Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Правоведение в структуре праваСодержание книги
Поиск на нашем сайте
1. Правоведение как юридическая реальность. Своеобразие право- вых идей дает основание для того, чтобы с новых позиций подойти к определению места и назначения юридической науки и правоведов в правовой и социальной жизни общества, да и некоторых граней са- мого понимания права. Коль скоро правовые идеи в истинном своем значении (а не просто общефилософские или, хуже того, спекулятивные, умозрительные су- ждения и фантазии гуманитариев «по поводу» права) существуют не- посредственно в материи этого социального образования и являются одним из выражений его специфики и черт, то и наука, концентри- рующая такого рода идеи, – юридическая наука находится в тесном взаимодействии (и даже – внимание! – во взаимопроникновении) с по- зитивным правом, с самим его «телом», с правовой материей. Это взаимодействие и – что особо существенно – взаимопроник- новение (как показывают данные, относящиеся к различным юриди- ческим системам) выражается не только в том, что определенные на- учные положения порой прямо воспринимаются законодательством, юридической практикой1, но и в том, что научные разработки и поло- жения, при всем их принципиальном отличии от права как объектив- ной реальности способны как бы представить эту реальность. Причем такое «представительство» материи права может быть на- столько значительным, что в реальной действительности и в историче- 1 Впечатляющий пример конструктивного «вторжения» правоведческой мысли не- посредственно в материю права дала американская юриспруденция. Как это ни парадок- сально, в судебной практике США, несмотря на, казалось бы, глубокие предпосылки на этот счет в американской Конституции, долгое время, вплоть до конца XIX в., не призна- валась в качестве общего принципа норма о неприкосновенности частной жизни (су- дебная защита по данной категории дел осуществлялась по сугубо конкретизирован- ным основаниям, связанным главным образом с фактами оскорбления репутации или чести). И вот коренной перелом в этой области произошел только после опубликова- ния в 1890 г. журнальной статьи бостонского адвоката Уоррена в соавторстве с будущим членом Верховного суда США Брандейсом, в которой обосновывалась мысль о том, что в состоявшихся ранее решениях судов по делам о диффамации, договорных нарушени- ях и иных делах, по существу, уже содержится признание права на неприкосновенность частной жизни (right of privace) индивида. И такого рода норма после известных коле- баний в судебной практике получила по сути дела общее признание (см.: Цвайгерт К., Кётц X. Указ. соч. Т. 2. С. 503). Часть третья. Философско-правовые проблемы
ских оценках та или иная национальная юридическая система во мно- гом предстает в том виде, в каком она «выглядит» в разработках и су- ждениях правоведов. И это не иллюзорная (во всяком случае – не только и по большей части, пожалуй, даже не столько иллюзорная, подчас идеологизированная) видимость существующих юридических реалий, а одна из форм их внешнего выражения, от которой в немалой мере за- висит действие права, его применение, судебная практика. Здесь, на- до полагать, научная мысль раскрывает и представляет те не очень-то наглядно, не очень-то зримо выраженные черты и особенности пра- вовой материи, которые без соответствующих правовых идей так бы и оставались «спрятанными» в ее глубинах. Первая же в истории развитая юриспруденция, которая к тому же приобрела наднациональное значение, – юриспруденция Древне- го Рима – «представила» действующее римское право не в его сугу- бо реалистическом виде необозримого конгломерата бесчисленных прецедентов, преторских эдиктов, разрозненных законодательных установлений (хотя нередко именуемых «кодексами», «конститу- циями»), а в том упорядоченном, логически стройном облике, какой придали ему в своих многочисленных и обширных трудах разработки римских правоведов. В особенности в «золотой век» римской юрис- пруденции, когда суждения ведущих римских юристов через инсти- тут jus respondendi приобретали непосредственно нормативное значе- ние1. Такой облик стройной, упорядоченной нормативной системы (хотя уже главным образом под углом зрения исторических оценок) еще в большей мере «развернулся» через кодификацию Юстиниана, раскрывшую спонтанно сложившийся строго системный характер римского частного права. Нечто подобное произошло и с современным общим, прецедент- ным правом, когда в Англии разработки Блэкстона позволили преодо- леть представление о действующем английском праве как о «хаосе пре- цедентов», а в США – во многом через официозные сборники (прежде всего через Единообразный торговый кодекс) – создать даже види- мость известного кодификационного единства всей системы права.
