Тема 2. 7. Русская философия. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 2. 7. Русская философия.



Вопросы для изучения

1. Особенности русской философии.

2. Русская философия X-XVII вв.

3. Философия русского Просвещения.

4. Полемика западников и славянофилов об исторической судьбе России и ее месте в мировом историческом процессе.

5. Философия всеединства В.С.Соловьева.

6. Философско-религиозные идеи Ф.М.Достоевского и Л.Н.Толстого.

7. Философия Серебряного века.

8. Философия русского космизма.

 

Методические указания к изучению темы

1. Особенности русской философии:

- Тесная идейная связь с православием.

- Специфическая форма выражения философских мыслей – художественное творчество, литературная критика, публицистика, искусство.

- Целостность, стремление философов заниматься не отдельной проблематикой, а всем комплексом актуальных проблем.

- Антропоцентризм: острый интерес к нравственным проблемам, проблеме человека.

- Социальная направленность философии: исследование таких проблем, как выбор исторического пути развития России, социальная справедливость, сущность власти.

Русская философия X-XVII вв.

Древнерусская и раннехристианская философия Руси (IX - XIII вв.).

Основные темы:

- нравственные ценности;

- рациональное разъяснение христианской догматики, попытки соединить христианство с язычеством;

- государство, право.

ИлларионКиевский. В «Слове о Законе и Благодати» анализирует христианское учение, его роль в настоящем и будущем Руси.

Владимир Мономах. В «Поучении» анализирует проблемы добра и зла, мужества, честности, стойкости и другие нравственные вопросы.

Средневековая философия (XIV-XVII вв.)

Филофей (XVI в.) исследовал вопросы христианской догматики, отстаивал идею преемственности христианства (концепция «Москва – Третий Рим»).

Нил Сорский, Вассиан Патрикеев – идеологи нестяжательства, боролись против иосифлян.

Юрий Крижанич (XVII в.) – выступал против схоластики и ее распространения в русской теологии.

Философия русского Просвещения.

Философы-материалисты XVIII в.: Феофан Прокопович, А.Н.Радищев, М.В.Ломоносов.

А.Н. Радищев. Основные проблемы:

- Антропология.

- Социально-политическая философия. Критика самодержавия, Обоснование необходимости правового государства.

Декабристы (П. Пестель, Н. Муравьев и др.). В центре социально-политическая проблематика:

- приоритет естественного права;

- необходимость для России правового строя; ограничение самодержавия законом и представительными органами либо замена его республикой;

- отмена крепостного права и предоставление земли тем, кто на ней работает;

- личная свобода человека.

 

Полемика западников и славянофилов об исторической судьбе России и ее месте в мировом историческом процессе.

Два направления западничества:

1. Революционно-демократическое (А.И.Герцен, Н.П. Огарев, В.Г.Белинский) – выступали за революционный путь развития России.

2. Либеральное (П.Я.Чаадаев, Т.Н.Грановский, В.П.Боткин, К.Д.Кавелин) – отстаивали эволюционный путь развития России.

С лавянофилы: А.С. Хомяков, И.В. Киреевский, Ю.Ф. Самарин, А.Н. Островский, братья КС. и И.С. Аксаковы.

Основа исторического бытия России – православие и общинный образ жизни.

Русский народ принципиально отличается по своему менталитету от народов Запада (святость, соборность, набожность, коллективизм, взаимовыручка против бездуховности, индивидуализма, конкуренции Запада).

Любые попытки насадить на русскую почву западные традиции рано или поздно оканчивались для России трагически.

Философия всеединства В.С.Соловьева (1853 - 1900).

Идея всеединства: объединение и гармония всех сторон бытия (материальной, духовной и др.).

Нравственность – главный аспект жизни человека. Низший уровень нравственности – право, высший – любовь.

Идея «Богочеловека»: жизненный путь личности, основанный на следовании Богу, добру, нравственности.

Идея Софии. София представляет собой вечную женственность в Боге и, одновременно, замысел Бога о мире, объединяет Бога с земным миром.

Реализация Софии возможна трояким способом: в теософии (Божественная мудрость) формируется представление о ней, в теургии (боготворчество) она обретается, а в теократии (власть Церкви) она воплощается.

Первый шаг к теократии – объединение русской монархии с католической церковью.

«Русская идея» в контексте учения о Вселенской теократии и всеединстве. Путь России – окончательное осуществление социальной троицы, где каждое из трех главных органических единств (церковь, государство и общество), будет находиться «в безусловной внутренней связи» с двумя другими.

Другие представители философского религиозного направления: Ф.М. Достоевский, Л.Н. Толстой.

