ТОП 10:

ДРЕВНЯЯ ИНДИИ. ОСНОВНЫЕ ПЕРИОДЫ РАЗВИТИЯ И ИХ ОСОБЕННОСТИ.



В географическом отношении Индия отчётливо делится на две основные части: южную — полуостровную и северную — материковую. На границе между ними находятся горы, состоящие из ряда широтных хребтов (крупнейший из них Виндхья), покрытых в древности дремучими лесами. Эта горная область была существенным препятствием для сообщения между северной и южной частями страны, что содействовало некоторой исторически сложившейся обособленности их друг от друга. Природные условия Индии чрезвычайно разнообразны: здесь находятся самые высокие в мире горы и огромные равнины, области с исключительным обилием атмосферных осадков и пустыни, обширнейшие степи и непроходимые джунгли, местности с очень жарким климатом и высокогорные районы, где никогда не тают льды и снега. Животный и растительный мир Индии также отличается богатством и многообразием. При этом многие породы животных, например различные виды крупного рогатого скота (зебу, буйволы и др.), легко поддаются приручению и одомашнению. Многие виды растений, в том числе рис, хлопок, джут, сахарный тростник и др., оказалось возможным культивировать ещё в очень отдалённые времена. Особенности географической среды наложили отпечаток на историю народов Индии, способствуя ускорению темпов исторического развития в одних районах и замедлению в других. Индия, являющаяся в настоящее время второй после Китая страной в мире по численности населения, была густо заселена и во времена глубокой древности; известно, что греческий историк Геродот, живший в V в. до н. э., считал Индию самой населённой в мире страной.

Этнический состав населения современной Индии неоднороден. Народы Северо-Западной Индии по своему физическому облику мало отличаются от народов Ирана и Средней Азии. Народы южной части полуострова существенно отличаются от жителей северо-западной части страны: например, цвет кожи у них значительно темней. Другие народы Индии имеют промежуточные антропологические черты между этими двумя основными. Весьма различно население Индии и по языку. Многочисленные языки народов Индии в большинстве своём принадлежат к двум группам, существенно отличающимся друг от друга,— индоевропейской и дравидской, представляющей собой особую не связанную с другими языковую семью. Языки первой группы преобладают на большей части территории Индии, дравидские языки — только в южной половине полуостровной Индии.

Древнейшая Индская цивилизация - XXIII-XVIII вв. до н.э. Возникновение первых городов, образование ранних государств. Район реки Инд. Для этой цивилизации было характерно использование бронзы, строительство городов, а также изобретение письменности. В 20-е гг. XX в. открыты городские центры - Мохенджо-Даро и Хараппа. Затем Чанху-Даро, Калибанган, Лотхал Всего известно около 100 поселений Индской цивилизации. Мохенджо-Даро, Хараппа и Калибанган - имеют двухчастную планировку: Часть города построена на искусственном возвышении и отделена зубчатой стеной от остального поселения. Цитадель - очевидно предназначена для административных и религиозных построений. Мохенджо-Даро - площадь ок. 2 квадратных километров - здесь могло проживать несколько десятков тысяч человек. Улицы шириной до 10 метров, пересекались под прямым углом, и делят город на кварталы. Большая часть городских построек возведена из обожжённого кирпича, дома нередко - высотою в 2 этажа. Совершенная система канализации.

Развита керамика, ткачество (хлопчатник). Найдено около 2000 каменных печатей с изображениями божеств, возможно они были предназначены для указания собственнических прав, мифологические сюжеты: борьба героя с тиграми, изображение буйвола, единорога.. Изображение часто сопровождается надписью. Знаки, восходящие к рисункам, воспроизводят растения и животных Северной Индии, что является свидетельством местного происхождения письменности. Дешифровка письменности ещё не завершена.

К XVIII в. - Хараппская культура подверглась "варваризации": города приходили в упадок. Возможно из-за прихода отсталых племён с Севера-Запада, возможно - из-за прихода пустыни, в следствии нерационального ведения с/х. Но культурное наследие Индской цивилизации повлияло на религиозные верования и культы позднейшего индуизма.

Так, широко распространённым был культ богини-матери, который и теперь ещё играет весьма значительную роль в религиозных верованиях некоторых народов Индии. В часто встречающемся изображении мужского божества исследователи усматривают прототип современного бога. В часто встречающемся изображении мужского божества исследователи усматривают прототип современного бога Шивы, связанного с древнейшим культом плодородия. Распространённое тогда почитание животных и деревьев характерно и для индуизма. Омовение, так же как и в индуизме, составляло тогда существенную часть религиозного культа.

"Ведийский период". Становление ранних государств в Северной Индии (XIII-VIвв.до н.э.).

Начало II тыс.до н.э. - появление индоевропейских племён, т.н. ариев. Расселение арийских племён. Слово Арья - "благородный - было самоназванием господствующих родов в древнеиндийских и древнеиранских племенных союзах. "Период с конца II тыс. до середины I тыс. до н.э. именуется "ведийским" - по созданной в это время священной литературе вед. Веды - сборники гимнов ("Ригведы"), напевов, жертвенных формул и заклинаний, а также обширные сочинения, посвящённые истолкованию священного ритуала.

