Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Вопрос 3. Специфика философского знания.

Поиск

 

Попытаемся разобраться:достаточно ли указать на предмет философии, чтобы выяснить ее своеобразие и уникальность?

Нет, предмет философии указывает лишь на область ее исследований, но не раскрывает в полной мере специфику этого учения. Для более обстоятельной характеристики философии обратим внимание на характер философских знаний, способ философского мышления и духовно-практическую направленность философии.

Во-первых, философия представляет собой систему предельно широких и глубоких знаний о мире. Все науки устремлены к истине, и каждая из них открывает свою истину. Но философия, как писал средневековый философ Фома Аквинский, «есть знание не какой угодно истины, а той истины, которая есть источник всякой истины и которая относится к первоначалу бытия». Действительно, философами стали называть тех людей, которые начали рассуждать о том, как возник мир, как он устроен, какое место в нем человека, в чем сущность и смысл его бытия. Эра философствования началась с выяснения вопроса о началах бытия, с осознания того, что лежит в основе всего сущего. Список семи мудрецов Древней Греции возглавлял Фалес - родоначальник европейской философии, который первый поставил вопрос о первопричине мира. Знание первопричин - это знание общего, в том смысле, что из этого знания вытекают все другие представления о мире. Нужны ли такого рода знания? Во все времена было немало людей скептически относившихся к такой цели познания мира. Однако, как верно заметил Аристотель, «научить более способна та наука, которая исследует причины, ибо научают те, кто указывает причины для каждой вещи», но и познать это наиболее общее труднее всего для человека, «ибо оно дальше всего от чувственного восприятия».

Следует обратить внимание на то, какой смысл в философии придается понятию «предельно широкие и глубокие знания». Это знания не только о первоосновах мира и человеческого бытия. Можно подумать, что философия только и учит о первоначалах сущего, которые, кстати, и не даны нам в опыте и так далеки от реальной человеческой жизни, с ее повседневными заботами и проблемами, что могут и не вызывать особого интереса у значительной части людей. Как говорил один из героев Хемингуэя: «Мне все равно, что такое мир. Все, что я хочу знать, это - как в нем жить. Пожалуй, если додуматься, как в нем жить, тем самым поймешь, каков он». Понятие «предельно широкие и глубокие знания» касается не только мира или человеческого бытия в целом. Нет, оно имеет отношение к любой исследуемой в философском ключе проблеме. Скажем - проблеме человека: ее изучают многие дисциплины - антропология, психология, медицина и т.д. Философский, т.е. предельно широкий и глубокий взгляд на проблему человека, связан с анализом его сущности, соотношения в нем биологического и социального, сознательного и бессознательного, с выяснением смысла человеческого бытия; это и есть самый глубокий и широкий взгляд на понимание человека. Даже такие интимные состояния человеческого духа как любовь, забота, страх и т.п. исследуются в философии с предельно глубоких и общих позиций, в контексте с сущностью человека, его бытия, социальной средой, в которой он существует.

Во-вторых, философия не только система универсальных знаний о мире и человеке, но и особый способ мышления, его так и принято называть философским мышлением. Это мышление стремится не к утилитарному, прагматическому освоению мира, а к постижению смысла жизни, истинной сути вещей, тайны мира и человека. Нередко говорят: «это философский вопрос», «философская картина» или «философское произведение», имея в виду, что в них отражаются проблемы, связанные со смыслом и истиной бытия. В искусстве философское мышление присуще великим писателям и художникам. У Поль Гогена есть картина с символичным для человечества названием: «Кто мы? Откуда мы? И куда мы идем?» Вся история философии - от древних Вед до современности - это поиск ответа на этот сакраментальный вопрос.

Специфика философского мышления связана, прежде всего, с выделением в исследуемом материале фундаментальных человеческих проблем: чтобы не изучала философская мысль, в ее эпицентре всегда находится человек и его бытие. В философии мир рассматривается как мир бытия человека, включающего в себя мир природы, социальные условия жизни человека, его духовную культуру. Историю философия объясняет как историю человека - в контексте изменяющихся времен, как человеческие судьбы, сопричастные к историческим процессам и играющие в них активную роль. Любой вопрос приобретает философский смысл только тогда, когда он спроецирован на человека, смысл его существования и мир его бытия.

