Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Незаконный экспорт технологий, научно-технической информации и услуг, сырья, материалов и оборудования, используемых при создании оружия массового поражения, вооружения и военной техники (ст. 189 ук)Содержание книги
Поиск на нашем сайте
В соответствии с Федеральным законом РФ «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности» и Федеральным законом от 19 июня 1998г. «О военно-техническом сотрудничестве Российской Федерации с иностранными государствами»* в целях защиты национальных интересов Российской Федерации при осуществлении внешнеторговой деятельности в отношении вооружений, военной техники и товаров двойного назначения, обеспечения обороны, безопасности и экономической стабильности, а также соблюдения международных обязательств России по нераспространению оружия массового уничтожения и иных наиболее опасных видов оружия и технологий их создания действует система экспортного контроля. * См.: РГ. 1998. 23 июля.
Федеральный закон «О военно-техническом сотрудничестве Российской Федерации с иностранными государствами» сформулировал ряд принципов государственной политики такого сотрудничества. К ним, в частности, относятся: приоритетность интересов России при осуществлении военно-технического сотрудничества; государственная монополия на деятельность в этой области соблюдение международных договоров о нераспространении ядерного оружия, сокращении вооружения и разоружении, запрещении и уничтожении Химического, биологического и других видов оружия массового поражения; соблюдение международных обязательств в области контроля за экспортом Продукции военного назначения, товаров и технологий двойного назначения; защита государством прав и интересов юридических лиц, связанных с разработкой, производством и реализацией продукции военного назначения; недопустимость нанесения ущерба обороноспособности и безопасности России сохранение и поддержание экономических, политических и военных интересов Российской Федерации и др. (ст.4) Номенклатура подпадающих под экспортный контроль вооружений, военной техники, отдельных видов сырья, материалов, оборудования, технологий, научно-технической информации и услуг, которые применяются или могут быть применены при создании оружия массового уничтожения, ракетных средств его доставки и иных наиболее опасных видов оружия, определяется списками и перечнями, устанавливаемыми указами Президента РФ по представлению Правительства*. Вывоз товаров, работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности, экспорт которых контролируется, определяется в порядке, определяемом Правительством РФ (ст.16 Федерального закона «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности»). * См., напр.: Указ Президента РФ от 14 февраля 1996 г. № 202 «Об утверждении Списка ядерных материалов, оборудования, специальных неядерных материалов и соответствующих технологий, подпадающих под экспортный контроль» (СЗ РФ. 1996. № 8. Ст.742) с изм. и доп., внесенными Указом Президента РФ от 12 мая 1997 г. № 468 (СЗ РФ. 1997. № 20. Ст.2234); Указ Президента РФ от 16 августа 1996 г. № 1194 «О контроле за экспортом из Российской Федерации оборудования, материалов и технологий, применяющихся при создании ракетного оружия» (СЗ РФ. 1996. № 34. Ст.4096) и др.
Под экспортным контролем понимается система организационно-правовых и экономических мер по ограничению, запрету и контролю за экспортом тех или иных товаров. В качестве одного из средств может использоваться лицензирование экспорта в зависимости от страны назначения и характеристики товара. Экспортный контроль может осуществляться также в форме разрешительного порядка экспортных операций по отдельным категориям товаров*. * См.: Таможенное дело. Словарь-справочник /Руковод. авт. колл. А.Н. Мягин. СПб., 1994. С.18.
В утвержденных Правительством РФ положениях о порядке контроля за экспортом из России различных материалов, оборудования и технологий, которые используются (могут быть использованы) для создания различных видов оружия и военной техники, как правило, устанавливается следующий порядок экспортного контроля: 1) подготовка и выдача заключений о возможности экспорта соответствующих материалов, технологий и услуг; 2) получение лицензии; 3) таможенное оформление и таможенный контроль. Заключение о возможности экспорта дается Комиссией по экспортному контролю при Правительства РФ, а лицензия - Министерством внешних экономических связей РФ*. * См., напр.: Положение о порядке контроля за экспортом из Российской Федерации оборудования и материалов двойного назначения и соответствующих технологий, применяемых в ядерных целях, экспорт которых контролируется, утв. постановлением Правительства РФ от 8 мая 1996 г. № 575 (СЗ РФ. 1996. № 20. Ст.2359).
