Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Сирия в III тыс. До Н. Э. Эбла; государство яхмад, южносирийский и северосирийский союзы, их история.

Поиск

В начале III тыс до н.э. в Восточном Средиземноморья происходят важные изменения. Ханнасеи расселяются из Сирии в Палестину и переходят к оседлости и урбанизованному образу жизни на всем протяжении своего ареала. Именно в это время они возводят на средиземноморском побережье основные города будущей Финикии.

В прибрежных городах интенсивно шла социальная дифференциация и складывались классы.

В XXV – XXIV вв до н.э. Эбла была центром крупного государства, охватывавшего всю Сирию. В Эбле этого времени существуют дворцовые комплексы, в которых сосредотачиваются архивы, хранятся запасы сырья, ценных привозных изделий. Вскоре Эбла попала в орбиту притязаний аккадских правителей, начавших осуществлять широкую завоевательную программу. Однако к 2000 г. До н.э. наблюдается новый подъем, городская территория окружается мощной глинобитной стеной.

В социальном плане Эбла представляла собой типичный город-государство с развитой административной системой управления. Во главе государства – царь, осуществлявший также некоторые сакральные обязанности. При нем имелись советники, ведавшие различными отраслями хозяйства.

Ок. XXII вв. до н.э. рубежи Сирии заняли новые семитские кочевники – сутии «амореи». С этого момента начинается Среднебронзовый период истории Восточного средиземноморья.

В конце XIX В. До н.э. одна из племенных групп сирийских амореев сделала попытку создать крупное государство, известное под названием Ямхад. Его основатель не имел даже постоянной резиденции, но приписывался как равный с царем Мари и контролировал всю Северную часть Южной Сирии вплоть до рубежей южносирийского номового государства Канты. Второй правитель Ямхада, современник и союзник Хаммурапи, принял титул и сделал своей столицей Халпу.

Древняя Палестина в XI – VII в. До н.э.

В начале XI в до н.э. в Палестине установилась военная гегемония филистимлян, лидировавших в металлургии железа, а значит, в производстве вооружения. В борьбе с филистимлянами выдвигаются удачливые военные предводители, поставившие себя вне традиционных племенных отношений. Одного из них – Саула, израильские племена избрали первым царем Израиля. Однако Саул оказался неудачливым полководцем. Царем стал его зять Давид, проводивший политику создания централизованной монархии. При нем был присоединен Иерусалим, ставший столицей нового царства. Для управления страной был образован центральный гос. Аппарат, во главе него – верховный сановник.

Приемником Давида стал его младший сын Соломон (ок. 965 – 928 гг. до н.э.). В его правление много внимания уделялось строительной деятельности. В честь бога Яхве Соломон воздвиг в Иерусалиме храм. Такой размах строительной деятельности и содержание двора требовали больших средств, в связи с чем было усилено налогообложение. К концу царствования Соломона внешнеполитическое положение его государства осложнилось. На северной границе возникло сильное Дамасское царство. Большинство племен отпало от Иудеи и образовало новое Израильское царство. Позднее столицей стал город Самария. Династия Давида продолжила править в южной части страны, сохранив столицу Иерусалим.

 

Культура народов Восточного Средиземноморья: достижения в мореплавании, создание буквенно-звукового алфавита, развитие ремесел, архитектура, эпос, основные культуры и циклы мифов.

Эта культура отличается отчетливо выраженной преемственностью и определенным внутренним единством. Особая роль принадлежит народам Восточного Средиземноморья в создании алфавита, одного из достижений человеческой культуры. По существу, все современные алфавиты или прямо восходят к финикийскому или созданы с учетом принятой в нем системы. Во II тыс. до н.э. в Библе создается слоговое письмо упрощенного типа (протобиблейское письмо). Наиболее совершенной системой оказался финикийский алфавит.

