Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Формирование философского подхода в области правовых знанийСодержание книги
Поиск на нашем сайте
1. Научные предпосылки. Формирование и развитие философии права как научной дисциплины, представляющей наиболее высокую ступень общетеоретического осмысления права, не есть продукт не- ких умозрительных логических операций «за письменным столом» по соединению фрагментов философии и правоведения. Это – обуслов- ленное требованиями жизни и логикой указанных областей знаний рассмотрение вопросов права под «мирозданческим углом зрения», т.е., как мы видели, под тем углом зрения, что право призвано опре- делять и обеспечивать обоснованность, оправданность поведения людей, их статуса и поступков, что и раскрывает смысл и предназначенность права в жизни людей. При этом необходимо сразу же отграничить философию права от обычного использования на юридическом материале философских категорий, терминологии и даже целых философских систем. Такое использование – например, «приложение» к праву, к его отдельным фрагментам (субъективным правам, законности, правовой культуре, толкованию права и т.д.) категорий диалектики, феноменологии, эк- зистенциализма, герменевтики, аксиологии, теории систем – означа- ет в оптимальном варианте обогащение гносеологического, познава- тельного инструментария при теоретической проработке тех или иных правовых вопросов. Это может дать в юриспруденции известный по- знавательный эффект, привести к существенному приращению пра- Часть третья. Философско-правовые проблемы
вовых знаний. Что и было ранее отмечено при использовании фило- софских подходов к юридической догматике [I.2.1]. Еще более значимый эффект наступает при рассмотрении права с точки зрения категорий социальной реальности и теории систем, что во многом предопределило новые подходы к праву [II.3.1]. Вместе с тем и в первом и даже во втором случае использование философских данных не изменило природу, профиль указанных сту- пеней общетеоретических знаний (разве что общая теория права вы- ступает в двух ипостасях – «аналитической» и «инструментальной» теорий и на втором из указанных уровней теория вплотную подхо- дит, пожалуй, даже требует основательного философского подхода). К тому же надо взять на заметку и то, что использование данных философии, их «приложение» к правовому материалу может дать и не- гативный результат – привести всего лишь к спекулятивному догма- тическому философствованию по правовой проблематике, причем нередко с идеологической подоплекой, или просто к «философско- терминологическому переодеванию» давно известных понятий, ре- зультатов исследований, фактов. Справедливо замечено в литературе, что «само по себе применение философских терминов к праву новых смыслов не рождает, оно их только поверхностно множит»1. В советском обществе именно последняя из указанных тенденций ста- ла определяющей при конструировании «марксистско-ленинской фило- софии права». Рассуждения о «свободе воли в праве», о «случайном и не- обходимом» в правоотношениях, о «формах» права представлялись в виде философии права, хотя на деле являлись использованием философских данных в пределах существующих правовых дисциплин и во многих слу- чаях уводили от действительных философско-правовых проблем. В этой связи представляется существенно важным еще раз отте- нить то обстоятельство, что если последовательно творческое резуль- тативное использование философских положений в правовом мате- риале и приводит само по себе к формированию особой области об- щетеоретических знаний, то таковой является не философия права, а общетеоретические разработки более высокого уровня. Происходит в данном случае, как мы видели, обогащение и научное возвышение теории права, обретение ею качеств «инструментальной» теории – той обобщающей теоретической правовой науки, исходную фактическую основу которой образуют не только «выведенные за скобки» общие
1 Малинова И.П. Философия права (от метафизики к герменевтике). Екатерин- бург, 1995. С. 41. Глава десятая. Философия права в общей системе юридических знаний
