми правовыми явлениями, нет. Почему? Здесь ряд соображений, частично в тексте уже обозначенных. Главное из них осно- вывается на том, что позитивные обязывания, при всей их необходимости и важности в правовой системе общества, все же занимают в праве особое место. Они по определяю- щим своим характеристикам выражают не особенности права как своеобразного соци- ального регулятора, а особенности государственной власти, осуществляемой через право ее организующей, управленческой деятельности, функционирование административно- го управления. Весьма важно и то, что юридические обязанности: и более общие, и менее общие по кругу лиц и степени обязательности – это именно обязанности; даже будучи предельно общими, они, в отличие от общих дозволений и общих запретов, не выходят на субъективные права участников общественных отношений. И наконец (для понима- ния логики права это имеет принципиальное значение), понятие «общее» применитель- но к позитивным обязываниям не имеет того особого смысла, который характерен для общих дозволений и общих запретов. Тут общее не идет дальше вопроса о круге лиц, оно не охватывает многообразие жизненных ситуаций и потому не возвышает нормативность на новый уровень. В соответствии с этим и исключения из такого рода «общих обязыва- ний» – не нечто противоположное (как в области дозволений и запретов), а просто изъя- тия из установленного общего порядка в отношении круга субъектов. Между тем, скажу еще раз, именно связка «дозволение-запрет» является органич- ной для самой природы права, по всем данным относится к наиболее сокровенным его тайнам, еще в полной мере не раскрытым наукой (хотя довольно отчетливо и прояв- ляющимся в материи права). Часть вторая. Теория права. Новые подходы
Скажем, условия, в соответствии с которым общий запрет на оборот наркотических средств не конечен: он установлен при том условии, что свободный оборот всей суммы потребительских товаров находится в режиме общего дозволения. Тем более что, как поясняет Кант, ис- ключения как таковые – это вообще не принцип, на основе которого должно строиться юридическое регулирование (поскольку перед на- ми не связка «дозволение-запрет»): таких исключений может быть не- определенное множество – «до бесконечности; ибо здесь дозволения добавляются к закону лишь случайно, не на основе принципа, а в ре- зультате подыскания подходящих случаев»1. Теперь – о значении общих дозволений и общих запретов как «глу- бинного» слоя механизма правового регулирования. Принципиально важный момент здесь заключается вот в чем. Наи- более важные и устоявшиеся требования социальной жизни данного общества наиболее близко контактируют с императивами цивилиза- ции и в этом отношении – с нормативным социальным регулирова- нием в виде господствующей системы социальных ценностей. С рас- сматриваемой точки зрения значение общих дозволений и общих за- претов заключается в том, что они воплощают эту систему ценностей, способны быть их исходными, первичными носителями в самой мате- рии права, рассматриваемой с точки зрения его регулятивных характе- ристик (такой характер имеют, например, общее дозволение заключать любые, не запрещенные законом, договоры; или же – не причинять человеку никаких телесных повреждений, за исключением случаев, прямо предусмотренных законом). Все это свидетельствует о весьма высоком социальном статусе об- щих дозволений и общих запретов. Они могут быть охарактеризованы
1 Кант И. Указ. соч. Т. 1. С. 371. Заверяю – и думаю, не допущу преувеличений, что соображения Канта об «исключениях» и об «условиях» в отношении общих запретов но- сят с точки зрения юридической теории поистине фантастический характер. Мне, авто- ру этих строк, занимавшемуся в течение нескольких лет подробным, с использованием данных современной науки и практики, исследованием общих дозволений и запретов (Общие дозволения и общие запреты в советском праве. М., 1989), представляются со- вершенно поразительными приведенные соображения Канта в отношении проблемы, которая в то, двухсотлетней давности, время даже не была поставлена юридической теорией. Соображения, которые, могу добавить, существенно расширяют, казалось бы, подробные представления по этой сложной проблеме. Только, пожалуй, тем обстоя- тельством, что взгляды Канта по вопросам права опираются на основательное знание юридической конкретики, а главное – носят глубокий, истинно философский харак- тер и намного опередили время, можно объяснить такое основательное проникновение мысли философа в тонкости современной юридической теории, причем по материа- лам, добытым и обобщенным юридической наукой в ее позитивистском понимании. Глава восьмая. Правовое регулирование
