III. Золотой канон вечной метафизики Платона — Соловьёва. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

III. Золотой канон вечной метафизики Платона — Соловьёва.



Доселе неоплатонизм является единственной разработанной полноценной метафизической традицией в истории философии. Можно только говорить о подходах к созданию альтернативных полноценных метафизических учений. Иные же разработанные метафизические традиции, такие как аристотелевско-схоластическая или метафизика стоиков (не говоря уже о более поздних попытках создать иную метафизику) не являются полноценными метафизическими учениями, являются в той или иной мере редукцией и секуляризацией метафизики.

Связывание здесь идеи вечного канона метафизики с именами Платона и Соловьёва не имеет целью уменьшить значение таких важнейших вех и величайших достижений в развитии неоплатонизма, как философии Плотина, Прокла, неоплатоников Возрождения, немецкой классической философии (из коих в полной мере к традиции неоплатонизма относится Шеллинг), но имеет целью отметить философию Соловьёва, как наиболее прогрессивное достижение развития философской мысли, которое еще находится в русле развития неоплатонизма. Философия Соловьёва дает наиболее полноценное содержание главным достижениям метафизической мысли Платона.

Золотой Канон метафизики есть вечная форма сверхчувственного познания Вселенского Идеала. Эту вечную форму метафизического познания можно представить в девяти принципах, семь из которых являются дифференциальными, определяющими Свет единой истины, преломленный в отношении к различным аспектам метафизического познания и преобразования действительности, и два принципа являются интегральными, определяющими единую сущностную, смысловую и ценностную основу всей деятельности.

1 .(фиолетовый) Принцип трансцендентности. (Этический принцип)

Философия, в основе своей является мыслью о Высшем Идеальном, является постижением трансцендентного Идеального Универсума, который есть единственная абсолютная ценность и трансцендентен по отношению к миру сему. По учению Платона Идея есть должное, есть идеал, Мир Идей задает этические нормы для всего. Так Соловьёв говорит о начале мировоззрения Платона: «Ранее противоположности между «сущим по существу» и призрачно «бываемым», кажущимся, или явлением — ранее этой диалектической и метафизической противоположности, почувствовал Платон, под влиянием учения и в особенности смерти Сократа, этическую противоположность между должным и действительным, между истинным нравственным порядком и строем данного общежития» (Соловьёв 1966: 219). Кн. С. Н. Трубецкой так выразил этическую сущность философии Платона: «Если в мире сем идеал не осуществляется, то это не значит, чтобы этот идеал был ложным; если этические нормы, всеобщие и безусловные, отвергаются и нарушаются человечеством, это не значит, чтобы они упразднялись, были мнимы. Наоборот, они обладают высшею, сверхчувственною реальностью: идеалу, истине принадлежит подлинная действительность, тогда как тот видимый порядок вещей, который есть отрицание идеала, есть не только дурной, но и ложный» (Трубецкой 1997: 346—347). Неотделимость высшего Идеального Мира от этически-абсолютного — свойство всей неоплатонической традиции, не говоря уже об этикоцентрическом мировоззрении В. С. Соловьёва.

2. (синий) Трансцендентно-гносеологический принцип.

Знание о Высшем Идеальном, которое есть основание всякому знанию, трансцендентно миру сему. Поэтому не внешний мир есть источник высшего и первичного знания.

Эта мысль наиболее обстоятельно проводится в диалогах Платона. По Платону «у подлинного или нормального человека, т. е. мудрого и праведного, истинное его существо — ум созерцающий — обращено исключительно и всецело к иному, запредельному свету; такой человек, по-настоящему, живет лишь в космосе идей, а на земле его призрачная жизнь, общая с другими людьми, есть для него только умирание» (Соловьёв 1966: 225).

Соловьёв справедливо осуждает этот дуализм, упраздняющий единство человека. Преодоление этого дуализма начинается с неоплатонизма Возрождения. Но вполне это преодолевается только у Соловьёва, ибо не может быть преодолено вне проективной мысли. Но и Соловьёв, безусловно, и еще более радикально, чем Платон (ибо Соловьёв не признает самостоятельного значения не только для эмпирического, но и для рационального пути познания, т. е. не признает и диалектического метода постижения Истины Платона), придерживается принципа нисходящего познания, которое нисходит от открытого разуму трансцендентного Божественного Мира к познанию всех вещей мира сего, что «сводится к выведению условного из Безусловного, выведению того, что само по себе не должно быть, из Безусловно Должного, к выведению случайной реальности из Абсолютной Идеи, природного мира явлений из Мира Божественной Сущности» (Соловьёв 1966: 120).

