Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Вопрос 3. Специфика философского знания.Содержание книги Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Попытаемся разобраться:достаточно ли указать на предмет философии, чтобы выяснить ее своеобразие и уникальность? Нет, предмет философии указывает лишь на область ее исследований, но не раскрывает в полной мере специфику этого учения. Для более обстоятельной характеристики философии обратим внимание на характер философских знаний, способ философского мышления и духовно-практическую направленность философии. Во-первых, философия представляет собой систему предельно широких и глубоких знаний о мире. Все науки устремлены к истине, и каждая из них открывает свою истину. Но философия, как писал средневековый философ Фома Аквинский, «есть знание не какой угодно истины, а той истины, которая есть источник всякой истины и которая относится к первоначалу бытия». Действительно, философами стали называть тех людей, которые начали рассуждать о том, как возник мир, как он устроен, какое место в нем человека, в чем сущность и смысл его бытия. Эра философствования началась с выяснения вопроса о началах бытия, с осознания того, что лежит в основе всего сущего. Список семи мудрецов Древней Греции возглавлял Фалес - родоначальник европейской философии, который первый поставил вопрос о первопричине мира. Знание первопричин - это знание общего, в том смысле, что из этого знания вытекают все другие представления о мире. Нужны ли такого рода знания? Во все времена было немало людей скептически относившихся к такой цели познания мира. Однако, как верно заметил Аристотель, «научить более способна та наука, которая исследует причины, ибо научают те, кто указывает причины для каждой вещи», но и познать это наиболее общее труднее всего для человека, «ибо оно дальше всего от чувственного восприятия». Следует обратить внимание на то, какой смысл в философии придается понятию «предельно широкие и глубокие знания». Это знания не только о первоосновах мира и человеческого бытия. Можно подумать, что философия только и учит о первоначалах сущего, которые, кстати, и не даны нам в опыте и так далеки от реальной человеческой жизни, с ее повседневными заботами и проблемами, что могут и не вызывать особого интереса у значительной части людей. Как говорил один из героев Хемингуэя: «Мне все равно, что такое мир. Все, что я хочу знать, это - как в нем жить. Пожалуй, если додуматься, как в нем жить, тем самым поймешь, каков он». Понятие «предельно широкие и глубокие знания» касается не только мира или человеческого бытия в целом. Нет, оно имеет отношение к любой исследуемой в философском ключе проблеме. Скажем - проблеме человека: ее изучают многие дисциплины - антропология, психология, медицина и т.д. Философский, т.е. предельно широкий и глубокий взгляд на проблему человека, связан с анализом его сущности, соотношения в нем биологического и социального, сознательного и бессознательного, с выяснением смысла человеческого бытия; это и есть самый глубокий и широкий взгляд на понимание человека. Даже такие интимные состояния человеческого духа как любовь, забота, страх и т.п. исследуются в философии с предельно глубоких и общих позиций, в контексте с сущностью человека, его бытия, социальной средой, в которой он существует. Во-вторых, философия не только система универсальных знаний о мире и человеке, но и особый способ мышления, его так и принято называть философским мышлением. Это мышление стремится не к утилитарному, прагматическому освоению мира, а к постижению смысла жизни, истинной сути вещей, тайны мира и человека. Нередко говорят: «это философский вопрос», «философская картина» или «философское произведение», имея в виду, что в них отражаются проблемы, связанные со смыслом и истиной бытия. В искусстве философское мышление присуще великим писателям и художникам. У Поль Гогена есть картина с символичным для человечества названием: «Кто мы? Откуда мы? И куда мы идем?» Вся история философии - от древних Вед до современности - это поиск ответа на этот сакраментальный вопрос. Специфика философского мышления связана, прежде всего, с выделением в исследуемом материале фундаментальных человеческих проблем: чтобы не изучала философская мысль, в ее эпицентре всегда находится человек и его бытие. В философии мир рассматривается как мир бытия человека, включающего в себя мир природы, социальные условия жизни человека, его духовную культуру. Историю философия объясняет как историю человека - в контексте изменяющихся времен, как человеческие судьбы, сопричастные к историческим процессам и играющие в них активную роль. Любой вопрос приобретает философский смысл только тогда, когда он спроецирован на человека, смысл его существования и мир его бытия. В-третьих, отличительной особенностью философии является ее морально-этическая (духовно-практическая) направленность. Философия