Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Невозвращение из-за границы средств в иностранной валюте (ст. 193 УК)Содержание книги
Поиск на нашем сайте
В соответствии со ст. 5 Закона РФ от 9 октября 1992 г. «О валютном регулировании и валютном контроле» иностранная валюта, полученная предприятиями (организациями)-резидентами, подлежит обязательному зачислению на их счета в уполномоченных банках, если иное не установлено Центральным банком Российской Федерации. Резиденты могут иметь счета в иностранной валюте в банках за пределами Российской Федерации в случаях и на условиях, установленных Центральным банком России. Установление такого режима иностранной валюты в современных условиях необходимо в интересах развития экономики страны, защиты внутреннего рынка от импортируемой инфляции, недопущения сокращения валютных резервов, стабилизации курса рубля, создания условий для его конвертируемости. Указом Президента Российской Федерации № 629 от 14 июня 1992 г. «О частичном изменении порядка обязательной продажи части валютной выручки и взимания экспортных пошлин»* было установлено, что 50% валютной выручки от экспорта товаров (работ, услуг) предприятий независимо от формы собственности и места регистрации, включая предприятия с участием иностранных инвестиций, подлежат обязательной продаже через уполномоченные банки по рыночному курсу на внутреннем рынке в соответствии с порядком, установленным Центральным банком России, не позднее чем через 14 календарных дней после поступления валютной выручки. Очевидно, что это требование не будет выполнено в случаях невозвращения из-за границы средств в иностранной валюте. Не случайно из 155 стран - членов Международного валютного фонда 124 страны в той или иной степени применяют требования обязательного перевода из-за границы экспортной выручки. Среди них такие развитые страны, как Франция, Италия, Бельгия и др. * См.: Ведомости РФ.1992. № 25. Ст. 1425.
Между тем Российское государство несет колоссальные потери не только от незаконного вывоза капиталов за рубеж, но и от несвоевременного перевода из-за границы денег, полученных от торговых операций. Как отмечено в аналитическом докладе МВД РФ «О состоянии и мерах усиления борьбы с экономической преступностью и коррупцией в Российской Федерации, «руководители ряда государственных и акционерных структур при осуществлении внешнеторговых сделок умышленно скрывают за рубежом получаемые валютные средства, размещают их там на счетах и используют в корыстных целях, приобретают недвижимость, дорогие автомобили, яхты»*. * См.: О состоянии и мерах усиления борьбы с экономической преступностью и коррупцией в Российской Федерации // Щит и меч.1996. №11-12. С.8.
Основным источником приобретения иностранной валюты различными организациями в настоящее время является внешнеэкономическая, главным образом экспортная, деятельность, разрешенная всем зарегистрированным на территории Российской Федерации организациям независимо от форм собственности. Порядок осуществления валютного контроля за поступлением в Российскую Федерацию валютной выручки от экспорта товаров определен Инструкцией Центрального банка России № 19 и Государственного таможенного комитета № 01-/10283 от 12 октября 1993 г.* * См.: ЭиЖ. 1993. № 45-48.
