Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Идеи социальной солидарности и право↑ ⇐ ПредыдущаяСтр 31 из 31 Содержание книги
Поиск на нашем сайте
1. Проблема эпохи. Равенство в государстве. Трудности и беды, свя- занные с переходом человечества к правовому гражданскому обществу, да и просто многообразные вопросы современной эпохи выдвинули в качестве острой проблемы преодоление крайностей индивидуализ- ма, «социального дарвинизма» и одновременно повышение социаль- ных начал в жизни людей. В связи с идеями усиления в жизни общества социальных начал особого внимания заслуживает проблема равенства в условиях граж- данского общества. Что ж, своего рода непреложной аксиомой является положение о том, что политическое и юридическое равенство людей (и прежде всего равенство перед законом и судом, равенство в стартовых пози- циях в социально-экономической жизни) – это непременный, обя- зательный атрибут политического режима демократии, гуманистиче- ского права, правозаконности. В условиях современного гражданско- го общества оно было конкретизировано принципом равных свобод Глава шестнадцатая. Право в нашей жизни, в судьбе людей
для всех и пониманием их как субъективных прав1, – словом, равен- ства в гуманистическом праве. Корень вопроса равенства людей в современном обществе – в ф а к - т и ч е с к о м равенстве людей, в необходимости его обеспечения, в том числе путем соответствующей деятельности государства («со- циального государства»!). И если в отношении помощи, льгот и преимуществ таких социаль- но обездоленных людей, как старики, дети, инвалиды, другие нетрудо- способные, социально-обеспечительная деятельность государства по своей оправданности не вызывает ни тени сомнения, то нужно с пре- дельной строгостью сразу же пояснить, что вопрос о фактическом ра- венстве, опирающийся на постулаты коммунистической идеологии, касается в основном уровня материальных благ людей в связи с функцио- нированием свободной конкурентной рыночной экономики. Впрочем, тут нужны еще два пояснения. П е р в о е. Поставленный вопрос в очень малой степени затрагивает функционирование рыночной экономики в связи с нынешним положе- нием людей в России. Сложившееся в последние годы кричащее факти- ческое неравенство людей в российском обществе (с поражающей весь мир безумной роскошью новорусских богатеев и с социальной обездо- ленностью большинства населения) – не результат функционирования рыночного хозяйства (его в России в сложившемся виде еще нет), а по- следствие – за немногими исключениями – присвоения гигантских на- циональных богатств активистами партийно-комсомольской номенкла- туры и криминализированного теневого капитала, воспользовавшими- ся для быстрого, поистине сказочного обогащения широкой свободой, неотработанными формами приватизации и отсутствием надлежащего общего государственно-правового регулирования. И в т о р о е. За пределами рассматриваемого вопроса остается та сфера действительности, которая не может и не должна быть подвласт- на рыночным методам, законам купли-продажи, – сфера воспитания, обучения, гражданственности. То есть сфера, где в соответствующей социальной деятельности государства господствуют принципы спра- ведливости, тенденции к фактическому равенству. Возвращаясь к вопросу о фактическом равенстве людей (и роли в этой области государства) в связи с функционированием свобод- ной рыночной экономики, представляется важным в первую очередь определить исходный принцип, обозначающий соотношение «эконо-
1 См.: Хабермас Ю. Демократия. Разум. Нравственность. С. 34.
