Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Эмпиризм и его представители: Ф.Бэкон и Т.Гоббс.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Фр.Бэкон Два главных труда – «Новый Органон» и «Новая Атлантида». Бэкон ставил задачу реформы науки. Ф.Бэкон критикует рациональное познание,т.к. оно недостовернои ненадежно – разум очень многое привносит в познание от себя. Томас Гоббс – материалист и эмпирик. Источником познания по Гоббсу могут быть только чувственные восприятия внешнего мира. Чувственные восприятия в его понимании – это полученные органами чувств сигналы из окружающего мира и их последующая переработка. Философ называет их «знаками». 9. Философия эпохи Просвещения. Рационализм как умонастроение и методология эпохи Просвещения. Механицизм как способ объяснения мира. Атеистический материализм (Ламетри, Дидро, Гольбах, Гельвеций). Философское учение Руссо. Вера в мощь чел. разума и его безграничной возможности, в прогресс науки—вот основной пафос Ее представители разрушали устоявшиеся представления о Боге,окружающем мире и человеке. Основные направления: 1. Деизм (Вольтер, Монтескье. Руссо, Кондильяк) - Бог только творит мир и больше в его жизни не участвует. 2. Атеистическо-материалистическое (Мелье, Ламетри. Дидро,Гельвеций,Гольбах) -отвергали сами идею существования бога в любых формах, объясняли происхождение мира и человека с материалистических позиций. 3. Коммунистическое (Мабли,Морелли, Бабеф, Оуэн, Сен-Симон) – занимались проблемойразработки и построения идеального общества, основанного наравенстве и социальной справедливости. Ж.Ж.Руссо материя,что несотворима и объективно существует всегда, а человек состоит из смертного тела и бессмертной души. Главной причиной противоречий в обществе считал частную собственность. В справедливом, идеальном обществе вседолжны обладать равными правами, а частная собственностьравномерно должна быть распределена между всеми гражданами в размерах, необходимых для жизни, но не для обогащения. Власть должна осуществляться не через парламент, а гражданами непосредственно –через собрания и сходы. Ф.Бабеф считается первым коммунистом – теоретиком и практиком.Он решительно отвергал все философские теории, которые носят половинчатый характер и не ставят себе цель принесение народу счастья.Критиковал существующее общество и государство. Главное социальное зло – частная собственность и разделение общества на противоположные классы – богатых и бедных. Идеальное общество – общество в котором нет классового деления, частной собственности, вся земля разделена поровну между теми, кто на ней работает; существует полное экономическое и политическое равенство. Такое общество можно построить только путем революции бедных против богатых. Бабеф попытался осуществить свои идеи на практике.Он создал революционную организацию «Заговор во имя равенства» для подготовки вооруженного восстания.Однако в 1797году заговор был раскрыт, а Бабеф и некоторые его соратники были казнены. Французские матер-ты XVIII в Дидро, Гольбах, Гельвеций, Лометри. Г гов-л что сущ-ет только природа. Весь мир матер-ен, суще-ие потустороннего и бога это только выдумка, религия играет отрицательную роль. Фран матер-ты были противниками религии, но больше боролись с церк-ой орган-ей чем с идеями, ибо смотрели на религию как на встречу дурака с обманщиком. Ф матер-ты склонялись что человек существовал вечно, и существующие природные условия дают человеку возможность жить. Они говорили что человек живет по закону природы, у человека есть потребности которые вечны, и счастье определяется удовлетворением потребностей 10. Общая характеристика и особенность нем. Филисофии. В конце XVII - н. XIX вв. Германия приближалась к буржуазной рев-ции. Ф. рев-ция предшествовала политическому перевороту. Важную роль в формировании немецкой классической философии сыграли достижения естествознания и общественных наук. Особенности: 1.Оптимизм онтологический(мироздание устроено разумнои гармонично,и человек и общество способны в нём развиваться) 2.Оптимизм гносеологический(познаваемость мира) 3.Оптимизм исторический(история развития) И. Кант («Критика чистого разума») – родоначальник немецкой классической философии. Все знание Кант делит на апостериорное – то, которое получает человек в результате опыта; и априорное - доопытное, то есть то, которое существует в разуме изначально и не требует никакого опытного доказательства и практического подтверждения.