Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Преступления против установленного порядка уплаты налогов (налоговые преступления)Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Как подчеркнул Пленум Верховного Суда РФ в постановлении от 4 июля 1997 г. «О некоторых вопросах применения судами Российской Федерации уголовного законодательства об ответственности за уклонение от уплаты налогов», общественная опасность этого деяния заключается в умышленном невыполнении конституционной обязанности каждого платить законно установленные налоги и сборы (ст.57 Конституции РФ), что влечет непоступление денежных средств в бюджетную систему Российской Федерации*. Налоговые платежи являются важнейшими источниками формирования доходной части федерального бюджета, бюджетов субъектов Федерации и местных бюджетов. Между тем, как отмечает директор Федеральной службы налоговой полиции Российской Федерации С. Алмазов, «масштабы налоговой преступности в России достигли критического уровня. Сформировалась особая категория хозяйствующих субъектов, которые вообще не платят налогов»**. Непоступление в результате уклонения от уплаты налогов триллионных сумм в бюджет приводит к сокращению различных социальных программ, кризису с выплатой заработной платы работникам бюджетной сферы, военнослужащим, пособий малоимущим и другим негативным последствиям***. * См.: РГ. 1997. 19 июля. ** Алмазов С. Отдайте кесарево кесарю // ЭиЖ. 1996. № 47. *** Утвердившимся пониманием объекта налоговых преступлений является то, что они посягают на финансовую систему государства (См., напр.: Кучеров И.И. Налоговые преступления. М., 1997. С.57).
Несмотря на чрезвычайно высокую латентность число выявленных налоговых преступлений в последние годы неуклонно растет. Если в 1994 г. было установлено 8,3 тыс. нарушений налогового законодательства в крупном и особо крупном размерах и возбуждено 2,6 тыс. уголовных дел, то в 1995 г. выявлено 13,1 тыс. подобных нарушений, по которым возбуждено 3,8 тыс. уголовных дел, а за 9 мес. 1996 г. соответственно 11 тыс. и 5 тыс.* * См.: Алмазов С. Указ. соч. Однако далеко не все возбужденные дела по обвинению в Налоговых преступлениях заканчиваются осуждением виновных лиц. Так, в 1994 г. за налоговые преступления в России было осуждено 195 человек, в 1995 - 478, а в 1996 г. - 1002 Человека (См.: РГ. Ведомственное приложение «Экономический союз». 5 июля 1997 г.).
В течение ряда лет налоговая система Российской Федерации функционировала в соответствии с Законом РФ от 27 декабря 1991г. «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» и другими законами, определявшими необходимость, порядок и условия уплаты ряда налогов и сборов, пошлин и других платежей. С 1 января 1999г. вступила в действие часть 1 Налогового кодекса Российской Федерации, в соответствии с которым законодательство Российской Федерации о налогах и сборах состоит из Налогового кодекса и принятых в соответствии с ним федеральных законов о налогах и (или) сборах. Кодекс установил систему налогов, взимаемых в федеральный бюджет, а также общие принципы налогообложения и сборов в России. На основании положений Налогового кодекса принимается законодательство субъектов Российской Федерации о региональных налогах и сборах и устанавливаются местные налоги и сборы представительными органами местного самоуправления. Под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований (п. 1 ст. 8 Налогового кодекса РФ). Сбор - это обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в интересах плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий) - п. 2 ст. 8 Налогового кодекса РФ. Налоговый кодекс РФ к федеральным налогам и сборам отнес: 1) налог на добавленную стоимость; 2) акцизы на отдельные виды товаров (услуг) и отдельные виды минерального сырья; 3) налог на прибыль (доход) организаций; 4) налог на доходы от капитала; 5) подоходный налог с физических лиц; 6) взносы в государственные социальные внебюджетные фонды; 7) государственную пошлину; 8) таможенную пошлину и таможенные сборы; 9) налог на пользование недрами; 10) налог на воспроизводство минерально-сырьевой базы; 11) налог на дополнительный доход от добычи углеводородов; 12) сбор за право пользования объектами животного мира и водными биологическими ресурсами; 13) лесной налог; 14) водный налог; 15) экологический налог; 16) федеральные лицензионные сборы (ст. 13). К региональным налогам и сборам относятся: 1) налог на имущество организаций; 2) налог на недвижимость; 3) дорожный налог; 4) транспортный налог; 5) налог с продаж; 6) налог на игорный бизнес; 7) региональные лицензионные сборы (ст. 14 Налогового кодекса РФ). Местными налогами и сборами являются: 1) земельный налог; 2) налог на имущество; 3) налог на рекламу; 4) налог на наследование или дарение 5) местные лицензионные сборы (ст. 15 Налогового кодекса). Однако ст. 13, 14 и 15 Налогового кодекса, где определены данные виды налогов и сборов, будут введены в действие лишь одновременно с введением в действие части второй Налогового кодекса. До этого времени продолжают взимать лишь те налоги, сборы, пошлины