Философско-религиозные идеи Л.Н.Толстого и Ф.М. Достоевского.

Ф.М. Достоевский будущее России видел в опоре на русскую «национальную почву» – обычаи, традиции.

Ключевая роль как в судьбе государства, так и в судьбе отдельного человека принадлежит религии. На ней держится духовность, она оберегает человека от грехов и зла.

Проблема человека: два варианта жизненного пути, по которому может идти человек:

- Путь человекобожества – путь абсолютной свободы человека. Человек отвергает всякие авторитеты, в том числе Бога, считает свои возможности безграничными, а себя – вправе делать всё. Он пытается стать Богом, вместо Бога. Этот путь губителен и опасен и для окружающих, и для самого человека. Идущий по нему потерпит крах.

- Путь богочеловека – путь следования Богу, стремление к нему во всех своих привычках и поступках. Это путь наиболее верный, праведный и спасительный для человека.

Л.Н. Толстой создал особую религиозно-философскую доктрину –толстовство.

Религия должна стать простой и доступной для народа.

Бог, религия – это добро, любовь, разум и совесть.

Смысл жизни – самосовершенствование.

Необходимо отказаться от насилия как способа решения каких-либо проблем. В основе поведения человека должно быть непротивление злу.

Государство – отживающий институт. Поскольку оно является аппаратом насилия, оно не имеет права на существование. Необходимо ослаблять государство, игнорировать его, не участвовать в политической жизни и т.д.

7. Философия Серебряного века. 90-е гг. XIX в.-20-е гг. ХХ в. – время расцвета (ренессанс) русской литературы, искусства, философии. Представители: П.А.Флоренский, Н.А.Бердяев, C.H.Булгаков, братья Трубецкие, СЛ.Франк и др.

П.А. Флоренский (1882-1937 или 1943, дата смерти спорна; погиб на Соловках в заключении).

Мир – единое взаимосвязанное целое.

Целостный мир антиномичен, соткан из противоречий, например, хаотичность и логичность мира, единство и троичность Бога и т.д.

Знание открывается разуму непосредственно. В будущем в связи с новейшими техническими открытиями будет найдено новое понимание взаимоотношений материи и духа, относительность, непостоянство времени и пространства. Эти идеи Флоренского подтвердились благодаря открытиям в области квантовой механики, теории относительности Эйнштейна и др. физико-математическим открытиям.

Н.А.Бердяев (1874-1948). Экзистенциональная и религиозная направленность.

Высшая ценность в жизни – свобода.

Свобода, соборность (т.е. единство духа и воли) составляют основу существования человека.

Общество и государство стремятся подчинить человека, подавить его индивидуальность; задача человека – сохранить свою самобытность, противостоять давлению общества и государства.

Ключевую роль в жизни человека играет религия.

Бог – нравственный символ, пример для человека. Отношения между Богом и человеком – это отношения на равных: Бог не господин, а человек – не его раб. Человек должен стремиться к Богу, но не пытаться заменить Бога самим собой.

Истоки социализма (коммунизма) – в русском национальном характере (общность, взаимовыручка, стремление к равенству, справедливости, коллективизму).

Россия не должна принимать сторону ни Востока, ни Запада. Она должна стать посредником между ними и выполнить свою историческую миссию. Историческая миссия России – построить на Земле Царство Божие, т.е. общество, основанное на взаимной любви и милосердии).

Лев Шестов (1866-1938).

Критика философских и богословских попыток умозрительного отношения к Богу, противопоставление им исключительно индивидуального, жизненного, т.е. экзистенциального пути веры.

Отказ от привычного образа мира, который навязан человеку наукой, рационалистической философией и здравым смыслом.

Будущее совершенно неизвестно.

Творчество есть непрерывный переход от одной неудачи к другой. Общее состояние творящего – неопределенность, неизвестность.

Отрицание универсализма и идеи прогресса в истории.

Отношение к прошлому носит личный характер.

Идея веры-свободы – единственно возможный положительный ответ на вопрос о смысле исторического существования человека.

8. Философия русского космизма. Понимание мира как единое взаимосвязанное целое. Представители:, В.И.Вернадский, Н.В.Бугаев К.Э.Циолковский, А.Л.Чижевский.

В.И.Вернадский (1863-1945) – теория ноосферы.

По мере эволюции человека усиливается его деятельность по преобразованию окружающей природы. Появляется ноосферасфера разума, жизни человека, его материальной и духовной культуры. Она постоянно расширяется и охватывает всё новые области бытия. Биосфера (сфера жизни) постоянно, но неуклонно переходит в ноосферу. В будущем ноосфера станет определяющей на Земле и переместится в космос.

