Ассирия в староассирийский период. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Ассирия в староассирийский период.



История древнего востока.

Ассирия.

21. Экологическая среда древней Ассирии. Население. Периодизация истории.

Плодородных земель здесь было мало, зато недалеко высились горы, богатые лесом и металлами. Ашшур лежал на перекрестке важнейших торговых путей, пересекавших весь Ближний Восток. Благодаря такому выгодному географическому положению Ашшур стал необычайно богатым торговым центром и мог снабжать большую армию.

Ашшур стремился поддержать свою торговлю и силой оружия. В XIX в. До н.э. в восточной Малой Азии расцветает основанная ашшурцами сеть самоуправляющихся торговых колоний с центром в Канесе. Находясь на территории различных малоазиатских царств, колонии пользовались в них внутренней автономией.

Население Ассирии занималось земледелием: выращивало ячмень и эммер, разводило виноград, используя естественное орошение, колодцы и в небольшом объеме – с помощью ирригационных сооружений – воды Тигра. В восточных районах страны большое значение имело яйлажное скотоводство с использованием горных лугов для летнего выпаса скота.

Богатство и местоположение Ашшура издавна привлекали к нему внимание завоевателей.

Периодизация:

1. Староассирийский период (XX – XVI вв. до н. э.)

2. Среднеассирийский период (XV – XI вв. до н. э.)

3. Новоассирийский период (X –VII вв. до н.э.)

Ассирия в староассирийский период.

Номовое государство Ашшур начало своё существование с III тыс до н.э. на Среднем Тигре. Сам Ашшур, возможно был основан еще аборигенным населением в 1 пол III тыс до н э. А с середины этого тысячелетия его население уже составляла ветвь аккадоязычных племен, обосновавшихся на Тигре («Ассирийцы»). Они поклонялись племенному богу Ашшуру. При падении III династии Ура Ашшур заняли вожди из соседних хурритских племен; обосновались в городе и отстроили его, возведя новый храм Бога Ашшура. С этого момента Ассирийцы отсчитывали начало своей государственности. Именно тогда Ашшур вновь становится независимым государством. Около 1970 г. До н. э. власть в нем перешла в руки династии из коренных аккадоязычных ашшурцев. Следующие 6 веков Ашшур оставался центром их самоуправляющейся номовой общины (Ассирии). Лишь вXIX и XVIII вв. до н.э. ее дважды ненадолго аннексировали другие государства (Шамши-Адада и Хаммурапи).

Верховная власть принадлежала совету старейшин, представляющему общинную верхушку, и наследственному князю. Князь еще не возвысился над общиной, а был лишь ее верховным представителем «Ишшиаккум», а не царем. Он возглавлял исполнительную власть и имел право созывать совет, но не мог принимать важные решения без его санкции. Совет старейшин возглавлял «укуллума».

Староассирийское общество было рабовладельческим, но сохраняло сильные пережитки родового строя.

Существовали царские и храмовые хозяйства, землю которых обрабатывали общинники и рабы. Основным источником рабства было социальное расслоение в среде свободных, продажа в рабство членов семьи бедняков и долговая кабала. Были и рабы иноплеменники, которых ассирийцы перекупали у соседних племен.

Среднеассирийское царство: сословная структура, роль соседской общины, основные направления внешней политики.

О социальной структуре среднеассирийского общества можно судить на основании судебникаXIV – XIII вв. до н.э. из города Ашшура и ряда Государственных и частноправных документов. Верхушку ассирийского общества составлял класс рабовладельцев, который был представлен крупными землевладельцами, купцами, жречеством, служилой знатью, имевшими обширные частные наследственные земельные владения, наследственные участки за службу. Основная масса населения – класс мелких производителей – состояла преимущественно из свободных земледельцев-общинников. Сельская община обладала правом собственности на землю, держала в своих руках систему орошения и имела самоуправление. Земли общины окружались «большой межой», за нарушение которых следовало суровое наказание. Внутри сельской общины земля делилась «по жребию» подверглась пределам между большесемейными домами, и за нарушение этой «малой межи» также наказывали. Развивается и частная собственность. Нередким явлением становится купля-продажа земли. Ассирийская семья носила ярко выраженный патриархальный характер. Обычай майората отдавал все имущественные привилегии в руки старшего сына. Особенно приниженным было положение женщин.

