Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Возможности и границы науки. Этика науки.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Основные нормы науки как феномена духовной культуры представлены в этике науки — дисциплине, изучающей нравственные основы научной деятельности. Основные этические нормы науки — бескорыстный поиск и отстаивание истины, стремление обогатить науку новыми результатами, добросовестное обоснование выдвигаемых научных положений, открытость для обсуждения вопросов и научной критики, свобода научного творчества, социальная ответственность ученого и др. Новая этическая система может и должна строиться на этой комбинации идей, они определяют ее пределы. При помощи этих идей мы сможем преодолеть разобщенность, слиться в единое целое и построить жизнь человечества на прочном фундаменте. Однако это предполагает формирование новой системы мышления, основанного на всех духовных компонентах культуры. Наука часто обвиняется в тех "грехах", в которых повинна не столько она сама, сколько та система институтов, в рамках которых она функционирует и развивается. Критики науки правы в одном: в эпоху, когда со всей очевидностью обнаружилось, что развитие науки может приводить к отрицательным социальным последствиям, ориентация ученого на получение объективно истинного знания является безусловно необходимым стимулом его деятельности. Причем большую актуальность приобретает вопрос о социальной ответственности ученого за возможное использование его открытий. Это становится этической нормой научной деятельности. Современное научное и технологическое развитие по-новому ставит вопрос об этике науки. До недавнего времени многие были убеждены, что этика науки заключается в реализации основных моральных норм как условий достижения объективности знания: беспристрастности и добросовестности в теоретических исканиях, высокого профессионализма, чистоты проведения эксперимента. Считалось, что научные результаты, полученные при соблюдении этих условий, непременно принесут людям пользу. В настоящее время стало ясно, что следование только традиционным этическим нормам научной деятельности не всегда ведет к желаемой цели. Но это не означает, что они отходят на второй план. Нет, эти нормы по-прежнему доминируют в исследовательской деятельности. И дело не только в том, что их выполнение является необходимым условием сохранения и развития науки как особого вида социальной деятельности. А еще и в том, что только строгое соблюдение таких этических норм, как беспристрастность, непредвзятость, добросовестность и т. п., будет способствовать повышению эффективности научных исследований, проведенных в том числе и в хорошей морально-психологической атмосфере, складывающейся при этом.
37. Научное познание и его специфические признаки. Эмпирический и теоретический уровни научного познания, их формы и методы. Научное познание как спец. организованная совокупность познавательных действий имеет ряд х-ик, отличающих его от других форм их организации:1)направленность исключительно на производство знаний, иногда вне конкретных представлений о возможных сферах и способах его последующего применения.2)в основе лежит чёткая выделенность предмета – предметность.3)прогностичность – направленность на предсказание будущих событий, состояний и свойств исследуемых объектов, а нередко и самого их существования.4)предполагает использование спец. инструментария (реактивы, пробные объекты, контрольные приборы, экспериментальные приборы).5)регламентируется определённой совокупностью методов и других видов нормативного знания (принципы, идеалы, нормы, стиль научного мышления в целом).6)результаты н. исследования должны соответствовать ряду требований: воспроизводимость,контролируемость путей получения, обоснованность,системность,объективность; Н.п. отличает и спец. язык, для которого х-но: высокая степень однозначности слов и выражений, большая компактность, точность и системность правил. Эмпирическое знание – это обыденное знание, которое накапливается в ходе развития человеческой практики; это определенный этап получения научного знания, который добывается на основе целенаправленного наблюдения и эксперимента (измерения). Эмпирический уровень исследования состоит из: а) подготовки эмпирического исследования; б) получения исходных данных; в) формирования фактов науки; г) первичной рациональной обработки научных фактов с целью установления эмпирических зависимостей. Основными методами эмпирического познания являются: А) наблюдениеБ) сравнениеВ) эксперимент. Теория – это органически целостная непротиворечивая система взглядов, идей и представлений, в обобщенной форме раскрывающая существенные свойства и закономерные связи объективной действительности, на основе которых достигается объяснение и предсказание явлений. Структура следующая:1)формально-математическая часть теории (использование математических формул, аксиоматизация и формализация знания, построение математических гипотез и моделей); 2)идеализированная модель действительности (мысленный, эксперимент, абстрактный объект, связи и отношения между явлениями и моделями).Основная цель научной теории – установление общих закономерностей и объяснение на их основе непонятных явлений.Основная функция – объяснение и предсказание новых явлений. Метод научного познания – это определенный способ, прием решения познавательных задач. Все познавательные методы можно разделить на: 1) всеобщие методы раскрывают общее направление и характер познания в целом (независимо от специфики явлений:метафизический метод, диалектический метод, герменевтический метод, эклектический и др.2) общенаучными называются методы, которые использует большинство или все науки, познающие конкретные сферы, отрасли действительности (статистический, системный, структурно-функциональный методы и т.д.). 3) частнонаучные методы используются в познании частными, отдельными науками для познания закономерностей существования и развития фрагментов действительности (в физике – радиоспектральный метод, в медицине – метод препарирования, в математике – метод).