В случае поступления в пользу резидента средств в иностранной валюте в качестве дара, пожертвований, благотворительных взносов и иных поступлений неторгового характера они также подлежат зачислению на счета резидентов в уполномоченных банках. Перевод иностранной валюты на счета уполномоченных банков должен быть осуществлен в течение 30 дней с даты осуществления платежа в любой форме в пользу резидента банком плательщика (нерезидента) или банком, уполномоченным последним на осуществление платежа по сделке. Валютная выручка, подлежащая переводу в Россию и поступившая в собственность или распоряжение резидента за границей, может использоваться им до осуществления перевода только для оплаты банковских и иных комиссий и расходов, непосредственно связанных с данной внешнеэкономической операцией, по которой получена эта выручка. Обязательному переводу не подлежат: а) валютные поступления резидентов, связанные с сооружением ими объектов на территории иностранных государств и представляющие собой оплату заказчиками (нерезидентами) местных расходов резидентов - на период строительства; б) валютные поступления резидентов от их участия в фондовых операциях за границей, используемые для дальнейшего проведения этих операций и покрытия операционных расходов - на период проведения этих операций; в) валютные поступления резидентов от проведения выставок, спортивных и культурных мероприятий за границей, используемые для покрытия расходов по их проведению - на период проведения этих мероприятий. После завершения строительства объекта за границей резидент обязан перевести в Россию остаток средств в иностранной валюте в течение 30 дней от даты подписания акта о приеме объекта и урегулирования претензий заказчика. В тот же 30-дневный срок от даты завершения операций и мероприятий подлежат переводу прибыль в иностранной валюте от проведения за рубежом фондовых операций и валютные поступления от проведения выставок, спортивных, культурных и иных мероприятий. Перевод иностранной валюты в отделения уполномоченных банков за границей не может рассматриваться как выполнение обязательств по переводу. Резидент, осуществляющий перевод иностранной выручки, представляет уполномоченному банку информацию об операции, по которой поступили валютные средства (номер и дата контракта, плательщик, банк плательщика, за что получен платеж). Названные правила установлены «Основными положениями о регулировании валютных операций на территории СССР», утвержденными Госбанком СССР от 24 мая 1991 г. и действующими с многочисленными изменениями и дополнениями в Российской Федерации в настоящее время*. * См.: О валютном регулировании и валютном контроле. Сборник нормативных актов. 2-е изд. с доп. и изм. М„ 1994. С.49-63.
Об обязанности возвращения иностранной валюты из-за рубежа при осуществлении импортных операций говорится в Указе Президента РФ от 21 ноября 1995 г. «О первоочередных мерах по усилению системы валютного контроля в Российской Федерации»* и в Инструкции Центрального банка РФ № 30 и Государственного таможенного комитета РФ № 01-/10538 от 26 июля 1995 г «О порядке осуществления валютного контроля за обоснованностью платежей в иностранной валюте за импортируемые товары»**. Установлено, в частности, что импортер (резидент, заключивший или от имени которого заключен контракт, предусматривающий ввоз товаров на таможенную территорию РФ) обязан обеспечить ввоз в Российскую Федерацию товара, эквивалентного по стоимости уплаченным за него денежным средствам в иностранной валюте, а в случае непоставки товара - возврат указанных средств, ранее переведенных по импортному контракту иностранной стороне или по ее приказу, в сроки, установленные контрактом, но не позднее 180 календарных дней с даты перевода, если иное не разрешено Центральным банком РФ. * См.: СЗ РФ. 1995. № 48. Ст.4654. ** См.: Валютный рынок и валютное регулирование. Учебное пособие / Под ред. И.Н. Платоновой. Приложение 5. М, 1996, С.386-411.
Практике известно множество способов нарушения законодательства о валютном регулировании, связанных с оставлением за границей валютной выручки или осуществлением незаконного перевода за границу иностранной валюты. Исследовавший эту проблему В. Д. Ларичев называет такие способы: 1) экспортная выручка за поставленную продукцию зачисляется на специальные счета (номерные, закрытые) банков в странах с жесткой системой сохранения банковской тайны; 2) часть валютной выручки зачисляется на закрытые счета в зарубежных банках, а остальная часть валюты, без возвращения ее в Россию, используется для закупки товаров и ввоза их в страну; 3) намеренно занижаются цены на экспортируемую продукцию или сырье с последующей доплатой покупателем при получении товара и переводом разницы на счет отправителя в зарубежном банке; 4) валюта переводится за рубеж в качестве предоплаты за якобы ожидаемую по заключенному контракту. При этом известно, что никаких поставок не планируется и переведенные средства будут разделены между участниками сделки; 5) используется сеть дочерних и оффшорных компаний, принадлежащих одной компании в России, где закупается товар или сырье, которое затем продается за валюту своей же оффшорной компании по минимальной цене. После этого товар перепродается третьей компании по среднемировой цене и полученная разница остается за рубежом и др.* * См.: Ларичев В.Д. Преступления в кредитно-денежной сфере и противодействие им. С.136-140.