3. (голубой) Гносеологический принцип.

Высшее Идеальное есть истинная, Должная реальность, потому Всесовершенная и абсолютно-разумная, и только эта реальность есть вполне разумная и, потому, во всем постигается разумом человека, и только эта реальность есть во всем постигаемая разумом человека. Но так как все имеет основание в этой реальности и все должно быть приведено к этой реальности этот принцип есть принцип всемогущества человеческого разума.

У Платона, как и во всей неоплатонической традиции, Мир Идей всецело и абсолютно разумен по самому определению. Только Мир Идей и является таковым, ибо «подлинное знание содержится в подлинном бытии» (Платон 1993: 156). У Соловьёва таковым является не только мир Вечных Идей, но и, по-существу, Мир воплощенных Идей, то есть Совершенный Космос — Богочеловечество, осуществляемое сотворчеством Бога и человека.

4. (зеленый) Телеологический принцип.

Мир в целом и каждое существо имеют свое Высшее, телеологическое основание в трансцендентном Идеальном Универсуме. В Высшем Идеальном — высшая цель мира и каждого существа.

Подобно тому, как этическое начало дает направление пониманию о начале истинного знания, понятие об истинном знании дает направление пониманию высшего бытийственного Начала всего сущего — его высшего Предназначения. Телеология — в основе истинной онтологии. Здесь высшее Предназначение человека стоит в основе понимания всего сущего.

В непроективном платонизме и неоплатонизме Полагание Цели не в человеке и человечестве, а в отвлеченном Едином (с чем связано и отрицание материального мира) создает статическую телеологию (телеологию, в которой целевые причины служат только пониманию целесообразности устройства данного мира). В таковой телеологии Высшая Целевая Причина редуцирована к статической целесообразности всего и каждой вещи в отдельности. К тому-же эта Высшая Целевая Причина является неосуществляемой по отношению к материальному миру.

Для античного платонизма и неоплатонизма целевая этическая задача относится только к восхождению человеческой души к миру Вечных Идей или слиянию души с Абсолютом — Единым.

Более положительное отношение к материальному миру появляется в неоплатонизме Возрождения. Но последовательное возведение всякого бытия к единой этической задаче становится возможным только в проективном неоплатонизме Соловьёва.

5. (желтый) Принцип Единства. (Онтологический принцип.)

Трансцендентный Идеальный Универсум есть Абсолютное, Всесовершенное Единство. Все должно возводиться к единству в этом Высшем Идеале.

Для Соловьёва мировой процесс есть неразделимое обретение единства и совершенства. Всеединство у Соловьёва есть основополагающее определение Высшей Идеи — Абсолюта. У Соловьёва, по крайней мере, в сознательной части его философии, абсолютное осуществление Истины, Добра и Красоты сводится к полному осуществлению единства всего сущего, что является недостатком его философии.

Абсолютное Единство должно пониматься, как должное быть осуществляемым, а не как сущее. Но это осуществление Единства предполагает наличие начал такового в уже данном мире.

В непроективном платонизме и неоплатонизме идея Единства связана или с обесцениванием материального мира, признанием его только подобием или отражением реальности, а не самой реальностью, или с тенденцией к пантеизму.

Так, у Платона все Идеи возводятся к Единству — Высшей Идее Блага: «Чем будет Благо в умопостигаемой области по отношению к уму и умопостигаемому, тем в области зримого будет Солнце по отношению к зрению и зрительно воспринимаемым вещам» (Государство. Кн.5, 508 c) (Платон1994: 290). «Солнце дает всему, что мы видим, не только возможность быть видимым, но и рождение, рост, а также питание, хотя само оно не есть становление. … Считай, что и познаваемые вещи не только могут познаваться благодаря Благу, но оно дает им и бытие, и существование, хотя само Благо не есть существование, оно — за пределами существования, превышая его достоинством и силой» (Государство. Кн.5, 509 b) (Платон 1994: 291). Но и все вещи видимого мира причастны по Платону Идеям, являются «тенями», подобиями Вечных Идей, которые задают должные, но недостижимые, нормы для всех вещей. Следовательно, и видимый мир имеет свое основание и жизненный источник в Высшей Идее Блага.

6. (оранжевый) Принцип Единства Истины, Добра и Красоты. (Эстетический принцип.)

