Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тема №9. Философская антропологияСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Занятие 9/1. Лекция: «Человек как предмет философского анализа» Время – 2 часа Цели занятия: 1. Раскрыть содержание основных проблем философской антропологии. 2. Рассмотреть содержание и значение философского учения о человеке. 3. Сформировать понимание философского подхода к исследованию человека как биосоциального существа. 4. Вооружить обучаемых знанием об объективных и субъективных основаниях проблемы смысла и цели жизни человека в современном обществе. Вопросы лекции: 1. Философская антропология и круг ее проблем. 2. Смысл и цель жизни человека в обществе. Методические рекомендации по изучению темы: Проблема человека была одной из центральных для большинства философских систем, школ и направлений. Ее актуальность и значимость не только не уменьшилась в наши дни, а скорее возросла в связи с ростом субъективного фактора в общественном развитии. При рассмотрении первого вопроса лекции необходимо обратить внимание на то, что основными особенностями научного знания о человеке являются: – в силу своей сложности, многогранности и научной значимости проблема человека является универсальной, так как человек – объект изучения многих наук; – каждая частная наука, непосредственно изучающая человека (психология и педагогика, этика и этнография, и т. д.), рассматривает его в разных аспектах, под углом зрения, специфичным для данной науки; – философия, обобщая данные частных наук, выводит общее, фундаментальное знание о человеке. Раздел философии, в рамках которого исследуются проблемы человека, получил название «антропология». Философская антропология – учение о природе и сущности человека в единстве его природного и социального, физического и духовного, объективного и субъективного. В широком смысле философская антропология – философское учение о природе и сущности человека; в узком смысле – течение западноевропейской, преимущественно немецкой философии ХХ века (представители М. Шелер, А. Гелен, Г. Плеснер); Круг решаемых философской антропологией проблем: – формирование основного теоретического содержания всеобщей концепции человека; – выяснение связи данной концепции человека с социологической, социально-психологической, этической и другими конкретными учениями о человеке; – исследование связи между материальной организацией объективного мира и человека, их существованием и развитием; – изучение места человека в мире, смысла его жизни, соотношения смерти и бессмертия человека; – объяснение происхождения человека и общества на Земле, их природы и специфики; – анализ деятельностной сущности человека, освоения им материальных и духовных ценностей; – обобщение данных частных наук об эволюции человека, его жизнедеятельности, роли во Вселенной, общественном прогрессе; – аргументирование гуманистического характера общественного развития и др. К базовым концепциям человека в философской антропологии можно отнести: – натурализм рассматривает человека как существо, прежде всего, природное, считая, что его жизнь полностью объясняется законами биологии, не видя его социальной специфики; – психологизм абсолютизирует психическую природу человека; – в конвенционализме поведение человека определяется условными нормами, произвольно принимаемыми в обществах, культурах разного типа; – субъективный антропологизм во всех своих формах утверждает, что человек укоренен в своей субъективной реальности и его предназначение – в самореализации; – социологизм игнорирует природную основу человека, считает его функцией общественной жизни; – антропологический материализм сущность человека усматривает в том, что он, являясь продуктом природы, обладает разумом, сердцем и волей; – волюнтаристский вариант объективного идеализма считает основой мировой и человеческой жизни иррациональные устремления воли человека; – религиозный антропологизм видит назначение человека в свободном совершенствовании мира на путях его приближения к идеалу, замысленному Богом; – марксистская антропология, рассматривает человека как биосоциальное существо, включенное в систему социальных связей и отношений, общественно-практическую деятельность по преобразованию мира. В сочетании с разными решениями вопроса о предназначении человека эти представления о его природе и сущности образуют разнообразие основных вариантов философских концепций человека. При раскрытии содержания второго вопроса лекции «Смысл и цель жизни человека в обществе» необходимо обратить внимание на следующие аспекты: – социально-философский анализ смысла и цели жизни человека в обществе необходимо предполагает обращение к понятию «личность»; – личность формируется в обществе в процессе ее