Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Классический период античной философии. Софисты. Сократ, Платон, Аристотель.

Поиск

Классический период античной философии. Софисты. Сократ, Платон, Аристотель.

Софисты: в корне меняют предмет исследования: они переключаются на проблему человека и в центр исследования ставят слово. Горгий, Протагор: основные положения их теории: Человек есть мера всех вещей, которые существуют т.к. они существуют, и которые не существуют, т.к. их нет.. Софисты обращаются к мышлению человека. Абсолютной истины нет, но существует относительная истина. Они могли ложное доказать,а истинное опровергнуть. Их интересовала не истина, а способы доказательства или опровержения.

Сократ: критиковал натурфилософию: если вода является источником всех вещей то откуда она сама взялась? Основной интерес Сократа сосредоточивается на вопросе о том, что такое человеческое сознание и кто такой человек. В центр он ставит нравственные проблемы. Сократ стремился искать истину сообща, в ходе бесед, отбрасывая всякие общепринятые мнения, пока не найдёт истину. "Познай самого себя". Сократ впервые в центр философии поставил проблему человека. Философия в понимании Сократа не изучение природы, а учение о том, как следует жить.Знать человек может только то, что в его власти.Это не внешний мир, а его собственная душа. Поэтому главная задача познания – самопознание,а принцип философии – «познай самого себя».Метод, применяемый Сократом – майевтика. Суть его состоит в том, чтобы благодаря наводящим вопросам подвести собеседника к самостоятельному нахождению истины. Он не навязывает свою точку зрения, а помогает родиться истине в душе человека. Платон: его учение о мире людей и мире вещей. Идеи воплощаются в аморфную материю из которой возникают вещи. Человек - соединение тела, которое смертно, и души, которая бессмертна. Мир идей находится вне физического пространства, не разлагается на части (всегда ровен). Идеи бессмертны и неуничтожимы. Они не постигаются чувствами/размышлениями, являясь причиной всего, не перерождаются и близки к божественному. Мир вещей противоположен миру идей. Вещи находятся в физическом пространстве, они состоят из частей и могут на них разлагаться. Они неодинаковы и изменяются. Вещи могут быть уничтожены, исследуются с помощью чувств, они могут быть полезны, близки человеку. Душа часто улетает в мир идей, запоминает там все, затем вселяется обратно в человека, которому остается только вспомнить, что душа там видела. Платон придумал такое государство, где правят философы, у которых нет семей и имущества; в их подчинении находятся воины, которые держат народ(крестьян, которые живут и работают на земле) в состоянии мира. Это почти тоталитарное государство, а в добавок ко всему этому, он считал, что должна существовать цензура литературы. Мир чувственных вещей непостоянен и изменчив. Постоянными, вечными и неизменными являются идеи (эйдосы) материальных предметов. Идея – это сущность предмета, отделенная от него, «вынутая» из человеческого сознания и помещенная в некий идеальный мир, где собраны все идеи всех предметов. Материальный мир образуется из соединения «идеи» и «материи», того, что придает «идее» оформленность и вещественность. Платон считает, что первичен именно мир идей. Философ традиционно выделяет душу и тело в человеке. Тело смертно – душа бессмертна. Душа – это «эйдос», сущность человека. Назначение тела– быть временным вместилищем души (тюрьма души). Душа состоит из трех частей – разумной (ведущей), аффективной (страстной) и вожделеющей. Аристотель: Создатель Ликея (школы в Афинах). Критикует своего учителя Платона, его мир идей. Он считал, что мир идей бесполезен, т.к. все признаки идей находятся в человеке. Аристотель считал материю инертным/аморфным состоянием, форма проникает в вещь и организует её.Вселенная устроена иерархическим образом(материя-чистая взможность,Бог-чистая актуальность)Нужно стремиться к счастью,добродетели(наиболее полная реализация тех возможностей,которые заложены в человеке. Человек не может существоваь независимо от общества.

Этапы развития философии Средних веков

В средневековой философии принято выделять три периода.

