Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 2. 3. Философия Средневековья.

Поиск

Вопросы для изучения

1. Специфика средневековой философии.

2. Влияние идей Библии на становление и развитие философской культуры эпохи.

3. Патристика. Философия Августина Аврелия.

4. Номинализм и реализм о природе универсалий.

5. Схоластика.Философия Фомы Аквинского (томизм).

Методические указания к изучению темы

Средневековая философия –V-XV вв.

1. Специфика средневековой философии:

- философия теряет самостоятельное значение («Философия – служанка теологии»);

- изучению космоса, природы, явлений окружающего мира уделялось мало внимания, так как они считались творением Бога;

- все философские вопросы решались с позиций теоцентризма, креацинизма, провиденциализма.

Теоцентризм – понимание мира, согласно которому Бог – источник и причина всего сущего. Он центр мироздания, активное и творящее начало. В теории познания на высшую ступень в системе знания помещалась теология (учение о Боге); ниже ее – находящаяся на службе у теологии философия; еще ниже – различные частные и прикладные науки.

Креационизм – принцип, в соответствии с которым Бог из ничего сотворил живую и неживую природу, тленную, преходящую, пребывающую в постоянном изменении.

Провиденциализм – система взглядов, в соответствии с которой всеми мировыми событиями, в том числе историей и поведением отдельных людей, управляет божественное провидение

Три этапа развития средневековой философии:

1. Апологетика (I-IV вв.) – защита христианства, используя греческую философию и те приемы убеждения, которые были выработаны античной философией (Климент Александрийский, Тертуллиан, Ориген и др).

2. Патристика(IV-IX вв.) – формулирование основных догматов христианства (Василий Великий, Григорий Нисский, Августин Аврелий).

3. Схоластика(XI-XV вв.) – выработка рационального знания о сущем, прежде всего, о начале сущего Бога и попытка доказать его существование с помощью логических приемов (Ансельм Кентерберийский, Фома Аквинский, Пьер Абеляр).

2. Влияние идей Библии на становление и развитие философской культуры эпохи.

Философия заимствовала основные идеи из Библии:

- человек выделялся из природы и объявлялся творением Бога, стоящим над природой; подчеркивалась божественная сущность человека;

- принцип свободы воли человека в рамках Божественного Предопределения;

- идея воскрешения человека из мертвых (как души, так и тела) в будущем при богоугодном поведении;

- идея спасения человечества путем воплощения Бога в теле человека – Иисуса Христа (боговоплощения) и принятия Иисусом Христом на Себя грехов всего человечества;

- идея познаваемости мира;

- возможность познания Бога через веру.

 

Патристика. Философия Августина Аврелия.

О Боге.

- Главные доказательства существования Бога – его присутствие во всем, всемогущество и совершенство.

-Бог не только сотворил мир, но и продолжает творить в настоящее время, будет творить в будущем.

О бытии.

- Деяния Бога есть благо, а значит и все сущее, поскольку оно сотворено Богом, есть благо.

- Зло – не субстанция, а недостаток Божественного блага, его порча, порок и повреждение.

- Бог – источник бытия, чистая форма, наивысшая красота. Мир существует благодаря непрерывному творению Бога, который перерождает всё умирающее в мире.

О вечности и времени.

- Время – мера движения и изменения. Мир ограничен во времени и пространстве.

- Психологическая концепция времени: ни прошлое, ни будущее не имеют реального существования; действительно существует только настоящее. Прошлое существует благодаря нашей памяти, а будущее – нашей надежде.

- До сотворения мира, когда ничего не было, не было и времени. Время возникло вместе с миром.

- В вечности нет ни прошедшего, ни будущего, нет изменений. Это мир мыслей-идей Бога, где всё раз и навсегда.

О познании.

Человек наделен умом, волей и памятью. Воля направляет ум на самого себя, т.е. воля всегда себя сознает, всегда желает и помнит. Утверждение Августина, что воля участвует во всех актах познания, стало нововведением в теории познания.

Об обществе и истории.

Идея Божественного Предопределения в истории.

Идея линейного исторического времени и морального прогресса. История начинается с грехопадения Адама и рассматривается как поступательное движение к обретаемому в благодати нравственному совершенству.

Человечество в историческом процессе образует два «града»: Град Земной – царство зла и греха, прототипом которого был Рим, и Град Божий – христианская церковь.

Идея превосходства духовной власти над светской.

Номинализм и реализм о природе универсалий.

Спор об онтологическом статусе универсалий (общего в вещах) был связан с теологическим догматом Троицы – Если Бог един в трех Лицах, то существует ли он реально и в каком виде?

