Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Итак, первый вопрос: что такое антропология?

Поиск

К читателю.

Эта книга о самой интересной и загадочной науке, науке о человеке. Вы мне можете возразить, что таких наук очень много и даже попробуете перечислить их. Но, что бы вы ни назвали: анатомию, физиологию, экологию, историю - это всё будут частности. Фактически все науки, известные человечеству, так или иначе, связаны с человеком. И это понятно хотя бы уже потому, что любую науку делает сам человек и уже в силу этого его субъективный взгляд на мир пронизывает все гипотезы и теории об устройстве мира. Тем не менее, когда крупнейший русский антрополог XIX века Анатолий Петрович Богданов назвал антропологию вершиной естествознания, он был абсолютно прав. Это и есть наука всех наук.

Огромная ответственность лежит на том, кто стремится обобщить и сделать понятными основные положения этой всеобъемлющей науки. Слишком много направлений она включает в себя: от антропогенетики до политической и православной антропологии. После разрушения идеологического стержня, вокруг которого формировались основные концепции отечественной антропологии, всё здание её рассыпалось и предстоит вновь собрать его по кирпичику, основываясь исключительно на научных фактах. Но кирпичики соединяются раствором, и именно он замешивается каждым автором по-своему, придавая всей конструкции прочность или слабость. А ведь здание должно быть ещё и удобным, красивым и стройным.

Попробуем вместе с вами выстроить учебный материал так, чтобы он был удобен и понятен. Нам не объять необъятного фактического и теоретического материала, так или иначе относящегося к антропологии, поэтому постараемся в нём найти вопросы и проблемы, принципиальные для последующего овладения вами психологией. Это будут, наверное, вопросы возрастные, расовые, этнические, биологические и ещё некоторые другие. Часть вопросов имеет достаточно убедительные ответы в науке, часть до сих пор широко дискутируется. Не будем этого бояться, каждый исследователь, а вы будете именно исследователями в своей профессии, должен иметь широкий взгляд на мир. Пусть вместе с теориями, насчитывающими десятки лет, будут гипотезы, только что высказанные учеными. Свежий взгляд на, казалось бы устоявшиеся положения, всегда очень интересен.

Форма изложения материала этой книги также несколько необычна. Она вся будет построена на вопросах и ответах с небольшими комментариями. Думаю, что такое изложение уменьшит субъективизм взгляда автора на проблемы антропологии, но всё же оставляю за собой право интерпретировать некоторые положения антропологии, оставшихся ещё со времен атеистического материализма с позиций не только комментатора с широкими взглядами но и человека верующего. Хотелось бы пожелать читателям интересного и полезного времяпровождения при чтении этого учебника, ну и, конечно, успеха при сдаче зачета и экзамена по дисциплине.

Я вас тоже приветствую, потому, что я – это вы. Я буду задавать вопросы профессору, а он будет на них отвечать. Но только не забывайте, что речь идёт о вещах серьезных, без знания которых будущему психологу будет очень трудно понять и принять личность своего клиента.  

 

Чувствуется какая-то неопределенность в понимании предмета антропологии. Чем это объясняется?

Научное знание, как его трактуют материалисты, - это всегда лишь познанная часть истины, причём часть не самая большая. Человек имеет тройственную природу: дух, душу и тело. Об этом свидетельствуют все мировые религии. Понятно, что наука о человеке не может ограничиваться только одной составляющей. Ученые с древних времен и до середины XIX века не были столь отравлены материализмом, чтобы не понимать этого. Вы, как психологи, должны хорошо знать, что только одни физические или физиологические параметры тела не могут объяснить поведения человека. Значит, мы просто обязаны ввести в предмет психологическую составляющую, понятие об интеллекте, эмоциях, нравственности, духовности, то есть выйти далеко за пределы физической и биологической антропологии. Например, немецкие философы XVIII и начала XIX вв. включали в понятие антропологии главным образом вопросы психического мира человека - антропология в их понимании почти тождественна психологии. Но уже во второй половине XIX века многие ученые с сожалением указывали на то, что недавно народившаяся психология потеряла свой исходный предмет изучения – душу. Будем надеяться, что современные психологи о ней вспомнят.

