Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тема №1. Философия, круг ее проблем и роль в обществе↑ Стр 1 из 10Следующая ⇒ Содержание книги
Поиск на нашем сайте
ВВЕДЕНИЕ
Государственные образовательные стандарты профессиональной образовательной программы по философии для специальностей, предусмотренных в нашем вузе, в качестве обязательного минимума требуют усвоения следующих смысловых блоков: – роль философии в жизни человека и общества; – исторические типы философии; – человек во вселенной; – философская, религиозная и научная картина мира; – природа человека и смысл его существования; – познание, его возможности и границы; знание и вера; – общество: многообразие культур, цивилизаций, форм социального опыта; – человек в мире культуры; – Запад, Восток, Россия в диалоге культур; – личность: проблемы свободы и ответственности; – человек в информационно-техническом мире; – роль научной рациональности в развитии общества; – проблемы и перспективы современной цивилизации; – человечество перед лицом глобальных проблем и др. Исходя из этого дидактического содержания, сформированы требования к знаниям выпускника АГЗ. Он должен: – иметь представление о содержании основных философских течений, школ и систем прошлого и настоящего, тенденциях развития философского знания; – знать сущность и содержание философии, поэтапную историю ее развития и роль в системе современных наук; содержание и значение основных принципов, законов и категорий философского знания; сущность общества и человека; содержание и взаимосвязь онтологических концепций мироздания; сущность и специфику познавательной деятельности человека; основы философии техники и рискологии, специфику деятельности в экстремальной ситуации; – уметь применять полученные знания в профессиональной деятельности; анализировать явления и процессы, происходящие в природе и социуме; ориентироваться в системе ценностей и идеалов и обоснованно определять собственные духовно-нравственные приоритеты. Таким образом, целью изучения философии является содействие в выработке сознательно принимаемого цельного, теоретически обоснованного, осмысленного мировоззрения, фундаментальных смысложизненных установок и ориентаций, научно-методологических подходов к решению профессиональных, личностных и общественных проблем. Изучение дисциплины способствует формированию у обучаемых культуры мышления, потребности самостоятельного добывания знаний и творческому их применению. Для решения этих задач курс философии тесно увязан с другими учебными дисциплинами, изучается в первые годы обучения в Академии и структурно состоит из четырех разделов: 1. Введение. 2. Исторические типы философии. 3. Философия как единство онтологии и гносеологии. 4. Социальная философия и философская антропология.
I. ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
II. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИЗУЧЕНИЮ ФИЛОСОФИИ
Приступая к освоению вузовской программы по любой учебной дисциплине, обучаемые рано или поздно задаются вопросом – как оптимизировать свои усилия, каким образом качественно и надолго усвоить материал, преподносимый наставниками и изложенный в учебниках? Хотя однозначного ответа на такой вопрос быть не может по причине индивидуальных особенностей мышления и психики каждого обучаемого, некоторые обобщенные рекомендации известны. Существует точка зрения, состоящая в том, что философию нужно изучать по оригинальным классическим философским текстам. Отчасти такой подход справедлив, однако он предполагает наличие уже сложившегося, зрелого и систематического мышления и навыков самостоятельной работы с книгой и, главное, базовых знаний общенаучных принципов и категорий. Опыт преподавательской работы показывает, что большинство курсантов и студентов АГЗ (а это по преимуществу недавние школьники) такими качествами не обладают. В связи с этим нередко имеют место попытки обучаемых в ходе семинарских (и других) занятий подменить изложение конкретного учебного материала так называемым «философствованием», по большей части беспредметным. К сожалению, существует еще одно достаточно распространенное заблуждение, состоящее в том, что философия и связанные с нею дисциплины, на