Ранний этап: XIII-IX вв до н.э. - расселение племён ариев в Северной Индии.

Жителей восточных районов Индии арии считали варварами, в нижнем течении Ганга возможно обитали племени группы мунда (культура кладов и жёлтой керамики).

В экономики основное место занимало скотоводство: разведение крупного рогатого скота. В ведийских гимнах авторы часто молили об увеличении стад; слово война (гавашити) на ведийском языке буквально означало "захват коров".

Социальная организация индоариев в период их раннего расселения в Пенджабе - племенная. Во главе каждого племени стоял раджа - военный вождь и предводитель. Между племенами была постоянная вражда, основная часть добычи добывалась в период этих войн. У правителей были часто рабы, в основном рабыни.

Поздний этап: VIII - VI вв. - Расселение ариев по всей центральной части Индо-Гангской равнины, социальная и политическая дифференциация, приведшая к образованию первых государств, главным образом в долине Ганга. Стало распространятся земледелие. Плуг с лемехом изготовлялся из дерева, начало появляться железо. Молочная пища составляла основной рацион в этот период.

Военные предводители сражались на колесницах, запряжённых лошадьми. К приближённым царя относился военачальник, то есть функция руководства войсками перестала быть главной обязанностью вождя. Жречество консолидировалось в отдельное сословие.

Развивалось ремесло (культура серой керамики). Развитие производительных сил неизбежно повлекло за собой коренные изменения в общественных отношениях. Они сказались в том, что пахотная земля начала переходить во владение отдельных семей, причём племенная верхушка захватывала большие и лучшие участки. Военнопленных уже не истребляли, а превращали в рабов. Даже в Ригведе упоминается иногда большое количество рабов. Всё более обогащавшаяся общинная верхушка стала закабалять и порабощать обедневших общинников. Дальнейшее развитие неравенства привело общество к расколу на антагонистические классы рабов и рабовладельцев. Владение рабами стало одним из важнейших показателей богатства и высокого положения в обществе. Термином для обозначения раба стало слово даса, основное значение которого первоначально было «враг», «чужак». Происхождение этого термина, несомненно, указывает на то, что первыми рабами были военнопленные.

Таким образом, социально-политическое развитие Северной Индии конца II - первой половины I тысячелетия до н.э. привело к образованию четырёх основных слоёв общества: жречество; племенная военная аристократия; полноправный народ - общинники; низшие, неполноправные категории населения, включая рабов. Каждый из этих слоёв превращался в замкнутое сословие - варну. Наследственный статус представителей каждой варны определял их занятия: обязанности жрецов и учителей лежали на варне брахманов, кшатрии должны были воевать и править, вайшьи - трудиться, а шудры - смиренно служить трём высшим варнам. Процесс образования варн был длительным. Ещё в период Ригведы варн не было упоминание об их происхождении находится только в одном из гимнов её позднейшей (X) книги. Когда окончательно сложилось рабовладельческое государство, деление всех свободных на четыре варны было объявлено извечно существующим порядком, результатом божественного промысла и, таким образом, было освящено религией. По наиболее распространённой богословской версии, бог-творец всего существующего — Брахма сотворил брахманов из своих уст, кшатриев — из рук, вайшьев — из бёдер и шудр — из ступней. Значительные изменения произошли и в семейных отношениях. Пережитки материнского рода сохраняются у некоторых народов Индии до сих пор, но в долине Ганга уже в ведический период существовала патриархальная семья. Слово пати («муж») имело значение — господин, владыка. В царских семьях обычным явлением было многоженство. Если в первобытной общине женщина, и в частности мать, занимала видное положение, то с течением времени она потеряла право участвовать в племенном собрании, так же как и право наследования имущества. Положение даже жены и матери хозяина дома стало мало чем отличаться от положения рабыни. Столь же бесправными перед лицом деспотической власти мужчины — главы семьи— стали и дети, которых отец мог как угодно наказать, продать, прогнать из семьи и т. д.

Источники: "Ригведы", "Эпическая поэма "Махабхарата"

3. "Буддийский период" - V-III вв. до н.э. Образование общеиндийской державы.

Время возникновения и распространения буддийской религии. Распространение сельского хозяйства, культура риса. Появление в сер. I тыс. до н.э. монетной чеканки. Отличительной чертой периода является начало урбанизации. Излюбленные персонажи буддийских преданий — купцы и зажиточные горожане, которые слушают проповеди Будды и оказывают покровительство его ученикам и последователям. Археология свидетельствует о том, что крохотные поселки предшествующего времени в течение жизни нескольких поколений превращались в обширные и процветающие города. Для ведийской эпохи можно говорить лишь об укрепленных резиденциях правителей, господствовавших над сельской округой (при этом, поскольку сами династии были племенного происхождения, то и каждая такая крепость представляла собою политический центр всей территории, занятой племенем). Напротив, в середине I тысячелетия до н. э. города строились не только в стратегически важных пунктах, но и на сухопутных и речных путях — в местах, выгодных для торговли. Главной причиной роста городов как торгово-ремесленных поселений стал прогресс в разделении труда. Культ предков объединял все семьи, связанные между собою родством по мужской линии. Настоящим бедствием становилась задолженность, приводившая к закабалению свободных, к продаже членов семьи или самопродаже. Лишь прочность общинных традиций взаимопомощи препятствовала повсеместному распространению долгового рабства.

