Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема № 10. Человек в информационно-техническом мире

Поиск

Занятие 10/1. Лекция:

«Философия техники»

Время – 2 часа

Цели занятия:

1. Формирование философских взглядов на природу и сущность техники.

2. Рассмотреть основные проблемы философии техники

3. Раскрыть основные этические аспекты технической, инженерной деятельности.

Вопросы лекции:

1. Происхождение и природа техники

2. Основные проблемы философии техники

3. Техника и этика

 

Методические рекомендации по изучению материала:

· Философия техники как относительно самостоятельная область теоретического знания, не менее значимая, чем традици­онные онтология и гносеология.

· Первые зачатки фило­софии техники в XIX веке в Германии, Франции, в на­чале XX века - в России (работы П. А. Энгельмейера)

· Активизация научных исследований по проблемам философии техники в XX в. в трудах М.Хайдеггера, К.Ясперса, Т.Веблена, О.Тоф­флера, Ф. Дессауэра, Л.Мэмфорда, Х.Ортеги-и-Гассет, О.Шпенглера, Х.Ленка. В числе российских исследователей философии техники наиболее известны А.И.Ракитов, Б.Н.Иванов, В.В.Чешев, В.Г.Горохов, В.С.Стёпин, И.А.Майзель, М.А.Розов, С.В.Шухардин.

· Постановка проблем об онтологическом статусе и гене­зисе техники, ее сущности, феноменологических характеристиках и перспективах будущего развития.

При изучении первого вопроса лекции не упустить из поля зрения следующие аспекты:

· Возникновение понятия «техника» еще в антич­ном обществе от греческого слова «техне», означавшего умение, мастерство, искусную деятельность.

· Современная трактовка термина «техника».

Техника - система искусственных органов деятельности общества, развивающаяся посредством исторического процесса опредмечивания в природном материале трудовых функций, навыков, опыта и знаний путем познания и использования сил и закономерностей природы.

· Содержание понятия «техника».

Одно из направлений современной отечественной философии техники, возглавляемое проф. В.Г. Гороховым, включает в понятие «техника»:

– совокупность технических устройств, артефактов - от простейших орудий до сложнейших технических систем;

– специфическую область знания - от специализированных рецептурно-технических знаний до теоретических научно-технических и системотехнических знаний;

– область человеческой деятельности, направленную на создание технических устройств и их эксплуатацию;

– совокупность умений и навыков человека, составляющих особенности того или иного рода человеческой деятельности, искусство и мастерство человека в этой деятельности.

В узком смысле техника есть совокупность артефактов, соз­даваемых и используемых методами инженерной деятельности.

В более широком понимании техника выступает как особый, технический подход к любой сфере человеческой деятельности.

· Филогенез «техники»

ü Античные концепции об искусстве производства вещей, во­площающее в себе знание, подражающее природе и выступающее в качестве образца для понимания природного бытия.

ü Исследования философских аспектов ремесла, технических нововведений и изобретений французскими и немецкими просветителями Даламбером, Дидро, Алштедтом, Бекманом.

ü Первый философский анализ орудийного отно­шения человека к природе Гегеля в «Реальной фи­лософии» и «Философии права».

ü Исследования феномена техники в процессе технизации современ­ной культуры мыслителями ХХ века:

– культурно - историческая концепция (Ф. Дес­сауэр, Т. Литт);

– феноменология (Э. Гуссерль);

– философия жизни (А. Бергсон, О. Шпенглер);

– экзистенциализм (К. Ясперс, Х. Ортега-и-Гассет, М. Хайдеггер);

– философская антропология (А. Гелен, Г. Плесснер);

– эсхатологическая метафизика (Н.А. Бердяев);

– неомарк­сизм франкфуртской школы (Г. Маркузе, Ю. Хабермас и др.)

· Основания различных концепций техники:

1. техника и человек;

2. техника и природа;

3. техника и бытие;

4. техника и социокультурный мир.

