Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Общая характеристика личности и творчества Платона↑ Стр 1 из 2Следующая ⇒ Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
ВВЕДЕНИЕ Имя Платона является не просто известным, значительным или великим. Тонкими и крепкими нитями философия Платона пронизывает не только мировую философию, но и мировую культуру. В европейской истории после Платона еще не было ни одного столетия, когда не спорили бы о Платоне, то непомерно его восхваляя, то всячески его принижая в каком-либо отношении – историко-религиозном, историко-литературном, историческом или социологическом. Мировые религии, возникшие после Платона, старались перетянуть его на свою сторону, обосновывая при его помощи свое вероучение и нередко достигая в этом успеха. Но этот обоснователь вероучений часто оказывался также и их коварным врагом. Ведь платонизм в своей основе все же языческое учение. Наступали моменты в истории, когда платонизм вдруг восставал грозной силой против монотеистического вероучения и под его ударами начинали шататься и падать те самые богословские системы, самым верным союзником которых ранее казался Платон. Греки периода классики и эллинизма; древние римляне; арабские мыслители, оппозиционные исламу; позднеантичный иудаизм и средневековая кабала; византийское православие и римский католицизм; византийские мистики XIV в., подытожившие тысячелетний византинизм, и немецкие мистики того же столетия, создавшие прочный мост от средневекового богословия к немецкому идеализму, и прежде всего к Канту; теисты и пантеисты итальянского Возрождения; немецкие гуманисты; французские рационалисты и английские эмпирики; субъективный идеалист Фихте, романтический мифолог Шеллинг, создатель универсальной диалектики категорий Гегель; Шопенгауэр с его учением о мире разумных идей (которое обычно отодвигается на задний план по сравнению с его учением о неразумной мировой воле); русские философы-идеалисты вплоть до Владимира Соловьева и Сергея Трубецкого; новейшие немецкие мыслители вплоть до неокантианцев, гуссерлианцев и экзистенциалистов; итальянцы вплоть до Розмини, Джоберти, Кроче и Джентиле, англо-американская философия вплоть до Ройса, Уайтхеда и Сантаяны, математики и физики вплоть до Гейзенберга и Шредингера; бесчисленное количество поэтов и прозаиков, художников и критиков, ученых и дилетантов, творцов, ломающих традицию, и обывателей, трусливо ее защищающих, – все это необозримое множество умов вот уже третье тысячелетие спорит, волнуется, горячится из-за Платона, поет ему дифирамбы или снижает его до уровня обывательской посредственности. Можно сказать, что Платон оказался какой-то вечной проблемой истории человеческой культуры, и пока нельзя себе представить, когда, как, при каких обстоятельствах и кем эта проблема будет окончательно разрешена. Такое небывалое положение связано с двоякого рода последствиями. Ведь поскольку Платон постоянно оказывал влияние и, с другой стороны, с ним постоянно боролись, постольку историк философии получает весьма интересный, разнообразный и более или менее легко охватываемый в отдельные моменты истории материал. Но в силу того обстоятельства, что столько людей о нем думало и мечтало, принимало его или даже просто его изучало, личность и творчество Платона окутаны непроглядным туманом различных легенд и сказаний, даже своего рода мифов и сказок.
