Вопрос 1. Философия и наука. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Вопрос 1. Философия и наука.



 

Является ли философия наукой? На этот вопрос существуют различные мнения. Например, Аристотель рассматривал философию как науку о природе и сущности вещей, причем считал ее самой точной наукой, так как, по его мнению, «наиболее строги те науки, которые больше всего занимаются первыми началами». Сам Аристотель, как и его учитель Платон, впервые противопоставили свою философию в качестве науки софистике - как ненаучному, полному непроверенных предпосылок мнению. Статус строгой и точной науки стремились придать философии также Спиноза, Фихте, Маркс, Гуссерль и др. А Г. Гегель видел в философии сверхнауку - «науку наук». Научность философии он подчеркивал и в названиях своих работ: «Энциклопедия философских наук», «Наука логики» и др.

Вместе с тем существуют и противоположные точки зрения, проводящие резкую грань между философией и наукой, противопоставляющие их друг другу. Характерными из них являются иррационализм и позитивизм. Иррационализм видит в науке не плодотворную миссию познания мира, а причину декаданса, упадка и разложения человеческого духа, а подлинным источником освоения мира считает миф, откуда вышла сама философия, и с которой ее связывают кровные узы. С позиций иррационализма, философия не может быть наукой еще и потому, что она сугубо субъективна, выражает только личный взгляд на вещи, присущий тому или иному философу: сколько философов, столько может быть и философских мнений и систем.

Отрицательное отношение к философии как к форме научного знания занимает экзистенциализм - философия существования. Представителиэтой школы полагают, что отождествление философии и науки недостойно философии: оно снижает возможности философских знаний, понижает их статус, поскольку размышления человека о себе самом, о своих стремлениях, трудностях, возможностях, переживаниях, страдании, отчаянии, свободе и т.п.не может быть предметом науки; философия начинается там, где кончается наука.

С другой точки зрения - позитивистской, философию постигла участь короля Лира, раздавшего свое наследство дочерям, после чего его как нищего выбросили на улицу. Науки, которые «отпочковались» от философии унесли с собой ее основное богатство - научное содержание. Оставшиеся с философией метафизические размышления о материи, первоосновах, принципах, сущностях и т.п. не имеют научного смысла, поскольку не могут быть верифицированы, проверены в опыте. Единственно чем может заниматься философия в науке - это анализом языковых средств выражения знаний: с анализа языка должна начинаться и заканчиваться философия.

Для того чтобы понять реальное взаимоотношение философии и науки следует, прежде всего, выяснить, что мы понимаем под наукой, и соотнести это понимание с философией. Статус науки имеет та дисциплина, которая познает законы изучаемых явлений: физических, химических, биологических, психических, социальных и т.д. и на основе их создает теории, подтверждаемые практикой. Существуют ли в философии доказанные законы, объясняющие суть бытия и его познания? Безусловно, такие законы есть. Это, например, законы диалектики, объясняющие общие причины, механизм и направленность развития, законы теории познания, закономерности, раскрывающие взаимосвязь биологического и социального в человеке и т.д. Следовательно, о философии с полным основанием можно говорить как о науке, исследующей наиболее общие проблемы человеческого бытия.

Вместе с тем, философия не может быть сведена к науке. В ней есть значительная область не верифицируемых взаимно противоположных гипотетических знаний, как правило, из той сферы человеческого бытия, куда еще не может проникнуть наука, но философский поиск там уже начат. Этим удивительным свойством философии и объясняется то, что она проложила и прокладывает путь конкретным наукам. Именно из ее знаний возникла значительная часть известных нам наук. Многие авангардные, опережающие науку философские идеи становятся потом предметом естественных наук, областью выдающихся человеческих открытий.

Так, например, представления об атоме и атомистическая картина мира возникли в философии еще до нашей эры, однако, понадобилось более 2 тыс. лет, для того чтобы появилась физика элементарных частиц, изучающая на теоретическом и экспериментальном уровне природу атома. Идея относительности, несамостоятельности пространства и времени также обсуждалась сначала в философии (Лейбниц, Гегель), потом в математике (Лобачевский, Пуанкаре), затем в физике, где Эйнштейн создал знаменитую теорию относительности. Подобного рода примеров можно привести немало. В конце XX – начале XIX вв. возникает рядновых наук и исследовательских направлений, у истоков которых стояла философия: математическая логика и математическая лингвистика, экология и биосферная концепция культуры, глобальное моделирование и др.

Таким образом, философия - это и наука, поскольку содержит в себе законы развития природы, общества, человека, и – больше, шире, чем наука, так как в ней есть знания, предвосхищающие данный уровень развития науки - знания, объяснить которые наука еще не готова. Такого рода авангардные, опережающие философские знания возникают в силу того, что философия обобщает духовный опыт, накопленный всем человечеством, во всех областях его деятельности (наука только часть этого опыта), стремится к познанию первооснов и смысла бытия, и использует в этом познании и рациональные, и иррациональные формы постижения сущего. Как писал И. Кант: «Общее знание... всегда идет впереди локального знания, если первое систематизировано и направлено философией».

Выход философии за границы науки является важнейшей ее привилегией перед сциентической (сугубо научной) формой знания, по крайней мере, по двум причинам.

Во-первых, не все может объяснить наука. Какое из самых продвинутых научных знаний может нам раскрыть смысл человеческого бытия, указать границу между добром и злом, объяснить природу человеческого понимания мира. Только религия, философия и искусство - каждые по-своему - могут постигать суть подобных проблем.

Во-вторых, эпоха, породившая техногенную цивилизацию и культовое отношение к науке, показала, что научная форма мышления не является панацеей от всех зол. Философия преодолевает одностороннюю установку на науку и вместо технократического принципа мышления выдвигает другие – гуманистические и социокультурные принципы.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-12; просмотров: 559; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 34.229.223.223 (0.009 с.)