ТОП 10:

ДРЕВНИЙ КИТАЙ. ОСНОВНЫЕ ПЕРИОДЫ РАЗВИТИЯ И ИХ ОСОБЕННОСТИ.



Для традиционной китайской исторической науки была характерна периодизация древней истории Китая по династиям. Так, за эпохой мифических «пяти императоров» следовало время правления «трех династий» (Ся, Шан-Инь и Чжоу). По традиции эпоха Чжоу делится на две части — Западное Чжоу (XI—VIII вв. до н.э.) и Восточное Чжоу (VIII—Ш вв, до н. э.), включающее периоды Чуньцю и Чжаньго. На смену династии Цинь (III в. до н. э.) приходит династия Хань, время правления которой также делится на Западный и Восточный периоды.

Мы выделяем пять основных периодов истории древнекитайского общества: 1. Разложение первобытнообщинного строя и возникновение классового общества и древнейших государств (II тысячелетие до н. э„). 2. Древний Китай в VIII—III вв. до н. э. 3. Первое централизованное государство в Китае — империя Цинь (221—207 гг. до н. з.). 4. Империя Хань (III—I вв. до н. э.). 5. Древний Китай в I—III вв. н. э.

Начало древнекитайской цивилизации восходит к рубежу III—II тыс. до н. э. Тогда в долине реки Хуанхэ зародились первые протогородские культуры. Хотя древнекитайская цивилизация относится к числу «речных», как древнеегипетская или месопотамская, местное население стало строить ирригациоиные сооружения гораздо позже — только в I тыс. до н. э. Нерпы Города-государства здесь тоже возникли позже — во II тыс. до н.э

Наиболее достоверны сведения о государстве Шан (XIV-XI вв. до н.э.), по преданию, последний правитель династии Ся отличался необыкновенной жестокостью, чем восстановил против себя вождей подчиненных племен. Предводитель одного из этих племен — шан [по имени Тан] восстал против тирана, сверг его и объединил Поднебесную под своей властью. [Его стали называть Чэн Тан («Тан-Созидатель»).] Он был первым представителем новой династии Шан, впоследствии получившей название Инь (XVII в. до н. э.).о главе которого стоял царь-жрец; власть его, по-видимому, была ограничена народным собранием и советом знати. Он имел войско дл защиты государства. В Шан существовало имущественное расслоение, патриархальное рабство.

Преемником Шан стало государство Западное Чжоу, на смену ему пришло Восточное Чжоу. В период Чжоу было разработан очень важное для последующей истории Китая учение о «божественной царственности». Небо считалось высшим божеством, а правитель Чжоу — сыном Неба, поэтому и само царство стало называться Поднебесным; это название закрепилось затем за Китайской империей и прошло через тысячелетия. Считалось, что правитель наделен магической силой, делающей его божественным посредником между Небом и людьми. Наибольшего могущества Иньское государство достигло при ване У Дине, правившем во второй половине XIII в. до н. э. При нем в Великом Городе Шан были построены новые дворцы и храмы. У Дин значительно расширил территорию Инь. В памяти потомков он остался могущественным завоевателем. После смерти У Дина дом Инь пришел в упадок. Последний правитель Инь рисуется в письменных источниках как безнравственный тиран, который «распутствовал и безобразничал, не зная удержу». Эти сообщения скорее всего представляют собой попытку обосновать и исторически оправдать события, относящиеся к последней трети XI в. до н. э. и вошедшие в историографию как «чжоуское завоевание». Предприняв поход на восток, У-ван («Воинственный правитель») нанес поражение иньскому войску (1027 г. до н. э.). После окончательного разгрома иньцев чжоусцы осуществили ряд мероприятий, известных под названием «наследственных пожалований». Сущность их заключалась в том, что родственники У-вана и некоторые представители знати получили во владение земли вместе с их населением, причем в зависимости от размеров пожалования новым наследственным владетелям присваивался соответствующий титул. Кроме того, такими владетелями (чжухоу) были признаны многие предводители племен, ранее входивших в иньскую коалицию, но во время завоевания Инь поддержавших чжоусцев. Население, «жалуемое» тому или иному чжухоу, исчислялось количеством цзу, т. е. родоплеменных групп, живущих на соответствующей территории в иньское время.

