Тема 2. 5. Философия Нового времени. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 2. 5. Философия Нового времени.



Вопросы для изучения:

1. Проблема познания в философии Нового времени.

2. Онтологическая проблематика в философии Нового времени.

3. Философия французского Просвещения XVIII в.

4. Классическая немецкая философия.

5. Проблема человека и культуры в философии иррационализма.

6. Социальная философия К.Маркса.

 

Методические указания к изучению темы

Проблема познания в философии Нового времени.

Два направления в гносеологии: рационализм и эмпиризм.

Рационализм – направление в философии, согласно которому основой как бытия, так и познания является разум. Представители: Р.Декарт, Б.Спиноза, Г.Лейбниц.

Рационалистическо-дедуктивный метод Р.Декарта:

- Допущение в качестве исходных положений только истинного, абсолютно достоверного, доказанного разумом и логикой, не вызывающего никаких сомнений знания.

- Расчленение сложной проблемы на более простые задачи.

- Последовательный переход от известных и доказанных положений к неизвестным и недоказанным.

- Строгое соблюдение последовательности логической цепи исследования, не пропуская ни единого звена.

Эмпиризм – направление в философии, сторонники которо- го считают, что в основе познания лежит опыт. Основоположник – английский философ Ф.Бэкон.

Учение о познании Ф Бэкона.

Главный метод познания – индукция, т.е. получение общих выводов на основе обобщения частных фактов.

Причины, которые препятствуют человеку (человечеству) получить истинное знание, – «призраки» («идолы»), т.е. заблуждения.

Сенсуализм – разновидность эмпиризма утверждает, что познание осуществляется благодаря чувственному восприятию (ощущениям). Представители: английские философы Т.Гоббс, Д.Локк, Д.Беркли, Д.Юм.

Онтологическая проблематика в философии Нового времени.

Субстанцияэто все, что существует, не нуждаясь для своего существования ни в чем, кроме самого себя.

Дуализм – философское направление, признающее существование двух самостоятельных, независимых друг от друга и несводимых друг к другу первоначал мира.

Декарт пытался примирить материализм и идеализм. Его основные идеи:

- Субстанция – Бог, который вечен, несотворим, неуничтожим, всемогущ, является источником и причиной всего.

- Два рода субстанций: материальная и духовная.

- Они не нуждаются в своем существовании ни в чем, кроме самих себя.

- Главный атрибут материи протяжённость; она делима до бесконечности.

- Атрибут духовной субстанции мышление; она неделима.

Монизмучение о единой субстанции.

Учение Бенедикта (Баруха) Спинозы.

- Природа и Бог едины.

- Единичные вещи существуют не сами по себе, а являются проявлениями, «модусами» единой субстанции – Природы-Бога.

- Субстанция обладает множеством свойств (атрибутов), основные из которых – мышление и протяжение.

- Субстанция бесконечна в пространстве и вечна.

Плюрализм – учение о множественности субстанций.

Учение о монадах Лейбница:

- Мир состоит из бесчисленного множества субстанций, имеющих единую природу (монады).

- Монада проста, неделима, не имеет протяжения, не является материально-вещественным образованием.

 

Философия французского Просвещения XVIII в.

Три основных направления:

- Деистическое:Вольтер, Монтескье, Ж.-Ж.Руссо.

Бог существует только как первопричина, Творец всего сущего. После этого мир развивается по собственным законам.

И дея «просвещенного абсолютизма».

- Атеистическо-материалистическое: Ж.Мелье, Ж.Ламетри, Д. Дидро.

Атеизм – направление в философии, сторонники которого полностью отрицают существование Бога в каких-либо его проявлениях.

Материализм – направление в философии, не признающее самостоятельного идеального (духовного) начала мира и объясняющее окружающий мир, его явления, человека с точки зрения естественных наук.

- Утопическо-социалистическое (коммунистическое): Мабли, Бабеф, Сен-Симон, Фурье.

Критика существующего общественно-экономического и политического строя. Проекты построения нового общества и государства, основанного на общественной собственности, где торжествует идея справедливости, понимаемая социалистами-утопистами как всеобщее равенство.

4. Классическая немецкая философия– конец XVIII первая половине XIX вв. Её отличительные черты:

- Поворот от традиционных проблем философии к исследованию сущности познания.

- Особое внимание уделила проблеме развития.

- Рассматривала историю как целостный процесс.

Иммануил Кант.

Агностицизм, т.е.утверждение невозможности познания окружающей действительности.

Причина трудностей при познании – не окружающая действительность, объект, а субъект познавательной деятельности, человек, его разум.Познавательные возможности (способности) человеческого разума ограничены.

«Вещь в себе» – одно из центральных понятий. «Вещь в себе» – это внутренняя сущность вещи, которая не может быть познана разумом.

Этика.

Выделял «практический разум»,т.е. нравственность.

Моральный законимеет высший и безусловный характер. Категорический императив:«Поступай так, чтобы максима твоего поступка могла быть принципом всеобщего законодательства».

Гегель.

Главная идея онтологии – отождествление бытия и мышления, результатом чего является особое философское понятие – Абсолютная идея. Она:

- есть единственно существующая подлинная реальность;

- первопричина всего мира, его предметов и явлений;

- лежит в основе всего существующего и вследствие своей бесконечности может достичь подлинного познания себя;

- для самопознания необходимо проявление; самораскрытие Абсолютной идеи в пространстве – это природа, самораскрытие во времени – история.

Диа лектикаосновополагающий закон развития и существования Мирового духа и сотворенного им окружающего мира.

Развитие происходит от абстрактного к конкретному и имеет следующий механизм:

- существует тезис (утверждение, форма бытия);

- его противоположность – антитезис;

- в результате взаимодействия двух противоположных тезисов получается синтез – новое утверждение, которое, в свою очередь, становится тезисом, но на более высоком уровне развития.

Людвиг Фейербах

Теория антропологического материализма.

- природа и человек – единственно существующие реальности;

- человек – часть природы;

- человек есть единство материального и духовного;

- человек должен стать главным интересом для философии.

Атеизм.

- полный разрыв с религией (атеизм) и освобождение от многовекового религиозного влияния;

- попытка объяснить Бога и религию с материалистической точки зрения, исходя из человеческой природы;

- тесно увязывает проблему Бога с антропологией.

Проблема человека и культуры в философии иррационализма.

Иррационализм– направление в философии, отрицавшее объективные законы бытия и истории, воспринимавшее окружающий мир и историю как хаос, цепь случайностей.

А.Шопенгауэр

Волюнтаризмнаправление в философии, согласно которому главной движущей силой, определяющей всё в мире, является Мировая Воля.

Первоначало мира Мировая воля, создающая мир в процессе объективации. Воля присуща и живым организмам, и неживой природе в виде «бессознательной», «дремлющей» воли.

Ф.Ницше

Воля к власти – первоначало мира и главная ценность культуры. Она выражена в каждом существе и вещи, но больше всего – в человеке. В Сверхчеловеке она проявляется максимально. Он не связан общепринятыми ценностями. Он – продукт эволюции, высший биологический тип, который относится к человеку так же, как человек относится к обезьяне. Идея природного неравенства людей, опирающееся на различия в интенсивности воли к власти.

Появление Сверхчеловека придаёт смысл и цель истории.

Критика культуры.

Кризис культуры вызван вырождением прежних ценностей, утратой ими творческого потенциала. Современная культура – выражение декаданса, т.к. создана слабыми людьми, чтобы не дать реализоваться воле к власти сильных.

Только Сверхчеловек способен создавать новые ценности и двигать культуру.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; просмотров: 254; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.204.208 (0.011 с.)