Резюме

Антропология (от греческого anthropos - человек и logos - слово, учение, наука) в наиболее широком понимании представляет собой область знания, предметом исследования которой является человек. Человек имеет тройственную природу: дух, душу и тело. Об этом свидетельствуют все мировые религии. Понятно, что наука о человеке не может ограничиваться только одной телесной составляющей. В науке рано установилось двоякое понимание антропологии - как науки о человеческой душе, с одной стороны, и науки о человеческом теле, его строении и многообразии - с другой (биологическая антропология). Предметом изучения биологической (или физической) антропологии является многообразие биологических признаков человека во времени и пространстве. Задача биологической антропологии - выявление и научное описание изменчивости (полиморфизма) ряда биологических признаков человека и систем этих (т.н. антропологических) признаков, а также выявление причин, обуславливающих это многообразие.

В качестве самостоятельной научной дисциплины антропология оформилась во второй половине XIX в. Практически одновременно в странах Западной Европы и в России были учреждены первые научные антропологические общества и стали издаваться первые специальные антропологические работы. Среди основоположников научной антропологии - созвездие выдающихся учёных своего времени: П. Брока, П. Топинар, Р. Мартин, И. Деникер, К.М. Бэр, А.П. Богданов, Д.Н. Анучин и другие. Толчком к бурному развитию физической антропологии в конце XIX и начале XX века послужили войн, когда нужно было одеть и обуть миллионы людей. Вся техника и сейчас создается на основе антропологических данных и лишь подгоняется под размеры индивида (рычаги управления, педали, сидения, оптические приборы).

С каждым годом антропология обогащается новы­ми методическими приемами, заимствованными из дру­гих биологических дисциплин — физиологии, биохимии, генетики, столь необходимых для изучения изменчи­вости морфологических, функциональных, генетических и биохимических особенностей человека. Особые надежды ученые возлагают на антропогенетику, которая в последние годы особенно интенсивно развивается.

Российская антропологическая наука уже к началу XX в. представляла собой самостоятельную дисциплину и имела в своем основании непрерывную научную традицию, связанную с комплексным подходом к исследованию человека. Во второй половине XX века антропология была разделена на отдельные свои части, наступил некий период «разбрасывать камни». Когда наступит период их собирать, тогда антропология предстанет уже в новом качестве. А сейчас можно говорить о многих антропологиях: исторической, социальной, философской, географической, психологической.

Можно увидеть аналогию в предмете изучения между антропологией и психологией. П сихология изучает все человеческие проявления по отношению к конкретному человеку, но ведь он – продукт видовой и индивидуальной эволюции, индивидуальной анатомии и физиологии, истории его семьи и собственной истории, воспитания и образования, определенного социального окружения. В данном случае переход от общего к частному предполагает хорошее знание психологом общих антропологических закономерностей.

Вопросы для самопроверки

  1. Что в дословном переводе означает термин "антропология", кем он был впервые применен и в каком значении?
  2. Что такое "двоякое понимание антропологии", на каком этапе развития знаний о человеке это разделение возникло, с чем оно было связано?
  3. Каковы цель, объект и предмет антропологии?
  4. Кто из ученых соединил антропологию с психологией и придал антропологии «психологическое лицо»?
  5. Какие исследования привели к формированию науки «Экологии человека»?
  6. Кто из русских ученых провел первую систематизацию антропологических данных?
  7. Кто из отечественных ученых изучал ново-гвинейских аборигенов?
  8. Кто был основателем Общества любителей естествознания и первой научной антропологической школы в России?
  9. Какие дисциплины входят в «Анучинскую триаду»?
  10. Какое из направлений антропологии развивается сейчас особенно интенсивно?
  11. Что явилось толчком к развитию физической антропологии?
  12. Какую практическую ценность имеют антропологические данные?
  13. Что изучает биологическая антропология?
  14. Какие разделы выделяются в антропологии?
  15. Какими методами пользуется антропология?
  16. Для чего психологу знать антропологию?