1. Период формирования, или патристика (2—8 вв) Патристика – совокупность учений отцов библии (со 2 по 8 век н.э.). Давление авторитета. Чем подлиннее, тем древнее, чем древнее, тем подлиннее. Отцом церкви является Августин: верь чтобы понимать; если основа веры – изучение библии, то отношение к библии как к высшему авторитету, заключается в толковании священных текстов – возрастает роль авторитета. Творим не мы, а бог творит с помощью людей. Вера в священное писание.

Основные проблемы(решение):

1. треединство Бога(троица-это историч.проявление Бога,послед.смена масок)

2. проблема Боговоплащения(каким образом и насколько Бог стал человеком?)

3. проблема соотношения разума и веры(что важгнее?вера самодостаточна,разум ей мешает,чем неразумнее решение,тем оно вернее;Климент Александрийский считал что они неделимы:вера-фундамент,разум-стены,здание)

4. проблема существования зла(Августин Блаженный считал,что сущ.только добро,зло-это нехватка добра,зло не противоречит добру,т.к.его нет.)

 

3. Схоластика (XI—XIV вв.). В рамках этого периода выделяются: 1) ранняя схоластика (XI—XII вв.), представителями которой являют­ся Иоанн Росцелин, Ансельм Кентерберийский, Петр Абеляр, Бер­нард Клервоский и др.;

2) поздняя схоластика (XIII—ХМВВ.), к которой принадлежат Рай­монд Луллий, Фома Аквинский, Бонавентура, Сигер Брабантский, Иоанн Дуне Скот.

Схоластика – до этого философия – техническая наука. Фома Аквинский: истинная философия - христианская религия: с 9 века -первые шаги в сторону разграничения идеологии и философии (схоластика). Существование бога самоочевидно, но если мы не знаем, что такое бог, то эта очевидность сомнительна. Невозможно определить бытие бога. Сотворенное не тождественно творцу, следовательно, бессмысленно заниматься этим. Человек не может познать бога. 3 доказательства бытия бога: 1) Космологическое: раз существует мир, то существует и творец, который его создал. 2) Теологическое: раз в мире существует целесообразность то должен быть разум, следовательно необходим бог. 3) Антологическое: бог всесовершенен – форма всех форм.

Проблема – существование универсалий(сущ.сами по себе или их нет)

Решение:номиналисты-универсалии не существуют; реалисты-существуют(независимо-радикалисты,в самих вещах-умеренные реалисты)

Патристика: Августин Блаженный. Схоластика: Фома

Аквинский.

Августин Блаженный, Бог высшее Бытие.. Бог сотворил мир из ничего по своей доброй воле, а не по необходимости. Мир не однороден, он представляет собой непрерывную лестницу существ,восходящую к создателю мира. Особое место на этой лестнице занимает человек – малый мир, «микрокосм». Он соединяет в себе природу материальных тел – растений и животных, обладает кроме этого разумной душой и свободой воли. Душа нематериальна,бессмертна и свободна в своих решениях. Свобода эта выражается в возможности выбора между добром и злом. Зло – недостаток добра.Бог не творил зла, Он – творец гармонии добра, благодати и любви. Человек сам выбирает путь к добру и спасению души или гибели – злу. Субъективно человек действует свободно, но все, что он делает, делает через него Бог.

Фома Аквинский утверждал, что человека необходимо изучать целиком, в единстве души и тела. «Труп (тело) – это не человек, но и привидение (дух) - тоже не человек». Человек – это личность в единстве души и тела, а личность - самая главная ценность. Природа – не злое начало, а доброе. Надо жить в реальном мире, в единстве с природой стремиться к земному (а не только) райскому блаженству.

Фома Аквинский выдвинул 5 доказательств существования Бога:

1. движение: все, что движется, приводится в движение чем-то (кем-то) другим – следовательно, есть первичный двигатель всего - Бог;

2. причина: все, что существует. Имеет причину, следовательно есть первопричина всего – Бог;

3. случайность и необходимость: случайное зависит от необходимого–следовательно,есть первоначальная необходимость –Бог;

4. степени качества: все, что существует, имеет различные степени качества (лучше, уже, больше, меньше и т.д.) – следовательно, должно существовать высшее совершенство – Бог;

5. цель: все в окружающем мире имеет какую-либо цель,направляется к цели, имеет смысл – значит, существует какое-то разумное начало, которое направляет все к цели, придает смысл всему- Бог.