1 Как показал И.А. Покровский, «мало-помалу не только такие формально данные responsa, но и иным образом высказанные мнения (sententiae opiniones) юристов cum jure respondendi приобрели большое влияние на практику, в особенности если мнения раз- ных юристов сходились. Вследствие этого таким мнениям приписывается также сила «как бы закона«(legis vicem), а самые эти юристы в глазах последующего времени пред- ставлялись подлинными «создателями права» – conditoresjuris…» (Покровский И.А. Ис- тория римского права. С. 197). Глава четырнадцатая. Право – бытие разума
И там, и здесь научная мысль, доктринальные разработки в ка- кой-то мере проникли, «вжились» в правовую материю, придали ей в восприятии людей тот облик, который как будто бы не следовал из сугубо внешних о ней впечатлений, но который на самом деле отра- жал действительные системные характеристики указанных юридиче- ских систем как объективированных институционных образований. 2. Правоведы в системе юридической регуляции. Специально следу- ет отметить те исторически своеобразные случаи в мире права, когда действие юридической системы как регулирующего фактора проявля- ется непосредственно через юридическую науку, через суждения и выво- ды правоведов. Наиболее показательно в этом отношении исламское право – сово- купность норм, которые следуют из божественных откровений, откры- тых людям Аллахом через пророка Мухаммеда. Ведь его основной ис- точник – Коран – представляет собой собрание заповедей, религиозных изречений пророка Мухаммеда общего религиозного порядка. То же са- мое характерно и для сунн – второго по значимости источника ислам- ского права. И сунны являются собранием изречений и деяний, кото- рые мусульманская священная традиция приписывает пророку и его ученикам. То и другое, и Коран и сунны, являясь источниками права, неизменно остаются носителями божественных откровений; они не ко- дексы в строго юридическом значении, отличающиеся в идеале по всем нормативным положениям точностью и конкретностью юридических норм. И потому своего рода «перевод» божественных откровений, ко- торым обязан следовать верующий, в конкретные и детализированные юридические нормы, распространяющиеся на те или иные жизненные ситуации, оказался уделом правоведов, которые – надо еще раз это отте- нить – призваны сообразно безусловно действующей доктрине не «соз- давать некое новое право», а раскрывать применительно к тем или иным жизненным ситуациям и формулировать в виде конкретных норм пра- во, дарованное Аллахом и содержащееся в Коране и суннах. Отсюда – «повышенное» социальное и юридическое значение пра- воведения и правоведов в области исламского права, их интерпрета- ций (далеко не всегда точно согласующихся с современным мировым уровнем правовой культуры, что и служит почвой неблагоприятных, порой жестко отрицательных оценок, особенно ныне в связи с про- блемами терроризма). И отсюда же следует, что вполне оправданно здесь, в области исламского права, значение источника права, вслед за Кораном и суннами, получила иджма – «единое мнение всей ис- ламской общины, неспециалистов и юристов по какому-либо вопросу Часть третья. Философско-правовые проблемы
исламского учения об обязанностях правоверных»1. Причем решаю- щее значение в соответствующих случаях придается согласованному, единому мнению ученых; именно оно в конечном счете определяет, какое положение Корана или сунны непосредственно либо по анало- гии следует применять в качестве действующего права. И вместе с тем, уже начиная с IX в., возобладало мнение, что юристам нельзя прини- мать самостоятельные решения по какому-либо правовому вопросу, основываясь непосредственно на Коране и сунне. Их деятельность по большей части ограничивается толкованием и разъяснением пра- вовых книг, которые отдельными школами были признаны как авто- ритетные источники2. Иначе сложилась миссия юридической науки в правовой систе- ме из иного времени и юридического ареала, но также отличающейся глубоко идеологизированным характером (по византийскому образ- цу) – в системе советского права. Здесь главным назначением науки, в особенности ее официальных и официозных подразделений, непосредственно представляющим ор- тодоксальную коммунистическую доктрину (в обстановке сталиниз- ма, сталинской тирании), стала