Права человека и современность 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Права человека и современность



 

1. Концепция. Право под углом зрения «высших характеристик» на- ряду с рациональными началами правовой материи, особенностями права как «явления Разума», имеет еще одну грань. Это его становле- ние и развитие как права человека.

В этой связи сначала о правах человека и современности.

Принципиальные основы положений о правах человека заложены и сохранили свое значение до наших дней в эпоху Просвещения, Ве- ликой французской революции. Они выражены в декларациях, кон- ституциях и других документах того времени. В частности, в словах:

«все люди созданы равными и наделены Творцом определенными не- отчуждаемыми правами»; «цель всякого политического союза – обес-

 


1 Шпенглер О. Указ. соч. С. 84.


 

 


Часть третья. Философско-правовые проблемы

 

печение естественных и неотъемлемых прав человека» – прежде все- го таких «неотчуждаемых и священных» прав, как «жизнь, свобода, стремление к счастью, собственность, безопасность личности» (Дек- ларация независимости США 1776 г.; французская Декларация прав человека и гражданина 1789 г.). Итоговая формула такого понимания прав человека закреплена уже в настоящее время в ст. 1 Всеобщей дек- ларации прав человека: «Все люди рождаются свободными и равны- ми в своем достоинстве и правах. Они наделены разумом и совестью и должны поступать в отношении друг друга в духе братства».

2. Выстраданное. Вместе с тем надо видеть, что во второй полови- не XIX – начале XX в. идея прав человека в обстановке бедствий «ди- кого» капитализма, экономико-социальных кризисов и социалисти- ческих иллюзий начала заслоняться представлениями о приоритете

«прав трудящихся» и о будто бы безусловном верховенстве в жизни общества государственной власти («социалистического государства»).

«Потребовались» (увы, приходится именно так говорить) неисчис- лимые жертвы и беды Второй мировой войны, смертный ужас сталин- ского и нацистского тиранических режимов, чтобы идея прав челове- ка вновь заняла достойное место среди передовых взглядов, духовно- интеллектуальных свершений человечества.

Более того, эта идея к середине XX в. не только была как бы заново выстрадана человечеством, поднята на высокий уровень общественного признания, но и обогатилась новым основательным социальным содер- жанием. И именно в таком качестве она, начиная с 1950–1960-х гг., ста- ла реально осуществляться – не всегда и не во всем, впрочем, последо- вательно – в развитых демократических странах. Причем так, что можно признать исторически доказанным фактом реальную возможность суще- ствования и успешного функционирования такого социального и госу- дарственного строя, в центре которого – человек, личность с высоким ста- тусом, достоинством, неотъемлемыми правами (не это ли крупнейшее, не сравнимое ни с чем иным свершение человечества XX в.?). Именно в это время категория прав человека в полной мере раскрыла свое значе- ние в качестве высшей ценности естественного права [III.11.3].

Два основных положения характеризуют это новое, современное содержание положений о правах человека.

В о - п е р в ы х, именно права человека, выраженные в общест- венном и государственном строе общества, оказались силой – не ис- ключено единственной надежной и действенной силой, способной стать преградой тирании и определить модернизацию общества, его восходящее развитие в интересах человека. Демократия, сводимая


Глава пятнадцатая. Право человека

 

(в представлении многих людей, к сожалению) до сей поры к одним лишь институтам свободных выборов, в условиях доминирования силовых методов власти, господства «большего денежного мешка» и изощренных избирательных технологий показала себя в XIX – пер- вой половине XX в. в качестве политической структуры, вполне со- вместимой с авторитарными и даже тоталитарными режимами. Отсю- да и необходимость поставить в центр жизни общества человека как такового, личность с высоким статусом и достоинством, неотъемле- мыми правами и реализовать такую организацию социальной жизни в общественном и государственном строе страны.

В этой связи примечательно, что передовые мыслители современ- ности особо выделяют права человека как самостоятельную и первей- шую основу современной организации жизни людей. Так, Ю. Xабер- мас, рассматривая главное наследие Французской революции (кото- рая по значению для развития человечества, по его словам, ни с чем

«не сопоставима»), указывает на то, что именно права человека, на- ряду с демократией, «образуют универсальное ядро конституционно- го государства»1. И что, более того – «права человека обладают норма- тивным приоритетом перед демократией»2.