Общая характеристика личности и творчества Платона Платон (427 - 347 гг. до н.э.) - крупнейший философ Древней Греции, ученик Сократа, основатель собственной философской школы - Академии, основоположник идеалистического направления в философии. Платон - первый древнегреческий философ, оставивший после себя ряд фундаментальных философских произведений, наиболее важными из которых являются «Апология Сократа», «Пармелид», «Горгий», «Федон», «Государство», «Законы». Большинство произведений Платона написано в форме диалогов. Платон является основателем идеализма. Главными положениями его идеалистического учения являются следующие: · материальные вещи изменчивы, непостоянны и со временем прекращают свое существование; · окружающий мир («мир вещей» также временен и изменчив и в действительности не существует как самостоятельная субстанция; · реально существуют лишь чистые (бестелесные) идеи (эйдосы); · чистые (бестелесные) идеи истинны, вечны и постоянны; · любая существующая вещь является всего лишь материальным отображением первоначальной идеи (эйдоса) данной вещи (например, кони рождаются и умирают, но они лишь являются воплощением идеи коня, которая вечна и неизменна и т.д.). Также Платон выдвигает философское учение о триаде, согласно которому все сущее состоит из трех субстанций: «единого»; «ума»; «души». «Единое»: § является основой всякого бытия; § не имеет никаких признаков (ни начала, ни конца, ни частей, ни целостности, ни формы, ни содержания, и т.д.); § есть ничто; § выше всякого бытия, выше всякого мышления, выше всякого ощущения; § первоначало всего - всех идей, всех вещей, всей явлений, всех свойств (как всего хорошего с точки зрения человека, так и всего плохого). «Ум»: § происходит от «единого»; § разделен с «единым»; § противоположен «единому»; § является сущностью всех вещей; § есть обобщение всего живого на земле. «Душа»: § подвижная субстанция, которая объединяет и связывает «единое - ничто» и «ум - все живое», а также связывает между собой все вещи и все явления; § также согласно Платону душа может быть мировой и душой отдельного человека; при гилозоическом (одушевленном) подходе душу могут иметь также вещи и неживая природа; § душа человека (вещи) есть часть мировой души; § душа бессмертна; § при смерти человека умирает только тело, душа же, ответив в подземном царстве за свои земные поступки, приобретает новую телесную оболочку; § постоянство души смена телесных форм - естественный закон Космоса. Касаясь гносеологии (учения о познании), Платон исходит из созданной им идеалистической картины мира. Поскольку материальный мир является всего лишь отображением «мира идей», то предметом познания должны стать прежде всего «чистые идеи». «Чистые идеи» невозможно познать с помощью чувственного познания (такой тип познания дает не достоверное знание, а лишь мнение - «докса»). Высшей духовной деятельностью могут заниматься только люди подготовленные - образованные интеллектуалы, философы, следовательно, только они способны увидеть и осознать «чистые идеи».[1] Особую роль в своей философии Платон уделил проблеме государства. Платон выделяет семь типов государства: идеальное «государство будущего», которого пока не существует и в котором отпадает необходимость в государственной власти и законах, и шесть типов ныне существующих государств. Среди шести существующих типов Платоном указываются: 1) монархия - справедливая власть одного человека; 2) тирания - несправедливая власть одного человека; 3) аристократия - справедливая власть меньшинства; 4) олигархия - несправедливая власть меньшинства; 5) демократия - справедливая власть большинства; 6) тимократия - несправедливая власть большинства, власть военных вождей, армии. Академия Платона - религиозно-философская школа, созданная Платоном в 387 г. в природе Афин и просуществовавшая около 1000 лет (до 529 г. н.э.). Наиболее знаменитыми воспитанниками академии являлись: Аристотель (учился у Платона, основал собственную философскую школу - Ликей), Ксенокрит, Кракет, Арксилай. Клитомах Карфагенский, Филон из Ларисы (учитель Цицерона). Академия была закрыта в 529 г. византийским императором Юстинианом как рассадник язычества и «вредных» идей, однако за свою историю успела добиться того, что платонизм и неоплатонизм стали ведущими направлениями европейской философии.[1]
