ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Нарушение правил сдачи государству драгоценных металлов и драгоценных камней (ст. 192 УК)



 

Согласно Федеральному закону от 26 марта 1998г. «О драгоценных металлах и драгоценных камнях» добыча и производство драгоценных металлов, добыча драгоценных камней на территории Российской Федерации могут осуществляться исключительно организациями, получившими в установленном порядке специальное разрешение (лицензии).

При этом под добычей драгоценных металлов понимается извлечение драгоценных металлов из коренных (рудных), россыпных и техногенных месторождений с получением концентратов и других полупродуктов, содержащих драгоценные металлы, а под добычей драгоценных камней - извлечение драгоценных камней из коренных, россыпных и техногенных месторождений, а также сортировка, первичная классификация и первичная оценка драгоценных камней. Производство драгоценных металлов - это извлечение драгоценных металлов из добытых комплексных руд, концентратов и других полупродуктов, содержащих драгоценные металлы, а также из лома и отходов, содержащих драгоценные металлы.

Государственное регулирование добычи, производства, использования и обращения драгоценных металлов и драгоценных камней выражается не только в лицензировании соответствующих видов деятельности в области добычи, производства, использования и обращения драгоценных металлов и камней, но, в частности, и в установлении преимущественного права приобретения добываемых драгоценных металлов и драгоценных камней для Государственного фонда драгоценных металлов и драгоценных камней РФ, формирования золотого запаса России и государственных фондов драгоценных металлов и драгоценных камней субъектов РФ.

Хотя добытые из недр в соответствии с лицензией на добычу драгоценные металлы и драгоценные камни, как правило, являются собственностью субъектов добычи, федеральным законодательством установлен обязательный порядок передачи добытых и произведенных драгоценных металлов, за исключением самородков, для аффинажа в организации, включенные в перечень, утвержденный Правительством РФ (ст. 20 Федерального закона «О драгоценных металлах и драгоценных камнях»), и приоритетный порядок продажи аффинированных металлов, самородков драгоценных металлов и добытых из недр или рекуперированных драгоценных камней уполномоченным органам исполнительной власти Российской Федерации или субъектов РФ для пополнения соответствующих государственных фондов драгоценных металлов и драгоценных камней (п.5 ст.2 и п.4 ст.20 названного Федерального закона).

Статья 192 УК устанавливает ответственность за уклонение от обязательной сдачи на аффинаж или обязательной продажи государству добытых из недр, полученных из вторичного сырья, а также поднятых и найденных драгоценных металлов или драгоценных камней*, если это деяние совершено в крупном размере, когда стоимость не сданных или не проданных государству драгоценных металлов и драгоценных камней превышает 500 минимальных размеров оплаты труда.

* Т.Ю. Погосян считает, что в данном случае имеются в виду не только драгоценные камни, относящиеся к валютным ценностям, но все минералы с особыми свойствами, используемые для ювелирных целей (топаз, берилл, аметист, сердолик, бирюза, горный хрусталь и т.д.) (См.: Уголовное право. Особенная часть. Учебник для вузов / Отв. ред. И.Я. Козаченко, З.А. Незнамова, Г.П. Новоселов. С.328. Никаких аргументов она не приводит; См. также: Лопашенко Н.А. Вопросы квалификации преступлений в сфере экономической деятельности. С. 114. - Между тем Федеральный закон «О драгоценных металлах и драгоценных камнях», определивший условия функционирования рынка драгоценных металлов и драгоценных камней, к числу последних относит только природные алмазы, изумруды, рубины, сапфиры, александриты, а также природный жемчуг. В последующей работе Н.А. Лопашенко изменила ранее высказанную позицию по этому вопросу (См.: Лопашенко Преступления в сфере экономической деятельности: понятия, система... С. 130).

 

Аффинажем называется процесс очистки извлеченных драгоценных металлов от примесей и сопутствующих компонентов, доведение драгоценных металлов до качества, соответствующего государственным стандартам и техническим условиям, действующим на территории РФ, или международным стандартам (ст. 1 Федерального закона от 26 марта 1998 г. «О драгоценных металлах и драгоценных камнях»). Аффинаж могут осуществлять только те организации, которые включены в Перечень, утвержденный постановлением Правительства РФ от 17 августа 1998 г. №972.

В Положении о совершении сделок с драгоценными металлами на территории Российской Федерации, утвержденном постановлением Правительств РФ от 30 июня 1994 г. № 756*, определяется, что в зависимости от способа получения сырье, содержащее золото и серебро, подразделяется на минеральное сырье, добываемое из недр и попутно извлекаемое из руд других металлов, а также на лом и отходы, содержащие золото и серебро (вторичное сырье).

* См.: СЗ РФ. 1994. № 11. Ст.1291.