В о - в т о р ы х, права человека оказались именно тем социальным началом, которое призвано определить высокий правовой статус инди- вида, автономной личности, не уступающий положению государства как суверена – носителя политической власти. Причем высокий статус не только по отношению к тому или иному государственному органу или должностному лицу (как это склонны интерпретировать приверженцы приоритета «государственности»), а в отношении государства в целом. По словам замечательного русского правоведа-мыслителя И.А. По- кровского, «есть такие «неотъемлемые права человека», которые никаким законом уничтожены быть не могут, которые даже для государства в целом недосягаемы. Если всякое субъективное право, – продолжает правовед, – обеспечивает личность от произвола в л а с т е й, то идея «неотъемлемых прав» направляется против г о с у д а р с т в а к а к т а к о в о г о»3.

1 Хабермас Ю. Демократия. Разум. Нравственность. С. 57, 60.

2 Там же. С. 34.

3 Покровский И.А. Основные проблемы гражданского права. С. 81.

С этой точки зрения становятся понятными те основания, которые приводят к от- рицанию некоторыми режимами и деятелями универсального характера самой катего- рии неотъемлемых прав человека. Сюда можно отнести настойчивые усилия деятелей ряда стран, особенно восточных, представить категорию прав человека в качестве яв- лений сугубо «западных цивилизаций». Прискорбно, хотя и в чем-то знаменательно, что подобные утверждения начинают звучать и в России, когда отвергается абсолют-


Часть третья. Философско-правовые проблемы

 

3. Феномен И.А. Покровского. В связи с приведенной цитатой умест- но сказать в более широком контексте о философско-правовых разра- ботках, которые сделаны в начале XX в. русским правоведом-мысли- телем, цивилистом Иосифом Алексеевичем Покровским [см. III.10.2]. Почему эти разработки достойны повышенного внимания? Да по- тому, что перед нами – поистине феномен, на первый взгляд трудно объяснимый прорыв мысли в такие глубины понимания проблемы, которые только сейчас, спустя почти столетие, начинают в силу тре-

бований жизни пробивать себе дорогу.

Между тем И.А. Покровский в начале XX в., в условиях, когда само понятие «неотъемлемые права человека» признавалось большинством гуманитариев с известной осторожностью (сам автор выражение «не- отъемлемые права» нередко заключает в кавычки), выдвинул на основе конкретных юридических данных, связанных с гражданским правом, ряд основательных взаимосвязанных соображений. Да к тому же та- ких, которые заложили, по моему убеждению, важнейшие блоки фи- лософских основ современной теории неотъемлемых прав человека, отве- чающей передовым демократическим представлениям нынешнего перио- да – времени конца XX – начала XXI в. и в полной мере раскрывающей свою научную и практическую значимость именно сейчас, в наши дни. О каких же идеях по проблематике права человека, выдвинутых И.А. Покровским, идет речь? Три научных положения русского пра-

воведа-мыслителя представляются наиболее существенными.

П е р в о е. Это – уже процитированная мысль И.А. Покровского о соотнесении неотъемлемых прав человека не с теми или иными «ор- ганами власти», а с государством в целом. Продолжая процитирован- ные положения, автор пишет: «Самоутверждение личности достига- ет здесь в юридическом отношении своего кульминационного пунк- та. Некогда безгласная овца в человеческом стаде, она заявляет теперь

ный характер прав и свобод человека и на первое место среди социальных ценностей, будто бы согласующихся с российской историей и культурой, выдвигаются идеи «госу- дарственности», «державности».

В практической же жизни таких стран, как Россия, подобный подход, пробивав- ший себе дорогу при подготовке проекта Конституции, вновь уступил «государствен- ническим» и «державным» тенденциям, а категории неотъемлемых прав человека в этой связи остались в основном уделом неких будто бы второстепенных законода- тельных формул, пропагандистских штампов и академических рассуждений. И если порой на практике возникает вопрос о правах человека, то по большей части он свя- зывается не с общим положением личности – «равноправной с государством держа- вы», а со взаимоотношениями отдельного человека, во многом остающегося «безглас- ной овцой в человеческом стаде», с отдельными «органами власти», которые «кое- где», «порой» «нарушают».


Глава пятнадцатая. Право человека

 

претензию на роль равноправной с государством державы с правом суверенитета на некоторой собственной территории»1.

Такое понимание неотъемлемых прав человека даже в передовом европейском и североамериканском политическом и правовом мыш- лении стало утверждаться только в 1950–1960-х гг. после чудовищных потрясений, вызванных Второй мировой войной, гитлеровской и ком- мунистической тиранической диктатурами. Да и то с такой определен- ностью, как это сделано русским правоведом в 1917 г., соответствую- щие положения нигде и никем не сформулированы.