Единство Истины, Добра и Красоты осуществлено в Идеальном Универсуме и осуществляется в истинном человеческом познании. Истинная всецелая Красота и должна пониматься как верховная цель Добра. Соловьёв также понимал, наряду с добром, только красоту как цель в себе.

Хотя, особенно в классическом платонизме и неоплатонизме (у Платона и Плотина), красота, скорее, является средством в постижении Истины и соединения с Истиной, и истина, а не красота является высшим принципом понимания Идеального Мира, Платон привносит чувственно-эстетический элемент в высшую область, которую он полагает постигаемой чистым умом. Но эта красота сродни только красоте, чтимой «поклонниками Урании холодной» /Е. А. Баратынский/, и даже более отвлеченной и нечувственной красоте холодных чисел: «Занебесную область не воспел никто из здешних поэтов, да и никогда не воспоет по достоинству. Она же вот какова: эту область занимает бесцветная, без очертаний, неосязаемая сущность, подлинно существующая, зримая лишь кормчему души — уму; на нее-то и направлен истинный род знания» (Федр, 247 c)(Платон 1993: 156). По Платону это красота чистого знания.

Но Соловьёв справедливо видел в основе греческой метафизике эстетическое вдохновение: «Если же, как это очевидно, красота и гармония составляют необходимый и существенный элемент Божества, то без сомнения должно признать греческий идеализм как первый положительный фазис религиозного откровения, в котором божественное начало, удаленное из чувственной природы, явилось в новом светлом царстве, населенном не бедными тенями материального мира и не случайными созданиями нашего воображения, а действительными существами, которые с чистотою идеи соединяют всю силу бытия и, будучи предметами созерцания (для нас), в то же время суть и объекты существования (в самих себе)» (Соловьёв 1966: 68—69).

В метафизике Соловьёва впервые именно красота поставлена на высшее место и получила таковое обоснование. Ибо Соловьёв впервые, против прежнего платонизма и неоплатонизма, ставящего на первое место Истину, а не Красоту, поставил в основу своей метафизики понятие Идеи Воплощенной. Это неразрывно связано с проективным характером метафизики Соловьёва, ибо революционным для всей метафизической традиции является то, что преображение материального мира ставится в ее основу. Наиболее глубокие интуиции в этом отношении явлены именно в эстетической части философии Соловьёва.

7. (красный) Антропологический принцип.

Познание есть целостное совершенствование и Восхождение человека, как при этой жизни, так и после смерти, в истинное трансцендентное Идеальное бытие.

Эти семь принципов метафизики начинаются тезисом абсолютного противопоставления трансцендентного истинного Бытия, истинного Добра этому миру и заканчиваются тезисом, указывающим путь осуществления полноты Истины в человеческой жизни, в пределе — во всей полноте бытия.

Всякая подлинная метафизика есть наука о жизненном делании, о практической реализации самоценного безусловного Добра. Поэтому цель метафизики — Освобождение человека от небытия мира сего, обретение истинной Вечной Жизни, Восхождение к истинному Бытию. Метафизика рассматривает человека в Свете Абсолютного Идеала, в Свете исполнения должной Задачи. Метафизика есть учение о человеке — учение об истинной жизни.

Для Сократа и Платона философия есть наука об истинной жизни и о достижении посредством нее высшей Абсолютной Ценности, высшего Абсолютного Блага. Но это Восхождение к истинному Бытию, полное приобщение к Абсолютной Истине по Платону возможно только после смерти, к чему философская жизнь и является подготовкой: «Человек, который посвятил жизнь философии, перед смертью полон бодрости и надежды обрести за могилой величайшие блага. … Те, кто подлинно предан философии, заняты на самом деле только одним — умиранием и смертью» (Федон, 63 e — 64 a) (Платон 1993: 14). «Словно какая-то тропа приводит нас к мысли, что, пока мы обладаем телом и душа наша неотделима от этого зла, нам не овладеть полностью предметом наших желаний. Предмет же этот, как мы утверждаем, — Истина» (Федон, 66 b) (Платон 1993: 17). По Сократу и Платону философия есть лебединая песня о посмертном Восхождении к Вечному истинному Бытию: «Лебеди принадлежат Аполлону, и потому — вещие птицы — они провидят блага, ожидающие их в Аиде, и поют, и радуются в этот последний свой день, как никогда прежде. Но я и себя, вместе с лебедями, считаю рабом того же господина и служителем того же бога, я верю, что и меня мой владыка наделил даром прорицания не хуже лебедей, и не сильнее, чем они горюю, расставаясь с жизнью» (Федон, 85 b) (Платон 1993: 41—42).