и повторяющиеся данные конкретных юридических дисциплин на уровне юридической догматики, но и вся сложная, многообразная си- стема правовых средств с характерной для нее своеобразной логикой. 2. Единый поток и моменты истины в развитии философско-право- вой мысли. Формирование и развитие философии права, выражающей состыковку философии и правоведения, происходит в тесном едине- нии со всей философией и правоведением, с историей философской и правоведческой мысли в целом. Как справедливо отмечено в современной философской литерату- ре, предметом философии права «...является методологический уни- версализм правовой науки, рефлексия ее духовных оснований, пол- ный контекст которых не может быть прерогативой какой-то избран- ной философской системы»1. История духовной, интеллектуальной жизни общества в наше вре- мя – Новейшая история (начиная с возрожденческой культуры, осо- бенно эпохи Просвещения) свидетельствует, что шаг за шагом мыс- лители-философы и теоретики права, освобождаясь от обаяния ми- фологии, императивов и иллюзий правовой идеологии, отвоевывали крупицы, а то и целые обширные блоки знаний на пути постижения права как «мирозданческого» явления, его природы и особенностей, его смысла с точки зрения основ человеческого бытия. И вот тут отчетливо вырисовывается единый поток в формировании и развитии философии права. Причем такой единый поток, который имеет два направления или ответвления (они нередко далеко отходят один от другого, но в конечном счете все же сходятся в едином русле). Основу первого направления этого единого потока образуют разви- тие и углубление философских идей, затрагивающих явления в области права. Здесь при всем разнообразии философских систем и методоло- гических подходов к действительности философская мысль движет- ся и развивается в направлении постижения и утверждения в области права гуманитарных ценностей. И этот факт в высшей степени знаменателен! Значит, если верны только что высказанные утверждения, существует нечто основатель- ное, таящееся в самих недрах человеческого общества, основах бытия человека, что императивно заставляет человеческую мысль склонять- ся, неотвратимо двигаться в русле такого направления. И это значит также, что именно в таком направлении, его тенденциях и итогах кро- ется Истина в философском постижении права.
1 Малинова И.П. Философия права (от метафизики к герменевтике). С. 4.
Часть третья. Философско-правовые проблемы
Философски высокозначимые положения в этом направлении раз- вития философско-правовой мысли не всегда сформулированы в ка- честве отвлеченно-философских, как это характерно для суждений мыслителей эпохи Просвещения. Они по большей части не выделе- ны в обособленные сочинения (у Канта и ряда других крупных мыс- лителей, например, они в отличие от гегелевской «Философии права» рассыпаны в нескольких сочинениях, причем главным образом фи- лософско-публицистического жанра). Но как бы то ни было, именно из целого ряда философских положений, а порой из крупиц разно- профильных взглядов, которые и надлежит с необходимой коррект- ностью вычленять в науке, образуется исходная основа философских взглядов в правоведении. Другое направление в развитии философии права – это углубление аналитической юриспруденции, юридической мысли и на уровне юридиче- ской догматики, а затем, уже в нынешнее время, также и на уровне все- го комплекса правовых средств, специфической логики права. Эти два направления развития познавательного человеческого ду- ха в области правовых знаний начиная с эпохи Просвещения, несмот- ря на отмеченный ранее «разрыв» [I.2.2], стали со временем «входить в контакт», сближаться, перекрещиваться, накладываться друг на дру- га, интегрируясь либо в отдельные философские разработки догмы права, либо в единую целостную концепцию (такую, как концепция правовых средств), либо непосредственно в философско-правовую проблематику (философию права). Сближение и тем более интегра- ция двух основных направлений единого потока развития философ- ских знаний в области права далеко не всегда дают о себе знать с до- статочной определенностью, очевидностью. Этот процесс во многом подспудный, проявляющийся в виде тенденции. Вместе с тем единый поток мыслей и идей, философских и правовед- ческих, отличающийся в целом постепенным «вхождением в контакт», взаимообогащением, порой как бы взрывается бурным развитием, про- рывами в постижении истины. И как раз в таком «взрывном» развитии порой происходят своего рода озарения, счастливые для человеческого духа, разума мгновения, когда в области рассматриваемых в этой книге знаний встречаются размышления и идеи крупных мыслителей из обо- их сближающихся направлений – и из философии, и из правоведения. Такими озарениями в философском постижении права, ключевы- ми звеньями – звездочками в раскрытии его смысла и предназначе- ния стали, на мой взгляд, идеи двух мыслителей последних столетий – Иммануила Канта и Иосифа Алексеевича Покровского. Глава десятая. Философия права в общей системе юридических знаний