 

7. Философия эпохи Возрождения.

Возрождение — это переходная эпоха между Средневековьем и Новым временем, когда христианство начинает постепенно ут­рачивать позиции ведущей идеологии. Если в античности в центре мира стояла природа, а в Средние века — бог, то в период Возрождения на это место становится чело­век. По этой причине говорят об антропоцентризме философии Воз­рождения.

Одним из наиболее ярких проявлений специфики эпохи Воз­рождения процесс секуляризации — отделения указанных сфер от влияния церкви. Церковь постепенно утрачивает свое влияние.

Другое важное качество философии эпохи Возрождения -переход от теоцентризма к антропоцентризму. Впрочем, не стоит думать, что все философы данной эпохи были атеистами. Конечно, атеизм — явление для эпохи Возрождения весьма характерное.Действительный поворот в философии, который произошел в то время, следует описывать скорее как возвышение человека до уров­ня бога, чем как ниспровержение бога

В период Возрождения формируются новые философские направления: пантеизм и деизм. С точки зрения пантеизма бог -это то же самое, что и мир. По выражению Джордано Бруно, «при­рода есть Бог в вещах». Один из наиболее заметных представителей пантеизма Николай Кузанский рассматривал бога как бесконечный максимум, а мир — как ограниченный максимум. Согласно деистичес­ким воззрениям, Бог — это лишь первоначало мира, и, сотворив мир, он больше не вмешивается в ход событий. Гуманизм (Г) - человек предстает как высшая ценность, способности которой должны быть раскрыты полностью,

Томас Мор –Принцип построения идеального общества, в котором нет социальных противоречий изложен в произведении «Утопия» (место, которого нет).Главным источником социальной несправедливости Т.Мор, называет частную собственность. На воображаемом острове нет частной собственности и труд является обязанностью всех членов общества. Все произведенные продукты поступают в собственность общества и затем равномерно распределяются между всеми жителями Утопии. Продолжительность рабочего дня – 6 ч. От трудовой деятельности освобождаются люди, проявившие особые способности к наукам. Самые грязные работы выполняют рабы. Все должностные лица избираются. Мужчины и женщины имеют равные права. Жители верятв Бога, существует полная веротерпимость.

Мартин Лютер – основоположник Реформации. Выступал

против господства католической Церкви в обществе. Настаивал на том,что между Богом и верующими не должно быть никакого посредника.Общение между ними должно происходить напрямую (верующий, его вера и Библия, никаких священнослужителей, берущих плату за свое содействие). Путь к спасению –добросовестное отношение к своему делу. Работай лучше - и будешь ближе к Богу.

8. Формирование философии Нового времени и ее основные особенности. Проблема метода познания. Сенсуализм и рационализм.

В Новое Время в отличие от античности и Средневековья сформировалось новое представление о науке. Наукой стали заниматься ради практической пользы. Появилось стремление познать природу. Природа стала пониматься как практическое бытие и поэтому главной наукой стало естествознание. В данной картине мира роль Бога сведена к минимуму - создание материи и ее первотолчка. Далее - развитие мира подчиняется законам причинно-следственных связей.

2направления:эмпиризм и рационализм.

Эмпирики (Ф.Бэкон, Т.Гоббс, Дж. Локк и др.) считали, что единственный источник знания – это опыт. Опыт связан с ощущениями,восприятиями, представлениями.Содержание всех знаний человека или человечества сводятся к опыту. «Нет ничего в познании, чего ранее не содержалось в ощущениях». В душе и разуме человека нет никаких врожденных знаний, представлений или идей. Душа и ум человека первоначально чисты. Поскольку ощущения могут обмануть, мы их проверяем посредством эксперимента.

Рационалисты (Р.Декарт, Б.Спиноза, Г.Лейбниц) считали, что опыт, основанный на ощущениях человека, не может быть основой общенаучного метода. Восприятия и ощущения иллюзорны. Мы можем ощущать то, чего нет (например, боль в потерянной конечности), и можем не ощущать некоторые звуки, цвета. Зато в самом Разуме есть интуитивно ясные и отчетливые идеи. Вывод рационалистов: в разуме человека содержитсянезависимо от опыта, ряд идей; эти идеи существуют не на основании ощущений, а до ощущений. Развивая заложенные в уме идеи, человек может получать истинное знание о мир. Основу истинного метода надо искать в самом уме.

