Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Регистрация незаконных сделок С землей (ст. 170 ук)Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Под общим названием «Регистрация незаконных сделок с землей» ст. 170 Уголовного кодекса России фактически содержит описание признаков трех преступлений, отличающихся по объективной стороне: 1) регистрация заведомо незаконных сделок с землей; 2) искажение учетных данных Государственного земельного кадастра; 3) умышленное занижение размеров платежей за землю. Объединяет их то, что все эти преступления так или иначе связаны с отношениями по поводу земли, совершаются умышленно должностными лицами с использованием служебного положения из корыстной или иной личной заинтересованности. Конституция Российской Федерации установила, что земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иной формах собственности (ст. 9). Земельные участки относятся к недвижимым вещам (недвижимое имущество), право собственности и другие вещные права на которые, а также сделки с которыми подлежат государственной регистрации (ст. 131 ГК РФ)*. В соответствии с Гражданским кодексом объекты гражданских прав могут свободно отчуждаться или переходить от одного лица к другому в порядке универсального правопреемства (наследование, реорганизация юридического лица) либо иным способом, если они не изъяты из оборота или не ограничены в обороте. В отношении земли и других природных ресурсов Гражданский кодекс содержит специальные указания (ч. 3 ст. 129), что они могут отчуждаться или переходить от одного лица к другому иными способами в той мере, в какой их оборот допускается законами о земле и других природных ресурсах. * См.: Федеральный закон РФ, принятый 17 июня 1997 г., «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (РГ. 1997. 30 июля)
Особенности права собственности и других вещных прав на землю (право пожизненного наследуемого владения земельным участком, право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, сервитуты) изложены в гл. 17 Гражданского кодекса РФ, однако данная глава, как прямо отмечено в кодексе, вводится в действие лишь после введения в действие нового Земельного кодекса РФ, который к моменту написания данного пособия еще не был принят. Поэтому в настоящее время вопросы, связанные с оборотом земельных участков, круг правомерных сделок с землей и основания их совершения определяются многочисленными, подчас противоречивыми нормативными актами: Земельный кодекс РСФСР, принятый 25 апреля 1991 г., с последующими изменениями, Указ Президента РФ от 27 декабря 1991 г. № 323 «О неотложных мерах по осуществлению земельной реформы в РСФСР», Закон РСФСР от 22 ноября 1990 г. «О крестьянском (фермерском) хозяйстве», Указ Президента РФ от 25 марта 1992 г. № 301 «О продаже земельных участков гражданам и юридическим лицам при приватизации государственных и муниципальных предприятий», Указ Президента РФ от 14 июня 1992 г. № 631 «Об утверждении порядка продажи земельных участков при приватизации государственных и муниципальных предприятий, расширении и дополнительном строительстве этих предприятий, а также предоставлении гражданам и их объединениям для предпринимательской деятельности», закон РФ от 23 декабря 1992 г. «О праве граждан Российской Федерации на получение в частную собственность и на продажу земельных участков для ведения подсобного и дачного хозяйства и индивидуального жилищного строительства», Указ Президента РФ от 27 октября 1993 г. № 1767 (в ред. Указа Президента РФ от 24 декабря 1993 г. № 2287) «О регулировании земельных отношений и развитии аграрной реформы в России», Указ Президента РФ от 22 июля 1994 г. № 1535 «Основные положения государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации после 1 июля 1994 года», Указ Президента РФ от 7 марта 1996 г. № 337 «О реализации конституционных прав на землю» и др. Общественная опасность преступлений, предусмотренных в ст. 170 УК, заключается в нарушении экономических интересов государства и граждан как участников законного оборота земельных участков. Сделки с землей - это действия граждан и юридических лиц, направленные на установление, изменение или прекращение гражданских прав и обязанностей (ст. 153 ГК) в отношении земли. Например, в соответствии с Указом Президента РФ от 27 октября 1993 г. № 1767 «О регулировании земельных отношений и развитии аграрной реформы в России»* граждане и юридические лица - собственники земельных участков имеют право продавать, передавать по наследству, дарить, сдавать в залог, аренду, обменивать, а также передавать земельный участок или его часть в качестве взноса в уставные фонды (капиталы) акционерных обществ, товариществ, кооперативов, в том числе с иностранными инвестициями. Сделки с землей подлежат государственной регистрации (ст.164 ГК). * САПП РФ. 1993. №52. Ст. 5085.
Незаконной является сделка с землей, совершенная в нарушение положений Гражданского кодекса и требований земельного законодательства. «Незаконные сделки с землей могут привести к возможному выведению земли из сельскохозяйственного оборота, незаконной концентрации земли в одних руках, превращению ее в объект неправомерной спекуляции в экономическом смысле этого понятия, а также к возможному нарушению законных прав и интересов собственников и иных владельцев земельных участков».* * Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации. Особенная часть/ Под общ. Ред. Ю.Н. Скуратова и В.М. Лебедева. С. 164.