К.Э.Циолковский (1857-1935).

Цивилизация Земли – не единственная и не уникальная форма жизни во Вселенной.

Космос по своей сути живой, жизнь – неотъемлемая черта космического бытия. Поэтому во Вселенной существуют и иные разумные миры, разумные цивилизации.

В будущем наука и техника позволят человеку освоить космос и осуществить общение межпланетных цивилизаций.

А.Л.Чижевский (1897-1964) создал философскую систему космической биологии.

Развитие жизни на Земле (биосферы) происходит не только под влиянием внутренних причин, но и космоса. Определяющую роль в процессах, происходящих на Земле, в жизни биосферы играет Солнце. Всплески активности Солнца влияют на поведение животных, приливы и отливы, социальные катаклизмы (войны, революции).

Темы контрольных работ

1. Осмысление истории в философии П.Я.Чаадаева

2. Философские идеи в русской литературе (Ф.М.Достоевский, А.С.Пушкин, Н.В.Гоголь, Л.Н.Толстой, и др.).

3. Теория «общего дела» Н.Федорова.

4. Западники и славянофилы о судьбе России.

5. Русская идея (В.С.Соловьев, Н.А.Бердяев и др.)

6. В.С.Соловьев: учение о всеединстве.

7. Идея Софии в русской философии (П.Флоренский, В.Соловьев, С.Булгаков,).

8. Русская философия XII-XV веков: Русь и ее роль во всемирной истории.

9. Историософия славянофилов (А.С.Хомяков, К.С.Аксаков).

10. Историософские концепции Серебряного века.

11. Русская философская мысль об истоках и причинах русской революции 1917 года.

12. Историософские концепции идеологов «Нового града»: синтез «самобытничества» и либерализма (Г.П.Федотов, Ф.А.Степун).

13. Русская идея: традиции и современность.

14. Марксизм в России: теория и практика.

15. Н.А.Бердяев о судьбе русской культуры.

16. П.Я.Чаадаев о России и русской культуре.

17. П.Флоренский: культура и культ.

18. Проблема свободы в русской философии (Н.А.Бердяев, Л.Шестов).

19. Б.П.Вышеславцев: этика преображенного эроса.

20. Идея соборности в русской философии.

21. Сменовеховство: основные идеи.

22. Оккультный эзотеризм Н.К. и Е.Н. Рерихов.

23. Философские идеи русского масонства.

24. Евразийство о России.

25. Феофан Прокопович: жизнь и творчество.

26. И.А.Ильин: судьба и философия.

27. М.А.Бакунин: государство и анархия.

28. Идея Богочеловечества в русской философии.

29. Н.Моисеев: «научный рационализм»

30. Судьба философии в современной России.

Тесты.

1. Создателем теории культурно-исторических типов, описанной в книге «Россия и Европа», является…

а) А.С.Хомяков

б) В.С.Соловьев

в) Н.Я.Данилевский

г) Л.Н.Гумилев

 

2. Ключевой проблемой в русской философии является …

а) защита собственности и свободы

б) происхождение и сущность сознания

в) пути достижения научного знания

г) смысл жизни и призвание человека

3. Автор концепции «Москва – третий Рим», обосновавший высшее назначение государственной власти России как сохранение единственно истинного, православного христианства –

а) Юрий Крижанич

б) Иосиф Волоцкий

в) Феофан Прокопович

г) монах Филофей

 

4. Кто из русских мыслителей видел основу русского общества в православии и считал самодержавие необходимой формой государственного устройства России?

а) Н.Г.Чернышевский и А.И.Герцен

б) А.С.Хомяков и И.В.Киреевский

в) П.Я.Чаадаев и Т.М.Грановский

 

5. Автор произведения «Слово о законе и благодати…» (ХI в.), обосновавший включенность «русской земли» в общемировой процесс торжества «света» над «тьмой» язычества –

а) Владимир Мономах

б) митрополит Илларион

в) Нил Сорский

г) Вассиан Патрикеев

 

6. Кто из русских мыслителей рассматривал исторический процесс как воплощение божественной идеи в мире и высказал взгляд на неизбежность временного торжества мирового зла (пришествие Антихриста) и победу над ним в конце истории?

а) В.С.Соловьев

б) П.Я.Чаадаев

в) К.Н.Леонтьев

г) Н.Г.Чернышевский

 

7. Кто из русских мыслителей утверждал, что на историю человечества оказывают влияние ритмы солнечной активности?

а) А.Л.Чижевский

б) В.Вернадский

в) Н.Ф.Федоров

г) Л.Н.Гумилев

 

8. Какие этапы в истории каждого культурного типа выделил Н.Я.Данилевский?

