Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Средневековая христианская концепция человека.Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Человек – главная часть мирового порядка, установленного Богом: он есть образ и подобие Бога. Первородный грех привёл к внутренней раздвоенности человека, поэтому человек рассматривается как единство божественной и человеческой природы, которое находит свое выражение в Христе. Поскольку каждый изначально обладает божественной природой, он имеет возможность внутреннего приобщения к божественной «благодати». Человек – пассивный участник божественного порядка, существо тварное и ничтожное по отношению к Богу. Главная задача для человека состоит в индивидуальном спасении. Но, спасая себя для будущей жизни, человек способствует установлению Царства Божьего на земле. Поэтому повышается степень ответственности человека за свою жизнь и судьбу мира. Августин Блаженный: тело является благом, поскольку оно тоже сотворено Богом. Но это благо низшего порядка. Душа должна господствовать над телом. Свобода человека ограничена Божественным Предопределением: Бог сам избирает одних людей для спасения, а других – для вечного мучения. Воля Бога непостижима человеческим разумом и неподвластна человеку, человек не в силах изменить свою судьбу. Но он должен надеяться на лучшее и стремиться к нравственной жизни. Фома Аквинский опирался на философию Аристотеля. Человек – это промежуточное существо между животными и ангелами. Он – единство души и тела, душа – «двигатель» тела, она определяет сущность человека. Человек в философии эпохи Возрождения. Философская антропология эпохи Возрождения формируется под влиянием зарождающихся капиталистических отношений, научного знания и новой гуманистической культуры. Её основные черты: - Антропоцентризм: человек – центр мира и философских построений; ему присуще естественное стремление к добру, счастью и гармонии. - Пантеизм. - Признание автономии человека, вера в его безграничные возможности. Пико делла Мирандола (1463-1494): человек занимает центральное место в мироздании. Он – творец своего счастья или несчастья и способен дойти как до животного состояния, так и возвыситься до богоподобного существа. - Индивидуализм, эгоизм и утилитаризм, связанные с нарождающимися капиталистическими общественными отношениями и господством частного интереса. Лоренцо Валла (1406-1457): благоразумие и справедливость сводятся к выгоде индивида, на первом месте стоят интересы личности, и только потом – интересы родины. Философия Нового времени о человеке. Р.Декарт – антропологический рационализм: мышление – единственно достоверное свидетельство человеческого существования («мыслю, следовательно, существую»). Дуализм души и тела. Человек – единство двух разнокачественных субстанций, своего рода механизм, в котором разные детали взаимосвязаны и оказывают влияние друг на друга. Механистический взгляд на человека получил широкое распространение в Новое время. Ж.Ламетри ( работа «Человек-машина»): человеческий организм – это самостоятельно заводящаяся машина, подобная часовому механизму. Подобные идеи – у французских материалистов XVIII в. (Гольбах, Гельвеции, Дидро). Б.Паскаль – антропологический рационализм: достоинство человека состоит в его способности мыслить. Т.Гоббс – индивидуализм: человек по природе своей – существо индивидуалистическое, а не общественное; «человек человеку – волк», а «война всех против всех» – естественное состояние общества. Глубинная основа этого – всеобщая конкуренция между людьми в условиях новых экономических отношений. Сравнение человеческой жизни с состязанием в беге, где единственная цель и награда каждого из участников – оказаться впереди своих конкурентов. Другая отличительная черта философской антропологии Нового времени – рассмотрение человека как продукта природы, абсолютно детерминированного ее законами, так что он не может даже в мысли выйти из природы. В целом для мыслителей Нового времени характерно отрицание свободы воли человека. Немецкая классическая философия о человеке. - Родоначальник – И.Кант. Главные идеи: - Человек – центр мира и главный предмет философии. - Нравственно-природный дуализм. Человек живёт в двух мирах: в природном, где он подчиняется необходимости, и в нравственном, духовном, где он абсолютно свободен. - Исходный принцип жизни и поведения человека – категорический императив, т.