2.Рационализм: Р.Декарт, Б.Спиноза,Г.Лейбниц.

Р.Декартдуалист. Весь мир философ делит на два вида субстанций - духовную и материальную. Основное свойство духовной субстанции – мышление, материальной – протяжение. Модусы первой:чувства, желания, ощущения и т.д. Модусы второй: форма, движение,положение в пространстве и т.д. Человек состоит из двух субстанций. Он является единственным существом, в котором они соединяются и существуют обе одновременно, что позволяет ему возвыситься над природой.

Б. Спиноза Существует лишь одна субстанция – природа, которая есть причина самой себя. Природа, с одной стороны есть «природа творящая» (Бог), а «с другой – «природа сотворенная» (мир). Природа и Бог едины. Не существует Бога, находящегося и творящего вне природы,возвышающегося над ней. Бог внутри природы. Низшую ступень знания, по его мнению, составляет знание,основывающееся на воображении. Вторую, более высокую ступень образует знание, основывающееся на уме.Третий род знания -истины, усматриваемые в интуиции.. Первый род знания –чувственное знание. Второй и третий – знание интеллектуальное.

Г.Лейбниц Число субстанций бесконечно. Весь мир состоит из огромного количества субстанций. Он называет их «монадами». Монада не материальная, а духовная единица бытия. Вместе с тем любая монада есть и душа и тело. Монада обладает четырьмя качествами: стремлением, влечением, восприятием, представлением. Однако, монады не изолированы абсолютно: в каждой монаде отражается весь мир, вся совокупность. Монада - «живое зеркало Вселенной».

Метафизика и диалектика.

Метафизика как учение о сущем и неизменном в мире, о бытии как таковом.

Диалектика как учение об изменчивости бытия, связях и закономерностях его развития.

Бытие: действительное (материальное и идеальное), возможное.


20. Понятие материи. Современная философия и наука о структурной организации материи. Единство и многообразие мира.

Понятие материи в своем осмыслении прошло несколько этапов развития.

1) Материя понимается как всеобщая вещь, вещество, субстрат. В античности складываются учения о материальной первооснове бытия: Фалес, Анаксимен, Гераклит, Эмпедокл, Демокрит.

2) Под материей мыслится свойство, атрибут (Дж. Локк, Б. Спиноза). Французские материалисты XYIII в. (П. Гольбах) рассматривают материю не только как совокупность механических свойств, присущих предметам, но как все то, что воздействует на органы чувств, вызывая ощущения.

3) Материя как отношение между вещами и сознанием, как понятие, отражающее объективно существующую реальность. Материя первична по отношению к сознанию. Она является абстракцией, философской категорией, выражает тем самым глубинную сущность бытия материального мира - существовать независимо от сознания человека.

Реальность как все существующее в действительности. Разделяется на реалность объективную (материальную) и реальность субъективную (идеальную).

Основные формы движения.

n Ф. Энгельс выделил пять основных форм движения. Это - 1) механическая, 2) физическая, 3) химическая, 4) биологическая, 5) социальная

Разрыв высших и низших форм движения недопустим, как и сведение более высокой формы движения к более низкой (редукционизм).

Пространство и время как атрибуты материи*.

Пространство характеризует протяженность и структурную организацию бытия, наличие, расположение одного возле другого.

Время выражает длительность существования, последовательность смены состояний, протекание, существование одного после другого.

Характеристики: общие (объективность, всеобщность, неуничтожимость и пр.) и особенные (время однонаправлено, пространство многомерно и т.д.)


22. Развитие как философская проблема. Диалектика как философская теория. Исторические формы диалектики. Альтернативы диалектики в познании и логике мышления.

Проблема развития - многоуровневая и многоаспектная. Философский подход отличается комплексным, обобщенно-абстрактным и универсальным подходами к феномену развития.Изменение состояний предметов, процессов, явлений с сохранением их исходного состояния, основы, приводящее к их новому качественному состоянию называется развитием. Характеристики развития: а)объективность;б) разноплановость; в) непрерывность; г) многоуровневость; д) системность; е) многоэтапность;ж) комплексность.