Объективный идеализм Платона. Учение об идеях и душе. Обладатели души разумной – это мудрецы и философы, которые должны управлять государством; страстные души – это воины, которые должны государство охранять; вожделенные души принадлежат крестьянам, ремесленникам, торговцам (их поведение следует регулировать для соблюдения благоразумности в обществе). Платон сравнивает человеческую душу с колесницей, в которую запряжены белый и черный кони (благородное и низменное начало в человеке), управляемые возничим (разумом). Когда возничему удается смирить низменное начало, душа может подняться и вместе с богами созерцать подлинное бытие. Платон насчитывает помимо душ богов девять разрядов человеческих душ: мудреца, царя, практического деятеля, врачевателя тел, прорицателя, поэта и художника, ремесленника, софиста, тирана, а также души животных. Трем началам души — вожделению, пылу и рассудительности соответствуют добродетели: здравомыслие, мужество и мудрость. Их согласование дает справедливость как в отдельной человеческой душе, так и в государстве, которое устроено аналогичным образом: в нем трудятся ремесленники, их защищают мужественные воины, а управляют всем мудрые правители-философы («Государство»). Невещественна Теория государства Платона «Государство» — диалог Платона, посвящённый проблеме идеального государства. Написан в 360 г. до н. э. С точки зрения Платона, государство является выражением идеи справедливости. Государство Платона состоит из трёх сословий: · Высшее сословие: только мудрые могут нести заботу о правильном образе жизни всех граждан. По Платону во главе государства должны стоять философы (сословие воспитателей). · Сословие стражей: на этом сословии лежит забота о внутренней и внешней безопасности государства (сословие воинов). · Сословие прочих граждан (ремесленники, дельцы, крестьяне): их задача обеспечить снабжение государства необходимым (сословие кормильцев). Правитель-философ в ходе 50 лет образования совершенствует свою особую любовь. В его лице мудрость должна объединиться с властью. В государстве Платона введена общность имущества, частная собственность запрещена. Даже женщины и дети являются общими, а деторождение регулируется государством с целью выбора лучших. Труд распределяется согласно способностям. Также в этом диалоге содержится систематика и краткий критический анализ видов государственного устройства(идеальное «государство будущего», которое пока не существует, в него не входит), размещённых Платоном на шкале постепенной деградации, которая выглядит как эволюция во времени, но необратимость такой эволюции прямо не утверждается, и сам вопрос неизбежности деградации не поставлен явно, так что при желании эту деградацию можно считать лишь описанием некоторой тенденции. Вот эта шкала типов государства (от наилучшего к худшему): · Аристократия — справедливая власть меньшинства, лучших граждан; · Тимократия — несправедливая власть меньшинства, военных вождей, уважаемых граждан; · Олигархия — несправедливая власть меньшинства, богатых людей; · Демократия — справедливая и, одновременно, несправедливая власть большинства; · Тирания — несправедливая власть одного человека. Устройство Спарты служило образцом для подражания у Платона. По его мнению, в любом государстве необходимо разделение труда, поэтому каждый человек должен заниматься своим делом или ремеслом и не лезть в чужие дела. При этом в государстве должны быть и земледельцы, и строители, и ремесленники, и воины, чтобы защищать государство от внешних и внутренних врагов. При этом если человек имеет задатки к земледелию, то он не способен воевать и не способен этому научиться никогда, он будет заниматься земледелием всю свою жизнь. Подобно тому, как в душе есть три части — разумная часть в голове, страстная часть в сердце, вожделенная часть в печени, так и в государстве должны быть три сословия: · мудрые правители, · мужественные воины — стражи, · трудолюбивые ремесленники и земледельцы. Все должны повиноваться лучшим людям. Гражданам этого государства должен быть внушён миф о том, что все они братья, но они не равны, так как когда боги творили людей в недрах матери Земли, они к одним людям примешали золото, к другим — серебро, а к третьим — меди и железа. Способ отбора в правители — это экзамены, а самый главный лифт в идеальном государстве — это школьный лифт. Неравенство между людьми в идеальном государстве не наследственно. Способные дети могут переходить в высшие сословия через экзаменационный отбор. Платон предложил делать искусственный отбор людей и подбор брачных пар. Гимнастика нужна для укрепления здоровья и делает