Часть третья. Философско-правовые проблемы
мической свободы» и «вмешательства государства в свободную эко- номическую деятельность» и связанное с этим соотношением соци- альное неравенство людей. На мой взгляд, указанное соотношение с необходимой четкостью раскрыл крупный русский мыслитель-правовед Б.Н. Чичерин. Он со всей определенностью сформулировал положение о безусловном прио- ритете в экономике свободы и о недопустимости вмешательства го- сударства в экономическую жизнь. И при господстве экономической свободы возникающее при этом неравенство становится закономер- ным результатом движения промышленных сил (обратим внимание на эти слова!). Обосновывая такой подход к вопросу о свободе и равен- стве, Б.Н. Чичерин пишет: «Таков общий закон человеческой жизни, закон, действие которого может прекратиться только при совершен- но немыслимом всеобщем уничтожении свободы»1. В другой работе ученый обращает внимание на еще одну сторону проблемы – на то, что именно человеческая свобода является основой действительного равенства. Как бы пророчески предвосхищая ситуа- цию, наступившую в результате «социалистической революции», ко- гда упомянутое им немыслимое всеобщее уничтожение свободы ре- ально произошло, Б.Н. Чичерин пишет, что у социалистов «...во имя равенства уничтожается то, что составляет саму его основу – челове- ческая свобода. Большего внутреннего противоречия с истинной при- родой человека невозможно представить»2. Приведенные суждения, как мне представляется, ничуть не проти- воречат ни идеи И.А. Покровского о праве каждого человека на суще- ствование, ни мысли П. Новгородцева о необходимости уравнения со- циальных условий жизни. Ибо такое «уравнение», в том числе в обла- сти обучения, а также в нашей постсоветской обстановке – в условиях обретения собственности – это именно равенство в стартовых усло- виях, которые обеспечивают приоритет свободы в самом глубоком ее понимании, т.е. как поприще для конкуренции, экономического со- стязания, без чего нет свободного конкурентного рынка. В таком же направлении строились мысли ряда других русских философов-право- ведов последовательно демократической ориентации. Как справедли- во подмечено в современной литературе, «они принимали идею «права на достойное существование», понимая под этим законно гарантируе- мое право на прожиточный минимум и образование. Либералы счи-
1 Чичерин Б. Собственность и государство. Ч. 2. М., 1883. С. 326. 2 Чичерин Б. Философия права. М., 1900. С. 118. Глава шестнадцатая. Право в нашей жизни, в судьбе людей
тали это не уступкой «государству», а устранением фактических пре- пятствий на пути развития личной свободы граждан; не ограничени- ем свободы конкуренции, но соблюдением правил «честной игры»»1. Это же поистине замечательно, что фундаментальные положения об экономической свободе (да притом в соотношении с равенством) заложили именно русские философы-правоведы, по ряду принципи- альных позиций предвосхищая идеи Хайека и Фридмена. В этой связи еще раз слово Б.Н. Чичерину, который, подчеркивая роль государства в обществе, вместе с тем соглашается с Гумбольдтом в том, что «излишней регламентацией» и «вмешательством государства во все дела» «подрывается самодеятельность и тем самым умаляются материальные и нравственные силы народа, который привыкает во всем обращаться к правительству, вместо того, чтобы полагаться на самого себя»2. Ну, а если углубиться в еще более основательные слои духовных ценностей, то и без необходимой конкретизации возьмем на заметку слова замечательного русского философа Н.А. Бердяева о том, что «равенство есть метафизически пустая идея и социальная правда должна быть основана на достоинстве каждой личности, а не на равенстве»3. 2. Идея социальной солидарности в государстве. Но если требова- ния достижения (с помощью государственной власти) общего равен- ства индивидов в экономике и сфере распределения не согласуются с самой сутью современного гражданского общества, то спрашивает- ся: в каких же все-таки принципах, государственно-правовых началах должны найти выражение императивы нынешней эпохи, современной цивилизации, гигантского научно-технического прогресса, начала со- временного гуманизма, истинно демократического общества, в цент- ре которого должен быть человек? Смею со всей определенностью сказать, что и на эти вопросы до- стойный, увы, до сей поры по-настоящему не понятый и не оценен-