В-третьих, отличительной особенностью философии является ее морально-этическая (духовно-практическая) направленность. Философия не просто мировоззрение или наука - это и искусство жить разумно, в согласии с природой человека и окружающего его мира. Любая более или менее развитая философская система включает в себя этику - учение о нравственной жизни, мудрости. Ее значение ярко выразил Р. Декарт: «Под последней (этикой) я разумею высочайшую и совершеннейшую науку о нравах; она предполагает полное знание других наук и есть последняя ступень к высшей мудрости. Подобно тому, как плоды собирают не с корней и не со ствола дерева, а только с концов его ветвей, то и особая полезность философии зависит от тех его частей, которые могут быть изучены только под конец».

Для философии характерна и органическая связь с природой и сущностью самого человека. О философии можно сказать словами Ф. Ницше: она человечна, слишком человечна. В основе философии лежат два естественных человеческих свойства - способность к удивлению и размышлению. На эти естественные, сугубо человеческие источники возникновения философии указывали многие философы. Так, Аристотель считал, что не стремление к выгоде, а именно удивление побуждает людей философствовать, а известный английский философ Т. Гоббс писал, что «философия - это естественный разум, данный каждому человеку от рождения, ибо каждый в известной степени рассуждает о каких-нибудь вещах». Философию нельзя ни выдумать, ни отменить; ее появление, можно сказать, запрограммировано самой природой и сущностью человека. Человек выделился из животного мира благодаря двум своим способностям - создавать орудия труда и абстрактному мышлению. Развитие абстрактного мышления неизбежно приводит к знаниям общего характера, выяснению сущности и идеи вещей, т.е. к появлению философских знаний. Философия - это высшая ступень развития абстрактного мышления, его истина и зрелость.

Для выяснения специфики философии немаловажное значение имеет понимание вопроса о соотношении философии с наукой, религией и искусством.

 

Вопросы для самопроверки:

1. С чем связано появление философии в истории человечества?

2. Какие основные подходы существуют к определению предмета философии?

3. Раскройте сущность этического подхода к философии.

4. Что понимается под философией как «способом мышления»?

 

Литература по теме:

 

1. Алексеев П.В., Панин А.В. Философия. - Учебник. – 3-е изд., перераб. и доп. – М., Проспект, 2006.

2. Вольф Р.П. О философии. – М., 1996.

3. Мамардашвили М. Как я понимаю философию. - М., 1989.

4. Матюхин А.В. Основы философии: учеб. пособие. - Московская финансово-промышленная академия, 2009.

5. Франк С.Л. Духовные основы общества. – М., 2007.

 

Практические задания:

 

Задание 1.

Является ли философия узкой сферой нашей жизни, связанной с освоением данной дисциплины в ВУЗе? Может ли быть философом, например, юрист, менеджер, программист, юрист, дизайнер, финансист? В каких случаях мы прибегаем к философскому способу анализа? Приведите примеры.

 

Задание 2.

Немецкий философ И.Г. Фихте писал: «Даже между настоящими философскими писателями вряд ли найдется и полдюжины таких, которые знали бы, что такое собственно философия...».

Почему же трудно определить предмет философии?

 

Задание 3.

Соотнесите имена философов с основными подходами к определению предмета философии.

 

 

Задание 4.

Проанализируйте часть выделенного учебного текста и самостоятельно внесите буквы под цифры, которые соответствуют определенным понятиям.

Философия представляет собой систему предельно широких и глубоких знаний о _______________(1). Все науки устремлены к истине, и каждая из них открывает свою истину. Но ______________(2), как писал средневековый философ Фома Аквинский, «есть знание не какой угодно истины, а той истины, которая есть источник всякой истины и которая относится к первоначалу _________________(3)». Действительно, философами стали называть тех людей, которые начали рассуждать о том, как возник мир, как он устроен, какое место в нем ________________(4), в чем сущность и смысл его бытия. Эра философствования началась с выяснения вопроса о началах бытия, с осознания того, что лежит в основе всего сущего. Список семи мудрецов Древней Греции возглавлял Фалес - родоначальник европейской философии, который первый поставил вопрос о первопричине мира. Знание первопричин - это знание _____________(5), в том смысле, что из этого знания вытекают все другие представления о мире. Нужны ли такого рода знания? Во все времена было немало людей скептически относившихся к такой цели познания мира. Однако, как верно заметил Аристотель, «научить более способна та _____________(6), которая исследует причины, ибо научают те, кто указывает причины для каждой веши», но и познать это наиболее общее труднее всего для человека, «ибо оно дальше всего от чувственного _________(7)».

 

А) философия Д) бытие
Б) человек Е) мир
В) восприятие Ж) наука
Г) общий  

 

             
             

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-12; просмотров: 642; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.12.236 (0.009 с.)