Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Платон и Аристотель: основные онтологические парадигмы.

Поиск

Платон (427-347 гг. до н.э.), ученик Сократа, основатель объективного идеализма.

Онтология.

Материальные вещи изменчивы, непостоянны и со временем прекращают свое существование, не существует как самостоятельная субстанция.

Реально существуют лишь чистые (бестелесные) идеи (эйдосы). Они истинны, вечны и неизменны.

Вещи – материальные отражения идей (например, люди рождаются и умирают, но они являются воплощением идеи человека, которая вечна и неизменна).

Идеи – это бытие, вещи – небытие (ввел понятие небытия как отличного от бытия истинного).

Гносеология Платона.

Поскольку материальный мир – всего лишь отражение мира идей, то предметом познания должны стать чистые идеи.

Идеи чувственно не воспринимаются, они умопостигаемы.

Познание – это припоминание абсолютного знания, которое душа получила, находясь в мире идей после освобождения от тела.

Платон об идеальном государстве:

В государстве три сословия: философы, воины, работники.

Принадлежность к сословию определяется преобладанием в структуре души одного из начал: разумного, волевого или чувствующего. У каждого сословия – особые функции:

- работники занимаются физическим трудом, создают материальные блага, могут в ограниченных размерах владеть частной собственностью;

- воины занимаются физическими упражнениями, поддерживают в государстве порядок, защищают граждан от внешних нападений;

- философы (мудрецы) создают справедливые законы, управляют государством, познают мир, обучают граждан.

Философы и воины не должны иметь частной собственности. Принадлежность к сословию не передается по наследству.

Аристотель (384-322, гг. до н.э.) – древнегреческий философ классического периода, ученик Платона, воспитатель Александра Македонского. Основал перипатетическую философскую школу – Ликей.

Три части философии:

- теоретическая, или первичная, изучает проблемы бытия, происхождение всего сущего, причины различных явлений;

- практическая изучает деятельность человека, устройство государства;

- поэтическая.

Логика – не самостоятельная наука, а универсальный инструмент науки.

Учение о бытии.

- Не существует чистых идей, не связанных с окружающей действительностью.

- Реально существуют только единичные вещи, называемые «индивидуумами» (в переводе – «неделимые»), т.е. существует только конкретный человек в конкретном месте, а не идея человека, воплощением которой данный человек является.

- Индивидуумы являются первичной сущностью, а виды и роды (люди вообще, дома вообще и т. д.) – вторичной.

Аристотель выделяет 10 категорий, первая из которых характеризует сущность бытия, а остальные описывают его свойства: сущность (субстанция), количество, качество, отношение, место, время, положение, состояние, действие, страдание.

Человек способен познать лишь свойства бытия, а не его сущность.

Учение о материи. Материяэто потенция, возможность, ограниченная формой (например, медный шар – это медь, ограниченная шарообразностью). Потенция (материал) – пассивное начало, форма – активное.

Учение о государстве. Выделил «дурные» формы государства (тирания, крайняя олигархия и охлократия) и «хорошие» (монархия, аристократия и полития).

Наилучшая форма государства – полития, сочетающая черты умеренной олигархии и умеренной демократии; государство среднего класса.

Философия эпохи эллинизма.

Её отличительные черты:

- кризис античных моральных и философских ценностей; философия отчасти сохраняет наследие, накопленное на протяжении двух предыдущих этапов, отчасти меняет содержание и направленность своих теоретических построений;

- от философии отделяется целый ряд специальных наук: физика, математика, астрономия и т.д.;

- главное внимание переключается на этическую проблематику, на изучение различных моделей поведения индивида в изменившихся обстоятельствах.

Философия стоиков.

Наиболее известные представители: Сенека (5 г. до н.э.-65 г. н.э.) и Марк Аврелий(121-180 гг. н.э.).

Основные идеи:

- Цель человекаосвобождение от влияния внешнего мира.