е. внутреннее требование, основанное на том, что всякая личность самодостаточна и является самоцелью; человек не должен рассматриваться как средство осуществления каких бы то ни было задач. - Человек по природе зол, но вместе с тем он обладает и задатками добра. Задача нравственного воспитания – развитие добрых задатков и победа над изначально присущей человеку склонностью к злу. Задатки добра проявляются в виде чувства вины, составляющей основу морали. Гегель: - Рационализм. Отличие человека от животного заключается в мышлении. Человек – субъект духовной деятельности и носитель общезначимого духа и разума. - Принцип коллективизма, т.е. приоритета социального целого над индивидом. - Личность, в отличие от индивида, осознаёт себя существом бесконечным, всеобщим и свободным. Л.Фейербах: - Человек – часть природы, чувственно-телесное существо. - Рассмотрение человека изолированно от социальных связей, отношений и деятельности. Антропологическая проблема в русской философии. Два основных направления: 1. Материалистические учения революционных демократов: Белинский, Герцен, Чернышевский и др. 2. Религиозно-философские концепции: Федоров, Соловьев, Бердяев и др. Материалистические учения В.Г.Белинский: свобода личности возможна только при условии осуществления социальных преобразований. Критика капитализма и религии, как препятствий на пути построения справедливого общества. Концепция утопического социализма. А.И.Герцен – «русский социализм». Рационалистическая антропология: человек вышел из животного мира благодаря разуму. Свобода – это соответствие между разумом и деятельностью. Личность формируется в социуме, и сама активно влияет на общество. Н.Г.Чернышевский: Человек – высшее произведение природы. На его взгляды оказало влияние учение Фейербаха, но в отличие от Фейербаха, он связывал человека с обществом. Решение проблемы человека возможно только при условии преобразования общества на социалистических началах. Религиозная философия Дуализм человеческого существования: дуализм души и тела, свободы и необходимости, добра и зла, божественного и земного. Ф.М.Достоевский: человек в своей глубинной сущности содержит два полярных начала – бога и дьявола, добро и зло, которые проявляются особенно сильно, когда человек свободен. В.Соловьев: человек совмещает в себе абсолютную и вечную сущность, с одной стороны, и преходящее явление, видимость, – с другой. Он – одновременно и божество, и ничтожество. Н.А.Бердяев: Человек сотворен по образу и подобию Бога. И в то же время человек есть существо природное и ограниченное. В нём есть двойственность: он – точка пересечения двух миров и отражает в себе высший и низший миры. Как существо плотское, он связан с круговоротом мировой жизни; как существо духовное – с Богом и духовным миром. Трагизм жизни происходит от столкновения конечного и бесконечного, временного и вечного, от несоответствия между человеком, как духовным существом, и человеком, как природным существом. Русская философская антропология носит гуманистический характер, утверждая превосходство добра над злом.
Темы контрольных работ 1. Идеал «благородного мужа» в социально-этическом учении Конфуция. 2. Поворот к теме человека в античной философии: философское учение Сократа. 3. Учение Августина Блаженного о Граде Божьем и Граде земном. 4. Эпоха Возрождения в поисках человеческой индивидуальности. 5. Идея принципиальной несоизмеримости человека и Бога в философии Реформации (Мартин Лютер). 6. Философия Просвещения: рационалистический идеал человека. 7. Французские просветители о влиянии среды и воспитания на формирование личности. 8. Джон Дьюи: реформирования системы образования. 9. Проблема свободы личности в экзистенциализме. 10. А.Камю: бунт человека против бессмысленности мира. 11. Концепции человека З.Фрейда. 12. Гуманистический психоанализ Э.Фромма о человеке. 13. Концепция человека К.Г.Юнга. 14. Учение В.И.Вернадского о ноосфере. 15. Философия свободы Н.А.Бердяева. 16. Марксистская концепция личности. 17. Проблема свободы личности в истории философии. 18. Проблема смысла жизни в истории философии. 19. Творчество как самовыражение личности. 20. Сознание и бессознательное как проблема философии. 21. Тема жизни, смерти и бессмертия в истории философии. 22. Концепции судьбы и предопределения в философии и науке. 23. Роль личности и народных масс в истории. 24. Проблема типологии личности в философии и науке. 25. Социализация личности. 26. Самовоспитание личности. 27. Социальный детерминизм и свобода воли. 28. Нравственный прогресс и его критерии. 29. Исторические детерминанты образа идеального человека.
