ТЕМА 1.2. СТРУКТУРА ФИЛОСОФСКОГО ЗНАНИЯ



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

ТЕМА 1.2. СТРУКТУРА ФИЛОСОФСКОГО ЗНАНИЯ



Вопросы для изучения:

1. Структура философского знания.

2. Функции философии в культурной жизни общества.

3. Основные направления философии.

 

Методические указания к изучению темы

1. Структура философского знания:Онтология (ontos – бытие, logos – учение) – учение о бытии или о первоначалах всего сущего.

Гносеология (gnosis – знание, logos – учение) – теория познания, раздел философии, в котором изучаются проблемы природы познания и его возможностей, отношения знания к реальности, исследуются всеобщие предпосылки познания, выявляются условия его достоверности и истинности.

Аксиология–теория ценностей, философское учение о природе ценностей, их месте в реальности, о структуре ценностного мира, т.е. о связи различных ценностей между собой, и с социальными, культурными факторами, структурой личности.

Ценности указывают на значение явлений действительности для человека и общества. Всё в мире может оцениваться в категориях добра и зла, истины и лжи, красоты и безобразия, допустимого и запретного, справедливого и несправедливого.

Философская антропология (antropos – человек, logos – учение) – учение о человеке, целостное представление человека о себе самом, поиск им своей сущности, своего места в мире. Этика – философская наука, объектом изучения которой является мораль, как форма общественного сознания, как одна из сторон жизнедеятельности человека.Этика изучает генезис, сущность, специфику морали; раскрывает ее роль в жизни общества, выявляет механизмы нравственного регулирования человеческой жизнедеятельности, критерии нравственного прогресса. Рассматривает структуру нравственного сознания общества и личности, анализирует содержание таких категорий, как добро и зло, справедливость, долг, честь, совесть, свобода и ответственность, счастье, смысл жизни. Этика – это практическая философия, она разъясняет, как человек может стать добродетельным и счастливым.Эстетика – учение о прекрасном, о его проявлениях и формах в природе и в искусстве. Эстетика вырабатывает критерии эстетической оценки и программы художественной деятельности.

Логика – учение о разуме, о мышлении, о правильных, последовательных, упорядоченных рассуждениях, о формальных условиях истинности знания, о понятиях, суждениях и умозаключениях, о методах аргументации и доказательства.

Социальная философия– учение о сущности, строении общества в целом, о наиболее общих законах его существования и развития, о человеке как социальном существе, осуществляющем себя в общении с другими. Основная задача социального знания – анализ общественных процессов и выявление в них закономерных, с необходимостью повторяющихся явлений с целью прогнозирования будущего.

Философия истории– учение о смысле, законах, этапах всемирной истории, о судьбе человечества как единого целого; исследование историчности человеческого бытия.

Философия науки– учение об особенностях, сущности, значении научного знания, о его основаниях и предпосылках, принципах и методах, формах и целях; о месте науки в обществе и её влиянии на жизнь человека.

Философия религии– учение о сущности религии, её происхождении и формах, о Боге, о священном, о значении религии для человека и общества.

Философия языка– раздел философии, изучающий зависимость познавательного процесса от языка.

Философия культуры – раздел философии, исследующий специфику становления культуры, ее сущность и значение, особенности и закономерности функционирования культуры.Философия права – учение о наиболее общих теоретико-мировоззренческих основах правоведения и государствоведения.История философииизучает изменение философских идей в процессе исторического развития общества и познания.

Функции философии в культурной жизни общества.

1. Мировоззренческая:философия способствует формированию у личности целостной картины мира, представлений об его устройстве, месте человека в нем, принципов взаимодействия с окружающим миром

2. Методологическая: философия вырабатывает основные методы познания.

3. Гносеологическая: философия формирует истинное знание об окружающей действительности.

4. Критическая: философия подвергает сомнению факты и существующее знание, вскрывает их внутреннюю противоречивость; благодаря этому расширяются границы познания, разрушаются догмы, достигается новое знание.