идеология мистификации, изображе- ние советского права в качестве «самого передового», «самого лучшего и образцового в мире и во все времена». Этому способствовали неко- торые позитивные элементы и в особенности формулы, включенные в советские законы, иные нормативные акты (такие, как записи о «во- ле трудящихся», на которых будто бы строятся законы), ряд норматив- ных установлений социального порядка, также рекламируемых в ка- честве таких, которые «служат трудящемуся народу» (тем более с уче- том того, что советское социальное законодательство действительно имело известные достижения, неведомые другим странам). Увы, вос- хваление такого рода записей и установлений служило не столько от- ражением некоторых позитивных элементов, сколько декоративным прикрытием реального репрессивного коммунистического режима, который строился на насилии, догмах и практике диктатуры проле- 1 А в этой связи существенное значение приобрел принцип суждения по аналогии кыяс, «то есть, – как разъясняется в литературе, – применение соответствующих норм, сформулированных в Коране, сунне или иджме, к новым аналогичным случаям». Бо- лее позднее и более гибкое понимание этого принципа таково: «В качестве нормы пра- ва стали признавать единое мнение, достигнутое в определенный период времени уче- ными всех школ или даже какой-либо отдельной школы. Этот принцип имеет в истори- ческом плане что-то общее с древнеримским communis opinio prudentium (единое мнение ученых-специалистов)» (Цвайгерт К., Кётц X. Указ. соч. Т. 1. С. 453). 2 Там же. С. 453–454. Глава четырнадцатая. Право – бытие разума
тариата, революционного правосознания, по сути дела философски модернизированных постулатах «византийства». Но тут могут быть отмечены и явления парадоксального характера. Советская юридическая система (правда, в тех областях, которые не относятся к самому коммунистическому строю, его институтам, его силовому стержню) порой становилась заложником проповедуемых в общественной науке благообразных идей. В ряде случаев при реше- нии трудовых дел, дел по социальному обеспечению и даже уголовных (не политических) дел при решении подобных же процессуальных во- просов учреждения советской юстиции стремились продемонстриро- вать строгость и последовательность «социалистических завоеваний трудящихся» и решали юридические дела с опорой на упомянутые за- писи и установления в интересах граждан, защиты их прав. 3. Практикующие юристы. Наиболее яркий, выразительный фено- мен, демонстрирующий влияние юридической науки на мир права, проявился в тех вариантах исторического государственного и право- вого развития, когда в области юриспруденции решающее значение приобретали практикующие юристы, образующие влиятельные слои общества, особые сословия. Именно с такими направлениями государственного и правового развития, вызвавшего формирование влиятельного сословия правове- дов-практиков, во многом связано само «появление на свет» общего, прецедентного права. Прежде всего в том его классическом, «чистом» виде, как это произошло в Англии (а затем в США, в других странах англо-американской группы). Появление в Англии в XII–XIII вв. ко- ролевской юстиции с общей императивной юрисдикцией, осущест- вляемой профессиональными судьями, как раз и положило начало то- му процессу, который в последующие столетия привел к утверждению в жизни общества мощной юридической системы, имеющей по отно- шению к местным обычаям единый, унифицированный характер (что и обусловило само наименование действующего права как «общего»). Нередко при освещении своеобразия общего, прецедентного права подспудно проскальзывает мысль, что здесь, в отличие от права кон- тинентальной Европы (в особенности германского права), юридиче- ская наука осталась в стороне от общего мирового правового разви- тия. Да, английская юридическая система не испытала того прямо- го влияния, которое на континенте оказали на развитие позитивного права, в особенности на кодификационные процессы Франции, Ав- стрии, Германии, Швейцарии, других стран, философия просветите- лей, теория естественного права, пандектистика. Часть третья. Философско-правовые проблемы