3. Идущие навстречу друг другу. То обстоятельство, что два «име- ни», имеющие отношение к философии и праву, поставлены не толь- ко в одну строку, но рядом (притом только они одни!) наверняка по- кажется читателю неожиданным и странным, выдающим сугубо лич- ные авторские пристрастия. Что ж, личностный момент здесь присутствует. Быть может, ска- жем так, очень личностный (автор этих строк – давний, сообразно даже семейной традиции почитатель философии И. Канта и одновременно ученик правоведов-цивилистов, которые, в свою очередь, были если не сотрудниками, то также учениками и последователями И.А. По- кровского при его жизни). Но главное здесь – основания принципи- ально научного порядка, впрочем, также отражающие, не скрою, осо- бенности авторских взглядов на правовую материю, правовые ценно- сти. И в этой связи должен заметить, что сделанный в этой книге выбор «имен» и сопряженное с ними видение философско-правовой пробле- матики не претендуют ни на исключительность, ни на то, чтобы хотя бы в малейшей степени умалять значимость иных научных подходов, опирающихся на идеи других мыслителей, быть может, также отра- жающих состыковку взглядов, идущих навстречу друг другу «от фило- софии» и, с другой стороны, «от правоведения», или иным путем ин- тегрированных в целостную систему философско-правовых взглядов. Но вернемся к Канту и И.А. Покровскому. Да, Кант и И.А. Покровский – мыслители и люди очень разные. Далекие по времени эпохи, Кант – конец XVIII, И.А. Покровский – начало XX в. Дистанция – полтора столетия. Несоизмерим обществен- ный статус. Один, Кант (1724–1804), – великий философ, основатель немецкой классической философии, уже при жизни признанный ге- нием философской мысли – заслуженное признание, сохранившееся до сей поры. Другой, И.А. Покровский (1868–1920), – чуть ли не рядо- вой зав. кафедрой, профессор-правовед, до сей поры не очень-то из- вестный в мире, специалист по одной из отраслей юридических зна- ний – цивилистике, даже сейчас, в нынешней России, когда на щит поднимаются все заметные дореволюционные юристы, далеко не все- гда упоминаемый нашими коллегами-гуманитариями, да и нами, со- временными специалистами по правоведению1.
1 Блестящую вступительную статью к основному труду Иосифа Алексеевича По- кровского очень точной характеристикой его выдающегося вклада в науку, оценкой его современного звучания, замечательного облика ученого и гражданина предпослал со- временному переизданию этого труда А.Л. Маковский (см.: Покровский И.А. Основные проблемы гражданского права. С. 3–32). Часть третья. Философско-правовые проблемы
В то же время Кант и И.А. Покровский в чем-то необыкновенно важном очень близкие, на мой взгляд, наиболее близкие (во всяком случае по философско-правовой проблематике) мыслители. И даже люди. Скромная профессорская жизнь в университетах, фанатичный творческий труд, без претензий на посты, чины, на близость к власт- ным персонам. И, увы, тяжкий уход из жизни – у одного в мучени- ческой болезни, угасании интеллектуальных сил, у другого в житей- ской мученической жизни в пору военного коммунизма, у порога до- ма с вязанкой дров за плечами. Наконец, роковая схожесть в судьбе творческих свершений в обла- сти философии права: гигантская кантоведческая литература до сих пор не отдала должного великому немецкому философу именно по вопросам права. А имя И.А. Покровского, опубликовавшего свой главный труд в июне 1917 г., за несколько месяцев до Октябрьского большевистско- го переворота (ужас которого по сути дела и предрекала книга профес- сора-цивилиста), было растоптано большевиками, предано забвению. Между тем возьму на себя ответственность сказать, что нет ни од- ного философа последних двух столетий и нет ни одного юриста ны- нешнего века, которые бы – как Кант и И.А. Покровский – каждый со своих творческих позиций «сблизили» с мировоззренческой сто- роны философию и правоведение и разработали бы столь глубокие фундаментальные философско-правовые идеи для понимания смыс- ла и назначения права в жизни людей в современную эпоху – эпоху, будем верить, утверждения последовательно демократических, либе- ральных цивилизаций, свободы, благополучия и солидарности людей. Не потому ли это произошло, что оба мыслителя, жившие в далекое друг от друга время, оказались в переломные годы: один (Кант) в годы Великой французской революции, открывшей эпоху либеральных циви- лизаций, другой (И.А. Покровский) в годы, когда капитализм, не обла- гороженный началами гуманизма и права, попал в полосу углубляю- щегося кризиса, стал все более и более заходить в тупик? И не потому ли – дополнительно отмечу момент, с моей точки зрения, высшей важ- ности – их идеи столь общественно значимы, что Кант и И.А. Покров- ский хорошо, досконально знали (если угодно, «ощущали») право, его конкретику, данные и достижения юридической культуры. И потому своим творчеством подтвердили определяющую черту философии пра- ва как особой области знаний – к одним и тем же ценностям и идеа- лам шли оба мыслителя. Только один «сверху» – с высот философской мысли, другой – «снизу», из самой толщи юридической материи, живо- го юридического бытия. А итоговые выводы, в сущности, одни и те же. Глава десятая. Философия права в общей системе юридических знаний
