Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Глава 3 проблемы и перспективы развития рынка ценных бумаг в казахстане

Поиск
Одной из основных проблем, тормозящих развитие рынка цен­ных бумаг в Казахстане, является неразвитая законодательная база. Действующее законодательство не полностью раскрывает такие воп­росы функционирования рынка ценных бумаг, как обеспечение защиты прав и интересов инвес­торов, создание и деятельность уп­равляющих инвестиционными фондами, эмиссия и обращение производных ценных бумаг и др.[15]. Основной причиной, негатив­но повлиявшей на развитие казах­станского рынка ценных бумаг, стал глобальный финансовый кризис развивающихся рынков, в результате которогоиностранные инвесторы начали ускоренный вывод из Казахстана своих капи­талов. Существовал также ряд субъективных причин, по кото­рым рынок не получил нормаль­ного развития. Как мы уже отмечали, процесс развития рынка ценных бумаг носит сложный и зачастую не­однозначный характер. Основопо­лагающим принципом данного процесса должны быть комплек­сность и системность, что позво­лит сбалансировано и гармонич­но эволюционировать всем элементам рынка. [16] Развитие рынка ценных бумаг вовсе не ведет к исчезновению других рынков капиталов, проис­ходит процесс их взаимопроник­новения и взаимостимулирова­ния. С одной стороны, рынок цен­ных бумаг оттягивает на себя ка­питалы, а с другой, перемещает их через механизм ценных бумаг на другие рынки, способствуя их раз­витию[17]. Масштабы и значение рынка ценных бумаг таковы, что его разрушение прямо ведет к раз­рушению экономического процесса, процесса воспроизводства во­обще. Поэтому все участники рынка имеют прямую заинтересо­ванность в том, чтобы рынок был правильно организован и жестко контролировался в первую оче­редь самым главным его участни­ком - государством. Казахстанский фондовый рынок пока не перешел к стадии ак­тивного роста, что выражается в низкой эмиссионной активности организаций – эмитентов негосударственных ценных бумаг. Определенный оптимизм вызывает тот факт, что в IV квартале 1999 г. произошло повышение цен и увеличение объемов сделок со всеми наиболее популярными акциями. Можно сделать вывод о подтверждении сделанных ранее Национальной комиссией прогнозов относительно постепенного увеличения объемов сделок с наиболее популярными акциями и цен на них вследствие повышения инвестиционной активности КУПА. Положительный опыт в выпуске принципиально нового инструмента – облигаций местных исполнительных органов – будет способствовать тому, что в будущемфинансовый рынок получит дополнительные инструменты, а казахстанская экономика - дополнительные финансовые ресурсы.[18] Следует напомнить, что все сделки с ценными бумагами осуществляются профессиональными участниками рынка ценных бумаг, имеющими разрешение на совершение тех или иных операций, купля-продажа ценных бумаг производится в письменной форме путем подписания сторонами договора. Фондовые биржи в своих правилах ведения биржевой торговли могут предусмотреть и иные требования к форме совершения сделок с участием профессиональных посредников. При совершении сделок с ценными бумагами профессионалы рынка ценных бумаг, осуществляя консультационную деятельность при даче рекомендаций по операциям с ними, должны прежде макси­мально полно установить инвес­тиционные цели и задачи клиен­та, сохранять коммерческую тай­ну обо всех его сделках и не до­пускать ознакомления с ней тре­тьих лиц. Все операции с ценны­ми бумагами (с фондовыми осо­бенно) подробно регламентируют­ся нормативными актами, но в Казахстане это пока не регулиру­ется[19]. Что касается практической ре­ализации программы "голубые фишки", предусматривающей вы­вод на организованный фондовый рынок части государственных па­кетов акций наиболее крупных и привлекательных для инвесторов казахстанских компаний, то это по времени совпало с началом ми­рового финансового кризиса.Не способствует популяриза­ции негосударственных ценных бумаг и действующая система на­логообложения, предоставляющая государственным ценным бумагам и банковским депозитам заведо­мо более выгодные условия по сравнению с негосударственными Ценными бумагами [20]. Казахстан постоянно испыты­вает влияние мировых фондовых бирж, на которых обращаются различные ценные бумаги. На крупнейшей в мире фондовой бирже вНью-Йорке обращаются акции (в основном, именные) внутренних (американских) и иностранных компаний, облигации (именные и на предъявителя), инвестицион­ные сертификаты. На Токийской бирже торгуют, главным образом, именными акциями внутренних эмитентов и небольшим процентом долговых ценных бумаг (имен­ных и предъявительских). На Лон­донской фондовой бирже обраща­ются иностранные и внутренние ценные бумаги (на предъявителя и именные, соответственно). Это – твердо процентные акции и об­лигации государственных займов, а также инвестиционные сертифи­каты. В каждой стране существует не одна, а целая система фондовых бирж. По роли, которую играют отдельные биржи в национальных биржевых системах, можно выде­лить группу стран с моно- и по­лицентрическими системами фон­довых бирж. В системах первого типа доми­нирует одна биржа, расположен­ная в главном финансовом центре страны, остальные имеют ре­гиональное значение (США, Ита­лия, Франция, Япония). Так, на Миланской и Парижской фондо­вых биржах сосредоточено около 95% национального оборота цен­ных бумаг, на Нью-Йоркской и Токийской, - соответственно, 84 и 80%. Развитие организованного фондовогорынка