Направленность развития:

1. Движение явлений и процессов по восходящей линии, от менее совершенного к более совершенному состоянию называется прогрессом.

2.Противоположный процесс развития от более совершенного и менее совершенному, упрощение с потерей лучших форм и качеств, движение вспять, по нисходящей линии называется регрессом.

3.Круговорот - процесс развития "по кругу", без приобретения четкого направления, построение либо воссоздание предыдущих состояний после обретения нового качества.

Учение, предметом которого является изучение закономерностей развития и взаимосвязи явлений и процессов называется диалектикой.

Диалектика также выступает методом исследования существенных противоречий, изменяющихся явлений, понимания процессов реальности с позиций их развития и взаимосвязи.Антиподом диалектики как метода выступает метафизика. Это - учение, представляющее мир и его фрагменты как застывшие, неизменные, однозначные и неразвивающиеся сущности. Метафизика отрицает саморазвитие бытия посредством разрешения внутренних противоречий.

Диалектика представляет собой стройную теорию, состоящую из совокупности идей, принципов, категорий и законов.

Диалектика как теория выполняет ряд функций - мировоззренческую, методологическую, эвристическую, прогностическую, социальную, аксиологическую.

Принципы диалектики: а) развития; б) всеобщей связи;

в) взаимообусловленности явлений; г) историзма;д) антиномии; е) объективности;ж) системности, всесторонности анализа; з) монизма.

Основными законами диалектики являются:

1. закон единства и борьбы противоположностей;

2. закон взаимного перехода количественных и качественных изменений;

3. закон отрицания отрицания.

 

23. Синергетика и проблемы глобального эволюционизма в современной картине мира.

Основоположником синергетики является Г. Хакен. Синергетика занимается изучением процессов орг. и самоорг., сложных, открытых и нелинейных систем. Синергетика постулирует роль случая, который привёт систему на тот или иной путь развития. Синергетика переосмысливает представления о порядке и хаосе, о влиянии прошлого на будущее

Диалектика не отменена и до сих пор сохраняет свою актуальность и теор. потенциал, а синергетика - лишь её дополнение, хоть и стала довольно популярной, но не является универсальной теорией. Описание уровней организм. бытия, атрибутивных свойств многообразных объектов мира осуществлялось в рамках отдельных дисциплин и долго не знали как прейти от одного уровня к другому. Это стало возможно лишь в 20-м веке (представления о жив., нежив., соц. объединялись в единое целое по средством синтеза наук) и выражалось в стремлении построить научную картину мира на основе принципа глоб. эв. Наиболее полную разработку эв. принцип получил в теории Дарвина, но он не был доминирующим – лидировала физика и она не включала в себя принцип развития. Биология стояла на появлении всё более сложных живых систем, а физ. – на разрушении и не прерывном росте энтропии. Это противостояние нуждалось в разрешении и стало возможным в 20-ом веке. Учение Вернадского об эв. биосферы и ноосферы (жизнь – это целостный эв. процесс. включённый в космическую эв. и от того, как чел.. будет строить свои взаимоотношения с природой зависит его существование. синергетика. Классическая наука уделяла внимание феноменам устойчивости, равновесности, однородности, порядка и исключала фактор времени, а если попадались явления, которые неукладывались в схему, то их определяли как исключения. Но развитие физики привело к пониманию, что большинство систем открыты, обмениваются энергией и неустойчивы. традиционная наука не справлялась с этим и возникла необходимость в выработке нового подхода. Рассмотрение всех объектов как самоорганиз. систем, обладающих открытостью, нелинейностью, неравновесностью, создавало возможность преодолеть разрыв между представлениями о жив. и нежив. природе. Благодаря синергетике открывались возможности к выяснению взаимосвязей между жив., нежив., соц. материей. С её появлением стало возможно формирование целостной общенаучной картины мира. Таким образом, гл. эв. позволяет выстроить новую картину мира. Он задаёт универсальность эв-го видения мира, создавая возможность рассмотреть взаимосвязь всех уровней материи, позволяет установить существование прогрессивной эв. от Большого взрыва до возникновения жизни и разума, даёт возможность рассмотреть чел. как объект космической эв., закономерно возникающий на определённом этапе развития нашей вселенной. На основе гл. эв. весь мир, его бытие рассматриваются в терминах процесса, динамики, постоянного становления.