Философия же Плотина учит восхождению к Абсолютному Благу — полному слиянию с Единым-Абсолютом уже при жизни, посредством мистического экстаза. Но и философия Плотина, также как и Платона, и еще более, представляет эскапистскую мировоззренческую позицию, полностью отрицающую телесное бытие.

Более положительное отношение к телесному, материальному бытию являет неоплатонизм Возрождения.

Но вполне последовательное и полное введение материального, телесного бытия в Полноту Истины возможно только в проективной мысли, ставящей в основу метафизики преображение всего материального мира.

Сущность философии Соловьёва — учение об об о жении человека, которое неотделимо от активного, творческого преобразования всего космоса. Свободная теософия Соловьёва есть необходимый аспект свободной теургии: «Для истинной организации знания необходима организация действительности. А это уже есть задача не познания как мысли воспринимающей, а мысли созидающей, или творчества. … Организация нашей действительности есть задача творчества универсального, предмет великого искусства — реализации человеком божественного начала во всей эмпирической, природной действительности, осуществление человеком божественных сил в самом реальном бытии природы — свободной теургии» (Соловьёв 1966: 352). По Соловьёву конечная цель метафизики: «воплощение Божественной Идеи или обожествление (theosis) всего сущего чрез введение его в форму Абсолютного Организма» (Соловьёв 1966: 145).

Указанные семь дифференциальных принципов представляют только как бы ореол, окружающий знание Вселенского Идеала — положительное содержание истинной самоцельности личности. На центр же этого знания указывают два интегральных принципа метафизики, которые царствуют над всеми принципами Золотого Канона метафизики. Они дают понятие об истинной Любви и Предмете таковой Любви, как всеобъединяющем Истоке и Основании высшего познания-преображения всего и конечной Цели познания-преображения:

8. (золотой) Эротический принцип.

Высшая и верховная страсть человека есть сердце высшего и верховного Познания и Делания. Эрос — золотой зародыш всякого познания и делания. Истинный Эрос — первоисточник Абсолютной Истины, Абсолютного Добра, Абсолютной Красоты.

Эрос есть Золотая Канва бытия, связующая здешнее с трансцендентным, Вертикальное измерение бытия.

Эротическая любовь — трансцендентный принцип, связующий все метафизическое знание. Сократ, как творец метафизики, говорит: «я утверждаю, что не смыслю ни в чем, кроме эроса…» (Пир, 177 d) (Платон 1993: 86).

У Платона душа окрыляется видением эротической красоты (Федр, 249 d) (Платон 1993: 158). Только в эротическом чувстве душа восхищена Высшим Миром (Федр, 246 d-e) (Платон 1993: 155—156). У Платона именно прекрасное человеческое тело является связующим звеном между этим зримым миром и миром трансцендентным (Федр, 250 d-e) (Платон 1993: 159—160).

Все истинное движется истинной любовью. Но всякая истинная любовь имеет верховный первоисточник в Высшей Любви.

Бердяев угадывал, что имеются только два трансцендирующих чувства — эрос и жалость. Кроме этих двух разновидностей любви все другие ее разновидности опосредованы иными началами: они гетерономны. Только эти два начала автономны и непосредственно связуют человека с Высшим измерением. Но жалость, полностью отделенная от иных начал, имеет основу чисто отрицательную. Вне всякого эротического измерения она устремлена только на прекращение страданий. Чистая жалость обязательно предпочла бы небытие бытию. Только эрос имеет позитивную связь с высшим трансцендентным Началом. Уже поэтому эрос есть высшая любовь и перводвигатель всякой любви, и высшее этическое начало, потому как этика в своей основе есть наука о любви.

Эрос есть любовь к красоте, и только через красоту может быть оправдано бытие. Но эрос не есть любовь ко всякой красоте, он есть любовь к целостной красоте человека и он есть провидение в красоте идеальной сущности человека. Эрос есть высшая сфера эстетики, через которую оправдывается всякая красота и к которой всякая красота восходит, имея к ней отношение как средство к цели. Только в эротическом познании понятие человека как цели, и только человека как цели, и всего остального как средства по отношению к этой цели, предстает в истинном свете.

