Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Гуманистическое право: идеи, ценности, реальностиСодержание книги
Поиск на нашем сайте
1. Переход к последовательно демократическим, либеральным циви- лизациям, демократическое переустройство общества и философия пра- ва. Теперь – самый знаменательный факт, который предопределил в соответствии с требованиями цивилизации развитие права и фило- софское его осмысление. Этот факт относится к современному времени, открытому эпохой Просвещения, и состоит в том, что стержнем, духовно-интеллектуаль- ным нервом правового прогресса, происходящего в человеческом обще- стве с XVIII по XX в., стала философия г у м а н и с т и ч е с к о г о права. Предпосылки этого доминирующего направления развития фи- лософско-правовой мысли возникли еще в античности и в христиан- стве (в других однопорядковых по общечеловеческим ценностям ре- лигиях). Но как особая, самостоятельная и высокозначимая область знаний философия гуманистического права является одним из значи- тельных духовно-интеллектуальных выражений самого крупного, по- истине великого в истории человечества перелома – перехода от тра- диционных к последовательно демократическим, либеральным циви- лизациям, к европейскому Возрождению и его кульминации – эпохе Просвещения, формирования свободной рыночно-конкурентной эко- Часть третья. Философско-правовые проблемы
номики и связанного со всеми этими процессами демократического переустройства человеческого общества. Непосредственной предпосылкой формирования гуманистиче- ской философии права стало демократическое переустройство об- щества, которое в своем исторически-первичном виде реализовалось в конце XVIII в., во-первых, в конституционно-правовых принци- пах Французской буржуазной революции, кодификации граждан- ского права и, во-вторых, в североамериканской демократической государственности. Оба только что упомянутые исторические свершения представля- ют собой две связанные между собой стороны начавшегося процесса утверждения в обществе важнейшего элемента последовательно демо- кратических, либеральных цивилизаций – глубоких демократических и гуманистических правовых начал в жизни общества. Обратимся теперь к центральному звену, которое определило со- держание, смысл и значение философии гуманистического права. Оно основано непосредственно на возрожденческой культуре, на идеалах и ценностях эпохи Просвещения. 2. Центральное звено. Временем формирования философии права как закономерного итога развития философской мысли и правоведе- ния (опирающегося на реальные процессы правового развития) стала философско-политическая вершина и кульминация возрожденческой культуры – эпоха Просвещения. Соответственно этому и философ- ское кредо Просвещения, его мирозданческий смысл – Свобода – высту- пили в качестве самой сути, центрального звена философского обосно- вания права. Причем свобода не в усложненных, умозрительных характеристи- ках (таких, как «познанная необходимость»), а в реальном, как этого требовала эпоха, в строгом, общепринятом понимании, согласующем- ся со здравым смыслом и простым человеческим опытом. То есть как способность или возможность в ы б о р а по своему усмотрению, п о - с т у п а т ь с о о б р а з н о с в о е й в о л е и с в о е м у и н т е р е - с у, а не по воле и интересу «другого», тем более – не по воле и интере- су внешней властной силы, политической, государственной власти (хотя бы в них и присутствовала «познанная необходимость»). Но если исходный пункт в понимании свободы общезначим, то дальше, вслед за общезначимым пунктом, в понимании свободы можно видеть широчайший спектр – от «произвола просвещенного правителя» и бескрайней вольницы толпы до «свободного часа» во- еннослужащего и минут свободной любви раба и рабыни. Глава двенадцатая. Два полюса
