Цель и задачи изучения темы. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Цель и задачи изучения темы.



Тема 1. Предмет философии

 

Цель и задачи изучения темы.

Цель изучения темы: Формирование исходных представлений о причинах появления, предмете и специфики философии.

 

Задачи изучения темы:

1) Раскрытие сущности и содержания основных философских категорий по данной теме.

2) Формирование навыков философского мышления.

3) Выявление универсальности философского подхода.

 

Изучая тему, акцентируйте внимание на следующих понятиях:

· философия;

· мифология;

· онтология;

· антропология;

· этика;

· эстетика;

· гносеология;

· способ мышления.

 

Вопросы темы:

1. Рождение философии.

2. Основные подходы к определению предмета философии.

3. Специфика философского знания.

 

Теоретический материал по теме

 

Задание 1.

Является ли философия узкой сферой нашей жизни, связанной с освоением данной дисциплины в ВУЗе? Может ли быть философом, например, юрист, менеджер, программист, юрист, дизайнер, финансист? В каких случаях мы прибегаем к философскому способу анализа? Приведите примеры.

 

Задание 2.

Немецкий философ И.Г. Фихте писал: «Даже между настоящими философскими писателями вряд ли найдется и полдюжины таких, которые знали бы, что такое собственно философия...».

Почему же трудно определить предмет философии?

 

Задание 3.

Соотнесите имена философов с основными подходами к определению предмета философии.

 

 

Задание 4.

Проанализируйте часть выделенного учебного текста и самостоятельно внесите буквы под цифры, которые соответствуют определенным понятиям.

Философия представляет собой систему предельно широких и глубоких знаний о _______________(1). Все науки устремлены к истине, и каждая из них открывает свою истину. Но ______________(2), как писал средневековый философ Фома Аквинский, «есть знание не какой угодно истины, а той истины, которая есть источник всякой истины и которая относится к первоначалу _________________(3)». Действительно, философами стали называть тех людей, которые начали рассуждать о том, как возник мир, как он устроен, какое место в нем ________________(4), в чем сущность и смысл его бытия. Эра философствования началась с выяснения вопроса о началах бытия, с осознания того, что лежит в основе всего сущего. Список семи мудрецов Древней Греции возглавлял Фалес - родоначальник европейской философии, который первый поставил вопрос о первопричине мира. Знание первопричин - это знание _____________(5), в том смысле, что из этого знания вытекают все другие представления о мире. Нужны ли такого рода знания? Во все времена было немало людей скептически относившихся к такой цели познания мира. Однако, как верно заметил Аристотель, «научить более способна та _____________(6), которая исследует причины, ибо научают те, кто указывает причины для каждой веши», но и познать это наиболее общее труднее всего для человека, «ибо оно дальше всего от чувственного _________(7)».

 

А) философия Д) бытие
Б) человек Е) мир
В) восприятие Ж) наука
Г) общий  

 

             
             

 

Тема 2. Соотношение философии с наукой, религией и искусством

 

Цель и задачи изучения темы.

Цель изучения темы: Формирование базовых представлений об особенностях философии в контексте сравнительного анализа с наукой, религией и искусством.

 

Задачи изучения темы:

1) Раскрытие сущности и содержания основных философских категорий по данной теме.

2) Выработка умений и навыков сравнительного анализа.

3) Выявление причин многообразия философских направлений.

4) Повышение общего уровня философской и научной культуры.

 

Изучая тему, акцентируйте внимание на следующих понятиях:

· наука;

· софистика;

· религия;

· искусство;

· иррационализм;

· позитивизм;

· декаданс;

· экзистенциализм;

· гипотетические знания;

· сциентическая форма знания;

· скептицизм;

· догматизм;

· плюрализм;

· толерантность.

 

Вопросы темы:

1. Философия и наука.

2. Философия, религия и искусство.

3. Многообразие философских направлений и школ.

 

Теоретический материал по теме

 

Задание 1.

На примере конкретной науки, выявите ее сходство и отличие с философией.

 

Задание 2.

Французский философ Р. Декарт замечал: «Философия... распространяется на все доступное для человеческого познания».

Согласны ли Вы с таким пониманием философии? Что Вы можете добавить к сказанному для более полной характеристики философского знания?

 

Задание 3.

Русский философ В. Соловьев писал: «Все философские направления, где бы они не искали сущей истины, как бы ее не определяли, одинаково признают, что она должна представлять характер всеобщности и неизменности, отличающий ее от преходящей и раздробленной действительности явлений».

Попытайтесь объяснить: почему философские знания носят всеобщий характер? Каким образом достигается подобная «всеобщность»?

 

Задание 4.

Постарайтесь мысленно представить полемику представителей скептицизма и догматизма по проблеме поиска истины. Какие аргументы могли бы быть приведены с той и с другой стороны? Что рационального Вы могли бы вынести из этого спора?