5. Аксиологическая: в философии формулируются критерииоценки явлений с точки зрения их важности и значимости для человека, общества и культуры.

6. Воспитательно-гуманитарная: философия формирует гуманистические ценности и идеалы, способствующие укреплению морали, помогает человеку обрести смысл жизни.

7. Прогностическая: на основании знаний о реальном положении вещей и базовых закономерностей развития природы и общества философия может выявлять возможные тенденции развития мира. Ключевые идеи философов порой намного опережают свое время. Это оказывается особенно нужным в ситуации методологического и мировоззренческого кризиса наук.

8. Синтетическая: философия устанавливает взаимосвязи между сферами духовного творчества человека.

 

3. Основные направления философии выделяются по способу решения вопроса о соотношении мышления и бытия. Эта проблема рассматривается в двух аспектах: онтологическом (вопрос о природе первоначала мира) и гносеологическом (вопрос о познаваемости мира).

В онтологическом плане можно выделить следующие направления философии:

1. Идеализм – философское направление, признающее первичным сознание (идею, дух). Две формы идеализма:

– Объективный идеализм: первооснова мира – объективное, внеличностное сознание (абсолютный дух, мировой разум).

– Субъективный идеализм: первооснова мира – сознание человека; отрицание какой-либо реальности вне его сознания.

2. Материализм– направление в философии, признающее материю первоначалом мира.

3. Дуализм – философское направление, признающее существование двух независимых субстанций материальной и духовной.

На гносеологическом уровне можно выделить следующие философские направления:

1. Гносеологический оптимизм: мир может быть познан, а возможности познания – не ограничены.

2. Агностицизм – направление в философии, считающее, что мир не познаваем и познавательные возможности человеческого разума ограничены.

Темы контрольных работ

1.Структура философского знания.

2. Функции философии в культуре.

3. Этическая проблематика философии и ее связь с жизнью отдельного человека и общества в целом.

4. Проблемы нравственности в русской литературе (Л.Н.Толстой, Ф.М.Достоевский).

5. Теории возникновения морали.

6. Эстетические ценности и их роль в формировании личности.

7. Онтология: основные проблемы.

8. Материализм и идеализм.

9. Гносеология: основные проблемы.

10. Аксиология как учение о ценностях.

11. Калокагатия как эстетический идеал эпохи античности.

12. Эстетика: основные проблемы.

13. Этика: основные проблемы.

14. Этика гедонизма.

15. Аскетизм как этическое учение.

16. Утилитаризм как этическое учение.

17. Солипсизм и его особенности.

18. Исторические формы диалектики.

19. Исторические формы метафизики.

20. Материализм и его основные формы.

21. Объективный и субъективный идеализм.

22. Методологическая функция философии.

23. Мировоззренческая функция философии.

24. Эстетические представления в эпоху средневековья.

25. Теория разумного эгоизма.

26. Профессиональная этика: происхождение и сущность.

27. Корпоративная этика, ее сущность.

Тесты

1. Исследование познавательных, эстетических, религиозных и других ценностей осуществляет _______ функция философии.

а) критическая

б) мировоззренческая

в) аксиологическая

г) методологическая

 

2. Познание – это отражение объективной реальности в сознании человека, это субъективный образ объективного мира, – утверждает

а) неопозитивизм

б) прагматизм

в) марксизм

г) атомизм

 

3. Какие из перечисленных категорий являются этическими?

а) добро

б) заблуждение

в) долг

г) душа

 

4. Какие из перечисленных категорий являются эстетическими?

а) трагическое и комическое

б) возвышенное и низменное

в) материальное и идеальное

г) реальное и фантастическое

 

5. Укажите соответствие между элементами групп:

1) аксиология

2) логика

3) футурология

4) гносеология

5) онтология

 

а) учение о бытии

б) учение о познании

в) учение о будущем

г) учение о ценностях

д) учение о мышлении

 

6. Путь познания от общего к частному называется…

а) индукцией

б) дедукцией

в) диалектикой

 

7. Какие из перечисленных функций свойственны морали?