Своим врагам – Вавилонскому, Митанийскому и Хеттскому царствам они противопоставили союз с Египтом, который стал играть ведущую роль на Ближнем Востоке. В XIII в. До н. э. Ассирийское государство добивается наивысшего подъема и наибольших внешнеполитических успехов.

Западное направление: Ассирии окончательно подчиняется государство Митанни.

Южное направление (вавилонское): Тукульти-Нинурте I вторгается в Вавилон, уводит в плен вавилонского царя, берет большие трофеи (статуя бога Мардука).

Северное направление: Район Закавказья привлекает ее богатством металлов, местоположением на важнейших торговых путях и кажущейся легкостью завоевания у разоренных племен. В XII в. До н.э. Ассирия переживает упадок. Но в правление Тиглатпаласара I к ней вновь возвращается былое могущество, что было обусловлено изменением международной обстановки: пало Хеттское царство, Египет вступил в полосу политической раздробленности, юг вавилонии заполнили племена халдеев. У Ассирии фактически не стало соперников.

Расцвет Ассирии оборвался неожиданно. На рубеже XII-XI вв. до н.э. из Аравии на просторы передней Азии хлынули кочевые племена семитоязычных арамеев. Ассирия лежала на их пути и им пришлось принять на себя основной удар. Почти полтора столетия Ассирия переживала упадок, мрачные владычества иноземцев.

Новоассирийское царство в IX –VII вв. до н.э. Экономическое развитие, сословная структура; реформы Тиглапаласара III, их значение и результаты. Причины падения Ассирии.

В результате завоеваний территория страны увеличилась, выросли земельные площади и пастбища. Господствующий класс ассирийского общества был представлен военной, служилой, жреческой и торговой знатью, обладавшей большими богатствами и привилегиями, тесно связанной с существовавшим политическим режимом и активно его поддерживавшей. Между группировками знати нередко происходила борьба за монопольное положение в государстве.

Основную массу «низших» слоев ассирийского общества составлял класс мелких производителей: земледельцев-общинников, ремесленников. В I тыс. до н.э. в ассирийском обществе наблюдается резкое имущественное расслоение, разложение общинной организации, разорение крестьянства в связи с отмиранием общинной и развитием частной собственности. Самую низшую ступень социальной лестницы составляли переселенцы, пенные и рабы, образуя класс подневольных работников.

Реформы Тиглатпапласара III.

Реформа административная: разукрупнение наместничеств, подчинение их правителей, которые стали именоваться областеначальниками, контролю центральной власти и ограничение их функций.

Реформа в сфере военного дела и армии: Ранее Ассирия вела войны силами ополчения, формировавшегося по наместничествам, а также из воинов-колонистов, теперь была создана постоянная армия – «царский полк». Она комплектовалась на основе рекрутского набора.

На завоеванных Ассирией землях создавались провинции, ставшие частью ассирийской державы: они были лишены самостоятельности.

Впервые стали проводить систематическое переселение народов из одной завоеванной ассирийцами области в другую или непосредственно в Ассирию.

Причины падения Ассирии.

- однобокое развитие экономики

- социальные конфликты, расшатывавшие ассирийское общество

- отсутствие политического единства

- просчеты в организации системы управления огромной державой

- все нарастающая борьба покоренных государств и народов

Восточное средиземноморье

Малая Азия и Урарту.

Источники.