· Все многообразие философских концепций техники может быть схематизировано. Наиболее фундаментальными среди них являются направления:

ü антропология техники;

ü натуралистическая онтология техники;

ü культурология техники.

· Технология как непременное условие возникновения и развития техники, конкретный способ и определенный алгоритм функционального соединения человека и техники.

· Научно-технологический прогресс как следствие объединения науки и технологии, современный этап которого называется научно-технической революцией.

При изучении второго вопроса лекции «Основные проблемы философии техники» уяснить:

· Основные подходы к оценке феномена техники:

1. Натуралистический подход. Главная идея: человеку в отличие от животных недостает специали­зированных органов, поэтому он вынужден компенсировать свои недостатки созданием артефактов.

2. Волевая интерпретация техники. Главная идея: человек посредством создания техники и технологических цепей реализует свою волю к власти.

3. Рациональный подход. Главная идея: техника рассматривается как сознательно (рационально) ре­гулируемая деятельность человека. Собственное качество техники она приобретает лишь в системе «человек – техника».

· К середине ХХ столетия проблемы философии техники осмысливались в технократических концепциях (концепциях технократического оптимизма).

1. В социальной утопии Т. Веблена(1857-1929) «Инженеры и система цен» технические специалисты были представ­лены как бескорыстные служители идеи социального прогресса.

2. В работах Дж. Гэлбрейта (р. 1908) «Новое индустриальное общество» и «Экономические теории и цели общества» (60-70-е годы) сформулировано понятие «техноструктуры».

· Концепции технократического оптимизма воспринимались и оценивались критически. В ряде антиутопий («Утопия 14» К. Воннегута, «4510 по Фаренгейту» Р.Бредбери, «О, дивный новый мир» О. Хаксли, «1984» Дж. Оруэлла и др.), указывалось, что изощренная техника начинает господствовать над человеком, подавлять его индивидуальность и свободу.

– Главная идея философской критики технократии исходит из того, что абсолютизация роли техники и технологии неприемлема.

– Эти вопросы приобретают особое значение при обсуждении особенностей современной цивилизации, которая все чаще и чаще именуется информационной.

· Этимологически понятие «информация» происходит от лат. informatio - ознакомление, разъяснение, понятие.

· Формирование комплексного научно-технического направления – информатики.

· Главные проблемы современных информационных исследований:

1. Проблема передачи информационных функций от человека машине.

2. Проблема развития информационных технологий.

3. Проблема искусственного интеллекта.

4. Проблема нового качества межчеловеческой коммуникации, как передачи информации от одного сознания к другому. Главная черта коммуникации - возможность понять получаемую информацию.

· Исследованием проблем коммуникации в философии ХХ века особенно активно занимаются экзистенциализм, персонализм, герменевтика. Они предлагают рассматривать коммуникацию как главное условие существования и самополагания человека.

· Понятия информации и коммуникации выступают как важнейшие характеристики современного общества, рассматриваемого как постиндустриальное.

· Информационная революция и формирование информационного общества.

· Характерные черты информационного общества.

ü Возможность получения любой имеющейся информации и наличных знаний, необходимых для решения актуальных задач и осуществления жизнедеятельности. (Исключение составляет секретная информация, а также интимные подробности личной жизни граждан, использование сведений, которые могут нанести ущерб государству, организациям, отдельным гражданам).

ü Наличие всей необходимой информационной технологии, включая компьютеры, средства связи, программный продукт, базы данных и знаний, интегрированные сети, обеспечивающие выполнение предыдущей характеристики.

ü Наличие эффективной системы создания в экспоненциальном режиме необходимой обществу информации и знаний во всех областях человеческой деятельности.

При изучении третьего вопроса лекции «Техника и этика» обратить внимание на следующее:

· Современная философия считает актуальным и необходимым обсуждение этических, нравственных аспектов технической, инженерной деятельности.

· Основные этические проблемы системы «Человек - информационно-технический мир»:

Первая проблема. Сфера деятельности людей превышает сферу возможностей их чувственного познания и мышления и переходит в новое – «постчеловеческое» состояние.