Но в Англии произошло явление не менее значительное. Еще в средневековую эпоху в ней в связи с формулярным процессом – как тысячелетие ранее в Древнем Риме – начало складываться и разви- ваться, так сказать, первородное юридическое мышление, выраженное в ориентировке на строгие юридические конструкции, соответствую- щие правовые идеи и концентрируемое в устойчивых представлениях сословия юристов. Оно, это своеобразное юридическое мышление, не получило такого же, как в культуре римского права, «теоретизи- рованного выражения» в логических суждениях юристов-классиков «золотого века» римской юриспруденции, кодификации типа юсти- нианской, а затем уже в Средневековье в разработках глоссаторов, в пандектистике. Но здесь, на английской земле, в самом ходе правового развития произошло не менее значимое явление. Здесь оказались как бы кри- сталлизованными, заложенными в саму органику правовой жизни пер- вородные основы истинного правоведения, которое в силу самой по себе юридической логики неизбежно выводит на фундаментальные юридические идеалы и ценности. И надо видеть, что это тоже юриди- ческая наука, притом в самом строгом ее значении, что впоследствии оказало столь внушительное позитивное влияние на демократическое развитие Великобритании, других стран. Нужно дополнительно к сказанному отметить еще и то, что англий- ская юридическая культура, в особенности в ходе начавшихся в XVI– XVII вв. известных демократических преобразований, находилась все же не только в общем потоке мирового правового развития, но и в по- ле общего европейского просветительского движения, взаимодействия и взаимовлияния с развитием правоведения на Европейском конти- ненте. А это обусловливает принципиальную идентичность результа- тов правового развития и в немалой степени, на мой взгляд, коренится в единстве исторических греко-римских корней континентального пра- ва и аналогичных процессов становления права в Англии – всего того, что образует современную западноевропейскую правовую культуру. 4. Правоведы в системе общего, прецедентного права США. Особен- ности развития общего, прецедентного права в США, так же как и в Англии, во многом связаны с сословием юристов, с тем типом юри- дического мышления и правопонимания, которые сопряжены с дея- тельностью юристов-практиков. И здесь, по словам Макса Вебера, наблюдается та закономерность правового развития, в соответствии с которой правовой стиль какого-либо определенного общества от- четливо проявляется в профессиональном образовании и деятельно- Глава четырнадцатая. Право – бытие разума
сти, в сословных организациях и экономических интересах юристов, именуемых Вебером юристами высокого ранга (Rechtshonoratioren)1. Вместе с тем представляется весьма важным учитывать своеобразие влияния правоведения и правоведов на американскую юридическую систему, которое в свою очередь решающим образом обусловлено ря- дом особенностей самой этой системы. Тем прежде всего, что она как система общего, прецедентного права, воспринятая переселенцами при формировании североамериканской государственности уже в «го- товом», и притом сугубо прагматическом виде, не несла в себе сфор- мировавших ее исторических традиций, трудной судьбы и ценностей общеевропейской значимости. И плюс к тому еще – во многом оттор- гала всякого рода «юридическую казуистику», пандектистику, ее «пре- мудрости», относимые по настроениям американских революционе- ров к европейской феодальной схоластике и реакционным порядкам. С другой стороны, воспринятое в своеобразных североамериканских условиях общее, прецедентное право в его прагматической значимости сразу же получило опору в ведущем источнике писаного права – в Кон- ституции 1779 г., которая, наряду с передовыми институтами демократи- ческой государственности, закрепила основные, фундаментальные пра- ва и свободы человека, имеющее высокое гуманистическое содержание. И потому корпус американских юристов, в первую очередь служители Фемиды – судьи, взамен «догматической схоластики» получили в каче- стве главного ориентира своей профессиональной деятельности и об- раза юридической мысли высшие духовные, гуманитарные ценности. Все это позволило американскому правоведению по ряду позиций «вырваться вперед» в мировом правовом развитии и одновременно, к сожалению, по сути дела игнорировать или прямо отторгать «юри- дическую догматику», все то, что в действительности относится к са- мим основам юридической культуры как глобальному явлению. По- следний из указанных моментов к тому же совпал как с особенностя-