24. Понятие природы. Природные предпосылки (географические, биологические, демографические) существования и развития человека и общества. Био- и ноосферы. Техносфера.

В широком смысле, близко по сути к понятию бытие, Вселенная.Более узко - то, что окружает человека.

Природа - совокупность всех естественных факторов, составляющих сферу жизни и ее поддержания.

Первая природа является основой для второй природы, как созданного человеком блага, изменяющего уровень человеческой и общественной жизни.

Природа и человек - две подсистемы, взаимосвязанные и взамодействующие.

Исторические типы взаимодействия природы и человека (общества).

1) органическое взаимодействие. Человек еще не выделен из природной среды. Адаптация к среде, использование доступных и распространенных природных материалов и богатств (собирательство, рыболовство, охота).

2)Механическое взаимодействие Овладение природой. Выделение из природы (разделение труда, ремесло, земледелие, животноводство, умственный труд).

3)Промышленное взаимодействие. Подчинение и противопоставление природе. Природа как мастерская.

4)Научно-техническое ввзаимодействие. Природа как сырьевой придаток цивилизации.

5)Перспективное взаимодействие. Коэволюция природы и общества. Природа как храм.

Среда обитания человека не только общество, но и природа. Влияние на человека природных явлений.

Природные предпосылки и факторы здоровья. Влияние на человека природных явлений. Природа лечит человека: общение с животными, растениями. Горы, лес, море, вода, воздух.Солнечная активность, атмосферное давление, температурные перепады, геомагнитные поля, солнечная радиация, космические процессы.Человек окружен потоками космической энергии. Моральная и эстетическая ценность природы.Природа и общество взаимо включают друг друга, оказывают друг на друга позитивное (а иногда и негативное) воздействие. Человек, общественные процессы протекают на Земле в условиях геосферы. Геосфера как зона (оболочка) жизни.

.Живая природа сост. биосферу земли (растительный и животный мир), сущ. которой необходимо для жизни чел. и общества. Повышается степень воздействия человека на природу (в связи с развитием науки, техники). Биосфера под воздействием человека становиться ноосферой. Концепцию разработал Вернадский. Цель - опр. основные принципы достижения гармонии между современным обществом и природой. Выделил ряд условий для становления и существования ноосферы (заселение чел. всей планеты, развитие средств связи, усиление связи между государствами, равенство людей, исключение воин, т.д.) В отличие от биосферы она не может формироваться стихийно, основана на разумном распоряжении чел. своими силами. Техносфера - все материальные постройки, созданные человеком. Часто технический прогресс несет разруш. негативный характер, приводит к экологическому кризису.

25. Экологические проблемы современности и различные подходы к их решению. Идея коэволюции природы и общества.

Всё большее значение в совтеменную эпоху приобретает решение проблем экологии. Термин образ.от греческого okos- дом,logos-наука; употребляется чаще всего для обозначения науки о взаимоотношениях общества и природы. Эти взаимоотношения носят сложный и противоречивый характер. Увеличивая свою власть над природой, люди попадали во всё большую зависимость от неё. Проблема взаимоотношений общ. и природы явл. глобальной экологической проблемой. Суть-наступление искусственного на естественное. Формы: 1) наступление техники на биосферу; 2) разрушение целостности человека; 3) сущ. искусственные проекты на общество; Масштабы и характер воздействия человека на природу приобрели угрожающий характер для самого его существования. Сущность современной экологич. проблемы заключается в глобальном изменении природной среды человеч. существования, в быстром уменьшении её ресурсов, в ослаблении восстановительных процессов в природе, что ставит под вопрос будущее человечества. В настоящее время отмечают следующие экологич. проблемы:1)рацион. использование невозобновимых природных ресурсов (полезных ископаемых, минер. ресурсов)2) рацион. использование возобновимых природных ресурсов (почв, вод. растит. и жив. мира)3) борьба с загрязнениями 4) защита природы от некомпетентного и безответственного вмешательства в её процессы. Действия человека носят всё более некомпенсируемый х-р. Потребность в нефти, угле растёт, а процесс их образования занимает миллионы лет. Некомпенсируемый х-р носит вырубка лесов в России, Канаде, т. д. В результате нарушился водный баланс, исчезли многие реки и озёра, ухудшилась структура почв. Необходима защита животного и растительного мира. Она весьма усложнилась с активным применением химических веществ при обработке почв и выращ. растений. Необходимо ввести селекционную работу,расширять заповедники.Встаёт вопрос о защите атмосферы и ближайшего космоса, который всё больше становится сферой научной и практич. деят-ти людей. Опасность представляют «парниковый эффект», кислотные загрязнения почв, дождевых вод. атмосферы. Истощение озонового слоя.