Вторая проблема. Постчеловеческий мир - это «вторая природа», созданная человеком искусственно. Это творение человека имеет собственную логику развития.

Третья проблема. Информационный мир по-новому задает статус человека.

Четвертая проблема. Развитие искусственной реальности по ее собственным законам требует «переработки» самого человека и выработки специального типа человека, адекватного информационно-технологическому миру.

Пятая проблема. Человек как субъект творчества сумеет справиться с миром своих творений и сохранить как свою экологическую нишу, так и самого себя как специфического живого индивида на основе коэволюции - совместного развития человека со своим творением - компьютерно-информационной реальностью.

· Развернутое понимание нового типа коэволюционной рациональности включает следующие составляющие:

– относительность разумности целей человека, которые он ставит в процессе своего бытия, и абсолютность мудрости природы, не допускающей своего саморазрушения;

– приоритет смысла общечеловеческого бытия над частными целями отдельных людей и социальных групп, общекультурных ценностей над техническими; такой подход предполагает социальную ответственность ученых, инженеров и техников перед человечеством за последствия своей деятельности;

– обеспечение человеку его творческой роли в соответствии с техническими, экономическими и политическими возможностями,

– всемерная гуманизация труда и системы социально-экономических отношений;

– целесообразное соотношение социального и биологического в человеке с целью сохранения его здоровья и культивирования его генофонда;

– гармонизация отношений человека с природой за счет сохранения равновесия в ней и поощрения такой инструментализации природных процессов, которая укрепляет это равновесие.

Вопросы для самоконтроля:

1. Каково содержание понятия «техника»?

2. Назовите основные философские концепций техники XX в.

3. В чем существо основных подходов к оценке феномена техники?

4. В чем заключается сущность концепции технократического оптимизма?

5. Какова главная идея философской критики технократии?

6. Перечислите главные проблемы современных информационных исследований?

7. Каковы характерные черты информационного общества?

8. Назовите основные этические проблемы системы «Человек - информационно-технический мир».

9. Как вы понимаете термин коэволюция?

Литература:

1. Краткий философский словарь: словарь/ Под. ред. А. П. Алексеева. - 2-е изд., перераб. и доп.- М.: РГ-Пресс, 2010. - 496 с.

2. Философия: учебник/ В. П. Алексеев, А. В. Панин; МГУ им. М.В. Ломоносова. - 4-е изд., перераб. и доп. - М.: Проспект, 2008. - 592 с.

3. Философия: учебник/ Под ред. В.Н. Лавриненко, В. П. Ратникова. - 4-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008. - 735 с.

Ресурсы, предоставляемые компьютерной сетью Интернет:

1. Электронная библиотека сайта Института философии РАН – http://www.philosophy.ru/

2. Цифровая библиотека по философии http://filosof.historic.ru/

3. Электронная библиотечная система http://www.knigafund.ru/

Ресурсы, предоставляемые академической компьютерной сетью Интранет

1. Малов А.В. и др. Философия (в схемах). Учебное пособие. Химки: АГЗ, 2012.

Занятие 10/2. Лекция:

«Человек перед лицом глобальных проблем. Будущее цивилизации»

Время – 2 часа

Цели занятия:

1. Формирование философских взглядов на природу, окружающий мир.

2. Рассмотреть причины возникновения глобальных проблем современности.

3. Раскрыть диалектическую связь современной цивилизации и природы, остроту их взаимного влияния.

Вопросы лекции:

1. Диалектика природы и общества

2. Экологические проблемы техногенной цивилизации

Методические рекомендации по изучению материала:

При изучении первого вопроса лекции не упустить из поля зрения следующие аспекты:

Генезис философских воззрений на природу:

Античный мир:

· Природа по существу отождествляется с космосом, частицей которого выступает человек.

· Гармоничный и совершенный Космос противостоит стихии Хаоса.

· Задача человека – строить свою жизнь в соответствии с законами природы.