В соответствии со ст. 12 Федерального закона «О военно-техническом сотрудничестве Российской Федерации и иностранными государствами» организациями, участвующими в осуществлении такого сотрудничества, являются государственные посредники - специализированные государственные унитарные предприятия, образованные по решению Президента РФ, а также российские организации - разработчики и производители продукции военного назначения, получившие в установленном порядке право на осуществление внешнеторговой деятельности в отношении продукции военного назначения. Порядок предоставления российским организациям права на такую деятельность определяется Президентом РФ с учетом возможной реализации ими целей и принципов военно-технического сотрудничества. Указом Президента РФ от 20 августа 1997 г. № 907 «О мерах по усилению государственного контроля внешнеторговой деятельности в сфере военно-технического сотрудничества Российской Федерации с иностранными государствам* установлено, что экспорт (импорт) продукции военного назначения, включая работы, услуги, информацию и результаты интеллектуальной деятельности в военно-технической области, могут осуществлять предприятия - разработчики и изготовители вооружения и военной техники, получившие такое право в порядке, установленном Президентом РФ, и государственные посредники - федеральные государственные унитарные предприятия, основанные на праве хозяйственного ведения: «Государственная компания «Росвооружение», «Промэкспорт» и «Российские технологии». Министерство обороны в порядке, устанавливаемом Правительством РФ, вправе оказывать иностранным государствам услуги по подготовке национальных военных кадров и технического персонала. * См.: РГ. 1997. 22 авг.
Названным Указом утверждены Положение о порядке осуществления в Российской Федерации контроля внешнеторговой деятельности в отношении продукции военного назначения и Положение о порядке предоставления организациям Российской Федерации права осуществления внешнеторговой деятельности в отношении продукции военного назначения*. Рассмотрение вопросов о предоставлении российским организациям права осуществления внешнеторговой деятельности в отношении продукции военного назначения возложено на Координационный межведомственный совет по военно-техническому сотрудничеству РФ с иностранными государствами, решения которого утверждаются Правительством РФ. Организации, включенной в Реестр организаций, имеющих право осуществления внешнеторговой деятельности в отношении продукции военного назначения, выдается свидетельство, подписанное Министром внешних экономических связей и торговли РФ. * См.: Там же.26 авг.
Президент России по представлению Правительства РФ утверждает список продукции военного назначения, разрешенной к экспорту с территории РФ, и номенклатуру научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ в военно-технической области (список № 1) и список государств, в которые разрешен экспорт данной продукции (список № 2). В соответствии с этими списками экспорт продукции военного назначения осуществляется на основании решений Правительства РФ по лицензиям, выдаваемым Министерством внешних экономических связей и торговли РФ по согласованию с Министерством обороны РФ. Решения об экспорте продукции военного назначения, не включенной в список № 1, и в государства, не включенные в список № 2, принимаются исключительно Президентом РФ на основании представлений Правительства РФ. Решением Президента РФ может быть запрещен или ограничен вывоз продукции военного назначения в отдельные государства в целях обеспечения выполнения решений Совета Безопасности ООН о мерах по поддержанию или восстановлению международного мира и безопасности, а также в целях защиты национальных интересов России. Запрещается осуществление внешнеторговой деятельности в отношении продукции военного назначения организациям, не получившим права на осуществление этой деятельности, а также российским физическим лицам. В отличие от контрабанды, предусматривающей ответственность за незаконное перемещение через таможенную границу (ввоз и вывоз) товаров и иных предметов, преступление, предусмотренное ст. 189 УК, заключается только в незаконном экспорте из Российской Федерации технологий, научно-технической информации, услуг, материалов, сырья и оборудования, которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения, средств его доставки, вооружения и военной техники и в отношении которых установлен специальный экспортный контроль. Под экспортом понимается вывоз товара, работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности, в том числе исключительных прав на них, с таможенной территории Российской Федерации за границу без обязательства об обратном ввозе. Факт экспорта фиксируется в момент пересечения товаром таможенной границы РФ, предоставления услуг и прав на результаты интеллектуальной деятельности (ст. 2 Федерального закона «О государственном регулировании внешнеэкономической деятельности»). Предметы преступления в ст. 189 УК названы достаточно определенно: технологии, научно-техническая информация, услуги, материалы, сырье и оборудование, которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения, средств его доставки, вооружения и военной техники. При этом под вооружением и военной техникой понимаются комплексы различных видов оружия и средств обеспечения его боевого применения, в том числе способы доставки, системы наведения, пуска, управления, а также другие специальные технические средства, предназначенные для оснащения вооруженных сил, боеприпасы и их компоненты, запасные части, приборы и комплектующие изделия к приборам, учебное оружие (макеты, тренажеры и имитаторы различных видов вооружения и военной техники). Под технологией понимается специальная информация, которая необходима для разработки, производства и использования соответствующего оружия массового поражения, средств его доставки, вооружения и военной техники. Научно-техническая информация представляет из себя отчеты справки, докладные записки, схемы, графики, формулы, чертежи, модели, технические проекты и спецификации, инструкции и другие материалы, связанные с исследовательскими работами, разработкой и созданием оружия