В идее коэвоэлюции акцентируется внимание не на борьбе за сущ., а на процессах кооперации, сотрудничества. Идея подчеркивает сопричастность души к природе, любви к ней. Возрождается русская духовная традиция, рассматривавшая явления через красоту, добро. Идея сочетает науч. и ненауч. ценности. Носителем коэволюции, целостности природы и общества предстает человек. Человек- субъект жизни. В противном случае 2 варианта:1)деградация природы.2)превращение человека в простой фактор технического прогресса.

 

26. Антропогенез и его комплексный характер. Философия о биосоциальной духовной природе человека. Природа человека в условиях ускоряющегося научно-технического прогресса.

Человек - сложная целостная система, которая в свою очередь явл. компонентом более сложных систем – биологической и социальной. Это обусл. тем, что чел-к явл. существом биосоциальным. Антропогенез - учение о происхождении чел-ка, его формир. как биосоциального существа. До 19 века в Европ. мысли господствовала теистическая антропологич. концепция, согласно которой человек есть сущ-во, сотворенное Богом. Человек создан по образу и подобию божьему. Научное осмысление проблемы антропогенеза нач. в 19 веке. Главное достижение - эволюционная теория Ч.Дарвина. Эволюция осущ. в результате 3 осн. факторов: изменчивости, наследственности, естеств. отбора. Дарвин не включил в нее влияние социального фактора, не затронул роль труда в процессе антропогенеза. Начало трудовой деятельности привело к изменению телосложения (прямохождение, развитие руки, речи, мозга, мышления). Орудия труда - к сплочению коллектива, закрепл. и передачи коллективного опыта. Возникают соц-нравственные отношения (возникают табу), прорыв в более конструктивное будущее. Итак, становление человека и общества - взаимосвяз. процесс и важнейшая роль принадл. в нём труду. Символический аспект – не менее важна роль символов в ходе стоновл. общества. Сущ. след. теории эволюции: мутационная (Фриз), синтетическая (Четвериков), теория самоорганизации систем и эволюц. Теория антропогенеза (де Шарден - выявил человека синантропа). Природу человека выражают:1)человек-земное творение;2)входя в природу, чел. возвыш. над ней;3)чел.имеет психику,разум,ценности;4)ему присущи противоречия между сознательным и бессознат.5)его бытие социально;6)изменяя условия сущ.,чел.творит мир культуры и совершенствует себя. Человек - сущ. биосоциальное.1)он есть дитя природы, не может выйти за её рамки. Биологическое в человеке выражается в генотипе и др. процессах его организма. Соц. и биологич. находятся в чел. в неразрывном единстве, сторонами которого явл. личность как соц. качество, организм как природная основа. Следует избегать 2 крайних точек зрения: абсолютизм соц. фактора (чел. как абсолютный продукт соц. среды) и абсолютизм биологич. фактора (расистские теории, утвержд. природное превосход. одной расы над другой). Тесная взаимосвязь биологического и социального. Биологическое в чел. осуществляется и удовлетворяется в соц форме(продолжение рода, еда, питьё и т. д).Младенец в стае животных даже если выживает физически, никогда не станет человеком. Для этого надо пройти период социализации. Но очеловечивание природы на практике не всегда благоприятно. Общество способно пагубно влиять на окружающую среду. Это становится глобальной проблемой, её решение связано с выживанием самого человека.

48. Содержание понятия «личность», его соотношение с понятиями «индивид», «индивидуальность», «человек». Диалектика исторической необходимости и свободы личности в общественном развитии.