Именно поэтому столь важна философская характеристика свобо- ды, которая, опираясь на общезначимое ее понимание, наполнила бы эту категорию глубоким человеческим смыслом. Тем смыслом, кото- рому принадлежит ключевая роль в философии права. Обращаясь к тем определениям свободы, которые (на основе культуры Возрождения и прежде всего эпохи Просвещения) провозгласили вели- кие просветители – Вольтер, Ш. Монтескье, Дж. Локк, другие мыслите- ли-гуманисты, определениям, которые выработаны философской мыс- лью и образуют важнейшие характеристики самой мировоззренческой ос- новы философии права, хотелось бы привлечь внимание к тем сторонам воззрений великих мыслителей, философов-классиков на право1, кото- рые (при всем обилии литературных комментариев на этот счет), на мой взгляд, не всегда получают должную оценку и даже точную констатацию. При этом из идей философов-классиков – таких как Кант, Гегель, Шеллинг, Фихте – представляется важным сообразно философским основам данной работы выделить первое из названных имен – имя Канта2. Того философа, основателя классической философии совре- менности, который совершил в области философских знаний своего рода «коперниковский переворот». Обратим внимание – «коперни- ковский переворот»! То есть именно то (и об этом прямо писал фило- соф), что соответствует требованиям естественно-технических наук, образует кредо философских взглядов Канта, в том числе и на право. Что как раз – вслед за философией – уже имело существенное значе- ние в XIX–XX вв. и именно сейчас в качестве практического, неотлож- ного дела необходимо современному правоведению (и что, добавлю, определяет суть и замысел настоящей работы – III.10.2). Кант, территориально отдаленный от Французской революции в ев- ропейском пространстве, в своем легендарном «ке-нигсбергском за- творничестве»3осмыслил впечатляющие последствия Великой фран-
1 Подчеркивая великое значение в утверждении идей свободы мыслителей эпо- хи Просвещения, не будем все же забывать о том, что «богатство мировой цивилиза- ции в правовой и политической теории и практике создавалось разными народами на протяжении тысячелетий» (Ершов Ю.Г. Философия права (материалы лекций). С. 33). 2 Достойно внимания то обстоятельство, что кантовские подходы к свободе и праву начинают находить все большее признание в юридической литературе (см.: Лившиц Р.З. Теория права. М., 1994. С. 51; Общая теория права и государства / Под ред. В.В. Лаза- рева. М., 1994. С. 29–30). 3 По словам Э.Ю. Соловьева, «само его (Канта. – С.А.) легендарное «философское затворничество» было не чем иным, как попыткой (и притом успешной) оградить себя от прусского провинциализма и стать кабинетно открытым по отношению к «мировой эпохе» (Соловьев Э.Ю. Указ. соч. С. 5). Часть третья. Философско-правовые проблемы
цузской революции на основе своего критического метода, «чистых категорий», позволивших обрисовать картину мира, в том числе и по правовой проблематике, в соответствии с просвещенческим мировоз- зрением в идеальном, истинно человеческом виде1. И именно это (вме- сте с «коперниковским» подходом) – как ни парадоксально – и сде- лало взгляды Канта по правовым вопросам остро актуальными и в на- стоящее время. Во время вступления человечества в третье тысячелетие христианской эры, – время, когда развитие последовательно демокра- тических, либеральных цивилизаций потребовало в контексте обще- го мирового развития науки нового осмысления и практической реа- лизации высоких идеальных представлений о праве – праве человека. Наряду с обоснованием свободы как феномена «природы» сразу же обратим внимание на главный пункт в идеях Канта по проблема- тике свободы. Это понимание свободы как основополагающего элемен- та бытия к а ж д о г о о т д е л ь н о г о ч е л о в е к а, источника его творчества и инициативы, перевода его деятельности в созидательную активность. А отсюда – и определение свободы как антипода наси- лия и произвола власти2. Именно с таких философских позиций и стало непреложным, что свобода «дана» людям самой природой, она, если угодно, – «божий дар», вселенское откровение, одно из самых высоких проявлений че- ловеческого естества, сути того уникального, что характерно для че- ловека как высшего создания Вселенной. И в этой связи именно она, свобода, особенно в условиях утверждения последовательно демокра- тических, либеральных цивилизаций, выражает смысл человеческой жизни, ее предназначение, самое значительное, что может и должно дать людям действительное счастье, жизненное удовлетворение.