Хеттская держава, погибшая еще во II тыс до н.э., не нашла отражение в античных источниках). В Библии имеются лишь упоминания о «хеттеях» Сирии – Палестине. Египетские же источники говорили о великом царстве «хета», расположенном к северу от Сирийских рубежей Египта в эпоху Нового царства. Г. Винклер, приступивший к раскопкам Богазкёя, открыл здесь хеттскую столицу Хаттусу. Была сделана сенсационная находка – клинописный вариант хетто-египетского мирного договора. Архив Богазкёя состоял из десятка тысяч табличек на нескольких языках Ближнего Востока. Б. Грозный определил индоевропейский характер языка.

Первый период развития хеттологии (до середины XX в.) был связан с трудами Э. Вайднера, Э. Форрера и А. Гетце, давшего общий очерк истории древней Анатолии. Особое внимание уделялось военной и династийной истории. Общественный строй хеттов описывали как феодальный, основываясь на сходстве ряда социальных институтов (условные держания, повинностное землевладение и т.п.).

Другое направление послевоенной историографии связано с углубленным изучением «иероглифических» надписей Юго-Восточной Малой Азии и Сирии (исход II – начало I тыс. до н.э.). Их язык остался лувийским, а содержание позволяет рассматривать историю местных княжеств как заключительный этап истории хеттов. Для последних десятилетий характерен быстрый рост археологических исследований (надо отметить находки клинописного архива в Масате и памятников истории хеттского удельного царства Тархундасса на юге Малой Азии).

Культура и религия Урартов.

Об Урартской архитектуре можно судить по широкому распространению мощных крепостей и благоустроенных городов. Крепости располагались на естественных возвышенностях и скалах. Мощные крепости были символом могущества урартских царей и рабовладельческой знати. Придворную культуру Урарту отличает стремление создать впечатление богатства, могущества и пышности. В Еребуни открыты фрески, воспроизводящие сцены вспашки земли и пастьбы скота. Найдено нарядное оружие и доспехи, части трона.

Традиции и каноны, выработанные урартами, были унаследованы другими народами Закавказья, скифскими племенами, а некоторые элементы проникли в культуру Древнего Ирана и Древней Греции.

Древний Иран.

Основные этапы истории Элама. Переселение иранских племен. Образование и история Мидийского царства.

На западе, в горных районах Курдистана, первые поселки общин, начавших заниматься этими новыми видами хозяйства, относятся еще к VIII-VI тысячелетиям до н.э. В VI-V тыс до н.э. племена оседлых земледельцев и скотоводов широко расселяются по территории Иранского плато, минуя лишь пустыни. Постепенно, по уровню развития все более выдвигаются племена, обитавшие на юго-западе страны в плодородных долинах Каруна и Керхи. Там уже в начале IV тыс до н.э. развивается поливное земледелие, появляются крупные населенные пункты. Иднт и социальное расслоение, обособляется общинная знать во главе с вождями-правителями.

В середине IV тыс до н.э. отмечается значительный прогресс ремесел. К началу III тыс до н.э. в Эламе возникли раннегосударственные объединения. Столицей одного из этих объединений стали Сузы. Кроме Суз существовали также небольшие государства (Аван, Аншан, Симаш и др.), из которых наибольшее значение имел Аншан. Позднее все эти области были включены в единое государство со столицей – Сузы, а в отдельные периоды – в Аншане.

Эламская цивилизация оказывала значительное влияние на племена других областей Ирана, развившихся в условиях первобытнообщинного строя.

Население.

Основное население современной южной Азии –европиоиды, однако народности южной части полуострова Индостан и Шри-Ланки близки к австролоидам, редко встречаются чистые австралоиды. Языки: Индоевропейские и дарвинские.

Периодизация.

1. Индская Цивилизация (XXIII-XVIII)

2. Вторая половина II тыс, появление индоевропейских племен Ариев. (ведийский период)

А. Ранний ВП (XIII-XI вв.) расселение Ариев в северной Индии.