• Человек – родовое понятие, указывающее на принадлежность данной особи к человеческому роду – высшей ступени развития живой природы, генетически связанной с другими формами жизни

• Индивид – характеризует единичную особь, принадлежащую человеческому роду, конкретный носитель всех социальных, психологических и биологических качеств человечества: разума, воли, потребностей, интересов и т.д.

• Индивидуальность можно определить как совокупность черт, отличающих одного индивида от другого, причем различия проводятся на самых разных уровнях - биохимическом, нейрофизиологическом, психологическом, социальном и др.

• Личность – выражение социальной сущности и содержания человека как субъекта деятельности и общественных отношений

Каждый чел биологически неповторим. Однако подлинный смысл уникальности связа не столько с внешним видом челов, сколько с его внутренним дух миром. «Индивидуальность – это неделимость, единство, целостность, бесконечность; с головы до ног, от первого до последнего атома, насквозь, повсюду я индивидуальное существо». У каждого конкретного чел всегда есть что-нибудь свое, хотя бы неповторимая тупость, не позволяющая ему оценить ситуацию и себя в ней. Индивидуальность не есть абсолют. Она изменяется и одновременно остается неизменной на протяжении жизни человека.

Необходимость и свобода. Вопрос о отношениях своб и неоходимости извечен. Люди обладают знач свободой в определеии целей своей деятельности, средств для достиж этой цели. Свобода следовательно не абсолютна и претворяется в жизнь как осущ возможности путем выбора определенной цели и плана действий. Каждое действие чел есть сплав своб и необход. => Свобода личности, общества закл не в воображ независим от объект законов, а в способности выбирать, принимать решения.С одной стор своб присутствует в необход, т.е. необход реализуется только через свободу, в виде бескон цепи выбора в деятельности людей, кот, однажды начавшись, привела к данному общ состоянию. Это означает, что в истор процессе необход не только сознается, но и создается. С др стороны необход содержиться в своб в виде объективно даных истор обстоятельств, объек условий деят людей. В общем свобода есть осознанная необходимость.

 

 

28. Проблемы жизни и смерти в духовном опыте человечества. Смысл жизни и предназначение человека. Идеал всесторонне развитого человека.

Смысл жизни не дан человеку извне. Человек сам вносит в жизнь разумное начало, опираясь на знание объективных законов. Смысл жизни каждому человеку открывается по-разному. Найти смысл жизни для всех времен и народов невозможно, поскольку наряду с общечеловеческими, вечными истинами, он включает нечто специфическое – чаяния людей каждой данной эпохи.

Содержание цели жизни меняется не только в зависимости от исторических условий бытия человека, но и от его возрастных особенностей: в юности цели одни, в зрелости и старости они другие. Смысл жизни можно рассматривать в трех временных измерениях: прошлое (ретроспекция), настоящее (актуализация) и будущее (проспекция). Реализация смысла жизни зависит от наличия в обществе многих условий, первостепенными среди которых является наличие демократических свобод, гуманных целей и соответствующих им средств.

К определению смысла жизни существуют различные подходы, которые лежат в основании той или иной концепции

Смысл жизни – это выбор каждого отдельного человека. Это самостоятельный осознанный выбор тех ценностей, которые (по Э.Фромму) ориентирует человека не на то, чтобы иметь (установка на обладание), а на то, чтобы быть (установка на использование всех человеческих потенций).

Иными словами – смысл жизни человека – в самореализации личности, в потребности человека творить, отдавать, делиться с другими, жертвовать собой ради других. И чем значительнее личность, тем развитее ее экзистенциалы, тем больше она оказывает влияние на окружающих ее людей, социокультурную среду.

Конечность человеческого бытия – естественный закон природы. Что не имеет смерти, не имеет и рождения. Боязнь смерти приближает смерть. Эпикур призывал не бояться смерти: если человек живет, то смерти нет, если смерть наступила, то его уже нет. А Спиноза советовал лучше думать о жизни, чем о смерти. В качестве компенсации за страх перед смертью придумано немало мифологем: перевоплощение души (буддизм), бессмертие души (христианство).

Реальное, немифологическое бессмертие состоит в том, что человек умирает физически, но не умирает социально, духовно. Он остается в своих делах, творчестве, памяти людей.

 

 

Классичес



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 1661; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.54.190 (0.014 с.)