Глава 2. АНАЛИЗ нормативно-правового РЕГУЛИРОВАНИЯ РЫНКА ЦЕННЫХ БУМАГ законом «О рынке ценных бумаг»



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Глава 2. АНАЛИЗ нормативно-правового РЕГУЛИРОВАНИЯ РЫНКА ЦЕННЫХ БУМАГ законом «О рынке ценных бумаг»



2.1. Анализ изменений произошедших после введения закона
«О рынке ценных бумаг»

Рынок ценных бумаг тесным образом связан с состоянием национальной экономики и с процессами, происходящими на мировых финансовых рынках. Тенденции развития фондового рынка обычно соответствует тенденция развития экономики страны. Экономический кризис в стране так или иначе ведет к кризисам на рынке ценных бумаг.

Для развития и нормального функционирования фондового рынка необходимо осуществить ряд мер, направленных на совершенствование всей системы рынка:

необходимость разработки новой концепции рынка ценных бумаг в соответствии с национальными интересами страны;

совершенствование законодательной и нормативной базы и строгий контроль за их соблюдением;

обеспечение информационной прозрачности рынка ценных бумаг;

недопущение ущемления прав инвесторов и обеспечение их финансовой безопасности; эффективное управление государственными пакетами акций акционерных обществ.

Анализируя Закон Республики Казахстан «О рынке ценных бумаг» (далее - Закона) мы пришли к следующим выводам.

Рынок ценных бумаг (далее - РЦБ) является сегодня одним из важнейших направлений развития экономики страны. На фоне мощного рынка государственных ценных бумаг рынок акций в Казахстане пока развит недостаточно. Одна из основных проблем рынка ценных бумаг - отсутствие акций в свободном обращении, несмотря на большое количество акционерных обществ. Акции предприятий сосредоточены в основном в контрольных пакетах стратегических инвесторов, которые не заинтересованы в потере контроля над предприятием и раскрытию финансовой информации. Поэтому на рынке обращается ограниченное количество акций.

Программа развития рынка ценных бумаг Республики Казахстан на 2005-2007 годы разработана в соответствии с поручениями Президента Республики Казахстан. Проект Программы определяет основные цели и задачи дальнейшего развития рынка, призван активизировать рынок и обеспечить комплексное решение существующих проблем.

При разработке Программы была определена главная цель - это дальнейшее развитие рынка ценных бумаг Казахстана, обеспечение его прозрачного и эффективного функционирования, расширения возможностей для выпуска ценных бумаг, защиты прав инвесторов и обеспечение добросовестной конкуренции.

В Республике Казахстан на протяжении большей части XX века отсутствовали условия существования РЦБ. И лишь с переходом страны к рыночной экономике стало возможным говорить о существовании РЦБ.

При этом основной задачей Программы является приведение рынка ценных бумаг в соответствии с современными требованиями.

В целом, хотелось бы отметить, что в законе отсутствуют принципы осуществления деятельности на рынке ценных бумаг.

Поэтому предлагаем включить в статью, предусматривающую принципы осуществления деятельности на рынке ценных бумаг следующее:

четкое разграничение имущества профессионального участника от имущества его клиентов;

взаимное распределение рисков, связанных с инвестированием в ценные бумаги с использованием услуг профессиональных участников; принятие профессиональным участником части такого риска на себя;

страхование рисков, связанных с деятельностью профессионального участника на организованных рынках ценных бумаг;

конфиденциальность информации о клиентах, принадлежащих им ценных бумагах о поручениях, инструкциях клиентов и партнеров;

недопустимость осуществления сделок или предоставления профессиональных услуг при наличии конфликта интересов;

ответственность профессионального участника за убытки, понесенные их клиентами в результате деятельности или консультаций профессиональных участников.