а) этнографический, государственный, цивилизационный

б) дикость, варварство, цивилизация

в) первобытность, средневековье, новое время, новейшее время

г) культурный, цивилизационный

 

9. Какой культурный тип Н.Я.Данилевский считал преемником уходящей с исторической сцены европейской цивилизации?

а) китайский

б) славянский

в) исламский

г) американский

 

10. Что, по мысли Л.Н.Гумилева, определяет ход истории?

а) космические излучения

б) божественное провидение

в) рациональная деятельность человека

г) географические условия

 

11. Культуру считал «великой неудачей»

а) В.В.Зеньковский

б) С.Н.Булгаков

в) Н.А.Бердяев

г) Г.В.Флоровский

 

12. «Свобода человека не имеет основания» – утверждал…

а) С.Л.Франк

б) Н.А.Бердяев

в) Н.О.Лосский

 

13. Течение в русской философии, сформировавшееся в эмиграции и негативно оценившее петербургский период в истории России, считая, что в это время осуществлялся процесс европеизации России, и утрачивалась самобытность русской культуры – это

а) славянофильство

б) почвенничество

в) евразийство

 

14. Представитель русской философии, утверждавший, что человек – это высшее произведение природы – …

а) Н.А.Бердяев

б) Ф.М.Достоевский

в) Н.Г.Чернышевский

г) Л.Н.Толстой

 

15. Спор нестяжателей и иосифлян затронул проблему

а) церковного имущества

б) секуляризации культуры

в) смысла жизни

г) независимости церкви

 

16. Первым русским философом называют:

а) Владимира Мономаха

б) Вассиана Патрикеева

в) митрополита Иллариона

г) В.С.Соловьева

 

17. Лидер нестяжателей:

а) Иосиф Волоцкий

б) Нил Сорский

в) Феофан Прокопович

г) Симеон Полоцкий

 

18. Среднюю линию в противостоянии славянофилов и западников занимает:

а) нестяжательство

б) космизм

в) евразийство

г) народничество

 

19. Отличительной чертой русской философии является:

а) внимание к этическим проблемам

б) преобладание материализм

в) отсутствие социальных проблем

г) опора на православие

 

20. Какие проблемы являются наиболее характерными для русской философии?

а)проблема метода познания

б) проблема сердца

в) проблема доказательства бытия Бога

г) проблема человека

 

21. «Общее дело» по мнению Н.Федорова заключается в

а) развитии науки

б) сохранении православия

в) сохранении природы

г)воскрешении предков

 

22. София, по учению В.Соловьева, есть

а) философия

б) Россия

в) «Мировая душа»

г) красота

 

23. М.А.Бакунин трактовал свободу как

а) осознанную необходимость

б) свободу выбора

в) отсутствие любой власти

г) политическую свободу

 

24. Западник, предлагавший либеральный путь развития России а) Т.Н.Грановский

б) А.И.Герцен

в) В.Г.Белинский

г) Н.А.Добролюбов

 

25. Самобытность России славянофилы видели в существовании а) поземельной общины

б) самодержавия

в) идей парламентаризма

г) русского патриаршества

 

26. Принцип нравственно-этической концепции Л.Н.Толстого

а) избежание зла

б) оправдание добра

в) непротивление злу насилием

г) воинствующее добро

д) отрицание существования зла

 

27.Согласно взглядам Ф.М.Достоевского, Бог – это

а) совесть

б) разум

в) вера

г) свобода

 

28. По мнению В.Соловьева, объединение христианских церквей должно осуществиться при приоритете

а) православия

б) католицизма

в) протестантизма

 

29. Ересь, возникшая на Руси в эпоху средневековья

а) арианство

б) богомильство

в) антитринитарии

 

30. С чем славянофилы связывали специфику русской культуры?

а) с восточным христианством, которое в большей степени, чем католицизм, соответствует духу этой религии

б) с общиной и преобладанием нравственных отношений над правовыми

в) с государством и преобладанием правовых отношений над нравственными

г) с элементами языческой культуры, которые сохранились и после принятия христианства

 

ТЕМА 3.1. ПРОБЛЕМА БЫТИЯ.

Вопросы для изучения

1. Онтология как учение о бытии.

2. Понятие бытия.

3. Бытие и субстанция.

4. Проблема единства и многообразия мира.

5. Философское понятие движения.

6. Пространство и время.

7..Детерминизм и индетерминизм.

8. Понятие закона. Динамические и статистические закономерности.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; просмотров: 529; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.129.19 (0.149 с.)