Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Локальные цивилизации и проблема сохр.культ-нац.идентичности в совр.мире. Восточнославянская цивилизация жежду западом и Востоком.

Поиск

Цивилизация — главное понятие, служащее Арнольду Тойнби (1889—1975) для организации всего конкретно-исторического материала. Цивилизации разделяются им на три поколения. Первое поколение — примитивные, маленькие, бесписьменные культуры. Их много, и возраст их невелик. Они отличаются односторонней специализацией, приспособлены к жизни в конкретной географической среде; надстроечные элементы — государственность, образование, церковь, а тем более наука и искусство — в них отсутствуют. Эти культуры размножаются, подобно кроликам, и гибнут стихийно, если не вливаются благодаря творческому акту в более мощную цивилизацию второго поколения.

В цивилизациях второго поколения социальная связь направлена на творческие личности, которые ведут за собой пионеров нового социального порядка. Цивилизации второго поколения динамичны, они создают большие города, вроде Рима и Вавилона, в них развивается разделение труда, товарный обмен, рынок. Возникают слои ремесленников, ученых, торговцев, людей умственного труда. Утверждается сложная система рангов и статусов. Здесь могут развиться атрибуты демократии: выборные органы, правовая система, самоуправление, разделение властей.

Цивилизации третьего поколения формируются на основе церквей: из первичной минойской рождается вторичная эллинская, а из нее — на основе возникшего в ее недрах христианства — формируется третичная, западноевропейская. Всего, согласно Тойнби, к середине XX в. из трех десятков существовавших цивилизаций сохранилось семь или восемь: христианская, исламская, индуистская и др.

Подобно своим предшественникам, Тойнби признает циклическую схему развития цивилизаций: рождение, рост, расцвет, надлом и разложение. Но эта схема не является фатальной, гибель цивилизаций вероятна, но не неизбежна. Цивилизации, как и люди, недальновидны: они не сознают до конца пружины своих собственных действий и важнейших условий, обеспечивающих их процветание. Ограниченность и эгоизм правящих элит в сочетании с леностью и консерватизмом большинства приводят к вырождению цивилизации. Однако в ходе истории степень осознания людьми последствий своих действий возрастает. Степень влияния мысли на исторический процесс увеличивается. Авторитет ученых и их воздействие на политическую жизнь становятся все значительнее. Религии распространяют свое влияние на политику, экономику и повседневную жизнь.

46. Соотношение культуры и цивилизации: варианты интерпретаций. Тупики и противоречия современной техногенной цивилизации. Поиски новой модели социокультурного развития человечества.

В современном философском языке понятия «культура» и «цивилизация» — одни из самых распространенных и многозначных. Термин «культура» (лат. culture) переводится как «возделывание, обработка, развитие, почитание» и подразумевает на ранних этапах его употребления целенаправленное воздействие человека на природу (обработка почвы и т.п.), а также воспитание и обучение самого человека. Понятие «цивилизация» (лат. civilis — гражданки, государственный) появилось во французском языке в рамках теории прогресса в XVIII в. С точки зрения наиболее распространенного и выражающего сущность самого человека деятельного подхода культура рассматривается как:1)Специфический способ организации и развития человеческой жизнедеятельности, представленный в продуктах материального и духовного труда, в системе социальных норм и учреждений, в духовных ценностях, в совокупности отношений людей к природе, между собой и к самим себе;2)качественное своеобразие исторически-конкретных форм этой жизнедеятельности на различных этапах общественного развития, в рамках определенных эпох, формаций, этнических и национальных общностей (античная, феодальная, латиноамериканская, русская культура и т.д.); 3)особенность сознания, поведения и деятельности людей в конкретных сферах общественной жизни (культура труда, быта, художественная, экологическая, политическая культура). Цивилизация может быть определена как собственно социальная организация жизни, характеризующаяся всеобщей связью индивидов на основе воспроизводства, обеспечивающего ее бытие и развитие общественного богатства. Современная цивилизация выступает как общество, основанное на идеалах «разума», «справедливости», «уважения прав человека», использования достижений науки и техники, обеспечивающих безопасность и комфорт в жизни человека. Цивилизованный человек — тот, кто не чинит неприятностей другому, принимает его в расчет, при этом вежлив, обходителен, тактичен, внимателен, уважает человека в другом. Культура же есть деятельность, в которой человек реализует свою сущность и субъективность, суть условие его свободы. Для философии культуры XX в. в еще большей степени характерно разведение понятий культуры и цивилизации. Культура продолжает оставаться символом позитивного в развитии человечества, цивилизация в большинстве случаев получает нейтральную оценку, а нередко и резко отрицательную. Тем не менее культура и цивилизация органично связаны, их нельзя мыслить как два параллельных рядоположенных процесса. Генетически цивилизация «произрастает» из культуры, она есть в некотором роде культура. Цивилизация выступает как отчужденная в общезначимых процессах культура. Именно цивилизация вырабатывает средства, постоянно сокращающие вмешательство человека в мир природный — необходимый признак культуры. Материальные ресурсы современной цивилизации позволяют обеспечить бытие индивида, неделимость человека, благодаря чему дух получает куда больше возможностей заняться тем, что соответствует его сути — от воздействия на природу в ее физическом виде обратиться к человеку, его нефизическому бытию. Поэтому цивилизация, являясь результатом культуры, не противостоит ей. Техногенная цивилизация характеризуется: 1)темпы соц развития ускоряются(экстенсивное развитие сменяется интенсивным).2)В культуре ценности-новации, новые идеи, традиция уходит на 2-ой план.3)Активное использование техники.