Социальная дифференциация иньского общества, была закреплена после чжоуского завоевания в системе социальных рангов. Все свободное население Чжоу делилось на пять социальных групп, соотнесенных друг с другом по принципу иерархии, которая в Древнем Китае была более четко выражена, чем в других древневосточных обществах. Группа, занимавшая высшую ступеньку в иерархической лестнице, была представлена личностью деспотического правителя, «единственным среди людей» — так, следуя традиции, продолжали называть себя чжоуские ваны. Вторая группа — это чжухоу, правители наследственных владений, представители высшей чжо-уской аристократии. Третья — дафу, главы тех цзу (ро до племенных групп), которые в своей совокупности составляли население наследственного владения чжухоу. Четвертая группа — ши, главы больших семей, входивших в состав того или иного цзу. Наконец, пятая группа — простолюдины. Социальный ранг, будучи внешним проявлением принадлежности к одной из пяти общественных групп, определял совокупность тех материальных благ, которыми мог пользоваться данный человек. «Одежда зависит от ранга, а потребление богатств — от размера вознаграждения, соответствующего рангу,—- читаем мы в. одном из источников чжоуского времени. — Различны количества питья и еды, покрой одежды, количество скота и рабов, существуют запреты на употребление определенных форм лодок, колесниц и домашней утвари.

Наряду с царством Чжоу на территории Китая существовало и много мелких государств. Однако процесс формирования культурно-этнической общности интенсивно шел в «срединных царствах» признававших лидерство Чжоу, расположенных в среднем течении Хуанхэ на Великой Китайской равнине. В начале VIII в. до н. э. учащаются столкновения чжоусцев с племенами жунов, населявших район верхнего течения реки Хуанхэ. По происхождению жуны были родственны чжоусцам, но отличались от них по образу жизни и формам хозяйства. Решающие столкновения с полукочевыми племенами жунов происходят в правление Ю-вана (781—771 гг. до н. э.). В 770 г. до н. э. пришлось перенести столицу на восток, в район современного Лояна. Период VIII—III вв. до н. э. называют поэтому Восточным Чжоу. К концу VIII в. до н. э. Китай фактически распался на тысячу с лишним самостоятельных владений, между которыми немедленно началась борьба за поглощение и подчинение соседей. С другой стороны, номинально продолжала признаваться верховная власть безвластного чжоуского вана как традиционное воплощение единства страны, тем более что почти все местные владетели происходили из династии или очень тесно были породнены с ней браками.

Чжухоу стремились представить свои действия как направленные на служение интересам вана. Период, когда местные правители разной степени могущества боролись за гегемонию друг над другом, признавая верховную сакральную, но номинальную власть чжоуского вана, называется Чуньцю («Весны и Осени», 722–403 гг. до н. э.). Это был один из самых мрачных периодов в истории Китая, полный бесконечными войнами между владениями, смутами и переворотами. В этой борьбе всех против всех нередким делом стали убийства ближайших родственников и предательства любых союзов и соглашений.

В VIII в. до н. э. консолидируются кочевые племена, именуемые в древнекитайских источниках ди; они совершают набеги на владения чжухоу к северу от Хуанхэ. В начале VII в. до н. э. ди двинулись на юг, опустошая земли на левом берегу Хуанхе в его среднем течении. Ди форсируют Хуанхэ и нападают на владения чжухоу в непосредственной близости от чжоуской столицы. Даже самым сильным царствам приходится считаться с ди. Некоторые из китайских владетелей предпочитают союз с ди, другие пытаются использовать их в борьбе со своими противниками. Так, в 636 г. до н. э. чжоуский Сян-ван намеревался спровоцировать нападение ди на царство Чжэн, отказавшееся повиноваться ему. Но ди заняли сторону Чжэн и нанесли поражение войску вана, который вынужден был временно покинуть столицу. Во взаимоотношениях населения Древнего Китая с соседними племенами отчетливо проявляется несовпадение политических отношений с этническими. Если в иньское и раннечжоуское время противопоставление «мы — они» основывалось исключительно на политических критериях (признающий власть вана входил в «нашу» общность, неподчинившийся его власти автоматически становился «чужим»), то в VIII—-VII вв. до н. э. возникает представление о существовании определенной культурно-генетической общности всех «варваров». Древние китайцы начинают противопоставлять себя «варварам», обозначая свою общность термином хуася (или чжуся).В этот период появились города с полу миллионным населением, развивались торговля и ремесло, осваивалась плавка железа, что стало стимулом развития производства.