В соответствии с п. 8 ст. 3 Закона уполномоченный орган определяет правила осуществления профессиональной деятельности и других лицензируемых видов деятельности на рынке ценных бумаг, в том числе требования к условиям и порядку совершения сделок с ценными бумагами, учету этих сделок и отчетности по ним. Правила изложены в Постановлении Директората Национальной комиссии Республики Казахстан по ценным бумагам от 16 октября 2000 года № 690 «Об утверждении Инструкции о действиях субъектов рынка ценных бумаг в случае приостановления действия или отзыва лицензий на осуществление брокерской и дилерской деятельности на рынке ценных бумаг с правом ведения счетов клиентов в качестве номинального держателя», Постановлении Правления Агентства Республики Казахстан по регулированию и надзору финансового рынка и финансовых организаций от 27 августа 2005 года № 317 «Об утверждении Правил осуществления брокерской и дилерской деятельности на рынке ценных бумаг Республики Казахстан и внесении изменения в постановление Национальной комиссии Республики Казахстан по ценным бумагам от 20 апреля 1999 года № 30 «О внесении изменений в некоторые нормативные правовые акты Национальной комиссии Республики Казахстан по ценным бумагам по вопросам допуска физических лиц к выполнению работ на рынке ценных бумаг», Постановлении Правления Агентства Республики Казахстан по регулированию и надзору финансового рынка и финансовых организаций от 25 февраля 2006 года № 61 «Об утверждении Правил регистрации профессиональными участниками рынка ценных бумаг, оказывающими услуги номинального держания, сделок с ценными бумагами, оформления и выдачи ими выписки с лицевого счета держателя ценных бумаг и раскрытия информации номинальным держателем», Постановлении Правления Агентства Республики Казахстан по регулированию и надзору финансового рынка и финансовых организаций от 25 февраля 2006 года № 62 «Об утверждении Правил ведения системы реестров держателей ценных бумаг».

Вызывает определенные сомнения п. 9 ст. 3 Закона, содержащий, что уполномоченный орган признает деятельность на рынке ценных бумаг в качестве профессиональной. По нашему мнению, статус субъекта, осуществляющего профессиональную деятельность на рынке ценных бумаг, определяется наличием у него соответствующей лицензии, которая выдается уполномоченным государственным органом. При этом п. 10 ст. 3 Закона уже определяет условия и порядок выдачи лицензий по видам деятельности на рынке ценных бумаг. Таким образом, происходит, по нашему мнению, необходимо поставить на утрату п. 9 ст. 3 Закона.

К примеру, по закону Российской федерации «О рынке ценных бумаг» перечислены требования к должностным лицам профессиональных участников рынка ценных бумаг:

Функции единоличного исполнительного органа профессионального участника рынка ценных бумаг не могут осуществлять:

лица, которые осуществляли функции единоличного исполнительного органа или входили в состав коллегиального исполнительного органа управляющей компании акционерных инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов, специализированного депозитария акционерных инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов, акционерного инвестиционного фонда, профессионального участника рынка ценных бумаг, кредитной организации, страховой организации, негосударственного пенсионного фонда в момент аннулирования (отзыва) у этих организаций лицензий на осуществление соответствующих видов деятельности за нарушение лицензионных требований или в момент вынесения решения о применении процедур банкротства, если с момента такого аннулирования либо момента завершения процедур банкротства прошло менее трех лет;

лица, имеющие судимость за преступления в сфере экономической деятельности или преступления против государственной власти.

Указанные лица не могут также входить в состав совета директоров (наблюдательного совета) и коллегиального исполнительного органа профессионального участника рынка ценных бумаг, а также осуществлять функции руководителя контрольного подразделения (контролера) профессионального участника рынка ценных бумаг.

Таким образом, в данном Законе РФ исключен круг лиц, который не может осуществлять профессиональную деятельность на рынке ценных бумаг.

Необходимо отметить, что по нашему мнению, в ст. 56 Закона лишь перечислены различные основания и информации, наличие которых дает повод для осуществления проверки Агентством по регулированию и надзору финансового рынка и финансовых организаций. В Законе не предусмотрены критерия признания сделки, заключенной с целью манипулирования. Таким образом, необходимо в Законе предусмотреть такие критерии. Также следует отметить, непонятно на какие конкретно сделки будет распространяться практика расследований по признанию сделок, заключенными с целью манипулирования.