бессмысленным врачевание. Кто не способен жить, того не нужно и лечить. Особенно много должны заниматься гимнастикой стражи. Больные должны умирать беспрепятственно. Частная собственность и семья должны быть отменены, ибо создают противоположные интересы и подрывают единство государства. «Стражи живут сообща и питаются все вместе, один раз в год получая продовольствие от земледельцев, которых стражи охраняют». Жёны стражей должны быть общими, дети стражей должны быть общими. Общность жён нельзя понимать буквально, в идеальном государстве запрещены неупорядоченные половые отношения. Здесь всё подчинено цели получения здорового потомства. Государство делает так, что лучшие сходятся с лучшими, а худшие с худшими. При этом потомство худших уничтожается, а потомство лучших воспитывается. Женщине разрешается иметь детей с 20 до 40 лет, мужчине с 25 до 55 лет. Дети, рождённые вне этих рамок, уничтожаются. Особые лица воспитывают детей стражей всех вместе. Платон критикует демократию и «даёт сатирический образ демократа как разбогатевшего кузнеца, лысого и приземистого, который недавно вышел из тюрьмы, помылся в бане, приобрёл себе новый плащ и собирается жениться на дочери своего господина, воспользовавшись его бедностью и беспомощностью… Он часто нагл, разнуздан, распутен и бесчестен»[1]. Платон противопоставляет свой образец идеального государства четырём извращённым формам государственного устройства — демократии, тирании, олигархии (власти избранных богачей) и тимократии (власти военных). Идеальное государство по существу является аристократией. В идеальном государстве править должны философы. Они выходят из числа самых умных стражей. Философами становятся путём поэтапного отбора из стражей. Будущим философам дают прекрасное образование, и в 35 лет они занимают государственные должности и правят в течение 15 лет. Посредственность не может быть источником ни великих благ, ни больших зол. Поэтому злодеи и тираны — это несостоявшиеся философы, несостоявшиеся великие люди, которые считают себя способными распоряжаться делами народа, проявлять великие притязания, высоко заноситься, становятся высокомерны и самонадеянны. Самые одарённые души при плохом воспитании становятся особенно плохими. Единственный путь к построению идеального государства — это случай, когда «среди потомков царей встретятся философские натуры». Платон искал такого правителя в лице тирана г. Сиракузы Дионисия, но результатом этих поисков была неудача.
Платон и современная Россия Россию с середины 1990-х годов в СМИ часто называют олигархическим государством. Первым философом, который ввел понятие "олигархия" и описал это социально-экономическое устройство, был древнегреческий аристократ Платон, примерно 2350 лет назад создавший книгу "Государство". Платон считает, что существуют четыре "извращенных" социально-политических устройства: тимократия (власть честолюбцев), олигархия, демократия, тирания. Тимократия, по Платону, обычно появляется из аристократии (положительной формы правления, власти немногих в интересах большинства). Это происходит, когда в государстве возникают раздоры внутри властной верхушки: "Трудно пошатнуть аристократию. Однако всему, что возникло, бывает конец. Урожай и неурожай бывает не только на то, что произрастает из земли, но и на то, что на ней обитает, на души и на тела. У недолговечных существ этот цикл краток, у долговечных - наоборот. Прежние стражи назначат своими преемниками лучших из своих детей, все равно те не будут достойны и, чуть лишь займут юности своих отцов, станут нами пренебрегать, несмотря на то, что они стражи... Когда железо примешается к серебру, а медь к золоту, возникнут отклонения и нелепые сочетания, а это, где бы оно ни случилось, сразу порождает вражду и раздор. То есть аристократия превращается в тимократию тогда, когда аристократы перестают думать о народе и мечтают о все большем обогащении и приобретении в собственность того, чем они управляют в государстве: также и российская перестройка началась тогда, когда партаппаратчики захотели стать собственниками того госимущества, которым управляли. Честолюбцы ("тимократы"), несмотря на сохранение приверженности старым (аристократическим) нормам, приобретают и новые (олигархические) признаки: "Такого рода люди будут жадны до денег, в омрачении они, как дикари, почитают золото и серебро, они тратятся, не считаясь с расходами, на женщин и на кого угодно. Они бережливы, так как деньги у них в чести; свое состояние они скрывают и не прочь пожить на чужой счет.