Греческая философия периода эллинизма. Этические учения стоиков и Эпикура. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Греческая философия периода эллинизма. Этические учения стоиков и Эпикура.



Философские взгляды периода эллинизма отразились в таких школах и тече­ниях, как стоицизм, эпикуреизм, скептицизм, неоплатонизм. Представители этих школ обосновывают не гражданскую активность и добродетель, как это было в учениях Платона и Аристотеля, а личное спасение и невозмутимость души как жизненный идеал отдельного человека.Личностная, психологическая сфера интересов становится доминирующей, а философия начинает рассматриваться как средство утешения и наставления в жизни.

Стоицизм, Стоики - - последователи философской школы Стой (школа получила такое название по своему месторасположению). Школа стоиков ос­нована философом Зеноном из Китиона около 300 г. до н.э. Зенон заложил основы стоицизма, но своим завершением и си­стематизацией стоицизм обязан последователю Зенона Хрисиппу (281/277 - - 208/205 до н.э.). В Древнем Риме популярными стоиками были философ Сенека (ок. 5 г. до н.э. — 65 г. н.э.), его ученик Эпиктет и римский император Марк Ав­релий (121 -- 180 н.э.).

Стоики подчеркивали нравственно-практи­ческую ориентацию философии, призванной, по их мнению, научить человека правильно и до­стойно жить.По мнению стоиков все события, происходящие в приро­де и обществе, подчинены строжайшей закономерности, все в мире жестко детерминиро­вано. Бог также подчинен необходимости, точнее, он есть сама необходимость. Человек, согласно им, ничего не может изменить в по­рядке вещей.Считая, что добродетель и только она одна является необходимым и достаточным условием счастья, стоики отождествили счастье с добро­детелью и признали его высшим, а стало быть, и единственным истинным благом.

Однако морализм составляет лишь одну сто­рону этики стоиков. Другая сторона этичес­кой системы стоиков отдана культу природы. Природа, с их точки зрения, является разумной, гармо­ничной, божественной. Поэтому жизнь в согласии с природой является жизнью добродетельной и свободной.

Эпикуреизм. Эпикуреизм - - философское направление, основанное древнегреческим фило­софом Эпикуром (341 — 270 до н.э.

Эпикур создал школу в Афинах, известную под названием «Сад Эпи­кура». Главное в его учении — этика поведения человека. При этом речь шла об отдельном инди­виде, а не об обществе.

В отличие от стоической, эпикурейская этика гедонистична (от греческого «гедоне» — удоволь­ствие); достижению счастья эпикурейство при­давало значение главной цели жизни. Счастье — это непосредственное чувство удовольствия, а несчастье — ощуще­ние страдания. Сам процесс жизни, жизнь как таковая уже есть радость. Эпикуреизм выливается в своеобразный культ жизни, а эпикурейцы об­разуют нечто вроде секты почитателей жизни. Жизнь есть единственное бла­го, которым мы располагаем, но это благо преходяще, поскольку человек смертен. Высшей формой блаженства, по Эпикуру, является состояние полного душевного покоя -- невозмутимость, отрешенность от всех проблем этого мира атараксия. В этом смысле атараксия Эпикура родственна буддийской нирване, а его идеал мудрого человека в какой-то мере сродни буддийскому идеалу мудреца.

 

6. Место средневековой философии в духовной культуре общества.

Средние века — особый период в истории человеческой мысли. И его особенность состоит в том, что на первый план выступает христианство и христианская идеология.

Можно выделить три наиболее важных признака философии Сред­них веков:

а) теоцентризм. Для средневековой философии характерной чер­той является постановка в центр картины мира бога. Это суще­ственно отличает философию Средних веков от античной филосо­фии, для которой центром мира были природа, космос. Средневе­ковая философия тесно связана с христианством и, по сути, явля­ется продолжением христианских идей, преломленных и обосновы­ваемых с точки зрения рационального;

6) идея творения(креацеонизм). Если в античности боги были частью природы, то в Средние века бог рассматривается как внеприродное начало. Бог творит мирозд.,мир не вытекает из Бога,мир и Бог две разные реальности которые не смешиваются.

в) идея откровения. Если высшим бытием является надприродный бог, то познать его рациональным путем невозможно. Бог сам себя открывает людям.

Г) спасение.- Первопричина-благо мироздания,зн к ней нужно стремиться,но для этого человеку нужно измениться,чтобы не причинять себе зло.

Этапы развития философии Средних веков

В средневековой философии принято выделять три периода.

1. Период формирования, или патристика (2—8 вв) Патристика – совокупность учений отцов библии (со 2 по 8 век н.э.). Давление авторитета. Чем подлиннее, тем древнее, чем древнее, тем подлиннее. Отцом церкви является Августин: верь чтобы понимать; если основа веры – изучение библии, то отношение к библии как к высшему авторитету, заключается в толковании священных текстов – возрастает роль авторитета. Творим не мы, а бог творит с помощью людей. Вера в священное писание.