Б. Поздний (VIII-VI вв.) Появление первых государств.

 

3. Буддийский период (V-III) Возникновение и распространение буддийской религии.

4. Классический период II в. До н.э. – V в. До н.э.

Государство в Индии в IV-VI вв. до н.э. Образование империй Нандов, мурьев, политика Ашоки.

1. Крупных государств насчитывалось около двух десятков, но в отдельных регионах еще господствовала раздробленность. Особой пестротой отличается район Пенджаба. В конце VI в. До н.э. многочисленные племена и небольшие государственные образования в бассейне Инда подчинились Дарию I, и персидские цари приобрели таким образом две новые сатрапии ближневосточного и греческого мира. Но наиболее значительные индейские государства располагались на много восточнее границ державы Ахеменидов. Это были Магдаха и Кошала по среднему и нижнему течению Ганга, Ватса со столицей Куашамби и междуречьем Ганга и Ямуна, а так же Аванти со столицей в Уджаине. Борьба за гегемонию между этими четырьмя крупнейшими центрами и составляет главное содержание политической истории V в. До н.э.

2. К 4 веку до н.э. наибольшее влияние приобрела Магатха, правителем которой и было суждено спустя столетия создать первую общеиндийскую державу. О Магадхской династии нандов, которой подчинялась большая часть северной Индии сохранились лишь смутные исторические придания. Несколько лучше известны события конца IV в до н.э., когда на территории Пенджаба появились войска Александра Македонского, уже сокрушившего власть Ахеменидов. Некоторые местные племена и государства покорились греко-македонцам добровольно (например Таксила) или были сокрушены силой. Античные источники сообщают о знатном индейце Сандрокотте, который прибыл ко двору Александра, чтобы убедить его продолжать поход на Восток и низвергнуть с престола царя из династии нандов. Однако дальнейшие завоевания вызвали столь ожесточенное сопротивление населения, что от реки Биас греко-македонским войскам пришлось пуститься в обратный путь. Тогда, тот же Сандрокотт стал во главе антимакедонского движения и после изгнания оставленных Александром гарнизонов повел успешную борьбу царем Магадхи. Упоминаемая греческими писателями имя Сандроготта полностью соответствует известному из индийской литературы имени Чандрагупты, который победив нандов основал династию Маурьев (317-180 гг. до н.э.).

3. Северная Индия от Пенджаба до Бенгалии была подчинена уже Чандрагуптой, а его преемники распространили свою власть и на территорию Декана. Расцвета держава Маурьев достигла в середине III в. До н.э., при внуке Чандрагупты Ашоке. Важнейшим источником для этого времени являются многочисленные надписи Ашоки (эдикты), высеченные на камне по приказу царя. Эдикты Ашоки посвящены изложению благочестия государя и содержат наставление ко всем подданным подражать в этом отношении соему владыке.

4. Уже самые места находок надписи Ашоки позволяют очертить примерные границы его державы от устья Индадо Устья Ганга, и од Кабула до южной Оконечности Декана (в нее не входили лишь области крайнего юга Индостана). Эдикты, составленные на местных языках и диалектах, позволяют оценить разнообразие населявших Индию народностей (включая Ираноязычные и греческие колонии на северо-западе)., вошедшие в Маурийскую державу страны образовали несколько обширных провинций. Главные из них соответствовали прежним независимым государствам – северо-западная провинция с центром в Таксиле, западная со столицей в Уджаине, восточная – представляла особую Калингу, завоеванную Ашокой в ходе жестокой войны. Власть правителя в столице была ограничена царским советом, состоявшим из его родственников и представителей наиболее знатных фамилий, занимавших высшие административные посты. О внутренней политике во времена Нандов и Маурьев можно судить на основе анализа сохранившихся о них преданий. Традиция крайне неодобрительно отзывается о Нандах. Им отказывают в знатности происхождения, подчеркивающих их жадность и жестокость. Аналогичные оценки встречаются и в позднейших повествованиях о правителях из династии Маурьев. Есть основания предполагать, что цари крупных держав ограничивали привилегии старинной аристократии – кшатриев, порою заменяя их своими ставленниками из менее славных родов. Видимо, они стремились сосредоточить в своих руках финансовое управление и увеличить доходы гос. Казны сурово подавляя всяческое недовольство.