в Казахстане происходит в рамках этой бирже­вой системы. Полицентрические системы фондовых бирж функционируют в Германии, Австрии, Канаде, Швейцарии. Деятельность регио­нальных бирж, как правило, на­правлена на обслуживание ценных бумаг местных компаний и часто не выходит за рамки определенно­го района. Однако надо отметить тенденцию объединения провин­циальных бирж. К полицентричес­кому устройству организованного рынка ценных бумаг тяготеет рос­сийская биржевая система, пред­ставленная значительным количе­ством региональных структур. Фондовый рынок, как и всяэкономика в целом, не застрахо­ван от спадов и других потрясе­ний, иногда вызывающих пара­лич всей экономической дея­тельности. Рынок ценных бумаг всегда был и будет индикатором финансово-экономического здо­ровья государства: резкое паде­ние биржевых курсов служит грозным предзнаменованием об­щей финансовой катастрофы в стране, всякое же оживление экономики немедленно сказывается на объемах финансовых операций[21].В целях активизации фондово­го рынка Национальная комиссия Республики Казахстан по ценным бумагам разработала проект про­граммы развития фондового рын­ка на 1999 - 2000 гг., который на­правлен для обслуживания заин­тересованным министерствам и ведомствам.Новая программа обращена на формирование фондового рынка в качестве эффективного механизма мобилизации и перераспределения средств отечественных и иностран­ных инвесторов, привлечения ин­вестиций в реальную экономику Казахстана. Одна из основных ее задач - совершенствование регули­рования фондового рынка и фи­нансового рынка в целому. Ожидается, что в нынешнем году процесс развития казахстанс­кого рынка ценныхбумаг будет носить эволюционный характер. В этот период, скорее всего, не про­изойдет усиления стагнационных процессов. Наиболее вероятным сценарием развития событий пред­ставляется увеличение объемов сделок с наиболее популярными ценными бумагами. Представля­ются вероятными следующие из­менения в инфраструктуре рынка ценных бумаг: количество небан­ковских организаций к концу 2000 г. составит не более 10 - 15, на базе KASE и Центрального депозита­рия будет создана общереспубли­канская торгово-расчетная систе­ма,позволяющая, во-первых, уча­ствовать в биржевых торгах, нахо­дясь в любом регионе Казахстана, во-вторых, осуществлять различ­ные сделки по способам их за­ключения и исполнения, в-треть­их, обеспечивать высокую степень прозрачности фондового рынка.Сокращение количества броке­ров-дилеров - небанковских орга­низаций и регистраторов - не ока­жет негативного влияния на общее состояние рынка ценных бумаг, так как будет компенсировано обеспе­чением доступа клиентов из любых регионов Казахстана к их услугам через посредников, осуществляю­щих деятельность на рынке ценных бумаг, и их действующими и по­тенциальными клиентами. Для полноценного функцио­нирования рынка ценных бумаг необходимо создание механизма государственного регулирования фондового рынка, сочетающего в себе учет интересов инвесторов и государства, с максимально воз­можным его невмешательством в практику фондовой торговли. Следует постоянно изучать опыт других стран, чтобы в процессе развития рынка ценных бумаг из­бежать многих ошибок. Значи­тельный импульс придаст участие иностранных инвесторов, помощь компетентных международных организаций[22]. В Казахстане было бы полез­ным при Национальной комиссии по ценным бумагам организовать специализированный отдел ана­литиков, готовящих аналитичес­кую информацию для открытой печати, что заинтересует и расши­рит возможности инвесторов для вложения свободных средств в ценные бумаги и послужит своеобразным "толчком" развития рынка ценных бумаг.Планируется:1) обеспечить развитие внут­ренних институциональных инве­сторов и таким образом решить проблему привлечения сбереже­ний населения в экономику Ка­захстана;2) повысить инвестиционную привлекательность казахстанских негосударственных ценных бумаг;3) сбалансировать спрос и предложение на ценные бумаги, создав, с одной стороны, широ­кий выбор инструментов, а с дру­гой, устойчивую инвесторскую базу;4) завершить приватизацию государственных пакетов акций "голубых фишек". Еще раз подчеркнем, что для привлечения на фондовый рынок максимально широкого спектра инвесторов государство в большей степени будет ориентироваться на возможности внутренних инвесторов. Основная ставка может быть сделана на различные формы кол­лективного инвестирования. Госу­дарство также должно поддержи­вать иностранных портфельных инвесторов, ориентированных на долгосрочное присутствие на ка­захстанском рынке ценных бумаг. Необходимо защитить внутренний финансовый рынок с помощью контроля притока иностранных инвестиций в те или иные секто­ры экономики, а также ихпере­распределение, исходя из приоритетов государства. Отечественный рынок ценных бумаг должен предоставить граж­данам республики возможность беспрепятственного участия в процессе становления рынка и ис­пользования ценных бумаг как альтернативного варианта инвес­тирования свободных финансовых ресурсов. Именно эти возможно­сти позволят реализовать предла­гаемую Национальной комисси­ей Республики Казахстан по цен­ным бумагам модель развития рынка ценных бумаг[23]. В целом, при выполнении всех запланированных мероприятий в Казахстане удастся создать все не­обходимые условия для развития рынка ценных бумаг в качестве регулятора всех рыночных отно­шений и механизма мобилизации свободных финансовых ресурсов в различные отрасли и секторы экономики.