деятельности, общения, включенности в систему общественных связей и отношений; – формирование личности есть процесс ее социализации, в результате чего образуется тот стержень, вокруг которого объединяется все многообразие черт, свойств и признаков, делающих личность неповторимой. К существенным признакам личности следует отнести: – наличие развитого сознания (самосознания), мировоззрения и социальных качеств; – осмысленная ориентированность на систему общественных ценностей и их усвоение; – наличие чувства собственного достоинства и его активная защита; – высокая степень ответственности перед собой и обществом за свои действия и поступки. Таким образом, личность – это конкретный человек в единстве его общих, особенных и единичных социальных свойств, формирующихся и реализующихся в определенной системе общественных отношений и социальной деятельности. Смысл жизни - означает совокупность предназначений и устремлений человека (как личности) в ходе его жизни, включенность в систему общественных отношений, подчиняющих себе поведение и поступки. К наиболее общим аспектам проблемы смысла жизни можно отнести: – смысл жизни человека заключается в самой жизни, а не вне ее; – объективно не существует универсального смысла жизни; – он никогда не дается в готовом виде, ему нельзя научиться; – поиск и обретение смысла жизни человеком неразрывно связан с необходимостью его практической реализации. В рамках философского понимания смысла и ценности человеческой жизни следует выделять субъективную и объективную стороны. Субъективная сторона представляет собой совокупность факторов, определяющих поиск и выбор смысла и цели жизни каждым социальным субъектом: – самостоятельный индивидуальный духовный поиск и обретение каждым человеком смысла и цели жизни; – индивидуальный выбор средств и методов обретения смысла жизни; – необходимость значительных духовных усилий (затрат) на его осмысление и сознательный выбор; – реализация в конкретных формах человеческой деятельности; – - возможность наличия множества субъективных ошибок на пути его обретения. Объективная сторона представляет собой совокупность социокультурных факторов, определяющих общее содержание и направленность духовности основных социальных субъектов: – независимость выбора от возраста, пола, условий жизни; – утверждается и доказывается в ходе всей жизни делами и поступками людей; – влияние исторической эпохи, требований прогресса, гуманизма к человеческой жизни в обществе; – обретает свою ценность в сравнении со смыслом жизни других людей, состоянием и направленностью общесоциальных ценностей. Вопросы для самоконтроля: 1. В чем состоит специфика философского осмысления проблемы человека? 2. Каково содержание основных философских подходов к пониманию человека? 3. Как соотносятся понятие «человек», «личность», «индивид», «индивидуальность»? Каково содержание каждого из них? 4. Социально-философская характеристика личности. 5. В чем находит свое выражение взаимосвязь личности и общества? 6. Современная философия о смысле и цели жизни, смерти и бессмертия человека. 7. В чем состоит специфика подхода В. Франкла в понимании проблемы выбора и обретения человеком смысла жизни в современном обществе? Литература: 1. Краткий философский словарь: словарь/ Под. ред. А. П. Алексеева. - 2-е изд., перераб. и доп.- М.: РГ-Пресс, 2010. - 496 с. 2. Философия: учебник/ В. П. Алексеев, А. В. Панин; МГУ им. М.В. Ломоносова. - 4-е изд., перераб. и доп. - М.: Проспект, 2008. - 592 с. 3. Философия: учебник/ под ред. В. Н. Лавриненко. - 5-е изд.,перераб. и доп.. - М.: Юрайт, 2011. - 561 с. 4. Философия: учебник/ Под ред. В.Н. Лавриненко, В. П. Ратникова. - 4-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008. - 735 с. Ресурсы, предоставляемые компьютерной сетью Интернет: 1. Электронная библиотека сайта Института философии РАН – http://www.philosophy.ru/ 2. Цифровая библиотека по философии http://filosof.historic.ru/ 3. Электронная библиотечная система http://www.knigafund.ru/ Ресурсы, предоставляемые академической компьютерной сетью Интранет 1. Малов А.В. и др. Философия (в схематическом изложении). Учебное пособие. Химки: АГЗ, 2012.
Занятие 9/2. Семинар: «Философское учение о человеке» Время – 2 часа Цели занятия: 1. Углубление знаний обучаемых о сущностных характеристика философского учения о человеке. 2. Контроль за усвоением обучаемыми пройденного учебного материала. 3. Формирование философской культуры правильного мышления и речи будущих сотрудников МЧС. 4. Воспитание личной ответственности за высокие результаты учебы в академии.
Методические рекомендации по раскрытию вопросов семинара:
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-07-14; просмотров: 1288; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.6.29 (0.011 с.) |