Трансгуманизм в современной России 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Трансгуманизм в современной России



 

В современной России присутствуют как бы несколько взаимодействующих слоев носителей трансгуманистических идей и близких к ним. Во-первых, это участники так называемого Федоровского движения — С. Г. Семенова, А. Г. Гачева, Б. Г. Режабек и др. В этой среде значительное внимание уделяется религиозным аспектам взглядов Н. Ф. Федорова.[§§§§§]

Второй слой — те современные российские имморталисты и трансгуманисты, которые пришли к своим идеям независимо от наследия русского космизма. Как правило, это представители естественных наук. Среди них можно упомянуть Я. И. Корчмарюка, который, развивая взгляды российских ученых Н. М. Амосова, В. М. Глушкова, Э. М. Куссуля и, особенно, теорию функциональных систем. П. К. Анохина, сформулировал сеттлеретику — новую междисциплинарную науку о «переселении», переносе личности на новые физические носители (Корчмарюк 1998: 130—149) (похожие предложения высказывает А. Болонкин — российский ученый, ныне живущий в США и работающий на НАСА (Bolonkin 2004: 1535—1542)). К этой группе относятся Э. И. Минскер, автор имморталистической «Программы-50», А. В. Карнаухов, автор близкой программы «Жизнь навсегда», В. Турчин — автор знаменитой книги «Феномен науки: Кибернетический подход к эволюции» (Турчин 2000) и сооснователь проекта Principia Cybernetica (Heylighen, Joslyn, Turchin 1991 26—29). Сюда же можно отнести и крупного современного философа И. В. Вишева, развивающего научный иммортализм — важнейшую составную часть современного трансгуманизма (Вишев 2002, 2004: 322—332, 2005). Прекрасный обзор идей научного иммортализма дает М. Батин в книге «Лекарства от старости» (Батин 2007).

Крупнейшей группой российских трансгуманистов является Российское Трансгуманистическое Движение (2008 (Валерия Прайд, Д. А. Медведев, И. Л. Кирилюк, И. В. Артюхов и др.)) Первоначально трансгуманистическое сообщество складывалось на базе сетевых сообществ близкой направленности, сначала — в сети FIDO, таких, как конференции su.science (Я. И. Корчмарюк), ru.cyborg и ru.biotech (А. Пульвер, Я. И. Корчмарюк, Д. А. Рязанов, И. В. Артюхов), затем — в сети Интернет вокруг сайтов cryonics.euro.ru (М. Соловьев, И. В. Артюхов), bessmertie.ru (Д. А. Рязанов). В основном вокруг последних двух и сложилось Российское Трансгуманистическое Движение (РТД).[******]

По инициативе РТД организован Междисциплинарный семинар по трансгуманизму и научному иммортализму Российского философского общества РАН. В работе семинара принимают активное участие и некоторые представители первых двух слоев — И. В. Вишев, Я. И. Корчмарюк, Г. Б. Режабек, Э. И. Минскер и др., а также ученые самых различных специальностей — физики, математики, биологи (особенно геронтологи), футурологи, а кроме того — управленцы, медики, студенты, политики. На семинар приезжают участники из других городов России и даже из-за рубежа. Под его влиянием образовались (пока неформальные) группы трансгуманистов в Санкт-Петербурге и некоторых других городах; близкий по тематике форум возник на Украине (в Киеве).

Среди других важнейших проектов РТД следует упомянуть создание первой за пределами США крионической фирмы «Криорус» (http://www.kriorus.ru).

Интересно, что среди западных трансгуманистов весьма заметное место занимают выходцы из России и бывшего СССР. Одним из виднейших идеологов современного трансгуманизма был скончавшийся в 2000 году футуролог и специалист по искусственному интеллекту А. Численко. Сейчас на Западе живут биофизики Ю. Пичугин и М. Соловьев — известные специалисты в области крионики, сторонники иммортализма и трансгуманизма в целом, С. Шелег — врач и также специалист в области крионики, Михаил Анисимов — специалист по искусственному интеллекту и упомянутый выше известный трансгуманист А. Болонкин. Даже упомянутый выше Р. Эттингер по материнской линии ведет свое происхождение из России.

В настоящее время трансгуманизм представляет собой интернациональное движение, ставящее своей целью развитие и исследование возможностей личного самоулучшения, а также исследование будущего человечества, и одновременно его оптимизацию, предотвращение катастрофических рисков. Безусловно, возникновение ситуации социокультурного пограничья и проистекающих из этого конфликтов практически неизбежно, однако при условии реализации заранее продуманных стратегий есть надежда снизить их остроту до приемлемой и не представляющей угрозы для существования цивилизации. Для этого необходимо проанализировать тенденции развития науки и технологий, а также возможные социальные последствия этого развития на срок не менее, чем несколько десятилетий вперед.

Литература

Батин М. А. 2007. Лекарства от старости. Кострома: ИПП «Кострома».

Биокосмист 1—4. 1922. М.: Креатория российских и московских анархистов-биокосмистов.

Вишев И. В. 2002. На пути к практическому бессмертию. М.: МЗ Пресс.