Реализм: подлинным бытием обладают не сами вещи, а общее в них – универсалии. Представители: Ансельм Кентерберийский, Гильом из Шампо.

Номинализм – реально существуют лишь единичные вещи, а универсалии – всего лишь имена вещей, возникающие в разуме человека. Представители: Росцелин, Дунс Скот.

Концептуализм – направление номинализма, признающее реальное существование общих признаков единичных предметов в качестве основания для объединения их в класс. Эти общие признаки фиксируются в понятии. Позиция сформулирована Пьером Абеляром.

 

Схоластика. Философия Фомы Аквинского (томизм).

П ять доказательств существования Бога:

- Движение: все, что движется, движимо кем-то (чем-то) другим. Следовательно, есть первичный двигатель всего – Бог.

- Причина: все, что существует, имеет причину – следовательно, есть первопричина всего – Бог.

- Случайность и необходимость: случайное зависит от необходимого. Следовательно, первоначальной необходимостью является Бог.

- Степени качеств: все, что существует, имеет различные степени качеств (лучше-хуже, больше-меньше и т. д.). Следовательно, должна существовать высшая степень совершенства – Бог.

- Цель: все в окружающем мире имеет какую-либо цель, направляется к цели, имеет смысл. Значит, существует какое-то разумное начало, которое направляет всё к цели, придает смысл всему, – Бог.

Фома Аквинский исследует проблему бытия не только Бога, но и всего сущего. В частности, он:

- разделяет сущность (эссенцию) и существование (экзистенцию); и х разделение – одна из ключевых идей католицизма;

- сущность вещи (эссенция) – это «чистая идея», совокупность признаков, черт, назначения, существующих в разуме Бога;

- существование вещи (экзистенция) – это сам факт бытия вещи;

- любая вещь, явление обретают существование по воле Бога;

- бытие и благо обратимы: Бог, давший сущности существование, может её лишить этого; следовательно, мир бренен и непостоянен;

- сущность и существование едины только в Боге, следовательно, Бог не может быть обратим: Он вечен, всемогущ и постоянен, не зависит от внешних факторов.

Проблема познания

- и вера, и разум участвуют в процессе познания;

- и вера, и разум дают истинное знание;

- если разум противоречит вере, значит, он заблуждается;

- всё существующее делится на познаваемое и непознаваемое разумом;

- разумом можно познать факт существования Бога, единство Бога, бессмертие человеческой души и др.;

- не поддаются рациональному познанию проблемы сотворения мира, первородного греха, троичность Бога, и, следовательно, они могут быть познаны через Божественное откровение;

- философия может объяснить только то, что познаваемо разумом;

- все остальное (Божественное откровение) может познать только теология.

Темы контрольных работ

1. Философские идеи Августина Аврелия.

2. Спор номинализма и реализма о природе универсалий.

3. Фома Аквинский и расцвет схоластики.

4. Доказательства бытия Бога в средневековой философии.

5. Соотношение веры и разума как проблема средневековой гносеологии.

6. Теоцентризм как религиозно-философское мировоззрение.

7. Бог как творец и судья. Проблема оправдания Бога за существование зла.

8. Средневековая схоластика: открытия и заблуждения.

9. Патристика: синтез христианской веры и античной мудрости.

10. Пьер Абеляр: конфликт с эпохой.

11. Философия истории Августина Аврелия.

12. Учение о креационизме.

13. Божественное откровение как гносеология эпохи средневековья.

14. Апологетика: основные идеи.

15. Мейстер Экхарт и мистическая традиция средневековья.

16. Библия как основа средневековой философии и культуры.

17. Понимание человека в средневековой философии.

18. Природа в средневековых теолого-философских концепциях

19. Специфика средневековой философии.

20. Соотношение философии и религии в средние века.

21. Проблема бытия в средневековой философии.

22. Проблема добра и зла в средневековой философии.

23. Неоплатонизм и христианское богословие.

24. Влияние идей Аристотеля на формирование томизма.

25. «Бритва Оккама» и распад традиционной метафизики.

26. Понимание времени и пространства в средние века.

27. Проблема свободы воли в средневековой философии.

28. Эстетические представления эпохи средневековья.

29. Социально-экономические идеи эпохи средневековья.

30. Этика христианства.