изучение которых в техническом вузе отводится сравнительно мало времени, не являясь профилирующими, не дают конкретных и актуальных для будущей профессиональной деятельности знаний и, следовательно, не должны отнимать много сил и энергии. Так ли это? Вопрос, по мнению авторов, риторический. Философия – обязательная вузовская учебная дисциплина, как в нашей стране, так и за рубежом. В последние десятилетия в мире отмечается тенденция к гуманитаризации образования, в том числе некоторые позитивные сдвиги намечаются и в отечественной образовательной сфере. Любой специалист, стремящийся к дальнейшему росту профессиональной квалификации, и скажем, поступающий в адъюнктуру (аспирантуру), помимо предметов специализации экзаменуется также и по философии, что является испытанием на зрелость мышления и потенциальную способность к занятиям научной деятельностью. Известно также, что претенденты на первичную ученую степень кандидата наук (независимо от области исследований) допускаются к защите диссертации только после сдачи экзамена кандидатского минимума по философии. Случайно ли это? Изучение философии составляет фундамент общекультурной и общетеоретической гуманитарной подготовки специалиста любого профиля. Оно способствует выработке цельного, сознательно избранного и творчески развиваемого мировоззрения, столь необходимого в наше непростое время каждому мыслящему и образованному человеку. Изучение философии требует значительных интеллектуальных усилий, однако труд окупается расширением кругозора, приобретением навыков критического и самостоятельного анализа разноплановых проблем, глубокого осмысления современных социальных процессов, адекватным пониманием сущности кризисных явлений в различных сферах жизни, постижением эффективных путей рационального и гуманного решения стоящих перед человечеством глобальных проблем. Отметим некоторые из специфических трудностей, возникающих перед впервые приступающими к изучению философии. Выбор литературы Проблема не в отсутствии качественных учебников – их сегодня как никогда много. Однако, парадокс в том, что универсального учебника, который в полном мере отвечал бы требованиям сегодняшнего дня и специфике учебного процесса в нашей академии, пока нет. Из существующих учебников наиболее полно отвечают нашим программам следующие: · Философия: учебник/ Под ред. В.Н. Лавриненко, В. П. Ратникова. Данный учебник выдержал уже 5 изданий, последнее из которых состоялось в 2011 году. · История философии в схемах и комментариях: учебное пособие/ В. А. Светлов. - СПб: Питер, 2010. В библиотеке Академии указанные учебники представлены в достаточном количестве как и настоящее пособие, призванное сконцентрировать внимание обучающихся на ключевых проблемах курса. Рекомендуем также воспользоваться пособием, имеющимся в академической сети интранет: · Малов А.В. и др. Философия (в схематическом изложении). Учебное пособие. Химки: АГЗ, 2012. Что касается интернета, то наибольший интерес предоставляют его библиотеки. В частности: · Электронная библиотека сайта Института философии РАН – http://www.philosophy.ru/ · Цифровая библиотека по философии http://filosof.historic.ru/ · Электронная библиотечная система http://www.knigafund.ru/ Для глубокого проникновения в сущность изучаемых проблем желательно подкреплять получаемые из лекций и учебников знания знакомством с трудами видных философов. При этом очевидной трудностью является поиск главного содержания в объемных текстах первоисточников. В данном случае на помощь придет краткая хрестоматия в нашем пособии, а также различного рода антологии, хрестоматии и сборники текстов. И последнее по поводу литературы. Вполне целесообразным представляется для логического, смыслового, структурного и исторического закрепления учебного материала использовать различного рода схемы, издания, где проблемы философии даны в кратком изложении, например, в виде вопросов и ответов. Ряд схем, структурирующих материал, предложены в данном пособии. При этом нужно предостеречь обучаемых от еще одной методической ошибки: ни одно из таких изданий не может заменить конспекта лекций и учебника. Обращаем внимание на то, что перечень литературы к разделам (темам) курса и семинарским занятиям взаимодополняемы. Они не ограничивают самостоятельного поиска источников знания обучаемыми. Целесообразно использование периодических философских изданий, к примеру, журнала «Вопросы философии». 