в качестве таких глубинных правовых явлений, которые находятся на стыке между правом и тем слоем социальной жизни, который выра- жает социальные и духовные требования к праву. Это и позволяет сде- лать вывод о том, что общие дозволения и общие запреты выступают в качестве своего рода активного центра, «передаточного механизма», призванного принимать активные импульсы, сигналы от обществен- ной жизни, ее духовных начал, а затем уже в виде общих регулятив- ных начал, воплощающих господствующие социальные ценности, как бы распространять их на все право, и тем самым определять характер и направления правового регулирования общественных отношений. На современном этапе исследования механизма правового регули- рования, когда в значительном объеме накоплен новый материал, на- зрела необходимость нового видения и самого механизма правового ре- гулирования, его трактовки в качестве, условно говоря, объемного яв- ления, которое имеет несколько срезов, уровней и в котором средства правового регулирования выстраиваются не только линейно (что ха- рактерно для непосредственно инструментальной, трехзвенной харак- теристики механизма правового регулирования, его главных звеньев), но и в нескольких плоскостях. Именно в этом отношении обоснованно утверждать, что общие дозволения и общие запреты принадлежат к глу- бинному пласту механизма правового регулирования, к той его пло- скости, которая расположена ближе к определяющим факторам соци- альной жизни, передавая вместе с принципами права импульсы от них во все подразделения и сектора, во все «закоулки» правовой материи. Представляя собой самостоятельные, особые, субстанциональные правовые явления (они одновременно имеют черты и юридических норм, и юридических прав и обязанностей, но не сводимы ни к тому, ни к другому), общие дозволения и общие запреты выполняют в пра- вовом регулировании общую регулятивно-направляющую роль и, вы- ступая для субъектов в виде определенной меры свободы (долга), од- новременно действуют через всю систему связанных с ними юриди- ческих норм и их комплексов. Если оправданно утверждать, что «троица» – позитивные обязан- ности, дозволения и запреты – образует глубинный слой в правовом регулировании, его механизме, то общие дозволения и общие запре- ты – это своего рода фокус, опорный стержень этого слоя – та глав- ная пружина, которая во многом определяет особенности социально- го регулирования, именуемого «юридическим». И здесь уместно выдвинуть на обсуждение одно, весьма основа- тельное для теории права предположение. С учетом приведенных со- Часть вторая. Теория права. Новые подходы
ображений, можно предположить, что в зависимости от того, явля- ется ли общий запрет «конечным», а значит, вписывается он или нет через «ограничительное условие» в общедозволительное регулирова- ние, можно предельно точно установить природу действующего права. Если запрет, например, в виде разрешительного порядка про- ведения демонстраций, собраний и митингов, «конечен», выражен в общем запрете и не имеет в качестве условия общее дозволение на свободу демократических действий, то перед нами надежное свиде- тельство того, что действующая юридическая система имеет харак- тер права власти, что и саму-то власть характеризует по меньшей ме- ре как авторитарную. Напротив, если разрешительные элементы в порядке проведения демонстраций, собраний, митингов, связанные с необходимостью со- блюдения, допустим, правил уличного движения, вводятся при том ограничивающем условии, что существует общее дозволение на сво- боду демократических действий, то такого рода разрешительные эле- менты и связанные с ними запреты, пусть и общие, вполне согласуют- ся с дозволительной природой действующей юридической системы. И это наряду со всем другим – крепкое свидетельство демократично- сти существующих общественных порядков в данной стране. Мы увидим в последующем, что именно общие дозволения и общие запреты окажутся главными звеньями тех структур в области права, ко- торые характеризуют наиболее существенные стороны логики права. И еще одно замечание в сугубо постановочном порядке. Не дает ли оснований тот факт, что общие дозволения и общие запреты объ- единяют особенности и норм, и субъективных прав (обязанностей), и что-то еще свое, юридически глубокое, сделать вывод о том, что они относятся к ядру системы социального регулирования вообще? Если