Невозвращение из-за границы средств в иностранной валюте (ст. 193 УК)




ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Невозвращение из-за границы средств в иностранной валюте (ст. 193 УК)



 

В соответствии со ст. 5 Закона РФ от 9 октября 1992 г. «О валютном регулировании и валютном контроле» иностранная валюта, полученная предприятиями (организациями)-резидентами, подлежит обязательному зачислению на их счета в уполномоченных банках, если иное не установлено Центральным банком Российской Федерации. Резиденты могут иметь счета в иностранной валюте в банках за пределами Российской Федерации в случаях и на условиях, установленных Центральным банком России.

Установление такого режима иностранной валюты в современных условиях необходимо в интересах развития экономики страны, защиты внутреннего рынка от импортируемой инфляции, недопущения сокращения валютных резервов, стабилизации курса рубля, создания условий для его конвертируемости. Указом Президента Российской Федерации № 629 от 14 июня 1992 г. «О частичном изменении порядка обязательной продажи части валютной выручки и взимания экспортных пошлин»* было установлено, что 50% валютной выручки от экспорта товаров (работ, услуг) предприятий независимо от формы собственности и места регистрации, включая предприятия с участием иностранных инвестиций, подлежат обязательной продаже через уполномоченные банки по рыночному курсу на внутреннем рынке в соответствии с порядком, установленным Центральным банком России, не позднее чем через 14 календарных дней после поступления валютной выручки. Очевидно, что это требование не будет выполнено в случаях невозвращения из-за границы средств в иностранной валюте. Не случайно из 155 стран - членов Международного валютного фонда 124 страны в той или иной степени применяют требования обязательного перевода из-за границы экспортной выручки. Среди них такие развитые страны, как Франция, Италия, Бельгия и др.

* См.: Ведомости РФ.1992. № 25. Ст. 1425.

 

Между тем Российское государство несет колоссальные потери не только от незаконного вывоза капиталов за рубеж, но и от несвоевременного перевода из-за границы денег, полученных от торговых операций. Как отмечено в аналитическом докладе МВД РФ «О состоянии и мерах усиления борьбы с экономической преступностью и коррупцией в Российской Федерации, «руководители ряда государственных и акционерных структур при осуществлении внешнеторговых сделок умышленно скрывают за рубежом получаемые валютные средства, размещают их там на счетах и используют в корыстных целях, приобретают недвижимость, дорогие автомобили, яхты»*.

* См.: О состоянии и мерах усиления борьбы с экономической преступностью и коррупцией в Российской Федерации // Щит и меч.1996. №11-12. С.8.

 

Основным источником приобретения иностранной валюты различными организациями в настоящее время является внешнеэкономическая, главным образом экспортная, деятельность, разрешенная всем зарегистрированным на территории Российской Федерации организациям независимо от форм собственности. Порядок осуществления валютного контроля за поступлением в Российскую Федерацию валютной выручки от экспорта товаров определен Инструкцией Центрального банка России № 19 и Государственного таможенного комитета № 01-/10283 от 12 октября 1993 г.*

* См.: ЭиЖ. 1993. № 45-48.

 

В случае поступления в пользу резидента средств в иностранной валюте в качестве дара, пожертвований, благотворительных взносов и иных поступлений неторгового характера они также подлежат зачислению на счета резидентов в уполномоченных банках.

Перевод иностранной валюты на счета уполномоченных банков должен быть осуществлен в течение 30 дней с даты осуществления платежа в любой форме в пользу резидента банком плательщика (нерезидента) или банком, уполномоченным последним на осуществление платежа по сделке.

Валютная выручка, подлежащая переводу в Россию и поступившая в собственность или распоряжение резидента за границей, может использоваться им до осуществления перевода только для оплаты банковских и иных комиссий и расходов, непосредственно связанных с данной внешнеэкономической операцией, по которой получена эта выручка.