2. Ведение конспектов лекций и подготовка к семинарским и другим контрольным занятиям Курс философии предполагает последовательное проведение лекционных занятий, семинаров, индивидуальных собеседований и самостоятельной работы под руководством преподавателя. Лекционные занятия предназначены для обобщенного и систематизированного изложения учебного материала по изучаемым темам. Лекции читаются самыми опытными педагогами с использованием современных технических средств, при этом не только излагается основное содержание темы, но и даются необходимые пояснения и рекомендации для прочного его усвоения. В ходе лекции от обучающихся требуется не механически - бездумное записывание, но и сотворчество с лектором, предполагающее глубокое осмысление воспринимаемого. Следует учитывать, что лекция не может быть превращена в подобие диктанта, ведь в таком случае даже хорошо записанный материал будет иметь сомнительную ценность для качества знаний обучающихся. Поэтому важно уметь осмыслить и кратко записать главное, существенное, то, чего не зафиксировать по данной теме нельзя. Некоторые курсанты и студенты стремятся записывать дословно то, что излагает преподаватель в ходе лекции. Это не верно. Опытный педагог интонацией или иным способом обращает внимание обучаемых на наиболее принципиальные, фундаментальные положения лекции, подсказывает что, а иногда и в какой форме, записать в конспект. Дословно могут быть и должны быть записаны лишь определения и иногда краткие цитаты. Остальные же положения лекции желательно фиксировать сокращенно в собственных формулировках. Выигрывают в конечном счете те из обучаемых, кто, используя собственную систему аббревиатур и иных символических сокращений, полно и без ущерба для понимания фиксируют максимум из услышанного. Однако известно, что даже хорошо записанная лекция требует последующей доработки в часы самоподготовки. При этом неверно поступают те, кто пытаются это сделать через несколько дней (или когда, по их мнению, для этого есть возможность), т.к. из памяти «стираются» смысловые акценты и эмоционально-образные конструкции. Поэтому наиболее эффективно продолжить работу с конспектом в тот же день, по свежим ощущениям, расшифровывая свои сокращения, еще раз осмысливая логическую последовательность и смысловое наполнение материалов лекции, дополняя свои записи из учебной литературы, источников и словарей. Ценным подспорьем для обучающихся при доработке лекции послужит и настоящее пособие, в третьем разделе которого конспективно-структурированно изложено основное содержание (узловые вопросы) всех лекционных тем. Нужно учесть, что в ряде случаев содержание лекционного материала в пособии шире, нежели в самих лекциях, что является своеобразной подсказкой курсантам и студентам, в каком направлении и каким содержанием обогатить свой конспект. При всей дидактической ценности лекционных занятий, важной составляющей которых является эмоциональный «живой» контакт преподавателя с аудиторией, лекции не могут заменить других форм учебной работы. Наиболее широко распространенной контрольно-обучающей формой занятий является семинар. Он проводится по наиболее сложным вопросам (темам, разделам) учебной программы и имеет целью углубленное изучение учебной дисциплины, привитие обучающимся навыков самостоятельного поиска и анализа учебной информации, формирование и развитие у них научного мышления, умения активно участвовать в творческой дискуссии, делать правильные выводы, аргументированно излагать и отстаивать свое мнение. Что нужно учитывать при подготовке к семинару? Во-первых, подготовка к семинарскому занятию осуществляется на основе методических заданий (планов семинаров), представленных в третьем разделе данного пособия. Очень важно еще до лекции ознакомиться с планом предстоящего семинара, т.