а) познавательная

б) мотивационная

в) координационная

 

8. Философская дисциплина, исследующая проблемы познания, называется …

а) аксиологией

б) теологией

в) онтологией

г) гносеологией

 

9. Совокупность подходов, приемов, способ решения разнообразных практических и познавательных проблем – это…

а) методика

б) метод

в) методология

г) механизм

 

10. Учением об общих принципах бытия, познания и отношения человека и мира выступает …

а) этика

б) философия

в) антропология

г) гносеология

 

11. Признание возможности достижения истины утверждает

а) гносеологический оптимизм

б) агностицизм

в) релятивизм

 

12. Выберите из списка названия разделов философского знания:

а) онтология

б) этика

в) психология

г) математика

 

13. Какой раздел философии изучает нравственность человека и общества?

а) гносеология

б) онтология

в) этика

г) социальная философия

14. Выберите правильное определение понятия «эстетика»:

а) учение об искусстве

б) учение о канонах прекрасного

в) учение о категориях культуры

г) учение о ценностях, свойственных определенной культуре

 

15. Субъектом познания является

а) человек и общество

б) общество

в) человек

г) природа

 

16. Как называется раздел философии, в котором природа объясняется либо непосредственно, либо с помощью основных знаний из области естественных наук

а) онтология

б) аксиология

в) натурфилософия

г) гносеология

 

17. Как называется философское учение о человеке?

а) логика

б) антропология

в) гносеология

г) диалектика

 

18. Какие элементы включает в себя чувственное познание?

а) восприятие

б) ощущение

в) понятие

г) представление

 

19. Чему из перечисленного присуща познавательная функция?

а) мораль

б) право

в) религия

г) искусство

 

20. Установите соответствие между следующими понятиями:

1) скептицизм

2) познавательный оптимизм

3) агностицизм

 

а) отрицание возможности познания мира

б) признание возможности познания мира

в) сомнение в достоверности нашего знания

 

21. Направление в философии, рассматривающее любые образования сознания как обусловленные реальными формами жизнедеятельности людей – это …

а) диалектический материализм

б) субъективный идеализм

в) объективный идеализм

г) метафизический материализм

 

22. Нравственный принцип, заключающийся в готовности жертвовать для блага других личными интересами, в бескорыстном служении людям:

а) альтруизм

б) гуманизм

в) морализм

г) коллективизм

 

23. Какие из перечисленных принципов классификации ценностей возможны?

а) ценности-цели и ценности-средства

б) абсолютные и относительные ценности

в) материальные и духовные ценности

г) все ответы – верны

 

24. Учение о наиболее общих принципах развития природы, общества, мышления – это …

а) метафизика

б) диалектика

в) солипсизм

г) креационизм

 

25. Отрицает существующие ценности …

а) волюнтаризм

б) нигилизм

в) имморализм

г) атеизм

 

26. Какие законы относятся к законам диалектики?

а) единства и борьбы противоположности

б) отрицания отрицания

в) соответствия базиса и надстройки

г) тождества мышления и бытия

 

27. Какие из перечисленных функций выполняет философия?

а) мифологические

б) методологические

в) мировоззренческие

г) метафизические

 

28. Какие проблемы относятся к этическим?

а) проблема бессознательного

б) проблема смысла жизни

в) проблема свободы

г) проблема структуры психики

 

29. Какие проблемы относятся к онтологическим?

а) проблема субстанции

б) проблема движения

в) проблема свободы воли

г) проблема метода

 

30. Немецкий философ, автор категорического императива («поступай так, чтобы максима твоей воли могла в то же время иметь силу принципа всеобщего законодательства»), это …

а) И.Кант

б) Г.Гегель

в) А.Шопенгауэр

г) Ф.Ницше



Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.236.51.151 (0.021 с.)