 

Заключение

 

Создание и развитие рынка ценных бумаг в Республике Казахстан объективно обусловлено ходом экономических ре­форм и преобразований отношений собственности.

Первые элементы рынка ценных бумаг в Республике Казах­стан появились в 1991 году, когда стали создаваться акционер­ные общества, брокерские фирмы, фондовые биржи. В последующем с углублением процесса реформирования эконо­мической системы, а также с принятием Национальной програм­мы разгосударствления и приватизации в Казахстане ускорился процесс формирования основных элементов рынка ценных бу­маг. Преобразование государственных предприятий в акционер­ные общества позволило использовать ими один из наиболее эффективных механизмов привлечения инвестиций - выпуск акций. [24]

Рынок ценных бумаг во всех странах во многих отношениях является лучшим и наиболее доступным механизмом финансиро­вания экономического роста.

В целях определения основных прав и обязанностей участ­ников рынка ценных бумаг, порядка формирования и деятельно­сти Национальной комиссии Республики Казахстан по ценным бумагам, а также защиты интересов и содействия эффективному развитию экономики Республики Казахстан 21 апреля 1995 года Президентом Республики Казахстан Н. Назарбаевым был издан Указ, имеющий силу закона, "О ценных бумагах и фондовой бирже".

Специфика рынка ценных бумаг в Республике Казахстан состоит в том, что модель преобразований отношений собствен­ности в рамках Национальной программы разгосударствления и приватизации основывалась на широком привлечении в этот процесс индивидуальных инвесторов и рядовых граждан через механизмы малой и массовой приватизации, В реализации этой программы участие банков было ограничено по вполне обосно­ванным причинам. Как свидетельствует мировой опыт; деятель­ность банков на рынке ценных бумаг неизбежно ведет к монополизации рынка, превращая рынок ценных бумаг в сферу деятельности небольшого количества финансовых компаний, преимущественно банков. Банковская модель рынка ценных бумаг функционирует только в Германии, все остальные страны уже отошли от этой модели. Отечественный рынок ценных бумаг должен предоставить гражданам республики возможность бес­препятственного участия а процессе становления рынка и ис­пользования ценных бумаг как альтернативного варианта инвестирования свободных финансовых ресурсов. Именно эти возможности позволят реализовать предлагаемую Национальной комиссией Республики Казахстан по ценным бумагам небанков­скую модель развития рынка ценных бумаг. Отличительные особенности небанковской модели рынка ценных бумаг от бан­ковской таковы:

