Учение Платона об идеях: мир идей и мир вещей. Основные характеристики идей.



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Учение Платона об идеях: мир идей и мир вещей. Основные характеристики идей.



Платон , древнегреческий философ. Ученик Сократа, ок. 387 основал в Афинах школу. Идеи (высшая среди них - идея блага) - вечные и неизменные умопостигаемые прообразы вещей, всего преходящего и изменчивого бытия; вещи - подобие и отражение идей. Познание есть анамнесис - воспоминание души об идеях, которые она созерцала до ее соединения с телом. Любовь к идее (Эрос) - побудительная причина духовного восхождения. Идеальное государство - иерархия трех сословий: правители-мудрецы, воины и чиновники, крестьяне и ремесленники. Платон интенсивно разрабатывал диалектику и наметил развитую неоплатонизмом схему основных ступеней бытия. Произведения: «Апология Сократа», «Пармелид», «Горгий», «Федон», «Государство», «Законы», в форме диалогов. Платон как идеалист:

материальные вещи изменчивы, со временем прекращают свое существование;

окружающий мир «мир вещей» также временен и не существует как самостоятельная субстанция;

реально существуют лишь чистые (бестелесные) идеи (эйдосы), они истинны, вечны и постоянны; любая существующая вещь - материальное отображение эйдоса данной вещи;весь мир является отображением чистых идей. Гносеология (учение о познании) Платона: т.к.материальный мир это отображение «мира идей», то предмет познания - «чистые идеи»; «чистые идеи» невозможно познать с помощью чувственного познания;

высшей духовной деятельностью могут заниматься только люди подготовленные – образованные интеллектуалы, философы, только они способны увидеть и осознать «чистые идеи». Идея – понимается как:1.Вид (эйдос), образ, вещественное, телесное, мыслимое начало. 2.Смысл, сущность, каждой единичной вещи (стольность, лошадность)«Диоген: А я вот, Платон, стол и чашу вижу, а стольности и чашности не вижу. Платон: И понятно: чтобы видеть стол и чашу, у тебя есть глаза, а чтобы видеть стольность и чашность у тебя нет разума». Общее, родовое в вещах, явлениях, событиях, их смысл. 3.Идея как образец (парадэйгма) — совершенство. (Ближе всего к идее стола лежит самый совершенный стол... ;совершенная лошадь, женщина и тд.) 4.Идея как общее понятие — результат логической операции. Т.о, идея (эйдос) обладает умственной и зрительной природой. Идея — это общее в данном классе вещей. Идея неразрывно связана с конкретной единичной вещью. У П. двояко соотносятся идея вещи и сама единичная вещь : 1)как переход от вещи к идее (В — И) Здесь всегда есть предел. 2)Как переход от идеи к вещи (И — В) Здесь нет предела. Идея выступает как порождающая модель того класса вещей , которому она сопричастна. Но у Платона идеи идей рождённых в голове человека и воплощённых в вещах, существуют независимо от человека, объективно. (Искусство - «третья скамья»). Т.о. Платон постулирует первичность и объективность (независимость) общего, идеального от вещественного, материального. Идеализм Платона заключается в том, что:1.Материальные вещи изменчивы, непостоянны — конечны в своём существовании; 2.Мир идей (эйдосов) существует вечно, они истинны, постоянны;

3.Мир вещей есть отображение мира идей.

Актуальность для современной науки: идеи (общее — законы, принципы, свойства вещей, понятия и категории науки) ключ к познанию мира. (например физические тела различного качества и свойства можно взвесить благодаря тому, что мы называем их массой — граммы, килограммы и т д.).

И в этом смысле они первичны — мы оперируем научными данными, принципами построения теорий, аксиомами, и т д. (зная о том или догадываясь, что они результат опыта, эксперимента, или практики).

Другой источник

Платон (427 - 347 гг. до н. э.) - гениальный ученик Сократа, основоположник идеалистической европейской философии. Настоящее его имя - Аристокл. Платон - псевдоним, которому он обязан своим мощным телом и широким лбом ("платос" по гречески полнота, широта, просторность).

По учению Платона, мир чувственно воспринимаемых вещей не есть мир истинно сущего, подлинной реальности. В нем нет ничего прочного и устойчивого, все относительно, любая вещь обречена на изменение и гибель.

Подлинный, истинно-реальный мир представлен бестелесными образованиями, постигаемыми умом. Их Платон назвал эйдосами или идеями. Каждому классу (группе) чувственных предметов соответствует в истинном, идеальном мире, некоторый "вид" или "идея". По отношению к чувственным вещам идеи суть одновременно и их последние причины (предельные основания), и эталоны (образцы, модели), и цели, и понятия, понятия об общей основе вещей каждого класса, о том, чем они, эти вещи, должны быть по своей сущности или природе. Идеи не вовлечены в вихревой поток становления, в водовороте которого живет мир чувственного. Чувственно воспринимаемые вещи обязаны своим существованием (в той мере, конечно, насколько они подлинны) "причастностью" (приобщением к) идеям. Они - бледные, несовершенные копии этих идей. Мир идей, по Платону, иерархизирован таким образом, что на вершине его находится идея Блага. Свои идеи Платон поместил в "место над небесами";, названное им Гиперуранией.

Учением об идеальном мире, мире идей Платон решает проблему общего, универсального - как и почему оно существует в отличие от единичного. Общее для него существует само по себе, а не в единичном, через единичное - как реальность, возвышающаяся над единичным. Например, прекрасное как идея - это не прекрасная девушка, не прекрасная лошадь, не прекрасный кувшин, т. е. не качество вещей и явлений видимого мира, а прекрасное само по себе (в себе и для себя).