Впервые уголовная ответственность за невозвращение из-за границы средств в иностранной валюте была установлена в Российской Федерации Законом от 1 июля 1994 г. Введенная в УК РСФСР ст. 1628 предусматривала ответственность за сокрытие в крупных размерах руководителями предприятий, учреждений, организаций (независимо от формы собственности) средств в иностранной валюте, подлежащих обязательному перечислению на счета в уполномоченных банках РФ. Диспозиция ст. 193 УК 1996 г. сформулирована несколько иначе: невозвращение в крупном размере из-за границы руководителем организации средств в иностранной валюте, подлежащих в соответствии с законодательством Российской Федерации обязательному перечислению на счета в уполномоченный банк РФ. Таким образом, речь идет только о таких средствах в иностранной валюте, которые принадлежат организации и находятся за границей, чего не требовала ст. 1628 УК РСФСР. Во-вторых, объективная сторона преступления характеризуется не «сокрытием» средств в иностранной валюте, а сугубо бездействием - «невозвращением» этих средств*, хотя, конечно, факт невозвращения из-за границы средств в иностранной валюте, как правило, скрывается. Способы сокрытия инвалютных средств, подлежащих обязательному перечислению на счета в уполномоченные банки, различны. В случаях, связанных с сокрытием валютной выручки от экспорта товаров, это главным образом злоупотребления документами, необходимыми для проведения экспортной операции (паспорт сделки, учетная карточка таможенно-банковского контроля и др.). * Данное обстоятельство подчас не учитывается комментаторами нового уголовного законодательства, которые по-прежнему полагают, что объективная сторона преступления выражается в сокрытии валютных средств (См., напр.: Научно-практический комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации. Том первый / Под ред. П.Н. Панченко. С.548-553).
Крупный размер деяния определяется в примеч. к ст. 193 УК суммой невозвращенных средств в иностранной валюте, превышающей 10000 минимальных размеров оплаты труда. Спорен вопрос о моменте окончания данного преступления*. В общем плане на него может быть дан следующий ответ: преступление окончено с момента истечения установленного Центральным банком срока перечисления из-за рубежа иностранной валюты на счет уполномоченного банка Российской Федерации**. * См.: Ларичев В.Д. Преступления в кредитно-денежной сфере и противодействие им. С 139-141; Научно-практический комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации. Том первый / Под ред. П.Н. Панченко. С.553. ** См.: Гаухман Л.Д., Максимов С.В. Уголовная ответственность за преступления в сфере экономики. С.222.
Данный состав преступления предусматривает специального субъекта, непосредственно указанного в законе - руководитель организации (независимо от формы собственности). Таковым является лицо, имеющее право первой подписи на соответствующих финансовых и банковских документах*. Соучастниками специального субъекта могут быть и другие лица. * В Федеральном законе «О бухгалтерском учете», принятом 23 февраля 1996 г. (СЗ РФ. 1996. № 48. Ст.5369), руководитель организации определен как руководитель исполнительного органа организации либо лицо, ответственное за ведение дел организации.
Невозвращение из-за границы средств в иностранной валюте - это умышленное преступление*. Виновный руководитель организации знает о наличии за рубежом средств в иностранной валюте и о имеющихся обязанности и возможности их перечисления на счета в уполномоченный банк Российской Федерации, но не хочет этого делать, руководствуясь различными соображениями. Это могут быть корыстные побуждения, интересы своей организации и др. * Применительно к ст. 1628 УК РСФСР были попытки обосновать ответственность за сокрытие средств в иностранной валюте при наличии не только умышленной, но и неосторожной вины (См.: Янн П.С. Преступное в бизнесе. С.91-94).
С учетом различий в объектах посягательства невозвращение из-за границы средств в иностранной валюте, подлежащих обязательному перечислению на счета в уполномоченный банк России, сопряженное с уклонением от уплаты налога с организации, следует квалифицировать по совокупности ст. 193 и ст. 199 УК. Невозвращение средств в иностранной валюте и их последующее хищение также должно быть квалифицировано по совокупности преступлений.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-26; просмотров: 297; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.134.221 (0.011 с.) |