ТОП 10:

Изучает ли патофизиология общие закономерности развития болезней.



Основы патологии

 

 

Направление подготовки

011200 Физика

 

Профиль подготовки

 

Медицинская физика

 

Квалификация (степень) выпускника

Бакалавр

 

Форма обучения

очная

 

Ростов-на-Дону


Рабочая программа

1. Цели освоения дисциплины

Целями освоения дисциплины (модуля) :

- формирование основных теоретических представлений о причинах и закономерностях развития патологических процессов в организме, индуцируемых хроническим воздействием ксенобиотиков, в том числе ионизирующего излучения;

- изучение механизмов резистентности организма к внешним повреждающим воздействиям;

- освоение ведущих способов диагностики патологических процессов в организме, вызванных стрессовыми воздействиями, приборов для их осуществления.

 

2.Место дисциплины в структуре ООП бакалавриата

Дисциплина « Основы патологии» является спецкурсом блока № ООП.

Изучение материала курса базируется на знаниях, полученных студентами при изучении курса « Основы биологии, анатомии, физиологии человека», « Медицинской биохимии», « Экология» и других дисциплин специальности.

3 Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины (модуля).

В результате освоения дисциплины обучающийся должен:

· Знать: - основные закономерности развития болезней различной этиологии, их патогенез;

- способы диагностики патологических процессов в функциональных системах организма, технические устройства для их осуществления;

· Уметь

- Применять основные законы физиологии для объяснения патогенеза заболеваний человека;

- использовать полученные знания о механизмах патологических процессов при изучении алгоритмов диагностики донозологических состояний человека, ранних признаков хронической лучевой болезни;

· Владеть

- Знаниями об особенностях течения донозологических состояний в разные периоды развития организма;

- знаниями о методологии диагностики дезадаптированности человека;

- научным методам познания, его экспериментальной и теоретической компонентами в их взаимосвязи.

 

4. Структура и содержание дисциплины (модуля)

Общая трудоемкость дисциплины составляет 3 зачетных единиц 96 часов (лекций 26 час, семинаров – 8 час, самостоятельной работы -62 час) . Форма отчетности –экзамен, 6 семестр.

 

 

№ п/п Раздел Дисциплины Семестр Неделя семестра Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах) Формы текущего контроля успеваемости (по неделям семестра) Форма промежуточной аттестации (по семестрам)
        лекции Семинары Самостоятельная работа    
Место и значение патологии в системе медицинских знаний, история ее развития. -      
Особенности состояния здоровья в регионах экологического неблагополучия. -    
Факторы внешней среды и их влияние на организм этиопатогенетические аспекты, способы диагностики. -    
Краткая характеристика основных типовых патологических процессов. -    
Основные представления о метеопатологии, фаза метеотропных реакций. -    
Методы оценки дезадапти- рованности на производстве и устройства для их осуществлен-ия - семинар  
Биология старения, основные положения хронобиологии. -    
Патофизиология хронической лучевой болезни, ведущие диагностические признаки -    
Отдельные нарушения функций опорно-двигательного аппарата их диагностика. - семинар  
Отдельные нарушения системы крови их диагностика -    
Психофизиологические методы в оценке переутомления человека-оператора.. -    
Отдельные нарушения функции сердца и сосудов. -    
Отдельные нарушения функции дыхательной системы их диагностика. -    
Скриннинго- вые тесты оценки психофизического развития. - семинар  
Отдельные нарушения функции пищеварительной системы их диагностика. -    
Отдельные нарушения функций эндокринной и нервной систем. -    
Способы коррекции дезадаптиро- ванности человека, его ксеногенной интиоксика -ции. - семинар  
  Итого     экзамен  
                 
                   

Образовательные технологии

__________________________________________________________________________

(Указываются образовательные технологии, используемые при реализации различных видов учебной работы.

В соответствии с требованиями ФГОС ВПО по направлению подготовки реализация компетентностного подхода должна предусматривать широкое использование в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий (компьютерных симуляций, деловых и ролевых игр, разбор конкретных ситуаций, психологические и иные тренинги) в сочетании с внеаудиторной работой с целью формирования и развития профессиональных навыков обучающихся. В рамках учебных курсов должны быть предусмотрены встречи с представителями российских и зарубежных компаний, государственных и общественных организаций, мастер-классы экспертов и специалистов.

Удельный вес занятий, проводимых в интерактивных формах, определяется главной целью (миссией) программы, особенностью контингента обучающихся и содержанием конкретных дисциплин, и в целом в учебном процессе они должны составлять не менее ___% аудиторных занятий (определяется требованиями ФГОС с учетом специфики ООП). Занятия лекционного типа для соответствующих групп студентов не могут составлять более 40___% аудиторных занятий (определяется соответствующим ФГОС)).

6. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины и учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов

Вопросы к семинару по теме « Патология, ее основные понятия. Роль факторов среды в патологии человека».

Понятия «нозология», «здоровье», «этиология», «патогенез». 2.Группы этиологических факторов. 3.Понятие об иммунитете. Структура и функции иммунной системы.4.Гуморальные и клеточные факторы иммунитета. 5.Механизмы боли. Антиболевая система. 6.Рецепторы боли. 7.Способы и средства обезболивания.

Вопросы к семинару по теме: « Возрастные периоды развития человека, основные патологические процессы старческого возраста».

Социальные теории старения. 2.Факторы, ускоряющие старение организма. 3.Понятие о витаукте. 4.Способы, повышающие резистентность человека. 5.Законы питания. 6.Патологические состояния, возникающие при неадекватном питании. 7.Этиология ожирения. Его виды. 8.Трофологичские цепи и ксенобиотики. 9.Влияние токсичных микроэлементов на здоровье. 10.Основные гипотезы биологических механизмов старения человека.

Вопросы к семинару по теме: « Скрининговые тесты оценки психофизического развития» :

Основные параметры ЭКГ их изменения при психофизических перегрузках. 2.Функциональные пробы в ЭЭГ при диагностике умственного переутомления.3.Устройства, используемые для регистрации реакций организма на сенсорные раздражители. 4.Способы изучения психомоторных и зрительно-моторных реакций. 5. Использование психофизиологических тестов в донозологической диагностике профпатологических процессов. 6. Антропометрические приемы исследования физического развития человека. 7.Особенности полового созревания у жителей южные и северных широт.8. Психологические тесты., применяемые для оценки тревожности индивида.. 9. Устройства для самоконтроля эмоционального стресса в динамике рабочего дня. 10.Изменения ведущих функциональных показателей организма в динамике онтогенеза.

Вопросы к семинару по теме: «Механизмы патологических процессов в пищеварительной, дыхательной. сердечно-сосудистой системах. Понятие о метео и хронобиологии.

Причины. способствующие развитию метеотропных реакций. их механизмы. 2.Типы погоды. Ее биологические эффекты. 3.Биоритмы организма. их классификация. 4.Понятие о десинхронозе. 5.Основные заболевания сердечно-сосудистой системы. 6.Профилактика гипертонии. 7.Профилактика и лечение заболеваний желудка. 8.Диагностика и лечение заболеваний печени и желчного пузыря. 9.Диагностика и лечение патологических процессов в легких. 10.Диагностика инфаркта миокарда. 11. Заболевания бронхов их диагностика.

Вопросы к семинару по теме: «Патология нейроэндокринной системы».

Патологии ЦНС воспалительной этиологии. 2.Патологии ЦНС сосудистой этиологии. 3.Диагностика заболеваний головного мозга. 4.Заболевания периферической нервной системы. 5.Способы диагностики патологии периферической нервной системы. 6.Понятие о канцерогенезе, его стадии. 7.Патология щитовидной железы, ее диагностика. 8.Функции надпочечников их патология. 9. Нарушения функции яичников, их этиология и патогенез. 10 . Сахарный диабет, причины его возникновения.

7. Тестовые задачи и методические рекомендации к самопроверке усвоения материала.

А. да,

Б. нет.

А. да,

Б. нет.

3Типовой патологический процесс характеризуется:

А.В блокаде деления клеток.

Б.Быстро делящиеся клетки.

А. При дефиците витамина Е.

Б.При гипоксии.

В.При гипертермии.

А. Гипофизе.

Б. Щитовидной железе.

В.Половых железах.

Г.Поджелудочной железе.

В.Эозинофилия.

Содержание каких гормонов повышается в крови при стресс-реакции.

А.Глюкокортикоидов.

Б.Адреналина.

В.Андрогенов.

12.Для профилактики стрессорных повреждений могут быть использованы:

А.Глюкокортикоиды.

Б.Адреномиметики.

В.Транквилизаторы.

Г.Антиоксиданты.

А.Артериальная гиперемия.

Б.Венозная гиперемия.

В.Ишемия.

Г.Стаз.

А.Артериальная гиперемия.

Б.Венозная гиперемия.

В.Кратковременный спазм.

Г.Стаз.

А.Лимфатические узлы.

Б.Селезенка.

В.Костный мозг.

Г. Вилочковая железа.

16. Перечислите основные клеточные элементы, обеспечивающие иммунную реакцию:

А. Т-лимфоциты.

Б.эритроциты.

В. В-лимфоциты.

Г.Тромбоциты.

Билет 1

Показатели биоритма.