 

Вопрос 3. Познаваем ли мир.

 

Во второй – гносеологической - стороне философского вопроса о соотношении материального и идеального сформулирована проблема познаваемости мира: может ли сознание адекватно отражать окружающий мир, доступна ли для человеческого разума истина и сущность вещей? В процессе осмысления этих вопросов в истории философии возникают несколько гносеологических концепций.

· Познавательный (гносеологический) оптимизм. В этом случае, философы (а их большинство) доказывают возможность познания реального мира. При этом они ссылаются на практику, подтверждающую истинность многих теоретических положений.

· Скептицизм (от. греч. Skepsis - сомнение) – учение, появившееся в античной философии (Пиррон, Секст Эмпирик), которое не допускает, в принципе, возможность никакого достоверного знания. До нас дошли, так называемые, «скептические тропы», содержащие оригинальную аргументацию против способности человека к познанию истины. В основе позиции скептиков лежит принцип «изостении» - равнозначности всех суждений: «любое суждение равно сильно другому, поэтому нет верного знания, и следует вообще воздерживаться от каких-либо утверждений». Из этой позиции скептики выводят нравственный закон жизни философа, мудреца - атараксию (от греч. Ataraxia - невозмутимость): так как суждения инициируют определенный поступок, то отказ от них является непременным условием достижения покоя и безмятежности.

Скептическое отношение к познанию мира сохранилось и в некоторых современных философских школах. Например, постмодернизм, исходя из убеждения о множественности и субъективности истин, выдвигает принцип полного отказа от познания мира. Само познание, с точки зрения этого учения, бесполезно, поскольку «события всегда опережают теорию».

 

· Агностицизм (от греч. Agnostos - непознаваемый) - философская концепция, отрицающая возможность истинного познания мира. Между агностицизмом и скептицизмом есть существенное различие. Агностики, отрицая способность человека познать сущность вещей, тем не менее, не отрицают возможность познания мира явлений и теоретических знаний о нем, они не придерживаются и принципа воздержания от суждений. Термин «агностицизм» ввел в науку в 1869 г. английский естествоиспытатель Т. Гексли, хотя сама концепция возникла гораздо раньше - во времена софистов. Классическую форму агностицизм приобрел в философии Юма и Канта.

 

Итак, мы рассмотрели две стороны ключевого вопроса философии - о первичности материи или сознания и познаваемости мира. В связи с этим возникает новая существенная проблема, которая может быть сформулирована следующим образом: раскрывают ли полностью содержание данного вопроса две рассмотренные выше его стороны?

Нет, философский вопрос о соотношении материи и сознания, кроме фундаментальных проблем о первооснове мира и его познаваемости, имеет и другой существенный аспект - взаимоотношение материи и сознания на различных уровнях организации жизни: природной, биологической, социальной, духовной. В частности, это соотношение материальной и духовной культуры, общественного бытия и общественного сознания, биологического и духовного в человеке и т.д. И в данном случае соотношение материи и сознания, материального и идеального не ограничивается вопросом об их первичности и вторичности: здесь может быть другого рода их координация, например, взаимодействие, или взаимообусловленность. Следует отметить, что в познавательном процессе активной, творческой стороной выступает сознание, оно «препарирует» реальность, анализирует ее, экспериментирует и т.д. Но это, отнюдь, не означает, что сознание первично по отношению к изучаемому объекту, что оно порождает его: здесь совершенно другое взаимоотношение материального и идеального.

В любом философском исследовании, связанном с человеческим бытием - в том или ином виде - присутствует проблема соотношения материи и сознания. И эта проблема характеризует философский уровень изучения явлений; именно при ее решении возникают те исходные, ключевые знания, с помощью которых с философской позиции осознается исследуемый материал. В определенном смысле, можно сказать, что философия - это учение о взаимодействии материального и идеального на всех уровнях человеческого бытия. Другое дело, нельзя придавать этому вопросу жестко идеологический или партийный характер, как это было в недавнем прошлом. Так, в Философской энциклопедии 1967 г. вопрос о соотношении материи и сознания объявлялся «методологическим основанием для проведения принципа партийности в философии». Философия не выполнять роль идеологической доктрины (атеизма, теизма, коммунизма, либерализма и т.д.). Ее цель не в том, чтобы внедрить в сознание человека догматическое мировоззрение, а в том, чтобы искать различные ответы на фундаментальные вопросы человеческого бытия, которые могут помочь человеку познать мир и приобрести определенную систему духовных и нравственных ценностей.

 

Вопросы для самопроверки:

1. Какую проблему поднимает К. Ясперс в своем высказывании: «Коперник знал, что Земля вращается вокруг Солнца, а Бруно был в этом убежден. Первый отказался от своих знаний, второй - нет, и принял мученическую смерть»?

2. В чем смысл мировоззренческой функции философии?

3. По каким основаниям можно классифицировать многообразие мировоззренческих взглядов?