1 «Эпоха Канта – эпоха Просвещения, которому Кант придает новую, обогащен- ную самокритикой разума, историческую форму» (Ойзерман Т.И. Этикотеология Канта и ее современное значение // Вопросы философии. 1997. № 3. С. 111). 2 Такой подход к свободе продолжен и Гегелем. И самое существенное здесь заклю- чается в том, что, по Гегелю, право относится к объективному духу – форме реально- сти, к «...порожденному духом миру, в котором свобода имеет место как наличная не- обходимость» (Гегель Г.В.Ф. Философия духа // Энциклопедия философских наук. М., 1977. С. 406). Добавим сюда и то, что именно Гегель выделил мысль Канта о том, что «прирожденное право только одно-единственное: свобода... – единственное первона- чальное право, присущее каждому человеку в силу его принадлежности к человеческо- му роду». «Прирожденное» – значит данное самой природой. И Гегель говорит: «Такое понимание свободы «большой шаг вперед», ибо свобода – это «высочайшая верши- на, которой ни на что не приходится глядеть снизу вверх, так что человек не признает никакого авторитета, и ничто, в чем не уважается его свобода, его не обязывает» (Ге- гель Г.В.Ф. Соч. 1935. Т. XI. С. 444). Глава двенадцатая. Два полюса
Почему? Ответ на этот вопрос на удивление прост. Потому что че- ловек, который неизменно остается существом биологического по- рядка (единицей из «зоологического мира», частичкой организован- ных сообществ живых организмов), одарен самым поразительным и великим из того, что способна породить Вселенная, – р а з у м о м. А разум по своей сути и е с т ь с в о б о д а; свобода – его, разума, неотъемлемое и, если угодно, само собой разумеющееся проявление и атрибут. Разум, поскольку он не является одним лишь инструмен- том одновариантных биологических импульсов и страстей, «зовом» подсознания, поскольку он не замкнут всецело на них, на их анало- гах и проявлениях в социальной жизни (что также нельзя упускать из поля зрения), как раз и представляет собой способность делать с о б - с т в е н н ы й выбор, решать жизненные проблемы с а м о м у. И зна- чит, способность выйти за пределы жестких, императивных, непре- рекаемых природных порядков и зависимостей, принимать решения по своему усмотрению, руководствуясь идеальными представления- ми, принципами, началами, в том числе – к счастью, высокими ду- ховными идеалами, относящимися к основополагающим моральным ценностям внутреннего духовного мира человека. 3. Персоналистические философские взгляды. Возрождение и его кульминация – Просвещение, разработки философов-классиков, пре- жде всего Канта, заложили основы такой социальной и правовой куль- туры, которая поставила в центр общественной жизни и прежде всего в центр мира юридических явлений отдельного, автономного челове- ка – персону. Но заложили именно «основы», далеко не всегда и не во всем утверждавшиеся в научном и общественном мнении, в жиз- ненной практике, тем более в реальной правовой жизни. Потребова- лось почти столетие, прежде чем были предприняты научные разра- ботки, с необходимой понятийной строгостью обозначившие новый высокий статус личности (персоны), а эти разработки в ходе общест- венного развития начали становиться реальностью. Выдающуюся роль в таких разработках сыграла русская филосо- фия. И в первую очередь замечательный русский философ Н.А. Бер- дяев. Он писал: «Священно не общество, не государство, не нация, а человек» – и добавлял: «…принцип личности как высшей ценно- сти, ее независимости от общества и государства, от внешней среды»1. На должной высоте оказались суждения и ряда передовых русских правоведов-цивилистов, и прежде всего правоведа-мыслителя И.А. По-
1 Бердяев Н.А. Самопознание. М., 1991. С. 104, 226.