Человек разумный

Концепция Ф.Энгельса.

Он рассматривал человека не как биологический вид, а как социальное существо. Антропогенез - новый этап эволюции - результат непосредственного влияния трудовой деятельности на организм с последующим наследственным приобретением признаков. Совместный труд объединял в сообщество, появилась членораздельная речь, как необходимая для общения. Но сам труд не может быть не осознанным, поэтому сначала должно было появиться сознание и здесь возникает масса вопросов о том, что первично – сознание или труд.

Концепция Ганса Вейнерта.

Человек произошел от шимпанзоидной ветви развития. Основная причина - изменение климата: “Ледниковый период создал человека”. Самое главное - овладение огнем, потому что человек с факелом лучше защищен, чем все другие животные. Огонь объединил людей, и у них появилось стремление к постоянному обладанию огнем. Огонь и обледенение - основные факторы развития.

Концепция Б.Ф.Поршнева.

Рассматривал психический аспект эволюции человека. Он считал, что гоминиды имеют только один вид - разумный, а остальные составляют вид троглодитиды. Особенность гоминид - речь, особенность троглодитид - двуногость и некрофагия (трупоядение). К последним он относил и австралопитеков и других представителей, которые не имели зубного приспособления к мясу. Выделившись среди других гоминиды стали мигрировать, чтобы отделиться от троглодитидов и уходили в более суровые места для охоты. Обратная миграция явилась основой для современной истории человечества.

Глобальный эволюционизм - развитие неживой и живой природы, человека и общества в едином эволюционном процессе.

Концепция К.М.Бэра.

В 1834 году Бэр формулирует “всеобщий закон природы” - единый процесс развития материи всегда идет в направлении повышения уровня организации. Он считал, что “вся история природы является только историей, идущей вперед победы духа над материей”. Он считал, что человек изначально образовал отдельную филогенетическую ветвь. Возникновение разума во Вселенной необязательно должно быть связано с наличием воздуха и воды и не исключал других видов жизни на других планетах.

Концепция П.Тейяра де Шердена (умер 1955).

Его концепцию называют финалистической и спиритуалистической. По мнению де Шардена, земля оказалась в уникальном участке Космоса, где некогда образовался трансцендентный (потусторонний) мыслящий центр - универсум, сыгравший роль “перводвигателя” эволюции, имеющей следующие фазы: преджизнь, жизнь, мысль (ноосфера) и сверхжизнь. Человек является венцом антропогенеза, которым завершается космогенез. Носителями прогрессивной линии в эволюции стали приматы - самые неспециализрованные из всех млекопитающих, но обладающие сравнительно большим мозгом. Он видел основное отличие человека от животных в том, что человек не может жить без перспективы, без надежды, в этом случае, он перестаёт творить и созидать. Поэтому в идее свержизни де Шерден подразумевал бессмертие души.

Прямохождение.

В.З.Юровская (1982) “брахиаторная” теория - предки человека опирались при ходьбе на руки, как и некоторые свременные обезьяны, отсюда началось прямохождение и применение орудий.

1928 г. академик П.П.Сушкин видел причину прямохождения в особенностях жизни в скалистых горах Центральной Азии - опирались передними конечностями о скалы. Многие считали, что причина не в скалах, а в отступлении тропических лесов.

1960,1990 Э.Харди и Я.Линдблад - ”водные” гипотезы. Предки австралопитеков жили на берегу моря или озер и рек и ловили крабов и моллюсков, развивая руки, а в воде шерсть не нужна, а вот голова над водой должна быть защищена.

О.Лавджой (1984) бипедию связывает с проблемой ухода за детенышами, которых стало удобнее носить в руках, а не на спине или шерсти, особенно если детей много.

Полицентризм.

Г.Ф.Дебец(1949) считал, что человечество зародилось на территории Европы, но повсеместно.

А.А.Зубов(1973) по строению зубов выделил два больших ствола рас: восточный(монголоиды и австралоиды) и западный (европеоиды и негроиды). Одонтологические признаки очень древние и сформировались в силу долгой изоляции. Впоследствии из двух стволов образовались расы путем аклиматизации.