Другой отличительной чертой политики нандов и маурьев (и многих др. царей крупных древнеиндийских государств) было покровительство нетрадиционным религиям, главным образом Буддизму. В своих надписях Ашука призывает население почитать не только наследственных жрецов – брахманов, но и бродячих проповедников новых учений.

История древнего востока.

Ассирия.

21. Экологическая среда древней Ассирии. Население. Периодизация истории.

Плодородных земель здесь было мало, зато недалеко высились горы, богатые лесом и металлами. Ашшур лежал на перекрестке важнейших торговых путей, пересекавших весь Ближний Восток. Благодаря такому выгодному географическому положению Ашшур стал необычайно богатым торговым центром и мог снабжать большую армию.

Ашшур стремился поддержать свою торговлю и силой оружия. В XIX в. До н.э. в восточной Малой Азии расцветает основанная ашшурцами сеть самоуправляющихся торговых колоний с центром в Канесе. Находясь на территории различных малоазиатских царств, колонии пользовались в них внутренней автономией.

Население Ассирии занималось земледелием: выращивало ячмень и эммер, разводило виноград, используя естественное орошение, колодцы и в небольшом объеме – с помощью ирригационных сооружений – воды Тигра. В восточных районах страны большое значение имело яйлажное скотоводство с использованием горных лугов для летнего выпаса скота.

Богатство и местоположение Ашшура издавна привлекали к нему внимание завоевателей.

Периодизация:

1. Староассирийский период (XX – XVI вв. до н. э.)

2. Среднеассирийский период (XV – XI вв. до н. э.)

3. Новоассирийский период (X –VII вв. до н.э.)

Ассирия в староассирийский период.

Номовое государство Ашшур начало своё существование с III тыс до н.э. на Среднем Тигре. Сам Ашшур, возможно был основан еще аборигенным населением в 1 пол III тыс до н э. А с середины этого тысячелетия его население уже составляла ветвь аккадоязычных племен, обосновавшихся на Тигре («Ассирийцы»). Они поклонялись племенному богу Ашшуру. При падении III династии Ура Ашшур заняли вожди из соседних хурритских племен; обосновались в городе и отстроили его, возведя новый храм Бога Ашшура. С этого момента Ассирийцы отсчитывали начало своей государственности. Именно тогда Ашшур вновь становится независимым государством. Около 1970 г. До н. э. власть в нем перешла в руки династии из коренных аккадоязычных ашшурцев. Следующие 6 веков Ашшур оставался центром их самоуправляющейся номовой общины (Ассирии). Лишь вXIX и XVIII вв. до н.э. ее дважды ненадолго аннексировали другие государства (Шамши-Адада и Хаммурапи).

Верховная власть принадлежала совету старейшин, представляющему общинную верхушку, и наследственному князю. Князь еще не возвысился над общиной, а был лишь ее верховным представителем «Ишшиаккум», а не царем. Он возглавлял исполнительную власть и имел право созывать совет, но не мог принимать важные решения без его санкции. Совет старейшин возглавлял «укуллума».

Староассирийское общество было рабовладельческим, но сохраняло сильные пережитки родового строя.

Существовали царские и храмовые хозяйства, землю которых обрабатывали общинники и рабы. Основным источником рабства было социальное расслоение в среде свободных, продажа в рабство членов семьи бедняков и долговая кабала. Были и рабы иноплеменники, которых ассирийцы перекупали у соседних племен.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 937; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.142.197.212 (0.032 с.)