В настоящее время необходимо предусмотреть на законодательном уровне процесс создания структуры фондового рынка, который отвечал бы международным стандартам.

В настоящее время в развитых западных странах различают две модели фондовых рынков: американскую и европейскую. Более эффективной и глубоко продуманной считается американская модель, к созданию которой стремится большинство стран, еще только формирующих свои фондовые рынки. Американская модель отличается от европейской прежде всего глубоким вмешательством государства в регулирование рынком ценных бумаг. Начало государственного регулирования рынка ценных бумаг в США относится к периоду «великой депрессии» 1929-1933 гг., и вот уже больше 60 лет является предметом пристального внимания правительственной администрации.

Федеральное законодательство о ценных бумагах представляет собой шесть основных законодательных актов, принятых между 1933 и 1940 годами и систематически дополнявшихся в последующие годы. Это закон о ценных бумагах (1933 г.); Закон о ценных бумагах и биржах (1934 г.); Закон о холдинговых компаниях по коммунальному обслуживанию (1935 г.); Закон о контрактах между держателями акций и компаниями-эмитентами (1939 г.); Закон об инвестиционных компаниях (1940 г.); Закон о предоставлении консультаций по инвестированию (1940 г.). В 1970 году к ним прибавили еще ряд законов, в том числе Закон о защите интересов инвесторов на рынке ценных бумаг.

Основная цель Акта о ценных бумагах 1933 года состояла в обеспечении всех участников фондового рынка полной и достоверной информацией позволяющей обоснованно принимать инвестиционные решения. Для этого требовалось, чтобы любая ценная бумага до ее выпуска на рынок проходила государственную регистрацию. Первоначально регистрация поручалась Федеральной комиссии по торговле, а с 1934 г. - Комиссии по ценным бумагам и биржам. Закон об обязательной регистрации действует и в настоящее время. В США существует типовая форма регистрационного документа. В нем содержатся сведения об эмитенте: его имя, название фирмы, вид бизнеса, информация о его имуществе и условиях выпуска ценных бумаг. Обязательно представляется финансовая отчетность: баланс эмитента, составленный не ранее, чем за три месяца до предполагаемого выпуска ценных бумаг, и такого же рода сводный отчет за истекшее пятилетие. Проверкой правдивости этой информации занимаются специальные аудиторы. Они контролируют составление регистрационных документов, проводят сравнительный анализ результатов деятельности различных фирм как за текущий, так и за предыдущие годы.

Закон 1933 года предусматривает ответственность за дачу ложных сведений, виновные подвергаются либо административному расследованию, либо судебному разбирательству. Вместе с тем каждый эмитент ценных бумаг имеет право обжаловать решение регистрационного органа и обратиться в Апелляционный суд США.

Главное внимание в законодательстве о ценных бумагах уделяется рынкам обычных акций. В настоящее время в США существует два вида рынков акций - фондовые биржи и «биржи без посредников». Фондовые биржи имеют специальные помещения и операционные залы, действуют на основе жестких правил, определяющих количество и квалификацию членов биржи, выполняемые ими функции, а до 1975 года и размер комиссии, взимаемый по всем видам сделок.

«Биржи без посредников» традиционно не имеют ни структуры, ни своих помещений. Это рынок, на котором любая фирма может участвовать в сделках с ценными бумагами.

Фондовые биржи различаются по размерам проводимых операций. Наряду с фондовыми биржами национальных масштабов, такими как Нью-Йоркская (в других странах - Токийская, Лондонская, Торонтская, Франкфуртская и др.), существует много менее крупных бирж. Это биржи региональные, осуществляющие операции с акциями мелких и средних компаний. В США среди региональных бирж особенно выделяются Средне-Западная, Филадельфийская, Тихоокеанская, Бостонская и другие. Операциями с ценными бумагами занимается ряд товарных бирж, например, Чикагская.

Существуют 3 модели фондового рынка в зависимости от банковского или небанковского характера финансовых посредников:

1. Небанковская модель (США) - в качестве посредников выступают небанковские компании по ценным бумагам.

2. Банковская модель (Германия) - посредниками выступают банки.