Первым древнекитайским царством, добившимся гегемонии на Среднекитайской равнине, было Ци, расположенное в низовьях Хуанхэ. Правитель Ци был официально провозглашен гегемоном в 650 г. до н. э. на съезде правителей (чжухоу). После его смерти царство Ци лишилось положения гегемона. Им вскоре становится другое крупное царство — Цзинь. Годы наивысшего могущества царства Цзинь — период правления Вэнь-гуна (636—628 гг. до н. э.). В конце VII в. до н. э. происходит раскол среди кочевников ди, захвативших среднее течение Хуанхэ. Это послужило Цзинь поводом для вмешательства. Весной 594 г. до н. э. в 8-дневной битве главные силы ди были разгромлены. Пленные кочевники частично были включены в цзиньскую армию, частично превращены в рабов. С господством «варваров» на значительной территории бассейна Хуанхэ, вблизи чжоус-кой столицы, было покончено. С распада в 403 г. до н. э. одного из крупнейших противоборствующих владений – Цзинь – китайская традиция условно отсчитывает новый период своей истории – Чжаньго (досл. эпоха «Воюющих государств», 403–221 гг. до н. э.).

В ответ на социально-экономические перемены и перманентные усобицы в Китае появились новые направления общественной мысли: конфуцианство, легизм, моизм, даосизм – все основные учения Китая (в последующие эпохи они только развивались и дополнялись, и ничего похожего на инновационный взрыв эпохи Чжаньго не происходило). Мыслители пытались решить, каким образом можно восстановить общественный порядок, т. е. устранить проблемы, вызванные расхождением знатности и богатства, и прекратить смуты, иными словами, добиться от людей забвения своих личных выгод и самоотверженного исполнения общественной нормы. Рецепты, предложенные ими, разительно отличались друг от друга. Учение Конфуция (Кун-цзы, 551–479 гг. до н. э.) основывалось на представлении о том, что человек по своей природе добр, т. е. в рамках китайской системы понятий, готов к самоотверженному служению долгу, если вышестоящие не подадут ему разрушительных примеров обратного. Образцом для всех общественных отношений, по мнению Конфуция, должна быть патриархальная семья, в которой старшие призваны заботиться о младших и воспитывать их, а младшие – почитать и слушаться старших; в государстве народ выступает в роли «детей», а правитель – «отца».

В IV в. до н. э. во многих древнекитайских царствах были проведены социально-политические реформы, направленные на окончательный слом изжившей себя системы общественных отношений. Об инициаторе этих реформ - Шан Яне, добившемся проведения реформ в царстве Цинь, сохранилось достаточно много сведений. К 359 г. до н. э. относятся первые указы о реформах, подготовленные Шан Яном. Они предусматривали: 1) введение нового территориального деления населения на «пятки» и «десятки» семей, связанных между собой круговой порукой; 2) наказание тех, кто имел более двух взрослых сыновей, продолжавших жить под одной крышей с родителями; 3) поощрение военных заслуг и запрещение кровной мести; 4) поощрение занятий земледелием и ткачеством; 5) ликвидацию привилегий представителей наследственной знати, не имевших военных заслуг. Вторая серия реформ в Цинь относится к 350 г. до н. э. Было введено административное деление на уезды; жителям царства Цинь разрешалось свободно продавать и покупать землю; была проведена унификация системы мер и весов. Легализация купли-продажи земли, отмена привилегий наследственной аристократии, принудительное дробление больших семей, введение единого административного деления — все эти мероприятия наносили решающий удар по традиционной системе социальной иерархии. На смену ей Шан Ян ввел систему рангов, которые присваивались не на основе наследственного права, а за военные заслуги. Позднее было разрешено приобретение рангов за деньги. Хотя сам Шан Ян поплатился за свою деятельность жизнью, его реформы были успешно осуществлены. Они не только способствовали усилению царства Цинь, которое постепенно выдвигается в число ведущих древнекитайских государств, но имели существенное значение для развития всего древнекитайского общества. И тем не менее полтора десятилетия существования империи Цинь — это целая эпоха в истории Китая. Именно в это время было создано то централизованное деспотическое государство, которое явилось прообразом последующих китайских империй древности и средневековья.