1 Валицкий А. Нравственность и право в теориях русских либералов конца XIX – начала XX века // Вопросы философии. 1991. № 8. С. 41. Автор приводит примеча- тельное высказывание русского правоведа С.И. Гессена: «Оказывая содействие ли- цам, не по своей воле находящимся в положении, которое в силу крайнего неравен- ства в фактической мощи уничтожает конкуренцию как конкуренцию, право как бы говорит борющимся: боритесь, конкурируйте друг с другом, но в этой борьбе победу должен одержать не тот, кто, воспользовавшись беспомощным положением слабого и превратив его в простое орудие своих целей, освободит самого себя от творческих усилий» (Гессен С.И. Основы педагогики. Берлин, 1923. С. 164). 2 Чичерин Б. Собственность и государство. С. 201. 3 Бердяев Н.А. Самопознание. Ч. 2. С. 213. Часть третья. Философско-правовые проблемы
ный ответ дала в начале ХХ в. российская наука и, прежде всего, не мо- гу не заметить с гордостью, русские правоведы. Наибольшую теоретическую и практическую значимость имеют здесь идеи социальной солидарности в государстве. Знаменательно, что, начиная свое главное теоретическое исследо- вание, И.А. Покровский ссылается на известного мыслителя Ренана. Комментируя слова Ренана о том, что «политика подобна пустыне; в ней идут наугад – то на север, то на юг; но никто не знает, где добро, где зло», он говорит: «Мы же думаем, что, как для пустыни, так и для политики есть свой компас. Стрелка этого компаса всегда поворачи- вается к одному пункту – именно к тому, где сходятся свобода и со- циальная солидарность»1. Нужно сразу же со всей строгостью сказать, что идея солидаризма в трактовке И.А. Покровского не имеет ничего общего с теми взглядами, с которыми по традиции сопрягается термин «солидаризм», – с солида- ристским учением французского ученого Л. Дюги. Ведь учение Л. Дюги направлено не на утверждение прав людей, последовательных право- вых начал в их жизни, а на некое коллективистское «преобразование» права, отрицание значимости субъективных прав, необходимости их «замены» социальными функциями на коллективистических основах2. С этих позиций есть вполне достаточные основания утверждать, что взгляды на солидаризм И.А. Покровского представляют собой самостоятельную, оригинальную, по-философски мощную теорию, от- вечающую требованиям современной эпохи, – теорию, которая вполне может стать альтернативой социалистическим воззрениям, ее «либе- ральным вариациям». Ее суть – в необходимости органического соединения свободы к а ж - д о г о человека и солидарности м е ж д у л ю д ь м и. Причем такого соединения, которое реализуется «в государстве» через всю систему правовых институтов, в том числе частного права. И.А. Покровский убедительно показал оптимальные юридические формы соединения свободы человека и солидарности людей в таких специальных институтах права, как право собственности, вещные пра-
1 Покровский И.А. Основные проблемы гражданского права. С. 36. 2 См.: Дюги Л. Общие преобразования гражданского права. М., 1919. В.А. Туманов приводит любопытное высказывание наиболее последовательного ортодоксального идеолога марксизма по вопросам права Е.Б. Пашуканиса, который писал: «Если марк- систы говорят об отмирании государства после захвата власти пролетариатом.., то Дю- ги обещает эту эволюцию современному капиталистическому и милитаристическому государству» (цит. по: Туманов В.А. Указ. соч. С. 119). Глава шестнадцатая. Право в нашей жизни, в судьбе людей
ва, обязательства из причинения вреда, институты наследственного права. В современных юридических построениях этих и других инсти- тутов права, пишет автор, «чувствуется, что нельзя бросить на произ- вол судьбы человека, пораженного случайным несчастьем, и что пол- ное равнодушие к беде ближнего не может считаться идеалом куль- турного общежития»1. И вот вывод более общего порядка на примере наследственного права: «...и в области наследственного права мы име- ем ту же борьбу между тенденцией к «индивидуализации» и тенденци- ей к «солидаризации»… Отрешаясь от исторической солидаризации в союзах родовых или общинных, развивающееся общество перехо- дит к солидаризации в государстве (курсив мой. – С.А.) » 2. Самое существенное во взглядах И.