3. Смешанная модель (Япония) - посредниками являются как банки, так и небанковские компании.

Одна из крупнейших фондовых бирж в Европе и один из наиболее известных мировых рынков ценных бумаг - Лондонская фондовая биржа. Официально основана была в июле 1773 года под названием Фондовая биржа, после того как в течение известного периода со времени правления короля Вильгельма III неформально функционировала в кофейнях «У Джонатана» и «У Гаррауэя», в здании Королевской биржи, в помещении Ост-Индской компании, «Хадсон бэй компании» и в «Новом Джонатане». Здание «Нового Джонатана» со временем оказалось тесным, и было построено новое здание вблизи Банка Англии.

Члены биржи подразделяются на брокеров и джобберов. В соответствии с существующими правилами никто не может действовать одновременно в обоих качествах. Также они не могут выступать как партнеры. Не допускается перемена одного статуса на другой иначе как с уведомлением не менее чем за месяц. Член биржи или его супруг не могут одновременно являться руководителем или служащим др. предприятия. Брокеры имеют дело с клиентами вне биржи и выполняют их заказы по покупке и продаже ценных бумаг через джобберов. Последние по своим функциям очень близки к дилерам. Они действуют на рынке ценных бумаг за свой счет и, в отличие от специалистов Нью-Йоркской фондовой биржи, не обязаны ставить на первое место интересы клиентов или общественные интересы. Брокеры получают плату за свой труд в виде комиссионных, тогда как прибыль джобберов заключается в разнице между покупной и продажной ценой бумаг. Им запрещено непосредственно иметь дело с клиентами. Деловая активность на бирже подразделяется на различные рынки, на каждом из которых действует некоторое число брокеров и джобберов, специализирующихся на ценных бумагах определенной, достаточно широкой категории или класса. Каждый рынок имеет собственное место в торговом зале биржи. Брокер, намеревающийся приобрести или продать ценные бумаги, направляется в ту часть зала, где находится соответствующий рынок и где много джобберов конкурируют между собой, торгуя теми или иными акциями. Стандартного размера сделки не существует, кроме общепринятых размеров, действующих на рынке в целом. Получив приказ от своего клиента, брокер в зависимости от его содержания приобретает бумаги у джоббера или продает их ему. Приказ не может быть исполнен, пока не будет достигнута указанная клиентом предельная цена, ЛИМИТ. По исполнении приказа брокер уведомляет об этом клиента, сообщая ему причитающуюся сумму и день выплаты.

На Лондонской фондовой бирже зарегистрировано большое число различных ценных бумаг, что свидетельствует о важной роли биржи в их размещении и об отсутствии внебиржевого рынка. Изредка производится торговля в форме опционов (продавца и покупателя).

Хотя сама фондовая биржа не несет перед инвесторами или перед кем-либо другим никакой ответственности за документы, сам факт допуска к биржевой котировке рассматривается как признак респектабельности. Акции не могут выпускаться по цене ниже номинала (это запрещается в Великобритании), поэтому каждая компания насущно заинтересована в том, чтобы курс акции при котировке, которая служит в качестве базовой при публичной продаже бумаг, включала существенную премию сверх номинала.

Возвращаясь к Закону о рынке ценных бумаг, хотелось бы также отметить, что в Законе не предусматриваются требования к деятельности на фондовой бирже, а также порядок допуска ценных бумаг к торгам на фондовой бирже. В связи с этим предлагаем включить в Закон «О рынке ценных бумаг» Республики Казахстан статью следующего содержания:

«Статья. Требования к деятельности фондовой биржи

1. Фондовая биржа обязана утвердить:

правила допуска к участию в торгах на фондовой бирже;

правила проведения торгов на фондовой бирже, которые должны содержать правила совершения и регистрации сделок, меры, направленные на предотвращение манипулирования ценами и использования служебной информации.