Априорными являются категории рассудка, законы, пространство и время как формы. Познавательный процесс происходит следующим образом: внешний мир первоначально осуществляет воздействие на органы чувств человека. Органы чувств принимают эти образы внешнего мира в виде ощущений. Человеческое сознание приводит полученные органами чувств разрозненные образы, ощущения в систему, в результате чего в человеческом разуме возникает целостная картина окружающего мира. Однако, по Канту, эта целостная картина мира в нашем сознании ничего не имеет общего с реальным миром! Потому что наше сознание само выстраивает окружающий мир при помощи априорных законов. Отсюда вывод Канта, что вещи сами по себе непознаваемы, так же как и весь окружающий мир. Более того – философия в той форме какой она существовала до Канта невозможна: она изучает сущность бытия, а она то как раз и непознаваема! Задача философии теперь состоит в критике рациональных способностей и определении границ познавательного процесса. Г.Гегель («Энциклопедия философских наук»). Основное понятие Гегеля – это Мировой дух или Абсолютная идея, которое он определяет как объективное, безличное, идеальное начало, основу и субъект развития всего мирового бытия. Все, что существует (живая и неживая природа, человек) - это лишь различные воплощения Мирового духа. «Все действительно разумно, все разумное – действительно». Процесс развертывания мирового разума проходит три ступени:1) ступень логики 2) ступень природы 3) ступень духа. Мировой разум как бы возвращается в философии к себе самой, познает самого себя. В этом и заключается смысл саморазвития Мирового разума – в самопознании. Гегель основывает диалектический метод, ключевое его понятие – противоречие. Развитие осуществляется по определенному правилу: утверждение (тезис) – его отрицание (антитезис) – отрицание отрицания (синтез).Абсолютный дух, также как и все в мире, проходит эту триаду в своем развитии – тезис, антитезис, синтез: сначала чистые логические сущности, затем природа, и наконец, человеческий дух и его проявления.Мировой разум в человеческой истории имеет ярко выраженную цель – свободу. Хар-ая особенность мат-ма Фейербаха - антропологизм, явившийся следствием историч. условий предреволюц-ой Германии и выражением идеала революц. буржуазн. демократии. исходным пунктом фил-ой эволюции Ф.была критика идеалистического понимания Гегелем человеч.сущности, сведение ее к самосознанию. Отказ от подобной точки зрения неминуемо вел и к отказу от идеализма вооюще. Заслугой Ф. явл.подчеркивание связи идеализма с религией. Резкой критике подвергает Ф.также идеалистич.хар-ер гегелевской диалектики. Критика Гегеля открывала путь к использованию рацион-го содержания гегелевской философии и в этом отношении способствовала формированию марксизма. Однако Ф.просто отбросил фил-ию Гегеля и поэтому не сумел увидеть главного его достижения- диалектики. Осн.содерж.и смысл фил-ии Ф.-отстаивание мат-ма. Антропологизм Ф.проявл-ся в выдвижении на первый план сущности человека, кот.рассм-ся им как “единственн.,универс-ый и высший” предмет фил-ии. Но провести последовательно матер-ую точку зрения в этом вопросе Ф.не удается, т.к.человек для него- абстрактный индивид, чисто биологич.существо. в теории познания Ф.отстаивает точку зрения эмпиризма и сенсуализма, решительно выступает против агностицизма. Вместе с тем он не отрицал и значение мышления в познании, пытался хар-ть объект в связи с деятельностью субъекта, выцсказывал догадки об общественной природе человеч.познания и сознания и т.д. Но в целом Ф.не преодолел созерцательности домарксовского материализма. Это связано с тем, что в понимании истории Ф.еще целиком оставался на позициях идеализма. Идеалистич.воззрения на обществ.явл-я вытекают из стремления Ф.применить антропологию как универсальную науку к изучению общественной жизни. Идеализм Ф.особенно ярко проявляется в исследовании религии и морали. Религия рассматривается им как отчуждение человеческих свойств: человек как бы удваивается и в лице бога созерцает свою собственную сущность. Таким образом, религия выступает как “бессознательное самосознание” человека. 11. Марксистская философия. Разработка Марксом и Энгельсом концепции материалистической диалектики и материалистического понимания истории. Марксистская философия (19-20вв)была создана совместно двумя немецкими учеными К.Марксом и Ф.Энгельсом в середине Х1Х века. Марксистская философия состоит из двух частей: диалектического материализма и исторического материализма. Согласно диалектическому материализму, материя находится в постоянном движении и саморазвитии, она вечна и бесконечна; ее развитие происходит по законам диалектики– единства и борьбы противоположностей, перехода количественных изменений в качественные, отрицания отрицания. В историческом материализме Производственные отношения рассматриваются как экономический базис общества, а остальная часть общества образует надстройку ( различные организации и учреждения, Общество развивается естественным и закономерным путем от одной общественно-экономической формации к другой. В основе формаций лежит определенный уровень производительных сил и производственных отношений. Рост уровня производительных сил приводит к изменению производственных отношений и смене общественно-экономических формаций и общественно-политического строя (через революцию). К.