Религиозные представления во многом восходят к культам плодородия раннеземледельческих общин, где большую роль играл бог растительного мира. В Библе он получил имя Адон (Адонис). Нередко объектом почитания были горы, либо могучие деревья. В Финикийских храмах стояли камни геометрической формы в виде куба, шара или конуса. Супруга главного бога именовалась Баалат (владычица), но чаще носила имя Астарта.

Древнееврейская религия с начала не отличалась от ханаанейской. Главным богом израильтян и иудеев считался Яхве (владыка грома и молнии).

От художественной литературы финикийцев сохранились лишь незначительная ее часть. Были обнаружены эпические произведения II Тыс до н.э., происходящие из Угарита. Древнееврейская литература известна в основном в том обработанном виде, в каком сохранила ее Библия. Иудейское писание почти полностью совпадает с Ветхим заветом, первой частью христианской Библии. Ветхий завет можно считать комплексным памятником древнееврейской литературы. Многие произведения попали в его состав только из-за своих литературных достоинств. Но при этом тексты были фрагментированы и почти всегда радикально переработаны в духе иудейской догмы.

Малая Азия и Урарту.

Историческая экология Малой Азии. Население. Основные источники и периодизация Хеттского царства.

Малая Азия – полуостров, омываемый Черным, Мраморным, Эгейским, Средиземным) и отделенный от Европы проливами – Босфором и Дарданеллами. Восточная часть представляет собой степное плоскогорье. Западная – характеризуется изрезанным побережьем.

Природные богатства составляют леса и полезные ископаемые. Особенно славилась киликийская сосна и кедр. В горах добывали золото, серебро, свинец, цинк, медь. Иногда встречались метеоритное железо и залежи железной руды. Встречались обсидиан, мрамор, слюда, горный хрусталь, оникс. Во многих озерах добывали соль.

К числу древних обитателей относятся жившие на востоке племена хати. На юго-востоке в конце III – начале II тыс до н.э. жило хурритское население.

Ок. 1800 г. До н.э. в Западную Малую Азию вторглись иллиро-фракийские племена, основавшие в центральной части региона систему царств Арцавы, но вскоре смешавшиеся с покоренными ими лувийцами. В конце XIV –XIII в. До н.э. происходит частичная карийско-ахейская колонизация юго-запада малой Азии, а в XIII-X вв. в Анатолию несколькими волнами вторгаются фрако-фригийские племена с Балкан, коренным образом изменившие течение истории региона. И в конце VIII – середине VII в. До н.э. Малая Азия подвергается нападению ираноязычных кочевников-киммерийцев и скифов из-за Кавказа.

Источники.

Хеттская держава, погибшая еще во II тыс до н.э., не нашла отражение в античных источниках). В Библии имеются лишь упоминания о «хеттеях» Сирии – Палестине. Египетские же источники говорили о великом царстве «хета», расположенном к северу от Сирийских рубежей Египта в эпоху Нового царства. Г. Винклер, приступивший к раскопкам Богазкёя, открыл здесь хеттскую столицу Хаттусу. Была сделана сенсационная находка – клинописный вариант хетто-египетского мирного договора. Архив Богазкёя состоял из десятка тысяч табличек на нескольких языках Ближнего Востока. Б. Грозный определил индоевропейский характер языка.

Первый период развития хеттологии (до середины XX в.) был связан с трудами Э. Вайднера, Э. Форрера и А. Гетце, давшего общий очерк истории древней Анатолии. Особое внимание уделялось военной и династийной истории. Общественный строй хеттов описывали как феодальный, основываясь на сходстве ряда социальных институтов (условные держания, повинностное землевладение и т.п.).

Другое направление послевоенной историографии связано с углубленным изучением «иероглифических» надписей Юго-Восточной Малой Азии и Сирии (исход II – начало I тыс. до н.э.). Их язык остался лувийским, а содержание позволяет рассматривать историю местных княжеств как заключительный этап истории хеттов. Для последних десятилетий характерен быстрый рост археологических исследований (надо отметить находки клинописного архива в Масате и памятников истории хеттского удельного царства Тархундасса на юге Малой Азии).



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 463; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.225.117.89 (0.01 с.)