Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Заведомо ложная реклама (ст. 182 ук)Содержание книги
Поиск на нашем сайте
В условиях планово-распределительной системы хозяйствования и хронического товарного дефицита расхожее выражение «реклама - двигатель торговли» звучало довольно нелепо. Потребитель, не имея возможности для выбора, приобретал товары и пользовался услугами, которые ему предлагали. В ситуации конкурентной борьбы за потребителя между хозяйствующими субъектами реклама действительно становится движущей силой торговли и сферы услуг. В стремлении вызвать интерес потребителей к соответствующим товарам, работам и услугам, обеспечить их максимальную реализацию на рекламу расходуются огромные средства. Однако не всегда информация, содержащаяся в рекламе, полностью соответствует действительности. Поэтому законодатель в Федеральном законе РФ от 18 июля 1995 г. «О рекламе»* вводит понятие заведомо ложной рекламы, определив ее как рекламу, с помощью которой рекламодатель (рекламопроизводитель, рекламораспространитель) умышленно вводит в заблуждение потребителя рекламы, и запрещает ее использование. * СЗ РФ. 1995. № 30. Ст.2864.
Установление уголовной ответственности за заведомо ложную рекламу имеет целью не только пресечение недобросовестной конкуренции, но и защиту интересов потребителей. Особенно опасна ложная реклама банковских, страховых, инвестиционных услуг и иных услуг, связанных с пользованием денежными средствами, а также ценных бумаг. Сотни тысяч россиян, поверив рекламным обращениям таких организаций, как «Чара», «Русский дом Селенга», «Хопер-инвест» и другие, оказались обманутыми. Под рекламой понимается распространяемая в любой форме, с помощью, любых средств информация о физическом или юридическом лице, товарах, работах, услугах (включая банковские, страховые и иные услуги, связанные с пользованием денежными средствами граждан и юридических лиц и размещением ценных бумаг), идеях и начинаниях, которая предназначена для неопределенного круга лиц и призвана формировать или поддерживать интерес к этим физическому или юридическому лицу, товарам, работам, услугам, идеям и начинаниям и способствовать реализации этих товаров, работ, услуг, идей и начинаний (см. ст. 1 и 2 Федерального закона РФ «О рекламе»). Реклама может распространяться в виде плакатов, стендов, световых табло, иных технических средств стабильного территориального размещения (наружная реклама), на транспортных средствах и почтовых отправлениях, печатной продукции, видео-, аудио - и кинопродукции, средствами радиовещания и телевизионного вещания и т. п. Не являются рекламой объявления физических лиц, в том числе и в средствах массовой информации, не связанные с осуществление предпринимательской деятельности. Объективная сторона преступления заключается в использовании в рекламе заведомо ложной информации, следствием чего является причинение значительного ущерба. Уголовный закон в ст. 182 УК конкретизирует, что использованная информация в заведомо ложной рекламе относится к товарам, работам или услугам, а также к их изготовителям (исполнителям, продавцам). При этом в рекламе могут присутствовать заведомо не соответствующие действительности сведения о природе, составе, потребительских свойствах товаров, наличии сертификата соответствия сертификационных знаков и знаков соответствия государственным стандартам*, о наличии товара и услуг на рынке и возможности их приобретения в указанном объеме, периоде времени и месте, о стоимости (цене) товара, работ, услуг на момент распространения рекламы, о гарантийных обязательствах, сроках службы годности, об исключительных правах на результаты интеллектуальной деятельности и т.д. Заведомо ложными могут быть и ссылки на статистические данные, относящиеся к товарам и услугам, и на какие-либо гарантии потребителю рекламируемых товаров, работ, услуг, ссылки на рекомендации либо одобрение юридических или физических лиц, результаты исследований и испытаний и т.п. * О сертификации и знаках соответствия см.: 1) Закон РФ от 10 июля 1993 г. «О сертификации продукции и услуг»// Ведомости РФ. 1993. № 26. Ст.966; 2) Правила по проведению сертификации в Российской Федерации. Утв. постановлением Госстандарта РФ от 16 февраля 1994 г. № 3 // Бюллетень нормативных актов министерств и ведомств РФ. 1994. № 6; 3) Порядок проведения сертификации продукции в Российской Федерации. Утв. постановлением Госстандарта РФ от 21 сентября 1995 г., № 15 // Российские вести. № 100. 1 июня 1995 г.
Как уже отмечалось выше, особо тяжкие последствия может принести заведомо ложная реклама на рынке банковских, страховых и иных услуг, связанных с пользованием денежными средствами физических и юридических лиц, и на рынке ценных бумаг. Поэтому в целях упорядочения деятельности по рекламе услуг банков, финансовых, страховых, инвестиционных организаций и граждан-предпринимателей, пресечения недобросовестной конкуренции и защиты прав потребителей на получение достоверной информации Указом Президента России от 10 июня 1994г. № 1183 «О защите потребителей от недобросовестной рекламы»* было установлено, что при опубликовании и ином обнародовании рекламы рекламодатели обязаны, в частности, указывать реальные размеры дивидендов, выплаченные по простым именным акциям в течение последнего финансового года; указывать реальные проценты, выплаченные по различным видам вкладов в течение последнего финансового года с разбивкой по месяцам (кварталам), если выплаты производились ежемесячно (ежеквартально); указывать дату и номер регистрации выпуска рекламируемых ценных бумаг; место их регистрации и место, где можно ознакомиться с условиями выпуска; не допускать объявления гарантий, обещаний или предположений о будущей эффективности (доходности) своей деятельности. * СЗ РФ. 1994. № 7. Ст.695.