Маркс выделяет пять общественно-экономических формаций: первобытнообщинная - крайне низкий уровень производительных сил, рабовладельческая - экономика основана на рабстве, феодальная - экономика основана на крупной земельной собственности и труде зависимых крестьян, капиталистическая - промышленное производство, основанное на труде свободных, но не являющихся собственниками средств производства наемных рабочих коммунистическа я - общество будущего, основанное на свободном труде равных людей при государственной (общественной)собственности на средства производства. К.Маркс, продолжая традицию социального утопизма, верил в возможность переустройства несправедливого, простроенного на господстве частной собственности и эксплуатации человеком человека, капиталистического общества. С помощью пролетариата и пролетарской революции возможно построение бесклассового общества, основанного на общественной собственности, всеобщем равенстве и принципе «от каждого по способностям, каждому по потребностям». На первый план выдвигаются ценности материальные. В таких условиях место Бога занимает человек. в том числе и гос-во, а также нематериальные общественные отношения—политические, правовые, нравственные, эстетические, религиозные. 12. Иррационализм как направление философской мысли второй половины ХIХ века (С.Кьеркегор, А.Шопенгауэр). Сущность «философии жизни» (Ф.Ницше, Дильтей, А.Бергсон). Он формируется, начиная с 40-х годов Х1Х века. Основные представители: Шопенгауэр, Кьеркегор, Ницше. Иррационализм, учение о том, что основой миропонимания является не разум, а такие формы чел. сознания, как представление, воля, переживания, а также бессознательные элементы сознания (инстинкты, озарения, т.д.). Объектом исследования становится внутренняя жизнь человека, через которую трактуют обществ. явления: культуру, власть, религию, мораль и др. Шопенгауэр считал,что познание идёт лишь на основе человеческих представлений.Мир- это мир человека. Выделил 3 подвида свободы: физическая, интеллектуальная, моральная. Шопенгауэр акцентировал внимание на проблемах человека, его свободы, нравственности. Их индивидуальном значимом содержании. Поворот от рационализма к иррационализму осуществил и датский философ Кьеркегор. Для него его собственная личность- то, что происходило в душе, было главным. О чём бы он ни писал, он всегда имел в виду самого себя: его жизнь и философское учение неразрывны. Проблема решимости и выбора занимает центральное место. Он утверждал, что для человека важно найти истину, во имя которой он будет жить и готов на смерть; полагал, что разум надо опровергать, а интеллект разрушать.. Фридрих Ницше был не только представителем иррационализма, но и основателем «философии жизни», развитие которой в ХХ в. Форма изложения его филос. мыслей - афоризмы, мифы, проповеди, полемика. Его филос. взгляды - его собственное бытие. Признак мира - его становление и воля к власти. Познание это интерпретация. Чтобы понять вещь, надо человеческое перевести в природное. Проблема человека, его природы - это проблема его духа. Конечной целью чел. стремлений явл. жизнь. Иррационализм – Ф. учение, настаивающее на ограниченности познавательных возможностей разума и мышления, признающее основным родом познания чувство, интуицию, инстинкт и т. д.
13. Основные черты западноевропейской философии новейшего времени. ХХ века. Для философии XX в. характерен ряд тенденций. 1. В философии XX века заметное место занимают концепции, стремящиеся дать объяснение многообразным феноменам общественной и культурной жизни. Все большую и большую роль начинают играть общественные науки и философия общества. В научном мире распространяется убеждение, что эти дисциплины могут дать нам представление о том, как будет развиваться общество и какие опасности могут встретиться на нашем пути. 2. Современная философия в самых различных ее проявлениях огромное влияние уделяет языку. Прежде всего, здесь следует упомянуть о структурализме и выросшем на его основе постструктурализме. Большое внимание уделяли языку и представители других направлений, позитивизма (Людвиг Витгенштейн, Бертран Рассели др.), и феноменологии (Эдмунд Гуссерль, Морис Мерло-Понти и др.). 