- Путь достижения этой цели – мудрость, постоянное самосовершенствование. Идеал стоиков – мудрец, поднявшийся над суетой окружающей жизни благодаря своему знанию, добродетели, апатии (бесстрастию) и автаркии (самодостаточности).

- Следует жить в согласии с природой человека, т.е. с разумом.

- Добродетель – высшее благо, порок – единственное зло.

- Добродетель – это знание о добре и зле и следование добру.

- Стремление к счастью – высшая цель человека.

Скептицизм.

Основатель – Пиррон (365-275 до н.э.). Главные идеи:

- Вещи текучи и изменчивы, поэтому к ним не применимы определённые названия; отсюда – необходимость воздерживаться от определённых суждений о вещах.

- Принципиальная непознаваемость вещей.

- Отрицание объективного существования добра и зла.

- Отрицание возможности рационального обоснования моральных норм.

- Стремление к безмятежности (атараксии).

Эпикур (341-270 гг. до н.э.).

Человек – результат биологической эволюции.

Боги существуют только как нравственный идеал, но они никак не вмешиваются в жизнь людей.

Судьба человека зависит от него самого и от обстоятельств, но не от богов.

Душа – особый вид материи. Она смертна, как и тело.

Поэтому человек должен стремиться к счастью в пределах земной жизни. Счастье человека состоит в удовольствии.

Удовольствие – это отсутствие страданий, здоровье, занятие любимым делом, а не чувственные наслаждения. Условия счастья: разумное ограничение желаний и потребностей, невозмутимость и безмятежность (атараксия), мудрость.

 

Темы контрольных работ

1. Космоцентризм как основная черта древнегреческой философии.

2. Проблема первопричины в древнегреческой философии.

3. Элейская школа.

4. Основные идеи милетской школы.

5. Пифагор и его школа.

6. Античный атомизм.

7. Объективный идеализм Платона.

8. Проблема человека в античной философии.

9. Метафизика Аристотеля.

10. Неоплатонизм и его влияние на европейскую философскую мысль.

11. Рационалистическая этика Сократа.

12. Понимание человека в учении софистов.

13. Проблема познания в древнегреческой философии.

14. Проблема человеческой индивидуальности в учении античных киников.

15. Теория идеального государства Платона.

16. Аристотель о политике.

17. Поиски оснований человеческого существования и свободы в философии римских стоиков.

18. Этическое учение Эпикура.

19. Этика скептицизма.

20. Марк Аврелий – философ на троне.

21. Диалектика в Древней Греции.

22. Апории Зенона.

23. Плюрализм в понимании первопричины: Эмпедокл и Анаксагор.

24. Гераклит и Пифагор: два образа мировой гармонии.

25. Диалектический метод Сократа.

26. Проблема бытия у Платона и Аристотеля.

27. Философия в контексте античной культуры.

28. Особенности античной философии и основные этапы ее развития.

29. Философия эпохи эллинизма и ее особенности.

 

Тесты

1. Основателем древнегреческой философии был

а) Аристотель

б) Фалес

в) Эпикур

г) Демокрит

 

2. Платон считается родоначальником

а) объективного идеализма

б) субъективного идеализма

в) материализма

г) дуализма

 

3. Знаменитое высказывание: «Я знаю только то, что ничего не знаю, но другие не знают и этого» – принадлежит

а) Сократу

б) Пифагору

в) Аристотелю

г) Фалесу

 

4. Родоначальником античного атомизма является

а) Платон

б) Пифагор

в) Демокрит

г) Диоген

 

5. Колыбелью европейской философии является:

а) Англия

б) Греция

в) Италия

г) Франция

 

6. Какой принцип наилучшим образом характеризует философскую и жизненную позицию античных стоиков?

а) человек – кузнец своего счастья и хозяин своей судьбы

б) стойко переноси все удары и повороты судьбы

в) главная цель человеческой жизни – стремление к счастью

г) бери от жизни все

 

7. Древнегреческая философия возникла в период…

а) 7-6 вв. до н.э.

