Основные источники по истории Древней Индии. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Основные источники по истории Древней Индии.



Источники по изучению древней Индии представлены в первую очередь огромным количеством сохранившейся древней литературы, которая часто и сейчас почитается как священные книги. Это: Махабхарата, Рамаяна, Ригведа, Законы Ману, Артхашастра и многое другое, фонд письменных источников серьезно ограничен теми факторами, что многие постройки были деревянные и не сохранились, а погребений как таковых не из-за обычия кремации.

Индская цивилизация. Основные городские центры.

Индская цивилизация (или как ее еще называют – Хараппская) – древнейшая цивилизация в Южной Азии, датируется 23-18 веками до н.э. возникла в бассейне реки Инд, и ее становление связанно с организацией поливного земледелия (как в Месопотамии и Египте). Для культуры долины Инда было характерно использование бронзы, строительство городов и изобретение письменности.

На территории к западу от реки Инд в эпоху неолита, в 6 тыс. до н.э. население стало заниматься земледелием. К концу 4 тыс. до н.э. выделяется несколько типов энеолитических земледельческих культур. Отдельные черты материальной культуры позволяют проследить черты сходства между городами Индской цивилизации и этими энеолитическими поселениями.

Первыми были исследованы два наиболее крупных городских центра - Мохенджо-Даро и Хараппа, затем были открыты Чанху-Даро, Калибанган. Сейчас уже известно несколько сот поселений Индской цивилизации.

Такие города как Мохенджо-Даро, Хараппа и Калибанган имеют двухчастную планировку. Одна часть (цитадель) отделена от остального поселения зубчатой стеной и находится на возвышении - очевидно предназначена для общегородских построек (Храмы, Дворцы, бассейны для ритуальных омовений, зернохранилища). Мохенджо-Даро: городское поселение в два квадратных км., прямые широкие улицы делили город на кварталы. Четкой планировки нет, постройки из обожженного кирпича, дома были нередко высотой в 2 этажа и состояли из десятков помещений, высокий уровень городского благоустройства. В 20-19 вв. знаменитый упадок Индской цивилизации, причины которого толком неясны.

Северная Индия в 13-7 вв. до н.э.: общественный строй ведических племен. Формирование системы варн.

Веды – памятники индийской религиозной литературы, основной источник по истории Северной Индии конца 2 – первой пол I тыс до н.э. Веды созданы на языке принадлежавшем к индоевропейской семье, это говорит о появлении в Индии индоевропейских племен. Эти племена было принято именовать Ариями, т.к. они имели сходство с иранцами.

Индоарийские племена расселились в Северной Индии во 2й пол II тыс до н.э. Ко времени создания поздневедийских текстов арии расселились уже по всей центральной части Индо-Гангской равнины.

Общественный строй ведических племен: во главе каждого племени стоял раджа – военный вождь и предводитель. Рядовые члены племени, носившие оружие, принимали активное участие в различного рода сходках, на которых решались общие дела. Среди них распределялась вся добыча, получаемая в результате межплеменных войн. Засвидетельствован и институт рабства (рабы – «даса»), но больше упоминаются женщины-рабыни. В целом социальная дифференциация выражена еще довольно слабо.

Социальное и политическое развитие Северной Индии конца 2 – первой пол I тыс до н.э. привело к образованию четырех основных слоев общества (варн):

Полноправные граждане:

1. Брахманы – жречество

2. Кшатрии – воины и управленцы

3. Вайшьи – земледельцы, ремесленники, торговцы.

Граждане, ограниченные в правах проходить обряд инициации, в праве занимать высокие должности и покупать землю.

4. Шудры (сюда входят и рабы).

В результате при активном взаимодействии арийских и местных культурных традиций к середине I тыс до н.э. здесь сложились основы древнеиндийской цивилизации.

Государство в Индии в IV-VI вв. до н.э. Образование империй Нандов, мурьев, политика Ашоки.

