Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тема 2. 5. Философия Нового времени.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Вопросы для изучения: 1. Проблема познания в философии Нового времени. 2. Онтологическая проблематика в философии Нового времени. 3. Философия французского Просвещения XVIII в. 4. Классическая немецкая философия. 5. Проблема человека и культуры в философии иррационализма. 6. Социальная философия К.Маркса.
Методические указания к изучению темы Проблема познания в философии Нового времени. Два направления в гносеологии: рационализм и эмпиризм. Рационализм – направление в философии, согласно которому основой как бытия, так и познания является разум. Представители: Р.Декарт, Б.Спиноза, Г.Лейбниц. Рационалистическо-дедуктивный метод Р.Декарта: - Допущение в качестве исходных положений только истинного, абсолютно достоверного, доказанного разумом и логикой, не вызывающего никаких сомнений знания. - Расчленение сложной проблемы на более простые задачи. - Последовательный переход от известных и доказанных положений к неизвестным и недоказанным. - Строгое соблюдение последовательности логической цепи исследования, не пропуская ни единого звена. Эмпиризм – направление в философии, сторонники которо- го считают, что в основе познания лежит опыт. Основоположник – английский философ Ф.Бэкон. Учение о познании Ф Бэкона. Главный метод познания – индукция, т.е. получение общих выводов на основе обобщения частных фактов. Причины, которые препятствуют человеку (человечеству) получить истинное знание, – «призраки» («идолы»), т.е. заблуждения. Сенсуализм – разновидность эмпиризма – утверждает, что познание осуществляется благодаря чувственному восприятию (ощущениям). Представители: английские философы Т.Гоббс, Д.Локк, Д.Беркли, Д.Юм. Онтологическая проблематика в философии Нового времени. Субстанция – это все, что существует, не нуждаясь для своего существования ни в чем, кроме самого себя. Дуализм – философское направление, признающее существование двух самостоятельных, независимых друг от друга и несводимых друг к другу первоначал мира. Декарт пытался примирить материализм и идеализм. Его основные идеи: - Субстанция – Бог, который вечен, несотворим, неуничтожим, всемогущ, является источником и причиной всего. - Два рода субстанций: материальная и духовная. - Они не нуждаются в своем существовании ни в чем, кроме самих себя. - Главный атрибут материи – протяжённость; она делима до бесконечности. - Атрибут духовной субстанции – мышление; она неделима. Монизм – учение о единой субстанции. Учение Бенедикта (Баруха) Спинозы. - Природа и Бог едины. - Единичные вещи существуют не сами по себе, а являются проявлениями, «модусами» единой субстанции – Природы-Бога. - Субстанция обладает множеством свойств (атрибутов), основные из которых – мышление и протяжение. - Субстанция бесконечна в пространстве и вечна. Плюрализм – учение о множественности субстанций. Учение о монадах Лейбница: - Мир состоит из бесчисленного множества субстанций, имеющих единую природу (монады). - Монада проста, неделима, не имеет протяжения, не является материально-вещественным образованием.
Философия французского Просвещения XVIII в. Три основных направления: - Деистическое:Вольтер, Монтескье, Ж.-Ж.Руссо. Бог существует только как первопричина, Творец всего сущего. После этого мир развивается по собственным законам. И дея «просвещенного абсолютизма». - Атеистическо-материалистическое: Ж.Мелье, Ж.Ламетри, Д. Дидро. Атеизм – направление в философии, сторонники которого полностью отрицают существование Бога в каких-либо его проявлениях. Материализм – направление в философии, не признающее самостоятельного идеального (духовного) начала мира и объясняющее окружающий мир, его явления, человека с точки зрения естественных наук. - Утопическо-социалистическое (коммунистическое): Мабли, Бабеф, Сен-Симон, Фурье. Критика существующего общественно-экономического и политического строя. Проекты построения нового общества и государства, основанного на общественной собственности, где торжествует идея справедливости, понимаемая социалистами-утопистами как всеобщее равенство. 4. Классическая немецкая философия– конец XVIII – первая половине XIX вв. Её отличительные черты: - Поворот от традиционных проблем философии к исследованию сущности познания. - Особое внимание уделила проблеме развития. - Рассматривала историю как целостный процесс. Иммануил Кант. Агностицизм, т.е.утверждение невозможности познания окружающей действительности. Причина трудностей при познании – не окружающая действительность, объект, а субъект познавательной деятельности, человек, его разум.Познавательные возможности (способности) человеческого разума ограничены. «Вещь в себе» – одно из центральных понятий. «Вещь в себе» – это внутренняя сущность вещи, которая не может быть познана разумом. Этика. Выделял «практический разум»,т.е. нравственность. Моральный законимеет высший и безусловный характер. Категорический императив:«Поступай так, чтобы максима твоего поступка могла быть принципом всеобщего законодательства». Гегель. Главная идея онтологии – отождествление бытия и мышления, результатом чего является особое философское понятие – Абсолютная идея. Она: - есть единственно существующая подлинная реальность; - первопричина всего мира, его предметов и явлений; - лежит в основе всего существующего и вследствие своей бесконечности может достичь подлинного познания себя; - для самопознания необходимо проявление; самораскрытие Абсолютной идеи в пространстве – это природа, самораскрытие во времени – история. Диа лектика – основополагающий закон развития и существования Мирового духа и сотворенного им окружающего мира. Развитие происходит от абстрактного к конкретному и имеет следующий механизм: - существует тезис (утверждение, форма бытия); - его противоположность – антитезис; - в результате взаимодействия двух противоположных тезисов получается синтез – новое утверждение, которое, в свою очередь, становится тезисом, но на более высоком уровне развития. Людвиг Фейербах Теория антропологического материализма. - природа и человек – единственно существующие реальности; - человек – часть природы; - человек есть единство материального и духовного; - человек должен стать главным интересом для философии. Атеизм. - полный разрыв с религией (атеизм) и освобождение от многовекового религиозного влияния; - попытка объяснить Бога и религию с материалистической точки зрения, исходя из человеческой природы; - тесно увязывает проблему Бога с антропологией. Проблема человека и культуры в философии иррационализма. Иррационализм– направление в философии, отрицавшее объективные законы бытия и истории, воспринимавшее окружающий мир и историю как хаос, цепь случайностей. А.Шопенгауэр Волюнтаризм – направление в философии, согласно которому главной движущей силой, определяющей всё в мире, является Мировая Воля. Первоначало мира – Мировая воля, создающая мир в процессе объективации. Воля присуща и живым организмам, и неживой природе в виде «бессознательной», «дремлющей» воли. Ф.Ницше Воля к власти – первоначало мира и главная ценность культуры. Она выражена в каждом существе и вещи, но больше всего – в человеке. В Сверхчеловеке она проявляется максимально. Он не связан общепринятыми ценностями. Он – продукт эволюции, высший биологический тип, который относится к человеку так же, как человек относится к обезьяне. Идея природного неравенства людей, опирающееся на различия в интенсивности воли к власти. Появление Сверхчеловека придаёт смысл и цель истории. Критика культуры. Кризис культуры вызван вырождением прежних ценностей, утратой ими творческого потенциала. Современная культура – выражение декаданса, т.к. создана слабыми людьми, чтобы не дать реализоваться воле к власти сильных. Только Сверхчеловек способен создавать новые ценности и двигать культуру.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; просмотров: 288; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.103.100 (0.007 с.) |