Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Объективный идеализм Платона. Учение об идеях и душе.↑ ⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 2 Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Платон, основатель объективного идеализма, считал, что мир идей признается в качестве первичного по отношению к миру вещей. Мир идей вечен и неизменен. Бог = Демиург = Творец создает с помощью идей мир вещей так же, как человек создает какую-то вещь. Мир идей – это сверхчувственный, неизменный и вечный мир. Теория познания Платона была построена на том, что необходимо раскрыть эти идеи, их можно сделать, заставив душу «припомнить» эти идеи, которые она до рождения видела. Всего Платон делит души на три категории: • Разум • Страсть • Вожделение (чувственное начало) Обладатели души разумной – это мудрецы и философы, которые должны управлять государством; страстные души – это воины, которые должны государство охранять; вожделенные души принадлежат крестьянам, ремесленникам, торговцам (их поведение следует регулировать для соблюдения благоразумности в обществе). Платон сравнивает человеческую душу с колесницей, в которую запряжены белый и черный кони (благородное и низменное начало в человеке), управляемые возничим (разумом). Когда возничему удается смирить низменное начало, душа может подняться и вместе с богами созерцать подлинное бытие. Платон насчитывает помимо душ богов девять разрядов человеческих душ: мудреца, царя, практического деятеля, врачевателя тел, прорицателя, поэта и художника, ремесленника, софиста, тирана, а также души животных. Трем началам души — вожделению, пылу и рассудительности соответствуют добродетели: здравомыслие, мужество и мудрость. Их согласование дает справедливость как в отдельной человеческой душе, так и в государстве, которое устроено аналогичным образом: в нем трудятся ремесленники, их защищают мужественные воины, а управляют всем мудрые правители-философы («Государство»). Идея по Платону – не просто мысль, но сущность любой вещи: совокупность ее свойств, функций и назначения. Существует мир вещей (материальный мир, в котором мы живем) и мир идей (нематериальный). Мир идей – возвышается над миром вещей. Чтобы понять идею вещи, необходимо ответить на вопрос «Что такое вещ?», после этого мы поймем что же такое эта вещь. Для того чтобы отличить одну вещь от другой, необходимо постигнуть идею вещи. Признаки любой идеи: Стол – материальный предмет. Идея стола: нематериальна, невещественна. Невещественна Любая вещь имеет срок существования, а идея не разрушается вместе с вещью. Идея неразрушима и в отличии от вещи она обладает вечностью времени. Каждая идея выступает в виде общего закона для класса одноименных вещей Идея воплощает целостность вещи и ее бесконечный предел (треугольник состоит из трех отрезков, но каждый отрезок это не треугольник) Идея, в отличии от вещи обладает совершенством. Идеальное в философии – это не материальное. Теория государства Платона «Государство» — диалог Платона, посвящённый проблеме идеального государства. Написан в 360 г. до н. э. С точки зрения Платона, государство является выражением идеи справедливости. Государство Платона состоит из трёх сословий: · Высшее сословие: только мудрые могут нести заботу о правильном образе жизни всех граждан. По Платону во главе государства должны стоять философы (сословие воспитателей). · Сословие стражей: на этом сословии лежит забота о внутренней и внешней безопасности государства (сословие воинов). · Сословие прочих граждан (ремесленники, дельцы, крестьяне): их задача обеспечить снабжение государства необходимым (сословие кормильцев). Правитель-философ в ходе 50 лет образования совершенствует свою особую любовь. В его лице мудрость должна объединиться с властью. В государстве Платона введена общность имущества, частная собственность запрещена. Даже женщины и дети являются общими, а деторождение регулируется государством с целью выбора лучших. Труд распределяется согласно способностям. Также в этом диалоге содержится систематика и краткий критический анализ видов государственного устройства(идеальное «государство будущего», которое пока не существует, в него не входит), размещённых Платоном на шкале постепенной деградации, которая выглядит как эволюция во времени, но необратимость такой эволюции прямо не утверждается, и сам вопрос неизбежности деградации не поставлен явно, так что при желании эту деградацию можно считать лишь описанием некоторой тенденции. Вот эта шкала типов государства (от наилучшего к худшему): · Аристократия — справедливая власть меньшинства, лучших граждан; · Тимократия — несправедливая власть меньшинства, военных вождей, уважаемых граждан; · Олигархия — несправедливая власть меньшинства, богатых людей; · Демократия — справедливая и, одновременно, несправедливая власть большинства; · Тирания — несправедливая власть одного человека. Устройство Спарты служило образцом для подражания у Платона. По его мнению, в любом государстве необходимо разделение труда, поэтому каждый человек должен заниматься своим делом или ремеслом и не лезть в чужие дела. При этом в государстве должны быть и земледельцы, и строители, и ремесленники, и воины, чтобы защищать государство от