В.П.Алексеев(1974-1985) считал, что сформировались первоначально два комплекса признаков: протоавстралоидный (на западе) и протомонголоидный (на востоке). Протоавстралоидный положил начало европеоидам, негроидам и австралийским аборигенам, поскольку они туда продвинулись из Африки. Протомонголоидный тип был предком для азиатских монголов и американских индейцев.

Гипотеза о 4 регионах возникновения человека: Юго-Восточная Азии (австралоиды), Южная Африка (негроиды), Восточная Азия (монголоиды), Пере­дняя Азия (европеоиды) (гипотеза американского антропо­лога Вейденрейха);

Гипотеза А. Тома (1974) — выделяет 3 очага происхождения человека: западный очаг (европеоидно-негроидный), монголоидный очаг, восточный очаг (австралоидный).

Гипотеза Смита (1985) выделяет 5 независимых центров происхождения человека от местных неандертальцев: Северная Африка, Южная Сахара, Западная Азия, Восточная Азия, Европа;

Гипотеза отечественной антропологии о двух центрах: за­падный (европеоидно-негроидный) и восточный центр (мон­голоидный или австрало-монголоидный).

Многие из ученых ссылаются на генетические исследования, но антропогенетика в этом случае вряд ли даст однозначные результаты, особенно в отношении палеонтологических находок. Изучение ДНК разных рас дает основание признать срав­нительно позднее происхождение рас как локальных вариан­тов единой популяции, широко расселившейся по всем конти­нентам за счет миграций, изоляции и генного дрейфа. А вот с центрами антропогенеза вопрос остается открытым.

 

А что такое сознание?

Сознаниевысшая, свойственная только человеку, фор­ма обобщенного отражения окружающего мира, позволяющая выявлять:

1) устойчивые свойства, связи и закономерности окружающего мира;

2) прогнозировать тенденции будущего раз­вития ситуации;

3) регулировать поведение и деятельность с учетом объективных свойств мира и внутренних желаний, це­лей человека;

4) анализировать как бы со стороны свое поведе­ние, свои мысли и чувства, свое отличие от других (самосоз­нание, рефлексия).

Резюме.

 

Систематика человека, по чисто животным признакам, помещает его среди узконосых обезьян. Вне человеческого общества человек не в состоянии реализовать свой генетический потенциал и остаётся на всю жизнь животным. Пример тому – «дети-маугли». Но, если он воспитывался в социуме, в окружении других людей, то со временем у человека выявляются принципиальные отличия от животного: интеллект, способность к творчеству, к формированию своей окружающей среды, к членораздельной речи и абстрактному мышлению. Проявляется его необыкновенная пластичность и адаптивность по отношению к окружающей среде.

Науке известны десятки гипотез антропогенеза, пытающиеся объяснить происхождение человека: от креацинизма до фетализации, но ни одна из них не нашла сколько-нибудь достоверного подтверждения. Создается впечатление, что происхождение человека, также как и происхождение жизни на Земле, останется тайной. В науке не решен вопрос и о том, кто был первым «Человеком разумным»: питекантроп, неандерталец или кроманьонец. Им, несомненно, был «Человек умелый», но кто из трех претендентов, живших практически одновременно, заслуживает это звание, неизвестно. Не могут ученые договориться и о месте возникновения человека разумного. Моноцентристы и полицентристы десятки лет выясняют свои отношения, но тоже не приблизились к истине. Единственное, в чем согласны многие ученые, заключается в том, что биологическая эволюция человека закончилась, а основным двигателем антропогенеза является социальный фактор. Именно под влиянием социальных факторов всё более усложняющегося окружающего мира происходит изменение свойств нейронов, обеспечивающих более спокойное реагирование на стрессорные факторы. С этим связано некоторое замедление созревания плода в чреве матери, постепенное увеличение продолжительности жизни человека. На фоне эволюции головного мозга особенно отчётливо проявляется «антиэволюция» духовной, нравственной составляющей человека. Особенно впечатляюще выглядит материальное процветание и духовное обнищание в «цивилизованных» странах, которые, растеряв собственную культуру, превозносят и развивают некую эрзац-культуру с эрзац-моралью.