Разгром шести царств и объединение территории страны были лишь первым шагом на пути создания единого государства. Не менее важными были в этом отношении мероприятия Цинь Шихуана, направленные на ликвидацию последствий политической и экономической раздробленности.

Территория страны была поделена на 36 крупных административных округов. Границы их были проведены таким образом, что они не совпадали с естественно-географическими рубежами и границами прежних царств. Каждый округ состоял из уездов, которые, в свою очередь, делились на волости, включавшие несколько общин. Во главе округов стояли начальники, назначаемые непосредственно императором. При начальнике округа существовали окружные управления, куда входили чиновники, подчиненные центральным ведомствам. Вторым лицом в округе был командующий войсками, расквартированными на территории округа. Он получал такое же жалованье, что и начальник округа, что свидетельствует о его высоком положении. Начальник округа назначал начальников уездов и их заместителей. Административная власть в низовых единицах территориального деления страны принадлежала выборным старейшинам. Таким образом, на этом уровне административной системы в империи Цинь продолжало существовать общинное самоуправление. Полновластным наследным правителем страны был император. Только он имел право называть себя «Мы» и декларировать свою волю в высочайших рескриптах. Помощниками императора были два его советника, которые должны были непосредственно отвечать за проведение в жизнь всех императорских указов. Советникам подчинялись центральные ведомства. Военное ведомство возглавлялось командующим всеми армиями империи. Ему подчинялись начальники окружных военных ведомств. Имелись также судебные и финансовые ведомства. Характерно, что в центральном аппарате государственной власти специальное ведомство обслуживало личные нужды императора и его семьи. Чиновники особого ведомства ведали хранением государственного архива, а также осуществляли инспектирование округов. Благодаря этому император мог следить за тем, насколько добросовестно выполняют свои обязанности представители местных органов власти. Одновременно с реформой государственного устройства Цинь Шихуан осуществил некоторые другие мероприятия по укреплению империи. К их числу относится введение единого законодательства. В основе уголовного законодательства циньского времени лежала система поручительства. Что касается наказаний за преступления, то положения о них в основном были заимствованы из законов Шан Яна и отличались крайней жестокостью. Применялись различные виды смертной казни: четвертование, разрубание пополам, обезглавливание, удушение, закапывание живьем, варка в котле, пробивание темени. Смертная казнь полагалась, например, за кражу лошади.

В 221 г. до н. э. государство Цинь подчинило себе всю территории «борющихся царств». Возникла империя Цинь с предельно централизованным военно-бюрократическим управлением. Император Цинь Шихуан установил в стране террор, безжалостно распоряжался жизнь» своих подданных вне зависимости от их социального положения. Строительство Великой Китайской стены, дворцов, потрясающей по масштабам гробницы императора, военные походы требовали огромных человеческих жертв и материальных затрат. Народ ненавидел императора!

Первым толчком, потрясшим Циньекую империю, было восстание бедноты. Повстанцы, уроженцы бывшего царства Чу, выдвинули лозунг: «Великое Чу будет востановлено!» Захватывая один город за другим, они расправлялись с циньскими чиновниками. На сторону восставших стали переходить целые подразделения правительственных войск. Старейшины местных общин избрали одного из руководителей восстания царем. Этим завершился первый этап народной войны (209— 208 гг. до н. а).

На втором ее этапе во главе повстанцев становятся примкнувшие к восстанию представители старой знати, стремившиеся воспользоваться выступлением масс для того, чтобы восстановить свои права. Один из отрядов антициньской армии возглавил мелкий чиновник Лю Бан. В 207 г. до н. э. его отряд захватил ключевой пункт на пути к столице империи Сяньяну, а затем, разгромив остатки правительственных войск, овладел столицей. Цель антициньского восстания была достигнута. Территория империи оказалась поделенной между наиболее крупными предводителями отдельных повстанческих отрядов. Лю Бан стал именоваться «ваном Хань», а руководитель другой армии становился «ваном Чу». Вскоре между бывшими союзниками вспыхивает ожесточенная борьба за власть. Лю Бан провозгласил начало новой династии Хакь и принял титул императора Гао-цзу. В историографии воцарение этой династии датируется двояко — в одних случаях 202 годом, когда Лю Бан одержал победу над «ваном Чу», в других —206 годом, когда он получил титул «вана Хань». Так или иначе в 202 г. кратковременный период раздробленности страны, последовавший за падением империи Цинь, был завершен. На территории Древнего Китая возникла империя Хань. На фундаменте, заложенном империей Цинь, была построена одна из могущественнейших держав Древнего мира. Империя Хань просуществовала более четырех веков. Эпоха Хань стала временем консолидации древнекитайской народности, и сегодня китайцы называют себя ханьцами.