Сделки, связанные с возникновением права собственности на землю, права землевладения, землепользования, договоры на временное землевладение и аренду земельных участков регистрируются в учреждениях юстиции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним (ст. 9 Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним»). Государственный земельный кадастр* ведется в целях обеспечения рационального использования и охраны земель, защиты прав собственников земли, землевладельцев, землепользователей и арендаторов и создания объективной основы для установления цены земли, земельного налога и арендной платы. Он содержит систему сведений и документов о правовом режиме земель, их распределении по собственникам земли, землевладельцам, землепользователям и арендаторам, категориям земель, о качественной характеристике и ценности земель. * См.: ст. 110 и 111 Земельного кодекса РСФСР; Положение о порядке ведения государственного земельного кадастра, утв. постановлением Правительства РФ от 25 августа 1992 г. № 622 (САПП РФ. 1992. № 9. Ст.609).
Так, сведения о правовом режиме земельных участков, отраженные в государственной кадастровой книге земель, содержат данные об объектах и субъектах земельной собственности, землевладении, землепользовании и аренды земли, целевом назначении земельных участков, режиме их использования. Регистрация этих данных производится на основании решений соответствующих органов о предоставлении земель в собственность, владение, пользование и аренду. Учет количества и качества земель ведется по их фактическому состоянию и использованию, все изменения фиксируются после того, как они произошли в натуре. При ведении учета земель устанавливается степень их ценности, выделяются нерационально используемые, нарушенные и малопродуктивные земли, деградированные и загрязненные опасными веществами земли. С целью обоснования наиболее эффективного использования земель и установления платы за землю производится оценка земель различного назначения, которая отражается в земельно-кадастровых документах. Искажение тем или иным способом (внесение ложных данных, подделки, подчистки и т.д.) любых учетных данных, фиксируемых в земельно-кадастровой документации, образует объективную сторону исследуемого преступления. Государственный земельный кадастр ведется Комитетом Российской Федерации по земельным ресурсам и землеустройству и комитетами по земельным ресурсам и землеустройству на местах. Использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платежей являются: 1) ежегодный земельный налог, которым облагаются собственники земли, землевладельцы и землепользователи, кроме арендаторов; 2) арендная плата, взимаемая за земли, переданные в аренду; 3) нормативная цена земли, установленная для покупки и выкупа земельных участков и для получения под залог земли банковского кредита. Размер земельного налога, порядок исчисления и уплаты налога и других платежей за землю, льготы по платежам устанавливаются Законом РФ от 11 октября 1991 г. «О плате за землю» (с последующими изменениями от 14 февраля и 16 июля 1992 г., 9 августа 1994 г., 22 августа и 27 декабря 1995 г.)*. Ставки земельного налога пересматриваются в связи с изменением не зависящих от пользователя земли условий хозяйствования. * См.: Ведомости РСФСР. 1991. № 44. Ст.1424; 1991. № 10. Ст.469; № 34. Ст.1976; СЗ РФ. 1994. № 16. Ст.1860; 1996. № 1. Ст.4.
Земельный налог, уплачиваемый юридическими лицами, исчисляется непосредственно этими лицами. Начисление земельного налога гражданам производится органами государственной налоговой службы (ст. 16 Закона «О плате за землю»). Надо иметь в виду, что соответствующие органы субъектов Федерации и местного самоуправления вправе понижать ставки и устанавливать льготы по земельному налогу как для категорий плательщиков, так и для отдельных плательщиков (ст. 13 и 14 Закона «О плате за землю»). Размер арендной платы за землю устанавливается договором. Нормативная цена на землю определяется в соответствии с постановлением Правительства РФ от 3 ноября 1994 г. № 1204 «О порядке определения нормативной цены земли».* Администрации района, города предоставлено право повышать или понижать установленную в соответствии с этим постановлением нормативную цену земли, но не более чем на 25 процентов. * СЗ РФ. 1994. № 29. Ст. 3033. См. также: Письмо Комитета РФ по земельным ресурсам и землеустройству от 28 декабря 1994 г. «О порядке определения нормативной цены земли»/ / Преступления в сфере экономики. Постатейные материалы к новому Уголовному кодексу Российской Федерации / Сост. П.С. Яни. М., 1997. С.241.