Совершенно понятно, что антропогенез можно правильнее обозначить как антропосоциогенез. Процесс антропосоциогенеза приводит к индивидуализации человека и к развитию его рефлексивного сознания. Закончить эту главу хочется старым хорошим афоризмом: Каково назначение человека? Быть им.

 

 

Вопросы для самопроверки:

  1. Кто такие дети-маугли?
  2. Какое принципиальное отличие человека от животных?
  3. Какие взгляды на изменчивость имел русский ученый-антрополог А.Каверзнев?
  4. Насколько современно выглядит сейчас теория Ч.Дарвина?
  5. Дайте определение антропогенезу?
  6. Назовите теории антропогенеза, показавшиеся вам наиболее интересными.
  7. Что такое автогенез?
  8. Что представляет собой креацинизм как теория антропогенеза?
  9. В чем особенности внутривидовой эволюции человека?
  10. Когда завершается формирование межнейронных связей у человека?
  11. Кто был первым разумным человеком?
  12. Для чего человеку сознание?
  13. В чем суть и содержание антропогенеза?
  14. Каковы основные сущностные качества человека?

Антропогенетика

Каждый человек неповторим! Какой стандарт!
Афоризм

 

Генетика сродни математике, а студенты психологи, как правило, недолюбливают точные науки.

Что касается антропогенетики, то мы постараемся обойтись без сложных расчетов и не вдаваться в подробности митоза и мейоза. Думаю это, всё-таки, больше удел биологов, а общие представления о делении клеток, митохондриях и генах вы имеете из курса средней школы.

Резюме

Наследственность – замечательный механизм, позволяющий осуществить телесное воспроизводство живых существ, передачу видовых черт от поколения к поколению. Ведь наследственность - это свойство живых организмов сохранять и передавать признаки в ряду поколений. Благодаря наследственности из поколения в поколение сохраняются признаки вида, породы. Наследственные признаки подвержены мутациям:

  • Мутации возникают внезапно, скачкообразно.
  • Мутации наследственны, то есть стойко передаются из поколения в поколение.
  • Мутации не направлены - мутировать может любой генетический локус, вызывая изменения как незначительных, так и жизненно важных признаков.
  • Одни и те же мутации могут возникать повторно.

По своему проявлению мутации могут быть полезными и вредными, доминантными и рецессивными. Следует отметить, что способность к мутированию — одно из свойств гена. Каждая отдельная мутация вызывается какой-то причиной, но в большинстве случаев эти причины неизвестны. Мутации связаны с изменениями во внешней среде. Это убедительно доказывается тем, что путем воздействия внешними факторами удается резко повысить их число.

Современная ситуация сложилась таким образом, что в окружающей людей среде постоянно идет процесс накопления мутагенных агентов, которые через воду, продукты попадают в цепи питания человека, проникают в его клетки, изменяют их метаболизм и структуры, в этом числе и структуры молекулы ДНК - носителя наследственности. По оценкам ученых, сейчас половина, если не больше, человечества ослаблена в генетическом плане. В эту половину входят больные, плюс люди, предрасположенные к болезням, то есть по существу больные в скрытой форме. Мы реально стоим перед опасностью возникновения ослабленного мутантного человечества. Медицина уже располагает сведениями более чем о 1500 наследственных заболеваниях, которые с постоянно нарастающей силой давят на биологию человека, вызывая рассогласованность и в его социальной деятельности. Выход заключается в улучшении экологии Земли и сохранении генетического разнообразия людей. Огромное разнообразие людей не раз спасало человечество от всеобщей гибели в периоды пандемий, поражавших все страны и континенты. И это разнообразие должно сохраняться, как наша защита на будущее. Клонирование, унификация людей, о чём сейчас так много говорят, является смертельным ударом для человечества.