Часть третья. Философско-правовые проблемы
кровского. Он, так же как и Н.А. Бердяев, обосновывал идею персона- лизма, причем, что особо существенно, поставил эту идею в прямую связь с правом, с пониманием его уникальных достоинств. И.А. Покровский пишет, что основное значение в поиске «вер- ховной идеи», «которая могла бы ориентировать нас в нашей оценке всех отдельных правовых норм», имеет та раскрытая в литературе ан- тиномия, которую можно обозначить как «противоположность между п е р с о н а л и з м о м и т р а н с п е р с о н а л и з м о м»1. А по- тому, продолжает И.А. Покровский, «нравственный прогресс может быть только делом индивидуальной свободы, и высшим назначением права может быть лишь создание такого социального порядка, в кото- ром эта творческая свобода находила бы себе наилучшие условия для своего осуществления»2. Более конкретный и яркий вид противопо- ложность между этими двумя воззрениями, заключает правовед, при- обретает «в известном вопросе о в з а и м о о т н о ш е н и и м е ж - д у л и ч н о с т ь ю и г о с у д а р с т в о м с т о ч к и з р е н и я п р е д е л о в в л а с т и э т о г о п о с л е д н е г о»3. Известную завершенность (на данное время) философским взгля- дам на свободу как мировоззренческую основу философии права при- дала современная теория либерализма (неолиберализма). В контексте разработок персоналистической философии, получившей вслед за раз- работками русских мыслителей значительное распространение на За- паде4, идеалы свободы конкретизированно раскрылись в идее право- законности – центрального, определяющего, как видно теперь, звена современной либеральной теории, сочетаемого с идеей человеческой солидарности (а также гуманистической философии права), да и всей, смею думать, последовательно демократической, либеральной циви- лизации с ее идейной, духовной стороны. По справедливому замеча- нию Ф. Хайека, «концепция правозаконности сознательно разраба- тывалась лишь в либеральную эпоху и стала одним из ее величайших достижений, послуживших не только щитом свободы, но и отлажен- ным юридическим механизмом ее реализации»5. 4. В потоке событий. Революция и право. Развитие философско-пра- вовых взглядов, их вхождение в жизнь, огранка, восхождение на но- вые, более высокие ступени сопровождалось «своим» временем, ко-
1 Покровский И.А. Основные проблемы гражданского права. С. 77. 2 Там же. С. 78. 3 Там же. 4 См.: Мунье Э. Персонализм. М., 1992. 5 Хайек Ф. Дорога к рабству // Вопросы философии. 1990. № 11. С. 128. Глава двенадцатая. Два полюса
гда происходило становление, формирование и упрочение свободно- го гражданского общества, его демократических институтов, права. Характеризуя же саму механику соединения юридических и фило- софских знаний, нужно постоянно держать в поле зрения то сущест- венное обстоятельство, что право – по своей основе институт практи- ческого порядка, функционирующий в самой гуще жизни, а правове- дение в этой связи – наука по своей основе технико-прагматическая. С этих позиций важно видеть и то, что, прогремев громким наба- том в годы демократических революций, прежде всего Французской, идеи свободы не сразу нашли достаточно полное и развернутое выра- жение в действующем праве стран, вставших на путь демократического развития. И не сразу, надо добавить, складывающаяся на основе идей свободы система философских взглядов обрела свой достаточно опре- деленный облик, выступила в качестве гуманистической философии. И в этой связи примечательно то, что История тут же вслед за счаст- ливыми мгновениями озарения, героики и славных свершений демо- кратических революций (увы, во многом наносных, иллюзорных) пре- поднесла людям горькие уроки, продемонстрировав наряду со всем другим противоречивость и глубокую порочность самого феномена «революция». Пожалуй, самым жестоким уроком для демократии в славное ге- роическое время первых буржуазных революций стало то обстоятель- ство (весьма существенное для понимания миссии права), что сами по себе лозунги свободы, даже получившие превосходное воплоще- ние в словесных формулах исторических документов – декларациях, конституциях и в сентенциях ряда властителей дум той поры (таких, как Жан-Жак Руссо), сами по себе не только не обеспечивают фак- тическую реализацию свободы на практике, но и, к несчастью, слу- жат каким-то стимулом и чуть ли не безотказным оправданием, ин- дульгенцией для бесчеловечных кровавых дел, революционных драм. Такой драмой еще в обстановке восторга, вызванного Французской революцией, стала страшная якобинская диктатура, показавшая, что лозунги «идеального государства», «власти народа», «свободы и брат- ства», причем сопровождаемые практикой свободных выборов, могут прикрывать жесточайшее своеволие вождей – вожаков толпы и сти- хии. И именно эти годы сделали еще более очевидным тот неумоли- мый «социальный закон» (он, кажется, так и не дошел до ума людей на опыте предшествующих революционных сломов), что всякая рево- люция неотделима от насилия. Насилия – в крайних своих значениях, не только допускающего, но предполагающего прямое уничтожение Часть третья. Философско-правовые проблемы