Тесты

1. К к этапу апологетики относится…

а) Тертуллиан

б) Августин Аврелий

в) Фома Аквинский

г) Климент Александрийский

д) Ансельм Кентерберрийский

2. Для средневековой философии характерен принцип

а) антропоцентризма

б) теоцентризма

в) социоцентризма

г) техноцентризма

 

3. Направление в средневековой философии, которое пыталось рационально обосновать христианские догматы:

а) апологетика

б) патристика

в) схоластика

г) теоцентризм

 

4. Автор томизма как официальной доктрины католицизма –

а) Тертуллиан

б) Августин Аврелий

в) Фома Аквинский

г) Роджер Бэкон

5. Для средневековой философии наиболее характерна проблема

а) создания социального идеала

б) соотношения веры и разума

в) достоверности научного знания

г) творчества

 

6. Отличительная черта европейской средневековой философии

а) ориентация на изучение человека

б) идейная связь с христианством

в) интерес к изучению природы

 

7. Учение какого древнегреческого философа оказало влияние на формирование христианской догматики?

а) Гераклита

б) Сократа

в) Платона

г) Аристотеля

 

8. Учение какого древнегреческого философа оказало влияние на формирование доктрины томизма?

а) Гераклита

б) Сократа

в) Платона

г) Аристотеля

 

9. Временем появления христианской догматики принято считать:

а) I в.

б) IV в.

в) X в.

г) XIV в.

 

10. Сущностью вещи, согласно позиции номинализма, является

а) идея

б) понятие

в) название

г) материя

 

11. Систематизатор средневековой философии?

а) Ориген

б) Фома Аквинский

в) Вильям Оккам

г) Роджер Бэкон

 

12. Самый авторитетный источник для средневековых философов

а) Библия

б) энциклопедия

в) античная философия

 

13. Пьер Абеляр в споре номиналистов и реалистов занимал позицию

а) номинализма

б) реализма

в) концептуализма

г) не участвовал в данном споре

 

14. На каком этапе средневековой философии была создана христианская догматика?

а) апологетика

б) патристика

в) схоластика

 

15. Ориген выделял в человеке:

а) тело и душу

б) тело и дух

в) тело, душу и дух

г) сознательное и бессознательное

 

16. Принцип креационизма означает творение мира

а) из ничего

б) с использованием одного элемента

в) с использованием четырех элементов

г) из духовной сущности

 

17. Высшим статусом бытия, согласно христианской онтологии, обладает

а) мир

б) человек

в) Бог

г) вещь

 

18. «Теодицея» в переводе означает

а) творение мира

б) творение человека

в) защита Бога

г) защита человека

 

19. Какая из перечисленных проблем наиболее характерна для христианской антропологии?

а) свободы воли

б) творения человека

в) существования человека

г) причин деятельности человека

 

20. Христианская онтология соотносима с позицией

а) материализма

б) объективного идеализма

в) субъективного идеализма

г) не соотносится ни с одной из перечисленных

 

21. Апологетика – этап в развитии средневековой философии, в рамках которого происходило

а) становление христианской догматики

б) защита христианского вероучения

в) утверждение основ католицизма

г) становление схоластики

 

22. Соотношение веры и разума Августин Аврелий

а) разрешает в пользу веры

б) разрешает в пользу разума

в) утверждает их равноправие

г) утверждает их гармонию

 

23. Соотношение веры и разума Фома Аквинский

а) разрешает в пользу веры

б) разрешает в пользу разума

в) утверждает их равноправие

г) утверждает их гармонию

 

24. Христианство возникло в

а) I в.

б) IV в.

в) X в.

г) XIV в.

 

25. «Сколько ангелов уместится на кончике иглы?» – для какого этапа развития средневековой философии характерны подобные проблемы?

а) апологетика

б) патристика

в) схоластика

г) античность

 

26. «Подлинной реальностью обладают только общие понятия»,считали представители

а) номинализма

б) реализма

в) концептуализма

г) материализма

 

27. Фома Аквинский выдвинул ____ доказательств бытия Бога

а) 2

б) 5

в) 8

г) 10

 

28. В средние века творил

а) Ансельм Кентерберийский

б) Диоген Лаэртский

в) Анаксагор

г) Сенека

 

29. Христианская гносеология соотносится с позицией

а) гносеологического оптимизма

б) релятивизма

в) агностицизма

г) не соотносится ни с одной из перечисленных

 

30. Эсхатология – это учение о

а) конце света

б) божественной сущности

в) человеке как творце

г) становлении общества

 

ТЕМА 2.4. ФИЛОСОФИЯ ВОЗРОЖДЕНИЯ.

 

Вопросы для изучения

1. Главные черты философии эпохи Возрождения.

2. Натурфилософские учения.

3. Социальная философия.

4. Реформация как один из путей преодоления средневековой схоластики.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; просмотров: 1314; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.142.200.102 (0.008 с.)