3. Бурное развитие естествознания и связанного с ним технического знания. Современная физика не только создала множество оригинальных концепций, меняющих наше представление о мире, но и претендует на роль науки, способной участвовать в формировании общенаучной картины мира. Неотомизм – авторитетное течение католической церкви базируется на учении Фомы Аквинского. Неотомисты различают два источника познания – естественный разум (науку) и божественное откровение (религию), считая, что они не противоречат друг другу, так как чел. создал Бог. Экзистенциализм возник в начале 20-х гг. в Германии (Хайдеггер, Ясперс), позже, в годы второй мировой войны,- во Франции (Сартр, Камю, Мерло – Понти).. Э. – фил. концепция, в центре которой находятся проблемы уникальности чел. существования. Основной пункт фил. э. – индивид, взятый сам по себе, вне его общественных связей. Главная проблема э. – проблема существования (экзистенция). Экзистенция – это Я сам, мир моих переживаний, неповторимость моего личного опыта. Чел. улавливает свою эк-ую в пограничной ситуации: Хайдеггер – боязнь не найти своё предназначение, ради которого можно пожертвовать и жизнью; Ясперс – земные болезни, вина, смертельная опасность; Камю обратил внимание на проблему смерти и самоубийства в первую очередь. Постпозитивизм – пестрое движение, выдвигающее множество моделей науки; оно по своему интерпретирует задачи современного рационализма: основная задача – именно Ф науки (вывод на базе истории науки); все направления постпозитивизма отталкиваются от положений логического неопозитивизма. Структурализм представляет собой вариант позитивистской рационалистической философии, поскольку верит в силу научного знания. В основе структурализма лежит представление о том, что различные явления социальной и духовной жизни (язык, художественная литература и искусство, научное знание,) организованы в виде структуры — устойчивого набора связей и отношений между элементами, сохраняющегося в качестве устойчивого образования даже при внешних изменениях и трансформациях. В 80-е гг. в западноевропейской культуре укореняется термин ’’постмодернизм”, приобретая статус общеупотребляемого. Постмодернизм представляет собой совокупность фил. идей и тенденций, отражающих специфику переживания человеком западной цив. реалий конца 20-го века. К постмодернизму относят – Деррида, Делеза, Лиотара, Бодрийра, Рорти. Фил. постмодернизма не существует как нечто целостное, представленное в систематизированном виде. Объясняется это не только тем, что среди его представителей нет единства, но и тем, что они выступают против фил. как особого вида интеллектуальной деятельности, имеющей свою специфику, а также единые мировоззренческие и теоретические основания. По мнению постмодернистов, наступила смерть философии в её традиционном понимании. Философское мышление исторично, поэтому фил. как самостоятельный жанр дух. творчества исчерпала свои возможности и переросло прежние рамки. Постмодернисты считают необоснованными притязания фил. на роль научной дисциплины, поскольку в отличие от науки она не имеет преемственности проблем и прогресса в их решении. Сторонники постмодернизма не просто предлагают изменить технику и процедуру фил. анализа, они предлагают переосмыслить роль, место и статус фил. в культуре. Прежде всего, следует отказаться от идей теоцентризма и онтоцентризма, в рамках которых либо бог, либо бытие являются условиями, обеспечивающими единство мира и его целостность. Анализируя ситуацию, сложившуюся в современном н.п. и науке в целом, представителе фил. постмодернизма предлагают свой вариант её понимания. Реальность в силу своей фрагментарности не только не поддаётся практическим преобразованиям, но и не может быть адекватно систематизирована и осмыслена, и нельзя создать систему, из которой реальность не выпадала бы, а полностью вмещалась. Это происходит потому, что событие всегда предшествует теории, последняя же постоянно отстаёт, появляясь тогда, когда само событие уже стало другим. Постмодернисты обращают внимание на то, что для изучения открытых систем (природа, об-во, политика, экономика) не подходят теории, созданные на основе традиционной логики и системы понятий со строго фиксированным смыслом. И поэтому необходимы новые понятия, иной стиль мышления, новые правила интеллектуальной деятельности. Будучи уверенным, что разум исчерпал свои возможности и Деррида предлагает свой проект постмодернистской логики, включающей следующие идеи: 1.извлечение элементарной бинарной оппозиции (мужчина-женщина).2.выделение негативного термина.3.фиксация общей нейтральной предпосылки (в оппозиции мужчина-женщина – человек.4.инверсия негативного термина позитивному. 14. Возникновение, основные этапы развития и наиболее характерные черты русской философии. Практически-нравственная направленность русской философии. Идеал полного и истинного знания: от рационального сознания к целостному духу. Русская философия и как особый феномен, и как особая сфера интеллектуальной жизни стала оформляться достаточно поздно: К.