к. это нацелит на акцентированное внимание к тем проблемам, которые будут предметом семинарского обсуждения. Во-вторых, подготовку к семинару не следует оставлять на день, предшествующий этому занятию. В большинстве случаев между последней лекцией по семинарской теме и семинаром предусмотрен временной интервал в 3-6 дней, поэтому подготовку к семинару целесообразно спланировать на каждый из имеющихся в распоряжении дней. Возможен вариант с подготовкой одного вопроса семинара в один из часов ежедневной самостоятельной подготовки. В-третьих, кафедра требует, чтобы работа по подготовке к семинару была отдельно письменно отражена в тетрадях для конспектов (или в отдельных тетрадях). При этом некоторые из обучающихся бездумно и, в общем, бесполезно переносят без творческой переработки материал законспектированной лекции из одних листов тетради на другие. Смысл записи подготовки к семинару в еще одном творческом осмыслении материала, но уже с учетом потенциального устного изложения проблемы перед товарищами с внесением в него элементов дискуссионности и положений из первоисточников. В-четвертых, особо следует сказать о подготовке докладов и фиксированных выступлений, предусмотренных планами семинарских занятий. Данные виды учебной работы должны стимулировать творческий поиск, способствовать совершенствованию навыков самостоятельной работы с литературой, публичного выступления перед аудиторией, систематизации и отбора наиболее важного материала и, в конечном итоге, углублению знаний по теме. Для качественной подготовки доклада (фиксированного выступления) необходим дополнительный инструктаж, который осуществляется преподавателями в один из дней самоподготовки накануне семинара[1]. Фактором, способствующим стимулированию интереса обучающихся к теме семинарского занятия, может служить такая форма, как реферирование литературы и источников. По заданию педагога один из курсантов (студентов) анализирует и представляет в начале семинара краткую информацию о содержании учебной и монографической литературы, статей в философских журналах, относящихся к изучаемой теме. Учебной программой для курсантов предусмотрен такой вид занятий, как индивидуальное собеседование по наиболее значимым разделам (темам). Данная форма учебной работы имеет целью углубленный контроль усвоения программы, т.к. каждый обучающийся в ходе личной беседы с педагогом обязан отчитаться по выбору преподавателя по одной из проблем собеседования. Для получения положительной оценки на этом занятии, как показывает практика, также абсолютно необходима письменная подготовка по каждой из проблем, причем с обязательным использованием (помимо материалов конспектов лекций) учебников, хрестоматий и справочной литературы. Подробные планы подготовки и проведения индивидуальных собеседований с акцентом на разъяснение содержательных аспектов по каждой из проблем также имеются в данном учебно-методическом пособии. Важное место в процессе изучения дисциплины курсантами отводится такому виду занятий, как самостоятельная работа под руководством преподавателя. В некоторых темах, например, по онтологии, философии техники и др. предусмотрена самостоятельная работа обучающихся по углублению их представлений по существу изучаемых философских проблем с использованием основной и дополнительной учебной, справочной литературы, а также других источников. Поскольку данный вид занятий предусматривает использование широкого спектра литературы, от каждой учебной группы накануне в учебную библиотеку подается заявка (в соответствии со списком рекомендованной литературы) с тем, чтобы каждый курсант был обеспечен одним учебником и одним-двумя дополнительными изданиями. В ходе занятия преподаватель оказывает помощь в отборе материала, его конспективном оформлении, контролирует работу обучающихся, нацеливает на расширение смыслового и содержательного поля информации по изучаемым проблемам, разъясняет и, при необходимости, комментирует узловые моменты темы, которые должны быть отражены в конспектах. В конце занятия или после его завершения качество самостоятельной работы проверяется с выставлением оценки каждому обучающемуся. Подготовка к итоговому контролю (экзамену) Руководящими документами по организации учебного процесса в вузе на подготовку к экзамену предусмотрено всего лишь несколько дней. Соответственно, - и это подтверждено