Фондовая биржа, оказывающая услуги, непосредственно способствующие совершению сделок с ценными бумагами, в том числе с инвестиционными паями паевых инвестиционных фондов, обязана также утвердить правила листинга/делистинга ценных бумаг и/или правила допуска ценных бумаг к торгам без прохождения процедуры листинга, а фондовая биржа, оказывающая услуги, непосредственно способствующие совершению сделок, исполнение обязательств по которым зависит от изменения цен на ценные бумаги или от изменения значений индексов, рассчитываемых на основании совокупности цен на ценные бумаги (фондовых индексов), в том числе сделок, предусматривающих исключительно обязанность сторон уплачивать (уплатить) денежные суммы в зависимости от изменения цен на ценные бумаги или от изменения значений фондовых индексов, обязана также утвердить соответствующие требованиям нормативных правовых актов уполномоченного органа по рынку ценных бумаг спецификации таких сделок.

2. Фондовая биржа должна осуществлять постоянный контроль за совершаемыми на фондовой бирже сделками в целях выявления случаев использования служебной информации, манипулирования ценами и за соблюдением участниками торгов и эмитентами, ценные бумаги которых включены в котировальные списки, требований законодательства Республики Казахстан ценных бумагах и нормативных правовых актов уполномоченного органа.

Участники торгов обязаны предоставлять фондовой бирже по ее требованию информацию, необходимую для осуществления ею контроля в соответствии с правилами проведения торгов на фондовой бирже.

3. Фондовая биржа обязана обеспечивать гласность и публичность проводимых торгов путем оповещения участников торгов о месте и времени проведения торгов, списке и котировке ценных бумаг, допущенных к торгам на фондовой бирже, результатах торговых сессий.

4. Фондовая биржа вправе устанавливать размер и порядок взимания с участников торгов взносов, сборов и других платежей за оказываемые ею услуги, а также размер и порядок взимания штрафов за нарушение установленных ею правил.

Фондовая биржа не вправе устанавливать размер вознаграждения, взимаемого участниками торгов за совершение биржевых сделок».

По нашему мнению, необходимо также включить институт недобросовестной эмиссии, как предусмотрено, к примеру, в Законе РФ «О рынке ценных бумаг»:

Статья 26. Недобросовестная эмиссия

Недобросовестной эмиссией признаются действия, выражающиеся в нарушении процедуры эмиссии, установленной в настоящем разделе, которые являются основаниями для отказа регистрирующими органами в государственной регистрации выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг, признания выпуска эмиссионных ценных бумаг несостоявшимся или приостановления эмиссии эмиссионных ценных бумаг. (В случае обнаружения признаков недобросовестной эмиссии регистрирующим органом он обязан в течение семи дней сообщить об этом в федеральный орган исполнительной власти по рынку ценных бумаг (региональное отделение федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг).

В государственной регистрации выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг может быть отказано при наличии оснований, предусмотренных в статье 21 настоящего Федерального закона.

Выпуск эмиссионных ценных бумаг может быть приостановлен или признан несостоявшимся при обнаружении регистрирующим органом следующих нарушений:

нарушение эмитентом в ходе эмиссии требований законодательства Российской Федерации;

обнаружение в документах, на основании которых был зарегистрирован выпуск ценных бумаг, недостоверной информации.

При выявлении нарушений установленной процедуры эмиссии регистрирующий орган может также приостановить эмиссию до устранения нарушений в пределах срока размещения ценных бумаг. Возобновление эмиссии осуществляется по специальному решению регистрирующего органа.

В случае признания выпуска эмиссионных ценных бумаг недействительным все ценные бумаги данного выпуска подлежат возврату эмитенту, а средства, полученные эмитентом от размещения выпуска ценных бумаг, признанного недействительным, должны быть возвращены владельцам. Федеральный орган исполнительной власти по рынку ценных бумаг для возврата средств владельцам вправе обратиться в суд.

Все издержки, связанные с признанием выпуска эмиссионных ценных бумаг недействительным (несостоявшимся) и возвратом средств владельцам, относятся на счет эмитента.

В случае нарушения, выражающегося в выпуске ценных бумаг в обращение сверх объявленного в проспекте ценных бумаг, эмитент обязан обеспечить выкуп и погашение ценных бумаг, выпущенных в обращение сверх количества, объявленного к выпуску.