А. Покровского на социальную солидарность (на что хотелось бы обратить повышенное внимание) – это внутренняя связь солидаризма с углубленной трактовкой неотъемле- мых прав человека, их пониманием как статуса, равного со статусом «дер- жавы», и их развитием в право на индивидуальность. Именно потому, что каждый человек имеет высокозначимое и неотъемлемое право на инди- видуальность, именно поэтому (наряду со всеми другими основания- ми) должен быть в современном государстве защищен и обеспечен вы- сокий статус каждого человека как разумного существа и носителя при- сущей ему индивидуальности. В том числе и в виде неотъемлемого права каждого человека не только на жизнь, н о и н а с у щ е с т в о в а н и е. Иного пути, замечает И.А. Покровский, как сделать крупный шаг – осуществить «право на существование» каждого человека, у человече- ства просто нет. «Осуществим ли этот шаг при сохранении частнопра- вовой организации народного хозяйства или нет, это покажет будущее; во всяком случае только признание права на существование может еще дать нравственную поддержку для сохранения этой организации»3. Тем более что только «при осуществлении подлинной солидарности че- ловек возвращается, действительно, на присущее ему место – «меры всех вещей». Человеческая личность возвышается: не общество пре- вращает ее в средство, а напротив, само общество в целом становится хранителем и гарантом ее существования»4. К сказанному, пожалуй, нужно добавить лишь то, что идеи соци- альной солидарности в государстве исчерпывающим образом реша- ют вопрос и о всемерном учете в государственно-правовой жизни об- 1 Покровский И.А. Основные проблемы гражданского права. С. 295. 2 Там же. С. 308. 3 Там же. С. 321. 4 Там же. Часть третья. Философско-правовые проблемы
условленной современной эпохой необходимости возвышения в об- ществе социальной ответственности. Последний из указанных факто- ров ни в коей мере не должен повлечь за собой – как может показаться на первый взгляд – «новые ограничения» неотъемлемых прав челове- ка (международно признанный перечень таких ограничений, преду- смотренный п. 2 ст. 29 Всеобщей декларации прав человека, имеет «предельный» характер). А вот социальная солидарность в государстве и адекватные этому требованию современности юридические формы, которые как раз должны строиться на твердом фундаменте неотъем- лемых прав человека, позволяют утвердить и усилить социальную от- ветственность всего общества и каждого человека за прогрессивное общественное развитие, судьбу человечества.
Борьба за право
1. Иного не дано. Право, по словам знаменитого немецкого пра- воведа Рудольфа Иеринга (на мой взгляд, юриста от бога, одного из немногих мыслителей, глубоко и тонко понимающих сам феномен юридической материи), не в пример «растению», произрастает не са- мо собой – не само по себе раскрывается в истории. Мысль о необхо- димости борьбы за право, справедливая сама по себе, становится еще более значимой и в чем-то очень острой и тревожной, если видеть в праве объективированное бытие Разума, средоточие интеллектуаль- ных богатств, высокозначимых юридических механизмов и конструк- ций, от которых самым непосредственным образом зависит решение сложных проблем современности. Необходимость последовательной борьбы за право в современных условиях заключается еще и в том, что ему, праву, и в особенности пра- ву, которое должно служить человеку, противостоят могущественные противоборствующие силы. Силы, скажем так, антиправовые по сво- ей сути. То есть такие, для которых право представляет собой ненуж- ное и даже вредное явление. А если в чем-то нужное и полезное, то не в развитом виде, не в своем исконном предназначении в сообществе разумных существ – служить человеку, но всего лишь в своих усечен- ных, ограниченных качествах, главным образом в виде права власти, верной и безропотной «службы» упомянутых могущественных сил, «крыши» для оправдания любого своеволия, некоего сугубо «офор- мительского» служебного подсобного инструментария в политичес- кой и деловой жизни, где главными силами являются власть и деньги. Глава шестнадцатая. Право в нашей жизни, в судьбе людей