Тесты 1. Проблемы счастья, свободы человека, преодоления им страха перед смертью и богами разрабатывал античный философ… а) Сенека б) Эпикур в) Сократ г) Аристотель
2. Социальность и разумность как две основные характеристики, отличающие человека от животного, выделял а) Пифагор б) Аристотель в) Эпикур г) Платон
3. Какие из перечисленных признаков отличают человеческую деятельность от поведения животных? а) сознательность б) планомерность в) совершенствование г) инстинктивность
4. Бессознательные явления и процессы в психике человека исследует… а) феноменология б) персонализм в) психоанализ г) сциентизм
5. Осознание человеком самого себя как личности – своего нравственного облика и интересов, ценностей и мотивов поведения – называется … а) психикой б) вниманием в) самосознанием г) деятельностью
6. Единичного представителя человеческого рода, отдельно взятого человека, безотносительно к его реальным антропологическим и социальным особенностям, обозначает понятие … а) индивид б) личность в) индивидуальность г) особь
7. Совокупность сложных врождённых реакций организма, возникающих в ответ на внешние и внутренние раздражения, - это а) эмоции б) инстинкты в) оценки г) мотивы
8. Приоритет личных целей человека над общественными утверждает … а) коллективизм б) агностицизм в) индивидуализм г) плюрализм
9. Окружающий мир враждебен человеку, а его бытие иррационально и лишено смысла с позиции… а) экзистенциализма б) дуализма в) рационализма г) прагматизма
10. Какое понятие соответствует приведенному определению: «Процесс усвоения человеческим индивидом определённой системы знаний, норм и ценностей, позволяющим ему функционировать в качестве полноправного члена общества»? а) получение информации б) социализация в) обучение г) воспитание
11. Как называется философская концепция, полностью отрицающая способность человека изменять предначертанный высшей волей, роком, судьбой ход событий? а) детерминизм б) фатализм в) волюнтаризм г) агностицизм
12. Как называется мировоззренческий принцип, утверждающий человека как высшую ценность? а) гуманизм б) интернационализм в) толерантность г) натурализм
13. Проблема смысла жизни является основной в а) марксизме б) прагматизме в) экзистенциализме г) атомизме
14. Принцип «Познай самого себя» как главный принцип и цель философии сформулировал … а) Сократ б) К.Маркс в) М.Монтень г) А.Камю
15. Деятельность, порождающая нечто качественно новое, никогда ранее не бывшее – это а) изменение б) реформа в) творчество г) познание
16. НЕ относится к христианским заповедям? а) не создавай себе кумира б) не думай о земном в) не совершай клятвопреступления г) не принимай других религий
17. Как называется философское учение о человеке? а) антропология б) логика в) гносеология г) этика
18. Что в философии понимается под индивидуальностью? а) собственное мнение человека по какой-либо проблеме б) сущность человека в) неповторимое своеобразие личности г) особый внешний облик человека
19. Что такое толерантность? а) терпимость к другим б) конформизм в) единство взглядов и общих представлений г) конкуренция идей и программ
20. Какие из соответствий не соотносятся с понятием «справедливость»? а) между правами и обязанностями б) между преступлением и наказанием в) между трудом и вознаграждением г) между пониманием и действием
21. Что такое добродетель? а) человек, совершающий добрые дела б) материальные блага в) качество человека, признаваемое ценным в системе данного мировоззрения г) моральные принципы
22. Какие права человека, согласно английскому философу Д.Локку, являются естественными? а) право на жизнь б) право на свободу в) право на собственность г) все перечисленные
23. Что означает свобода совести? а) возможность исповедовать любую религию или не исповедовать никакую б) возможность поступать согласно своим, а не общественным нравственным убеждениям в) реализация творческих способностей человека г) возможность высказывать своё мнение по любому вопросу в любой аудитории и в любое время
24. Какие из перечисленных мыслителей утверждали врождённое неравенство людей? а) Ф.Ницше б) М.Лютер в) Дж.Локк г) Платон
25. Разум является существенной характеристикой человека, – утверждали … а) представители психоанализа б) философы эпохи Просвещения в) представители экзистенциализма г) представители марксизма
26. «Человек есть его свобода, поэтому он создает себя сам и несет ответственность за все свои действия» – утверждает а) позитивизм б) неотомизм в) экзистенциализм г) структурализм
27. Совокупность взглядов, выражающих уважение достоинства и прав человека, его ценность как личности, называется а) гуманизмом б) гедонизмом в) альтруизмом г) антропоцентризмом
28. «Свобода человека не имеет основания» – утверждал русский религиозный философ а) С.Л.Франк б) Н.А.Бердяев в) Н.О.Лосский г) В.С.Соловьев
29. Протестантизм в качестве важнейшего принципа жизни человека провозгласил а) трудолюбие б) свободу в) послушание
30. Какие из перечисленных функций свойственны морали? а) познавательная б) мотивационная в) координационная
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; просмотров: 430; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.227.114.218 (0.009 с.) |