Согласно представлениям современной биологии, все признаки любого организма (фенотип) как физические, так и поведенческие являются результатом взаимодействия наследственной информации (генотип) со средой (комплекс всех факторов, так или иначе, в большей или меньшей степени влияющих на организм), что выражается простой формулой:

фенотип = генотип + среда

Морфологическое строение человеческого тела многообразно и одинаково прекрасно у любого человека, в любой части земного шара, в любом возрасте, в любом состоянии.

Вопросы для самопроверки:

  1. Что такое нанаследственная изменчивость? Приведите собственный пример.
  2. Дайте определение наследственности.
  3. Что такое мутация и какие её виды вы знаете?
  4. Какие мутации называются полулетальными и летальными?
  5. Какие мутагенные факторы вы знаете?
  6. Что может генная инженерия?
  7. Полезен ли искусственный отбор?
  8. Что входит в понятие среды?
  9. Как влияет потепление климата на рост человека?
  10. Влияет ли климат на психику человека?
  11. Каково реальное соотношение генетического и социального в морфологии и поведении человека?

 

Морфология человека.

Что изучает морфология?

Морфология человека - раздел антропологии, изучающий строение человеческого тела. Он подразделяется на соматологию и мерологию. Соматология изучает закономерности индивидуальной изменчивости человеческого организма в целом, половой диморфизм в строении тела, возрастные изменения размеров и пропорций от зародышевого периода до старости, влияние различных биологических и социальных условий на строение тела, конституцию человека. Этот раздел наиболее тесно соприкасается с медициной и имеет существенное значение для установления норм физического развития и темпов роста, он важен для геронтологии и т. п. Мерология изучает вариации отдельных частей организма. Сравнительно-анатомические исследования, входящие в мерологию, посвящены выяснению сходств и различий каждого органа тела и каждой системы органов человека по сравнению с другими позвоночными животными, главным образом млекопитающими и в наибольшей степени с приматами. В итоге этих исследований выясняются родственные связи человека с другими существами и его место в животном мире.

 

А как хорошо было бы, если бы психолог, увидев перед собой клиента определенного телосложения, мог открыть справочник на соответствующей странице и узнать все особенности характера, способности и привычки человека.

 

Почему бы и нет. Представим себе, что строение тела человека соответствует пяти геометрическим фигурам: четырехугольнику, кругу, овалу, треугольнику и конусу. Предположим, что каждый тип заключает в себе скрытые способности, инстинкты и страсти, которые приводятся в действие или остаются в бездеятельности в зависимости от развития личности, ее жизненного пути. Так, несогласие между типом и темпераментом порождает внутренние конфликты, из-за чего происходит «противоречие в чувствованиях, желаниях, поступках, что отражается в странностях характера». Итак, начинаем:

Четырехугольный тип - есть показатель энергичной натуры и твердости характера. Индивидуумы такого типа отличаются решительными мыслями и действиями, у них особенно развит практический смысл. Свои намерения они доводят до конца благодаря терпению, упорству и прилежанию. Они способны к эрудиции, точным наукам, философии и математике, но отсутствие воображения и неспособность к идеальному делает их непригодными для искусства. Из них получаются хорошие изобретатели, механики, строители, работники сельского хозяйства и, вообще, материального производства. Их преобладающие характеристики: любовь к собственности, расчетливость, честолюбие, семейственность. Тип указывает на долговечность, если преобладает костная система.

Треугольный тип указывает на энергию, которая проявляется толчками и вспышками, но без последовательной настойчивости. Они торопятся приводить в исполнение планы, не давая достигнуть их полного созревания. Индивидуумы этого типа осторожны, хитры, не прочь приврать, находчивы и остроумны. Склонны к меланхолии: порывы энергии и энтузиазма сменяются быстрым всеобщим упадком сил. Их умственные способности очень разнообразны и нередко противоречивы: они и мечтатели и мыслители; и идеалисты и реалисты. Непокорные по своей натуре, они с трудом переносят дисциплину.

Круглый тип отличается большой инициативой и энергией. Постоянно действовать и производить - вот основа их индивидуальности. Они толковы и умны, но у них размышление следует за действием. Непредусмотрительность и неблагоразумие, их обычные качества, причиняют много забот и ставят их в большие затруднения. Они очень способны к торговле и, в особенности, искусные маклеры. Общительны и экспансивны, поклонники комфорта и удовольствий стола. Обладают большой дозой честолюбия и тщеславия, очень развита у них чувственность.