Удовольствиям они предаются втайне, убегая от закона, как дети от строгого отца, ведь воспитало их насилие, а не убеждение". Это описание напоминает 1980-е годы, когда подпольные миллионеры "скрывали свое состояние". Во времена тимократии, как и во времена "Перестройки", все смешано. В глаза же бросаются соперничество и честолюбие. Олигархия - "это строй, основывающийся на имущественном цензе; у власти стоят там богатые, а бедняки не участвуют в правлении". Очевидно, что определение олигархии, подходящее для античных времен, сейчас устарело. Сегодняшнему времени больше соответствует другое определение Платона и Аристотеля: олигархия - власть немногих против интересов большинства. Почему я стремлюсь дать понятию "олигархия" современное определение? Потому что тот общественный строй, которой описывает Платон под именем олигархии, удивительно напоминает тот строй, при котором россияне жили уже более 10 лет. Платон описывает переход от тимократии к олигархии, но кажется, что он говорит о первых годах рыночных реформ в России "Скопление золота в кладовых у частных лиц губит тимократию; они прежде всего выискивают, на что бы его употребить, и для этого перетолковывают законы, мало считаясь с ними; так поступают и сами богачи, и их жены. Они уподобляют себе и все население. Чем больше они ценят дальнейшее продвижение пути наживы, тем меньше почитают они добродетель. Разве не в таком соотношении находятся богатство и добродетель, что, положи они на разные чаши весов, и одно всегда будет перевешивать другое? Раз в государстве почитают богатство и богачей, значит, там меньше ценятся добродетель и ее обладатели. А люди всегда предаются тому, что считают ценным, и пренебрегают тем, что не ценится. Кончается это тем, что вместо стремления выдвинуться и удостоиться почестей развивается наклонность к стяжательству и наживе и получают одобрение богачи - ими восхищаются, их назначают на государственные должности, а бедняки там не в почете". Кроме массы нищих для олигархии характерно ослепительное богатство, которое богатые наживают не вместе с обогащением всего народа (как это происходит при аристократии), но, наоборот, при массовом обнищании народа. Происходит не столько производство новых социальных благ, а несправедливое перераспределение уже существующих (разве не так это произошло в ельцинской России?): "Взгляни еще вот на что: когда богатый человек расходует свои средства, приносит ли это хоть какую-нибудь пользу подобному государству в том смысле, как мы только что говорили? Или это лишь видимость, будто он принадлежит к тем, кто правит, а, по правде говоря, он в государстве и не правитель, и не подданный, а попросту растратчик готового? - Да, это лишь видимость, а на деле он не что иное, как расточитель... Подобный тунеядец в доме - болезнь для государства. И не правда ли, всех летающих трутней бог сотворил без жала, а вот из тех, что ходят пешком, он одним не дал жала, зато других наделил ужаснейшим. Те, у кого жала нет, весь свой век - бедняки, а из наделенных жалом выходят те, кого кличут преступниками. Где бы ты ни увидел бедняков в государстве, там укрываются и те, что воруют, срезают кошельки, оскверняют храмы и творят много других злых дел". Таким образом, для олигархии характерно не только большое количество нищих и бомжей, но и множество преступников (опять же, как в сегодняшней России). Платон дает убийственную характеристику олигархии, как будто обличая этим и современную социально-экономическое устройство России: "Так что же? Разве ты не замечаешь бедняков в олигархических государствах? - Да там чуть ли не все бедны, за исключением правителей.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ Историческое значение философии Платона в том, что: 1) впервые философом оставлено целое собрание фундаментальных произведений; 2) положено начало идеализму как крупному философскому направлению (так называемая «линия Платона» - противоположность материалистической «линии Демократа»); 3) впервые глубоко исследованы проблемы не только природы, но и общества - государство, законы и т.д.; 4) были заложены основы понятийного мышления, произведена попытка выделить философские категории (бытие - становление, вечное - временное, покоящееся - движущееся, неделимое - делимое и др.); 5) была создана философская школа (Академия), просуществовавшая около 1000 лет, где выросли многие видные последователи Платона (Аристотель и др.).
