ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Злоупотребления при выпуске ценных бумаг (ст.185 УК)



 

Еще одной характерной чертой общества с рыночной экономикой является активное функционирование рынка ценных бумаг.

Количество преступлений на рынке ценных бумаг составляет незначительную долю среди преступлений экономической направленности, однако эти преступления характеризуются высокой общественной опасностью в связи с большим числом потерпевших и огромным материальным ущербом. Большинство этих преступлений являлись финансовыми мошенничествами (так называемые пирамиды). За период с 1991 г. по 1995 г. крупными мошенничествами на рынке частных инвестиций причинен ущерб в размере 1,9 трлн руб., пострадали 735 тыс. граждан. За это время было выявлено 170 мошеннических фирм, имевших 334 филиала во всех регионах России*. Во многих случаях эти преступления начинались с нарушения установленного порядка выпуска ценных бумаг (эмиссии).

* См.: О состоянии и мерах усиления борьбы с экономической преступностью и коррупцией в Российской Федерации // Щит и меч. 1996. № 11-12.

 

В настоящее время основным нормативным актом, регулирующим отношения, возникающие при эмиссии и обращении эмиссионных ценных бумаг, является Федеральный закон от 20 марта 1996 г. «О рынке ценных бумаг»*. Положения этого закона развиваются в ряде подзаконных актов, таких, как Положение о Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг, утв. Указом Президента РФ от 1 июля 1996 г.№ 1009**, Инструкция Центрального банка РФ от 17 сентября 1996 г. «О правилах выпуска и регистрации ценных бумаг кредитными организациями на территории Российской Федерации»***, Стандарты эмиссии акций при учреждении акционерных обществ, дополнительных акций, облигаций и их проспектов эмиссии, утв. постановлением Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг 17 сентября 1996 г. № 19****, Стандарты эмиссии акций и облигаций и их проспектов эмиссии при реорганизации коммерческих организаций, утвержденные постановлением Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг от 12 февраля 1997 г. № 8*****, и др. Обращение к этим правовым документам поможет уяснить содержание ст. 185 УК, предусматривающей ответственность за злоупотребления при выпуске ценных бумаг (эмиссии).

* СЗ РФ. 1996. № 17. Ст. 1918.

** Там же. № 28. Ст.3357.

*** РГ. 1996. 2 и 16 нояб.

**** Вестник Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг. 1996. № 4.

***** Там же. 1997. № 2 (7).

 

В ст. 185 УК фактически описаны признаки трех преступлений, связанных с выпуском ценных бумаг (эмиссии), отличающихся друг от друга и по признакам объективной стороны, и по признакам, характеризующим субъекта преступления: 1) внесение в проспект эмиссии ценных бумаг заведомо недостоверной информации, повлекшее причинение крупного ущерба; 2) утверждение проспекта эмиссии, содержащего заведомо недостоверную информацию, повлекшее причинение крупного ущерба; 3) утверждение заведомо недостоверных результатов эмиссии, повлекшее причинение крупного ущерба.

Уяснения требуют прежде всего три центральных понятия: ценная бумага, эмиссия ценных бумаг, проспект эмиссии.

Гражданский кодекс (ст.142) определяет ценную бумагу как документ, удостоверяющий с соблюдением установленной формы и обязательных реквизитов имущественные права, осуществление или передача которых возможны только при его предъявлении. К ценным бумагам относятся: государственная облигация, вексель, чек, депозитный и сберегательный сертификаты, банковская сберегательная книжка на предъявителя, коносамент, акция, приватизационные ценные бумаги и другие документы, которые законами о ценных бумагах или в установленном ими порядке отнесены к числу ценных бумаг (ст. 143 ГК). Однако в ст. 185 УК речь идет лишь об эмиссионных ценных бумагах, в том числе бездокументарных (см. ст. 149 ГК), которые закрепляют совокупность имущественных и неимущественных прав, подлежащих удостоверению, уступке и безусловному осуществлению с соблюдением установленных законом формы и порядка, размещаются выпусками и имеют равные объемы и сроки осуществления прав внутри одного выпуска вне зависимости от времени приобретения ценной бумаги. Такими эмиссионными ценными бумагами являются акция (эмиссионная ценная бумага, закрепляющая права ее владельца на получение части прибыли акционерного общества в виде дивидендов, на участие в управлении акционерным обществом и на часть имущества, остающегося после его ликвидации) и облигация (эмиссионная ценная бумага, закрепляющая право ее держателя на получение от эмитента облигации в предусмотренный ею срок ее номинальной стоимости и зафиксированного в ней процента от этой стоимости или иного имущественного эквивалента).