Овальный тип характеризуется крайней подвижностью и развитой впечатлительностью. Они живут в постоянной неустойчивости, беспрестанно меняя свои идеи, желания и вкусы. Они обыкновенно начинают тысячу дел, не оканчивая ни одного, но обладают живым умом и талантливостью. Ленивые для физических действий и недостаточно храбрые, они очень доступны страху. Среди них много поэтов и художников, а также основателей и преобразователей религий и различных учений. Их склад ума таков, что они скорее отгадывают, чем узнают, что-либо, очень хорошо развита у них интуиция.

Конусообразный тип имеет очень развитый практический смысл, это - реалисты в полном смысле этого слова. Обладают некоторой тонкостью ума и большим тактом. По натуре они консерваторы, сторонники авторитета, люди расчета и эксплуататоры. Честолюбивые, искательные, они любят показываться на публике, председательствовать на разных собраниях. Обладают веселым нравом, общительны, но трусоваты. Любовь к порядку и правильному образу жизни - их обычные достоинства. Они искусные администраторы, способны к редакторским, банковским и финансовым делам.

Это шутка?

Совсем нет. Это просто выдержка из «Трактата о человеческой физиономии» Эжена Ледо, написанного более ста лет назад в 1895 году. Не напоминает ли это астрологический прогноз, который ежедневно для 500 миллионов людей (а именно столько людей родилось под каждым знаком Зодиака и живет на земле) вещает, например: «Овны! Сегодня вас ждут неприятности, вы поссоритесь со своим начальником, никому не давайте взаймы и не выходите из дома!». Абсурд совершенно ясен, но как хочется, чтобы тобой непременно кто-то управлял! В психологии нет прямых дорог и простых решений.

 

Резюме

Человеку присущ особый вид изменчивости, отражающий потенциал взаимоотношений организма со средой - конституциональная изменчивость. Конституциональная изменчивость непрерывна по всем своим параметрам, но существующие конституциональные схемы отражают ее в виде условных дискретных типов и призваны упростить картину непрерывной изменчивости. Конституциональные различия, помимо прочих причин, имеют реальную генетическую основу. Они обусловлены особенностями хода процесса роста и развития организма, половым диморфизмом и пр. Внешние проявления конституции являются лишь одной ее стороной. Существуют крайне разнообразные функциональные, главным образом, биохимические конституциональные признаки, которые также можно систематизировать. Связь психологических признаков с морфологическими и функциональными существует, однако имеет скорее характер тенденции, проявляющейся в крайних (часто патологических) вариантах. Конституциональные признаки имеют адаптивную ценность, что проявляется также и в неодинаковых рисках заболеваний для разных конституциональных типов в разных условиях. Не существует вредных и полезных конституций, существуют разные конституции. Положительные или отрицательные качества (риски) тех или иных конституциональных типов проявляются только в определенных условиях среды.

Вопросы для самопроверки

  1. Что такое конституция?
  2. Каковы принципы выделения конституциональных типов?
  3. По каким признакам выделяют конституциональные типы?
  4. Какие конституциональные схемы Вы знаете?
  5. По каким принципам можно разделять существующие конституциональные системы?
  6. Какие основные конституциональные типы существуют (общие для разных схем)?
  7. Каков Ваш конституциональный тип (по какой схеме вы его определяете и почему именно по ней)?
  8. Что такое апостериорный и априорный подход в конституционологии?
  9. Существуют ли дискретные конституциональные типы?
  10. В чем заключается концепция биохимической индивидуальности человека?
  11. Как связана конституция с психикой человека?
  12. Как наследуются конституциональные признаки и их комплексы?
  13. Как можно использовать знания о конституции в медицине?

Возрастная антропология

Найти самого себя и потому так трудно, что искомая личность

ни на кого не должна быть похожа.

Афоризм

 

Что такое зубной возраст?