Обязательному переводу не подлежат: а) валютные поступления резидентов, связанные с сооружением ими объектов на территории иностранных государств и представляющие собой оплату заказчиками (нерезидентами) местных расходов резидентов - на период строительства; б) валютные поступления резидентов от их участия в фондовых операциях за границей, используемые для дальнейшего проведения этих операций и покрытия операционных расходов - на период проведения этих операций; в) валютные поступления резидентов от проведения выставок, спортивных и культурных мероприятий за границей, используемые для покрытия расходов по их проведению - на период проведения этих мероприятий.

После завершения строительства объекта за границей резидент обязан перевести в Россию остаток средств в иностранной валюте в течение 30 дней от даты подписания акта о приеме объекта и урегулирования претензий заказчика. В тот же 30-дневный срок от даты завершения операций и мероприятий подлежат переводу прибыль в иностранной валюте от проведения за рубежом фондовых операций и валютные поступления от проведения выставок, спортивных, культурных и иных мероприятий.

Перевод иностранной валюты в отделения уполномоченных банков за границей не может рассматриваться как выполнение обязательств по переводу.

Резидент, осуществляющий перевод иностранной выручки, представляет уполномоченному банку информацию об операции, по которой поступили валютные средства (номер и дата контракта, плательщик, банк плательщика, за что получен платеж).

Названные правила установлены «Основными положениями о регулировании валютных операций на территории СССР», утвержденными Госбанком СССР от 24 мая 1991 г. и действующими с многочисленными изменениями и дополнениями в Российской Федерации в настоящее время*.

* См.: О валютном регулировании и валютном контроле. Сборник нормативных актов. 2-е изд. с доп. и изм. М„ 1994. С.49-63.

 

Об обязанности возвращения иностранной валюты из-за рубежа при осуществлении импортных операций говорится в Указе Президента РФ от 21 ноября 1995 г. «О первоочередных мерах по усилению системы валютного контроля в Российской Федерации»* и в Инструкции Центрального банка РФ № 30 и Государственного таможенного комитета РФ № 01-/10538 от 26 июля 1995 г «О порядке осуществления валютного контроля за обоснованностью платежей в иностранной валюте за импортируемые товары»**. Установлено, в частности, что импортер (резидент, заключивший или от имени которого заключен контракт, предусматривающий ввоз товаров на таможенную территорию РФ) обязан обеспечить ввоз в Российскую Федерацию товара, эквивалентного по стоимости уплаченным за него денежным средствам в иностранной валюте, а в случае непоставки товара - возврат указанных средств, ранее переведенных по импортному контракту иностранной стороне или по ее приказу, в сроки, установленные контрактом, но не позднее 180 календарных дней с даты перевода, если иное не разрешено Центральным банком РФ.

* См.: СЗ РФ. 1995. № 48. Ст.4654.

** См.: Валютный рынок и валютное регулирование. Учебное пособие / Под ред. И.Н. Платоновой. Приложение 5. М, 1996, С.386-411.

 

Практике известно множество способов нарушения законодательства о валютном регулировании, связанных с оставлением за границей валютной выручки или осуществлением незаконного перевода за границу иностранной валюты. Исследовавший эту проблему В. Д. Ларичев называет такие способы: 1) экспортная выручка за поставленную продукцию зачисляется на специальные счета (номерные, закрытые) банков в странах с жесткой системой сохранения банковской тайны; 2) часть валютной выручки зачисляется на закрытые счета в зарубежных банках, а остальная часть валюты, без возвращения ее в Россию, используется для закупки товаров и ввоза их в страну; 3) намеренно занижаются цены на экспортируемую продукцию или сырье с последующей доплатой покупателем при получении товара и переводом разницы на счет отправителя в зарубежном банке; 4) валюта переводится за рубеж в качестве предоплаты за якобы ожидаемую по заключенному контракту. При этом известно, что никаких поставок не планируется и переведенные средства будут разделены между участниками сделки; 5) используется сеть дочерних и оффшорных компаний, принадлежащих одной компании в России, где закупается товар или сырье, которое затем продается за валюту своей же оффшорной компании по минимальной цене. После этого товар перепродается третьей компании по среднемировой цене и полученная разница остается за рубежом и др.*

* См.: Ларичев В.Д. Преступления в кредитно-денежной сфере и противодействие им. С.136-140.