Под эмиссией ценных бумаг понимается установленная законом последовательность действий эмитента (юридического лица, органа исполнительной власти или органа местного самоуправления, несущих от своего имени обязательства перед владельцами ценных бумаг по осуществлению прав, закрепленных ими) по размещению эмиссионных ценных бумаг.

Процедура эмиссии ценных бумаг включает следующие этапы: принятие эмитентом решения о выпуске эмиссионных ценных бумаг, регистрацию выпуска эмиссионных ценных бумаг, изготовление сертификатов ценных бумаг (для документарной формы выпуска), размещение эмиссионных Ценных бумаг, регистрацию отчета об итогах выпуска. При этом, когда происходит размещение эмиссионных ценных бумаг среди неограниченного круга владельцев (так называемая открытая или публичная эмиссия) или заранее известного круга владельцев, число которых превышает 500, а также в случае, когда общий объем эмиссии превышает 50 тыс. минимальных размеров оплаты труда, необходимо подготовить и зарегистрировать проспект эмиссии. Ценные бумаги, выпущенные иностранными эмитентами, также допускаются к обращению или первичному размещению на рынке ценных бумаг РФ после регистрации проспекта эмиссии в Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг*.

* Данная процедура не является универсальной. В ст. 19 Федерального закона «О рынке ценных бумаг» говорится, что процедура эмиссии государственных и муниципальных ценных бумаг регулируется федеральными законами в порядке, ими установленном.

 

Назначение проспекта эмиссии состоит в том, чтобы предоставить инвесторам, приобретающим ценные бумаги, максимум необходимой информации об эмитенте, чтобы они могли самостоятельно оценить привлекательность ценных бумаг данного эмитента и принять осознанное решение.

Проспект эмиссии должен содержать данные об эмитенте, данные о финансовом положении эмитента, сведения о предстоящем выпуске эмиссионных ценных бумаг. Подробный и исчерпывающий перечень данных и сведений, обязательно включаемых в проспект эмиссии ценных бумаг, приводится в ст. 22 Федерального закона «О рынке ценных бумаг». В частности, в данных об эмитенте, наряду с другими, должны быть указаны учредители, номер и дата свидетельства о государственной регистрации в качестве юридического лица. Данные о финансовом положении эмитента включают: бухгалтерские балансы и отчеты о финансовой деятельности, в том числе отчет об использованной прибыли за последние три финансовых года либо за каждый завершенный финансовый год с момента образования, если этот срок менее трех лет; бухгалтерский баланс по состоянию последнего квартала перед принятием решения о выпуске ценных бумаг; отчет о формировании и об использовании средств резервного фонда за последние три года; размер просроченной задолженности эмитента кредиторам и по платежам в бюджет на дату принятия решения об эмиссии; данные об уставном капитале эмитента; отчет о предыдущих выпусках эмиссионных ценных бумаг, включающий в себя виды выпущенных ценных бумаг, номер и дату государственной регистрации, название регистрирующего органа, объем выпуска, количество выпущенных ценных бумаг, условия выплаты доходов и другие права владельцев.

Еще одним разделом проспекта эмиссии являются сведения о предстоящем выпуске ценных бумаг, где, в частности, приводится информация: о ценных бумагах (форма и вид ценных бумаг с указанием порядка хранения и учета прав на ценные бумаги), об общем объеме выпуска, о количестве эмиссионных ценных бумаг в выпуске; об эмиссии ценных бумаг; о сроках начала и окончания размещения ценных бумаг; о ценах и порядке оплаты приобретенных ценных бумаг; о профессиональных участниках рынка ценных бумаг или об их объединениях, которых предполагается привлечь к размещению выпуска ценных бумаг на момент регистрации проспекта эмиссии; о получении доходов по эмиссионным ценным бумагам (порядок выплаты доходов и методика определения размеров доходов); о наименовании органа, осуществившего регистрацию выпуска ценных бумаг.