В эротической философии отождествляется высшая сфера этики с высшей сферой эстетики. В низших же своих сферах они не пересекаются.

Низшие сферы эстетики (красота природы, красота произведений искусства) имеют свою цель и свое оправдание в творчестве эротической красоты истинного человека. Сами по себе красота природы, красота искусства не существуют как ценности. В метафизическом видении все существует только в свете Красоты Должного человечества, красоты истинного человека.

Только добро всегда ценно само по себе, что совсем нельзя сказать про красоту. Ибо добро ценно как воля к осуществлению всецелой трансцендентной Правды и в мире, который совсем лишен добра и истинной красоты, который полон зла. Добро абсолютно ценно и тогда, когда оно совсем бессильно, когда его результаты ничтожны и когда оно не ведет ни к каким положительным результатам.

Красота же может и не иметь отношения к осуществлению Правды, может быть к ней безразлична, а может утверждать зло и неправду. Ради самого ничтожного и бессильного добра должно отвергнуть все блага и красоты этого лживого и злого мира.

Только истинный Эрос есть единство осуществления истинного Добра и истинной Красоты. Всякое дело истинного добра ведомо, по меньшей мере, чаянием осуществления истинного Эроса.

Это несовпадение между добром и красотой имеет отношение и к тому, что добро есть всегда дело добра. Красота же может быть и даровой, от природы, в ней воля человека может и не участвовать. (В создании злой и лживой красоты может участвовать и злая воля.) Эрос же есть окрыление души. Потому он источник творческой силы.

Истинный Эрос не есть прилепление, прельщение даровой природной красотой. Он есть творческий труд создания истинной Красоты, рожденной в духе и свободе, а не в низшем порядке природной необходимости. Только истинная эротическая Красота, созданная творческим трудом, есть истинная ценность в себе. К этой истинной Красоте не могут относиться ни произведения искусства (кроме высшего искусства — создания истинного человека, что выходит за пределы всех искусств, ибо оно есть искусство всей жизни, а не частный род искусства), ни природа (в самом широком смысле этого слова, включающем и человека, как природную данность). Это творческий труд, созидающий новую, истинную Природу, новую плоть человека, плоть человечества. Так трансцендентное Начало, рождаясь страстью в плоти человека, имеет и своей конечной и высшей целью Преображение плоти.

Человек начинается с добра, а не с красоты. Человек начинается со служения истинной эротической Красоте, хотя сам может таковой Красотой и не обладать. Только добро всегда имеет абсолютную ценность. Красота же может обладать и антиценностью. Абсолютное зло может быть красиво в частных проявлениях, но абсолютное зло всегда антиэротично. Ибо истинный Эрос есть осуществление истинно-целостной Красоты человека, человечества, абсолютное же зло всегда есть в целостном отношении уродство, и оно тем более уродство, чем более совершенно и красиво в частных проявлениях.

В эротической Красоте заключена Конечная Истина. И только с позиций метафизики Соловьёва впервые стало возможным говорить об этой Истине. Но порок метафизики Соловьёва в том, для него не существует абсолютного зла, не существует реализации антиидеала. Зло для него всегда лишь помеха на пути добра, на пути реализации Идеала. Поэтому метафизика Соловьёва не есть строго этическая метафизика: она предполагает равноправность путей красоты и добра.

После долгого забвения Соловьёв возродил центральное место эроса в философии. Уже у Плотина эрос не имеет главного значения в познании Истины. Главное значение у Плотина отдается мистическому экстазу. В дальнейшем, христианском неоплатонизме эрос полностью исключается. Только философы Возрождения, в связи с реставрацией платонизма, восстанавливают и значение эроса. Но между эпохой Возрождения и Соловьёвым эрос никак не присутствует в философии.

Но и у Платона, несмотря на декларацию о центральном значении эроса в познании истины в его наиболее вдохновенных диалогах, по своей сущности метафизика не может, не нарушая своей логики, включать эротическую любовь, даже на нижней ступени познания (каковой она и соответствует у Платона).

Для того, чтобы эрос приобрел центральное значение, необходимо, чтобы высшей целью метафизического познания стала Красота во плоти и крови. Центральное место эрос по праву обретает только в философии, основанной на культе Вечной Женственности. Истинное же познание Красоты воплощенной также не может быть отделено от истинного делания Красоты.

9. (белый) Социологический принцип.