2. Составляющие. Борьба за право во всех гранях и ипостасях этого трудного дела включает ряд составляющих, которые охватывают и уро- вень развития институтов гражданского общества, и состояние культуры и гражданственности в стране, и характер утвердившейся политической власти, и темпы экономического развития, и особенности всего общест- венного сознания, и многие другие факторы, касающиеся в сущности всех сторон развития общества, включая особенности человека, его природы1. И все же, при всей важности только что отмеченных и иных фак- торов хотелось бы выделить (с учетом разработок в этой книге) два ключевых звена. 3. Высшее и всеобщее признание. Первое, что необходимо для побе- ды права в жизни общества, – это интенсивная разработка идей права, обретение ими высокого научного и гражданственного признания. Идеи права в современном их понимании достойны того, чтобы они стали одним из центров интеллектуальной, духовной жизни об- щества, ничуть не уступающим науковедческому статусу передовых естественно-научных и технических знаний. Ведь общества же, в которых утверждаются последовательно демо- кратические, либеральные цивилизации, – это постиндустриальные, технологически и информационно развитые общества, и в не меньшей мере – общества свободные, самоуправляющиеся, сутью и стержнем
1 С учетом приведенных данных, в литературе по вопросам этологии обращается вни- мание на то, что демократический строй (а вместе с ним и право человека), имеющий из- вестные природные предпосылки, все же не м о ж е т «возникнуть сам собой, на основе инстинктивных программ»; демократический строй и соответствующее право «это продукт разума (курсив мой. – С.А.), продуманная система коллективного воспрепятствования об- разованию иерархической пирамидальной структуры…» (Дольник В. Указ. соч. С. 228–229). И отсюда – «демократию нужно все время поддерживать политической активностью граж- дан, не позволять прийти к власти «паханам» и «шестеркам» (там же. С. 168). В этой связи следует отдать должное точности суждений В. Дольника – автора при- веденных выше положений, – когда, отметив, что «демократия – продукт борьбы разума с животными инстинктами, толкающими их (людей. – С.А.) самособираться в жесткие авторитарные иерархические режимы», он уже прямо по вопросам права пишет: «Госу- дарство, построенное ради защиты прав человека и основанное на законах, стоящих вы- ше государства и любого человека, – это демократическое государство» (там же. С. 169). Но именно такое демократическое государство – это и есть воплощенное в демо- кратическую организационную структуру право человека – право, представляющее со- бой объективированное выражение Разума и призванное служить человеку. Если верно, что поднять человека «со дна», вывести его из «зоологического состояния» может «сво- бода и собственность», а последние вместе с Разумом находят концентрированное вы- ражение как раз в праве человека, также верно и то, что создание столь совершенного образования – права человека – и борьба за него представляют собой однопорядковые задачи высшей значимости и задачи к тому же высшей степени сложности. Часть третья. Философско-правовые проблемы
которых становится право. Право, которое позволяет людям утвердить- ся в великих демократических ценностях и, используя могуществен- ный потенциал юридического инструментария, справиться с «негати- вами либерализма», с вырывающейся на простор вольницей, со вседо- зволенностью в потребительских страстях, сделать свободу в высшем цивилизационном понимании исходным началом и стержнем достой- ной жизни людей, обратить ее в человеческую активность, творчество, свершения ума – основу восходящего развития человеческого рода1. Именно тут можно ожидать утверждение позиций подвижников, активных и искренних приверженцев идей права, непреклонных бор- цов за правовые идеалы и ценности. 4. Ключевое звено. Это понимание, разработка и использование все- го потенциала права – уникального юридического инструментария, юри- дических механизмов. Сейчас становится все более очевидным, что использование по- тенциала права по «запросам эпохи» не сможет сколько-нибудь су- 1 А это все предполагает необходимость, как уже отмечалось (и если в данном слу- чае уместно еще раз использовать возвышенные категории), н о в о й э п о х и в по- нимании права – такого развития, пожалуй, даже поворота в правопонимании, который бы в полной мере отвечал принципиально новым потребностям последовательно демо- кратических, либеральных цивилизаций. Уже сейчас, думается, вырисовываются некоторые направления такого поворо- та в понимании и характеристиках права, которые способны преодолеть традицион- ные трактовки и дать ответ на требования времени. О них и говорилось в данной кни- ге. Это, в частности: – характеристика права с мировоззренческих позиций, т.