 

Добытое минеральное сырье, подлежащее переработке для получения аффинированного золота и серебра в виде слитков, предварительно может быть переработано с получением промежуточного продукта. Произведенные таким образом на территории Российской Федерации из минерального сырья слитки золота и серебра покупаются у пользователей недр в первую очередь соответствующими государственными органами.

Несколько иной порядок продажи государству драгоценных камней установлен Положением о совершении сделок с природными драгоценными камнями на территории Российской Федерации, утвержденном постановлением Правительства РФ от 27 июня 1996 г. № 759*. Согласно этому документу, Министерство финансов РФ и Центральный банк РФ размещают свои заказы на приобретение драгоценных камней в добывающих организациях - юридических лицах, имеющих лицензию и осуществляющих добычу драгоценных камней в пределах установленных квот. Добывающие организации, самостоятельно осуществляющие сортировку (классификацию, аттестацию) природных драгоценных камней, могут реализовывать сырые сортированные оцененные драгоценные камни обрабатывающим организациям и промышленным потребителям, имеющим право на приобретение драгоценных камней, при преимущественном праве их покупки Министерством финансов РФ и Центральным банком РФ. Добывающие организации, не имеющие возможности сортировать и оценивать добытые драгоценные камни, в установленном порядке реализуют или передают их на сортировку и оценку Министерству финансов.

* См.: Там же. 1996. № 27. Ст.3286.

 

Что касается вторичного сырья драгоценных металлов (лом и отходы), то оно продается (поставляется) его владельцами Министерству финансов РФ или предприятиям-заготовителям, осуществляющим сбор и первичную обработку такого сырья, а затем продающим (поставляющим) это сырье Министерству финансов или заключающим договоры с аффинажными заводами на переработку вторичного сырья.

Инструкция Министерства финансов РФ от 4 августа 1992 г. № 67 (в ред. от 4 декабря 1995 г.) «О порядке получения, расходования и хранения драгоценных металлов, драгоценных камней на предприятиях, в учреждениях и организациях»* определила порядок сбора и сдачи отходов драгоценных металлов и драгоценных камней. Предприятия, учреждения и организации независимо от формы собственности обязаны обеспечивать полный сбор, учет и сдачу в Государственный фонд всех видов лома и отходов драгоценных металлов и драгоценных камней в случае получения их из Министерства финансов РФ во всех местах их использования от всех источников образования. Сбор и сдача лома и отходов, содержащих алмазы, производится в порядке, устанавливаемом Министерством финансов РФ.

* См.: Бюллетень нормативных актов министерств и ведомств РФ. 1996. № 3.

 

Невыполнение изложенных выше правил обязательной сдачи минерального сырья, содержащего драгоценные металлы, на аффинаж, а также обязательной продажи драгоценных металлов или драгоценных камней в крупном размере, образует объективную сторону преступления.

Преступление совершается умышленно. Субъектом может быть физическое лицо, достигшее шестнадцатилетнего возраста, лицо, выполняющее управленческие функции в коммерческой или иной организации, а также должностные лица. В частности, субъектом данного преступления может быть руководитель организации, добывающей драгоценные металлы и драгоценные камни, или занимающейся производством драгоценных металлов, а также физические лица - члены артелей старателей, добывающие полезные ископаемые на основании лицензии, лица, нашедшие самородки драгоценных металлов и драгоценных камней и т.д.

Драгоценные металлы и драгоценные камни, добытые из недр на основании и в соответствии с законно полученной лицензией, становятся собственностью субъекта предпринимательской деятельности, хотя эти металлы и камни должны сдаваться (продаваться) государству. Поэтому незаконное, вопреки воле собственника, безвозмездное изъятие и обращение их с корыстной целью в пользу виновного или других лиц должно рассматриваться как хищение.

Лицо, уклонившееся от обязательной сдачи на аффинаж или обязательной продажи государству добытых из недр, полученных из вторичного сырья, а также поднятых и найденных драгоценных металлов и драгоценных камней и совершившее с ними сделку в нарушение правил, установленных законодательством Российской Федерации, либо хранившее, осуществившее их перевозку или пересылку, подлежит ответственности по совокупности совершенных преступлений (ст. 191 и 192 УК).

Как подчеркивается в Федеральном законе «О драгоценных металлах и драгоценных камнях», собственником незаконно добытых драгоценных металлов и драгоценных камней является Российская Федерация (п.4 ст.2). Поэтому лица, незаконно, без лицензии добывающие или производящие добычу либо производство драгоценных металлов или драгоценных камней и нарушающие требование ст. 192 УК, несут ответственность не по этой статье, а за незаконное предпринимательство (ст. 191 УК). Полученные в результате незаконных действий ценности обращаются в доход государства. Драгоценные металлы и драгоценные камни подлежат обязательной сдаче в Государственный фонд драгоценных металлов и драгоценных камней (п.2 ст.30 Федерального закона «О драгоценных металлах и драгоценных камнях»).

 





Последнее изменение этой страницы: 2016-04-26; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.239.236.140 (0.009 с.)