Д. Кавелин, соратник и друг П.Я. Чаадаева, придерживался взглядов о несамостоятельности русской мысли. Он считал, что русский человек начал жить лишь в XVIII столетии, до этого же испытывал лишь тревожное и беспокойное стремление к такой жизни — не более того. Философские взгляды русских мыслителей были лишь слабым подражанием европейским образцам. Русская философия традиционно занималась вопросами, которые в европейской традиции вряд ли рассматривались бы как собственно философские. Например, это проблема места России в мире, который дискутировался на протяжении всей истории русской философии и представляет собой специфичную для нее проблему. Оригинальность русской философии связана с тем, что Россия изначально является православной страной, впитавшей в себя не римскую традицию, а в большей степени мистическую, чувственную византийскую традицию. Для русской философии в гораздо большей степени характерны мистические обертоны и склонность к интуитивному, чувственному познанию. Кроме того, русская философия начала XX века находилась в авангарде мысли. А частности, здесь можно отметить то, что русские философы (Лев Шестов, Николай Бердяев и др.) стояли у истоков экзистенциализма — одного из наиболее влиятельных направлений в современной мировой философии. В настоящее время ситуация кардинально изменилась, и русская философия активно вбирает в себя все то, что волей судьбы было для нее недоступно. Русская философия. Русская философская мысль – органическая часть мировой философии и культуры. Основные темы и проблемы: - тема человека, его судьбы и смысла жизни; - проблема добра и зла; - критика рационализма, обоснование особого «интуитивно-мистического» метода познания действительности (целостным духом); · «русская идея» - выяснение особенностей русского духа, русской культуры и русского менталитета; -поиск исторического пути развития России – между Западом и Востоком; - смысла истории человечества, ее будущее; - тема Всеединства и Богочеловечества в русской религиозной метафизике –изначального единства космоса, природы, человека и Бога, единства жизни, истории и познания;
15. Дискуссии славянофилов и западников по проблеме путей исторического развития России и их современный смысл. Оригинальные поиски рус. философской мысли продолжались на протяжении 16-18 вв. Эти поиски проходили в атмосфере противоборства 2-х тенденций. Первая акцентировала внимание на самобытности русской мысли и связывала эту самобытность с неповторимым своеобразием русской духовной жизни. Вторая же тенденция выражала стремление вписать Россию в процесс развития европейской культуры. Представители этой тенденции считали, что поскольку Россия встала на путь развития позже других стран Европы, то она должна учиться у Запада и пройти тот же исторический путь. Первую тенденцию представляли славянофилы, а вторую—западники. «Славянофилы» (А.С.Хомяков, И.В.Киреевский, Ю.Ф. Самарин, А.Н.Островский, братья К.С. и И.С.Аксаковы) считали, что у России свой путь развития. Русский народ обладает собственнымижизненными ценностями: православие с его духом соборности исвятости и «крестьянская община», основанная на коллективизме ивзаимовыручке. Для европейской культуры в отличие от русскойхарактерны индивидуализм, эгоизм, рационализм, «мещанство» и культпосредственности. Они настаивали на необходимости отмены крепостногоправа и верили в великую миссию русского народа – именно Россияпризвана спасти западную цивилизацию от буржуазного разложенияи бездуховности. «Западники » (В.Г.Белинский, А.И.Герцен, Чаадаев,Чернышевский.), напротив, былиубеждены, что России предстоит пройти тот же путь, что и Западу. Никакого особого «уникального» исторического пути у нее нет. Западная культура привлекала их прежде всего своимгуманизмом и либерализмом: идеей свободы, достоинства личности,жаждой справедливости. Они критиковали деспотическуюсамодержавную власть и невежество народа. Россия должна освоитьзападные ценности и стать нормальной цивилизованной страной. Славянофилы и западники решали общую задачу, но пути и средства предлагали разные. Н.Я.Данилевский(Славянофил) Нет единого человеческой цивилизации. Человечество – это абстрактная идея. Реально существуют лишь культурно-исторические типы, которые проходят один и тот же путь развития: периоды зарождения, созревания, расцвета, дряхления и гибели. Всякие разговоры о превосходстве той или иной культуры беспредметны: они не хуже и не лучше друг друга, только находятся на разных этапах развития. Европа и Россия – это две разные, не смешиваемые цивилизации, с различными культурными основаниями. Европейская цивилизация прошла период своего расцвета и теперь находится на пути к дряхлению, ее сменит зарождающаяся славяно-русская цивилизация. 