е. его понимание как особого «мирозданческого» явления – самостоятельного, самобытного, уникального звена в про- цессах бытия и развития человечества. Причем такого звена, которое имеет свои, неза- менимые функции и свое предназначение, не сводимое ни к категориям государства, ни к категориям морали, и, быть может, еще и такого, которое обладает качествами при- родного по своим основам, корням явления; – рассмотрение права как объективной реальности – сильного и действенного фак- тора в жизни людей, в самой материи которого заложена специфическая логика, «це- леустремленная» к свободе человека, ее обеспечению; – понимание права в высших его значениях как права человека, которое, несмотря на все метаморфозы, «приговорено» служить людям и – что особо существенно – спо- собно осуществить, казалось бы, невыполнимую задачу – не только преодолеть нега- тивные стороны величайшего дара человека – свободы, но и обратить ее в активность человека, его творчество, свершения ума; – характеристика права как феномена Разума и высоких истинно человеческих на- чал. Причем таких начал (относимых к числу духовных, идеальных), которые, быть мо- жет, наиболее близки к самой сути человека как высшего, великого создания природы, что и предопределяет саму возможность оценки права как святыни в жизни человека; – оценка права в качестве цели гражданского общества, высшего критерия обще- ственной жизни. Глава шестнадцатая. Право в нашей жизни, в судьбе людей
щественно продвинуться вперед, если по-прежнему ограничивать- ся одними общими положениями о праве (даже теми, затронутыми в этой книге, которые касаются известного поворота в самом пони- мании права). Необходимо основательное проникновение в глубины, тайны правовой материи. А отсюда – в богатейший арсенал юридиче- ского инструментария и правовых механизмов, которые – как все бо- лее и более выясняется в настоящее время – способны обеспечить ре- шение коренных задач экономического, политического и социально- го развития. Тем более что именно при таком подходе в полной мере раскрывается и смысл права, его назначение в жизни людей. И здесь на основе научных данных, соответствующих требовани- ям нынешней эпохи, постепенно вырисовывается главная сфера на- учно-прикладных исследований и практической деятельности по ис- пользованию потенциала права. Это разработка (и на общетеорети- ческом уровне, и во всех специальных юридических дисциплинах) оптимальных юридических конструкций, которые на основе основопо- лагающих правовых идей, мировой юридической культуры и нынеш- него практического опыта способны обеспечить утверждение ценно- стей последовательно демократической цивилизации, торжества Ра- зума, права человека. Не могу не заметить в этой связи, что определяющую роль в рас- сматриваемых гранях борьбы за право призваны сыграть знатоки юрис- пруденции, овладевшие высотами и тонкостями юридических знаний, для которых утверждение ценностей и идеалов права в жизни обще- ства стало не только самой сутью миропонимания и сферой утончен- ных научных знаний, но и смыслом жизни, личной судьбы. В своих мечтаниях (возможно, не очень далеких от делового про- гноза) мне представляется в перспективе область юридических знаний не только в виде институтов, объединяющих правоведов-теоретиков различных направлений, но и в виде коллективов правоведов-кон- структоров, совершенствующих юридическую материю и по текущим запросам практики и в модельных заготовках на перспективу. При- том правоведов-конструкторов, работающих в конструкторских бю- ро и иных объединениях. Точно таких же, по моему разумению, как и современные конструкторские подразделения, занимающиеся раз- работкой новейшей материальной техники.
заключение
Таковы мои соображения о юридической науке, о тех новых под- ходах к ее предмету – праву, которые, надо полагать, продиктованы современной эпохой. Разработки, содержащиеся в книге, являются итогом моей более чем пятидесятилетней работы. По мере достижения известных данных, представлявших интерес в научном, учебно-педагогическом, популяризаторском отношени- ях, они публиковались в отдельных изданиях. Теперь, при подготовке книги, призванной свести воедино результаты многолетней работы, весь этот материал после многократной проработки, нередко основа- тельного переосмысления объединен в соответствии с целостной, как мне представляется, научной концепцией. Не скрою, наряду с необходимостью подтвердить какие-то итоги долголетней работы, дополнить их новыми материалами, появившими- ся после опубликования первого издания (а также наряду с необходи- мостью еще раз сказать о своей работе в прошлом, дать ему авторскую оценку1), главным поводом к появлению на свет данного издания ста- ли жгучая тревога и глубокая надежда автора.