Основные проблемы(решение):

1. треединство Бога(троица-это историч.проявление Бога,послед.смена масок)

2. проблема Боговоплащения(каким образом и насколько Бог стал человеком?)

3. проблема соотношения разума и веры(что важгнее?вера самодостаточна,разум ей мешает,чем неразумнее решение,тем оно вернее;Климент Александрийский считал что они неделимы:вера-фундамент,разум-стены,здание)

4. проблема существования зла(Августин Блаженный считал,что сущ.только добро,зло-это нехватка добра,зло не противоречит добру,т.к.его нет.)

 

3. Схоластика (XI—XIV вв.). В рамках этого периода выделяются: 1) ранняя схоластика (XI—XII вв.), представителями которой являют­ся Иоанн Росцелин, Ансельм Кентерберийский, Петр Абеляр, Бер­нард Клервоский и др.;

2) поздняя схоластика (XIII—ХМВВ.), к которой принадлежат Рай­монд Луллий, Фома Аквинский, Бонавентура, Сигер Брабантский, Иоанн Дуне Скот.

Схоластика – до этого философия – техническая наука. Фома Аквинский: истинная философия - христианская религия: с 9 века -первые шаги в сторону разграничения идеологии и философии (схоластика). Существование бога самоочевидно, но если мы не знаем, что такое бог, то эта очевидность сомнительна. Невозможно определить бытие бога. Сотворенное не тождественно творцу, следовательно, бессмысленно заниматься этим. Человек не может познать бога. 3 доказательства бытия бога: 1) Космологическое: раз существует мир, то существует и творец, который его создал. 2) Теологическое: раз в мире существует целесообразность то должен быть разум, следовательно необходим бог. 3) Антологическое: бог всесовершенен – форма всех форм.

Проблема – существование универсалий(сущ.сами по себе или их нет)

Решение:номиналисты-универсалии не существуют; реалисты-существуют(независимо-радикалисты,в самих вещах-умеренные реалисты)

Патристика: Августин Блаженный. Схоластика: Фома

Аквинский.

Августин Блаженный, Бог высшее Бытие.. Бог сотворил мир из ничего по своей доброй воле, а не по необходимости. Мир не однороден, он представляет собой непрерывную лестницу существ,восходящую к создателю мира. Особое место на этой лестнице занимает человек – малый мир, «микрокосм». Он соединяет в себе природу материальных тел – растений и животных, обладает кроме этого разумной душой и свободой воли. Душа нематериальна,бессмертна и свободна в своих решениях. Свобода эта выражается в возможности выбора между добром и злом. Зло – недостаток добра.Бог не творил зла, Он – творец гармонии добра, благодати и любви. Человек сам выбирает путь к добру и спасению души или гибели – злу. Субъективно человек действует свободно, но все, что он делает, делает через него Бог.

Фома Аквинский утверждал, что человека необходимо изучать целиком, в единстве души и тела. «Труп (тело) – это не человек, но и привидение (дух) - тоже не человек». Человек – это личность в единстве души и тела, а личность - самая главная ценность. Природа – не злое начало, а доброе. Надо жить в реальном мире, в единстве с природой стремиться к земному (а не только) райскому блаженству.

Фома Аквинский выдвинул 5 доказательств существования Бога:

1. движение: все, что движется, приводится в движение чем-то (кем-то) другим – следовательно, есть первичный двигатель всего - Бог;

2. причина: все, что существует. Имеет причину, следовательно есть первопричина всего – Бог;

3. случайность и необходимость: случайное зависит от необходимого–следовательно,есть первоначальная необходимость –Бог;

4. степени качества: все, что существует, имеет различные степени качества (лучше, уже, больше, меньше и т.д.) – следовательно, должно существовать высшее совершенство – Бог;

5. цель: все в окружающем мире имеет какую-либо цель,направляется к цели, имеет смысл – значит, существует какое-то разумное начало, которое направляет все к цели, придает смысл всему- Бог.

 

7. Философия эпохи Возрождения.

Возрождение — это переходная эпоха между Средневековьем и Новым временем, когда христианство начинает постепенно ут­рачивать позиции ведущей идеологии. Если в античности в центре мира стояла природа, а в Средние века — бог, то в период Возрождения на это место становится чело­век. По этой причине говорят об антропоцентризме философии Воз­рождения.

Одним из наиболее ярких проявлений специфики эпохи Воз­рождения процесс секуляризации — отделения указанных сфер от влияния церкви. Церковь постепенно утрачивает свое влияние.