человека – людей, объявляемых без юридических процедур и право- судия «врагами», «бандитами», «террористами» «контрреволюционе- рами» и т.д. Насилия тем более страшного, что оно, прикрытое герои- кой и революционным восторгом, благообразными формулами и фа- натизмом, глубоко проникает в недра общества и уже в последующем долго-долго дает о себе знать. Революции поэтому, сколь бы ни были значительны их причины, объявленные цели и романтически обаятель- на революционная героика, всегда жестоко бьют по людям, нередко прежде всего по ее верным сынам и служителям (отсюда и знаменитая формула о том, что революция «пожирает своих детей»). Судя по всему, кровавая якобинская диктатура в те далекие годы не поколебала общего революционного настроя, порожденного рево- люцией, долгое время воспринималась как некоторая вроде бы впол- не оправданная издержка бурных революционных событий, прости- тельная для фанатов-революционеров. Тем более что в то и в после- дующее время работал, казалось, чуть ли не единственный институт, будто бы обеспечивающий незыблемость демократии, – свободные выборы. И, пожалуй, только в нынешнее время, в XX–XXI вв., когда идеологи наиболее жестоких в истории человечества коммунистиче- ских режимов открыто называют якобинцев своими прямыми пред- шественниками, стало ясным, как чудовищный монстр революцион- ного насилия и террора ворвался в жизнь людей и затаился в ожида- нии новых жертв и потрясений. Другой урок того же времени – это имперское правление во Фран- ции тех лет. И здесь под обаянием революционных лозунгов и рево- люционной эйфории в жизнь общества наряду с рядом позитивных сторон (издание Гражданского кодекса одна из них) вошли как бы родные сестры бескрайней революционной диктатуры – «революци- онная война» и «империя». До настоящего времени мы еще не осознали с необходимой яс- ностью то существенное обстоятельство, что революция – это не что иное, как известным образом облагороженная война, война за власть и ее удержание, осуществляемая теми же средствами, что и всякая война (с той лишь разницей, что это война внутри страны). А война в свою очередь – не что иное, как беспощадное вооруженное насилие, насилие в крайних своих значениях, т.е. с неизбежным уничтожением людей, в том числе невооруженных и непричастных, – террор, при- том широкомасштабный государственный террор. Ибо все обозначен- ные явления (и революция, и война, и террор) с точки зрения чело- веческих измерений одинаковы, однопорядковы. И первое, и второе, Глава двенадцатая. Два полюса
и третье одинаково построены на насилии, на возможности прямого уничтожения людей, убийства. И первое, и второе, и третье равным образом могут быть отнесены к внеправовым явлениям – явлениям, находящимся «по ту сторону права», где господствует хаос произво- ла, беспредел бесчинства и своеволия (оправдываемые при особых пе- реломных исторических обстоятельствах только так, как может быть оправданна неотвратимая стихия). И если ныне индивидуальный и групповой террор, кажется, полу- чает всеобщее осуждение, то до нашего сознания никак не доходит тот факт, что другие родные сестры террора, революция и война, также име- ют террористическую природу и достойны не менее суровых оценок. Наполеоновские войны, потрясшие Европу в начале XIX в., хо- тя и проходили под обаянием лозунгов и романтической атмосферы Французской революции, в какой-то мере легализовали практику за- хватнических войн и принесли с собой чудовищные жертвы – в про- тивовес ценностям возрожденческой культуры реанимировали сред- невековые стандарты традиционного общества – возмездие, распра- ву, низвели лишение человека жизни до некой «просто потери» или даже некоего «блага». Другая беда, происшедшая вслед за славными революционными свершениями конца XVIII в., – это воцарившаяся в годы наполеонов- ского правления империя. И опять-таки здесь надлежит высказаться по одному из общих вопросов обществоведения. Суть