не просто мировоззрение или наука - это и искусство жить разумно, в согласии с природой человека и окружающего его мира. Любая более или менее развитая философская система включает в себя этику - учение о нравственной жизни, мудрости. Ее значение ярко выразил Р. Декарт: «Под последней (этикой) я разумею высочайшую и совершеннейшую науку о нравах; она предполагает полное знание других наук и есть последняя ступень к высшей мудрости. Подобно тому, как плоды собирают не с корней и не со ствола дерева, а только с концов его ветвей, то и особая полезность философии зависит от тех его частей, которые могут быть изучены только под конец». Для философии характерна и органическая связь с природой и сущностью самого человека. О философии можно сказать словами Ф. Ницше: она человечна, слишком человечна. В основе философии лежат два естественных человеческих свойства - способность к удивлению и размышлению. На эти естественные, сугубо человеческие источники возникновения философии указывали многие философы. Так, Аристотель считал, что не стремление к выгоде, а именно удивление побуждает людей философствовать, а известный английский философ Т. Гоббс писал, что «философия - это естественный разум, данный каждому человеку от рождения, ибо каждый в известной степени рассуждает о каких-нибудь вещах». Философию нельзя ни выдумать, ни отменить; ее появление, можно сказать, запрограммировано самой природой и сущностью человека. Человек выделился из животного мира благодаря двум своим способностям - создавать орудия труда и абстрактному мышлению. Развитие абстрактного мышления неизбежно приводит к знаниям общего характера, выяснению сущности и идеи вещей, т.е. к появлению философских знаний. Философия - это высшая ступень развития абстрактного мышления, его истина и зрелость. Для выяснения специфики философии немаловажное значение имеет понимание вопроса о соотношении философии с наукой, религией и искусством.
Вопросы для самопроверки: 1. С чем связано появление философии в истории человечества? 2. Какие основные подходы существуют к определению предмета философии? 3. Раскройте сущность этического подхода к философии. 4. Что понимается под философией как «способом мышления»?
Литература по теме:
1. Алексеев П.В., Панин А.В. Философия. - Учебник. – 3-е изд., перераб. и доп. – М., Проспект, 2006. 2. Вольф Р.П. О философии. – М., 1996. 3. Мамардашвили М. Как я понимаю философию. - М., 1989. 4. Матюхин А.В. Основы философии: учеб. пособие. - Московская финансово-промышленная академия, 2009. 5. Франк С.Л. Духовные основы общества. – М., 2007.
Практические задания:
Задание 1. Является ли философия узкой сферой нашей жизни, связанной с освоением данной дисциплины в ВУЗе? Может ли быть философом, например, юрист, менеджер, программист, юрист, дизайнер, финансист? В каких случаях мы прибегаем к философскому способу анализа? Приведите примеры.
Задание 2. Немецкий философ И.Г. Фихте писал: «Даже между настоящими философскими писателями вряд ли найдется и полдюжины таких, которые знали бы, что такое собственно философия...». Почему же трудно определить предмет философии?
Задание 3. Соотнесите имена философов с основными подходами к определению предмета философии.
Задание 4. Проанализируйте часть выделенного учебного текста и самостоятельно внесите буквы под цифры, которые соответствуют определенным понятиям. Философия представляет собой систему предельно широких и глубоких знаний о _______________(1). Все науки устремлены к истине, и каждая из них открывает свою истину. Но ______________(2), как писал средневековый философ Фома Аквинский, «есть знание не какой угодно истины, а той истины, которая есть источник всякой истины и которая относится к первоначалу _________________(3)». Действительно, философами стали называть тех людей, которые начали рассуждать о том, как возник мир, как он устроен, какое место в нем ________________(4), в чем сущность и смысл его бытия. Эра философствования началась с выяснения вопроса о началах бытия, с осознания того, что лежит в основе всего сущего. Список семи мудрецов Древней Греции возглавлял Фалес - родоначальник европейской философии, который первый поставил вопрос о первопричине мира. Знание первопричин - это знание _____________(5), в том смысле, что из этого знания вытекают все другие представления о мире. Нужны ли такого рода знания? Во все времена было немало людей скептически относившихся к такой цели познания мира. Однако, как верно заметил Аристотель, «научить более способна та _____________(6), которая исследует причины, ибо научают те, кто указывает причины для каждой веши», но и познать это наиболее общее труднее всего для человека, «ибо оно дальше всего от чувственного _________(7)».
|
||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-12; просмотров: 642; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.12.236 (0.009 с.) |