Предыдущий принцип есть принцип истинной Любви. Этот второй интегральный принцип есть принцип, указывающий на Предмет истинной Любви — на конечный Высший Предмет всякого должного дела — на Предмет Вселенского Дела — на истинный Предмет Дела истинного Эроса. Этот конечный Предмет истинной Любви есть Вселенский Идеал — Идеал Всесовершенного, Всепрекрасного Человечества.

Истинный эрос есть любовь к истинному человечеству. Всякое бытие и всякая жизнь оправдываются только истинной эротической Красотой истинных людей, истинной эротической Красотой истинного человечества.

Истинная любовь к человеку есть провидение Идеала этого человека — провидение реализации того, каким он должен быть в состоянии Божественном, достойным Жизни Вечной, но это провидение есть провидение в Свете Вселенского Идеала Человечества. Истинно-прекрасное в человеке немыслимо как отдельное от истинного человечества. Человек как истинная Личность полностью пребывает в Истинном Человечестве, вне Истинного Человечества может быть только антиличностное в человеке. Истинная Вселенская Мечта и есть сознательно-зрелое выражение причастности человека трансцендентному Миру.

Все истоки Истины, всякая истинная любовь должны найти свое полное и высшее воплощение во Всепрекрасном Человечестве. В Нем всякая правда и свобода должна обрести Вечную Жизнь и Единство. Свобода человека в служении истинному человечеству. Свобода человека есть созидание Царства Свободы — Царства Справедливости — Царства Истинной Красоты.

Свобода есть высшее качествование целостного акта человеческого духа. Но то, что в человеческом существе неразделимо представляет целостность, в сознательной рефлексии разделяется на позитивную и негативную составляющие. Негативная составляющая свободы постигается как автономия личности. Позитивная составляющая есть целостный Идеал Человека (Человечества). В аспекте формулы персональности КИ это соответствует отрицательной и положительной самоцельность личности.

Свобода отрицательная, отрицательная самоцельность личности коренится в свободе положительной, в положительной самоцельности личности. В настоящем человеческом чувстве поступиться свободой всегда означает поступиться Правдой — поступиться конкретной Правдой, конкретной Истиной о человеке, о Человечестве. И, с другой стороны, только истинная положительная свобода, только истинный Идеал Человечества соответствует истинной правдивой автономии, правдивой независимости человеческого Духа от того, что ниже человека. Только истинная положительная свобода утверждает истинную отрицательную свободу.

Абсолютная свобода существует только потому, что существует Абсолютная Истина Человечности — Абсолютное положительное содержание личности, которое по своей сути несовместимо с зависимостью от начал стоящих ниже ее, которое определяется не отношением человека к какой-либо данности, а только тем каким Должен быть человек — Идеалом Человека. Именно на положительном содержании Идеала основано абсолютно-автономное долженствование. Абсолютная автономность долженствования определяется самим характером Идеала. Отсюда автономность есть верификация Идеала. Истина рационально дается, прежде всего, как автономность.

Личность обретает себя только в служении тому, что ее превышает, только в служении тому, что ее истинно превышает. Личность творит себя в служении истинному человечеству (всем ближним, причастным или могущим быть причастным истинной человечности) и Истинному Человечеству (Вселенскому Идеалу), личность творит себя во Вселенском Деле. И высшая задача философии в единении людей в Духе и Истине.

Вселенский Идеал — Абсолютное Первоначало-Первооснова бытия и познания.

Уже у Платона, несмотря на его непроективный, статический характер понимания познания, именно «Полития» является конечным, целевым произведением всех его метафизических построений. Это указывает на главный предмет страсти для любого истинного метафизика. По Платону построение совершенного общества является единственно достойной для мудреца активностью по отношению к этому миру.

Но только в проективной философии Соловьёва Идеал Человечества становится Высшей Идеей всей метафизики, а воплощение Идеала Человечества — воплощение Богочеловечества — воплощение Вечной Софии — полная реализация Абсолюта становится высшей и верховной Задачей всего познания и делания.

Так как ПМС полагает положительную самоцельность личности как учение о Вселенском Идеале, то именно философия Соловьёва ближе всего к ПМС, будучи Богочеловеческоцентрической метафизикой в противоположность логосоцентрическому платонизму.

Литература

Бердяев Н. А. 1995. Опыт эсхатологической метафизики. Творчество и объективация Царство духа и царство Кесаря. М.: Республика.

Виндельбанд В. 2000. История новой философии в ее связи с общей культурой и отдельными науками. История новой философии. Т. 2 М.: ТЕРРА – Книжный клуб; КАНОН-пресс-Ц.