Составы всех преступлений, предусмотренных ст. 170 УК, по своей конструкции являются формальными. Регистрация заведомо незаконных сделок с землей, искажение учетных данных Государственного земельного кадастра и умышленное занижение платежей за землю влекут уголовную ответственность независимо от наступления в результате этих действий каких-либо последствий. Субъектом каждого из этих преступлений может быть только должностное лицо, использующее свое служебное положение. С учетом вида совершенного деяния круг должностных лиц, ответственных заданные преступления, различен. Ответственность за регистрацию незаконных сделок с землей несут регистраторы прав на недвижимое имущество и сделок с ним, возглавляющие соответствующие учреждения юстиции, а за искажение учетных данных государственного земельного кадастра - должностные лица комитетов по земельной реформе и земельным ресурсам. Значительно шире круг должностных лиц, ответственных за занижение размеров платежей за землю. Это могут быть должностные лица органов местного самоуправления, незаконно понизившие ставки или установившие льготы по земельному налогу для отдельных плательщиков, а также должностные лица государственной налоговой службы, умышленно занизившие размер земельного налога с гражданина.* При умышленном занижении нормативной цены на землю в случаях ее продажи гражданам ответственность несут должностные лица органов местного самоуправления. * Ошибочным представляется мнение, что субъектом ответственности за занижение размеров платежей за землю может быть должностное лицо предприятия, учреждения, организации, ответственное за представление в налоговые органы расчета причитающегося с них налога по каждому земельному участку (См.: Уголовное право России. Особенная часть. Учебник / Под. ред. А.И. Рарога. М., 1996. С.152; Уголовное право. Особенная часть. Учебник для вузов / Отв. ред. И.Я. Козаченко, З.А. Незнамова, Г.П. Новоселов. С.274; Уголовное право. Особенная часть. Учебник / Под ред. Н.И. Ветрова и Ю.И. Ляпунова, М., 1998. С.300) По своей направленности ст. 170 УК имеет в виду ответственность должностных лиц, осуществляющих контроль за соблюдением законодательства в области земельных отношений. Поэтому уклонение от уплаты налога за землю, совершенное должностными лицами организации, влечет ответственность лишь по ст. 199 УК.
Обязательным признаком преступлений, о которых идет речь в ст. 170 УК, являются прямой умысел и мотив, определенный в законе как корыстная или иная личная заинтересованность. Корыстная заинтересованность связана со стремлением субъекта получить от этих действий имущественную выгоду для себя или для своих близких лиц. Подобная заинтересованность может реализоваться в получении должностным лицом незаконного имущественного вознаграждения за совершение одного из этих действий. В таком случае имеется совокупность преступлений, предусмотренных ст. 170 УК, и получения взятки. Иная личная заинтересованность выражается в стремлении извлечь из данных действий выгоду неимущественного характера, обусловленном такими, к примеру, побуждениями, как родственные или приятельские чувства, желание угодить «нужному» человеку, заручиться поддержкой в решении какого-либо вопроса, получить взаимную услугу и т.п. Применительно к составам преступлений, предусмотренных в ст. 170 УК, также встает вопрос об их соотношении с составами преступлений против интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления. В литературе уже отмечалось, что, «регистрируя незаконные сделки с землей либо занижая размер платежей за землю, должностное лицо злоупотребляет своим служебным положением либо превышает свои служебные полномочия. А искажение учетных данных Государственного земельного кадастра является специальным видом служебного подлога».* С учетом соображений, изложенных выше при рассмотрении состава воспрепятствования законной предпринимательс кой деятельности представляется правильным следующее решение вопроса о конкуренции данных норм. * Уголовное право Российской Федерации. Особенная часть. Учебник для юридических вузов / Под ред. Б.В. Здравомыслова. С.185. См. также.: Горелик А.С., Шиш ко И.В., Хлупина Г.Н. Преступления в сфере экономической деятельности. С.21; Лопашенко Н.А. 1) Квалификация должностных преступлений в сфере экономической деятельности. С. 15-16; 2) Престулления в сфере экономической деятельности: понятия, система... С.242.
Если регистрация заведомо незаконных сделок с землей и умышленное занижение размеров платежей за землю не повлекли последствий, предусмотренных ст.285 и 286 УК, ответственность должна наступать только по ст. 170 УК. При существенном нарушении от этих действий прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства и тем более при наступлении тяжких последствий содеянное следует квалифицировать по ст.285 или ст.286 УК. Что же касается искажения учетных данных Государственного земельного кадастра, то, действительно, нужно признать, что по всем своим объективным и субъективным признакам это деяние полностью охватывается составом служебного подлога (ст. 292 УК), является как бы конкретизацией признаков этого преступления и, следовательно, по правилам квалификации при конкуренции общей и специальной нормы (ч.3 ст. 17 УК) ответственность должна наступать по специальной норме.* * В связи с этим имеются серьезные сомнения в целесообразности выделения искажения учетных данных Государственного земельного кадастра в качестве специального состава служебного подлога. Непонятно, почему подлог в таких серьезных официальных документах наказывается по ст. 170 УК значительно менее строго, чем другие случаи служебного подлога. Несогласованность санкций здесь очевидна. О несогласованности санкций общих и специальных норм на примере УК РСФСР 1960 г см.: Горелик А.С. Указ. соч. С.21-22.
Регистрация заведомо незаконных сделок с землей может совершаться для придания законного характера владению земельным участком, полученным преступным путем. В этом случае виновное должностное лицо, кроме ответственности по ст. 170 УК, будет отвечать также за соучастие в легализации имущества, приобретенного незаконным путем (ст.33 и ст. 174 УК).* * См.: Лопашенко Н.А. Квалификация должностных преступлений в сфере экономической деятельности. С. 16.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-26; просмотров: 367; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.105.230 (0.014 с.) |