внешних и внутренних врагов. При этом если человек имеет задатки к земледелию, то он не способен воевать и не способен этому научиться никогда, он будет заниматься земледелием всю свою жизнь. Подобно тому, как в душе есть три части — разумная часть в голове, страстная часть в сердце, вожделенная часть в печени, так и в государстве должны быть три сословия: · мудрые правители, · мужественные воины — стражи, · трудолюбивые ремесленники и земледельцы. Все должны повиноваться лучшим людям. Гражданам этого государства должен быть внушён миф о том, что все они братья, но они не равны, так как когда боги творили людей в недрах матери Земли, они к одним людям примешали золото, к другим — серебро, а к третьим — меди и железа. Способ отбора в правители — это экзамены, а самый главный лифт в идеальном государстве — это школьный лифт. Неравенство между людьми в идеальном государстве не наследственно. Способные дети могут переходить в высшие сословия через экзаменационный отбор. Платон предложил делать искусственный отбор людей и подбор брачных пар. Гимнастика нужна для укрепления здоровья и делает бессмысленным врачевание. Кто не способен жить, того не нужно и лечить. Особенно много должны заниматься гимнастикой стражи. Больные должны умирать беспрепятственно. Частная собственность и семья должны быть отменены, ибо создают противоположные интересы и подрывают единство государства. «Стражи живут сообща и питаются все вместе, один раз в год получая продовольствие от земледельцев, которых стражи охраняют». Жёны стражей должны быть общими, дети стражей должны быть общими. Общность жён нельзя понимать буквально, в идеальном государстве запрещены неупорядоченные половые отношения. Здесь всё подчинено цели получения здорового потомства. Государство делает так, что лучшие сходятся с лучшими, а худшие с худшими. При этом потомство худших уничтожается, а потомство лучших воспитывается. Женщине разрешается иметь детей с 20 до 40 лет, мужчине с 25 до 55 лет. Дети, рождённые вне этих рамок, уничтожаются. Особые лица воспитывают детей стражей всех вместе. Платон критикует демократию и «даёт сатирический образ демократа как разбогатевшего кузнеца, лысого и приземистого, который недавно вышел из тюрьмы, помылся в бане, приобрёл себе новый плащ и собирается жениться на дочери своего господина, воспользовавшись его бедностью и беспомощностью… Он часто нагл, разнуздан, распутен и бесчестен»[1]. Платон противопоставляет свой образец идеального государства четырём извращённым формам государственного устройства — демократии, тирании, олигархии (власти избранных богачей) и тимократии (власти военных). Идеальное государство по существу является аристократией. В идеальном государстве править должны философы. Они выходят из числа самых умных стражей. Философами становятся путём поэтапного отбора из стражей. Будущим философам дают прекрасное образование, и в 35 лет они занимают государственные должности и правят в течение 15 лет. Посредственность не может быть источником ни великих благ, ни больших зол. Поэтому злодеи и тираны — это несостоявшиеся философы, несостоявшиеся великие люди, которые считают себя способными распоряжаться делами народа, проявлять великие притязания, высоко заноситься, становятся высокомерны и самонадеянны. Самые одарённые души при плохом воспитании становятся особенно плохими. Единственный путь к построению идеального государства — это случай, когда «среди потомков царей встретятся философские натуры». Платон искал такого правителя в лице тирана г. Сиракузы Дионисия, но результатом этих поисков была неудача.
Платон и современная Россия Россию с середины 1990-х годов в СМИ часто называют олигархическим государством. Первым философом, который ввел понятие "олигархия" и описал это социально-экономическое устройство, был древнегреческий аристократ Платон, примерно 2350 лет назад создавший книгу "Государство". Платон считает, что существуют четыре "извращенных" социально-политических устройства: тимократия (власть честолюбцев), олигархия, демократия, тирания. Тимократия, по Платону, обычно появляется из аристократии (положительной формы правления, власти немногих в интересах большинства). Это происходит, когда в государстве возникают раздоры внутри властной верхушки: "Трудно пошатнуть аристократию. Однако всему, что возникло, бывает конец. Урожай и неурожай бывает не только на то, что произрастает из земли, но и на то, что на ней обитает, на души и на тела. У недолговечных существ этот цикл краток, у долговечных - наоборот. Прежние стражи назначат своими преемниками лучших из своих детей, все равно те не будут достойны и, чуть лишь займут юности своих отцов, станут нами пренебрегать, несмотря на то, что они стражи... Когда железо примешается к серебру, а медь к золоту, возникнут отклонения и нелепые сочетания, а это, где бы оно ни случилось, сразу порождает вражду и раздор. То есть аристократия превращается в тимократию тогда, когда аристократы перестают думать о народе и мечтают о все большем обогащении и приобретении в собственность того, чем они управляют в государстве: также и российская перестройка началась тогда, когда партаппаратчики захотели стать собственниками того госимущества, которым управляли. Честолюбцы ("тимократы"), несмотря на сохранение приверженности старым (аристократическим) нормам, приобретают и новые (олигархические) признаки: "Такого рода люди будут жадны до денег, в омрачении они, как дикари, почитают золото и серебро, они тратятся, не считаясь с расходами, на женщин и на кого угодно. Они бережливы, так как деньги у них в чести; свое состояние они скрывают и не прочь пожить на чужой счет.