Отсюда – единство взглядов Канта и И.А. Покровского по ряду принципиальных философско-правовых проблем (таких, как понима- ние позитивного права как жесткой реальности, признание высокой значимости «закона», его единства с правом, выводы о самоценности человека, намного опередившие время). И главное – у того и другого мыслителя есть центральный пункт в идеях, которые красной нитью проходят через их воззрение на право. Это – правовая оценка личности, отдельного человека, его достоинства и высокого статуса. У Иммануила Канта такой подход стал основой его грандиозной идеи о праве человека как объективном праве (об этом речь впереди). У Иосифа Алексеевича Покровского этот же самый пункт в научных воззрениях получил развитие в виде углубленной трактовки положе- ний о правах человека, раскрывающейся «в праве на самоценность личности», «в праве на ее индивидуальность»1. Важность этой идеи, до сей поры совершенно недооцененной в науке и юридико-полити- ческой практике (как и то обстоятельство, что Покровский, на мой взгляд, наиболее последовательный и строгий среди всех своих зна- менитых коллег на юридическом поприще сторонник истинно либе- ральных взглядов в современном их понимании), подкрепляется тем, что «право на индивидуальность», по И.А. Покровскому, органиче- ски – и это опять-таки в духе Канта – сопряжено со «свободой внут- реннего нравственного бытия человеческой личности»2. Скажу больше – именно И.А. Покровский, как никто другой из правоведов, разработал научные положения по правовой проблемати- ке, которые дают развернутый ответ на вопрос об основаниях с юри- дической стороны той самой высокой в истории юридической мысли оценке права, когда Кант говорит о нем как о «цели общества». И еще один штрих в творчестве И.А. Покровского, имеющий, быть может, значимость, увы, непонятого наперед сказанного предупрежде- ния нашим нынешним радикальным реформаторам, возмечтавшим одним прыжком по-большевистски при помощи силы власти ока- заться в «настоящем передовом капитализме» (стыдливо именуемом «рынком» и оказавшемся на деле капитализмом нагло-разбойничь- его, криминального типа). Это – необходимость единства действи- тельной свободы человека и настоящей человеческой солидарности на основе права. Идея подлинной человеческой солидарности («соли- 1 Покровский И.А. Основные проблемы гражданского права. С. 121. 2 Редькин П.Г. Из лекций по истории философии права в связи с историей филосо- фии вообще. СПб., 1989. С. 395–396; Малинова И.П. Философия права (от метафизи- ки к герменевтике). С. 14–17. Часть третья. Философско-правовые проблемы
дарности» не по Л. Дюги, отрицавшему субъективные права вообще, а настоящей, истинно человеческой солидарности по И.А. Покров- скому, III.16.5) также так и осталась неоцененной в науке. Хотя – на- до заметить – практически после Великой депрессии, поставившей капитализм на грань тотальной катастрофы, и после Второй мировой войны, предотвратившей деградацию и истребление человечества то- талитарными режимами, именно она, идея действительной человече- ской солидарности, вместе с идеей верховенства права воистину в кан- товском его понимании практически и восторжествовала (пусть и не во всем и не всегда последовательно) в передовых ныне процветаю- щих демократических странах. 4. Еще о концепции. Как уже отмечалось, формирование филосо- фии права – процесс исторически долгий, по большей части под- спудный, спонтанный, лишь порой отмеченный счастливыми оза- рениями. Когда же, спрашивается, при наличии каких условий ис- пользование философских идей и данных правоведения дает наиболее значимый науковедческий эффект – формирование и развитие фи- лософии права как особой научной дисциплины правоведческого профиля? Здесь при ответе на поставленный вопрос необходимо прежде все- го утвердиться в том, что философия права – не только идеи, но и реаль- ная правовая жизнь, через которую философско-правовые идеи не просто уточняются, корректируются, а формируются, реально существуют, наличествуют, утверждаются, оказывают влияние на общественную систему. А это в немалой степени зависит от состояния и стадии раз- вития цивилизации, данного общества, реальной потребности обще- ства в утверждении тех или иных идеалов, ценностей1.