Христианская культура:

· Средневековье рассматривает природу как творение Божье, но более низкое, чем человек – единственное существо, наделенное душой.

· Божественное начало человека – его душа – пребывает в постоянном борении с греховным природным началом – телом.

· Поэтому природа рассматривается не просто как неодушевленное начало, противостоящее человеку, но нередко – и как источник зла, который необходимо подчинить и преодолеть.

Эпоха Возрождения:

· Человеку открывается красота и гармония природы, она начинает выступать для него источником радости и наслаждения.

· Философия и эстетика романтизма представляют природу как убежище от пороков развращенной цивилизации.

Эпоха Нового Времени:

· Формируется утилитарное отношение к природе как к объекту преобразовательной деятельности человека и неиссякаемой кладовой.

· Подобная позиция точно выражена И.С. Тургеневым устами его героя Базарова: «Природа не храм, а мастерская, и человек в ней работник». В начале двадцатого века иную формулировку подобной установке дал И.В.Мичурин: «Мы не можем ждать милостей от природы, взять их у нее – наша задача».

Опыт второй половины ХХ века смог показать опасность подобного подхода, опасность для человечества неограниченного, бесконтрольного и непродуманного покорения природы.

Современное индустриальное общество.

· В орбиту человеческой деятельности вовле­кается неуклонно расширяющийся спектр природных процессов, явлений и веществ, общество реализует все более тесные и многообразные связи с миром окружающей природы.

· Развитие цивилизации становится зависимым от имеющихся на планете запасов полезных ископаемых, от их разведки и рачительного использования.

· Уголь и нефть долгое время использовались почти исключительно в качестве топливно-энергетического ресурса, ныне современная нефтехимия произво­дит более 8 тыс. видов продуктов различного назначения.

Воздействие природы на общество носит стихийный характер, разнообразно по месту и содержанию, достаточно устойчиво по историческому времени.

Основные направления воздействия природы на общество:

1. Географическая среда может быть благоприятной или неблагоприятной для развития и производительной деятельности общества. Специфика географической среды определяет размещение и развитие отраслей производства, влияет на общественное разделение труда.

2. Природные (сезонные и суточные) циклы обусловливают ритм жизнедеятельности людей.

3. Природная стихия (засухи, наводнения, тектонические процессы, ураганы) наносят существенный ущерб человеку.

4. Географическое положение влияет на темпы развития стран и народов.

5. Специфика природной среды может влиять и на тип производственных отношений. Например, восточные народы не пришли к установлению частной собственности на землю, поскольку ее орошение требовало объединения усилий больших масс людей для создания и эксплуатации оросительных систем.

6. Специфика географической среды оказывает влияние на менталитет народов. Так недостаток территории и скудность природных ресурсов формируют социальное чувство бережливости, рачительности, а огромные пространства и щедрость природы - расточительность в ее использовании.

В то же время нельзя гипертрофировать и искажать роль природных факторов в жизни общества.

С одной стороны, это выражается в сведении социального к биологическому, т.е. в попытках видеть причины социальных явлений в природных процессах.

С другой стороны, представители «географического детерминизма» абсолютизировали роль таких факторов как климат, водные артерии, размер и положение территории государства, как определяющих в развитии народов.

Воздействие общества на природу:

Во-первых, происходит расширение пространственных границ освоения природы (околоземный космос, мировой океан, недра земли).

Во-вторых, развивается изучение и освоение природы “вглубь” на уровне микропроцессов.

В-третьих, происходит интенсификация использования природных возобновляемых и особенно невозобновляемых ресурсов; рост объема добычи полезных ископаемых; вовлечение ранее известных, но не использовавшихся в производстве природных процессов (солнечная, геотермальная энергии); повышается эффективность использования продуктов природы (снижение доли отходов и их переработка).

В-четвертых, активно развивается целенаправленное регулирование в интересах человека биологических и физиологических процессов (селекция растений и животных, биотехнология, генная инженерия). В результате происходят глубокие изменения в самой географической среде.