Отношение между миром идей и миром вещей хорошо проясняется его, Платона, образом пещеры. Философ сравнивает людей, верящих в реальность, подлинность и истинность, чувственной картины мира, с узниками подземелья. С малых лет у них на ногах и на шее оковы, и по этой причине взоры их обращены вглубь пещеры. За спиной у этих людей сияющее солнце, лучи которого проникают в подземелье через широкий просвет во всю его длину и освещают стену, в которую как раз и упираются взоры узников. Между источником света и узниками проходит дорога, по которой двигаются люди, неся различную утварь, статуэтки и другие предметы. Узники пещеры не в состоянии видеть ничего, кроме теней, отбрасываемых "дорогой жизни" на стену их мрачного обиталища. Однако они полагают, что эти тени - единственная реальность, что, кроме их пещеры, слабого света и бледных теней в ней, ничего больше в мире нет. Они не верят тому из них, кто, сумев вырваться из подземелья и увидев реальные вещи, возвращается к ним и говорит им о мире за пределами пещеры. Так и все люди - они живут среди теней, в призрачном, нереальном мире. Но есть другой - истинный мир, и люди могут увидеть его очами разума. Человек, вырвавшийся из пещеры и говорящий людям об истинном мире - это и есть философ. Нести людям весть о подлинном мире и есть его истинное предназначение.

Платон оставил нам одну детально разработанную Идею - образец совершенного государства. В идеальном платоновском государстве царит справедливость, каждый занимается своим (отвечающим его природным наклонностям) делом, а правят мужи-философы.

 

Другой источник

 

Онтология (метафизика). Главным содержанием онтологии Платона являетсяучение о сверхчувственном космосе – о том, что существует за пределами космоса чувственного или физического, или – о метафизической реальности. Т.о., начиная с Платона онтология развивается также и в форме метафизики (наряду снатурфилософией). Именно с этого момента в философии (и в культуре) говорят опротивоположности: материального и нематериального (идеального), чувственногои сверхчувственного, эмпирического и метаэмпирического, физического инадфизического (метафизического), феноменального и ноуменального(метафеноменального). В свете этих оппозиций предшествующие натурфилософы (философы физиса, или природы) предстают материалистами, т.к. природа и космос у них оказываются мирами вещей не самих-по-себе, а являющихся (т.е. физически, материально являющих некие воплощенные в них изначальные образцы). Истинное же бытие теперь понимается только как умопостигаемая (интеллигибельная) реальность. Начальные мотивы такого понимания вещей содержались в учениях Парменида (идея о бытии (подлинно существующем) как мыслимом устойчивом единстве) и Анаксагора (идея Нуса – ума, интеллекта, устраивающего все в определенном порядке).
В построении универсальной модели реальности Платон исходит из
противопоставления двух начал (архэ) – умопостигаемого (не-физического) ичувственного (физического), что является дуализмом. Для определения умопостигаемого космоса Платон вводит термины идея, эйдос, или форма. Подидеей Платон понимает не просто понятие (умственное представление), нореально, до умственного представления существующую целостность. Идея – не мысль, а то, по поводу чего возникает мысль; это сущность вещи – то, что делает вещь тем, что она есть. В этом контексте Платон употребляет также терминпарадигма (образец), указывая, что идея составляет всегда тождественную себе модель каждой вещи, образец, то, чем вещь должна быть. Эту самотождественную целостность Платон определяет также терминами «в себе» и «для себя» («прекрасное само по себе», «благо в себе», др.). Эти определения выражаютбезотносительность и стабильность, т.е. – абсолютный характер идей. Так, «идея в себе и для себя» означает, например, что «прекрасное» или «истинное» таковы не в восприятии субъекта (как у Протагора), но, наоборот, – совершенно не зависимы от субъекта и предписаны ему абсолютным образом, т.е. безусловны в своей реальности.
Идеальный космос представляет собой
иерархию таких сущностей (идей) и расположен вне («поверх») космоса физического, образуя «Гиперуранию» («над-небесную» область), – но, опять же, не в пространственном, а в онтологическом смысле. В иерархии идеальных сущностей «нижние» (частные, обусловленные) идеи подчинены «верхним» (общим, главенствующим), вплоть до идеи на вершине иерархии, которая есть условие всех остальных идей и не обусловлена никакой другой, т.е. абсолютна. Это – идея Блага. Благо – это основание, которое 1) производит бытие и сущность и 2) делает идеи познаваемыми, а ум – познающим; это – потенция (исток) всей иерархии [«Государство»]. Другое обозначение Блага (в устной академической традиции) – Единое. Единое – основание Блага, «Благо в себе»; все, что ни производит Единое, – благостно, поэтому Благо – функциональный аспект Единого. Единому противостоит начало множественности – Диада. Из соединения Единого и Диады вырастает система всех идей. ПриродуЕдиного, или Блага (как и любой идеи вообще) можно определить трояко: Единое (идея) есть 1) принцип бытия (сущность, субстанция, образ-образец), 2) принцип истинности и познаваемости (т.к. лишь то, что определено, оформлено – становится умопостигаемым, познаваемым), 3) принцип ценности, или предел достоинства упорядоченного существования, – т.к. именно оформленность дает порядок, структурное совершенство (или иначе: 3) мера – норма, принцип строжайшей соразмерности). Единое (Благо) и Диада порождают (но не во времени, а вечно-в-реальности, онтологически) весь идеальный космос, начальными формами которого являются Бытие, Покой, Движение, Тождественность, Различие, за ними следуют Равенство – Неравенство, Сходство – Непохожесть и др. Все последующие выступают частями по отношению к предыдущим, но подробная структура мира идей у Платона отсутствует.



Последнее изменение этой страницы: 2016-06-26; просмотров: 2830; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 54.227.97.219 (0.01 с.)