1 Известно, например, что замечательный философ Фихте дал настолько точную, изящно-философскую разработку категории прав человека и – что особо существен- но – их особенностей как категорий естественного права (см.: Фихте И.Г. Соч. В 2 т. Т. 1. СПб., 1993. С. 15–30), что, казалось бы, они уже в то время, на пороге XVIII–XIX вв., дол- жны были бы образовать основополагающую часть философии права как особой, высо- козначимой науки. Однако прошло почти полтора столетия, прежде чем в условиях развивающейся либеральной цивилизации сама реальная, «живая» действительность и соответствую- щий ей правовой материал в 1950–1960-х гг. обусловили резкое возвышение гумани- стического права на основе фундаментальных прав человека (характеристика которых чуть ли не пункт в пункт совпадает с давними философскими разработками Фихте). Только тогда, когда «пришло время» и накоплен достаточный правовой материал, который по самой органике требует соединения со своей философской основой, на- ступает необходимый науковедческий эффект – происходит формирование и разви- тие философии права. Глава десятая. Философия права в общей системе юридических знаний
Главное же здесь вот что. Интеграция философских идей и дан- ных правоведения нуждается не только в том, чтобы соответствующие философские и правоведческие знания достигли известной «крити- ческой массы», но и в том, чтобы в самой этой интеграции виделись центральное звено, ее стержневой пункт. И в этой связи она носила концептуальный характер, строилась на определенном методологи- ческом подходе. Суть такого методологического подхода, по замыслу автора дан- ной книги, – в том, чтобы философско-правовые разработки были органически увязаны с непосредственно живым правовым материалом, его содержанием [I.2.4] и – что особо существенно – с его специфиче- ской логикой, и, более того, чтобы выводы из таких разработок непо- средственно вытекали из правового материала (а не были «навязаны» некими сверхценными метаюридическими категориями). Стало быть, как философские основы, так и углубленные юри- дические разработки должны реально, «по факту» с о м к н у т ь с я, с о й т и с ь – встретиться в одном высокозначимом пункте, раскры- вающем смысл и назначение права в жизни людей. А это – два встречных процесса (и материал настоящего исследова- ния претендует как раз на такого рода разработку). Один из них – это углубленный анализ первоосновы позитивного права – права естественного, понимание закономерных процессов его развития, развертывания и утверждения тех его главных ценностей, которые в современную эпоху призваны стать фундаментальной ми- ровоззренческой основой философии права. Другой встречный процесс – понимание особенностей юридиче- ской материи, а главное – характерной для нее «собственной» логи- ки [II.9.2]. Логики, неуклонно ведущей к таким правовым средствам, юридическим конструкциям, типам и формам регулирования, кото- рые основываются на субъективных правах, юридических возможно- стях и позволяют субъектам права строить поведение в соответствии со своей волей и интересом. Вот тогда-то (сообразно рассматриваемой концепции) и получает- ся, что фундаментальные мировоззренческие положения философско- го порядка непосредственно вытекают из научных данных, выражаю- щих особенности, а главное – логику правовой материи как объективной реальности. Или – что то же самое – своеобразие юридической мате- рии, все более постигаемое в углубляющихся характеристиках юри- дической наукой, находит свое обоснование в философских данных как в своей духовной, мировоззренческой основе. Часть третья. Философско-правовые проблемы
В итоге же перед нами оказывается материал целостной интегри- рованной области философско-правовых знаний. И в этом материа- ле мировоззренческие данные, образующие основу философии права, не просто перекликаются, а находятся в единстве, в гармонии с логи- кой правовой материи, что и раскрывает глубоко человеческий смысл и историческое предназначение права.
Глава одиннадцатая Первооснова
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-27; просмотров: 274; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.223.170.253 (0.015 с.) |