В соответствующих нормативных актах устанавливается, кто готовит и подписывает проспект эмиссии ценных бумаг. Так, в Инструкции Центрального банка РФ «О правилах регистрации ценных бумаг кредитными организациями на территории Российской Федерации» говорится, что проспект эмиссии готовится правлением или другим уполномоченным органом кредитной организации. Проспект эмиссии первого выпуска акций учреждаемой кредитной организации готовится ее учредителями и подписывается членами назначенного учредителями органа по созданию кредитной организации. При выпуске облигации, а также при выпуске акций, связанном с увеличением уставного капитала, выпуске акций, осуществляемом в процессе преобразования кредитной организации из общества с ограниченной ответственностью в акционерное общество, и при выпуске акций, осуществляемом при создании кредитной организации путем слияния, разделения и выделения, проспект эмиссии должен быть заверен независимой аудиторской фирмой. За достоверность информации, включенной в проспект эмиссии, отвечают кредитная организация-эмитент и должностные лица (так в Инструкции - точнее сказать, лица, уполномоченные на выполнение управленческих функций. - Б.В.), подписавшие проспект эмиссии.

Уголовный закон (ст. 185) не уточняет, какие именно сведения, содержащиеся в проспекте эмиссии, должны быть заведомо недостоверными. Следовательно, это искажение реального положения может касаться любой содержащейся в проспекте эмиссии информации. Для уголовной ответственности необходимо лишь обязательно установить, что наступивший крупный ущерб причинно связан с включением в проспект эмиссии заведомо недостоверной информации, иначе говоря, требуется доказать, что, если бы соответствующая информация в проспекте эмиссии не была ложной, указанное последствие не наступило бы.

Проспект эмиссии представляется в государственный регистрирующий орган, когда осуществляется регистрация выпуска эмиссионных ценных бумаг. Перечень регистрирующих органов на территории Российской Федерации устанавливается Федеральной комиссией по рынку ценных бумаг. В частности, государственная регистрация выпусков ценных бумаг кредитных организаций осуществляет в зависимости от характера эмиссии Департамент контроля за деятельностью кредитных организаций на финансовых рынках Центрального банка РФ или территориальные учреждения Центрального банка, на которые возложена эта обязанность (см. п. 1.2 Инструкции «О правилах выпуска и регистрации ценных бумаг кредитными организациями на территории Российской Федерации»).

Наряду с другими основаниями возможного отказа в регистрации выпуска ценных бумаг Федеральный закон «О рынке ценных бумаг» указывает: внесение в проспект эмиссии или решение о выпуске ценных бумаг ложных сведений или сведений, не соответствующих действительности. Решение регистрирующего органа о регистрации выпуска ценных бумаг можно одновременно считать и регистрацией (утверждением) проспекта эмиссии.

Не позднее 30 дней после завершения размещения эмиссионных ценных бумаг эмитент обязан представить отчет об итогах выпуска в государственный регистрирующий орган. Этот отчет должен содержать следующую информацию: 1) даты начала и окончания размещения ценных бумаг; 2) фактическую цену размещения ценных бумаг; 3) количество размещенных ценных бумаг; 4) общий объем поступлений за размещенные ценные бумаги (денежные средства в рублях, объем иностранной валюты, объем материальных и нематериальных активов, внесенных в качестве платы за размещенные ценные бумаги). Для акций в отчете об итогах выпуска дополнительно указывается список владельцев, владеющих пакетом эмиссионных ценных бумаг, размер которого определяется Федеральной комиссией по рынку ценных бумаг.

Регистрирующий орган рассматривает отчет об итогах выпуска эмиссионных ценных бумаг в двухнедельный срок и при отсутствии связанных с выпуском ценных бумаг нарушений регистрирует его, отвечая за полноту зарегистрированного им отчета (см.: ст.25 Федерального закона «О рынке ценных бумаг»). Регистрирующий орган вправе оценивать информацию, содержащуюся в отчете, на предмет ее достоверности. Основаниями для отказа в регистрации отчета об итогах выпуска являются основания признания выпуска несостоявшимся (недействительным), указанные в ст. 26 Федерального закона «О рынке ценных бумаг». В случае отказа от регистрации отчета об итогах выпуска ценных бумаг его государственная регистрация аннулируется.