1 Суть этой «личной причины» в том, чтобы сказать о моей собственной оценке той ис- следовательской работы в области права, которую мне довелось провести в советское время. Замечу сразу, в моих работах той поры немало такого, что должно уйти в прошлое. И что навсегда останется для меня предметом горечи, стыда, очищения и покаяния. Но было в работах правоведов того времени и другое. Наряду с той показушной мишурой, цитатной обязаловкой, слепым преклонением перед коммунистическими идолами, ко- торых не избежали и мы, молодые правоведы (в немалом числе – недавние солдаты Оте- чественной войны), решающим в моей работе и судьбе стал сам факт возвышения и даже возвеличивания права, и в еще большей степени – знакомство с ним через отработанный понятийный аппарат, а затем погружение в материю права, ее тонкие, подчас ювелирные связи и соотношения – поразительные юридические конструкции. Тем более – поскольку речь идет о моей персоне – что этот импульс веры и настрой на овладение тонкостями ма- терии права был сообщен при первых же шагах в научных исследованиях моими учителя- ми, профессорами дореволюционного времени Б.Б. Черепахиным и А.М. Винавером, да и самим предметом моих творческих увлечений – цивилистикой, гражданским правом. Эти же романтические начала и некоторые знания тонкостей правовой материи по- могли в не менее тяжкие (и такие счастливые!) годы начавшихся в нашей стране пере- мен, когда на мою долю выпало участие в первых шагах, неуверенных и драматичных, по созданию истинных правовых основ жизни нашего общества. Заключение
Жгучая тревога – потому что положение с правом и в нашей стра- не, и во всем мире стало хуже, чем должно было бы быть на современ- ной стадии развития современной цивилизации. Прокатившиеся же по земле акты террора, особо жуткие на американской земле в сентябре 2001 г., перевели планету в состояние «войны», «полного искоренения терроризма», да притом в такой форме, что военные действия (такие, как в Афганистане) окрасились жутью «возмездия», нравами колони- альных войн, когда все более и более стало господствовать право силы. Но может быть, ужасы и тревоги последнего времени – это и знак на- дежды. Того, что даже мировая суета малых и больших дел, благостное роскошное житие экономически развитых стран отрезвит нас, потребует не только кары для виновников бедствий, но и большей строгости к са- мим себе. С тем чтобы мы объединили свои силы для борьбы с общей бе- дой – вакханалией насилия. Потому что не случись этого, не восторже- ствуй на всей земле Право – сгореть всему человечеству в огне насилия. Примечательно, что в Афганистане, где развернулись наиболее мощные вооруженные силы антитеррористической коалиции, все ре- же говорится о «возмездии», а решаются прагматические задачи лик- видации баз и лагерей террористов, обнаружения организаторов тер- рористического безумия. Одним из препятствий духовно-философской значимости, кото- рое необходимо как можно скорее преодолеть на пути Восхождения к Праву, является распространенное мнение, что будто бы Запад – это римское право, а вот Восток – это, дескать, «исламские террори- сты». Но ведь слова великого философа о том, что самое святое, что есть у Бога на земле, – это право человека, сказаны всем нам и одина- ково, без единого исключения значимы для всех конфессий, всех ве- рований, всех философских учений, восточных и западных, которые всегда своей сутью, смыслом выходят на человека. Все мы рано или поздно БУДЕМ ЖИТЬ ПОД ПРАВОМ, ПРИ ВЕР- ХОВЕНСТВЕ ПРАВА ЧЕЛОВЕКА. Иного не дано.
Именно вера в Право, а также настрой на овладение тонкостями юридической ма- терии позволили и в обстановке тоталитарного режима (во многом, скажу еще раз, бла- годаря интеллектуальной силе цивилистики и наставничеству моих учителей) встать на путь углубленного рассмотрения права как объективной реальности, а отсюда его струк- туры, ценности, механизма правового регулирования, – всего того, что ныне в резуль- тате дальнейших творческих поисков выводит на новые подходы к праву, на понима- ние его главных особенностей и ценностей, его – будем верить – ключевой роли в на- стоящем и будущем людей, всего человеческого сообщества.