Вишев И. В. 2004. Н. A. Фёдоров как предтеча современной концепции практического бессмертия человека. На пороге грядущего. Памяти Николая Фёдоровича Фёдорова. М.: Пашков дом.

Вишев И. В. 2005. Проблема жизни, смерти и бессмертия человека в истории русской философской мысли. М.: Академический Проект.

Дидро Д. 1941. Избранные философские произведения. М.: Государственное издательство политической литературы.

Кондорсе М. 1993. Эскиз исторической картины прогресса человеческого разума. Философия истории. Антология. М.: Аспект-Пресс.

Корчмарюк Я. И. 1998. Сеттлеретика — новая междисциплинарная наука о «переселении» личности. Новые информационные технологии 98:130–149. М.: МГИЭиМ.

Одоевский В. Ф. 2006. Записки для моего праправнука. М: Русский мир.

Радищев А. Н. 2001. О человеке, его смертности и бессмертии. СПБ.: Питер.

Семенова С. Г., Гачева А. Г. 1993. Русский космизм. Антология философской мысли. М: Педагогика-Пресс.

Суперлазик или оптимизированная технология Lasik. 2007. Центр Восстановления Зрения. http://www.superlasik.ru/index.php?id=8

Тейяр де Шарден П. 2002. Феномен человека. М.: ACT.

Тоффлер Э. 2002. Шок будущего. М.: АСТ.

Турчин В. Ф. 2000. Феномен науки: Кибернетический подход к эволюции. Изд. 2-е. М.: ЭТС.

Фёдоров Н. Ф. 2003. Философия общего дела. М: АСТ.

Ударцев С. 1992. Биокосмизм: предчувствие космической эры. Простор 4: 160—162.

Эттингер Р. 2003. Перспективы бессмертия. М.: Научный мир.

Якобсон Р. О. 1999. О поколении, растратившем своих поэтов. Хрестоматия критических материалов. Русская литература рубежа XIX — XX веков. М: Рольф.

Bernal J. 1969. The World, the Flesh, and the Devil: An Enquiry into the Future of the Three Enemies of the Rational Soul. 2nd ed. Bloomington: University of Indiana Press.

Bolonkin A. A. 2004. The Twenty-First Century — The Beginning of Human Immortality. Journal Kybernetes 33(9/10):1 535–1542. Emerald Group Publishing.

Drexler E. 1986. Engines of Creation: The Coming Era of Nanotechnology. New York: Doubleday.

Drexler E., Peterson C., Pergamit G. 1991. Unbounding the Future — The Nanotechnology Revolution. New York: William Morrow 1991.

Ettinger R. 1972. Man Into Superman. New York: Avon.

FM-2030. 1970. Optimism One; The Emerging Radicalism. New York: Norton.

FM-2030. 1973. UpWingers: A Futurist Manifesto.NY: John Day Co.

FM-2030. 1989. Are You a Transhuman? Monitoring and Stimulating Your Personal Rate of Growth in a Rapidly Changing World. New York: Warner Books.

Fukuyama F. 2004. Transhumanism. Foreign Policy 144:42—44. http://www.foreignpolicy.com/story/files/story2667.php

Haldane J. 1924. Daedalus or Science and the Future. Cambridge: E. P. Dutton and Company

Heylighen F., Joslyn C., Turchin V. 1991. A Short Introduction to the Principia Cybernetica Project. Journal of Ideas 2(1):26—29.

Hughes J. 2004. Citizen Cyborg: Why Democratic Societies Must Respond to the Redesigned Human of the Future. Cambridge: Westview Press.

Huxley J. 1992. Evolutionary Humanism. Amherst, New York: Prometheus Books.

Huxley J. 1957. “Transhumanism”. In New Bottles for New Wine. L.: McGraw-Hill.

Kurzweil R. 2005. The Singularity Is Near: When Humans Transcend Biology. New York: Penguin Group.

Minsky M. 1987. Socity of Mind. New York: Simon & Schuster.

Naam R. 2005. More than Human: Embracing the Promise of Biological Enhancement. New York: Random House.

Perry R. 2000. Forever for All: Moral Philosophy, Cryonics, and the Scientific Prospects for Immortality. New York: Universal Publishers.

Riotta G. 2005. No a Ingegneria Genetica Come a Fascismo e Comunismo. Corriere Della Sera. 10 Ottobre.

Roco M., Bainbridge W. (Eds) 2004. Converging Technologies for Improving Human Performance: Nanotechnology, Biotechnology, Information Technology and Cognitive Science. Arlington: Kluwer Academic Publisher.

Teilhard de Chardin. P. 1964. The Future of Man. New York: Harper.

Wells G. 1939. The Fate of Homo Sapiens: An Unemotional Statement of the Things that Are Happening to Him Now, and of the Immediate Possibilities Confronting Him. L.: Secker & Warburg.

Young S. 2006. Designer Evolution: A Transhumanist Manifesto. New York: Prometheus Books.

 


Д. А. Медведев



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 525; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.77.114 (0.013 с.)