Утверждение (регистрация) проспекта эмиссии, содержащего заведомо недостоверную информацию, и утверждение (регистрация) заведомо недостоверных результатов эмиссии уголовно наказуемы также только в случаях причинения этими незаконными действиями крупного ущерба. Ущерб, как правило, причиняется инвесторам, т.е. юридическим и физическим лицам - владельцам эмиссионных ценных бумаг.

Вопрос о признании причиненного ущерба крупным решается в конкретном случае с учетом фактических обстоятельств, в частности, материального положения потерпевшего гражданина, финансового положения юридического лица.

Субъектом преступления в виде внесения в проспект эмиссии ценных бумаг заведомо недостоверной информации являются лица, выполняющие управленческие функции в организации-эмитенте, или должностные лица органов исполнительной власти или органов местного самоуправления, осуществляющих эмиссию ценных бумаг, ответственные за достоверность включенной в проспект эмиссии информации и подписавшие этот проспект.

Субъектами преступления в форме утверждения проспекта эмиссии, содержащего заведомо недостоверную информацию, или в форме утверждения заведомо недостоверных результатов эмиссии могут быть должностные лица государственного регистрирующего органа, уполномоченные на проведение регистрации выпуска ценных бумаг и отчета о проведенном выпуске*.

* Примерно так же решают вопрос о субъекте анализируемого преступления другие исследователи и комментаторы уголовного закона (См.. напр.: Уголовное право России. Особенная часть. Учебник / Под ред. А.И. Рарога. С. 188; Российское уголовное право. Особенная часть. Учебник / Под ред. В.Н. Кудрявцева и А.В. Наумова. М, 1997, С.203.

Имеется и другая точка зрения, основанная на том представлении, что все указанные в ст. 185 УК действия, включая утверждение проспекта эмиссии и утверждение отчета об итогах выпуска, осуществляются должностными лицами органов управления эмитента (См.: Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации. Особенная часть / Под общ. • ред. Ю.И. Скуратова и В.М. Лебедева. С.201); Лопашенко Н.А. Преступления в сфере экономической деятельности: понятия, система... С. 126.

Безусловно неудачно определение субъекта как руководителя коммерческой организации лица, выполняющего управленческие функции, в компетенцию которого входит составление или утверждение проспекта эмиссии либо утверждение результатов эмиссии ценных бумаг (См.: Уголовное право Российской Федерации. Особенная часть / Отв. ред. Б.В. Здравомыслов. С.214), поскольку эмиссию ценных бумаг могут осуществлять и органы государственной исполнительной власти, и органы местного самоуправления.

 

Преступление во всех его формах совершается умышленно: как правило, из корыстных побуждений, хотя мотив преступления не имеет значения для квалификации. Умыслом виновных обязательно должна охватываться возможность наступления последствий в виде крупного ущерба*.

* Неожиданным и неверным представляется утверждение Б.В. Яцеленко, что «причинение крупного ущерба - это не признак объективной стороны, а условие уголовной ответственности, поэтому отношение к нему не входит в содержание умысла» (См.: Уголовное право России. Особенная часть. Учебник / Под ред. А.И. Рарога. С. 188).

 

Должностные лица государственного регистрирующего органа, совершившие названные в ст. 185 УК действия за предоставленное им материальное вознаграждение или имущественную выгоду, несут ответственность за получение взятки и за злоупотребление при выпуске ценных бумаг*.

* Злоупотребление при выпуске ценных бумаг является специальной нормой по отношению к злоупотреблению полномочиями (ст.201 УК) и злоупотреблению должностными полномочиями (ст.285 УК). Крупный ущерб, предусмотренный ст.185 УК, вполне сопоставим с существенным вредом правам и законным интересам граждан или организаций либо охраняемым законом интересам общества или государства. Поэтому санкция ст. 185 УК представляется чрезвычайно низкой, не соответствующей опасности деяния.

 





Последнее изменение этой страницы: 2016-04-26; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.239.109.55 (0.007 с.)