Билет 2

Билет 3

Билет 4

Билет 5

Билет 6

Билет 7

Билет 8

Стадии болезни.

Билет 9

Билет 10

Билет 11

Гипотезы старения.

Билет 12

Билет 13

Теории питания.

Билет 14

Виды диагнозов.

Билет 15

Билет 16

Гипоксия, ее виды.

8. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины (модуля) _

а) основная литература:

 

1. Агаджанян Н.А. Проблемы адаптации и учение о здоровье. М.:изд-во РУДН, 2007 – 318с

2. Кожин А.А. Основы патологии. Ростов-на-Дону, Из-во ЮФУ, 2008, -254с

3. Парцерняк С.А. Вегетозы: болезни стресса. СПб изд-во «Сентябрь», 2007 - 310с.

 

б) дополнительная литература:

 

4.Войнов В.Б. Психофизиологические методы оценки здоровья. ростов. Изд-во ООО «ЦВВР», 2006 – 265с.

4. Келина Н.Ю. Физиология в таблицах и схемах. Ростов-на-Дону, Феникс, 2006, 136с

5. Чеснокова Н.П. Общая патология. М., Академия, 2007, 318с

 

9. Материально-техническое обеспечение дисциплины (модуля)

Основы патологии

 

 

Направление подготовки

011200 Физика

 

Профиль подготовки

 

Медицинская физика

 

Квалификация (степень) выпускника

Бакалавр

 

Форма обучения

очная

 

Ростов-на-Дону


Рабочая программа

1. Цели освоения дисциплины

Целями освоения дисциплины (модуля) :

- формирование основных теоретических представлений о причинах и закономерностях развития патологических процессов в организме, индуцируемых хроническим воздействием ксенобиотиков, в том числе ионизирующего излучения;

- изучение механизмов резистентности организма к внешним повреждающим воздействиям;

- освоение ведущих способов диагностики патологических процессов в организме, вызванных стрессовыми воздействиями, приборов для их осуществления.

 

2.Место дисциплины в структуре ООП бакалавриата

Дисциплина « Основы патологии» является спецкурсом блока № ООП.

Изучение материала курса базируется на знаниях, полученных студентами при изучении курса « Основы биологии, анатомии, физиологии человека», « Медицинской биохимии», « Экология» и других дисциплин специальности.

3 Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины (модуля).

В результате освоения дисциплины обучающийся должен:

· Знать: - основные закономерности развития болезней различной этиологии, их патогенез;

- способы диагностики патологических процессов в функциональных системах организма, технические устройства для их осуществления;

· Уметь

- Применять основные законы физиологии для объяснения патогенеза заболеваний человека;

- использовать полученные знания о механизмах патологических процессов при изучении алгоритмов диагностики донозологических состояний человека, ранних признаков хронической лучевой болезни;

· Владеть

- Знаниями об особенностях течения донозологических состояний в разные периоды развития организма;

- знаниями о методологии диагностики дезадаптированности человека;

- научным методам познания, его экспериментальной и теоретической компонентами в их взаимосвязи.

 

4. Структура и содержание дисциплины (модуля)

Общая трудоемкость дисциплины составляет 3 зачетных единиц 96 часов (лекций 26 час, семинаров – 8 час, самостоятельной работы -62 час) . Форма отчетности –экзамен, 6 семестр.

 

 

№ п/п Раздел Дисциплины Семестр Неделя семестра Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах) Формы текущего контроля успеваемости (по неделям семестра) Форма промежуточной аттестации (по семестрам)
        лекции Семинары Самостоятельная работа    
Место и значение патологии в системе медицинских знаний, история ее развития. -      
Особенности состояния здоровья в регионах экологического неблагополучия. -    
Факторы внешней среды и их влияние на организм этиопатогенетические аспекты, способы диагностики. -    
Краткая характеристика основных типовых патологических процессов. -    
Основные представления о метеопатологии, фаза метеотропных реакций. -    
Методы оценки дезадапти- рованности на производстве и устройства для их осуществлен-ия - семинар  
Биология старения, основные положения хронобиологии. -    
Патофизиология хронической лучевой болезни, ведущие диагностические признаки -    
Отдельные нарушения функций опорно-двигательного аппарата их диагностика. - семинар  
Отдельные нарушения системы крови их диагностика -    
Психофизиологические методы в оценке переутомления человека-оператора.. -    
Отдельные нарушения функции сердца и сосудов. -    
Отдельные нарушения функции дыхательной системы их диагностика. -    
Скриннинго- вые тесты оценки психофизического развития. - семинар  
Отдельные нарушения функции пищеварительной системы их диагностика. -    
Отдельные нарушения функций эндокринной и нервной систем. -    
Способы коррекции дезадаптиро- ванности человека, его ксеногенной интиоксика -ции. - семинар  
  Итого     экзамен  
                 
                   

Образовательные технологии

__________________________________________________________________________

(Указываются образовательные технологии, используемые при реализации различных видов учебной работы.