4. Какие исторические факты свидетельствуют о значительном влиянии философии на мировоззрение общества и человека?

5. Назовите основателя субъективного идеализма в философии.

6. Что понимается под философским термином «атараксия»?

7. В каких философских концепциях агностицизм приобрел классическую форму?

 

Литература по теме:

 

1. Алексеев П.В., Панин А.В. Философия. - Учебник. – 3-е изд., перераб. и доп. – М., Проспект, 2006.

2. Вольф Р.П. О философии. – М., 1996.

3. Матюхин А.В. Основы философии: учеб. пособие. - Московская финансово-промышленная академия, 2009.

4. Философия. - Учебник / Под ред. В.Д. Губина, Т.Ю. Сидориной. – 3-е изд., перераб. и доп. – М, 2005.

 

Практические задания:

 

Задание 1.

Немецкий философ М. Хайдеггер замечал:«Философия ни наука, ни мировоззренческая проповедь». Справедливо ли это суждение? Выразите свое отношение к взаимосвязи философии и мировоззрения.

 

Задание 2.

Греческий философ Аристотель писал: «Большинство первых философов считали началом всего одни лишь материальные начала, а именно то из чего состоят все вещи... Фалес - основатель такого рода философии - утверждал, что начало вода (поэтому он заявлял, что земля находится на воде)». О какой философской школе ведет речь Аристотель? Выразите свое понимание проблемы о соотношении материи и сознания.

 

Задание 3.

Немецкий философ А. Шопенгауэр замечал: «Истинно философское воззрение на мир... то, которое учит нас познавать его внутреннюю сущность...». О какой функции философии идет речь в этом высказывании? Выскажите свои представления об основных функциях философии.

 

Задание 4.

Современный английский философ А. Уайтхэд пишет: «Когда цивилизация достигает своей кульминации, общество, избавленное от общефилософского понимания жизни, обречено на упадок... Те исторические эпохи, развитие которых было связано с распространением философского мировоззрения, никогда не исчезнут из памяти человечества». Существуют ли основания для такой мысли философа? Выскажите свою точку зрения на роль философии в современном мире.

 

Задание 5.

Установите соответствия.

Соотнесите понятия и определения.

 

 

Задание 6.

Проанализируйте часть выделенного учебного текста и самостоятельно внесите буквы под цифры, которые соответствуют определенным понятиям.

Идеалисты, напротив, считают первичным _______________(1), которое порождает ______________(2) мир. Первые идеалистические школы также возникли в Древности, но сам термин «идеализм» получил распространение только в 17 в., после опубликования немецким философом Г. Лейбницем трактата о «гипотезах Эпикура и Платона, крупнейших материалистов и крупнейших идеалистов». Существуют две разновидности идеализма: объективный и субъективный. Объективный идеализм исходит из того, что мир сотворен высшей духовной, сверхъестественной силой - Богом, мировым разумом, абсолютной идеей, миром идей и т.п. В истории философии объективно-идеалистические учения первоначально возникают на Востоке (Веданта, _________________(3)), но классическую форму это направление идеализма приобретает в философии Платона. Субъективный идеализм полагает, что мир существует только в нашем сознании: мир - это мое _____________(4) о нем (Шопенгауэр), вещь - это комплекс моих ощущений (Беркли). В этом смысле _____________(5) создает свой мир, и является как бы его основой, субстанцией: другого мира для него нет. Субъективный _____________(6) появился значительно позднее объективного на основе эмпирической философии английского ученого Дж. Локка, который пришел к выводу о том, что в опыте мы имеем дело не с предметом, а с чувственными впечатлениями. Основываясь на этом выводе, соотечественник Локка епископ Дж. Беркли сформулировал основную идею субъективного идеализма - материальный _____________(7), есть не что иное, как наше представление, существующее в нашем сознании. Особенно интенсивно субъективный идеализм развивался в 19 и 20 веках в философии Ницше, экзистенциализме, неопозитивизме и других школах.

 

А) представление Д) конфуцианство
Б) идеализм Е) материальный
В) сознание Ж) субъект
Г) мир  

 

             
             

 

 

Тема 1. Предмет философии

 

Цель и задачи изучения темы.

Цель изучения темы: Формирование исходных представлений о причинах появления, предмете и специфики философии.

 

Задачи изучения темы:

1) Раскрытие сущности и содержания основных философских категорий по данной теме.

2) Формирование навыков философского мышления.

3) Выявление универсальности философского подхода.

 

Изучая тему, акцентируйте внимание на следующих понятиях:

· философия;

· мифология;

· онтология;

· антропология;

· этика;

· эстетика;

· гносеология;

· способ мышления.

 

Вопросы темы:

1. Рождение философии.

2. Основные подходы к определению предмета философии.

3. Специфика философского знания.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-12; просмотров: 328; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 54.85.255.74 (0.154 с.)