- высокая доля акционерного капитала;

- преобладание долевых ценных бумаг (акций) над долговыми (облигации, займы, векселя);

- низкая доля прямого банковского кредитования в финанси­ровании производства;

- преобладание па рынке небанковских учреждений.

Кроме этого выбор небанковской модели развития рынка ценных бумаг обусловлен следующими факторами.

1. Наиболее "дешевые деньги" для развития производства -это деньги, полученные при эмиссии и размещении акций. Акци­онерный капитал является наиболее эффективной формой орга­низации промышленного производства, позволяющей максимально согласовать интересы всех заинтересованных лиц, - как работников, так и акционеров.

Это относится прежде всего к процессу инвестирования капитала, который предполагает, что миграция капитала осуще­ствляется в виде прилива его к местам необходимого приложе­ния и оттока капитала из тех отраслей производства, где имеет место его излишек. Механизм этого движения таков: растет спрос на какие-нибудь товары (услуги), соответственно растут их цены, растут прибыли от их производства, и в эти отрасли устремляются свободные капиталы, покидая те отрасли произ­водства, на продукцию которых спрос сокращается и производ­ство которых становится экономически менее эффективными. Ценные бумаги - один из основных инструментов, обеспечива­ющих работу этого механизма, В практике рыночной экономики это ведет к тому, что капитал размещается главным образом в тех производствах, которые необходимы и пользуются спросом у общества. В результате возникает оптимальная структура обще­ственного производства (не только по размещению капитала, но и по его размерам в отдельных отраслях и производствах) и создается сбалансированная экономика: общественное произ­водство в основном соответствует общественному спросу. Это важное достоинство развитой рыночной экономики.

2. На казахстанском рынке еще долгое время не будет достаточного количества организаций, которые своими активами могли бы гарантировать собственные долговые обязательства при больших объемах привлекаемых денежных средств, необ­ходимых для инвестиций в производственную сферу, В то же время инвестиции в акции предполагают возможность участия в управлении предприятием, и массовая приватизация государст­венной собственности позволит уже в ближайшее время исполь­зовать этот механизм для привлечения инвестиций,

3. Политический фактор, поскольку основным владельцем свободных денежных ресурсов в Казахстане, как и во всем мире, является население. Реализация права каждого гражданина на участие в собственности акционерного общества, обещанного при массовой приватизации через ПИКи, - политически актуаль­ная задача (учитывая менталитет населения).

В работе были рассмотрены все этапы становления Казахстанского рынка ценных бумаг, начиная с первых акционерных обществ и кончая про­граммой "Голубые фишки" в исторической последовательности подоб­раны нормативные и законодательные акты формирования и регулирования РЦБ. Умышленно не акцентировался разбор всех видов ценных бумаг, обра­щающихся в настоящее время на Казахстанском РЦБ с приведением детальной информации о сроках погашения, доходности и т.д. Подобная статистическая информация весьма обширна и не соответствует направленности этой работы. Одна лишь сводка биржевых новостей за день по всем видам ЦБ может значи­тельно превысить по объему всю курсовую работу. [22] Некоторые проблемы работы рынка являются просто обратными сторо­нами его успеха. Например, его относительно маленький размер (общий объем кратко- и среднесрочных ценных бумаг в обращении составляет 350 млн. долл. США) делает его менее привлекательным для крупных международных игро­ков, но это же обстоятельство способствует лучшему отражению фискальной политики и возможности Министерства финансов производить займы. То же самое относится и к его доходам. Существующая доходность в 17-18% намного ниже, чем в России, Украине и Бразилии, которые имеют одинаковый уровень инфляции, и даже ниже, чем в Польше или Венгрии, которые продвинулись на­много дальше в проведении реформ. У нас это является отражением твердого спроса на местном уровне, хотя предложение сознательно ограничиваться Ми­нистерством финансов. По причине небольшого размера и низких доходов этот рынок, хотя и полностью открытый для зарубежных инвесторов, никогда не за­висел от последних, поскольку их доля редко составляла 15%. Но одновремен­но это обеспечивает стабильность рынку во времена общей изменчивости раз­вивающихся рынков...