Список использованной литературы 1. Новая философская энциклопедия. — М.: Мысль, 2000 2. Михаил Тульский. Олигархия времен Платона и современная российская олигархия 2001 3. Чанышев А. Н. Курс лекций по древней философии. М., 1981
ВВЕДЕНИЕ Имя Платона является не просто известным, значительным или великим. Тонкими и крепкими нитями философия Платона пронизывает не только мировую философию, но и мировую культуру. В европейской истории после Платона еще не было ни одного столетия, когда не спорили бы о Платоне, то непомерно его восхваляя, то всячески его принижая в каком-либо отношении – историко-религиозном, историко-литературном, историческом или социологическом. Мировые религии, возникшие после Платона, старались перетянуть его на свою сторону, обосновывая при его помощи свое вероучение и нередко достигая в этом успеха. Но этот обоснователь вероучений часто оказывался также и их коварным врагом. Ведь платонизм в своей основе все же языческое учение. Наступали моменты в истории, когда платонизм вдруг восставал грозной силой против монотеистического вероучения и под его ударами начинали шататься и падать те самые богословские системы, самым верным союзником которых ранее казался Платон. Греки периода классики и эллинизма; древние римляне; арабские мыслители, оппозиционные исламу; позднеантичный иудаизм и средневековая кабала; византийское православие и римский католицизм; византийские мистики XIV в., подытожившие тысячелетний византинизм, и немецкие мистики того же столетия, создавшие прочный мост от средневекового богословия к немецкому идеализму, и прежде всего к Канту; теисты и пантеисты итальянского Возрождения; немецкие гуманисты; французские рационалисты и английские эмпирики; субъективный идеалист Фихте, романтический мифолог Шеллинг, создатель универсальной диалектики категорий Гегель; Шопенгауэр с его учением о мире разумных идей (которое обычно отодвигается на задний план по сравнению с его учением о неразумной мировой воле); русские философы-идеалисты вплоть до Владимира Соловьева и Сергея Трубецкого; новейшие немецкие мыслители вплоть до неокантианцев, гуссерлианцев и экзистенциалистов; итальянцы вплоть до Розмини, Джоберти, Кроче и Джентиле, англо-американская философия вплоть до Ройса, Уайтхеда и Сантаяны, математики и физики вплоть до Гейзенберга и Шредингера; бесчисленное количество поэтов и прозаиков, художников и критиков, ученых и дилетантов, творцов, ломающих традицию, и обывателей, трусливо ее защищающих, – все это необозримое множество умов вот уже третье тысячелетие спорит, волнуется, горячится из-за Платона, поет ему дифирамбы или снижает его до уровня обывательской посредственности. Можно сказать, что Платон оказался какой-то вечной проблемой истории человеческой культуры, и пока нельзя себе представить, когда, как, при каких обстоятельствах и кем эта проблема будет окончательно разрешена. Такое небывалое положение связано с двоякого рода последствиями. Ведь поскольку Платон постоянно оказывал влияние и, с другой стороны, с ним постоянно боролись, постольку историк философии получает весьма интересный, разнообразный и более или менее легко охватываемый в отдельные моменты истории материал. Но в силу того обстоятельства, что столько людей о нем думало и мечтало, принимало его или даже просто его изучало, личность и творчество Платона окутаны непроглядным туманом различных легенд и сказаний, даже своего рода мифов и сказок.