Зубной возраст определяется на основные числа и последовательности прорезывания зубов и сопоставления полученных данных со стандартами. Зубной возраст используется только до 13 – 14- летнего возраста, так как молочные зубы прорезываются с 6 месяцев до 2 лет, а постоянные заменяют их в возрасте от 6 до 13 лет. Наличие зубов проставляется в соответствующую формулу, характерную для каждого возраста. Известен средний возраст появление каждого класса зубов и порядок их появления, что также указывает в соответствующей формуле прорезывания.

 

Резюме

Наш рассказ о процессе развития человека, конечно, не закончен. С проявлением онтогенетической изменчивости и явлением биологического возраста мы столкнемся во всех последующих темах учебника. Пока подведем промежуточный итог:
Наиболее общее понятие биологии развития - онтогенез - представляет собой жизненный цикл от момента оплодотворения до наступления смерти. Это непрерывный процесс возрастного изменения организма - роста и развития.
Онтогенез можно рассматривать как процесс возникновения и преобразования различных особенностей организма (признаков и систем признаков). Под воздействием и контролем разнообразных и всегда уникальных факторов среды (модификаторов развития) в ходе роста и развития происходит реализация неповторимого генетического материала (генотипа) в его "внешнее" проявление (фенотип).

С преобразованиями, происходящими в процессе онтогенеза, связаны все виды изменчивости биологических признаков человека.

    • Развитие человека начинается с одной клетки (оплодотворенной зиготы), а дальнейшие преобразования можно разделить на четыре крупных морфогенетических события: гиперплазию (деление клеток); гипертрофию (рост клеток); детерминацию и дифференцировку клеток и морфогенез. Конечным результатом этих преобразований является образование клеточных систем - тканей, а также органов, их систем органов и организма в целом.
    • К основным закономерностям процесса развития человека относятся непрерывность, постепенность, необратимость, цикличность, гетерохрония, чувствительность к эндо- и экзогенным воздействиям.
    • Существенным аспектом является выраженный половой диморфизм развития.
    • Динамика онтогенетического развития каждого человека неповторима (индивидуальна).
    • Развитие человека характеризуется периодами активизации и торможения роста. Темпы роста ограничиваются или активизируются под воздействием широкого спектра экзогенных факторов среды. Но их воздействие не выводит процессы развития за границы широкой нормы реакции, определенной наследственно.

При нормальном течении, процессы роста и развития четко направлены и способны к самостабилизации, благодаря действию большого числа разнородных регуляторных механизмов. Эти механизмы запускаются благодаря генной экспрессии. Любое ростовое изменение в организме так или иначе связано с характером генетической активности.
Непосредственным каналом реализации наследственной программы являются ферменты, гормоны и другие эндокринные факторы. Изменение уровня их секреции в течение онтогенеза представляет собой ведущий фактор регуляции темпов индивидуального развития.
На всех этапах онтогенеза организм человека остается целостной и открытой биологической системой. Действие регуляторов и факторов развития начинается еще до момента зачатия. Затем уже другие механизмы продолжают контролировать процесс развития в течение всего пренатального периода и постнатального онтогенеза, определяя экспрессию, действуя непосредственно на клеточном и тканевом уровне.
Многие из этих механизмов обладают свойством саморегуляции, и большинство представляют собой сложные межсистемные комплексы, которые сами образуются в ходе онтогенеза. Они запускают и контролируют развитие отдельных систем организма. Мы же получаем хорошую возможность структурировать этот непрерывный процесс на условные этапы (периоды онтогенеза), регуляция в пределах которых оказывается более или менее жестко обусловленной генетически (чувствительные периоды).
Хотя всё или почти всё замыкается в конце концов на генах, даже эндогенные регуляторы роста (та же нейроэндокринная система, призванная канализировать рост), оказываются во взаимодействии с широким спектром экзогенных условий ("шумов" развития), многие из которых имеют случайный характер. Реализация наследственной программы, происходящая в ходе индивидуального развития, в значительной степени попадает под влияние конкретных условий среды, в которой и протекает весь процесс. А ведь эти условия сами непрерывно



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-06; просмотров: 703; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.19.7 (0.013 с.)