1 См.: Weber M. Wirtschaft und Gesellshaft. 1956. S. 457 ff. По утверждению M. Ве- бера, такого рода особенности профессионального образования и деятельности юри- стов-практиков, наиболее выразительно проявившиеся в английской юридической элите, связаны с процессом обучения в средневековых школах-гильдиях: «Этот спо- соб обучения естественным образом приводит к формализму в обращении с правом, основанным на прецедентах и аналогиях. Практика применения права требует… не его систематизации, а создания списка типовых контрактов и исковых формуляров, при- годных для практических потребностей и ориентированных на постоянно повторяю- щиеся виды тяжб. Поэтому воспроизводится то, что взросло на почве римского пра- ва под названием «каутеларная юриспруденция» (Kautelarjurisprudenz)» (Цвайгерт К., Кётц X. Указ. соч. Т. 1. С. 292). Часть третья. Философско-правовые проблемы
ми исповедуемых большинством переселенцев социально-культурных ценностей, не имеющих для переселенцев собственных корней на аме- риканском континенте (а напротив, сопряженных с насильственным уничтожением коренного населения, его культуры), так и со своеоб- разием американского капитализма с его жесткой направленностью на сугубо прагматические результаты рыночной экономики, первона- чально – как, увы, везде – выступившей в виде «разбойничьего рынка». Отсюда с достаточной отчетливостью можно видеть как несомнен- ные достоинства американской юриспруденции, ее непреклонность в утверждении прав и свобод человека и придании приоритета в юриди- ческой области правосудию, так и, с другой стороны, ограниченность и однобокость юридических подходов и образа мысли, характерные для них тенденции отторжения собственно юридических ценностей, склонность к замене их категориями чисто экономико-прагматическо- го, узкосоциального и даже личностно-психологического характера. Именно с этим сопряжено доминирование в американской юриспру- денции узкосоциологических «реалистических» интерпретаций права и сообразно этому – придание значения общезначимых постулатов таким сентенциям американских правоведов (подчас высказываемых попутно, в публицистическом жанре), как «право существует вне логики: оно ос- новано на опыте» и само оно, право, – явление «простого пророчества, которое суды претворяют в жизнь» (Холмс), или изучениям, согласно ко- торым то, как «судьи решают споры, и есть само право» (Н. Люэллин). Такого рода процессы в американской юриспруденции, связанные с утратой правовых идей, ценностей мировой юридической культуры1, место которых во многом заняли требования «прагматического реализ- ма»2, стали наряду с отмеченными ранее достоинствами определяю-
1 По мнению Паунда (которое, как и мнение M. Вебера, воспроизводится по книге К. Цвайгерта и X. Кётца), «современный преподаватель права должен изучать социоло- гию, экономику и политику. Он должен знать не только судебные решения и принципы, лежащие в основе их принятия, но в той же мере обстоятельства и условия, социальные и экономические, в которых эти принципы должны применяться, а также состояние умов и чаяния населения, составляющие среду, в которой эти принципы будут практи- чески реализованы. «Юридические монахи», которые проводят свою жизнь в атмосфере чистого права, безжизненной и лишенной живого человеческого слова, не могут сфор- мулировать практические принципы, применяемые в беспрестанно меняющемся мире из крови и плоти. Наиболее логичные и блестяще обоснованные нормы могут уничто- жать право при практическом применении, так как не приспособлены к среде, в кото- рой они должны проводиться в жизнь» (Цвайгерт К., Кётц X. Указ. соч. Т. 1. С. 368–369). 2 Как отмечается в современной научной литературе, «реалисты» видели свою важ- нейшую задачу в том, чтобы разыскивать и анализировать фактический материал, на основе которого «слуги закона» принимают определенное решение для данного кон- Глава четырнадцатая. Право – бытие разума