В отличие от племенных царьков предшествующего периода правители североиндийских государств середины I тысячелетия до н. э. опирались на служилую знать, на складывающийся административный аппарат. Наследственной аристократии в отдельных областях пришлось потесниться, уступая место тем, кто был ближе правящей в центре династии. К власти порой приходили и бывшие сельские старейшины или другие выходцы из «народа» (вайшьев).

В военном деле лёгкие колесницы сменились тяжёлыми квадригами, применялась чаще конница и боевые слоны.

Держава Маурьев.

IV-III в. до н.э. создание общеиндийской державы Маурьев (317-180гг. до н.э.), со столицей в Паталипутре (её описал Мегасфен, прибывший ко двору к Чандрагупте). Борьба за влияние между знатью из государства Магадха - династия Нандов, и Чандрогупты (Сандракотт), который возглавил антимакедонское движение в период завоевательных походов Александра Македонского. Расцвет держава Маурьев достигла в сер. III в. до н.э. при внуке Чандрогупты Ашоке. Ашок объединил многие территории (от Кабула до Декана на Юге /не вошли южные районы Индостана/), от устья Инда до устья Ганга. Завоевание провинцией не уничтожило в них прежних династий. Власть царя была ограничена царским советом, состоящим из родственников царя и представителей наиболее знатных фамилий. Маурии покровительствовали буддизму - нетрадиционной тогда религии. Традиционны были жрецы-брахманы.

Источники: Грамматика Панини. Эдикты Ашока, Мегасфен.

4. "Классическая эпоха". II до н.э. - V в н.э.

В начале II в. до н.э. последний представитель державы Маурьев был убит собственным военачальником. Начался период распада державы. Вторжение иноземцев: греки-бактрийцы в I в. до н.э., восточно-иранские племена (саки или шаки). Возникновение сатрапий (кшатрапы) - индо-сакские государства, пользующиеся самостоятельностью; в начале новой эры области северно-западной Индии покорились парфянам. Известен индо-парфянский царь из Таксила Гондофар. Легенда повествует о том, что он был обращён в христианство апостолом Фомою

Первые века новой эры - преобладание Кушанской державы. Многочисленные находки кушанских монет свидетельствуют о широте экономических связей в Кушанский период.

IV-V вв. н.э. - В северной Индии объединили территории снова правители Магадха (династия Гуптов).

Расцвет Гуптской державы - Чандрогупт II (380-415 гг. н.э.). Но внутренние усобицы и нашествие гуннов-эфталитов в кон. V - нач. VI вв. привело к распаду державы.

Социально-экономические отношения в Классический период.

Индийцы научились плавить сталь, которая была известна и у греков. Известна железная колонна с надписью царя Чандры (вероятно Чандрогупт II) - за полторы тысячи лет на ней практически не появилось ржавчины. Крепости строились уже не из дерева, а из камня. Для взятие крепостей использовались стенобитные машины. К послемаурийской эпохе относятся буддийские пещерные монастыри и храмы, плюс большое число каменных скульптур. В эту эпоху достигает искусства чеканка монет. с изображениями правителей и надписями на различных языках. Обилие монет показывает высокую степень развития денежного обращения. Основу социальной организации древнеиндийской деревни составляла соседская община. Традиционные отношения между жителями деревни оформлялись в виде кастовой иерархии. Деревенские ремесленники, например, были обязаны обслуживать представителей земледельческих каст, но в свою очередь имели право на долю собранного последними урожая. Такая система разделения труда, взаимных прав и обязанностей не только придавала индийской деревне необычайную устойчивость, но и гарантировала господство высших каст. Высшие касты землевладельцев, как правило, причисляли себя к брахманам или кшатриям. Вайшьями часто считались городские торгово-ростовщические касты. Основная масса трудящихся, не только ремесленников, но и крестьян, к концу древности рассматривалась как варна шудр. Еще ниже шудр находились касты неприкасаемых, занятые самыми тяжелыми и ритуально нечистыми работами. Жили они за пределами деревни или на окраине города, чтобы своим присутствием не осквернять представителей высших каст. Городские свободные ремесленники составляли корпорации. Наследственность занятий и положения и здесь способствовала появлению замкнутых профессиональных каст. Ремесленные объединения (порою принимавшие форму касты) осуществляли контроль не только за деятельностью, но и за образом жизни своих сочленов.







Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 34.204.189.171 (0.007 с.)