 

47. Проблема будущего в духовной культуре человечества. Предвидение будущего. Разнообразие форм, путей и методов постижения будущего. Вненаучное и научное предвидение.

Нынешний этап общественного развития, характеризующийся стремительными темпами социального и научно-технического прогресса, со всей остротой ставит вопрос о будущем человеческой цивилизации. Предвидение будущего продиктовано сегодня той реальной опасностью, которая сложилась на планете в результате нарастающего загрязнения окружающей среды, истощения природных ресурсов, тех социальных противоречий, которые непосредственно угрожают существованию людей. Именно поэтому концепции общественного прогресса, его критериев и перспектив развития общества имеют не только и не столько теоретический, но и жизненно практический смысл.

Исторический пессимизм прослеживается в различных философских учениях древних, так или иначе связанных с религиозным миропониманием о конце света. Жизнь человечества представлялась здесь как движение от безвозвратно потерянного рая до страшного суда. В «От- кровении св. Иоанна Богослова» этот мотив выражен вполне отчетливо: «Ибо пришел великий день гнева Его, и кто может устоять?»

Вера в исторический прогресс связана с эпохой Возрождения, давшей образцы достижений науки, искусства, ремесел и ознаменовавшей идеал восходящею торжества разума. Обоснованию этой идеи посвятили свои работы Дж.Пристли, М.Кондорсе, И.Г.Гердер и другие мыслители, хотя особое место она заняла в творчестве Гегеля. Согласно Гегелю, история есть закономерный процесс, в котором каждая эпоха, будучи уникальной, представляет собой необходимую ступень в развитии человечества.

В 20 в. широкое распространение получили концепции цикличности человеческой истории, в которых всемирная история выступает лишь как совокупность историй отдельных своеобразных и относительно замкнутых цивилизаций, развитие которых проходит стадии возникновения, роста, надлома и разложения (А.Тойнби). Спасением от гибели цивилизации может послужить, согласно А.Тойнби, духовное совершенствование человечества на пути создания единой синкретической религии будущего.

Многие современные философы просматривают перспективы будущего человечества сквозь призму концепций информационною общества. В качестве его характерных черт выделяют: возможность любого субъекта получить на основе автоматизированною доступа и современной технологии необходимую информацию; развитие инфраструктуры обеспечения информационными ресурсами социальных действий в различных сферах общественной жизни; процессы ускоренной компьтеризации и электронизации общества, автоматизации и роботизации всех сфер и отраслей производства и управления; радикальные преобраз вания не только в производстве и технологии, но и в социокультурных руктурах.

Осмыслению возможных путей развития человечества особое внимание уделяется в связи с обострением экологической ситуации. В последнее время появилось множество футурологических концепций, в основе которых лежит глубокий пессимизм и неверие в пути спасения цивилизации. Показательна в этом плане классическая работа Дж.Форрестера «Мировая динамика», в которой показано, что при сохранении нынешних темпов развития общества примерно с середины следующего века начнется резкое увеличение смертности из-за недостатка продовольствия, истощения природных ресурсов, чрезмерного загрязнения окружающей среды.

 

 

49. Сущность современной научно-технической революции. Ускорение «ритмов истории» и проблема «пределов роста». Модели катастроф и поиски путей решения глобальных проблем.

НТР пред­ставляет собой коренной качественный скачок в развитии производи­тельных сил, всего общественного производства. Это — сложнейший соци­ально-экономический феномен. В ходе общественного прогресса он высту­пает кардинальным средством разрешения постоянно возникающего про­тиворечия между потребностями человечества в материальных и духовных благах и возможностью их удовлетворения на современном этапе развития производства.