В соответствии с требованиями ФГОС ВПО по направлению подготовки реализация компетентностного подхода должна предусматривать широкое использование в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий (компьютерных симуляций, деловых и ролевых игр, разбор конкретных ситуаций, психологические и иные тренинги) в сочетании с внеаудиторной работой с целью формирования и развития профессиональных навыков обучающихся. В рамках учебных курсов должны быть предусмотрены встречи с представителями российских и зарубежных компаний, государственных и общественных организаций, мастер-классы экспертов и специалистов.

Удельный вес занятий, проводимых в интерактивных формах, определяется главной целью (миссией) программы, особенностью контингента обучающихся и содержанием конкретных дисциплин, и в целом в учебном процессе они должны составлять не менее ___% аудиторных занятий (определяется требованиями ФГОС с учетом специфики ООП). Занятия лекционного типа для соответствующих групп студентов не могут составлять более 40___% аудиторных занятий (определяется соответствующим ФГОС)).

6. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины и учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов

Вопросы к семинару по теме « Патология, ее основные понятия. Роль факторов среды в патологии человека».

Понятия «нозология», «здоровье», «этиология», «патогенез». 2.Группы этиологических факторов. 3.Понятие об иммунитете. Структура и функции иммунной системы.4.Гуморальные и клеточные факторы иммунитета. 5.Механизмы боли. Антиболевая система. 6.Рецепторы боли. 7.Способы и средства обезболивания.

Вопросы к семинару по теме: « Возрастные периоды развития человека, основные патологические процессы старческого возраста».

Социальные теории старения. 2.Факторы, ускоряющие старение организма. 3.Понятие о витаукте. 4.Способы, повышающие резистентность человека. 5.Законы питания. 6.Патологические состояния, возникающие при неадекватном питании. 7.Этиология ожирения. Его виды. 8.Трофологичские цепи и ксенобиотики. 9.Влияние токсичных микроэлементов на здоровье. 10.Основные гипотезы биологических механизмов старения человека.

Вопросы к семинару по теме: « Скрининговые тесты оценки психофизического развития» :

Основные параметры ЭКГ их изменения при психофизических перегрузках. 2.Функциональные пробы в ЭЭГ при диагностике умственного переутомления.3.Устройства, используемые для регистрации реакций организма на сенсорные раздражители. 4.Способы изучения психомоторных и зрительно-моторных реакций. 5. Использование психофизиологических тестов в донозологической диагностике профпатологических процессов. 6. Антропометрические приемы исследования физического развития человека. 7.Особенности полового созревания у жителей южные и северных широт.8. Психологические тесты., применяемые для оценки тревожности индивида.. 9. Устройства для самоконтроля эмоционального стресса в динамике рабочего дня. 10.Изменения ведущих функциональных показателей организма в динамике онтогенеза.

Вопросы к семинару по теме: «Механизмы патологических процессов в пищеварительной, дыхательной. сердечно-сосудистой системах. Понятие о метео и хронобиологии.

Причины. способствующие развитию метеотропных реакций. их механизмы. 2.Типы погоды. Ее биологические эффекты. 3.Биоритмы организма. их классификация. 4.Понятие о десинхронозе. 5.Основные заболевания сердечно-сосудистой системы. 6.Профилактика гипертонии. 7.Профилактика и лечение заболеваний желудка. 8.Диагностика и лечение заболеваний печени и желчного пузыря. 9.Диагностика и лечение патологических процессов в легких. 10.Диагностика инфаркта миокарда. 11. Заболевания бронхов их диагностика.

Вопросы к семинару по теме: «Патология нейроэндокринной системы».

Патологии ЦНС воспалительной этиологии. 2.Патологии ЦНС сосудистой этиологии. 3.Диагностика заболеваний головного мозга. 4.Заболевания периферической нервной системы. 5.Способы диагностики патологии периферической нервной системы. 6.Понятие о канцерогенезе, его стадии. 7.Патология щитовидной железы, ее диагностика. 8.Функции надпочечников их патология. 9. Нарушения функции яичников, их этиология и патогенез. 10 . Сахарный диабет, причины его возникновения.

7. Тестовые задачи и методические рекомендации к самопроверке усвоения материала.

Изучает ли патофизиология общие закономерности развития болезней.

А. да,

Б. нет.




Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su не принадлежат авторские права, размещенных материалов. Все права принадлежать их авторам. Обратная связь - 54.166.203.76