опытом, - усвоить и, как говорят в студенческой среде, «выучить» за короткое время содержание 60-70 вопросов попросту невозможно. А отсюда основная рекомендация – готовиться к экзамену нужно с самого первого занятия по дисциплине. Подготовка к экзамену начинается с внимательного восприятия и качественного конспектирования учебного материала в ходе лекций и последующей самостоятельной работы, продолжается интенсивной подготовкой по всем вопросам каждого семинарского занятия (и других форм контрольных занятий) в ходе учебного семестра и лишь структурно оформляется на завершающем этапе – в день, отведенный собственно для подготовки к испытанию. При этом особый акцент хотелось бы поставить на следующем обстоятельстве – нужно не только готовиться (письменно, как рекомендует кафедра) по всем вопросам семинарских занятий, но и стараться максимально активно работать на самом семинаре – выступать, включаться в дискуссию, дополнять другие выступления, задавать вопросы и т.д. Только «озвученный», «проговоренный», обсужденный учебный материал остается в памяти. В идеале, только осмысленные, в некотором значении «пережитые», «задевшие за живое» теоретические положения, ставшие результатом компромисса в ходе творческой дискуссии, преобразуются в твердые знания, в элементы мировоззрения. Вот почему столь большое и пристальное внимание следует уделить семинарским занятиям и индивидуальным собеседованиям по ходу изучения курса. Саму же подготовку в последний перед экзаменом дни рекомендуется организовать следующим образом: Первый этап: работа с конспектом лекций и записями подготовки к семинарам и собеседованиям. На этом этапе нужно сверить свои записи с перечнем вопросов, вынесенных на экзамен, определить вопросы, наиболее полно и удачно раскрытые в конспектах. Кроме этого, желательно «рассортировать» имеющиеся сведения по двум направлениям – историческому (согласно историческим типам философии) и содержательному (по разделам учебной программы). Итогом этой работы должно стать формирование цельного представления о содержании курса философии. Второй этап: работа с учебниками и справочной литературой. На этом этапе обучающийся обогащает структурно-логические представления по темам конкретным и более полным содержанием. Нужно учитывать, что отдельные разделы с различной степенью полноты и качества изложены в разных учебниках и пособиях. Поэтому в группе должно быть максимально возможное количество учебной и справочной литературы. При подготовке обязательно нужно обращаться к словарям и справочникам, однако следует помнить, что сущностные категории, термины, представляющие своеобразную квинтэссенцию изучаемых проблем, требуют «обрамления» другими содержательными и методологическими положениями, изложенными в учебниках и учебных пособиях. То есть подготовиться качественно и соответственно получить высокую оценку на экзамене без использования базовой учебной литературы весьма затруднительно. Третий этап: работа с альбомами схем, сборниками вопросов и ответов по философии и другой дополнительной литературой. Этот этап должен логически завершить подготовку, образно говоря, «разложить по полочкам» учебный материал, придать знаниям системность и структурно-практическую завершенность. Хотелось бы предостеречь от еще одного неоправданного приема, на который рискуют отваживаться некоторые обучающиеся. Начинать подготовку и осуществлять ее необходимо именно в изложенном выше порядке, т.е. от конспекта к учебнику и от него – к схеме. Если начать со схем, например, то результат может быть плачевным. Схемы логически и содержательно могут структурировать и помочь в мнемоническом запоминании уже имеющегося знания, а его необходимо черпать из конспектов лекции (хотя их тоже недостаточно) и учебников. И несколько рекомендаций по методике ответа на экзамене. Принципиально ответ, претендующий на высокую оценку, должен содержать ряд обязательных элементов, которые необходимо иметь в виду при подготовке и составлении его плана. План ответа должен включать: 1. Небольшое введение с раскрытием актуальности проблемы. 2. Историко-философский показ генезиса и развития проблемы. 3. Содержательную часть, т.е. теоретическое изложение сущности проблемы. 