вопроса в том, что власть, опирающаяся на насилие, легализованное революцией, тем более в обстановке победоносных революционных войн, неиз- бежно превращает ее в могущественную авторитарную силу, которая в условиях обширных многонациональных территорий приобретает имперский облик с имперскими тенденциями и атрибутами. А отсюда еще одно несчастье (быть может, самое страшное, роковое, непосред- ственный источник всех других бед) – пришествие и воцарение среди населения имперского державного сознания, превращающего людей из гордых граждан, свободных и ответственных личностей в послуш- ных подданных, безропотно оправдывающих насилие и государствен- ный террор, готовых переносить бесправие и унижение во имя созна- ния имперского величия, своего превосходства над другими людьми, за крохи завоеванных богатств. Если подходить к послереволюционной поре, вылившейся в на- полеоновское правление, с более широкими социальными мерками, то отчетливо можно различить те глобальные негативные процессы, которые может вызвать свобода, рождаемая революцией. Это – гигант- Часть третья. Философско-правовые проблемы
ское, неконтролируемое усиление власти, ее террористические нравы, беспредел и бесчинства, формирование громадных (имперских) госу- дарственных конгломератов, вновь бросающих людей в условия уни- жения, полурабства, «сладостного бесправия». Выпущенные «на волю» в условиях свободы – даже при функцио- нировании порядков свободных выборов – демоны власти, идеоло- гические фантомы и сделали неизбежной во Франции, в других евро- пейских странах череду сменяющих одна другую полос реакции, ре- ставраций, «новых наполеонов», войн, революционных потрясений1. Конечно, все это – уроки. Но они ничего не стоят, если из них не делаются надлежащие практически значимые выводы. И вот из всех невероятной сложности хитросплетений исторических событий, последовавших вслед за Французской революцией, наибо- лее важными, непреложными представляются, по крайней мере, три вывода, имеющие ближайшее отношение к теме настоящей работы. Во-первых, это то, что дух свободы, ее значительность для человека, для будущего всего человечества со времен знаменитых американских и французских деклараций и конституций оказались в конечном итоге все же неуничтожимыми; они при всех ужасающих минусах и издерж- ках стали выражением, знаком и символом человеческого прогресса, спасения и благополучия людей. 1 И еще одно общее соображение на тему революции и насилия. Один из выдвину- тых революционной бурей постулатов, поддерживаемых мыслителями эпохи Просве- щения, – это постулат о неизбежности насилия в обстановке, когда у народа нет ино- го способа «свергнуть тирана». С позиций сегодняшнего дня очевидна уязвимость и, пожалуй, даже трагическая опасность приведенного постулата. Насилие, даже использованное против тирана, за- ряжается импульсом допустимости насилия вообще, возможности его использования во имя каких-то идеалов. И надо сделать все-все-все, чтобы преодолеть его в сущест- вующих юридических формах. Во всяком случае, насилие «против тиранов» может быть как-то признано в традиционном обществе, притом признано относительно допусти- мым только при несовершенстве юридической системы, не способной обеспечить сме- ну власти, и невозможности легально добиться такого совершенства, т.е. сообразно тем началам, характерным для «слома эпох», которые обосновывают саму возможность не- посредственного действия естественного права [III.12.1]. Впрочем, только что высказанные соображения о насилии и тиранах – не более чем умозрительные соображения, отдающие к тому же некой романтической мечтательно- стью. Жизненная практика еще ни разу не продемонстрировала примера, когда бы бес- корыстные революционеры поступились властью. Напротив, она повсеместно показы- вала другое – революционные жертвенные свершения против тиранов по большей части тут же перерастали в разгул стихии, массовое истребление людей, захват имущества – те «революционные акции», в осуществление которых тут же включались люди из крими- нального мира и которые неизменно завершались пришествием революционеров и их попутчиков к вершинам власти. Глава двенадцатая. Два полюса