щими в правовой жизни, к тому же неоправданно возвеличиваемыми как на американском континенте, так и вне его. Здесь, разумеется, есть позитивные элементы, важные для практи- ки и правопонимания акценты (в том числе, например, для определе- ния места и значения в сфере права категории «жизненная ситуация», учета при решении таких ситуаций экономических, политических, нравственных и даже психологических факторов). И определенные элементы реалистического подхода к правовым явлениям получили известное признание в европейской юриспруденции, в том числе во Франции и в Германии. Но в отличие от Германии и Франции, идеи Паунда и «реалистов» стали доминантой в правовой жизни Соединен- ных Штатов. «Правовые проблемы, введенные в научный оборот под названием «юридический реализм», – справедливо отмечено в лите- ратуре – «…определяли развитие правовой мысли в США на протя- жении прошлого поколения и фактически стали «общим местом»»1. Некоторые весьма неблагоприятные, по мнению автора этих строк, тенденции в развитии юридической системы США в немалой степе- ни сопряжены как раз со сложной, противоречивой судьбой правовых идей и всего правоведения в их взаимосвязи с развитием американ- ской экономики и политики. 5. Теоретики права. Наряду с той значительной ролью, которую иг- рают в мире права юристы-практики (притом, что наиболее сущест- венно, – через сферу юридического мышления, правовых идей), не- обходимо отдать должное также и тому направлению развития право- ведения, стержнем которого являются научные обобщения высокого уровня – теория права. Недооценка этого направления в современном правоведении и прак- тической юриспруденции, проскальзывающая в суждениях и оценках немалого числа философов и правоведов (таких, как суждения об «онау- ченном» праве или «профессорском праве»), обусловлена не только упрощенно понимаемыми потребностями в живом праве, столь необ- ходимом в нашу прагматическую эпоху. Такая недооценка обусловлена,
кретного случая, и никакое другое. Исходным пунктом при этом служит убеждение, что традиционная правовая догматика не имеет большого значения для решения дел и ча- сто лишь дает материал, который помогает судье дополнительно отшлифовать реше- ние, уже найденное им ранее другим способом. По мнению «реалистов», даже связан- ность прецедентом более не гарантирует стабильности права и предсказуемости буду- щих судебных решений, что является основным постулатом ортодоксальных учений» (там же. С. 369–370). 1 Yntema. American Legal Realism in Retrospect, 14 Vand. L. Rev. 317 (1960) (цит. по: Цвай- герт К., Кётц X. Указ. соч. Т. 1. С. 370). Часть третья. Философско-правовые проблемы
по всей видимости, и тем влиянием, которое по ряду геополитических причин и фактических реалий оказывает американская юриспруденция, овеянная неким ореолом ультрасовременности, на умы политических деятелей и правоведов других стран. Тем более в обстановке будто бы происходящего «заката Европы». Между тем категории и разработки, относимые подчас с ноткой пре- небрежения к «профессорскому» или «онаученному» праву (или даже, сообразно американскому научному стилю, к неким изыскам, по словам Паунда, «юридических монахов», проводящих, по его же словам, «свою жизнь в атмосфере чистого права»), достойны, несмотря на имеющие- ся крайности, совсем другой оценки. Эти категории и разработки, ба- зируясь на уникальных достижениях римско-правовой мысли, осно- вополагающих категориях мировой юридической культуры, призваны выражать в системе обобщений высокого уровня удивительное свое- образие правовой материи, ее специфическую логику, а отсюда – «вы- ход» права на фундаментальные ценности человеческого бытия, его настоящего и будущего, его судьбы. Что, в свою очередь, предопре- деляет отношение в данном обществе к праву и к правоведению в на- стоящее время и в перспективе. Вот почему, как уже отмечалось, есть серьезные основания для того, чтобы придавать процессу «онаучивания» права, начавшемуся в Евро- пе с XVIII–XIX вв., не негативный оттенок, как это заметно в сужде- ниях и оценках ряда специалистов в области сравнительного право- ведения последнего времени, а значение явления крупномасштабного положительного порядка – притом не только в отношении обогаще- ния регулятивного потенциала современного права, но и в отноше- нии развертывания его интеллектуально-гуманистического содержа- ния, а также соответствующих тенденций и перспектив его развития. Под этим углом зрения можно отметить, по крайней мере, два на- правления влияния теоретических разработок, осуществляемых в юри- дической науке, на правовую жизнь общества. В о - п е р в ы х, это более углубленное понимание своеобразной материи права, которое в силу самой юридической логики «выводит» на важнейшие общечеловеческие идеалы и ценности. Конечно, понимание «глубин» юридической материи требует хо- тя бы адекватного восприятия самого феномена права, а отсюда – не- простых специальных юридических знаний, стремления по логике системных знаний проникнуть в существо, казалось бы, простейших юридических понятий – «субъект», «объект», «правомочие», «притя- зание» и т.