Наряду с геологическим и биологическим круговоротами веществ сформировался мощный антропогенный круговорот, вызванный к жизни производственной деятельностью человека.

Образовалась особая, организованная человеческим трудом сфера из преобразованной природы и созданных культурно-экономических комплексов, получившая название ноосферы (акад. Вернадский В.И.).

В принципе разумное освоение природы обществом носит прогрессивный характер.

Однако, к сожалению, этот процесс весьма противоречив и наряду с положительными результатами возникают отрицательные последствия, наносящие ущерб как природе, так и обществу.

Противоречие между природой и обществом:

· Проблема достаточности природных сырьевых и энергетических ресурсов планеты Земля и угрозы их исчерпаемости; нарушение экологического равновесия биосферы

· Опасное для природы и общества загрязнение географической среды.

При изучении второго вопроса лекции «Экологические проблемы техногенной цивилизации уяснить следующее:

До второй половины XX в. все проблемы носили локальный характер. Они не угрожали человечеству.

Во второй четверти XX в. складываются глобальные проблемы современности (ГПС) - проблемы, нерешенность которых создает угрозу для будущего человеческой цивилизации.

Глобальные проблемы современности:

1. Проблема войны и мира (исторически первая и самая острая из ГПС).

2. Экологическая проблема (проблема взаимодействия человека, общества и природы). «Природопреобразующая деятельность человека натолкнулась на непредсказуемые последствия». (И.Мичурин)

3. Проблема последствий НТР включает в себя две взаимосвязанные проблемы:

· энергетическая;

· сырьевая.

4. Демографическая проблема (комплекс проблем народонаселения планеты)

Причиной ГПС является человек, а точнее, его потребности и интересы.

Главный парадокс, лежащий в основе ГПС: - Homo sapiens - благодаря своей разумной деятельности привел среду своего проживания к метапроблеме «выживания человечества как биологического вида».

Главное противоречие ГПС:

1) Наличие у человека неограниченных потребностей, возрастающих в геометрической прогрессии.

2) Наличие у природы ограниченных возможностей по удовлетворению человеческих потребностей, убывающих также в геометрической прогрессии.

ГПС - это сложный сплав различных аспектов:

а) природопреобразующих;

б) научно - технических;

в) социальных.

Любая ГПС является в 1-ю очередь социальной, а во 2-ю природной, т.к. эти проблемы порождены обществом. Поэтому природный аспект является существенным, а социальный аспект - доминирующим.

Все ГПС образуют метаглобальную проблему -выживания человечества в усложнившихся внешнеприродных и внутреннекультурных условиях человеческого существования.

Краткая характеристика наиболее значимых глобальных проблем:

ü Проблема войны и мира

Сформировалась с появлением ядерного оружия, применение которого приведет к необратимым катастрофическим последствиям для жизни на Земле.

Причины обострения военной опасности:

а) Социально-политические:

1. возрастание агрессивных сил;

2. нарушение баланса сил в мире;

3. изменение военно-политической обстановки на главных ТВД;

4. пренебрежение со стороны некоторых стран международными нормами достижения стабильности и безопасности

б) Научно - технические

1. прогресс научно - технической мысли в военной области;

2. качественное совершенствование средств уничтожения;

3. исчезновение порога между ядерной и обычной войнами;

4. милитаризация космоса;

5. затруднение контроля за появлением нового оружия.

Проблема военных угроз для современной России:

1. Отсутствие военного паритета привело к стремлению США лишить Россию статуса великой державы и навязать ей невыгодные условия межгосударственного взаимодействия.

· расширение НАТО на Восток (после ликвидации ОВД НАТО не стала вопреки провозглашаемым намерениям политической организацией);

· недопущение стабилизации обстановки внутри СНГ (руководителями западных государств) - цель ослабить Россию внутри СНГ;

· «выкачивание» из России специалистов, высоких технологий, создание искусственных ограничений по экспорту наукоемкой продукции - физическое растаскивание российского интеллекта.

Формирование нового миропорядка в условиях глобального кризиса может привести к самым тяжелым последствиям в истории человечества.