4. Мировоззренческое и методологическое значение проблемы, в том числе для профессиональной деятельности специалистов МЧС России. Такой примерный план позволит полно и последовательно изложить учебный материал и не упустить существенные моменты, дисциплинировать мысль и речь, максимально сосредоточиться на проблеме, требующей раскрытия. Более того, ответ по плану позволит избегать еще одной весьма распространенной ошибки – освещение несущественных, второстепенных и не принципиально важных при рассмотрении конкретной проблемы моментов. Часто курсанты и студенты пытаются говорить много в ущерб содержательно-конкретному изложению проблемы, что неизбежно влечет дополнительные вопросы и снижение оценки. Таковы основные рекомендации по изучению курса философии в нашей академии. Выражаем надежду, что их учет и использование помогут желающим оптимизировать познавательную деятельность в освоении содержания учебной программы. И последнее. Изучение вузовской программы курса философии сегодня не преследует цели установления мировоззренческого или идеологического единомыслия. Плюрализм - естественная и нормальная форма функционирования философского знания вообще и философского образования в частности. Это обстоятельство повышает требования к общей культуре личности, к культуре мышления, к уровню и качеству знаний, умению эффективно использовать их в профессиональной деятельности. Изучение философии есть лучшая школа формирования самостоятельного, творческого и критического мышления. При этом нужно помнить, что научить человека чему-либо возможно только тогда, когда он сам этого желает, когда он «заряжен» на учебу, жаждет новых знаний. Такая жажда должна порождаться личной мотивацией, а не одной лишь высокой требовательностью командиров, воспитателей, научно-педагогического состава. Все трудности на этом нелегком пути преодолимы. Была бы добрая воля, упорство и настойчивость в учебе. Не нами сказано: дорогу осилит идущий. В добрый путь! Желаем успеха. III. СОДЕРЖАНИЕ ЛЕКЦИЙ, СЕМИНАРОВ И ДРУГИХ ВИДОВ УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЙ РАЗДЕЛ I. ВВЕДЕНИЕ
Древний Китай Древнейший литературный памятник - «Книга перемен» («И цзин»), в которой была предпринята попытка отразить процессы, происходящие в природе, включающей и небесную сферу. Небесная природа, находясь в движении, формирует все сущее. Классики китайской философии — Лао-Цзы, Конфуций. Лао-Цзы (VI-V вв. до н.э.) – основатель даосизма. «Дао»: а) естественный путь всех вещей, ни от кого не зависящий (развитие всех вещей идет по кругу, а не по восходящей); б) вечное неизменное начало, духовная основа всех вещей и явлений природы, закон человеческой жизни; · Единственная достойная человека цель - следовать законам Дао. Знание: – велико значение знаний, но лишь созерцательных (поверхностных), так как все изменяется само собой, человек должен (может) только созерцать; – уровни знания: «Знающий людей — мудр, знающий себя — просвещен». – методология познания: ü по себе можно познать других; ü по одной семье можно познать остальные; ü по одному царству — другие; ü по одной стране — Вселенную; Социальные воззрения (устройство общества и управление им): – лучший правитель тот, о котором народ знает, что он есть; – несколько хуже — которого народ любит и возвышает; – еще хуже — которого народ боится; – самый плохой — которого народ презирает; – лучшее правительство то, которое спокойно и бездеятельно, так как оно следует дао; Конфуций (551 - 479 до н.э.) · Основные понятия конфуцианства: «жэнь» - человеколюбие, гуманность; «ли» - почтительность, нормы общежития, церемониал, социальный регламент. · Главное содержание учения: нравственные принципы и проблемы государственного управления. Новейшего времени.
Занятие 4/1 Лекция: «Становление философии Нового Времени» Время – 2 часа. Цели занятия: 1. Ознакомить обучаемых с основными направлениями развития западноевропейской философии периода Ренессанса и Нового Времени. 2. Дать характеристику гуманизма как сущностной черты эпохи Ренессанса и рационализма как основы философии Нового Времени. 3. Показать особое значение идей новоевропейского времени для дальнейшего развития философии.