д. Глава четырнадцатая. Право – бытие разума
Но стоит только встать на путь основательной научной проработ- ки даже такого простейшего правового материала, как оказывается, что в юридической материи обнаруживается своя «высшая математи- ка» – свои своеобразные свойства, сложные и тонкие связи и соотно- шения, для которых характерна особая юридическая логика. Эта логи- ка, базирующаяся на сочетании «должного» и «сущего», на ряде других уже отмеченных в предшествующем изложении оснований, состоит, в частности, в том, что особенности права, характерные для него свя- зи и соотношения неизбежно стягиваются (даже в неблагоприятной для права социальной среде) к своему центральному звену – к субъ- ективным юридическим правам, как бы по самой юридической логи- ке требуя в том или ином виде и значении свободы для субъектов, ис- ключения произвола, насилия. И она, эта юридическая логика, в силу своих оснований и особенностей уже несет в себе необходимые пред- посылки и перспективу движения человечества к более высоким и гар- моничным ступеням цивилизационного развития. Понятно, такого рода предпосылки и перспективу в конце концов «схватывают» и юристы-практики, овладевшие, пусть во многом и спон- танно, интуитивно тайнами юридической материи. Но путем юриди- ческой теории (коль скоро она не соскальзывает в наукоподобные спе- куляции, формалистические крайности, философические лабиринты) эта «высшая математика» права может быть раскрыта во всей своей пол- ноте, многогранности, привлекательности. И тогда под «лучами» такой углубленной теории под внешним, сугубо прагматическим, регулятив- ным слоем юридической материи раскрывается, расцвечиваясь много- цветием культуры и свободы, ее истинный смысл и назначение в жиз- ни людей. Те ее качества, которые в ходе развития человеческой циви- лизации воплощаются в праве современного гражданского общества. В о - в т о р ы х, существенное направление влияния теоретиче- ских разработок, осуществляемых в юридической науке, на право- вую жизнь общества выражено в выводах правовой теории о структу- ре права, его системе. Ведь материя права – это и есть «структура» («внутренняя форма») в ее широком понимании, юридическая организация экономического, по- литического, духовного, иного фактического материала. В соответствии с этим позитивное право как жесткий организм (институционное обра- зование) отличается объективно существующей структурированностью – тем, что в ходе правового развития в нем спонтанно, естественным путем складываются как юридические конструкции разной сложности и уров- ня, так и известные общности – отрасли, институты, иные подразделе- Часть третья. Философско-правовые проблемы
ния. Но эти подразделения далеко не всегда находят внешне строгое, четко объективированное выражение (в особенности в виде отраслевых кодифицированных актов, кодексов)1, и это весьма отрицательно ска- зывается на восприятии права, толковании, практическом применении. И вот тут на «помощь» позитивному праву приходит правовая тео- рия. В ряде случаев – и это характерно прежде всего для юридических систем, построенных на прецедентах (т.