Эпоха Хань (III в. до н. э. – III в. н. э.) – время наивысшего политического развития Древнего Китая. Правда, Гао-цзу не полностью воссоздал централизованную систему власти: часть территории страны была превращена в уделы, отданные некоторым родственникам и соратникам императора. Однако уже в середине II в. до н. э. после нескольких вспышек сепаратизма с самостоятельностью уделов (и значительной частью их самих) было покончено. Гао-цзу предпринял ряд мер, резко улучшивших положение народа и поощрявших развитие производства, и направил все силы на восстановление страны после бедственных времен конца III в. до н. э.: он вернул права тем свободным людям, кто за это время был вынужден продать себя в рабство под угрозой голода, предоставлял общинам временные льготы и снизил налоги по сравнению с циньскими в 10 раз, до крайне необременительной 1/15 урожая. При преемниках Гао-цзу эта ставка обычно сохранялась.

Сяо Вэнь-ди (180–157 гг. до н. э.), сын Гао-цзу, пошел еще дальше: он вновь сократил расходы на содержание своего двора, вовсе перестал брать налоги с крестьян, отменил телесные наказания и наказания за вину родственника, а также за хулу на императора, объявив, что простолюдины могут свободно бранить его в частных разговорах. Это был первый и последний подобный случай в истории Китая. Развитию экономики способствовало и то, что во II в. до н. э. сложился так называемый Великий шелковый путь – караванная дорога из Китая в страны Средней и Передней Азии, которая пролегала от Желтого до Средиземного моря. В следующие десятилетия вновь возросла централизация и налоговый гнет.

Позднее, при У-ди (140–87 гг. до н. э.), был воссоздан циньский институт инспекторов и введена новая система подготовки чиновников. В конце II в. до н. э. воинственный У-ди попытался развернуть широкомасштабные внешние завоевания. Дальние походы совершались на север, против хунну, на запад, на территорию Восточного Туркестана вплоть до Ферганы (здесь особенно отличился дипломат и полководец Чжан Цянь), на юг и юго-восток, к пределам современных Вьетнама и Мьянмы, и на северо-восток, в Корею. Почти всюду китайцы одерживали победы. В общей сложности территория державы увеличилась на треть.Однако войны У-ди, в основном сугубо престижные и ненужные стране (например, из Ферганы император хотел получить местных коней, славившихся своей породой), стоили ей огромных людских жертв и материального истощения. Они не только не приносили добычи, но и требовали усиления налогового гнета для своего финансового обеспечения. В сельском хозяйстве начался кризис, крестьянские семьи разорялись, стали сокращаться посевные площади.

Высшую прослойку господствующего класса ханьского общества составляла титулованная знать. В эпоху Хань в общей сложности существовало 20 рангов знатности. Обладатели девятнадцатого и двадцатого ранга получали на «кормление» определенное количество дворов, с которых они имели право собирать налог в свою пользу. Лица, имевшие девятый или более высокий ранг знатности, пользовались рядом привилегий (они, в частности, не отбывали повинностей). Титул знатности мог быть пожалован императором за услуги, его можно было купить (в 18 г. до н, э. было установлено, что каждый последующий ранг знатности стоил 1000 монет; до этого цена рангов исчислялась в натуре, зерном). Наиболее многочисленным и сложным по социальному составу был класс свободных простолюдинов. К ним относились прежде всего непосредственные производители-земледельцы, в среде которых в III — I вв. до н, э. шел процесс социальной дифференциации. К простолюдинам причислялись также мелкие и средние ремесленники и торговцы. Особое место в ханьском обществе занимали рабы. Наряду с частными существовали государственные рабы.

В конце I в. до н. э. резко обострились социальные противоречия в стране. Впервые за все время существования Ханьской империи в отдельных районах страны начались выступления крестьян против господствующего класса. Отряды разбойников численностью до нескольких тысяч человек нападали на уездные города, захватывали арсеналы, убивали местных чиновников.