Кант И. 1997. Основоположения к метафизике нравов. Иммануил Кант. Сочинения 4-х томах на немецком и русском языках. Т. 3. М.: Московский философский фонд.

Кожевников В. А. 2004. Опыт изложения учения Н.Ф. Фёдорова по изданным и неизданным произведениям, переписке и личным беседам. М.: Мысль.

Платон 1993. Собрание сочинений в 4-х томах. Т. 2 М.: Мысль.

Платон 1994. Собрание сочинений в 4-х томах. Т. 3 М.: Мысль.

Соловьёв В. С. 1966. [1911–1913]. Жизненная драма Платона. Собрание сочинений Владимира Сергеевича Соловьева в 10-и томах. Т. 9.СПб.: Книгоиздательское товарищество «Просвещение».

Соловьёв В. С. 1966. [1911–1913]. Критика отвлеченных начал. Собрание сочинений Владимира Сергеевича Соловьева в 10-и томах. Т. 2.СПб.: Книгоиздательское товарищество «Просвещение».

Соловьёв В. С. 1966. [1911–1913]. Чтения о Богочеловечестве. Собрание сочинений Владимира Сергеевича Соловьева в 10-й томах. Т. 3.СПб.: Книгоиздательское товарищество «Просвещение».

Соловьёв Э. Ю. 1978. Категорический императив нравственности и права. М.: Прогресс-Традиция.

Скрипник А. П. 1978. Категорический императив. И. Канта. М.: Изд-во МГУ.

Кн. Трубецкой С. Н. 1997. Курс истории древней философии. М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС; Русский Двор.

 

Основная рекомендуемая литература

Проективная мысль:

Соловьев В.С. Критика отвлеченных начал.

Соловьев В.С. Чтения о богочеловечестве.

Соловьев В.С. Оправдание добра.

Соловьев В.С. Общий смысл искусства.

Соловьев В.С. Первый шаг к положительной эстетике.

Федоров Н.Ф. Статьи о регуляции природы: Кто наш общий враг…?, Небесные науки как факт и как проект., Будущее астрономии., Горизонтальное положение и вертикальное, — смерть и жизнь. и др. (Собрание сочинений. В 4-х т.: т. 2, с. 239—264.).

Фёдоров Н.Ф. Вопрос о братстве, или родстве… (Записка от неученых к ученым…): Части II, IV. (Собрание сочинений. В 4-х т.: т. 1, с.68—133, 228—308).

Метафизика свободы:

Кант И. Основоположения к метафизике нравов.

Виндельбанд В. История новой философии в ее связи с общей культурой и отдельными науками: В 2 т. / Пер. с нем. под ред. А. Введенского. — Т. 2: От Канта до Ницше. Философия Канта.

Бердяев Н.А. Опыт эсхатологической метафизики. Творчество и объективация.

Бердяев Н.А. Самопознание. Опыт философской автобиографии.

 

Золотой канон вечной метафизики:

Платон. «Федон», «Пир», «Федр», «Полития».

Соловьев В.С. Смысл любви.

Соловьев В.С. Жизненная драма Платона.

Соловьев В.С. Три свидания (Поэма).

Эрн В.Ф. Верховное постижение Платона. Введение в изучение Платоновых творений.

Лосев А.Ф. Очерки античного символизма и мифологии: IV. Учение Платона об идеях в его систематическом развитии: c) Типологический анализ; VI. Социальная природа платонизма.

 


[*] В данном случае приставка "транс-" используется в значении "через", "лежащий за пределами чего-либо", "выходящий за пределы", как в словосочетаниях «трансатлантический перелет», «транссибирская магистраль», «трансформация».

[†] Иммортализм — доктрина, провозглашающая основной ценностью человеческую жизнь. Иммортализм ставит своей целью продление жизни людей и достижение, в конечном счете, неограниченного долголетия (определение взято с сайта Российского Трансгуманистического Движения www.transhumanism-russia.ru).

[‡] Определение взято с сайта Российского Трансгуманистического Движения www.transhumanism-russia.ru.

[§] Cюда включается и эволюция антропоидов — В. П.

[**] Неокортекс (новая кора) — верхний слой полушарий мозга, отвечающий за высшие нервные функции: сенсорное восприятие, выполнение моторных команд, пространственную ориентацию, осознанное мышление и – у людей – язык.