Примечания к тому 6 В шестой том собрания сочинений вошло второе, переработанное и дополненное издание монографии С.С. Алексеева «Восхождение к праву: Поиски и решения», опубликованное в 2002 г. московским издательством «Норма». Первое издание этого произведения увидело свет годом ранее, также в издательстве «Норма». «Восхождение к праву: Поиски и решения» является одним из глав- ных, фундаментальных трудов С.С. Алексеева по проблемам теории и философии права периода 1989–2009 гг. В данном исследовании наиболее полно, последовательно и системно раскрыта основная на- учная концепция автора: право как объективная реальность, как ве- личайшее достижение человеческой цивилизации, единственно спо- собное противостоять произволу и насилию. Книга существенно углубляет и развивает положения фундаменталь- ной монографии «Право: азбука – теория – философия: Опыт комплекс- ного исследования» (М.: Статут, 1999), которая не включена в настоящее собрание сочинений. «Восхождение к праву…», как и «Право: азбука – теория – философия» раскрывает право на «трех уровнях», но не сумми- рует предыдущие работы автора, а представляет читателю принципиаль- но новую ступень и ракурс философско-теоретического анализа права. Как отмечает С.С. Алексеев в предисловии ко второму изданию, «в первом издании книги осторожно говорилось о противоречивом положении права в нашей стране и во всем мире, о его недооценке, о существующих здесь двойных стандартах, о равнодушии правоведов к острым проблемам нынешнего времени и обо всем другом в том же (преимущественно спокойном, академическом) духе, то сейчас, после сентябрьского кошмара в Нью-Йорке, а затем военных акций в Афга- нистане, нужны не только спокойные и строгие академические рассу- ждения на сей счет, но главным образом твердое и решительное изме- нение самого взгляда на право на деле, на его миссию в жизни людей». Основные положения и выводы монографии «Восхождение к праву: Поиски и решения» в кратком, концентрированном виде получили вы- ражение и в произведениях, составляющих четвертый том настоящего собрания сочинений, в первую очередь в работе «Тайна и сила права». Текст работы воспроизводится по изданию: Алексеев С.С. Восхождение к праву: Поиски и решения. 2-е изд., перераб. и доп. М.: НОРМА, 2002.
содержание Предисловие................................................................................................................ 8 Часть первая. Догма права 11 Глава Первая. аналитическая юрисПруденция 11 § 1. Аналитическая юриспруденция (истоки, содержание, ответвления)....................................... 11 § 2. Догма права....................................................................... 18 § 3. Науковедческий статус......................................................... 22 § 4. Теоретические аспекты. Общая (аналитическая) теория права........................................... 29 § 5. О философских разработках догмы права................................. 46 Глава вторая. научный Потенциал и Пределы доГмы Права 58 § 1. Продвижение вперед.......................................................... 58 § 2. Пределы. Разрыв в науке...................................................... 61 § 3. Вехи................................................................................. 65 § 4. Концепция........................................................................ 68 Часть вторая. Теория права. Новые подходы 70 Глава третья. общая (инструментальная) теория Права 70 § 1. Новые подходы к праву – постановка проблемы.......................... 70 § 2. Ступени общей теории права.......................................... 78 Глава четвертая. Право – объективная реальность 90 § 1. Право как объективная реальность......................................... 90 § 2. «Тело» права (право как «форма»)......................................... 95 Глава Пятая. имПеративы цивилизации и Право 106 § 1. Право как явление цивилизации.......................................... 106 § 2. Юридические системы........................................................ 129 § 3. Право – власть и мораль..................................................... 147 § 4. Восхождение права. Эпохи.................................................. 164 Глава шестая. Правовая материя 179 § 1. Правовая материя: особенности, элементы, методологические подходы 179 § 2. Основные правовые средства............................................... 194 § 3. Методол
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-27; просмотров: 401; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.59.121 (0.014 с.) |