е. в настоящее время главным образом праву англо-американской группы), – для придания праву от- носительной системности, точнее, для «раскрытия» или формального констатирования этой системности, оказываются достаточными сами по себе теоретические разработки (как это случилось в отношении ан- глийского права еще в середине XVII в. благодаря труду У. Блэкстона «Комментарии к английским законам») или неофициальная либо полу- официальная, официозная систематизация действующего права (как это реализовалось в отношении частного, «коммерческого» права США). По большей же части – и это характерно главным образом для ро- мано-германского права – решающую роль играют здесь теоретические обобщения высокого уровня и правовые идеи, которые (обобщения, идеи) становятся «правовыми реальностями» путем кодификации. Ко- дексы, таким образом, выступают в данном случае преимущественно не в виде «формы систематизации» (как это принято считать), а в виде высшей, пожалуй, даже совершенной формы законотворчества, и в этой связи – способа формирования четко структурированной юридической системы с высоким уровнем нормативных обобщений и, стало быть, ин- теллектуального содержания. Как отмечалось в предшествующем из- ложении, наиболее ярким образцом такого кодифицированного акта стали Германское гражданское уложение, Гражданский кодекс Рос- сии, другие российские кодифицированные законы. Вместе с тем и для правовых систем романо-германской группы, в том числе и для российского права, существенное значение сохраня- ют и научные разработки по системе права как таковые, независимо от того, реализованы они или нет в законодательстве. В тех или иных научных разработках могут неодинаково, с разными акцентами отра-
1 Вряд ли верен во всех отношениях распространенный в литературе взгляд, в соот- ветствии с которым общее, прецедентное право в силу самой своей природы хаотично, не обладает «достаточной способностью к самоструктурированию» и не может служить основой для рациональной систематизации. Другой вопрос, что эта структурирован- ность как бы «спрятана» в необозримом множестве прецедентов и отдельных законо- дательных установлений и потому не находит (и сама по себе не может находить) стро- гого внешнего выражения. Глава четырнадцатая. Право – бытие разума
жаться те или иные элементы и тенденции, связанные с системой пра- ва. И это соответствующим образом влияет на то, как и в каком об- разе «выглядит» и функционирует действующее право, как и в каких направлениях вырисовывается его развитие. Характерный пример тому – ожесточенные дискуссии, которые в 1930–1940-х гг. проходили в условиях советского общества по про- блемам системы права. Прежде всего по проблеме о месте граждан- ского права в «правовой системе социализма», о том, не следует ли его «заменить», как настаивали правоведы ортодоксальной марксистской ориентации, хозяйственным правом, призванным утверждать плановые начала экономики, приоритет государственной собственности, другие принципы социализма. Несмотря на то, что доминирующую роль в со- ветском правоведении того времени играли последовательные маркси- сты-ортодоксы, цивилистическая наука сохранила свои позиции, в том числе и по вопросу о фундаментальном значении в правовой системе гражданского права. И это объясняется не только научным потенциа- лом этой базовой науки, но также и тем, что и в советской, в целом по марксистским канонам опубличенной, юридической системе, пусть и подспудно, реально в самом тексте действующего ГК существовали частноправовые элементы, и они определенным образом «давали знать» о их перспективности, о том, что рано или поздно придет и их «время». 6. Правоведы в жизни общества. Думается, с учетом изложенного вы- ше материала есть основания утверждать, что в связи с особенностями права (как «явления разума») правоведение и правоведы призваны за- нимать высокое место в социальной иерархии общества. И не только потому, что они имеют ближайшее отношение к ключевым звеньям об- щества, прежде всего – к политической власти и к собственности, неред- ко напрямую включаясь в соответствующие политические и коммерче- ские структуры (обстоятельства, далеко не всегда и не во всем имеющие положительное значение). Но и потому как раз, что состояние действу- ющего права, выступающего наряду с другими характеристиками в ка- честве явления интеллектуального порядка, существенным, а нередко и решающим образом зависит от состояния науки, творческой актив- ности правоведов: и юристов-практиков, и юристов-теоретиков. С этой точки зрения имеются весомые основания полагать, что именно в области юриспруденции науке и специалистам-профессиона- лам уготовано особое, если угодно, «повыше
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-27; просмотров: 161; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.148.108.201 (0.021 с.) |