массового поражения, средств его доставки, вооружения и военной техники. Информация фиксируется на различных материальных носителях. Федеральный закон «О военно-техническом сотрудничестве Российской Федерации и иностранными государствами» к продукции военного назначения относит, в частности: техническую документацию (нормативно-техническую, проектную, технологическую, эксплуатационную, программную, инструктивно - методическую), регламентирующую создание, производство, эксплуатацию, боевое применение, модернизацию, ремонт и уничтожение (утилизацию) продукции военного назначения; научно-техническую (нормативно-техническую) документацию, регламентирующую безопасность, в том числе экологическую безопасность производства продукции военного назначения; стандарты безопасности для человека и объектов окружающей среды; результаты научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по созданию, модернизации и (или) уничтожению (утилизации) вооружения и военной техники; научно-техническую информацию на материальных носителях, а также изобретения, полезные модели и промышленные образцы и другие результаты интеллектуальной деятельности военно-технического назначения; специальное программно-математическое обеспечение систем научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ военного назначения. Думается, что все это охватывается понятиями: технология и научно-техническая информация, используемые при создании оружия массового поражения, средств его доставки, вооружения и военной техники. Говоря об услугах как предмете данного преступления, закон имеет в виду услуги, которые оказываются за рубежом и могут быть там использованы для создания оружия массового поражения, средств его доставки, вооружения и военной техники. Это например, участие в подготовке специалистов за рубежом по этим вопросам, консультирование их, наладка и ремонт соответствующего оборудования, проведение технических экспертиз, участие в производстве испытаний оружия и военной техники, обучение разработке, производству, эксплуатации, боевому применению, ремонту, модернизации и обслуживанию вооружений и военной техники. Экспорт названных в законе предметов и услуг является незаконным, если нарушается установленный нормативными актами порядок такой деятельности: по субъекту, процедуре оформления сделки, ее предмету и др. В частности, незаконным будет экспорт продукции военного назначения, не разрешенной к передаче иностранным заказчикам, или в страну, не включенную в список государств, в которые разрешена передача такой продукции. Преступление совершается с прямым умыслом, когда виновный сознает, что незаконно экспортирует технологии, научно-техническую информацию, услугу, сырье, материалы или оборудование, которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения, средств его доставки, вооружения и военной техники, в отношении которых установлен экспортный контроль, и желает совершить эти действия. Мотивы преступления могут быть различными. В литературе высказан ряд мнений о субъекте этого преступления. Одни исследователи считают, что таковым может быть только специальный субъект: руководители государственных и негосударственных предприятий, организаций, которые на основе лицензий осуществляют военно-техническое сотрудничество с иностранными партнерами (С.И. Никулин)*; лицо, в силу своей компетенции принимающее окончательное решение о незаконном экспорте (А.Э. Жалинский)**; представители предприятий, учреждений и организаций, на которых возложена обязанность по ведению внешнеэкономической деятельности (М.Б. Леонтьев)***; лица, являющиеся сотрудниками организаций, которым предоставлено право на законный экспорт соответствующих технологий, информации и услуг (В.Г. Беляев)**** и т.п. * См.: Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации / Отв. ред. В.И. Радченко. С.318. ** См.: Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации. Особенная часть / Под общ. ред. Ю.И. Скуратова и В.М. Лебедева. С.208. *** См.: Уголовное право Российской Федерации. Особенная часть / Под общ. ред. Г.Н. Борзенкова и В.С. Комиссарова. М., 1997. С.283. Несколько раньше Б.М. Леонтьев писал, что субъект этого преступления общий (См.: Уголовный кодекс Российской Федерации. Постатейный комментарий / Науч. ред. Н.Ф. Кузнецова и Г.М. Миньковский. С.413). **** См.: Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации / Отв. ред. А.И. Бойко Ростов-на-Дону. 1996. С.424.
Другие полагают, что субъектом может быть любое лицо, в том числе, конечно, руководители организаций, лица, обладающие соответствующей информацией либо в силу служебных полномочий, либо в качестве привлекаемых экспертов и т.д.*. Вторая точка зрения представляется правильной. * См., напр.: Уголовное право Российской Федерации. Особенная часть / Отв. ред. Б.В. Здравомыслов. С.219; Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации. / Под ред. А.И. Наумова. М., 1996. С.469; Уголовное право России. Особенная часть / Учебник // Под ред. А.И. Рарога. С. 196; Лопашенко Н.А. Преступления в сфере экономической деятельности: понятия, система... С.83 и др.
Незаконный экспорт технологий, научно-технической информации, услуг, сырья, материалов, оборудования, которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения, средств его доставки, вооружения и военной техники, может квалифицироваться как государственная измена (ст.275 УК), если эти сведения составляют государственную тайну и переданы иностранному государству, иностранной организации или их представителям для проведения враждебной деятельности в ущерб внешней безопасности Российской Федерации, а равно если они не являются государственной тайной, но переданы также для использования в ущерб внешней безопасности РФ. Незаконный экспорт соответствующих технологий, научно-технической информации, составляющих государственную тайну, лицом, которое имело допуск к этим сведениям и которому они были доверены или стали известны по службе, при отсутствии признаков государственной измены квалифицируется по совокупности ст. 189 и 283 УК.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-26; просмотров: 335; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.142.54.136 (0.008 с.) |