б) 9-8 вв. до н.э.

в) 1-2 вв. н.э.

г) 5-4 вв. до н.э.

 

8. Какая философская школа античности провозгласила жизненный принцип близости к природе и сведения своих потребностей к минимуму необходимым условием свободы и счастья?

а) кинизм

б) неоплатонизм

в) атомизм

г) милетская школа

 

9. Соотнесите философа и утверждаемый им элемент в качестве первопричины:

а) Фалес

б) Гераклит

в) Парменид

г) Пифагор

д) Анаксимен

е) Анаксимандр

 

1. воздух

2. огонь

3. вода

4. число

5. разум

6. апейрон

 

10. Кто из древнегреческих философов пришел к выводу, что бытие и мышление тождественны?

а) Парменид

б) Пифагор

в) Платон

г) Аристотель

 

11. «Человек есть мера всех вещей» – этот принцип сформулирован:

а) милетской школой

б) элеатами

в) софистами

г) Сократом

 

12. Выберите выражение, соответствующее философии Гераклита:

а) причина движения – вечный разум

б) причина движения – борьба противоположностей

в) причина движения – Бог как творец мира

г) мир находится в состоянии покоя.

 

13. Какая проблема является характерной для элеатов?

а) свободы

б) развития культуры

в) состояния мира

г) метода познания

 

14. Сколько сословий выделяет Платон в идеальной модели государства?

а) 2

б) 3

в) 5

 

15. Сократ считал, что добро – это

а) проявление знания о последствиях действий

б) природное свойство человека

в) проявление божественного начала в человеке

 

16. Понятие небытия как противопоставленное истинному бытию было введено

а) Парменидом

б) Сократом

в) Платоном

г) Аристотелем

 

17. Цель стремлений человека, согласно стоикам –

а) удовольствие

б) польза

в) апатия

г) незнание

 

18. Наиболее характерная проблема для древнегреческой философии:

а) проблема человека

б) проблема общественного идеала

в) состояния мира

г) сотворения мира

 

19. Гедонизм – направление в этике, предполагающее в качестве важнейшего жизненного принципа:

а) ограничение материальных благ

б) получение удовольствия от жизни

в) принесение пользы окружающим

 

20. Метод достижения истины, предложенный Сократом

а) индукция

б) дедукция

в) майевтика

г) метафизика

 

21. В философии под движением понимается

а) перемещение в пространстве

б) любое изменение

в) прогрессивное развитие

г) регресс

 

22. Аристотелю рассматривал человека как

а) общественное животное, наделенное разумом

б) высшее творение Бога

в) творца своей судьбы

г) властелина природы

 

23. Идея у Платона является

а) сущностью вещи

б) принципом существования вещи

в) мыслью, высказанной по поводу состояния вещи

г) понятием, характеризующим развитие вещи

 

24. Философия Сократа соотносима с позицией

а) материализма

б) объективного идеализма

в) субъективного идеализма

г) дуализма

 

25. В философии элейской школы нашла отражение проблема

а) познания

б) человека

в) добра и зла

г) культуры

 

26. Идея чистого разума впервые была разработана

а) милетской школой

б) элейская школой

в) софистами

г) скептиками

 

27. По мнению Платона, сословия в идеальном государстве должны выделяться согласно

а) знатности происхождения

б) психологическим качествам

в) личным достижениям человека

г) полученному образованию

 

 

28. Философия милетской школы соотносится с позицией

а) материализма

б) объективного идеализма

в) субъективного идеализма

г) не соотносится ни с чем из названного

 

29. Кто является систематизатором античной философии?

а) Сократ

б) Платон

в) Аристотель

г) Эпикур

 

30. Аскетизм как принцип жизни утверждали

а) киники

б) скептики

в) стоики

г) эпикурейцы



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; просмотров: 569; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.248.122 (0.008 с.)