Федеральным законом от 22 апреля 1996 г. «О рынке ценных бумаг»* рекламодателям, являющимся профессиональными участниками рынка ценных бумаг, запрещается указывать в рекламе недостоверную информацию о своей деятельности и о видах и характеристиках ценных бумаг, предлагаемых к покупке или продаже либо другим сделкам с ними, и условиях этих сделок, и другую информацию, направленную на обман или введение в заблуждение владельцев и других участников рынка ценных бумаг. Рекламодатель не имеет права указывать в рекламе предполагаемый размер доходов по ценным бумагам и прогнозы роста их курсовой стоимости. Недобросовестной рекламой признается также публичное гарантирование или доведение иным образом до сведения потенциальных владельцев данных о доходности ценной бумаги, ее обеспеченности по сравнению с другими ценными бумагами или иными финансовыми инструментами, а также сообщение заведомо ложной или недостоверной информации, способной повлечь или повлекшей заблуждение потенциальных владельцев относительно приобретаемых ценных бумаг (ст. 34). * Там же. 1996. № 17. Ст.1918.
Примерно те же требования к рекламе финансовых, страховых, инвестиционных услуг и иных услуг, связанных с пользованием денежными средствами, а также ценных бумаг сформулированы в ст. 17 Федерального закона «О рекламе». Закон запрещает: 1) приводить в рекламе количественную информацию, не имеющую непосредственного отношения к рекламируемым услугам и ценным бумагам; 2) гарантировать размеры дивидендов по простым именным акциям; 3) рекламировать ценные бумаги до регистрации проспектов их эмиссии; 4) предоставлять любого рода гарантии, обещания или предложения о будущей эффективности (доходности) деятельности, в том числе путем объявления роста курсовой стоимости ценных бумаг, 5) умалчивать хотя бы об одном из условий договора, если в рекламе сообщается об условиях договора. Обязательным условием уголовной ответственности по ст.182 УК является причинение значительного ущерба в результате заведомо ложного рекламирования товаров, работ, услуг, а также их изготовителей (исполнителей, продавцов). Этот ущерб может выражаться в причинении вреда здоровью граждан, имуществу граждан или юридических лиц (реальный ущерб и упущенная выгода), окружающей среде, чести, достоинству, деловой репутации граждан и организаций. Каких-либо критериев для признания причиненного ущерба значительным закон не указывает, предоставляя возможность решения этого вопроса правоприменителям. Если заведомо ложная реклама была связана с выпуском или продажей товаров, выполнением работ, оказанием услуг, не отвечающих требованиям безопасности для жизни и здоровья потребителей, что повлекло по неосторожности причинение вреда здоровью человека, содеянное должно быть квалифицировано по совокупности ст. 181 и ст. 238 УК. В процессе рекламирования товаров, работ и услуг принимают участие рекламодатель, рекламопроизводитель и рекламораспространитель. Рекламодателем выступает физическое или юридическое лицо, являющееся источников рекламной информации для производства, размещения и последующего распространения рекламы. Рекламопроизводители осуществляют полное или частичное приведение рекламной информации к готовой для распространения форме, а рекламораспространители - размещение и (или) распространение рекламной информации путем предоставления и (или) использования имущества, в том числе технических средств - радиовещания, телевизионного вещания, каналов связи, эфирного времени и иными способами. Согласно Федеральному закону «О рекламе» ответственность за содержание информации, предоставляемой для создания рекламы, несет рекламодатель. Рекламопроизводитель и рекламораспространитель отвечают соответственно за нарушение законодательства о рекламе в части оформления, производства, подготовки рекламы и в части, касающейся времени, места и средств размещения рекламы (ст.30). Поэтому субъектом уголовной ответственности за заведомо ложную рекламу прежде всего являются достигшие 16-летнего возраста граждане России, иностранцы и лица без гражданства, являвшиеся рекламодателями как физические лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью, или как руководители коммерческих и некоммерческих организаций. Однако, если лица, выступившие в качестве рекламопроизводителей и рекламораспространителей, находясь в сговоре с рекламодателем, осознавали заведомую ложность содержащейся в рекламе информации, они являются соучастниками данного преступления *. * В литературе высказано и иное мнение, согласно которому субъектами данного преступления могут быть, кроме рекламодателей, также рекламопроизводители и рекламораспространители (См.: Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации. Особенная часть / Под общ. ред. Ю.И. Скуратова и В.М. Лебедева. С. 194; Уголовное право России. Особенная часть. Учебник / Под ред. А.И. Рарога. С. 173; Уголовное право. Особенная часть./ Учебник для вузов / Отв. ред. И.Я. Козаченко, З.А. Незнамова, Г.П. Новоселов. С.301; Горелик А.С., Шишко И.В., Хлупина Г.Н. Преступления в сфере экономической деятельности... С.77-78; Лопашенко Н.А. Преступления в сфере экономической деятельности: понятия и система... С. 101).
Преступление совершается умышленно. Виновное лицо заведомо (достоверно) представляет, что излагаемая в рекламе информация полностью или частично не соответствует действительности, является ложной, предвидит, что вследствие этого может быть причинен значительный ущерб потребителям рекламы, государственным или общественным интересам и желает этого или (как правило) допускает наступление таких последствий. Мотив преступления - корыстная заинтересованность, чаще всего связанная с желанием получения прибыли в результате использования в рекламе заведомо ложной информации. В отличие от обмана потребителей (ст.200 УК) заведомо ложная реклама I товаров и услуг, связанная с введением потребителей в заблуждение относительно потребительских свойств и качества товаров, адресована не конкретному потребителю, а неопределенному кругу лиц.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-26; просмотров: 339; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.23.92.50 (0.01 с.) |