В т о р о е. Выраженный в позиции И.А. Покровского основатель- ный подход к правам человека, выводящий правовое положение лич- ности на уровень ее взаимоотношений с государством в целом, взаи- моувязан с другой существенной проблемой. С тем, что неотъемлемые права человека потому и касаются «государства как такового» и потому ограждают личность от произвола власти, что они по своему источнику и важнейшей стороне своей сути обращены к человеку как духовной лич- ности и в этом отношении затрагивают не только политику (и не толь- ко «политические права», как замечает автор), а прежде всего духов- ные, нравственные начала людей, духовные ценности, свободы человека 2. Такая обоснованная И.А. Покровским точка зрения на неотъемле- мые права человека исключительно важна потому, что она позволяет – при всей существенной остроте проблематики политики и власти – выделить во всей сумме прав человека центральное, определяющее зве- но, если угодно, духовную сущность прав, относящуюся к свободе ду-

1 Покровский И.А. Основные проблемы гражданского права. С. 309–310.

2 И.А. Покровский обращает внимание на то, что тот соответствующий духу Про- свещения вариант естественного права, который «отрицает неограниченность госу- дарства по отношению к индивиду», зародился «прежде всего в борьбе за религиозную независимость, и первым правом, которое стали провозглашать неотъемлемым, бы- ло право на свободу религиозного исповедания» (Покровский И.А. Основные пробле- мы гражданского права. С. 80–81). А отсюда – «…первое отчетливое формулирование идеи о пределах государственного вмешательства произошло на почве вопроса о сво- боде религиозного исповедания, т.е. именно в той области, которая является центром всего духовного бытия человеческой личности» (там же. С. 83). Лишь потом, замечает автор, к этому был присоединен и вопрос о неприкосновенности собственности, а ны- не – к государству в целом.

При этом автор отмечает, что «…в огромном споре между личностью и обществом, думается, надо резко различать две совершенно несродные части спорной террито- рии: с одной стороны, внутреннюю, д у х о в н у ю ж и з н ь человека, имеющую своим кульминационным пунктом его религиозное исповедание, а с другой сторо- ны – отношения внешнего, главным образом экономического порядка. Первые, ду- ховные интересы составляют самое содержание, самую сущность человеческой лич- ности…» (там же. С. 84).


Часть третья. Философско-правовые проблемы

 

ха, началам высокой нравственности, основополагающим моральным принципам, свободе мысли и слова. А это в свою очередь открывает путь к тому, чтобы увидеть в развитом праве, где доминантой стано- вятся неотъемлемые права человека, явление высшего духовного по- рядка, истоки которого коренятся не только в природе, но и во вне- чувственных, в трансцендентных сущностях мироздания. В этой связи хотелось бы сослаться на слова И.А. Покровского о том, что «нрав- ственный прогресс может быть только делом индивидуальной свобо- ды, и высшим назначением права может быть лишь создание такого социального порядка, в котором эта творческая свобода находила бы себе наилучшие условия для своего осуществления»1.

Т р е т ь е. По мнению И.А. Покровского, гуманитарные воззре- ния, основанные на возрожденческой культуре и признании приори- тета за автономной личностью, «персоной», вообще могут достигнуть более высокой ступени развития. И тогда наряду с преобразованием объективного права, призванного давать надлежащее удовлетворение

«среднему, типичному человеку», на таких «более высоких ступенях развития усиливается сознание самобытности и особенности к а ж - д о й о т д е л ь н о й л и ч н о с т и и вместе с тем начинает чувство- ваться потребность в праве на эту самобытность, в праве на и н д и - в и д у а л ь н о с т ь»2. Вот это право каждого человека на свою всегда уникальную, единственную на всем белом свете, неповторимую индиви- дуальность, на признание и защиту своей неповторимой самобытности и представляет собой то наиболее своеобразное, что вносит русский мыслитель в теорию, да и в само понимание прав человека.

В этой связи автор отмечает «целый ряд явлений, знаменующих со- бой дальнейший рост признания человеческой личности именно там, где так или иначе затрагиваются ее духовные, нравственные интересы. Ставится на новую почву охрана прав личности, получает признание право на индивидуальность, право на защиту конкретных особенно- стей человеческой личности»3.

Приходится высказать сожаление в связи с тем, что эта идея рус- ского правоведа – сторонника последовательно демократических, персоноцентристских воззрений – не привлекла внимание ни нау- ки, ни практики, озабоченных проблемами прав человека (и никто, насколько мне известно, не высказал таких или аналогичных по со- держанию идей).

1 Покровский И.А. Основные проблемы гражданского права. С. 78.

2 Там же. С. 121.

3 Там же. С. 120–121.


Глава пятнадцатая. Право человека

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-27; просмотров: 193; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.165.246 (0.028 с.)