Удовольствиям они предаются втайне, убегая от закона, как дети от строгого отца, ведь воспитало их насилие, а не убеждение". Это описание напоминает 1980-е годы, когда подпольные миллионеры "скрывали свое состояние". Во времена тимократии, как и во времена "Перестройки", все смешано. В глаза же бросаются соперничество и честолюбие. Олигархия - "это строй, основывающийся на имущественном цензе; у власти стоят там богатые, а бедняки не участвуют в правлении". Очевидно, что определение олигархии, подходящее для античных времен, сейчас устарело. Сегодняшнему времени больше соответствует другое определение Платона и Аристотеля: олигархия - власть немногих против интересов большинства. Почему я стремлюсь дать понятию "олигархия" современное определение? Потому что тот общественный строй, которой описывает Платон под именем олигархии, удивительно напоминает тот строй, при котором россияне жили уже более 10 лет. Платон описывает переход от тимократии к олигархии, но кажется, что он говорит о первых годах рыночных реформ в России "Скопление золота в кладовых у частных лиц губит тимократию; они прежде всего выискивают, на что бы его употребить, и для этого перетолковывают законы, мало считаясь с ними; так поступают и сами богачи, и их жены. Они уподобляют себе и все население. Чем больше они ценят дальнейшее продвижение пути наживы, тем меньше почитают они добродетель. Разве не в таком соотношении находятся богатство и добродетель, что, положи они на разные чаши весов, и одно всегда будет перевешивать другое? Раз в государстве почитают богатство и богачей, значит, там меньше ценятся добродетель и ее обладатели. А люди всегда предаются тому, что считают ценным, и пренебрегают тем, что не ценится. Кончается это тем, что вместо стремления выдвинуться и удостоиться почестей развивается наклонность к стяжательству и наживе и получают одобрение богачи - ими восхищаются, их назначают на государственные должности, а бедняки там не в почете". Кроме массы нищих для олигархии характерно ослепительное богатство, которое богатые наживают не вместе с обогащением всего народа (как это происходит при аристократии), но, наоборот, при массовом обнищании народа. Происходит не столько производство новых социальных благ, а несправедливое перераспределение уже существующих (разве не так это произошло в ельцинской России?): "Взгляни еще вот на что: когда богатый человек расходует свои средства, приносит ли это хоть какую-нибудь пользу подобному государству в том смысле, как мы только что говорили? Или это лишь видимость, будто он принадлежит к тем, кто правит, а, по правде говоря, он в государстве и не правитель, и не подданный, а попросту растратчик готового? - Да, это лишь видимость, а на деле он не что иное, как расточитель... Подобный тунеядец в доме - болезнь для государства. И не правда ли, всех летающих трутней бог сотворил без жала, а вот из тех, что ходят пешком, он одним не дал жала, зато других наделил ужаснейшим. Те, у кого жала нет, весь свой век - бедняки, а из наделенных жалом выходят те, кого кличут преступниками. Где бы ты ни увидел бедняков в государстве, там укрываются и те, что воруют, срезают кошельки, оскверняют храмы и творят много других злых дел". Таким образом, для олигархии характерно не только большое количество нищих и бомжей, но и множество преступников (опять же, как в сегодняшней России). Платон дает убийственную характеристику олигархии, как будто обличая этим и современную социально-экономическое устройство России: "Так что же? Разве ты не замечаешь бедняков в олигархических государствах? - Да там чуть ли не все бедны, за исключением правителей.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ Историческое значение философии Платона в том, что: 1) впервые философом оставлено целое собрание фундаментальных произведений; 2) положено начало идеализму как крупному философскому направлению (так называемая «линия Платона» - противоположность материалистической «линии Демократа»); 3) впервые глубоко исследованы проблемы не только природы, но и общества - государство, законы и т.д.; 4) были заложены основы понятийного мышления, произведена попытка выделить философские категории (бытие - становление, вечное - временное, покоящееся - движущееся, неделимое - делимое и др.); 5) была создана философская школа (Академия), просуществовавшая около 1000 лет, где выросли многие видные последователи Платона (Аристотель и др.).
Список использованной литературы 1. Новая философская энциклопедия. — М.: Мысль, 2000 2. Михаил Тульский. Олигархия времен Платона и современная российская олигархия 2001 3. Чанышев А. Н. Курс лекций по древней философии. М., 1981
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-07-16; просмотров: 724; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.227.46.202 (0.009 с.) |