Революции такого типа уже были в истории дважды. Первая — аграрная, или земледельческая, — была основным звеном неолитической революции, ознаменовавшей переход от собирательства и охоты к земледелию и животноводству. Второй революцией, приближающей нас к НТР, выступил промышлен­ный переворот XVIII—XIX вв., связанный с внедрением машин в производство. Про­мышленная деятельность стала определяющей в общественном производ­стве.Техника многократно увеличила силы человека, открыла путь применению научных знаний в производственных процессах. Однако наука как духовный фактор может стать производительной силой материального производства не автоматически, а через средства труда, рациональную его организацию, интеллект субъекта производства, человека. Выполнить эту задачу призвана научно-техническая революция современности.

НТР знаменует революционное преобра­зование всех элементов производительных сил, перестройку хозяйствен­ного механизма, системы управления. Сущность же НТР заключается в смене ведущих сфер деятельности, в превращении научно-технической деятельности в определяющее звено материального производства. А это означает комплексное преобразование производства, его прямое взаимо­действие с наукой с целью создания новой системы технологий (микроэлек­троника, биотехнология, лазерная технология, волокнистая оптика и др.), обеспечивающих общее повышение эффективности труда, наукоёмкости производственных процессов.

НТР, освобождая человека от тяжелых физических операций, от повто­ряющихся монотонных умственных нагрузок в процессе трудовой деятель­ности, предъявляет новые требования к его интеллекту, творческим спо­собностям, духовным качествам. Положительными достижениями НТР явля­ются повышение продуктивности сельского хозяйства, развитие средств транспорта и связи, прогресс в области медицинского обслуживания, удов­летворение растущих потребностей людей. Вместе с тем НТР сопровождается и отрицательными последствиями, к числу которых следует отнести, в первую очередь, накопление ядерного оружия, представляющего угрозу существования жизни. Поэтому предотвращение мировой термоядерной войны — единственное условие сохранения и развития цивилизации..

Не менее значимое воздействие на процессы, протекающие в биосфере, оказывает и загрязнение окружающей среды, истощение природных ресурсов, недо­статок продовольствия в мире, рост численно­сти населения. Предполагается, что к 2100 г. истощатся природные ресурсы и это приведет к катастрофической смертности. Дальнейшее развитие производства будет спо­собствовать нарастанию загрязнения, приводящего к тому же катастрофи­ческому результату. Чтобы предотвратить надвигающуюся катастрофу человечество должно усилить меры по охране окружа­ющей среды, контроль за ростом народонаселения,умерить свои потребительские аппетиты, попытаться установить «глобальное равновесие».

 

 

50. Современные глобализационные процессы: направленность и характер.

Глобализация социальных, культурных, экономических и политических процессов в мире, породила ряд серьезных проблем, одной из которых является экологическая проблема.

Сущность экологической проблемы состоит в отчетливо обнаружившемся и углубляющемся противоречии между производительной деятельностью человечества и стабильностью природной среды его обитания. Как отмечал основатель Римского Клуба А. Печчеи: «Истинная проблема человеческого вида в том что он оказался неспособным в культурном отношении идти в ногу и приспособится к тем изменениям, которые сам внес в этот мир». Эти изменения являются плодом всей культурно-преобразовательной, и прежде всего, производственной деятельности. Масса всех искусственно созданных человеком неодушевленных предметов и живых организмов называется техномассой. Расчеты ученых показали, что техномасса производимая человечеством за 1 год составляет 10 в 13-14 степени, а биомасса производимая на суше 10 в 23. Из этих расчетов следует, что человечество создало искусственную среду, которая в 10 раз продуктивнее естественной среды. Это один из важнейших факторов, обуславливающий постановку перед человечеством экологической проблемы. В этой связи особую остроту приобретает распространение в окр среде производств и продукций, и особенно загрязняющих, вызывающих катаклизмы. Уже в обозримом будущем возможно ожидание потепления и таяния ледников, что послужит причиной для миллионов человек превратиться в экологических беженцев.

Ученые свидетельствуют, что всякий биологический вид способен выжить в пределах достаточно узкой экологической ниши, т.е. совокупности различных условий и факторов окружающей среды. Человек это биологический вид, хотя и более универсальный, более адаптивный к изменениям в окр среде. Однако и его ресурсы в складывающейся ситуации исчерпываются. Причем воздействуют не только физические факторы (загрязнение), но и психологические. Римский клуб пришел к выводу, что главной причиной экологических проблем является НТП, ориентированный на безудержный рост потребления. В части интелегентного населения развитых стран можно отметить, что воспитание детей направлено не на стремление вырастить людей стрмящихся к безудержному обогащению, а наоборот к общечеловеческим ценностям, скорее наоборот слабые и развитые страны порождают акул империализма. Это соответствует тем предложениям философов которые выступают за переориентацию людей с мирских ценностей на ценности духовные.

48 .Прогностическая информация как средство манипуляции массовым сознанием людей. Воздействие прогнозов (образов будущего) на социально-политическую практику, массовое поведение и поступки людей в настоящем.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 314; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.225.55.42 (0.008 с.)