Общая характеристика личности и творчества Платона Платон (427 - 347 гг. до н.э.) - крупнейший философ Древней Греции, ученик Сократа, основатель собственной философской школы - Академии, основоположник идеалистического направления в философии. Платон - первый древнегреческий философ, оставивший после себя ряд фундаментальных философских произведений, наиболее важными из которых являются «Апология Сократа», «Пармелид», «Горгий», «Федон», «Государство», «Законы». Большинство произведений Платона написано в форме диалогов. Платон является основателем идеализма. Главными положениями его идеалистического учения являются следующие: · материальные вещи изменчивы, непостоянны и со временем прекращают свое существование; · окружающий мир («мир вещей» также временен и изменчив и в действительности не существует как самостоятельная субстанция; · реально существуют лишь чистые (бестелесные) идеи (эйдосы); · чистые (бестелесные) идеи истинны, вечны и постоянны; · любая существующая вещь является всего лишь материальным отображением первоначальной идеи (эйдоса) данной вещи (например, кони рождаются и умирают, но они лишь являются воплощением идеи коня, которая вечна и неизменна и т.д.). Также Платон выдвигает философское учение о триаде, согласно которому все сущее состоит из трех субстанций: «единого»; «ума»; «души». «Единое»: § является основой всякого бытия; § не имеет никаких признаков (ни начала, ни конца, ни частей, ни целостности, ни формы, ни содержания, и т.д.); § есть ничто; § выше всякого бытия, выше всякого мышления, выше всякого ощущения; § первоначало всего - всех идей, всех вещей, всей явлений, всех свойств (как всего хорошего с точки зрения человека, так и всего плохого). «Ум»: § происходит от «единого»; § разделен с «единым»; § противоположен «единому»; § является сущностью всех вещей; § есть обобщение всего живого на земле. «Душа»: § подвижная субстанция, которая объединяет и связывает «единое - ничто» и «ум - все живое», а также связывает между собой все вещи и все явления; § также согласно Платону душа может быть мировой и душой отдельного человека; при гилозоическом (одушевленном) подходе душу могут иметь также вещи и неживая природа; § душа человека (вещи) есть часть мировой души; § душа бессмертна; § при смерти человека умирает только тело, душа же, ответив в подземном царстве за свои земные поступки, приобретает новую телесную оболочку; § постоянство души смена телесных форм - естественный закон Космоса. Касаясь гносеологии (учения о познании), Платон исходит из созданной им идеалистической картины мира. Поскольку материальный мир является всего лишь отображением «мира идей», то предметом познания должны стать прежде всего «чистые идеи». «Чистые идеи» невозможно познать с помощью чувственного познания (такой тип познания дает не достоверное знание, а лишь мнение - «докса»). Высшей духовной деятельностью могут заниматься только люди подготовленные - образованные интеллектуалы, философы, следовательно, только они способны увидеть и осознать «чистые идеи».[1] Особую роль в своей философии Платон уделил проблеме государства. Платон выделяет семь типов государства: идеальное «государство будущего», которого пока не существует и в котором отпадает необходимость в государственной власти и законах, и шесть типов ныне существующих государств. Среди шести существующих типов Платоном указываются: 1) монархия - справедливая власть одного человека; 2) тирания - несправедливая власть одного человека; 3) аристократия - справедливая власть меньшинства; 4) олигархия - несправедливая власть меньшинства; 5) демократия - справедливая власть большинства; 6) тимократия - несправедливая власть большинства, власть военных вождей, армии. Академия Платона - религиозно-философская школа, созданная Платоном в 387 г. в природе Афин и просуществовавшая около 1000 лет (до 529 г. н.э.). Наиболее знаменитыми воспитанниками академии являлись: Аристотель (учился у Платона, основал собственную философскую школу - Ликей), Ксенокрит, Кракет, Арксилай. Клитомах Карфагенский, Филон из Ларисы (учитель Цицерона). Академия была закрыта в 529 г. византийским императором Юстинианом как рассадник язычества и «вредных» идей, однако за свою историю успела добиться того, что платонизм и неоплатонизм стали ведущими направлениями европейской философии.[1]
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-07-16; просмотров: 1302; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.131.38.208 (0.016 с.) |