Правительство делает оптими­стичные прогнозы на реализацию программы акций предприятий «голубых фишек». Планируется получить от продажи до 30 млрд. тенге, что должно со­ставить основную часть доходов от приватизации. Надо заметить, что данный факт вызывает сомнение у некоторых экспертов, т.к. более 80% производствен­ного потенциала нашей республики находится в руках иностранных инвесто­ров.

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

1. Назарбаев Н.А. Стратегия трансформации общества и возрождения евразийской цивилизации. - М.: Экономика, 2000. -544 с.

2. Закон Республики Казахстан Об акционерных обществах от 13 мая 2003 года N 415

3. Закон Республики Казахстан О рынке ценных бумаг от 2 июля 2003 года N 461

4. Жуков Е.Ф. Ценные бумаги и фондовые рынки: Учеб. пособие для вузов. - М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1995.

5. Бюллетень развития интеграции. 2002-2003. Алматы: Таможенный союз, 2004. -392 с

6. Как сделать рынок государственных ценных бумаг более привлекательным // Бизнес-Казахстан. - 1998. - № 1. - август. - С. 39.

7. Миркин Я.И. Ценные бумаги и фондовый рынок. - М.: Перспектива, 1995.

8. Агарков М. М. Учение о ценных бумагах. М.: Финстатиформ, 1993

9. Бейсембетов И.К., Жаркынбаев Е.С., Иванов М.И. Фондовый рынок Республики Казахстан: Проблемы и перспективы развития. Под. ред. Темирханов Е.У.-1997.-Алматы.-С.6.

10. Предпринимательское (хозяйственное) право: Учебник для вузов (под ред. Зинченко С.А., Колесника Г.И.) Изд. 2-е, перераб., доп - Ростов н/Д: Феникс, 2008. - 479с..

11. http://portal.agun.kz

12. http://4study.kz/rynok-cennyh-bumag-i-birzhevoe-delo/p_36/

13. к.э.н. НИИ частного права КазГЮУ по заказу ТОО «Институт законодательства Республики Казахстан» - Омурчиева Э.М.

14. Комитет по контролю и надзору финансового рынка и финансовых организаций Национального Банка РК http://www.afn.kz/?docid=670

15. Есенов Б. Проблемы и перспективы раз­вития фондового рынка в Казахстане//Саясат. N 6, 1999. С. 72.

16. Рынок ценных бумаг Казахстана: про­блемы формирования и развития / Под ред. М.Б. Кенжегузина. А., 1998. С. 5.17. Рынок ценных бумаг / Под ред. В Л. Га­ланова, А.И. Басова. М.: Финансы и стати­стика, 1998. С. 160.18. Аналитическая информация о состоя­нии рынка ценных бумаг Республики Казах­стан // Рынок ценных бумаг Казахстана, N 1, 2000. С. 19 - 28.19. Карагузов Ф. Ценные бумаги и регулирование их обращения в Республике Казахстан. А.: Каржы-Каражат, 1995. С.50-53.20. Аналитическая информация осостоя­нии рынка ценных бумаг Республики Казах­стан // Рынок ценных бумаг Казахстана, N 1, 2000. С. 19 - 28. 21. Джолдасбеков А., Аягузов К. Краткий обзор развития фондового рынка Республики Казахстан в 1991 - 1994 гг. // Рынок ценных бумаг Казахстана. №12, 1999, с. 19-2322. Сейткасимов Г.С., Ильясов Л.А. Ценные бумаги и фондовый рынок. А..- Эконо­мика, 1998. С. 4-40, 16623. Рынок ценных бумаг / Под ред. В Л. Га­ланова, А.И. Басова. М.: Финансы и стати­стика, 1998. С. 160.

24. И. Исингарин. 10 лет СНГ. Проблемы, поиски, решения. - Алматы. ОФ «БИС». - 2000. - 400 с.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; просмотров: 547; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.58.38.184 (0.013 с.)