1. Крупных государств насчитывалось около двух десятков, но в отдельных регионах еще господствовала раздробленность. Особой пестротой отличается район Пенджаба. В конце VI в. До н.э. многочисленные племена и небольшие государственные образования в бассейне Инда подчинились Дарию I, и персидские цари приобрели таким образом две новые сатрапии ближневосточного и греческого мира. Но наиболее значительные индейские государства располагались на много восточнее границ державы Ахеменидов. Это были Магдаха и Кошала по среднему и нижнему течению Ганга, Ватса со столицей Куашамби и междуречьем Ганга и Ямуна, а так же Аванти со столицей в Уджаине. Борьба за гегемонию между этими четырьмя крупнейшими центрами и составляет главное содержание политической истории V в. До н.э.

2. К 4 веку до н.э. наибольшее влияние приобрела Магатха, правителем которой и было суждено спустя столетия создать первую общеиндийскую державу. О Магадхской династии нандов, которой подчинялась большая часть северной Индии сохранились лишь смутные исторические придания. Несколько лучше известны события конца IV в до н.э., когда на территории Пенджаба появились войска Александра Македонского, уже сокрушившего власть Ахеменидов. Некоторые местные племена и государства покорились греко-македонцам добровольно (например Таксила) или были сокрушены силой. Античные источники сообщают о знатном индейце Сандрокотте, который прибыл ко двору Александра, чтобы убедить его продолжать поход на Восток и низвергнуть с престола царя из династии нандов. Однако дальнейшие завоевания вызвали столь ожесточенное сопротивление населения, что от реки Биас греко-македонским войскам пришлось пуститься в обратный путь. Тогда, тот же Сандрокотт стал во главе антимакедонского движения и после изгнания оставленных Александром гарнизонов повел успешную борьбу царем Магадхи. Упоминаемая греческими писателями имя Сандроготта полностью соответствует известному из индийской литературы имени Чандрагупты, который победив нандов основал династию Маурьев (317-180 гг. до н.э.).

3. Северная Индия от Пенджаба до Бенгалии была подчинена уже Чандрагуптой, а его преемники распространили свою власть и на территорию Декана. Расцвета держава Маурьев достигла в середине III в. До н.э., при внуке Чандрагупты Ашоке. Важнейшим источником для этого времени являются многочисленные надписи Ашоки (эдикты), высеченные на камне по приказу царя. Эдикты Ашоки посвящены изложению благочестия государя и содержат наставление ко всем подданным подражать в этом отношении соему владыке.

4. Уже самые места находок надписи Ашоки позволяют очертить примерные границы его державы от устья Индадо Устья Ганга, и од Кабула до южной Оконечности Декана (в нее не входили лишь области крайнего юга Индостана). Эдикты, составленные на местных языках и диалектах, позволяют оценить разнообразие населявших Индию народностей (включая Ираноязычные и греческие колонии на северо-западе)., вошедшие в Маурийскую державу страны образовали несколько обширных провинций. Главные из них соответствовали прежним независимым государствам – северо-западная провинция с центром в Таксиле, западная со столицей в Уджаине, восточная – представляла особую Калингу, завоеванную Ашокой в ходе жестокой войны. Власть правителя в столице была ограничена царским советом, состоявшим из его родственников и представителей наиболее знатных фамилий, занимавших высшие административные посты. О внутренней политике во времена Нандов и Маурьев можно судить на основе анализа сохранившихся о них преданий. Традиция крайне неодобрительно отзывается о Нандах. Им отказывают в знатности происхождения, подчеркивающих их жадность и жестокость. Аналогичные оценки встречаются и в позднейших повествованиях о правителях из династии Маурьев. Есть основания предполагать, что цари крупных держав ограничивали привилегии старинной аристократии – кшатриев, порою заменяя их своими ставленниками из менее славных родов. Видимо, они стремились сосредоточить в своих руках финансовое управление и увеличить доходы гос. Казны сурово подавляя всяческое недовольство.

Другой отличительной чертой политики нандов и маурьев (и многих др. царей крупных древнеиндийских государств) было покровительство нетрадиционным религиям, главным образом Буддизму. В своих надписях Ашука призывает население почитать не только наследственных жрецов – брахманов, но и бродячих проповедников новых учений.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 917; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.82.232.31 (0.008 с.)