Если эмитент в течение двух месяцев не обеспечит выкуп и погашение ценных бумаг, выпущенных в обращение сверх количества, объявленного к выпуску, то федеральный орган исполнительной власти по рынку ценных бумаг вправе обратиться в суд о взыскании средств, неосновательно полученных эмитентом.

Срок исковой давности для признания недействительными выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг, сделок, совершенных в процессе размещения эмиссионных ценных бумаг, и отчета об итогах их выпуска составляет три месяца с момента регистрации отчета об итогах выпуска (дополнительного выпуска) этих ценных бумаг.

Рынок ценных бумаг - важнейший сектор экономики страны, поэтому государство осуществляет постоянный мониторинг ситуации на национальном рынке капиталов с целью повышения защиты интересов инвесторов в сфере движения ценных бумаг. Тем более, что достаточно развитие получили бездокументарные ценные бумаги. Поэтому необходимо, чтобы в Законе о рынке ценных бумаг учитывался данный факт.

На наш взгляд, необходимо определить те финансовые инструменты, которые наиболее эффективно способствуют привлечению инвестиций на казахстанском фондовом рынке.

В этом смысле привлекательными являются производные ценные бумаги, поскольку позволяют лучше оценить тенденции увеличения и уменьшения курсов ценных бумаг, на которые они выписаны, и тем самым более точно определить доходность инвестиций. На наш взгляд, в данном законе недостаточно урегулирован вопрос обращения производных ценных бумаг.

Также хотелось бы отметить, что практически отсутствуют нормы, предусматривающие ответственность субъектов РЦБ, не для всех незаконных действий предусмотрены специальные меры ответственности.

Отсутствие норм о защите конкуренции и ограничении монополистической деятельности на РЦБ, также является одним из аспектов, упущенных в Законе.

Интересен опыт Японии в плане регулирования деятельности на РЦБ. Здесь сложилась двухуровневая система регулирования, при которой контроль за рынком осуществляется как государством, так и саморегулируемыми организациями.

В соответствии с п. 3 ст. 30 Закона условия и порядок аннулирования выпуска объявленных акций устанавливаются нормативным правовым актом уполномоченного органа, а именно: Постановление Правления Агентства Республики Казахстан по регулированию и надзору финансового рынка и финансовых организаций от 30 июля 2005 года № 268 «Об утверждении Правил государственной регистрации выпуска объявленных акций, утверждения отчета об итогах размещения акций и аннулирования выпуска акций и внесении изменения в постановление Правления Агентства Республики Казахстан по регулированию и надзору финансового рынка и финансовых организаций от 25 июня 2005 года № 217 «О внесении дополнений в постановление Правления Национального Банка Республики Казахстан от 4 июля 2003 года № 217 «Об утверждении Правил государственной регистрации выпуска объявленных акций, утверждения отчета об итогах размещения акций и аннулирования выпуска акций» и постановление Правления Агентства Республики Казахстан по регулированию и надзору финансового рынка и финансовых организаций от 16 февраля 2004 года № 32 «Об утверждении Правил ведения системы реестров держателей ценных бумаг».

Согласно ст. 35 Закона условия и порядок выпуска, размещения, обращения и погашения казахстанских депозитарных расписок, представления отчета об итогах размещения или погашения казахстанских депозитарных расписок, а также требования, подлежащие соблюдению эмитентом казахстанских депозитарных расписок, устанавливаются нормативными правовыми актами уполномоченного органа, а именно: Постановлением Правления Национального Банка Республики Казахстан от 6 декабря 2003 года № 430 «Об утверждении Правил выпуска, размещения, обращения и погашения казахстанских депозитарных расписок, государственной регистрации их выпуска и представления отчетов об итогах размещения или погашения казахстанских депозитарных расписок, а также о требованиях, подлежащих соблюдению эмитентом казахстанских депозитарных расписок».