Во-вторых, при всей важности свободных выборов (всеобщих, рав- ных, прямых, при тайном голосовании) при формировании властных учреждений государства они еще не обеспечивают демократического развития общества; при известных же исторических и ситуационных условиях свободные выборы (плебисциты, референдумы) – да к то- му же, как свидетельствуют уже современные данные, при развитии изощренных «технологий» и безмерной власти денег – приводят к ре- зультатам, обратным тем, в отношении которых строились демокра- тические надежды и расчеты, – к установлению диктаторских, тира- нических режимов власти. И в-третьих, более чем двухсотлетний период существования де- мократической культуры, рожденной Французской революцией и се- вероамериканской государственностью, показал, что ее реальное осу- ществление требует (вслед за внедрением в жизнь великих лозунгов свободы и учреждения институтов демократической государствен- ности) всестороннего развития позитивного права. При этом такого позитивного права, которое способно глубоко и накрепко воплотить начала цивилизованной свободы (свободы «в праве» и «через право») в само бытие людей, в саму прозу жизни, в быт и повседневную прак- тику людского бытия и общения, т.е. требует обретения демократиче- скими лозунгами и принципами правовой плоти, адекватной юридиче- ской материи – их реализации в виде системы строгих юридических принципов, норм, отработанных юридических конструкций, проце- дур, процессуальных форм, которые были бы способны сделать ука- занные лозунги и принципы реальностью. 5. Гражданские законы. А в этой связи – более конкретизированное замечание об отмеченной ранее сложной диалектике развития фило- софии права. После того как в главных своих очертаниях сложилась философская основа философско-юридической науки, последующее накопление интеллектуального материала, уготованного ходом Исто- рии для философии права, происходило вслед за все большим утвер- ждением в жизни западноевропейских стран и США демократической и правовой культуры, рожденной Французской революцией, а глав- ное – в процессе развития позитивного права как нормативно-цен- ностного регулятора, в потоке многообразных событий, в сложных, порой драматических взаимосвязях позитивного права с его челове- ческой основой – естественным правом и властью. И вот тут надо видеть, что решающую роль среди законов, имевших по своему значению эффект прорыва в праве континентальной Евро- пы, а затем и всего мира, сыграли гражданские законы. Это – Фран- Часть третья. Философско-правовые проблемы
цузский гражданский кодекс (далее – ФГК) 1804 г. (Кодекс Наполео- на) и Германское гражданское уложение (далее – ГГУ) 1896 (1900) г. (а вслед за ними ряд других гражданских законов – таких, как Швей- царский гражданский кодекс, и – что не менее важно – соответствую- щая цивилистическая, гражданско-правовая культура общего, преце- дентного права стран англо-американской группы). Именно гражданские законы и в целом цивилистическая, граж- данско-правовая культура – это те главные факторы, с помощью ко- торых идеалы свободы, демократические и правовые ценности фак- тически реализуются в самой материи права (принципах, конструкци- ях и институтах), а в этой связи реально воплощаются в повседневной жизни граждан, во всех многообразных проявлениях этой жизни, и тем самым с юридической стороны обеспечивается реальное формирова- ние современного свободного гражданского общества. Гражданские законы в нынешнее время восприняли не просто ты- сячелетиями отработанную с технико-юридической стороны и в этом отношении совершенную юридическую материю. Они восприняли именно ч а с т н о е п р а в о – такую сферу права (противостоящую праву публичному), которое со времен античности реализовало сво- боду людей непосредственно в правовой материи и как будто угото- вано для современной эпохи. Ибо частное право – это как раз такая юридическая сфера, которая непосредственно напрямую воплоща- ет достижения культуры, свершения разума в области регулирования внешних, практических отношений равных и свободных людей и од- новременно не зависит от усмотрения власти. Оно, стало быть, в де- мократическом обществе при достаточно развитой юридической куль- туре и есть один из тех элементов в праве, который позволяет юриди- ческой системе возвыситься над властью. И наконец, такая еще характеристика гражданских законов, рас- крывающая их миссию, их роль в формировании и развитии совре- менного гражданского общества. Гражданские законы – это как раз те юридические установления, которые, по-видимому, носят наиболее приземленный, утилитарно-деловой характер, они касаются всех лю- дей страны, ежедневно, а то и ежечасно воспроизводятся в нашей без- остановочно повторяющейся повседневности. Изо дня в день, от раза к разу. И это не некий минус (как может показаться на первый взгляд), а, напротив, гигантское уникальное преимущество гражданских зако- нов, исподволь упорно превращающих свободу людей в повседневную и само собой разумеющуюся данность. Непрерывно повторяясь, вле- зая во все закоулки нашего человеческого бытия, гражданские законы Глава двенадцатая. Два полюса