 

Впервые уголовная ответственность за невозвращение из-за границы средств в иностранной валюте была установлена в Российской Федерации Законом от 1 июля 1994 г. Введенная в УК РСФСР ст. 1628 предусматривала ответственность за сокрытие в крупных размерах руководителями предприятий, учреждений, организаций (независимо от формы собственности) средств в иностранной валюте, подлежащих обязательному перечислению на счета в уполномоченных банках РФ. Диспозиция ст. 193 УК 1996 г. сформулирована несколько иначе: невозвращение в крупном размере из-за границы руководителем организации средств в иностранной валюте, подлежащих в соответствии с законодательством Российской Федерации обязательному перечислению на счета в уполномоченный банк РФ.

Таким образом, речь идет только о таких средствах в иностранной валюте, которые принадлежат организации и находятся за границей, чего не требовала ст. 1628 УК РСФСР. Во-вторых, объективная сторона преступления характеризуется не «сокрытием» средств в иностранной валюте, а сугубо бездействием - «невозвращением» этих средств*, хотя, конечно, факт невозвращения из-за границы средств в иностранной валюте, как правило, скрывается. Способы сокрытия инвалютных средств, подлежащих обязательному перечислению на счета в уполномоченные банки, различны. В случаях, связанных с сокрытием валютной выручки от экспорта товаров, это главным образом злоупотребления документами, необходимыми для проведения экспортной операции (паспорт сделки, учетная карточка таможенно-банковского контроля и др.).

* Данное обстоятельство подчас не учитывается комментаторами нового уголовного законодательства, которые по-прежнему полагают, что объективная сторона преступления выражается в сокрытии валютных средств (См., напр.: Научно-практический комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации. Том первый / Под ред. П.Н. Панченко. С.548-553).

 

Крупный размер деяния определяется в примеч. к ст. 193 УК суммой невозвращенных средств в иностранной валюте, превышающей 10000 минимальных размеров оплаты труда.

Спорен вопрос о моменте окончания данного преступления*. В общем плане на него может быть дан следующий ответ: преступление окончено с момента истечения установленного Центральным банком срока перечисления из-за рубежа иностранной валюты на счет уполномоченного банка Российской Федерации**.

* См.: Ларичев В.Д. Преступления в кредитно-денежной сфере и противодействие им. С 139-141; Научно-практический комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации. Том первый / Под ред. П.Н. Панченко. С.553.

** См.: Гаухман Л.Д., Максимов С.В. Уголовная ответственность за преступления в сфере экономики. С.222.

 

Данный состав преступления предусматривает специального субъекта, непосредственно указанного в законе - руководитель организации (независимо от формы собственности). Таковым является лицо, имеющее право первой подписи на соответствующих финансовых и банковских документах*. Соучастниками специального субъекта могут быть и другие лица.

* В Федеральном законе «О бухгалтерском учете», принятом 23 февраля 1996 г. (СЗ РФ. 1996. № 48. Ст.5369), руководитель организации определен как руководитель исполнительного органа организации либо лицо, ответственное за ведение дел организации.

 

Невозвращение из-за границы средств в иностранной валюте - это умышленное преступление*. Виновный руководитель организации знает о наличии за рубежом средств в иностранной валюте и о имеющихся обязанности и возможности их перечисления на счета в уполномоченный банк Российской Федерации, но не хочет этого делать, руководствуясь различными соображениями. Это могут быть корыстные побуждения, интересы своей организации и др.

* Применительно к ст. 1628 УК РСФСР были попытки обосновать ответственность за сокрытие средств в иностранной валюте при наличии не только умышленной, но и неосторожной вины (См.: Янн П.С. Преступное в бизнесе. С.91-94).

 

С учетом различий в объектах посягательства невозвращение из-за границы средств в иностранной валюте, подлежащих обязательному перечислению на счета в уполномоченный банк России, сопряженное с уклонением от уплаты налога с организации, следует квалифицировать по совокупности ст. 193 и ст. 199 УК.

Невозвращение средств в иностранной валюте и их последующее хищение также должно быть квалифицировано по совокупности преступлений.

 





Последнее изменение этой страницы: 2016-04-26; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.239.51.78 (0.009 с.)