П. 4 ст. 36 гласит, что особенности регистрации прав по государственным эмиссионным ценным бумагам устанавливаются законодательством Республики Казахстан. Необходимо отметить, что на основании проведенного анализа в Законе Республики Казахстан «О государственном и гарантированном государством заимствовании и долге», а также в подзаконных актах не предусмотрены особенности регистрации прав по государственным эмиссионным ценным бумагам, исходя из этого можно сделать вывод о существующем пробеле в законодательстве Республики Казахстан, что на практике может привести к определенным юридическим последствиям.

Также в соответствии с п. 8 ст. 36 регистрация изменения или прекращения прав по эмиссионным ценным бумагам по решению суда осуществляется регистратором (номинальным держателем) на основании исполнительного листа, содержащего все необходимые реквизиты в соответствии с законодательством Республики Казахстан.

Согласно п. 1 ст. 38 Закона порядок оформления и выдачи выписки устанавливается нормативным правовым актом уполномоченного органа и внутренними документами регистратора (номинального держателя), а именно: Постановление Правления Агентства Республики Казахстан по регулированию и надзору финансового рынка и финансовых организаций от 25 февраля 2006 года № 61 «Об утверждении Правил регистрации профессиональными участниками рынка ценных бумаг, оказывающими услуги номинального держания, сделок с ценными бумагами, оформления и выдачи ими выписки с лицевого счета держателя ценных бумаг и раскрытия информации номинальным держателем».

П. 4 ст. 45 Закона гласит, что условия и порядок совмещения видов профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг устанавливаются нормативным правовым актом уполномоченного органа, в частности: Постановлением Правления Национального банка Республики Казахстан от 27 октября 2003 года № 379 «О совмещении видов профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг», Постановление Правления Агентства Республики Казахстан по регулированию и надзору финансового рынка и финансовых организаций от 29 января 2005 года № 17 «Об установлении пруденциальных нормативов для организаций, совмещающих виды профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг, утверждении Правил расчета пруденциальных нормативов для организаций, совмещающих виды профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг».

Согласно пп. 2 п. 1 ст. 48 Закона для получения лицензии заявитель должен соответствовать следующим квалификационным требованиям:

1) наличие работников, обладающих квалификационными свидетельствами согласно перечню, установленному нормативным правовым актом уполномоченного органа;

2) наличие программно-технических средств и иного оборудования, необходимых для осуществления деятельности на рынке ценных бумаг, в соответствии с нормативными правовыми актами уполномоченного органа, в частности, Постановлением Правления Агентства Республики Казахстан по регулированию и надзору финансового рынка и финансовых организаций от 19 апреля 2005 года № 132 «Об утверждении Инструкции о требованиях к программно-техническим средствам, необходимым для осуществления деятельности на рынке ценных бумаг».

Также в п. 3 ст. 48 содержится, что порядок проведения аттестации физических лиц и выдачи квалификационных свидетельств, а также приостановления действия или отзыва квалификационных свидетельств в случае нарушения обладателями квалификационных свидетельств требований законодательства Республики Казахстан устанавливаются нормативным правовым актом уполномоченного органа, а именно: Постановление Правления Агентства Республики Казахстан по регулированию и надзору финансового рынка и финансовых организаций от 12 июня 2004 года № 158 «Об утверждении Правил проведения аттестации физических лиц для работы на рынке ценных бумаг, выдачи квалификационных свидетельств, а также приостановления действия или отзыва квалификационных свидетельств».

Согласно ст. 49 Закона:

Лицензиат обязан соблюдать пруденциальные нормативы, иные показатели и критерии (нормативы) финансовой устойчивости, установленные нормативными правовыми актами уполномоченного органа в отношении соответствующего вида деятельности на рынке ценных бумаг.

Лицензиат обязан представлять в уполномоченный орган расчеты показателей, характеризующих соблюдение пруденциальных нормативов, иных показателей и критериев (нормативов) финансовой устойчивости, в порядке и сроки, которые установлены уполномоченным органом.

Виды пруденциальных нормативов, а также показателей, характеризующих соблюдение и порядок расчета значений пруденциальных нормативов, иных показателей и критериев (нормативов) финансовой устойчивости, подлежащие соблюдению лицензиатом, устанавливаются нормативными правовыми актами уполномоченного органа в отношении каждого вида деятельности на рынке ценных бумаг.