и другие платежи в бюджет или внебюджетный фонд, которые установлены ст. 19, 20 и 21 Закона РФ «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» от 27 декабря 19911 с последующими изменениями и дополнениями. В УК РСФСР 1960 г. длительное время отсутствовала специальная статья об ответственности за неуплату налогов. Подобное деяние квалифицировалось как причинение имущественного ущерба государству путем обмана или злоупотребления доверием. Только в 1986г. УК РСФСР был дополнен ст. 162', предусматривающей ответственность за уклонение от подачи декларации о доходах от занятия кустарно-ремесленным промыслом, другой индивидуально-трудовой деятельностью или об иных доходах, облагаемых подоходным налогом, и в других случаях, когда подача декларации предусмотрена законодательством, либо несвоевременную подачу декларации и включение в нее заведомо искаженных данных, если эти действия совершены после наложения административного взыскания за такие же нарушения. В 1992 г. в УК появилась ст.1622 об ответственности за сокрытие полученных доходов (прибыли) или иных объектов налогообложения в крупных и особо крупных размерах. Анализ положений налогового и уголовного законодательства позволял утверждать (1), что в ст. 1622 УК в отличие от ст. 1621 предусматривалась ответственность за уклонение от уплаты налогов, подлежащих взысканию с предприятий, организаций - плательщиков налогов, и (2) что сокрытие доходов (прибыли) или иных объектов налогообложения - это умышленное преступление*, хотя в литературе высказывались и другие точки зрения. Например, П.С. Яни считал, что сокрытие объектов налогообложения может быть и неумышленным, влекущим при наличии вины в виде преступной небрежности также ответственность по ст. 1622 УК, и что физическое лицо, скрывшее от налогообложения свои доходы в крупном или особо крупном размерах, также отвечает по ст. 1622 УК РСФСР**. * См.: Волженкин Б. Уголовная ответственность за налоговые преступления// Законность. 1994. № 1; Комментарий к Уголовному кодексу РСФСР / Отв. ред. В.И. Радченко М, 1994. С. 288-289 и др. ** См.: Яни П.1) О применении «налоговых норм уголовного закона // Законность. 1994 № 9; 2) Преступное в бизнесе. С.104-110.
Уголовный кодекс 1996 г. разрешил некоторые проблемы, ранее являвшиеся дискуссионными, хотя и не снял все спорные вопросы применения законодательства об ответственности за налоговые преступления, о чем свидетельствуют рассмотрение их Пленумом Верховного Суда РФ и принятое Пленумом постановление от 4 июля 1997 г. «О некоторых вопросах применения судами Российской Федерации уголовного законодательства об ответственности за уклонение от уплаты налогов». Федеральный закон РФ «О внесении изменений и дополнений в Уголовный кодекс Российской Федерации» от 25 июня 1998 г., установил уголовную ответственность также за уклонение от уплаты страховых взносов в государственные внебюджетные фонды. Государственные внебюджетные фонды образованы в соответствии с законодательством Российской Федерации и предназначены для социальной защиты граждан, финансирования и выплаты пенсий, пособий, материальной помощи, медицинского обслуживания и т.п. К ним относятся Пенсионный фонд РФ*, Фонд социального страхования РФ**, Фонд обязательного медицинского страхования*** и Государственный фонд занятости населения РФ****. Это так называемые социальные внебюджетные фонды, одним из источников формирования которых являются страховые взносы работодателей и граждан. * См.: Положение о Пенсионном Фонде РФ, утв. постановлением Верховного Совета РФ от 27 декабря 1991г. // ВВС РСФСР. 1992. № 5. Ст.180. ** См.: Постановление Правительства РФ «О фонде социального страхования РФ» от 12 февраля 1994 г. // САПП РФ. 1994. №8. Ст.559. *** См.: Положение о Федеральном фонде обязательного медицинского страхования и Положение о территориальном фонде общественного медицинского страхования, утв. постановлением Верховного Совета РФ от 24 февраля 1993г. // РГ. 2993. №81. **** См.: Положение о Государственном фонде занятости населения РФ, утв. Постановлением Верховного Совета РФ от 8 июня 1993г. // ВВС РФ. 1993. №25. Ст. 911.
Под страховыми взносами в государственные внебюджетные социальные фонды понимаются обязательные платежи, уплачиваемые юридическими и физическими лицами (плательщиками) в соответствующие фонды в порядке и размерах, установленных правовыми актами*. Нормативными актами установлены круг субъектов, обязанных к уплате страховых взносов в тот или иной государственный внебюджетный фонд, размеры, порядок и сроки их уплаты и т. д. * См.: Финансовое право. Учебник /Отв. ред. Н.И. Химичева. С.330.
Таким образом, в настоящее время Уголовный кодекс предусматривает ответственность за уклонение физического лица от уплаты налога или страхового взноса в государственные внебюджетные фонды (ст. 198) и за уклонение от уплаты налогов или страховых взносов в государственные внебюджетные фонды с организаций (ст. 199).
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-26; просмотров: 315; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.16.75.156 (0.012 с.) |