Вопросы лекции: 1. Возрождение как предпосылка идей Нового времени. 2. Философия Нового Времени. Эмпиризм и рационализм. 3. Социально-философская проблематика Нового времени. Методические рекомендации: При рассмотрении первого вопроса лекции важно осмыслить наиболее общие черты философии Возрождения: – широкое использование античного культурного и философского наследия; – антропоцентризм (человек, а не Бог – центр мира); – многообразие художественных форм изложения философских взглядов; – гуманизм (человек – свободное существо, творец самого себя и окружающего мира); – тесная связь с развитием естествознания; – критика средневековой схоластики и религии. Среди основных направлений и рассматриваемой проблематики в философии Возрождения можно выделить: · Философский гуманизм; – человек – продукт реализации возможностей собственного разума (Д.Алигьери); – человек имеет право на счастье в реальной земной жизни, а не только в потустороннем мире (Ф. Петрарка); – вера в безграничные возможности человека и его разума (Л. Валла). · Социально-политическое направление (Н.Макиавелли); – особая организация – государство создается для обуздания низменной натуры человека, его эгоистических интересов; – сила государства основана на праве, строго отделяющем правовые установления от предписаний религии; – высшим законом политики является благополучие и могущество государства, отсюда для достижение данной цели пригодны все средства (подкуп, вероломство, убийство и т.д.); – мудрость государя состоит в том, чтобы искусно создавать себе несильных врагов и одерживать над ними верх; – государь ни в коем случае не должен посягать на имущество и личную жизнь граждан. · Социально-утопическое направление; – обоснование общественного устройства на основе идей социальной справедливости и равенства при отсутствии всякой частной собственности (Т. Мор, Т. Кампанелла). – совместное и обязательное участие всех граждан в производительном труде, а его результаты являются собственностью всего общества (Т. Кампанелла); – выборы всех должностных лиц (Т. Мор, Т. Кампанелла); – равные права и обязанности мужчин и женщин (Т.Мор); – жители верят в Бога, существует полная веротерпимость (Т.Мор); · Философия природы (натурфилософия). На смену средневековому теизму приходит пантеизм («Бог во всем, Бог сливается с природой, природа обожествляется»). – Вселенная и Бог одно целое, не существует Бога отдельно от Вселенной (Н.Кузанский); – Земля не является центром Вселенной, тем самым отвергается господство геоцентризма (Н. Коперник); – Солнце является центром по отношению к Земле (гелиоцентризм), Космос бесконечен, его процессы объяснимы (Г.Галилей); – Вселенная не имеет центра, она состоит из множества галактик, число миров в ней бесконечно, она несотворима и неуничтожима (Дж. Бруно). При изучении второго вопроса «Философия Нового Времени. Эмпиризм и рационализм» необходимо обратить внимание на следующие характерные для философии Нового Времени особенности: · ориентация на опытную науку, основу которой составляют наблюдение и эксперимент; · в центре философского осмысления: – пути и способы получения научного знания о мире; – проблема единой, но многообразной субстанции; – разработка методологии познавательного процесса и анализ его пределов; – природа рассматривается как сложный механизм; – антропологическая проблематика: человек рассматривается как инициативный и деятельный работник; – разумное общественное устройство и пути его достижения. Эмпиризм и рационализм Нового времени представлен выдающимися мыслителями: Фрэнсис Бэкон (1561-1626) – родоначальник эмпирической философии Нового Времени, опытно-индуктивной методологии познания. – цель науки – не обоснование Бога, не знание ради знания, а открытия, способные улучшить жизнь людей; – «знание – сила», но действительной силой оно становится только тогда, когда оно истинно; – опыт играет в научном познании ведущую роль, различаются два его вида: – плодоносный - нацеленный на принесение непосредственной пользы человеку; – светоносный – ориентированный на познание законов явлений и свойств вещей; – истинный индуктивный метод состоит в умственной переработке материала, который доставляет нам опыт; – необходимо избавиться от причин человеческих заблуждений или препятствий («идолов») на пути познания. Рене Декарт (1596-1650) – родоначальник рационалистическойфилософии Нового Времени, дедуктивной методологии познания. – опыт вторичен, он направляется умом; – исходным началом философии является мышление; – только мышление обладает подлинной достоверностью («Я мыслю, следовательно, существую»); – основным источником и критерием истинности знания является разум; – основа познания – интеллектуальная интуиция, которая начинается с сомнения; – духовная субстанция имеет врожденные идеи (идея Бога, числа, фигуры); – с помощью разума и дедуктивного метода можно логически вывести все знание о мире. Джон Локк (1632-1704) – создатель новоевропейской сенсуалистическ |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-07-14; просмотров: 327; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.248.48 (0.012 с.) |