Таким образом, необходимо отметить, что нормативными актами, регулирующими пруденциальные нормативы, иные показатели и критерии (нормативы) финансовой устойчивости, обязательные к соблюдению лицензиатом, являются:

Постановление Правления Национального Банка Республики Казахстан от 4 июля 2003 года № 214 «Об утверждении Правил о пруденциальных нормативах для организаторов торгов с ценными бумагами и о внесении изменения в постановление Правления Национального Банка Республики Казахстан от 17 января 2003 года № 1 «О минимальных размерах уставного капитала организаций, осуществляющих отдельные виды банковских операций», зарегистрированное в Министерстве юстиции Республики Казахстан под № 2186;

Постановление Правления Агентства Республики Казахстан по регулированию и надзору финансового рынка и финансовых организаций от 25 сентября 2004 года № 266 «Об установлении пруденциального норматива для организаций, осуществляющих управление инвестиционным портфелем, утверждении Правил расчета пруденциального норматива для организаций, осуществляющих управление инвестиционным портфелем»;

Постановление Правления Агентства Республики Казахстан по регулированию и надзору финансового рынка и финансовых организаций от 25 сентября 2004 года № 265 «Об установлении пруденциального норматива для организаций, осуществляющих деятельность по ведению системы реестров держателей ценных бумаг, утверждении Правил расчета пруденциального норматива для организаций, осуществляющих деятельность по ведению системы реестров держателей ценных бумаг»;

Постановление Правления Агентства Республики Казахстан по регулированию и надзору финансового рынка и финансовых организаций от 29 января 2005 года № 17 «Об установлении пруденциальных нормативов для организаций, совмещающих виды профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг, утверждении Правил расчета пруденциальных нормативов для организаций, совмещающих виды профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг».

П.п. 1, 2 ст. 50 содержат, что условия и порядок выдачи лицензий для осуществления деятельности на рынке ценных бумаг устанавливаются Законом о рынке ценных бумаг и нормативными правовыми актами уполномоченного органа.

Документы, представленные для получения лицензии, рассматриваются уполномоченным органом и при соответствии заявителя и представленных им документов требованиям рассматриваемого нами Закона и иного законодательства Республики Казахстан уполномоченный орган выдает лицензию не позднее месячного срока. Уполномоченный орган вправе отказать в выдаче лицензии по основаниям, установленным законодательными актами Республики Казахстан. Таким образом, хотелось бы отметить, что законодательными актами, регулирующими порядок лицензирования с целью осуществления деятельности на рынке ценных бумаг, являются Закон Республики Казахстан от 17 апреля 1995 года № 2200 «О лицензировании», Закон Республики Казахстан от 4 июля 2003 года № 474-II «О государственном регулировании и надзоре финансового рынка и финансовых организаций», Постановление Правления Агентства Республики Казахстан по регулированию и надзору финансового рынка и финансовых организаций от 27 декабря 2004 года № 373 «Об утверждении Правил лицензирования деятельности на рынке ценных бумаг».

Согласно п. 2 ст. 51 осуществление лицензируемого вида деятельности на рынке ценных бумаг после получения письменного уведомления уполномоченного органа о приостановлении действия лицензии является незаконным и влечет за собой ответственность, установленную законами Республики Казахстан. На основании проведенного анализа можно утверждать, что ответственность в данном случае не предусмотрена Кодексом об административных правонарушениях Республики Казахстан. В свою очередь в УК РК предусмотрена уголовная ответственность в соответствии со ст. 190 за незаконное предпринимательство: осуществление предпринимательской деятельности без регистрации либо без специального разрешения (лицензии) в случаях, когда такое разрешение (лицензия) обязательно, или с нарушением условий лицензирования, а равно занятие запрещенными видами предпринимательской деятельности, если эти деяния причинили крупный ущерб гражданину, организации или государству либо сопряжены с извлечением дохода в крупном размере или производством, хранением либо сбытом подакцизных товаров в значительных размерах.



Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.220.231.235 (0.019 с.)