16. В.Соловьев Соловьева Картина мира: божественный мир в трех главных сферах: субстанционный, умственный и чувственные миры. Субстанционный мир - мир находится в единстве с богом. Умственный мир - умственно-идеальная сфера. Чувственный мир - мир людей. Существа в мире связаны не только с богом, но и друг с другом. Задача человечества - воссоединиться с Богом. Соловьев вводит термин: "София" - идеальное человечество, достигаемое через соединения чувственной сферы, действует не только воля бога, но и воля умов. Человек раздираем внутренними противоречиями между безусловным и условным (божественным и человеческим). Метод их преодоления: обращение к религии и через действия и помощь государства. Работы: "Теократическая София", "Чтения о богочеловеке". В.С.Соловьев. Теория всеединства. («Кризис западной философии», «Оправдание добра», «Чтения о Богочеловечестве»). Основные идеи: всеединства, Богочеловечества,цельного знания. Ни одно явление не может существовать и быть познанным вне его отношения к другим явлениям. Любая вещь познается в ее отношении к целому. А целое – это не просто множество вещей, а всеединство. Всеединое существует во всех своих элементах, является носителем всех своих мировых свойств. «Всеединство» постигается «цельным знанием», представляющим собой синтез религии, философии и науки, или, иначе – веры, мысли и опыта. Мир, созданный Богом, проходит три этапа: - Космогонический процесс: на этом этапе происходят превращение природы мира из хаоса в космос и подготовка условий, необходимых для появления человека. - Исторический процесс: с появлением человека начинается внутреннее преображение космоса, человек – посредник в воссоединении ее с Богом, «связующее звено между божественным и природным миром». Его задача – в преодолении всех проявлений зла и несовершенства мира. Нравственный смысл жизни человека – служение Добру. Идеал совершенного человека есть – это Иисус Христос. Через человека идет путь возвышения бытия: мертвая материя одухотворятся, становится живой. - Богочеловеческий процесс. В центре истории стоит божественная личность Христа. Богочеловек побеждает смерть и приобщает мир к вечной жизни. Соединение человека и мира с Богом возможно только в Христе и через него. Цель человеческой жизни-стремление к Богу и приобщение к божеству
17 .«Русский философский Ренессанс» (Н.А.Бердяев, С.Н.Булгаков, Н.А.Флоренский) и его влияние на современную культуру. Новый этап в раз-тии рус. ф-фии начин на рубеже 19-20в. Ценность личности и личной судьбы была противопоставлена господствовавшей весь19в ценности социальности, что не означало отрешение от социально-философской проблематики, а углубление её анализа. Представители: Струве, Булгаков, Бердяев, Франк, Шестов, Флоренский и др. следует подчеркнуть, что рус. ф-фы на новом этапе значительно углубляют соловьёвскую концепцию всеединства. Булгаков. Основной мотив ф-фии Б.- определение мира, утверждение ценности и осмысленности здешнего бытия., чётко различая Абсолют и космос. Исток и направленность творческой активности материи в контексте проблемы «Бог и мир» ф-ф раскрывает в учении о Софии, ядро его ф-фии- идея 2х Софий. Первая, или Божественная София, есть душа, идеальная основа мира, всеорганизм идей или божественных замыслов. Вторая, или тварная, становящаяся София есть просвечивающий в самом мире лад бытия, потенциальная красота, которую призван осуществить чел. Софиология Б. оказывается антропологией, рассматривающей чел. в качестве центра мироздания, микрокосмоса, соединяющего в себе относительное и абсолютное, что делает возможным обожествление жизни. Бердяев отвергает концепцию всеединства Соловьева, рассматривая как наиболее важную идею Богчеловечесва. Б. отвергает традиционную онтологию, построенную на категории бытия, подчёркивая, что бытие не первично, а вторично, оно есть уже конструкция мысли. Первичным, ни из чего не выводимым началом, ф-ф объявлял свободу; свобода становится основной категорией его ф-фии. Свобода и рациональность, полагает Б., несовместимы. Свобода не может быть ограничена никаким ей чуждым бытием, в том числе и Божьим. Флоренского. В центре филосовствывания выходят концепты языка, слова, имени, или символа.. Символ принципиально антиномичен, в нём неслитно объединяются два мира - тот, к которому символ принадлежит предметно, и тот, на который он указывает. Символ имеет внутреннюю связь с тем, что он символизирует; он наделён, хотя бы частично, духовной силой обозначаемого.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 361; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.226.17.251 (0.016 с.) |