как ничто другое способны «приручить к себе людей» – стать непре- ложными правилами, напрямую входящими в образ жизни, в повсе- дневную действительность, в наши нравы, в саму прозу наших жиз- ненных дел. А значит, и включить людей – всех людей! – в атмосферу реальной, обеспеченной, оцивилизованной свободы! В этой связи свобода людей и становится непреложной реально- стью, а отсюда реальностью становится и общая атмосфера безуслов- ной недопустимости любых ее нарушений, признания в качестве без- условных элементарно необходимых условий и гарантий для осущест- вления свободы человека, его достоинства, высокого статуса. Так что именно при помощи гражданского права входит в быт, в по- вседневность свобода человека – отдельного, автономного человека! И это, быть может, является наиболее надежным показателем совре- менной западноевропейской (причем персоноцентристской) культу- ры – того, что в жизни общества возникла устойчивая, твердая право- вая почва для практической свободы отдельного автономного человека, личности и, следовательно, для существования и развития современ- ного свободного гражданского общества. Как справедливо отмече- но И.А. Покровским, «гражданское право исконно и по самой своей структуре было правом отдельной человеческой личности, сферой ее свободы и самоопределения…»1. Франция, Германия, Швейцария, Нидерланды, иные западные страны, ряд стран других континентов – например Чили, в которых утвердились гражданские законы, в XIX–XX вв. прошли непростой путь развития. Путь с периодами застоя, войн, разрухи и – что особо пагубно – с трагическими сломами в политико-правовой жизни, когда в таких странах, как Германия, Италия, Испания, Чили, воцарялись фашистские тоталитарные режимы. И все же надо видеть, что в эти трагические годы в странах, брошенных в бездну фашизма, сохраня- лись островки правовой западноевропейской культуры и либераль- ных ценностей, выраженные в гражданском законодательстве. И во- все не случайно поэтому так быстро, воистину стремительно, состоя- лось в этих странах демократическое возрождение – не только вновь утвердились и заработали в оптимальном режиме свободная рыноч- но-конкурентная экономика и институты парламентаризма, но и про- изошли новые крупные перемены в праве. 6. Идея правозаконности. В настоящее время, судя по многим пока- зателям, по философско-правовым вопросам уже накоплена такая сум-
1 Покровский И.А. Основные проблемы гражданского права. С. 309.
Часть третья. Философско-правовые проблемы
ма данных, которая позволяет подвести известный итог развитию фи- лософии права и охарактеризовать ее в том виде и облике, которые от- вечают требованиям современной стадии человеческой цивилизации. Вот некоторые итоговые соображения. Начиная с эпохи Просвещения, философская мысль по вопросам права, развиваясь и оттачиваясь в едином потоке, неизменно склоня- лась к одному – к тому, что основой права, его стержнем и предназначе- нием является свобода. И не просто свобода, не свобода вообще, не аб- страктно понимаемая идея свободы, а – прошу внимания! – реальная, в живой юридической плоти свобода отдельного автономного человека, свобода личности. Личности, которая защищена от насилия и произвола. И самое, пожалуй, поразительное здесь то, что с такой сутью и на- правлением философской мысли пункт в пункт по конечным итогам (пусть даже отдаленных на столетие) совпало и фактическое разви- тие политико-правовой действительности в странах, преимуществен- но европейских, странах Северной Америки, где в ходе и в результа- те демократического переустройства общества шаг за шагом по тропе проб и ошибок, сбоев и зигзагов утверждаются институты демократии. И тут, непосредственно в практической жизни людей, начиная с эпо- хи Просвещения, Великой французской революции, первых демокра- тических деклараций и конституций развитие неуклонно шло и идет ныне от общих формул о свободе, равенстве и братстве к идеям право- законности, к приоритету в политико-юридическом бытии неотъемле- мых прав и свобод человека. И отсюда – к формированию и к господ- ству гуманистического права, являющегося
|
||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-27; просмотров: 350; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.58.105.80 (0.022 с.) |