такое предположение справедливо, то тогда указанные особенности предстают развернувшимися на качественно новой ступени реликто- выми чертами, которые в свое время на элементарном уровне, по-ви- димому, были характерны для единых мононорм. И тогда, быть может, окажется достаточно обоснованным также и предположение о том, что общие дозволения и общие запреты являются некими сущностными и органичными для социального регулирования феноменами и под этим углом зрения, быть может, предвестниками, ростками социаль- ного регулирования более развитой и совершенной стадии развития правового гражданского общества, ростками, сочетающими высшую нормативность с непосредственным и индивидуализированным дей- ствием социальных норм. Впрочем, это только предположение, кото- Глава восьмая. Правовое регулирование
рое нуждается и в проверке, и в тщательной проработке применитель- но ко многим сторонам социального регулирования. 6. Методы правового регулирования. Методы правового регулиро- вания – это приемы юридического воздействия, их сочетания, харак- теризующие использование в данной области общественных отноше- ний того или иного комплекса юридических средств. Методы субстанциональны, неотделимы от правовой материи. Они выражают самую суть, стержень того или иного юридического режи- ма регулирования; следовательно, в системе права они служат имен- но тем объединяющим началом, которое компонует правовую ткань в главные структурные подразделения – в отрасли права. Рассматривая методы правового регулирования в качестве реаль- ных юридических явлений, обретающих свою жизнь в рамках отраслей права, вместе с тем необходимо указать на некоторые первичные, ис- ходные методы, которые представляют собой выделенные логическим путем простейшие приемы регулирования, определяющие главное в правовом статусе субъектов, в их исходных юридических позициях. Об этих простейших приемах в ходе предшествующего изложения уже говорилось. Сейчас настало время дать им определения. Они таковы: – централизованное, императивное регулирование (метод суборди- нации), при котором регулирование сверху донизу осуществляется на властно-императивных началах. Юридическая энергия поступает на дан- ный участок правовой действительности только из одного центра – свер- ху, от государственных органов, и сообразно этому положение субъек- тов характеризуется отношениями субординации, прямого подчинения; – децентрализованное, диспозитивное регулирование (метод коорди- нации), при котором правовое регулирование определяется не только «сверху», но и «снизу». На его ход и процесс влияет, причем нередко решающим образом (как это характерно для договорного права), ак- тивность участников регулируемых общественных отношений. Их пра- вомерные действия являются индивидуальным, автономным источни- ком юридической энергии, и сообразно этому положение субъектов характеризуется отношениями координации, приданием конститутив- ного юридического значения их правомерному поведению. В отраслях права эти первичные методы, в зависимости от характе- ра регулируемых отношений и других социальных факторов, выступают в различных вариациях, сочетаниях, хотя, как правило, и с преобладани- ем одного из них. В наиболее чистом виде указанные первичные мето- ды выражаются в публичном, прежде всего в административном, праве (централизованное регулирование – метод субординации) и в частном, Часть вторая. Теория права. Новые подходы
прежде всего в гражданском, праве (децентрализованное регулирова- ние – метод координации)1. Представляется в высшей степени важным обратить внимание на серьезное качественное различие сочетания правовых средств при централизованном и децентрализованном методах воздействия пра- ва на общественные отношения. В первом случае (метод централизованного регулирования) это со- четание таково, что оно «крутится» вокруг позитивных обязываний со всеми присущими им особенностями. Поэтому механизм право- вого регулирования здесь довольно прост: его начальное звено – обя- зывающие юридические нормы, затем – относительные правоотно- шения, и наконец – реализация юридических обязанностей (когда субъективное право сводится, в сущности, к «праву требования» ис- полнения обязанности). В этом комплексе юридических средств, весь- ма близких к императивной деятельности государства, энергетическую силу механизму юридического регулирования задает не
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-27; просмотров: 345; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.162.166 (0.019 с.) |