[††] Цель позитивной евгеники — содействие воспроизводству людей с признаками, которые рассматриваются, как ценные для общества (отсутствие наследственных заболеваний, хорошее физическое развитие, иногда — высокий интеллект).

[‡‡] В трансгуманизме этот прогнозируемый человек носит название «постчеловек» (Российское Трансгуманистическое Движение 2002).

[§§] Мы определим биоконсерватизм как мировоззрение или философию, основанную на предпочтении традиционных биологических норм для растений, животных и человека новым зарождающимся возможностям генной инженерии и биотехнологий. Крайная форма биоконсерватизма называется «биолуддизм».

[***] Сейчас, пожалуй, место этого механизма занимает способность рационально оценивать ситуацию и принимать правильное решение.

[†††] См., например, в этом сборнике статью В. В. Косарева и Валерии Прайд «Влияние высоких технологий на ход глобализации: надежды и опасения».

[‡‡‡] См. напр. статьи Валерии Прайд и Д.А. Медведева в данном сборнике.

[§§§] Определение трансгуманизма см. во Введении.

[****] Следует отметить, впрочем, что идеология трансгуманизма сложилась как целое задолго до появления концепции NBIC-конвергенции и может рассматриваться и независимо от нее.

[††††] Подробнее о NBIC-конвергенции см. в данном сборнике статью Д.А. Медведева «Конвергенция технологий — новая детерминанта развития общества»..

[‡‡‡‡] Операционным путем уже сейчас можно улучшить свое зрение по сравнению с нормой (СУПЕРЛАЗИК 2007).

[§§§§] Постгуманизм в данном контексте следует рассматривать как синоним трансгуманизма.

[*****] В русскоязычной литературе его фамилия (Huxley) обычно приводится в традиционном варианте — Гексли. Дж. Хаксли был также братом знаменитого писателя О. Хаксли и двоюродным братом крупнейшего английского физиолога А. Хаксли.

[†††††] За прошедшее с середины ХХ века время идеи трансгуманизма значительно развились. В частности, если биолог Дж. Хаксли имел в виду в основном осознанное и целенаправленное вмешательство в биологическую эволюцию человека и биосферы, то сейчас значительное внимание уделяется перспективам развития небиологических технологий.

[‡‡‡‡‡] Важным отличием взглядов биокосмистов-имморталистов от таких русских космистов, как Н. Фёдоров является их отрицательное отношение к религии. Если во взглядах Фёдорова важное место занимают его религиозные воззрения, а ряд представителей русского космизма таких, как В. Соловьёв являлись чисто религиозными мыслителями, то биокосмисты-имморталисты всячески подчеркивали свой атеизм.

[§§§§§] К авторитету Фёдорова апеллируют и несколько групп, ориентирующихся на парапсихологию, «эзотерику», восточные мистические практики и т. д., — круг идей, не имеющих решительно никакого отношения ни к наследию Фёдорова, Циолковского и Вернадского, ни к современному трансгуманизму.

[******] В настоящее время официальным сайтом РТД является http://www.transhumanism-russia.ru.

[††††††] Первая компания, запустившая частный космический корабль в космос, так и называется — Scaled Composites («накладные композитные материалы»).

[‡‡‡‡‡‡] Когнитивная наука — междисциплинарные исследования закономерностей приобретения, сохранения и использования знаний человека. (Величковский 2006)

[§§§§§§] Авторы исследования (Borner et al 2006) взяли за основу материалы нескольких тысяч научных журналов (черные точки на схеме), сгруппировали близкие по тематике журналы с помощью кластерного анализа, базируясь на частоте взаимоцитирования (связи между близкими журналами — это серые линии на схеме). Таким образом, на одной схеме была отражена вся целостная картина современной науки.

[*******] Gearsgears and rods (англ.) — шестерни и оси. Такие системы используют механические принципы, схожие с принципами работы механических счетных машин, но реализованные на уровне атомарных структур.

[†††††††] Наиболее совершенной программой для такого моделирования является Nanoengineer, созданная компанией Nanorex при участии Э. Дрекслера. Программа бесплатна и доступна на сайте www.nanorex.com.

[‡‡‡‡‡‡‡] В интернете представлен подробный трехмерный атлас карт мозга мыши, кошки, человека и др. (http://brainmaps.org/)

[§§§§§§§] In vivo (лат. — буквально «в (на) живом»), т. е. внутри живого организма или клетк



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 426; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.188.44.223 (0.119 с.)