Сценарий «ядерной зимы» [10]

· применение ядерного оружия (общ. мощность по базовому сценарию 5000 Мт);

· в высокие слои атмосферы выбрасываются сотни миллиардов тонн аэрозолей (пыль, дым, сажа);

· лесные пожары на площади 1 млн. км². (при этом в атмосферу выбрасывается до 200 млн. т дыма - солнечный свет над Северным полушарием ослабевает в десятки раз);

· городские пожары приводят к сгущению углерода в атмосфере (горение нефтепродуктов, лаков, красок.), плотность горючих материалов в городах до 300кг/км², выброс огня и продуктов горения на высоту до 20 км;

· эффекты огненного торнадо (архитектура городов - подсос воздуха и самоподдерживающаяся реакция огня с неуклонным повышением температуры до 1000 - 1200 ° С);

· прозрачность атмосферы понижается;

· поступление солнечной энергии упадет в 150 раз, как результат, атмосфера «вывернется наизнанку», станет холодной снизу и очень горячей сверху (в обычных условиях океан нагревается сверху, а атмосфера нагревается снизу от земли)

· на высоте 10 - 15 км атмосфера разогреется до 100°, а у поверхности упадет до 50° ниже нормы;

· начнется катастрофическое таяние снегов в высокогорьях, тот же процесс захватит и Антарктиду;

· в первые недели средняя температура в Северном полушарии понизится на 10 - 15°, а в отдельных районах (напр. Сибири) до 30 - 40°. В Саудовской Аравии температура понизится на 30°;

· просветление атмосферы начнется только в начале четвертого месяца;

· Мировой океан не замерзнет, но огромная разница температур между сушей и океаном вызовет жестокие ураганы и наводнения вдоль побережий;

· ураганы принесут чудовищные массы снега, которые засыплют города;

· замерзнут источники пресной воды на материках, погибнет урожай;

· уровень радиоактивности превысит смертельно опасную дозу;

· гибель тропических лесов, флоры и фауны, фитопланктона Океана приведет к гибели всей зоологической формы жизни кроме некоторых видов вирусов, микробов и насекомых;

· непосредственно в ядерной войне погибнут от 750 млн. до 1,1 млрд. чел.;

· не перенесут климатические изменения, вызванные «ядерной зимой», еще 2 млрд. чел.

Вот почему:

1. Мировая война не должна являться инструментом достижения политических целей.

2. В мировой войне не может быть победителей.

3. Ни одно государство не может защитить себя военно-техническими средствами или быть в стороне от последствий ядерной войны.

ü Демографическая проблема

· Демография - наука о закономерностях воспроизводства населения во всей его целостности.

· Демографические отношения - это социально обусловленные и исторически конкретные отношения между представителями полов.

1. На протяжении 1000 лет брак выполнял функцию т.н. договора между мужчиной и женщиной. Сегодня эта традиция утрачивает свое значение в связи с изменением положения женщины в обществе (проблема эмансипации).

2. Отношения между Востоком и Западом как одна из главных причин демографического взрыва.

Антропологический кризис

· Чем больше человек преобразует мир, тем больше он порождает непредвиденные социальные факторы, которые начинают формировать структуры, радикально меняющие человеческую жизнь и ухудшающие ее. (Например: - массовая культура; манипуляции сознанием человека.)

· Впервые в истории человечества возникла реальная опасность разрушения биогенетической основы человека.

· Человеческая телесность, которая является результатом миллионов лет биоэволюции, начинает активно деформировать техногенный мир.

Деформация происходит через:

– гигантские нагрузки на психику человека;

– стрессы, вызванные обвалом информации;

– накопление канцерогенов в организме из-за засорения окружающей среды;

– накопление вредных мутаций организма;

– активное развитие медицины ослабляет действие естественного отбора.

– резкое ухудшение генофонда человечества;

– проблемы генной инженерии (вмешательство в генетический код, клонирование).



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-14; просмотров: 658; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.146.107.152 (0.018 с.)