В обстановке усиливающегося внутреннего кризиса империи Ван Ман, родственник императора по женской линий, захватил, в 9 г. н. э. трон и объявил о начале новой династии. Вслед за этим он провел серию реформ, главной из которых была реформа земле- и рабовладения. Стремясь разрешить противоречие между накоплением земель в руках отдельных собственников и разорением беднейшего крестьянства, Ван Ман объявил все земли в стране собственностью императора и запретил их куплю-продажу. Обстановку политического кризиса империи обострили стихийные бедствия, обрушившиеся на страну в 14 г.,—сначала небывалая засуха, а затем саранча, уничтожившая остатки посевов. Начался голод. В ряде районов страны огромные толпы голодающих двигались по дорогам в поисках пропитания. Одно за другим вспыхивают крестьянские восстания. Повстанческие армии воевали с силами Ван Мана, а после его гибели в этой борьбе – друг с другом. Из семилетней смуты в 25 г. н. э. победителем вышел Лю Сю из правящего рода Хань. Он объявил себя императором Гуан У-ди (25–57 гг.) и перенес столицу на восток, в Лоян. Время правления его дома именуется эпохой Поздней, или Восточной, Хань (25–220 гг.). Восстанавливаются старые и начинают строиться новые оросительные каналы, что приводит к повышению урожайности и дает возможность освоить ранее невозделывавшиеся земли. На юге страны, где еще недавно применялось подсечно-огневое земледелие, начинают использоваться тягловые пахотные орудия с железными наконечниками. Интенсивное освоение районов бассейна Янзцы — одна из важных новых черт в экономике страны 1—И вв. Период правления Гуан У-ди ознаменовался целым рядом мероприятий, направленных на сокращение рабства в империи. В 31 г. Гуан У-ди издает рескрипт, по которому все обращенные в рабов в период, непосредственно предшествовавший реставрации Хань, объявлялись свободными и имели право по своему усмотрению оставаться у хозяина или уйти от него. Если же рабовладелец препятствовал этому, он привлекался к ответственности по «закону о продаже людей в рабство». Первый период правления восточио-ханьской династии отмечен восстановлением существовавших до этого, но затем прерванных отношений с соседними странами. В I—II вв. процесс концентрации земельной собственности и разорения мелких землевладельцев приобретает все большие масштабы. Придя к власти, Гуан У-ди начал с ревизии подворных списков налогоплательщиков. Эта мера была направлена против «сильных домов» — могущественных кланов, заинтересованных в том, чтобы государство не могло контролировать их арендаторов. В этой борьбе верх постепенно одерживают «сильные дома»: в 280 г. государство было вынуждено признать право землевладельцев на зависимых от них крестьян. По мере роста «сильных домов» в ханьском Китае появляется новый тип сельского поселения — поместье, принадлежащее крупному земельному собственнику и представляющее собой самодовлеющую хозяйственную и в известной мере социальную единицу.

С возвышением «сильных домов» была связана острая политическая борьба, вспыхнувшая при дворе во II в. Одна из общественных группировок, получившая название «ученых», критиковала придворную знать с позиций конфуцианства. Против «ученых» выступили приближенные к императору евнухи. В 169 г. борьба двух лагерей достигла апогея. В условиях социально-экономического и политического кризиса, переживаемого Ханьской империей во II в., в широких массах беднейшего крестьянства нашли поддержку даоские идеи. В I—II вв. даосизм, возникший как философское учение, постепенно трансформировался в религиозно-мистическую систему взглядов. В 188—207 гг. в стране не прекращались разрозненные выступления повстанцев, которые подавлялись с невероятной жестокостью. Но от нанесенного восстанием удара Ханьская империя так и не смогла оправиться. За этим последовала ожесточенная борьба между военачальниками, возвысившимися в период подавления восстания «желтых повязок». Междоусобицы приводят к крушению единой империи. На . ее обломках в III в. возникают три самостоятельных государства — Вэй, Шу и У. Начинается эпоха Троецарствия. Вызревание в недрах древнекитайского общества II—III вв. новых феодальных отношений знаменует собой начало эпохи раннего средневековья.







Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.227.233.78 (0.012 с.)