Другое важное качество философии эпохи Возрождения -переход от теоцентризма к антропоцентризму. Впрочем, не стоит думать, что все философы данной эпохи были атеистами. Конечно, атеизм — явление для эпохи Возрождения весьма характерное.Действительный поворот в философии, который произошел в то время, следует описывать скорее как возвышение человека до уров­ня бога, чем как ниспровержение бога

В период Возрождения формируются новые философские направления: пантеизм и деизм. С точки зрения пантеизма бог -это то же самое, что и мир. По выражению Джордано Бруно, «при­рода есть Бог в вещах». Один из наиболее заметных представителей пантеизма Николай Кузанский рассматривал бога как бесконечный максимум, а мир — как ограниченный максимум. Согласно деистичес­ким воззрениям, Бог — это лишь первоначало мира, и, сотворив мир, он больше не вмешивается в ход событий. Гуманизм (Г) - человек предстает как высшая ценность, способности которой должны быть раскрыты полностью,

Томас Мор –Принцип построения идеального общества, в котором нет социальных противоречий изложен в произведении «Утопия» (место, которого нет).Главным источником социальной несправедливости Т.Мор, называет частную собственность. На воображаемом острове нет частной собственности и труд является обязанностью всех членов общества. Все произведенные продукты поступают в собственность общества и затем равномерно распределяются между всеми жителями Утопии. Продолжительность рабочего дня – 6 ч. От трудовой деятельности освобождаются люди, проявившие особые способности к наукам. Самые грязные работы выполняют рабы. Все должностные лица избираются. Мужчины и женщины имеют равные права. Жители верятв Бога, существует полная веротерпимость.

Мартин Лютер – основоположник Реформации. Выступал

против господства католической Церкви в обществе. Настаивал на том,что между Богом и верующими не должно быть никакого посредника.Общение между ними должно происходить напрямую (верующий, его вера и Библия, никаких священнослужителей, берущих плату за свое содействие). Путь к спасению –добросовестное отношение к своему делу. Работай лучше - и будешь ближе к Богу.

8. Формирование философии Нового времени и ее основные особенности. Проблема метода познания. Сенсуализм и рационализм.

В Новое Время в отличие от античности и Средневековья сформировалось новое представление о науке. Наукой стали заниматься ради практической пользы. Появилось стремление познать природу. Природа стала пониматься как практическое бытие и поэтому главной наукой стало естествознание. В данной картине мира роль Бога сведена к минимуму - создание материи и ее первотолчка. Далее - развитие мира подчиняется законам причинно-следственных связей.

2направления:эмпиризм и рационализм.

Эмпирики (Ф.Бэкон, Т.Гоббс, Дж. Локк и др.) считали, что единственный источник знания – это опыт. Опыт связан с ощущениями,восприятиями, представлениями.Содержание всех знаний человека или человечества сводятся к опыту. «Нет ничего в познании, чего ранее не содержалось в ощущениях». В душе и разуме человека нет никаких врожденных знаний, представлений или идей. Душа и ум человека первоначально чисты. Поскольку ощущения могут обмануть, мы их проверяем посредством эксперимента.

Рационалисты (Р.Декарт, Б.Спиноза, Г.Лейбниц) считали, что опыт, основанный на ощущениях человека, не может быть основой общенаучного метода. Восприятия и ощущения иллюзорны. Мы можем ощущать то, чего нет (например, боль в потерянной конечности), и можем не ощущать некоторые звуки, цвета. Зато в самом Разуме есть интуитивно ясные и отчетливые идеи. Вывод рационалистов: в разуме человека содержитсянезависимо от опыта, ряд идей; эти идеи существуют не на основании ощущений, а до ощущений. Развивая заложенные в уме идеи, человек может получать истинное знание о мир. Основу истинного метода надо искать в самом уме.

2.Рационализм: Р.Декарт, Б.Спиноза,Г.Лейбниц.

Р.Декартдуалист. Весь мир философ делит на два вида субстанций - духовную и материальную. Основное свойство духовной субстанции – мышление, материальной – протяжение. Модусы первой:чувства, желания, ощущения и т.д. Модусы второй: форма, движение,положение в пространстве и т.д. Человек состоит из двух субстанций. Он является единственным существом, в котором они соединяются и существуют обе одновременно, что позволяет ему возвыситься над природой.

Б. Спиноза Существует лишь одна субстанция – природа, которая есть причина самой себя. Природа, с одной стороны есть «природа творящая» (Бог), а «с другой – «природа сотворенная» (мир). Природа и Бог едины. Не существует Бога, находящегося и творящего вне природы,возвышающегося над ней. Бог внутри природы. Низшую ступень знания, по его мнению, составляет знание,основывающееся на воображении. Вторую, более высокую ступень образует знание, основывающееся на уме.Третий род знания -истины, усматриваемые в интуиции.. Первый род знания –чувственное знание. Второй и третий – знание интеллектуальное.

Г.Лейбниц Число субстанций бесконечно. Весь мир состоит из огромного количества субстанций. Он называет их «монадами». Монада не материальная, а духовная единица бытия. Вместе с тем любая монада есть и душа и тело. Монада обладает четырьмя качествами: стремлением, влечением, восприятием, представлением. Однако, монады не изолированы абсолютно: в каждой монаде отражается весь мир, вся совокупность. Монада - «живое зеркало Вселенной».



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 409; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 54.144.81.21 (0.033 с.)