38. Понятие общества.Проблема построения теоретической модели развития общества. Натуралистическая, идеалистическая и материалистическая модели общества. Многофакторная модель общественного развития. Общество – сложная система, состоящая из множества элементов, взаимодействующих между собой. Главным элементом этой системы является человек. Но люди не единственные составляющие. Соц. предметы – то, в чем осуществляется труд ч-ка. Это вещи и орудия, с помощью которых люди удовлетворяют свои потребности. Организационные отношения между взаимодействующими людьми. Устойчивые соц. роли и соц. статусы.Соц. институты, обеспечивающие каждого индивида соц. функцией. Любое об-во включает надындивидуальные феномены к-ры, которые определяют систему отношений между людьми. Об-во относится к классу субстанциональных систем. Субстанция не зависит ни от чего, кроме себя. Об-во обладает признаками субстанции: -самопоражение – содержит причины самовозникновения в себе, а не вне себя.-качественная самодостаточность – существует по своим законам, которые само и регулирует и порождает. Этой системе присущ органический тип связей. Целое первично по отношению к частям(в плане значимости), интересы целого важнее интересов частей (напр. Органы в организме), =≥ч-к вне об-ва не существует, об-во явл. первичным. Существует 3 теоретич. модели общества: 1) натуралистическая модель: основа общ-ной жизни – природа. Общество – продолжение природных законов. Представители: Монтескье, Мечников. Существует биологический детерминизм – в обществе действуют те же законы, что и в природе. 2 )идеалистическая модель: сущностью общества является идея, дух, сознание. =идеализм. 3) материалистическая модель: основу общества образуют производственные отношения, материальные блага; На развитие общества влияет много факторов. В истории действует принцип многофакторности. Общ. закономерность является тенденцией развития, она не определяет каждый поворот, каждое изменение, обуславливает только общее направление одного варианта развития не существует. Их много. Именно люди определяют путь дальнейшего развития. Количество этих вариантов неограниченно. Соц. детерминизм – самый сложный вид общ. закономерности. Она существует в виде синтеза необходимого и случайного. Внутри содержит чел. деятельность с ее целями, желаниями. Сложный процесс общ. развития закономерен, но эта закономерность подвластна человеку.
39 .Специфика социального детерминизма. Социальная закономерность и сознательная деятельность людей. Фатализм и волюнтаризм. Субъекты и движущие силы общественного развития. Социальный детерминизм - жесткая предопределенность социальных явлений объективными, вне человека положенными факторами и причинами. Известны различные виды детерминизма: механистический (“лаплассовский”), религиозный (теологический), вульгарно-материалистический. В противоположность детерминизму индетерминизм отрицает существование всяких социальных взаимосвязей и причинно-следственных действий в общественном развитии. Фатализм - учение о том, что всякая деятельность, всякий факт жизни человека и общества в целом неизбежны, неотвратимы по воле некоего изначального принципа (судьба, рок), неведомой иррациональной причине. Фатализм проповедуют оккультные учения, астрология. Социальный фатализм не признает роли личности в общественном развитии, субъектов социального творчества в социальной практике. Специфической разновидностью фаталистического принципа выступает ламброзианство: учение о предопределении преступной деятельности личности исходя из его внешних биологических черт. Волюнтаризм - учение о том, что основополагающим принципом жизнедеятельности является воля. Социальный волюнтаризм отрицает действие объективных факторов, а все социальное развитие выводит из феномена воли, мировой и человеческой.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 403; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.146.178.220 (0.007 с.) |